• В древних орнаментах наряду с растениями часто изображаются различные животные, такие как кони, олени, волки, а также птицы.
  • Чудесные образы различных животных встречаются в народной игрушке, в предметах быта, архитектуре, традиционной одежде.






Филимоновская игрушка

Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново.



Особенности филимоновской игрушки

Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.


Почему филимоновские игрушки такие вытянутые?

Оказывается все дело в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой».

При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.



Каким узором украшены филимоновские игрушки?

Полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.

Круг - солнце, треугольник - земля, елочки - символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.










Образы животных в русских народных сказках

  • Чаще всего в русских народных сказках встречаются образы птицы, коня или волка.
  • В сказках птицы сватались за прекрасных царевен, похищали их. Когда герой-птица являлся за красавицей (красавица символизировала солнце, луну, звёзды), его появление сопровождалось вихрями и грозой. В образе ворона, сокола или коршуна чаще всего изображались буря и вихрь.

И.Я.Билибин. Иллюстация к сказке «Марья Моревна»


Коня в русских народных сказках, загадках и песнях часто сравнивали с птицей. Он также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, - ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, златогривым.

И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»


Культ волка очень древний. Волк - враг домашнего скота. Образ волка служил символом тёмной тучи. Сложное и противоречивое отношение к этим хищникам сохранилось в народных сказках: «...большой серый волк бросился на коня Ивана-царевича... разорвал коня надвое... и говорит: „Загрыз я твоего доброго коня, теперь послужу тебе верой и правдой“. Как помчится волк что есть духу. Долы и горы промеж ног пропускает, хвостом след заметает».

И.Я. Билибин. Иллюстрация к « Сказке об Иване- царевиче, жар-птице и сером волке»


Образы животных в народном творчестве

С давних пор животные занимают большое место в культуре всех народов мира. Люди за века своей хозяйственной деятельности приручили многих животных. Домашние животные - верные помощники и друзья человека. А дикие звери и птицы с древности неизменно вызывают его уважение своей мощью и любовью к свободе. Поэтому в любом виде народного творчества мы встречаемся с образами животных.

Нарисуй или приклей изображения животных, характерных для творчества народов твоего края.




Кратко запиши сюжет сказки народов твоего края, где волшебные животные помогают людям. Нарисуй иллюстрацию к сказке.

«Иван-царевич и Серый Волк»


Говорящий волк – один из центральных персонажей.В сказке рассказывается о царской семье,у царя было три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Не сумев поймать пернатую красавицу на месте, они отправились на её поиски. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения: сначала он превращается в Жар-птицу, затем в златогривого коня и Елену Прекрасную. Кстати, последних тоже приказал преподнести неугомонный батюшка. К сожалению, братья-завистники предают Ивана, отбирая у него царевну и Жар-птицу. Но волк без малейшего промедления приходит на помощь – всё становится на свои места.

Учитель: Еремина А.И.

Класс: 3 Ж

Тема урока: Образы животных в народном творчестве.
Тип урока: урок изучения нового материала Цель: ознакомить с разными видами творчества и образами животных Задачи:
познавательные:
- развитие наблюдательности при работе с иллюстрацией в учебнике и на слайде; - актуализация знания детей о животных; - расширение кругозора учащихся по теме путём создания условий для осознания и усвоения нового материала. развивающие:
- развитие самостоятельности. - развитие познавательного интереса. Развитие логических УУД: - анализ при выделении критерий сравнивания различных видов народного творчества; - сравнение критериев разных видов народного творчества и выделение их отличительных особенностей; воспитательные:
- способствовать формированию коммуникативных навыков; - создание условия для воспитания любви к искусству своего народа; - воспитывать доброе отношение к предметам искусства.

Ход урока

I Организационный момент

II Актуализация знаний:

- Ребята, мы с вами не раз говорили о народном творчестве нашей страны и нашего края.

Давайте,вспомним виды народного творчества (лепка, рисование, рукоделие, резьба по дереву, скульптура, УНТ и мн.др.)

Сквозной линией эта тема проходит через многие ваши учебные предметы: ИЗО, технологию, литературное чтение и окружающий мир.

