Не так давно я ездил в Ярославль — город, который является частью «Золотого кольца» нашей страны.
Был там, в музее «Музыка и Время». Директор этого музея Д.Мостовский, просто великолепный цирковой артист, с самых малых лет собирал колокольчики. Над ним все смеялись, называли его дураком, идиотом и т.д. Никто не хотел понимать увлечения человека. Даже его жена и то не разделяла его взглядов. Так и говорила: «Не верь людям, которые над тобой смеются из-за колокольчиков, просто они не знают, что ты от рождения дурак».
Время шло, коллекция колокольчиков росла — это и поддужные колокольчики с надписями «Возьми меня подари меня», и бубенцы с которыми тройки ездили и т.д..

Одновременно с коллекцией колокольчиков стала появляться постепенно коллекция часов… Часы, надо сказать, необычные. Например, к напольным часам немецкой фирмы Sauer имеется в наличии 30 разных мелодий. На восстановление каждого экземпляра уходило от трёх до пяти лет. Каждые часы — это время, каждое время — это секунда, каждая секунда — это мгновение истории, да к тому же ещё и судьба владельца.

Одни часы переводил сам А.П.Чехов, другие часы переводил Ф.И.Шаляпин. Человек, оставшись на пенсии после увольнения из Цирка, начал задумываться над тем, как жить дальше и в его голову пришла мысль о создании частного музея не подвластного государству. Он тут же ухватился за неё, и начал реализовывать.

Первое, что он сделал, это приобрёл уже полузапущенный дом местного купца, разместил на трёх этажах свою коллекцию.

Ему никто не верил, что он сможет поднять на ноги этот дом, все говорили «Да зачем тебе он — не лезь туда». Вопреки всем возгласам он всё-таки купил его, восстановил. И получает с него прибыль. Но, как и везде ему приходится торговать всякой мелочью, сувенирами — это составляет его основной доход.

Но самое интересное, что он делает, это на прощание перед уходом группы играет на шарманке, и люди оставляют ему кто сколько сможет. Его доход настолько велик, что на данный момент он купил в Германии Орган и восстанавливает специально для него отдельное строение возле своего музея. Через пять лет люди будут гулять по парку и слушать И.С.Баха.

Спустя несколько десятилетий запустения, пивоваренный завод Суркова в центре Архангельска, основанный 100 лет назад, был продан с аукциона. В результате городской бюджет получил 34,2 миллиона рублей, а новый владелец - компания "СтройТехнология" - три аварийных корпуса бывшего пивзавода и обязательство использовать восстановленный в строгом соответствии с историческим обликом объект только в качестве административно-торговых помещений или для "неразрушающего производства".

Проект реконструкции здания практически готов. Скорее всего, на исторических площадях откроется очередной торговый центр. О коммерциализации проекта говорит и тот факт, что на первом этаже завода уже открыта пивная. Многие историки Архангельска надеялись, что знаменитое здание все-таки будет отдано под экспозицию, которая расскажет об истории пивоварения на Севере. Кстати, очень занимательной, ведь до сих пор "секрет" пива Суркова не раскрыт, а многие современные пивовары только копируют рецептуру.

Сейчас встает вопрос о том, может ли объект, несущий культурную функцию, быть привлекательным для инвестиций? И что такое эта культурная функция - назначение здания, его возраст или архитектурные особенности? - говорит совладелец нескольких интерактивных проектов по искусству Андрей Соколовский. - Мы привыкли к четкому разделению: библиотека дохода приносить не может, поэтому она должна находиться на балансе города, а торговый центр - коммерческий объект, поэтому музею в нем не место.

Европейские тенденции таковы, что сегодня в торговых центрах расположены музеи и библиотеки, в музейных комплексах - большие магазины. Да и сами объекты культуры могут и должны приносить доход. Только для этого необходим правильный подход.

Средний срок окупаемости нового музея около пяти лет. Однако получить доход можно гораздо быстрее, если знать некоторые секреты ведения музейного бизнеса.

Если говорить об искусстве, то для создания качественной музейной коллекции требуются значительные вложения. Музей, безусловно, не может окупаться только лишь за счет продажи входных билетов, этих его доходов едва ли хватит на обеспечение хозяйственной деятельности, - отмечает исполнительный директор онлайн-аукциона искусств "АРТЛОТ 24" в Санкт-Петербурге Александр Губанов. - Успешная бизнес-модель современного музея предусматривает наличие собственной галереи и объектов инфраструктуры, которые обеспечивают дополнительные возможности монетизации.

Среди частных музеев, успешно использующих подобную модель, в Санкт-Петербурге можно выделить Музей современного искусства "Эрарта" и Музей Фаберже.

