Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим.


Поднос Жостово «Рябина»

В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Тонкий лист железа прессуют, для придания дополнительной жесткости края подноса завальцовывают. Лицевая поверхность подноса покрывается грунтом и шпатлевкой, а затем зачищается шкуркой и покрывается лаком, обычно традиционного черного цвета.


Покрытие производят три раза, после этого цветная поверхность подноса приобретает характерный блеск. Подносы просушиваются в специальных печах. Затем изделия расписывают масляными красками.


Жостовский поднос« Цветы»


Жостовский поднос (Жостово) «Рябина»


Жостовский поднос (Жостово)« Фрукты с птичкой»


Жостовский поднос (Жостово)«Фрукты»


Жостовский поднос«Ежевика»


Жостовский поднос «Кувшинки»


Жостовский поднос« Маки»


Жостовский поднос« Фрукты»(Жостово)


Жостовский поднос« Цветы»


Жостовский поднос «Цветы»


Жостовский поднос«Цветы»


Жостовский поднос «Цветы»


Жостовский поднос «Цветы»



Жостовский поднос «Цветы» (Жостово)

Хохлома -

Роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

Городецкая роспись -

Роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

Роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

Федоскинская роспись -

Роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины -

Роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

Прикамская роспись -

Роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Жостовская роспись -

Роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись -

Роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным - «сажей» и красным - «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи - солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

Роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина - род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

Нарисованные на стене цветы универсальны. Они одинаково уместны в спальне и гостиной, детской и подростковой комнате. Цветами расписывают автомобили и украшают стены домов. А как меняет шаблонный облик и будит творчество стена в цветах в детском саду или красивые картинки в музыкальной школе, как привлекает внимание уличная роспись стен розами!

Настенная роспись цветов ведется разными способами:

  • Фреска - довольно сложный для художника способ нанесения. Он подразумевает требующую высокого уровня мастерства работу по сырой штукатурке водорастворимыми красками, которые быстро высыхают.
  • Альфрейная техника - нанесение красок на сухую поверхность.
  • Аэрография - способ, где вместо кистей художник использует специальный инструмент, аэрограф. Краски наносятся при помощи сжатого воздуха. Это может быть не только настенный декор, но и украшение текстиля, автомобилей и мотоциклов.

Аэрография цветов на стенах или машинах очень эффектна и поэтому востребована. Эта техника позволяет создавать объемные реалистичные и абстрактные картинки с большим количеством деталей и цветовых переходов.

Граффити - искусство уличной росписи, которое давно используется не только для украшения наружных стен, но и в качестве отделки внутренних. Граффити цветов на стене будет ярким и дерзким, как все уличное творчество. Такой вид росписи больше подойдет для динамичного современного интерьера.

Роспись стен цветами в разных стилях

Цветы-символы, цветы-талисманы… Ни один классический интерьер, независимо от географии, не обходился без цветочных мотивов. Каждая эпоха приносила за собой новых фаворитов, способы и стиль изображения. Но не было времен, когда роспись стен цветами в интерьере не была бы востребована.

Иногда для того чтобы стиль стал узнаваемым, а интерьер - завершенным, достаточно художественной росписи цветов. Цветочный рисунок любили в Англии и Франции, Китае и России. По некоторым особенностям колористики, виду росписи и цветов, входящих в ее состав, легко можно определить стилевую принадлежность.

  • Викторианский

Больше всего любили украшать стены цветами англичане. Увлеченные садоводы, они отводили цветам значительное место в своей жизни. На стенах самых роскошных дворцов георгианской и викторианской эпохи красовались фрески цветов: розы и пионы, гранаты и маки, скромные примулы и пышные георгины.

Творчески подходили и к составлению «букета», и к цветовому решению. Совсем не обязательно цветочный рисунок в английском стиле - это мелкая розочка. Кроме розы фреска на стене могла содержать размашистые пионы и благородные хризантемы, нежные букеты полевых цветов. При этом реалистичное изображение растений использовалось наряду с графичным и орнаментальным. Фон для росписи мог быть как светлым, так и темным.

  • Георгианский

Ознаменовавший правление королей Георгов, георгианский стиль отличается меньшим романтизмом, чем викторианский. В нем классическая симметрия вела борьбу с вычурностью рококо, что привело к необычному результату. И место цветам в нем тоже нашлось.