Что или кого люди изображали в своем творчестве? (растения, землю, дома, людей, животных)

Но именно образы животных занимали особое место в народном творчестве людей. Как вы думаете почему? (СЛАЙД- «Почему образы животных особое место в народном творчестве людей?»)

Вот на этот вопрос мы сегодня постараемся ответить.

Итак, кто попробует сформулировать тему нашего урока?

Открываем учебники на стр.90

Чему мы научимся на уроке? (СЛАЙД- «Тема. Цель»)

III Целеполагание:

IV Основной этап урока:

1. Вступительная беседа

Вся наша земля - это земля мастеров. Народное искусство сего дня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации. Вот почему мы начинаем с вами знакомство с изучения древних корней народного творчества с изображением животных.

Так давайте заглянем сквозь сотни лет в мир русского творения.

В некотором царстве, в некотором государстве, давным-давно, когда русская земля еще была покрыта дремучими лесами, а купеческий город был славен верными друзьями - мастерами своего дела, которые не только могли трудиться, но и веселиться. Начинается праздничное гулянье.

- Представим себе ярмарку в русском граде, где мы увидим изделия, украшенные образами животных. (Презентация под музыку)

За века своей хозяйственной деятельности люди приручили многих животных. И они стали человеку верными помощниками и друзьями. А дикие звери и птицы с древности и до сих пор неизменно вызывают наше уважение своей мощью и любовью к свободе. Вот почему в культуре всех народов мира мы так часто встречаем образы животных.

Чудесные образы различных животных встречаются в народной игрушке, в предметах быта, архитектуре, традиционной одежде. Послушаем подробно о каждом образе животного в народном творчестве.

2. Прослушивание сообщений

Ребята подготовили сообщения, давайте их прослушаем.

1. Образ коня (Зверева Екатерина) СЛАЙД 2

Широко распространен обычай прибивать на счастье подкову над входом в дом. В старину это считалось верным средством, предохраняющим границу дома от вторжения злых духов.

2. Образ птицы (Зимовец Валерия) СЛАЙД 3,4,7

Считалось, что петух своим громким пением приветствует восход и как бы призывает солнце, пробуждая к жизни спящую природу. Эта птица во дворе, так же как и аист на крыше, охранял дом от всяких бедствий.

3. Образ оленя (Грезнев Максим) СЛАЙД 5

Сюжет оленя чрезвычайно стоек в народной глиняной и деревянной скульптуре, вышивке, росписи. Множество изображений оленя было найдено на стенах древних пещер.

4. Образ льва (Безукладова Полина) СЛАЙД6

Образ льва издревле существовал в фольклоре декоративно-прикладном искусстве. В народном представлении добродушный лев больше напоминает собаку, чем грозного и свирепого хищника.

5. Образ медведя (Зайцев Кирилл) СЛАЙД 8 и внутри него

Людей всегда поражали красота и сила животных. Вот почему их образы стали символами лучших человеческих качеств и появились на гербах городов. Гербы некоторых городов России вы можете увидеть на «Страничках Умного Совенка».

Да, многих животных изображали также и на зданиях, например, на стенах Собора во Владимире изображены могучие животные среди причудливых растений райского сада. Художники тоже с радостью изображали этот сюжет на своих полотнах. Так люди выражали свою мечту о дружбе и согласии, единстве и любви всех, кто живет на белом свете под красным солнышком.

V Физкультминутка

VI Закрепление:

1. Беседа об УНТ

- Образ животного встречается не только в предметах, сделанными руками человека, но и в устном народном творчестве.

Давайте, вспомним, что такое устное народное творчество? (Частушки, прибаутки, сказки, колыбельные, загадки)

Большая мудрость заключена в народных сказках о животных и в волшебных сказках, где животные помогают людям. В этих сказках определены главные законы человеческой жизни:

    необходимо жить в дружбе и помогать друг другу;

    нельзя оставлять в беде слабого;

    если слушаться старших и мудрых людей, можно избежать большой беды.

2. Работа по учебнику

А теперь давайте прочтем в учебнике о наших «волшебных помощниках»(с. 92)

Итак, какие животные выступают помощниками людей в сказках нашего народа?

Кому они помогают? Каким образом?

3. Работа по иллюстрации

Рассмотрите иллюстрацию к сказке на стр. 92. Расскажите о ее героях и об их судьбах.