Так, одним из видов дополнительного дохода можно назвать проведение музеем временных коммерческих выставок, билеты на которые могут стоить дороже, чем на посещение постоянной экспозиции музея. Кроме выставок, в музее могут проходить и другие сторонние мероприятия - лекции, мастер-классы, презентации, концерты.

Также практически у каждого музея есть свой "выход через сувенирную лавку" - дополнительный источник дохода от магазина при музее, где продаются тематические книги, открытки, сувениры и миниатюрные копии скульптур. Примерно по такому же принципу создания музея решила пойти инициативная группа архангельских поисковиков. В декабре в столице Поморья заработал новый "Ратный музей", его экспонатами стали вещи, найденные за время экспедиций. Посетители могут узнать о военных действиях времен Интервенции и Великой Отечественной войны на территории Архангельской области.

Посетители также могут познакомиться с работой поисковиков и их необычными находками, - рассказывает один из создателей "Ратного музея" Алексей Сухановский. - Цена билета средняя в этом сегмента - около 300 рублей. Все экспонаты можно трогать руками - это одна из тенденций для привлечения посетителей в современном музейном бизнесе.

Заместитель директора по развитию музея "Ар Деко" Марина Бьернсгорд считает, что для обеспечения посещаемости экспозиции должен выполняться ряд условий. Во-первых, на ней должны быть представлены уникальные образцы, во-вторых, она должна быть территориально доступной и, в-третьих, обеспечивать высокий уровень коммуникации (экскурсии и образовательные проекты на базе экспозиции).

Чтобы люди пришли в музей, необходимо удивлять. Часто этого пытаются достичь с применением современных световых или графических эффектов. Наиболее перспективным направлением сейчас являются интерактивные музеи, где посетитель не просто ходит по залам, но и сам производит какие-то действия, взаимодействует с экспонатами. Это может быть, например, "музей занимательной науки" или контактный зоопарк. Перспективной такая идея выглядит для провинции, не избалованной еще подобными развлечениями, - замечает финансовый директор торгово-выставочного комплекса "Гринвуд" Олег Ткач.

О том, как привлечь посетителей, задумались и в Северном морском музее в Архангельске. Отремонтированное здание в центре города, новые экспозиции и сама морская тематика, казалось бы, должны привлечь посетителей, а значит, и принести доход.

Мы пришли к тому, что если не устраивать в музее презентации, различные события и не работать с турагентствами или со школами, училищами, то поток посетителей будет очень небольшой, не то что у торговых центров, - считает и. о. директора Северного морского музея Евгений Тенетов. - Я уверен, что музей, пусть даже самый современный, не может приносить доход. В лучшем случае он может сработать в ноль - заработать на собственное развитие.

По мнению Тенетова, музей или арт-пространство - это всегда точка роста развития территории.

Как отмечает глава культурно-производственного кластера "Коломенская пастила" Елена Дмитриева, в небольших городах появление музея, культурного объекта стимулирует открытие смежных бизнесов, повышает стоимость недвижимости, дает возможность создавать новые товары и виды экономического предложения, главным из которых является не знание, а впечатление.

Сейчас большинство открывающихся музеев в регионах Северо-Запада ориентированы на туристов. В основном это небольшие экспозиции, посвященные какому-либо народному промыслу, где главную роль играет интересный рассказ экскурсовода и посещение большого сувенирного магазина.

Хороший ход - организация музея, в котором историческая часть сочетается с развлекательной, например как в Музее советских игровых автоматов, - подмечает директор Фонда русского абстрактного искусства Анна Карганова.

Примерно по такому пути пошли частные музеи, которые открываются в привлекательных для туристов районах Архангельской, Мурманской областях и Карелии. Выживут ли они, покажет время, а помочь им в этом может грамотное стратегическое планирование.

Музей – это специальное учреждение, где хранятся памятники и предметы, которые имеют свою уникальную историю. Любой музей начинается с коллекции, и чем она оригинальнее, тем больший к ней интерес. Основные музейные задачи предусматривают постоянный мониторинг и анализируют работу конкретного музея. Современные музейные технологии включают в себя несколько составляющих:

  • Музейные выставки – требуют к себе особого подхода, потому что должны быть правильно организованы и спланированы.
  • Оборудование для хранения экспонатов.
  • Музейный климат. При низкой влажности или слишком высокой влажности происходит деформация экспонатов, а также теряется их ценность. Необходимо устанавливать все нужное оборудование, чтобы это предотвратить.
  • Музейные витрины.
  • Оборудование для реставрации.
  • Хранители.
  • Концепция – это документ, который покажет уникальность данного учреждения на современном этапе. Он состоит из трех основных пунктов: модернизация, инновации и сохранение собственных традиций.

