Каждый из нас в душе художник. Вспомните золотые минуты детства, когда мы с упоением рисовали красками «каляки-маляки». Искусство живописи - величайшая в мире тайна. При помощи красок и кисти на холсте появляются настоящие чудеса. Многие ошибочно считают, что они не обладают художественным талантом. На самом деле, научиться писать красками может любой. Как рисовать акварелью настоящие произведения искусства? Для этого необходимо лишь соблюдать несложные рекомендации.

Что нам потребуется?

Итак, мы решили войти в мир искусства и стать художниками. Как рисовать акварелью правильно? Для этого потребуются следующие инструменты:

  • краски;
  • кисти;
  • палитра;
  • листы бумаги.

К выбору принадлежностей стоит отнестись очень внимательно. От них зависит конечный результат - произведение искусства.

Выбираем краски

Как рисовать акварелью самостоятельно? В первую очередь необходимо правильно выбрать краски. На прилавках художественных магазинов представлено огромное количество акварельных красок. Какие из них лучше выбрать?

Не стоит здесь смотреть на ценовую категорию. Высокая стоимость далеко не всегда является залогом качества.

Лучше выбирать краски, сделанные на основе пчелиного воска. На обложке должна быть надпись «медовые». Они имеют наиболее яркий цвет.

Кисти для рисования

Кисти имеют не менее важное значение. Какие из них подходят для акварели наиболее всего?

Кисть должна быть мягкой, хорошо набирать краску. Ее наконечник должен быть заострен. Щетинки кисти должны быть хорошо закреплены на основании. Наилучшим вариантом станут кисти, сделанные из шерсти белки. Их щетинки соответствуют заявленным параметрам.

Сколько кистей потребуется? Для рисования мелких частей рисунка следует приобрести тонкую кисть (номер 1 или 2). Для основной части - большей толщины (номера 5-6 или 7).

Палитра

Палитра служит своеобразным «черновиком», местом для смешивания красок. На палитру наносят несколько красок разных цветов, смешивают их. В результате получается желаемый оттенок.

Можно приобрести готовую палитру из пластмассы. Также можно ее сделать самостоятельно. Для этого подойдет лист плотной бумаги, который следует загнуть по краям.

Выбираем бумагу для акварели

К процессу выбора бумаги стоит отнестись с особым вниманием. Дело в том, что акварель - краска полупрозрачная. Она требует большого количества воды при работе. Если рисовать на обычной бумаге, от воды она может быстро размокнуть. Лучше приобрести специальную бумагу для акварели. Она более плотная и толстая. Ее поверхность шершавая. Частицы воды застревают на шершавой поверхности бумаги. Это препятствует растеканию.

Приступаем к рисованию

Как рисовать акварелью самостоятельно? Изучив основные особенности акварельной краски, мы знаем, что для нее требуется большое количество воды. Рисунок получается полупрозрачный, воздушный, летящий. Этот эффект образуется благодаря структуре краски.

Существуют 2 основные техники рисования акварелью:

  1. Сухая техника.
  2. Техника по сырой бумаге.

С основами сухой техники знаком каждый еще с детской поры: набираем краску на кисточку и рисуем. В зависимости от типа рисунка, можно предварительно нанести его контур при помощи карандаша.

Чтобы получить необходимый цвет, необходимо обмакнуть кисточку в воду, затем в необходимую краску и нанести ее на палитру. После этого кисточка промывается водой и опускается в краску другого цвета. Полученные цвета смешиваются на палитре. Итогом станет необходимый оттенок.

Чем отличается техника рисования акварелью по сырой бумаге? Эта методика достаточно интересна, т.к. она позволяет создавать необычный эффект. Для этого, перед тем как начать рисовать, следует хорошо смочить водой лист бумаги. Пока он не высох, на мокрую бумагу наносится акварельная краска. При смешивании с водой она расплывается, оставляя на бумаге причудливые узоры.

Давайте рисовать

Итак, материалы для работы мы приобрели. Основные техники рисования изучили. Теперь можно приступить непосредственно к процессу творчества.