Кого мы видим на рисунке?

Как лягушка помогла Ивану-Царевичу?

4. Работа в тетради

А теперь выполним творческое задание в рабочей тетради на стр. 65 №3

Запишите кратко сюжет этой сказки.

VII Подведение итогов

- Итак, в каких видах творчества встречаются образы животных?

Что нового вы узнали про образы животных в творчестве?

VIII Рефлексия

IX Домашнее задание

С. 90-93, р.т. с.64 №1,2

Приложение

Сообщения детей

КОНЬ

В жизни древнего человека конь занимал важное место. Он не только пища и одежда. В отличие от медведя и оленя - это еще и средство передвижения. Конь древний символ могущественного Солнца, которое катит по небу в небесной колеснице.

В русских деревнях до сих пор коньки украшают кровлю крыши, верхняя часть которой носит то же название - «конек», защищая дом от непогоды, напасти, злых духов.

Кони у крашают многочисленные вышивки, прялки. Конь на вышивке может символизировать весну и осень, быть знаком времен года. Также конь излюбленный образ в народной игрушке.

Одним словом, конь - частый сюжет народного искусства.

ПТИЦЫ

Как и конь, столь же любимый образ в народном творчестве – птица. Часто птица и конь сливаются в образе крылатого коня. Конь и птица связаны со стихией воды. В виде птиц вырезали ковши и солонки, книги, ювелирные изделия, резные детали избы, сундуки и шкафы, вышитые птицы украшали женскую одежду , Образ птицы широко вошел в фольклор практически всех народов мира.

Петух – вестник солнца и света. Поэтому изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях. Петух – это природные часы. Поэтому он стал покровителем часовщиков, а фигура петуха часто украшает часы.

ОЛЕНЬ

Олень – знак неба и солнца. Оленьи рога украшают жилище, защищая и оберегая его от напасти. Рога - это важный элемент орнамента на вышивке одежды, покрывал, полотенец.

Образ златорогого оленя встречается в сказках, преданиях, легендах разных народов, распространен он в игрушках, вышивке, росписи. Вот, например, два оленя, справа и слева от дерева или от женской фигуры, словно образуют небесную фигуру. Такой узор встречался на полотенце, оберегая его хозяина от беды. Изображали оленей и на прялках – подарках невесте от жениха. Этот красивый зверь был символом удачного брака, обильной жизни и силы.

ЛЕВ

Лев в мифологии многих народов был символом солнца и огня, а также в разные времена у разных народов он олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва оберегает человека от несчастий.

Изображения львов можно увидеть и на деревянных украшениях избы, и на изразцах, и в рисунке тканей, и в резьбе на мебели .

Народные мастера часто рисовали львов на сундуках в окружении растительного орнамента, мастерицы вышивали их. Скульптурные изображения льва по традиции нередко ставили при въезде в старинные усадьбы, в начале широких парадных лестниц, ведущих во дворцы и богатые городские каменные дома.

МЕДВЕДЬ

Медведь - один из самых распространенных и древних образов народной скульптуры. Его изображение встречается и во всех других видах народного творчества. Медведь - символ силы, мощи, могущества, тепла, оберега. В народных приметах и обрядах он предвещает пробуждение природы от зимнего сна.

Медведи украшают гербы городов, построенных в суровых природных условиях – на севере европейской части России и Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Первые «медвежьи» гербы обрели города Великий Новгород, Ярославль, Пермь. Для детей медведь – любимая игрушка. И сказки о нем тоже памятны всем с детства.

Беседа на тему: «Изображение животных в произведениях народного декоративного искусства»

с младшими школьниками.
Горбова Надежда Юрьевна, преподаватель МБОУ ДОД "Детская школа искусств" Яранского района Кировской области, город Яранск.
Описание: в данном конспекте урока рассказывается на примере русской росписи, глиняной и деревянной игрушки как образ животных воплотился в русском народном творчестве.
Назначение: предназначен для учителей ИЗО, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель: продолжение знакомства детей с анималистической темой на примере народного декоративного искусства, воспитание любви к Родине и ее культурному наследию.
Задачи:
-знакомство с образами животных и птиц в городецкой, жостовской росписях;
-знакомство с образами животных на примере дымковской, филимоновской, богородской игрушек, а также в русской народной вышивке;
-знакомство с таким понятием как стилизация образа;
-развитие эстетического вкуса у детей.
Материалы и оборудование: образцы народной игрушки, вышивки, росписи; фотоальбомы о народных промыслах.

