Также можно различать подлинные и мнимые потребности. Не останавливаясь на этом долго, скажу суть:

Подлинные потребности – те, которые ведут к развитию личности.

Мнимые или ложные – наоборот, ведут к деградации.

Примеры по желанию найдете сами.

69. Межличностные отношения – это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения – взаимопознания и взаимопереживаний.

70.Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак , основанный на их участии в некоторой деятельности , связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами .

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

71. критерии истины.

Цель познания- истина.

Критерием истины является практика:

1. накопленный опыт (зимой холодно)

2. материальное производство(как лечить животных, вырастить урожай)

3. эксперимент (знания, при замерзании тела расширяются)

4. теоретическое доказательство (матем. геометрия)

72. закон спроса и предложения.

73. Общественно-экономическая формация (строй) - в марксизме - стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.

Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная , рабовладельческая , феодальная , капиталистическая ,социалистическая и коммунистическая .

Но ее сущность была раскрыта лишь К. Марксом и Ф. Энгельсом, создавшими теориюобщественно -экономических формаций .

74. Теория «локальных цивилизаций»

К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А. Тойнби (1889-1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».


75.
Лобби

ЛОББИ, лоббизм, лоббирование (от англ. lobby - букв. : кулуары) - действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономики регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью, иногда - подкупом должностных лиц. Лоббисты в лице представителей власти способствуют своим подопечным в получении выгодных государственных заказов, кредитов, помощи, льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности, в создании и регистрации новых организаций, в подавлении конкурентов. Принято выделять аграрное лобби и промышленное лобби.

ЛО́ББИ, нескл., ср. Группа представителей экономически сильных структур, оказывающих влияние на государственную политику.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Политическая па́ртия (греч. Πολιτική - «искусство управления государством»; лат. pars - «часть») - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления . Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Партия - это всегда носитель идеологии;
· Партия - это организация, т. е. достаточно длительно существующее устойчивое объединение людей на разных уровнях политики - от местного до международного.
· Цель партии - завоевание и осуществление государственной власти.
· Стремление обеспечить себе широкую поддержку населения (поддержка может быть различной: от участия в избирательной кампании до активного членства).
· Специфическое положение партии в государстве (выражается в связи партии с государственным аппаратом, в том, что члены партий входят в состав парламента, правительства).

Функции политической партии:
· Обеспечение связи между обществом и государством;
· Стимулируют активное участие граждан в политической жизни;
· Оказывают влияние на формирование государственной политики;
· Способствуют развитию политической культуры и политического сознания;
· Осуществляют выдвижение кандидатов на выборах в органы государства всех уровней.

79. Налоги , обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Используются для финансирования его расходов.

Понятие и природа человеческих потребностей.

Потребность – это состояние человека, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которое оказывается возможным благодаря деятельности. Выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления означает охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших жизненных отношений.

Фрейд утверждал, что человек активен в результате того, что у него выявляются инстинктивные побуждения, унаследованные им от животных предков, и, прежде всего половой инстинкт и инстинкт самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаруживать себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты или влечения “цензуре”, что вынуждает человека подавлять, тормозить их. Инстинктивные влечения оказываются, таким образом, вытесненными из сознательной жизни личности как позорные, недопустимые, компрометирующие и переходят в сферу подсознательного, уходят в подполье, но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, они продолжают управлять поведением личности, перевоплощаясь в различные продукты деятельности человека.

Потребности людей постоянно развиваются, удовлетворение одних нужд и желаний вызывает появление других. С ростом разнообразия производства и вообще жизни общества изменяются потребности. Немаловажную роль в этом процессе играет не только технический и социальный прогресс , но и мода .

Развитие потребностей человека тесно связано с природой человеческих способностей. Люди умеют производить полезные эффекты при обработке вещества природы, использовании энергии и получении информации. Человек отличается любознательностью и потому потребностью в постоянном развитии знаний об окружающем мире и себе самом . Человек способен создавать новое, он – творческое существо, и потому нуждается в свободе для своей деятельности, в ресурсах – для разнообразных форм творчества, в социальной поддержке других членов общества.

Потребности человека имеют общественно-личный характер . Это находит выражение, во-первых, в том, что дажё для удовлетворения потребностей, которые имеют, казалось бы, узколичный характер используются результаты общественного разделения труда.