Как рисовать акварелью для начинающих? Для начала рекомендуется попробовать изучить краски. Что для этого потребуется? Рассмотрим основные уроки ознакомления с красками:

  1. Изучаем цвета. Возьмите лист акварельной бумаги. Наберите на кисть понравившийся цвет. Нанесите его на бумагу. Посмотрите, какой эффект получился. Теперь увеличьте степень нажатия на кисть. Посмотрите, как изменился цвет (он должен потемнеть). Теперь наберите на кисточку побольше воды и обмакните ее в краску. Проведите мокрой кистью по бумаге - рисунок будет полупрозрачным.
  2. Смешиваем цвета. Попробуйте смешать несколько цветов. Какие оттенки получились в результате?
  3. Нанесите на лист желтый, оранжевый, красный цвета. Изучите их. Какие эмоции они пробуждают? Теперь нанесите на лист синий, фиолетовый, черный цвета. Какие ощущения возникли теперь?
  4. Рисуем с натуры. Теперь необходимо научиться отображать окружающие нас предметы. Поставьте перед собой яблоко. Внимательно изучите его. Посмотрите, какого оно цвета. Попробуйте нарисовать его.

Практическая работа

После изучения основных навыков искусства живописи можно перейти к самостоятельной работе.

Учимся рисовать акварелью окружающие нас предметы. Посмотрите вокруг. Что вы видите? Можно нарисовать натюрморт. Для этого поставьте перед собой несколько предметов посуды и любые фрукты. Попробуйте их изобразить.

Что еще можно нарисовать акварельными красками? Здесь нет никаких ограничений. Все зависит от фантазии художника. Можно рисовать все, что нас окружает. Можно изобразить собственный придуманный мир.

Изучение основных техник работы с акварельными красками можно начать с рисования цветов и деревьев.

Как изобразить цветок?

Рисуем цветок акварелью самостоятельно:

  1. Придумайте, какой цветок надо нарисовать.
  2. Изучите его основные цвета.
  3. При помощи простого карандаша нанесите на бумагу основной контур.
  4. Выберите краску для фона и закрасьте его.
  5. После того как фон высохнет, можно приступить к рисованию акварелью.
  6. Закрасьте полупрозрачной краской цветок.
  7. После того как акварель высохнет, прорисуйте контур более темной краской.
  8. После высыхания рисунка расставьте акценты на цветке. Это придаст ему объем. Чтобы расставить акценты, необходимо контрастной краской нанести несколько плотных мазков вдоль контура цветка. Наш рисунок готов.

Рисование акварелью - несложное и очень увлекательное занятие. Каждый из нас может почувствовать себя настоящим художником, создавая целые произведения искусства. Стоит лишь прислушаться к предложенным советам.

Художники очень любят пользоваться акварельными красками. И все потому, что с их помощью легко создавать шедевральные картины, при работе над которыми есть возможность выбрать множество техник, отлично подходящих для этих красок.

Описанные ниже техники помогут разобраться с вопросом, как научиться рисовать акварелью. Они идеально подходят как для профессионалов, так и для начинающих, становясь источником вдохновения и сил.

Акварель и плоская кисть

Итак, давайте разберемся с тем, как научиться рисовать красками, используя для этого плоскую кисть.

Сначала карандашом нарисуйте прямоугольную фигуру, это необходимо для обозначения краев слоя. Наберите на кисть немного темного цвета. Поднимитесь в верхний левый угол прямоугольника и аккуратно, не надавливая, проведите прямую линию к правому.

Совет : если, вы левша, то вам будет удобнее начинать от правого и вести к левому.

Снова окуните кисть в краску, но в этот раз займитесь нижней частью фигуры. Ведя линию из угла в угол, попытайтесь перекрыть собравшуюся краску после верхнего штриха.

Напоминание:

  • скопившаяся краска должна свободно стекать, если по какой-то причине это не произошло, то необходимо слегка наклонить мольберт;
  • помните, что сильный наклон может привести к неконтролируемому «потоку», поэтому стоит быстро и аккуратно работать над картиной, а под рукой иметь губку, которая может вытереть лишние капли.