Ход урока:

Организационный момент, подготовка рабочих мест.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы поговорим об образе животных в произведениях народного декоративного искусства.

Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Русская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш медведь красуется.
Я куплю себе свистульку
Буду трели выводить,
Мастеров из славной “Дымки”
Никогда нам не забыть.
В Твери делают игрушки
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.
Любовались гости чудом
Громко восхищалися –
Расписною красотой
Сражены осталися.
Наша русская игрушка,
Не стареет сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй моя гармошка
Ты подруга подпевай
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!

Всегда художника вдохновляла природа! Образы животных нашли своё воплощение в разных видах декоративно-прикладного творчества.

В Дымкове, над Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.

Красная за окнами калина,
Пароходный движется дымок.
На столе еще сырая глина,
Грубый, неоформленный комок.

За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит.
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит!

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростно светла,
И видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла.

(Леонид Хаустов)

История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.
По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей,


пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов.


Посмотрите внимательно на эти таблицы. Здесь наглядно показаны этапы лепки игрушки из глины.



Основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.


Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.


Основной тип изделий - свистульки традиционных форм (конь, медведь и др.). Для них характерны вытянутые пропорции, связанные с пластическими свойствами местной глины "синики". При обжиге глина дает белую поверхность, на которую наносится цветная роспись с характерными ритмичными полосками. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.
Учитель: Ребята, какие цвета характерны для филимоновской игрушки?
Ученики: Использовали три главные цвета - малиново-красный, желтый и зеленый.
Учитель: Правильно! Иногда применяли синий или фиолетовый цвета. Какая еще особенность филимоновской игрушки?
Ученики: Для филимоновской игрушки характерны удлиненные формы и мажорная, необычайно яркая роспись сплошной окраски, с чередующимися цветными полосами.
Также используются для украшения точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.
Учитель: Детали росписи можно расшифровать. Круг - это солнце, треугольник - земля, елочки и ростки - символ растительности и жизни. Все эти узоры напоминают нам о связях человека и природы.
В деревне Филимоново изготовлением игрушек занимались в основном женщины.


Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!

Богатые залежи жирной, словно масло, глины - синики как нельзя лучше под-ходили для лепки игрушек. Именно особенности глины придали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает - так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.



В отличие от дымковских все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Но свисток никогда не делали в фигурке, а только в хвосте зверей или птиц, которых давали в руки персонажу. Обожженная игрушка приобретает белый или чуть розоватый цвет. Роспись выполняется анилиновыми красителями, растертыми на яичном желтке или белке, куриным пером.
Ребята, а эта игрушка из какого материала сделана?
Ученики: Из дерева.
Учитель: Правильно!


В Богородске-городке
Все гуляют налегке
На широких улицах
Никогда не хмурятся.
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски:
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
Даже старые старушки
Делают себе игрушки.

Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев.
Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.
Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет.


Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.
«Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина.


Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки.
Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.



Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славиться по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!



Посмотрите, ребята, какой расписной сундучок, прялки….
Городецкая роспись - это один из традиционных декоративных промыслов и стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России.
Никогда ни с чем не спутаешь радостных красок городецкой росписи, ее вороных коней с поджатой крючком ногой и лебединой шеей, ее птиц с диковинными хвостами в виде крыла бабочки. Кони всегда изображаются в профиль, а люди - только анфас. И все это - в окружении роскошных цветочных гирлянд.


Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.


Но каждый из этих образов по-своему притягателен и имеет свою особую историю. Наиболее любимым персонажем, можно сказать, символом городецкого искусства еще в старину стал конь. Это были кони офицеров и казаков, кони в манеже и кони, запряженные в кареты и тарантасы. Традиции написания коня восходят еще к первым произведениям легендарных братьев Мельниковых. Постепенно образ коня становился все более сказочным, именно таким он и дошел до наших дней. Написать настоящего городецкого коня непросто, но еще сложнее изобразить парную упряжку или тройку. Городецкие мастера делают это поистине виртуозно.
Не менее традиционными персонажами городецкой росписи являются коты и кошки.