Во-вторых, для удовлетворения потребностей человек использует исторически сложившиеся в данной общественной среде способы и приемы, нуждается в определенных условиях.

И, в-третьих, множество потребностей человека выражают не столько его узколичные запросы, сколько нужды общества, коллектива, группы, к которой принадлежит человек, совместно с которой он трудится, - потребности коллектива приобретают характер потребностей личности.

Объяснение потребностей через понятие мотива

Удовлетворение потребностей связано с мотивами деятельности человека. в научной теории понятие потребности обозначает не переживаемую человеком нужду, а постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность). Поэтому потребности выступают постоянным внутренним побудителем всякой активности (в том числе и человеческой деятельности). С этим тезисом также связан 4 этап реализации мотива – закрепление(когда многократное повторение ведёт к преобразованию мотива в черту характера, в постоянную побудительную потенцию).

Классификация потребностей

    Биологические (питание, вода, двиежение, продолжене рода).

    Социальные (труд, социальная активность,самореализация и самоутверждение в обществе).

    Духовные (познание,знание).

Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа. Единство же различных сторон человеческого бытия выражается в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности его потребностей. Биологические потребности человека в питье, пище, сне удовлетворяются в социальных формах. В свою очередь, удовлетворение духовных потребностей (например, в знаниях) часто служит средством реализации социальных потребностей (получение профессии, изменение собственного социального статуса). Половое влечение развивается в одну из самых тонких и возвышенных духовных потребностей – потребность индивидуальной любви.

Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, общественно полезной жизнедеятельности, способствуют физическому и духовному совершенствованию личности без нанесения ущерба природе и другим людям.

Проблема потребностей у мыслителей античности Первые греческие философы стремились построить гармоничные отношения человека с миром. Они рассматривали человека как микрокосмос - миниатюрную копию огромного космоса (макрокосма), в которой представлены все силы Вселенной. Между природой, человеком и социальным миром существует некая гармония, и удовлетворение потребностей не должно нарушать ее. Так, первый греческий философ - Фалес из Милета (ок.625 г. - ок.547 г. до н.э.) говорил, что счастлив тот, “кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан”. Из других высказываний Фалеса видно, что он стремился научить индивида разумному поведению в человеческом сообществе, умению сочетать личные и общественные интересы, не удовлетворять индивидуальные потребности в ущерб согражданам .

Мыслители Древней Греции обозначили основные мировоззренческие проблемы, возникающие при формировании потребностей. Основоположник материалистического направления в западной философии Демокрит обратил внимание на возрастание потребностей, существование потребностей разумных и неразумных. “Насколько умнее человека животное, которое, имея потребность, знает размеры ее! - восклицал он. - Человек же не знает границ своих потребностей ”. Тут возвышение потребностей явно рассматривается как недостаток человека. Демокрит одним из первых стал доказывать, что для достижения счастья необходима не безудержная погоня за удовольствиями, а контроль над своими потребностями, разумное ограничение желаний: “Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным”, “Неумеренное желание свойственно ребенку, а не зрелому мужу”, “Сильные желания, направленные на достижение чего-нибудь одного, делают душу слепой по отношению ко всему прочему”. Греческий философ предлагает способ противодействия разрушению человеческой личности, возникающему из-за неудовлетворенности (или из-за ощущения неудовлетворенности) материальных потребностей. Неумеренной погоне за материальными благами древние мыслители противопоставляли стремление к благам духовным. “Людям следует больше заботиться о душе, чем о теле”, - утверждал Демокрит. По сохранившимся свидетельствам, он высоко ценил потребность в познании и утверждал, что скорее “предпочел бы найти одно причинное объяснение, чем приобрести себе персидский престол”. Античные мыслители считали материальные потребности менее важными, чем духовные. Это относилось и к материальной трудовой деятельности - зарождавшемуся инженерному, техническому творчеству. Материальный труд считался уделом рабов - низшего класса общества, который невозможно сравнивать со свободными аристократами.