Затем необходимо повторить предыдущий этап, снова перекрывая верхний штрих.

Подсказка:

  • для создания ровного края рисунка можно использовать плоскую часть кисти;
  • чтобы добиться ровного края нужно остановиться в конце горизонтальной линии и протянуть кисть сначала вверх, а потом вниз;
  • штрих должен быть сплошным, а не прерывистым, для этого следите за наполненностью краской кисти.

Повторять выше описанные действия нужно до тех пор, пока не закрасите весь прямоугольник. Делать это лучше одним тоном.

Заметка:

  • чем популярнее и лучше бумага для рисунка, тем проще вам дается техника и тем лучше получаются рисунки;
  • прерывистые штрихи при «полной» кисти говорят о том, что бумага слишком плотная или грубая; чтобы размягчить ее, просто взбрызните водичкой или проведите влажной губкой и оставьте подсыхать.

Рисунок будет завершенным после того, как вы подберете лишнюю краску, оставшуюся от финального штриха. Саму работу оставьте подсыхать под наклоном, краска приобретет интересный вид. После завершения работы над фигурой позаботьтесь о кисти, промойте ее и высушите.

Чтобы учиться рисовать красками, нужно быть трудолюбивым, ведь это кропотливая работа, которая щедро вознаграждает тех, кто вкладывает в нее силы.

Градиент

Как и в первой технике, нам понадобится контур для учебы. Итак, рисуем акварелью для начинающих поэтапно. Кисточку окунаете в темную краску и проводите штрих.

Затем необходимо хорошенько вытереть кисточку и зачерпнуть ею более светлый оттенок. После чего можно сделать новый мазок, который захватит низ предыдущего. Если вы остановитесь на секунду, то заметите, что левая часть слилась с ранее нарисованной.

Опять промокните кисть, оботрите ее. Возьмите посветлее цвет и повторите действие. Следуйте этим правилам до тех пор, пока краской не заполните всю фигуру.

Совет: при прерывающихся негладких штрихах будет правильным решением обмокнуть кисть в краске и пройтись по ранее сделанной линии.

Закончив работу, уберите излишки краски чистой кистью. Попробовать данную технику можно в разных цветах.

Глазурь акварельная

Урок может очень заинтересовать даже ребенка, так как потребуется проявить фантазию. Она прекрасно подходит для пейзажей.

Эта техника требует импровизации и фантазии. На примере будем рисовать импровизированный ландшафт. На наших работах вы увидите, как это можно сделать. В работе могут быть использованы те кисти, которые есть у вас. Необязательно, чтобы они были такими же, как наши.

Для начала рисуем небо и реку. Причем голубую краску нужно разделить водой, чтобы в дальнейшем получился водопад.

Облака мы сделаем насыщенного розового цвета, а гору - желтой, этим же оттенком пройдемся по краю рисунка. Для того чтобы было понятнее как слои взаимодействуют, в примере используются прозрачные и светлые тона.

Смешав два оттенка синего, мы получим прекрасный цвет для горизонта, не забудьте оттенить склон горы.

Напоминалка: слои должны просыхать; для этого можно воспользоваться феном, но держать его близко нельзя, а поток воздуха должен быть легким; избегайте горячего воздуха и воздействия пара.

Для оттенения некоторых элементов воспользуйтесь ярким цветом, например, оранжевым. На нашем полотне он выгодно подчеркнул небо и берег.

Подсказка: лишние капли вытираются чистой и высушенной кистью.

Для получения необычной текстуры краски слегка придавите кисть, когда будете работать над оттенком верхушки горы.

Чтобы «оживить» водопад нарисуйте на нем круги синим цветом. А вымыв кисть, можно нанести пару деталей и на берега.

После просыхания краски, пузырьки подтемните, например, фиолетовым. Картина заиграет новыми красками.

Для связки элементов рисунка необходимы крупные детали, такие как деревья. Мы нарисовали с круглыми кронами, а вы можете их сделать другими. Для стволов возьмите темный цвет. Не забудьте и о мелочах, типа травы на переднем плане, она может быть зеленой, голубой и т.д.