Отделка стен в истинно георгианском стиле подразумевает трехуровневое оформление. Нижний уровень обшивали деревянными панелями, верхний - украшали фризами и карнизами. Пространство между ними драпировали или наносили рисунок с элементами цветов и птиц.

  • Шинуазри

Уже в декоре георгианской эпохи проявляются черты китайского шинуазри - популярного у современных европейцев восточного стиля. «Китайщина» сейчас активно используется в дизайне. Стиль соединяет в себе китайский колорит с чертами нежного рококо. Интерьер в стиле шинуазри просто переполнен цветами. Это цветущие ветви деревьев, нежно-розовые пионы. Часто встречается роспись стен розами на зеленом фоне, дополненными райскими птицами и бабочками, традиционна для китайского стиля роспись синими цветами на белом фоне.

Довольно часто декоративная роспись цветов в стилистике шинуазри используется в ар-деко и современной классике.

  • Модерн (ар-нуво)

Источником вдохновения для ар-нуво, без сомнений, является природа. Поэтому изображения цветов здесь на каждом шагу. Вниманием к экзотике в момент зарождения стиля объясняется обилие лилий и орхидей. Характерны для этого стиля изображения нераспустившихся бутонов, олицетворяющих развитие, новую жизнь (суть модерна). Дополнением к росписи стен тюльпанами и пионами становятся яркие жуки и бабочки, кузнечики и стрекозы.

  • Прованс

Французский стиль, как и английский, - безусловный лидер по количеству цветов.

Роспись стен в стиле прованс представляет собой букет из фиолетовой лаванды и ромашек. Красные маки, ирисы, незабудки, мимозы и чайные розы дополняют веткой розмарина и колосьями пшеницы. В приоритете именно роспись: этот стиль любит все, сделанное руками. Она легкая, ненавязчивая, с преобладанием пастельных тонов.

  • Японский минимализм

Японский стиль, хоть и предельно аскетичен, но изображения цветов традиционно присутствуют в декоре. Каждому цветку японцы приписывают определенные качества: сакура и лотос символизируют надежду и новую жизнь, роспись стен пионами сулит богатство и уважение, а хризантемами - долгую и здоровую жизнь.

  • Скандинавский

Актуальный скандинавский стиль часто дополняется таким декором как роспись цветов. Одна стена с росписью в виде одуванчиков или тюльпанов вполне компенсирует недостаток красок в минималистском интерьере.

В современном дизайне цветы чаще используются для акцентирования, особенно эффектно выглядят в комбинации с лаконичной мебелью крупные изображения. Например, роспись стены цветами орхидеи на фото имеет высоту более 4 м и объединяет два этажа.

Если вы выбрали стилистику хай-тек или лофт, не хотите разрушать цветовой баланс контемпорари - яркая многоцветная роспись вам не подойдет. В этом случае цветы могут быть монохромными или двуцветными: они внесут оживление в скромную палитру и создадут эффект графичности и контраста.

Если вам близка тема цветов, то смело оформляйте ими любую комнату, не забывая учитывать стиль и пропорции рисунка. Яркие цветы лучше оттенить естественными тонами текстиля и мебельной обивки.

  • Если хотите рисунок во всю стену - пожалуйста! Только остальные стены пусть «уйдут в тень».
  • Бордюр: им хорошо разграничить рисунок и фоновую отделку.
  • Картуш: это специальное пространство (наподобие филенки), в поле которого размещается декоративная роспись.

Вместе с мастерами студии художника Арона Оноре вы сможете воплотить в жизнь любую цветочную фантазию, сделать свой интерьер ярким и позитивным или элегантным и утонченным. Ждем вас в нашей мастерской!


Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись - тип росписи домашней утвари - прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к началу XIX века в низовьях реки Мезень. Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до XX века. Предметы густо испещрены дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный - сажа и красный - «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Полхов-Майданская роспись

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе.

Пижемская роспись

Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Северная река Печора и ее притоки Цильма, Пижма и другие - места, где в XIX-начале XX в. существовал небольшой центр графической росписи. На формирование стиля пижемской росписи сильнейшее влияние оказала рукописная традиция староверов со времен Аввакума. Здесь были целые династии переписчиков дониконовских книг, известных по всей Печоре; они и положили начало своеобразной пижемской росписи. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной. Основна пижемской росписи - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски.