Греческий философ Ксенофонт писал: “Людей можно сделать послушными и словом, указывая, что повиновение для них полезно. Для рабов же и такое воспитание, которое кажется чисто животным, весьма подходит, чтобы научить их повиноваться. Ибо, угождая влечениям их желудка, можно многого от них добиться. На честолюбивые натуры хорошо действует похвала, так как некоторые жаждут похвалы не меньше, чем другие пищу и питье”. Удовлетворение простейших физиологических потребностей рассматривалось как основная форма вознаграждения за рабский труд: “Для раба вознаграждением служит получаемая им пища”, “Рабам, приставленным к более благородным занятиям, нужно оказывать внимание, а рабов, занимающихся низким трудом, вдоволь кормить”, “Охоту к труду можно вызвать также более свободным режимом, более свободной мерой пищи и одежды”, “Начальников следует поощрять наградами и стараться, чтобы они имели рабынь для сожительства, от которых у них были бы дети”. Таким образом, дозирование степени удовлетворения биологических и социальных потребностей служило в условиях рабства эффективным механизмом управления трудом. Первая классификация человеческих потребностей была дана последователем Демокрита - древнегреческим атомистом Эпикуром “Надо принять во внимание, - писал он, - что, желания бывают одни - естественные, другие - пустые , и из числа естественных одни - необходимые, а другие - только естественные; а из числа необходимых одни - необходимы для счастья, другие - для спокойствия тела, третьи - для самой жизни”. Похожей классификацией фактически пользуются и современные ученые. В самом, деле, Эпикур сначала делит все потребности (которые он называет “желаниями”) на разумные (“естественные”) и неразумные (“пустые”). Затем разумные разделяются на необходимые и не являющиеся необходимыми. Необходимые, в свою очередь, разделены на необходимые для счастья, необходимые для человека как живого организма (тела) и, наконец, насущные (т.е. абсолютно необходимые, без удовлетворения которых жизнь в принципе невозможна). Данная классификация в основном соответствует современному учению о потребностях, которые принято подразделять на насущные (необходимые для самой жизни) и ненасущные (необходимые для счастья и необходимые для тела).

Потребности и способности

Потребности

Слова «потребность» и «способность» известны всем. Сейчас поймем, что за ними стоит. На бытовом уровне потребность – то, что человек хочет, а способность – то, что он может. В науке несколько сложней, но тоже просто. Потребность – постоянное противоречие между существующей ситуацией и постоянной необходимостью человека в чем-либо. (Например, человек хочет спать, у него потребность во сне сейчас – и он выспался. На данный конкретный момент потребность удовлетворена, но потенциальная потребность в сне осталась – человек все равно еще захочет спать). Для того, чтобы удовлетворить любую потребность, человек должен что-то делать. Отсюда следует, что Потребность – постоянный внутренний побудитель человека к действию, то есть – к активности.

В процессе своего развития каждый человек сталкивается с необходимостью удовлетворять различные нужды, которые возникают в ходе жизнедеятельности и носят название потребности.

Потребности человека и их виды

Потребность представляет нужду человека, которая представляет собой необходимый элемент для его полноценного существования. Потребности человека проявляются чаще всего в мотивах его деятельности.

Современная наука различает такие виды потребностей:
1. Биологические (материальные, органические) - потребности индивида в одежде, пище, жилье и т.д.
2. Социальные - потребности каждого человека в общественной деятельности, общении с другими людьми, общественном признании, славе и. тд.
3. Духовные (познавательные, идеальные) - это потребность в знаниях, созидании, философскому анализе, творческой реализации.

Все потребности человека взаимосвязанные между собой. Так социальные потребности - это результат синтеза духовных и материальных потребностей. У большинства людей социальные потребности часто маскируются под духовные - так человек, руководствуясь желанием общественного признания (социальная потребность) использует для этого творческую реализацию (духовная потребность).

Потребности каждого следующего уровня доступны для человека только тогда, когда он удовлетворит все предыдущие: если не удовлетворены потребности в еде, желание творческой реализации не возникнет.

Подлинные и мнимые

Различают также такие виды потребностей как подлинные и мнимые. Подлинные потребности - это те потребности, к которым человек приходит самостоятельно. Если у человека возникает желание заняться музыкой - это подлинная потребность. В случае если он начинает музицировать после того, как на него повлияли из вне - родственники, друзья, общество, такая потребность переходит в разряд мнимых.

Все потребности человека должны быть разумными, так как не все потребности человека могут быть удовлетворены в краткие сроки, а также они не должны противостоять моральным и нравственным устоям общества.