Соединив красный и розовый, мы добавим финальные черты. Фрукты на деревья и у их стволов.

Данная техника - это полет фантазии. Слои взаимодействуют между собой, и в этом можете убедиться, посмотрев наши наброски. Темные оттенки более сильно выражены, но смешавшись со светлыми, получаем нечто необычное.

Мокрое рисование

В этой части мы расскажем, как нарисовать красками на мокрой бумаге. Живопись, выполняемая в этой технике, очень красиво смотрится.

Мы рисуем акварелью поэтапно. Поэтому, возьмите лист бумаги и взбрызните водой. Губкой уберите лишние капли, постарайтесь, чтобы влага распределилась равномерно, бумага будет как атласная. Если же она блестит, то необходимо еще раз пройтись губкой, убирая воду.

Начиная рисунок, сперва займитесь фоном, так как потом проще будет с созданием главных объектов. По этой причине мы начали с неба. Рисуем его до тех пор, пока не влюбимся в этот кусочек картины. Расплывающиеся штрихи создадут необычный эффект.

После неба приступаем к траве, сделав для этого всего лишь пару мазков. Чем суше картина, тем меньше плывут штрихи.

Деревья сделают картину более объемной. Первый раз наносим более светлый оттенок зеленого, а вторым идет потемнее. На горизонте тоже добавим парочку деревьев.

Среди травы разместим камни, созданные с помощью серого цвета. Рисуя их, необходимо оставлять просветы.

В картине лучше использовать оттенки не смешивать, работайте или только с холодными или с теплыми.

Для того чтобы картина заиграла нужно добавить хоть один цветок, они у нас не четкие, но интересные. Создаются они багровым оттенком, который растекается как ему удобно. Чтобы обозначить серединку цветочка просто промокните лишнее сухой кистью.

В завершение придется капнуть воды на пятна, так они смогут смешаться с зеленой травой.

Пробуя себя в этой технике важно вовремя останавливаться, дабы не перестараться с размытостью и не получить в результате грязь. Рисунок конечно странный, но очень притягательный.

Сухая кисть

Мы расскажем о том, как рисовать акварелью, используя при этом сухую кисть. В процессе работы краска набирается на кисть, лишнее убирается губкой, а затем уже наносится на лист.

Первым делом сделаем набросок в карандаше. Условно обозначим небо, проведя кистью по листу.

Нарисовать линию горизонта с деревьями можно зеленым, выделив место под озеро. Слой для ствола создан из лиловой и голубой краски.

Не спешите и дайте картине просохнуть. После этого получится в озере сделать поток воды и отражение дерева. Не забудьте оттенить берег, мы для этого брали смешанные голубой с зеленым. Снова подождите какое-то время, чтобы рисунок подсох.

Следующий слой дерева мы выполним в ярко синем оттенке, это поможет создать видимость коры и теней.

Следующим этапом можно преобразить фоновые деревья, воспользовавшись оранжевым цветом. На них серым расставим небольшие акценты. После этого займемся отражением деревьев.

Что касается воды, то для большей реалистичности мы брали два цвета и смешивали их: коричневый, насыщенный зеленый. При работе над озером важно менять давление на кисточку.

Памятка: краска с мокрой кисти будет плоской; сухая кисть - путь к насыщенным и интенсивным цветам.

Перед деревом добавляем траву. Оттеняем небо и озеро.

Важные моменты для всех техник

  1. Что касается убирания лишней влаги, то тут нужны губки или салфетки из бумаги, лучше, чтобы их было несколько. Кроме того, что ими можно скорректировать поведение красок, так еще и можно создать облака.
  2. Отлично на эту роль подойдут спонжики, так как интересно отображаются на картине и очень хорошо вбирают лишнюю влагу. При работе с красками нельзя тереть бумагу губкой, так как велика вероятность, что она повредится.
  3. Если нужно сделать высветления, то лучше воспользоваться бумажными полотенцами, которые моментально впитывают излишки красок. Если допущена ошибка, то ее легко вытереть.
  4. Убирают ненужное и сухой кистью, которую просто необходимо вымыть и высушить.
  5. Также можно проблемный участок сбрызнуть водой, а потом промокнуть губкой или рукой.
  6. Для создания необычных текстур применяются ткани.