Из повседневной жизни Городца перешли в роспись и маленькие собачки с острыми ушками и лихо загнутыми хвостами. Когда-то, еще в эпоху резных донец, они непременно бежали за каретами или, встав на задние лапки, лаяли на птиц в сценах охоты.
Если кони, коты и собачки связаны с повседневным бытом, то никогда не обитавшие в Поволжье львы, несомненно, заимствованы мастерами росписи из искусства резчиков по дереву. Будучи на протяжении XIX века одним из самых распространенных персонажей домовой резьбы, львы лишь благодаря мастерам росписи не остались в далеком прошлом. Сегодня львы - непременные герои многих сказочных композиций, удивительные персонажи - воплощение доброты народного искусства России, в котором даже заморский свирепый зверь не вызывает никаких других чувств, кроме удивления и симпатии.


А посмотрите на этот поднос, какой здесь красивый павлин изображен.
До чего же эта птица
Красотой своей гордится!
Хвост - как веер золотой
У чудесной птицы той!


Это жостовский кованый металлический поднос. Такие подносы делают и расписывают в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет.
В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Встречается и образ птицы. Это и павлины и глухари…..


и красочные огненные петухи.


Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному).
Художник должен научиться видеть в природе то, что не подвластно глазу спешащего человека, необходимо останавливаться, присматриваться, вглядываться и вслушиваться в звуки и образы природы.
Чтобы реалистичное изображение преобразовать в стилизованную форму, художнику необходима фантазия, творческое мышление, способность импровизировать.

Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью упрощения или усложнения формы.
Нужно постараться увидеть в объекте самые характерные черты и сохранить их, чтобы петушок остался петушком, а павлин - павлином. Главное в работе - образность.
Давайте посмотрим, какой образ животного выглядит в вышивке.


Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-Xвеков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой.
Красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах - крестному, попу, дьякону и т. д.
Перед свадьбой на выставке приданого по количеству холста, по совершенству вышитого узора односельчане оценивали трудолюбие невесты, ее способность к домашнему ремеслу. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.
Одним из первых животных, судя по многочисленным следам, оставленным в фольклоре, обрядах, в вышивке был олень.
Культ оленя был распространен очень широко. Олень – знак удачного брака, знак обильной жизни. Два оленя, сведенные головами, – сюжет женского кокошника. Он был не только знаком неба, но и знаком – матери и дочери, рожающих все живое на земле.
Частым сюжетом русской вышивки является конь.


Конь был наделён божественной силой и считался знаком солнца и неба. Конь, конник, колесо – равнозначные знаки солнца и тепла.
Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства.



На вышивках она чаще всего включается в общую композицию с женской фигурой или деревом. Это знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета – петух поет на рассвете, когда восходит солнце. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака, поэтому этот сюжет столь част в ритуальной женской одежде. Птицы на полотенце – знак памяти об усопших, символ души, вестница иного мира. Они же знак хорошего урожая.

Таким образом, в вышивках отражались верования древних славян, поклонение Божествам, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае, помощи в трудной жизни.
Сто дорог, сто разных судеб,
А мечта у всех одна,
Ищут птицу Счастья люди,
Что из пепла рождена.

Только, где же птица Счастья?!
Кто увидит? Кто найдет?
Ходят,бродят где-то люди,
Истоптавши сто дорог.

Только некоторые знают,
Что ее им не найти.
Эта птица, с ними рядом,
Невидимкою в пути.

Люди те, мудрее многих,
И живут они -любя....
Чтобы птица была рядом,
Начинать надо с себя!

Полюбите! Птица Счастья,
К Вам в окошко постучит...
Потому что, к тем, кто любит,
Та мечта сама летит...

И ее искать не надо,
Исходивши сто дорог,
Вы с любовью подружитесь,
Ну, а птица Вас найдет!


И в наши дни русское народное творчество является неисчерпаемым источником вдохновения. Молодые художники сначала копируют работы опытных мастеров, изучая их опыт, зачем начинают импровизировать и создавать свои творческие работы.
В конце урока рефлексия.Декоративно-прикладное творчество в школе