Интересы человека

Потребности выступают основой интересов каждого человека и его способностей. Интерес представляет собой целенаправленную позицию человека, касаемо объекта его потребности. Интересы людей на самом деле направлены не на предмет его потребности, а на процесс, который делает его доступным. Интересы зависят от того, к какой социальной группе принадлежит индивид, и какой статус занимает в обществе.

Существует такая классификация интересов человека:
1. В зависимости от их носителя - общественные, групповые, индивидуальные
2. В зависимости от направленности - духовные, социальные, политические.

Каждому человеку необходимо осознавать свои интересы, и при их реализации учитывать интересы других людей. Интересы не должны носить стратегический характер их достижения. Не разобравшись в том, подлинный или мнимый интерес, человек часто достигает своей цели путем пренебрежения интересов других индивидов, что противоречит всем человеческим нормам гуманности.

Классическое определение понятия «потребность» - необходимость дополнения организма чем-то, что не относится к нему. Любой живой организм постоянно в чем-то нуждается. Питание, особые условия окружающей среды - все это потребности. Пример может отражать реальные или мнимые нужды. Как научиться различать эти понятия и какая классификация потребностей верна?

Основные виды

Потребности могут быть материальными (физическими) и духовными (психическими). Некоторые философы считают, что такое деление верно только для человека. Другие же специалисты говорят о том, что многие животные также испытывают потребность в общении и чувствуют себя неуютно в изоляции от сородичей. Это и есть пример духовной, или психической, потребности. Физические нужды - это необходимость в каких-то материальных предметах. Человеку требуется пища и вода, одежда для поддержания комфортной температуры тела и внушительный список предметов, использовать которые принято в той или иной культуре. Желание общаться с другими людьми, испытывать чувства, узнавать что-то новое - все это духовные потребности. Пример потребностей этого типа привести совсем нетрудно. Предположим, человек один переезжает в чужую страну. Он чувствует себя одиноко, дискомфорт доставляет также незнание языка и смутное представление о местной культуре и религии. Соответственно, появляется потребность завести новые знакомства для регулярного приятельского общения и желание узнать больше о менталитете и складе ума местных жителей.

Необходимость или желание?

Различают также мнимые и подлинные Примеры каждый может найти, разобравшись в себе. Предположим, в данный момент вы хотите купить новую дорогостоящую машину и чувствуете голод. Какая из этих двух потребностей имеет большее значение и является более актуальной? Разумеется, это физическое желание поесть. Но и приобретение новых вещей не всегда является мнимой потребностью. Предположим, вы хотите автомобиль, потому что живете в пригороде, тратите слишком много времени и сил на ежедневные поездки по работе на общественном транспорте. Если приобретение личного транспорта принесет вам выгоду (экономия времени, возможность увеличить заработок), и вы желаете получить только средство передвижения - это реальная потребность. В случае же, когда машиной вы уже обладаете, но вам хочется купить более дорогой и престижный автомобиль, ваше желание можно обозначить как мнимую потребность.

Первичные потребности

Основными считают нужды человека, определенные самой природой. Любой живой организм нуждается в питании и жидкости. Если эти потребности регулярно не удовлетворять, человек, животное или растение просто погибнет. Еще один важный естественный процесс - дыхание, соответственно, уместно говорить о том, что свежий воздух - это естественная потребность организма. Отдых после работы, сон после продолжительного бодрствования и физическая активность после отдыха - это также природные потребности. Пример потребностей этого типа - и страх перед угрозой жизни и желание вступить в половую связь с представителем противоположного пола.

Можно ли выжить, не удовлетворяя первичные потребности?

Мы знаем, в чем человек нуждается от природы. Большинство из этих потребностей Если человек перестанет пить или есть, через некоторое время он умрет. Смерть может наступить и из-за сильного переохлаждения или перегрева организма. Точно так же обстоит дело с физическим переутомлением или постоянным расслаблением. Важно понимать, что все природные потребности должны удовлетворяться в правильных объемах. Это поможет сохранить здоровье и хорошее самочувствие до глубокой старости. Неправильно оценивая свои нужды, вы наносите собственному организму только вред. Еда и питье - это подлинные потребности. Примеры их неправильного удовлетворения можно встретить в современном обществе на каждом шагу. Выбирая вредные продукты или вместо чистой воды - газированные напитки, консервированные соки и алкоголь, человек вроде бы удовлетворяет потребность (калории получены, чувство голода и жажды действительно отступило), но пользы это его здоровью не приносит.