Как обесцветить краску, которая высохла

Для этого понадобятся тряпочка и вода. Смочите участок, который вам не нравится, слегка потрите и сухой кисточкой снимите лишнее.

Какие кисточки нужны для красок

Чтобы снять масляную и акриловую краски потребуется кисть с жесткой щетиной, сильно соскребать нельзя, ведь картина может повредиться. Смочите участочек, потрите и удалите лишнее.

Если побрызгать рисунок, а затем приложить к этому участку полотенце из бумаги, то получатся необычные высветленные пятна.

Для изменения текстуры может быть использована наждачка, которой аккуратно трут участки бумаги.

Опытные мастера могут использовать для четких линий и высветления даже лезвие или нож.

Чтобы более полно освоить уроки рисования акварелью, найдите и посмотрите видео, на которых видна работа мастера.

В Древнем Египте рисовали отточенной палочкой с кусочком верблюжьей шерсти на конце красками из размельченной земли. Это и была первая техника акварели, которой уже около четырех тысяч лет. С тех пор акварельная живопись прочно вошла в употребление в Европе.

Само слово «акварель» имеет латинский корень “aqua” - вода. Поэтому главный принцип техники рисования акварелью - это степень увлажнения бумаги. Именно вода дает прозрачность красок, чистоту цвета и позволяет разглядеть фактуру бумаги.

Для художника имеется выбор из существующих техник рисунка акварелью:

  • aкварель по-сухому (итальянская акварель);
  • акварель по-мокрому (английская акварель);
  • комбинированная (смешанная) техника;
  • акварель по фрагментарно увлажненной бумаге.

Акварель по-сухому (Итальянская акварель)

Acquarello - это слово звучит музыкально для уха. Наносятся слои краски (один, если это однослойная акварель) или несколько (если это лессировка) на сухой лист бумаги.

«Акварель - это нежное обещание масла», и эта техника прямое тому подтверждение.

Тональность краски гуще, цвета ярче, мазки видны словно рисунок написан маслом. Основная трудность в том, что если масло все стерпит, работу можно подкорректировать, то в акварели ошибаться практически нельзя. У итальянцев даже есть термин “A la Prima”, то есть «в один прием» . Картина пишется без этапов. Чистыми, неразведенными цветами надо смело схватить суть, сделать зарисовку с натуры.

Шаги художника в технике акварель по-сухому:

  1. нанесение контурного рисунка, разработка теней;
  2. акварель в один слой, или лессировка;
  3. мазки непрозрачные, мозаичные, точные;
  4. избегать грязных наплывов, большая скорость работы.

У кого поучиться итальянской манере: Российская академическая живопись XIX века. Например, «Итальянский пейзаж» А.А.Иванова, хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Акварель по-мокрому (Английская акварель)

Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)

Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность - непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.

В своей книге «Как понять акварель» писатель Том Хоффманн сказал: «Картина акварелью - диалог между художником и зрителем, причем у каждого своя роль. Если говорить будет лишь один, второму станет скучно.»

Шаги художника в технике акварель по-мокрому:

  1. добавление воды в краски;
  2. смешивание краски, не имеет значения где, на палитре или на листе;
  3. обильно намочите лист, затем разгладьте так, чтобы не осталось неровностей;
  4. удалите излишки воды с листа кусочком ваты, чтобы он перестал блестеть;
  5. рисунок выполняйте, делая предельно точные мазки;
  6. просушивание рисунка от 2-х часов;
  7. проработка элементов переднего плана (если требуется).

У кого поучиться английской манере: у блистательного английского живописца Уильяма Тернера. По свидетелям современников, он создавал сразу по четыре рисунка в этой технике «с удивительной, чудовищной скоростью».