Чтобы создать новый музей, необходимо, прежде всего, конкретно выявить его цель, именно от нее будет зависеть дальнейшее развитие деятельности. Можно объединить несколько назначений, например, повествовать историю своего города в клубе единомышленников. Затем необходимо выбрать помещение, где будут проводиться определенные выставки, лучше, если это очень людное место, можно сэкономить на рекламе. Немаловажным фактором есть выбор рабочего персонала (для хорошего функционирования музея, нужно, как минимум четыре работника). Нужно грамотно организовывать экскурсии, чтобы заинтересовывать большее количество людей, и они начала приводить сюда своих знакомых. Но, одними экскурсиями не обойтись, к ним быстро пропадает интерес, необходимо проводить творческие вечера, встречи единомышленников и различные культурные мероприятия.

Ни один музей не сможет существовать без постоянного финансирования. Поэтому необходимо найти богатого единомышленника, чтобы решить эту проблему. Нужно доказать значимость данного учреждения для пользы общества и тогда дела пойдут вверх, повышая прибыли. Чтобы создать музей, который будет постоянно иметь посетителей, нужно иметь не малый опыт работы в этой сфере, а иначе его ожидает полное фиаско. Этим должны заниматься мастера, которые знают, как правильно все организовать и обойти конкурентов. Грамотная тенденция развития современного музея – это создание внутренних и около музейных структур, которые создают единое пространство. Люди, посетившие заведение, должны получить культурное общее развитие.

Без знаний о прошлом порой бывает сложно построить перспективы на будущее. Поэтому, если на предприятии ценится и почитается его история развития, то весь коллектив компании заслуживает большого уважения. Помочь сохранить историю предприятия, а так же отразить его настоящую деятельность поможет идея создания музея и дальнейшее воплощение ее в реальность. Как правило, музей предприятия целесообразно организовывать на территории заведения или недалеко от центрального офиса компании. Корпоративный музей может послужить отличным местом для проведения экскурсионных программ сотрудникам, практикантам, студентам, и любым сторонним лицам, которым интересна история и вид деятельности предприятия. Кроме этого такой музей может стать отличным местом для проведения встреч с гостями и партнерами компании, для переговоров, для вручения наград отличившимся сотрудникам, местом встреч бывших работников и т.д. Музей предприятия – место, влияющее на культуру и развития коллектива с учетом его традиций и исторических ценностей.

Очень важно, чтобы музей предприятия поэтапно отражал основные исторические вехи развития компании и давал ясное представление о ее деятельности. Тематика корпоративного музея должна быть представлена в таком виде, чтобы она была понятна и интересна посетителям всех возрастов и профессий. Чтобы достичь этой цели необходимо правильно и грамотно определить основную концепцию музея и привлечь максимальное количество знатоков по истории предприятия, его основных достижений и т.д.

На сегодняшний день большой популярностью пользуются интерактивные музеи. Они позволяют посетителям не просто получать полезную информацию от экскурсовода, но и взаимодействовать с представленными экспонатами. Интерактивный корпоративный музей может стать своеобразной визитной карточкой не только предприятия, но и города, если его сделать открытым и доступным для его жителей и гостей.

Следует иметь в виду, что организация нового музея – это длительная и кропотливая работа многих специалистов. Помочь в создании музея предприятия могут бывшие работники компании, специалисты конкретных предметных областей, компаньоны архитекторы и дизайнеры, а так же спонсоры предприятия.

Над созданием музея, как правило, приходится трудиться непрерывно долгие годы, ведь история не стоит на месте. Важно не просто создать музей, главное его поддерживать и развивать, отражая все важные факты из жизни компании на современном этапе развития. В противном случае актуальность корпоративного музея очень быстро пойдет на спад и потеряет интерес посетителей.

Ключевые слова: О музеях предприятий,сохранить историю предприятия,музей предприятия,концепцию музея,интерактивные музеи,организация нового музея,важные факты из жизни компании,актуальность корпоративного музея