Психоэмоциональные потребности

Любой человек стремится к познанию и получению новой информации. В зависимости от круга интересов один индивидуум стремится прочесть научную энциклопедию и написать после свою статью-очерк, другой же хочет изучить от корки до корки последний выпуск глянцевого журнала. Узнавать что-то новое, мыслить и делать выводы - все это психологические потребности. Пример потребностей этого типа, приведенный выше, наглядно показывает, что очень часто нужды человека не так-то просто классифицировать. Желание приобрести журнал или книгу - это материальная потребность, так как речь идет об обладании реальным предметом. Но при этом печатное издание покупается для получения информации, т. е. удовлетворения духовной потребности в новых знаниях.

Жизнь в обществе

Существует и еще одна ветвь психоэмоциональных нужд - это коммуникативные потребности. Любой человек испытывает желание общаться с другими людьми, завязывать близкие отношения, помогать или получать помощь и прочее. Желание работать, получить определенный статус в обществе и активно участвовать в жизни окружающих людей - это Примеры каждый может найти в себе: это стремление создать крепкую и счастливую семью или добиться профессиональных высот. Не стоит забывать о политической и общественной деятельности, любые помыслы или реальная работа в данных отраслях также относятся к социальной сфере.

Экзистенциальные потребности

Философские вопросы о смысле жизни на сегодняшний день не имеют однозначных ответов. Каждый человек сам решает, что для него является главным и какова его основная миссия. Не задумываясь хотя бы периодически о своей жизни, существовать невозможно. Поиски ответов на философские вопросы и определение своего места в жизни - это Примеры можно найти в обращении конкретного человека к религии или попытках создания собственных теорий. Для каждого индивидуума важно сохранить здравый ум и найти наиболее подходящее объяснение всему происходящему. В наше время необязательно изобретать что-то новое - существует немало религиозных и научных теорий. Кого-то устраивают и мистические объяснения смысла жизни.

Найти и понять себя

Еще одна важная психологическая потребность - четко осознавать себя и собственное мышление. Человек должен воспринимать себя как единицу, отличать собственные мысли и желания от навязанных окружающими. Получается, что свобода мысли и внутренняя гармония - это тоже духовные потребности? Примеры для данного вопроса порой бывают печальными. Неумение понять и признать себя приводит к психологическим проблемам различных типов и уровней сложности. Эти потребности естественны и нуждаются в удовлетворении обязательно. В противном случае трудно говорить о человеке как о полноценной личности. Вывод напрашивается сам собой: физиологические и психологические потребности в большинстве своем равнозначны. Но при этом в каждой категории нужно уметь различать нужды реальные и мнимые.

Прочитаем информацию .
Потребность - переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Существуют различные классификации потребностей человека. На самом деле их можно объединить в три группы:

  • биологические (естественные, врожденные, физиологические, органические, природные)- потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства.
  • социальные - потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу.
  • духовные (идеальные, познавательные, культурные) - потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития.
Особенности человеческих потребностей:
1. все потребности человека взаимосвязаны. Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т.д. Удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.
2. не все потребности человека могут быть удовлетворены.
3. потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Подлинные (разумные) потребности - потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые (неразумные, ложные) потребности - потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
4. неиссякаемость, нескончаемость, бесконечное множество потребностей.
  • описывая человеческие потребности, американский психолог А. охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
  • российский психолог и философ С.Л. говорил о «ненасыщаемости» потребностей человека.
Рассмотрим примеры .

Группа потребностей

Биологические

Утоление голода, жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, жилище, одежда, пища, сон, отдых и др.

Социальные

Социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности, принадлежность к социальной группе, общественное признание, трудовая деятельность, созидание, творчество, социальная активность, дружба, любовь и др.

Духовные

Самовыражение, самоутверждение, познание окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования и мн. др.


Дополнительно рассмотрим сведения о том, что лежит в основе классификации потребностей с точки зрения известных психологов.

Используемая литература:
3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. 12.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 13. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы:
Википедия - свободная энциклопедия