Из российских художников примером является рисунок Максимилиана Месмахера «Вид Кельнского собора».

Смешанная техника акварели

Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.

Приемы комбинированной (смешанной) техники:

  1. на мокрый лист положить первый слой краски;
  2. проработка планов, создание требуемой степени размытости;
  3. просушивание рисунка;
  4. следующие слои краски выкладывать поэтапно;
  5. проработка среднего и ближнего планов.

Основное правило техники : бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.

Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника. Примеры комбинированной техники в работе художника Константина Куземы.

Следующим вопросом для художника является создание красочных слоев. Различают однослойную и многослойную техники (лессировку).

Однослойная техника акварели

Если перефразировать знаменитого сатирика, одно неосторожное движение, и в лучшем случае получится графика вместо акварели. Краска накладывается в один слой, корректировку производить нельзя. Однослойную технику можно применять сухим-по-сухому, и мокрым-по-сухому.

Особенности однослойной акварели «сухим по сухому»:

  • исполнение буквально в одно-два касания;
  • надо заранее намечать контуры рисунка;
  • выбрать используемые цвета, для скорости работы;
  • для колоризации применять оттенки только на влажном слое;
  • больше четкости и графичности, меньше переливов.

Особенности акварели в один слой «мокрым по сухому»:

  • больше переливов, меньше графичности и четкости;
  • мазки наносить быстро, до просыхания, один за другим;
  • для колоризации успевать добавлять краску, когда мазок еще не просох.

Плюсом в однослойной технике является создание живописных акварельных переливов. На сухом листе легче контролировать текучесть и очертания мазков. Современные художники часто проводят мастер-классы и выкладывают видео в Youtube. Технику однослойной акварели можно посмотреть, например, у акварелиста Игоря Юрченко.

Тем же, кто неустанно совершенствует технику акварели, стоит овладеть многослойной техникой (лессировкой), в которой работают известные мастера.

Многослойная техника акварели (лессировка)

Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка - многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.

Особенности многослойной техники акварели:

  • реалистичность изображения: картина в ярких, насыщенных тонах;
  • нижний слой светлых и прозрачных мазков должен успеть просохнуть перед следующим нанесением;
  • видны границы мазков;
  • краска не смешивается в разных слоях;
  • мазки делаются аккуратно, планы воздушны, живопись в мягком стиле;
  • можно разделить процесс на несколько сеансов, выполнить большое полотно.

Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.

Непревзойденным мастером многослойной акварели считается Сергей Андрияка. Помимо творчества художник активно занимается преподавательской деятельностью, работы его и учеников постоянно выставляются.

«Масляная живопись - это словно езда на лимузине, а акварель - на «Феррари». Не та респектабельность и безопасность, но это правда круто» - остроумно заметил хорватский акварелист Джозеф Збуквич. Что же требуется для того, чтобы написать хорошую акварель, или «с ветерком проехаться на «Феррари» по мнению художника? Он же отвечает: «Следуй за акварелью, или просто рисуй».

Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).

Приемы в многослойной технике также разнообразны:

  1. Мазки надо делать по принципу «дело мастера боится», изобретать свою технику, делая точечные, линейные, размытые, фигурные, сплошны и прерывистые мазки.
  2. Заливка покрывает большую часть рисунка одним цветом, применяется для того, чтобы обеспечить плавные цветовые переходы.
  3. Отмывка - нанесение не более трех слоев краски, один на другой после высыхания для усиления полутонов, прописывания деталей и теней. Таким образом достигается общий тон.
  4. Градиентная растяжка - мазки плавно переходят друг в друга, каждый следующий светлее предыдущего. Это делается при радужном переходе цветов.
  5. Вытягивание краски - чистая сухая кисть делает тон мазка светлее, проходит по бумаге, собирая лишний пигмент.
  6. Резерваж - та часть листа, которую оставляют белой.