Гуслицкая роспись

Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной. Гуслица - так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части по реке Гуслице, впадающей в Москва-реку (территория части современного Орехово- Зуевского и Егорьевского районов Московской области). В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитье. В 60-70-х гг. XIX в. в слободе Абрамовке функционировала подпольная старообрядческая типография крестьянина Е.П.Пискунова. В районе Гуслиц было широко распространено искусство переписки и украшения книг. Особенно известны были певческие рукописи гуслицкой работы. «Гуслицкая» манера оформления книг сложилась к последней четверти XVIII в. Специфика росписи - сияющие краски: синий, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением.

Ракульская роспись

Ракульская роспись появляется в первой половине XIX века в селе Ульяновская, стоящее на месте впадения речки Ракулки в Северную Двину (ныне Красноборский район Архангельской области). Орнамент ракульской росписи очень близок к графике миниатюр знаменитых Выговских рукописей - богослужебных и наставительных книг, изготовлявшихся старообрядцами.В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы - виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Шекснинская роспись золоченка

«Шекснинская золоченка» является одной из традиционных росписей Русского Севера. Она украшала крестьянские предметы быта и была распространена на небольшой территории – в южной части Шекснинского района Вологодской области. Местные жители называли роспись «золоченкой». Это название и вошло в научный оборот вновь открытого центра народных росписей. Роспись графическая, цветовой строй ее основан на сочетании красного, золотого и черного цвета традиционного для древнерусской иконописи.Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидят гордые птицы с орлиным взглядом и с хвостом, иногда переходящим в растительный узор, – вот основные мотивы этой росписи. Истоки шекснинской золочёнки имеют корни в древнерусской культуре, напоминают орнаменты икон и рукописных книг.

Хохломская роспись

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Борецкая роспись

Бо́рецкая роспись - русский народный художественный промысел, роспись по дереву. Существует с XVIII века. Вначале существовал один центр росписи - село Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI-XII веках). Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зеленый, коричневый, оранжевый, желтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром. Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния.

Петербургская роспись

Петербургская роспись возникла на основе изучения подносов, созданных в 19 веке в Петербурге. Характеризуется особой изысканностью. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга - города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом. Особым приёмом можно считать активное использование фона, как дополнительного изобразительного элемента. Белый и золотой полупрозрачные мазки кладутся так, чтобы проявляющийся фон создавал неповторимую атмосферу загадочности. Сейчас это малоизвестный вид бытового искусства. А в конце XIX - начале XX века на черном фоне подносов начали распускаться белые, полупрозрачные цветы с золотыми листьями.

Городецкая роспись

Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи. Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Жостовская роспись

Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Считается, что жостовская роспись переняла традицию рода Демидовых расписывать жестяные подносы, которая была распространена на Урале, а именно на Тагильском и Выйском заводских посёлках. Заводчики Демидовы внедряли там этот промысел. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, - это цветочный букет.

Гжельская роспись

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва - Муром - Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам. Само название «Гжель» имеет балтийские корни и относится скорее к природным особенностям региона, чем к процессу обжига изделий в гончарном производстве. Наиболее близко слово «гжель» к древне-прусскому звучанию слова «кустарник», с некоторыми отличиями прижившемуся во всех балтийских языках.

Эмма Жавновская

Городецкая роспись -один из традиционных русских народных промыслов. Эту замечательную роспись трудно спутать с другой. Краски городецкой росписи яркие ,сочные,жизнерадостные-и все в ней символично. Вороные кони с крутой шеей и тонкими ногами-символ богатства,невиданные птицы-символ счастья,а цветы -здоровье и успех в делах. Попробуем нарисовать самый простейший узор-цветы и бутоны . Вот такой.

Для этого нам понадобятся :кисти разных размеров,гуашь или акриловые краски.

Широкой кистью тонируем круг под"дерево".


Смешиваем белую гуашь с красной и синей,получаем оттенки розового и голубого. Держим кисточку вертикально. Рисуем круги,так называемые "подмалевки"


Синей и красной гуашью рисуем"подмалевки"меньшего размера,немного заходя на основной круг.


Украшаем наш розан лепестками,на бутонах прорисовываем дуги .



Теперь приступаем к изображению листьев и веточек. Примакивая кисточкой,делаем симметричные отпечатки листьев.


Ну и наконец,самое главное. Наш узор надо оживить. Берем самую тонкую кисть и легким касанием наносим "оживки" белой краской в виде точек,дуг,капелек,штрихов. Не переусердствуйте. Здесь главное-соблюсти

чувство меры.




Как видите,ничего сложного. Удачи всем!


Птички-свистульки.



Декоративные тарелочки.