Как и в любом другом музее, в основе частного музея лежит представление коллекций различных предметов, которые могли бы заинтересовать публику. В основе коллекционирования лежит собирательство, а в основе собирательства - увлечение какими-то предметами. Очень многие люди в детстве или уже во взрослом возрасте увлекаются тем, что коллекционируют самые разнообразные предметы, начиная от монет и музыкальных пластинок, и заканчивая картинами и предметами антиквариата. И мало кто догадывается о том, что свое увлечение можно совместить с достаточно прибыльным бизнесом. Если у вас есть интерес к собирательству, и уже есть какие-то коллекции каких-то предметов, которые могут заинтересовать других людей, то вы можете рассказать о своем увлечении людям, найти единомышленников по интересам и к тому же еще и заработать на своем увлечении. И даже если вы никогда не интересовались коллекционированием разных предметов, то никогда не поздно начать, и совсем не страшно если для начала в вашей коллекции будет и не так много предметов. Важно, что бы то, что вы бы хотели представлять в вашем частном музее, было действительно вам интересно, так как это практически уже гарантирует успешность дела, если вы будете искренне интересоваться предметами из вашей коллекции, то и увеличиваться она будет быстро, вы будете все время ее пополнять интересными новинками. Главное начать коллекционировать что то, действительно интересное вам, а тогда у вас появится даже некий азарт к собирательству, и вы будете находить новые и новые предметы для коллекционирования, и так с несколькими коллекциями можно будет уже и открывать свой частный музей.

Вот, например, очень интересна история про знаменитый частный музей города Ярославля, который носит название «Музыка и время». Так вот директор этого музея с самого детства начал увлекаться собиранием разных колокольчиков, в детстве на это особого внимания никто не обращал, но время шло, а с возрастом любовь к собирательству таких предметов только усилилась, и окружающие люди не понимали этого, считали странным и не воспринимали в серьез такое увлечение. За долгие годы коллекция значительно выросла и, к тому же, появилось новое увлечения по сбору коллекции часов. Часы были достаточно необычные, многие были раньше в пользовании знаменитых людей и имели почетный возраст, коллекционер занимался реставрацией некоторых на протяжении годов, в свободное от работы время. Но затем после увольнения и отправки на пенсию этот человек начал задумываться над тем, чем ему дальше заняться и вспомнил про свои коллекции. И тут ему пришла мысль о том, что бы создать частный музей, не зависящий от государства, так как коллекции уже были приличными и он, как и большинство коллекционеров хотел, что бы они были представлены публике. Первым делом, конечно, нужно было решить вопрос помещения, и он купил старое здание, на которое потратил немало сил и времени на реставрацию. Сейчас музей приносит такой доход его владельцу, что это позволило значительно расширить музей и приобрести в германии дорогостоящий орган, который он решил разместить в специально купленном помещении рядом с музеем, что бы люди могли гулять на территории парка музея и слушать музыку.

Возможно, это и звучит немного сложно то, что нужно сначала собрать несколько коллекций, чтобы было что показывать, но на самом деле если начинаешь увлекаться собиранием каких либо предметов, которые тебя увлекают, то и коллекция вырастает достаточно быстро, в зависимости от стоимости и редкости предметов. А так же, если вас интересует открытие частного музея в большей степени как достаточно выгодное дело, и вы не хотите тратить длительное время на собирательство, то можете просто купить несколько коллекций различных интересных предметов и открыть свой музей, но, не забывая при этом, что для успешности музей должен постоянно развиваться.

В любом случае, для успешности такого бизнеса мало будет только наличия материала, который был бы размещен в потенциальном музее, так же еще необходимо изучить основные правила и принципы функционирования подобного бизнеса. Для открытия частного музея необходимо выполнить ряд процедур очень схожих с теми, которые необходимы при открытии частной фирмы. Как и в любом другом бизнесе, в таком успех так же зависит от таких факторов, как наличие конкурентоспособной и актуальной идеи, источников стабильного финансирования, удачное размещение помещения музея, ну и, конечно же, профессиональные кадры.

Если экспонаты у вас есть, то необходимо определится с мотивацией и идейностью вашего музея. Следующим шагом, конечно, станет вопрос о помещении, которое, если есть возможность, лучше приобрести, нежели брать в аренду, так как могут возникнуть различные непредвиденные ситуации, если помещение не принадлежит вам, да и постоянная нестабильность на стоимость аренды тоже не поспособствует стабильному развитию дела. Если купить помещение нет возможности, можно попробовать найти спонсора, более крупное учреждение, которое бы согласилось разместить в своем помещении музей или можно получить на более приемлемых условиях аренды помещение в каком-то культурном учреждении муниципальных властей. После решения вопроса с помещением, необходимо подобрать штат сотрудников для музея, как минимум это бухгалтер, специалист, который будет следить за состоянием экспонатом и за их реставрацией, компьютерщик, для работы с техникой и сайтом музея, для продвижения в интернете, так же желателен экскурсовод со знанием иностранного языка и уборщица.

Персонал подобран, теперь нужно разработать бюджет, зарплата сотрудникам, оплата за аренду, если помещение не свое, коммунальные платежи, реклама, затраты на покупку экспонатов.
И еще раз следует повторить то, что для того, что бы частный музей был успешным, он должен постоянно развиваться и пополнятся периодически новыми экспонатами.