Виды резерважа:

  • «обходка » - название говорит само за себя, надо аккуратно обходить кистью нужные места. В мокрой акварели на резерваж надо оставлять побольше места из-за протеканий краски.
  • механическое воздействие : процарапывание, маскировка. Надо избегать повреждения бумаги острыми предметами и резких контрастов. Дополнительные материалы: бритва, восковые мелки и т.п.
  • вымывание краски сухой салфеткой или отжатой кистью. Возможно использование мастихина, если краска просохла.

Можно создавать акварели в технике гризайль (монохромные), дихромные (с охрой) и многоцветные рисунки.

Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:

  • Смешивание акварели с белилами, гуашью, акварельными карандашами, тушью, пастелью. Это уже не чистая техника, а смешанная. Что это дает? — ясность (карандаши), штрихование (пастель), отмывку (тушь), книжные иллюстрации (перо), резерваж (белила), линейные штрихи (акварельные карандаши).
  • Спецэффект «рисунок на смятой бумаге » дает удивительный эффект светотеней на сгибах бумаги.
  • Спецэффект с солью : на рисунок наносятся кристаллы соли, в результате трения с бумагой появляются фантастические разводы. Подходит для рисования звездного неба или заливного луга.
  • Спецэффект «разбрызгивание » - этот эффект знаком всем 1-2-летним карапузам. Оказывается, прием разбрызгивания существует в живописи, и за него не отругают. С помощью зубной щетки наносятся мельчайшие капли краски. Подходит для написания стихий, бурь, штормов.
  • Акварель с чаем : для эффекта «состаривания» бумаги, фактурой напоминающей пергамент. Лист тонируется чайной заваркой.
  • Спецэффект с пищевой пленкой: пленка, смоченная краской, резко отделяется от листа бумаги. Полученные разводы используются как фон.

И опять о принципе «дело мастера боится»: каждый художник может создавать свои, авторские приемы и техники. Делиться или нет с окружающими - его дело, но каждый художник отвечает за оригинальность своей работы. Как сказал уже упомянутый акварелист Джозеф Збуквич: «Акварель - босс. Я лишь ее юный помощник».

Как научиться рисовать акварелью с нуля?

Как научиться рисовать акварелью с нуля?

Акварельная живопись одна из самых сложных в мире, но в то же время, является самой нежной, хрупкой и привлекательной для начинающих художников. Что же в ней такого особенного? Весь секрет в прозрачности линий, благодаря которым видны даже самые незначительные цветовые переходы. Водянистость рисунка, которая придаёт ему объем. Но как постичь это не простое искусство? Как научиться рисовать акварелью с нуля? Перед тем, как приступить к рисованию, нам необходимо выбрать вспомогательные материалы. Художественная школа для взрослых и детей на своих курсах предлагает профессиональное обучение рисованию в любых техниках, но научиться можно и самому. Рассмотрим в статье моменты, которые помогут нам в этом.


На какой бумаге и какими кистями рисовать акварелью?

1. Бумага. Лучше сразу приобрести акварельную, она стоит не дорого (около 40р. блокнот). Её отличие от обычной в плотной текстуре листов. Такая бумага не будет разбухать от воды и коробиться.
2. Кисти. В магазине для рисования для начала берём две кисти. Маленькую и большую. Шерсть белки хорошо подходит для акварельных красок.
3. Палитра. Выбор палитры не принципиален, выбираем любую. Некоторые художники заменяют палитру на небольшое стекло, оно практично в использовании, его удобно мыть.
4. Краски. Детские медовые краски с добавлением лимона и прочего - сразу откладываем в сторону. Они нам не понадобятся. В магазине для художников берем любые профессиональные краски. Откройте их и посмотрите на цвета, они должны вам понравится. Не обязательно брать самые дорогие, это не принципиально.



Как научиться правильно рисовать акварелью начинающим поэтапно?

Как красиво рисовать акварелью? Для того, чтобы наши акварельные рисунки получались качественными, необходимо освоить несколько базовых приёмов.
1.Равномерная заливка. На бумаге проведите квадрат или прямоугольник. Лучше выбрать цвет потемнее, на нём будет лучше видно. Наберите его на кисть и протяните с одного угла к другому. Наберите краску снова. Проведите следующую полосу так, чтобы она перекрывала стык предыдущий. Если первая полоса полностью не перетекает во вторую, то наклоните лист бумаги. Набирайте краску и продолжайте рисовать полосы, сохраняя однородный оттенок. Промойте кисть в воде и выжмите. Темные полосы разровняйте с помощью кисти. Дайте рисунку высохнуть. Если у вас получился прямоугольник равномерно залитые краской, у вас всё получилось.
2.Зависимость оттенка краски от количества воды. Наберем краску на кисть и проведем первую линию, затем опустим кисть в воду и проведем вторую через 1 см от неё. Продолжим обмакивать кисть в воду и проводить линии до тех пор, пока они не станут максимально прозрачными. Это упражнение помогает почувствовать, сколько воды необходимо добавлять, чтобы получить желаемый оттенок.
3.Градиент. Цель этого упражнения получить однородный переход от тёмного тона к светлому. Наберите кистью краску и проведите вертикальную линию, после чего обмакните кисть в воду и проведите вторую так, чтобы она немного заходила за первую и краска начала перетекать. Снова повторяем тоже самое, добавляя воды. Добиваемся полного перехода цвета. Последнюю полосу проведите просто водой. Просушите кисть и проведите валик краски снизу заливки.



Учимся рисовать акварелью поэтапно с помощью различных техник для начинающих

Как начать рисовать акварелью? Необхдимо постичь основы искусства. Это определенные упражнения, выполняя которые, вы освоите первые азы рисования акварельными красками.
1. Мокрым по мокрому. Намочите водой небольшой кусочек бумаги. Лист должен быть равномерно пропитан водой. А теперь возьмите краски на кисть и проведите по мокрому месту. Понаблюдайте, как растекается краска. Попрактикуйтесь, добавляя больше или меньше краски на лист бумаги. Это вам очень пригодится.
2. Перетекание из цвета в цвет. Сначала водой нарисуем любые фигуры. Берем на кисть, к примеру, синий цвет и наносим на фигуру. Добавляем немного бордового и желтого. Вы должны добиться плавного перехода от одного цвета к другому. Если этого не происходит, добавьте немного воды.
3. Наложение слоёв. Нарисуем фон, как в первом упражнении. Немного подождем, дадим ему высохнуть полностью. Рисуем на фоне пару кругов разных цветов и даём высохнуть. На кругах рисуем третий слой.
4. Приём с использованием пищевой соли. Рисуем фон и засыпаем сверху немного обычной столовой соли. Ждём. Кристаллы соли понемногу впитывают в себя краску и становятся похожи на звёзды. Заметнее всего эффект проявляется в темных областях.
5. Облака с помощью салфетки. Заливаем фон и пока краска еще влажная, начинает прикладывать салфетку, придавая форму. Таким образом, у нас получается текстура, напоминающая облака. Эту технику можно использовать для исправления ошибок, которые возникают у вас в процессе рисования. Просто промокните лишнюю краску.
6. Брызги. Набираем краску на кисть и проводим пальцем по кисти над бумагой или капаем, образуя неравномерные брызги по всей поверхности. Стол лучше застелить тканью, чтобы избежать загрязнений.


10 распространенных ошибок начинающих художников

1. Любите себя. Очень многие художники начинают себя ругать и излишне критиковать свои картины. Этого делать не нужно. Нарисовали что-то - похвалите себя. Всё что вы делаете -это только для вас и для реализации ваших творческих потребностей. Чем больше вы будете получать удовольствия от процесса рисования, тем лучше у вас будет получатся.
2. Используйте удобные материалы. Качественные кисти, бумага и краску. Тогда процесс рисования будет приносить вам только удовольствие.
3. Копируйте сюжеты известных художников. Они будут служить вам основой ваших знаний.
4. Показывайте ваши картины всем вашим друзьям,близким и знакомым. Подарите свою картину. Собирайте вокруг себя единомышленников, которые будут поддерживать вас.
5. Теплые и холодные краски. Используйте больше холодных оттенков вдалеке и теплых вблизи. Так вы покажите воздушную перспективу в своей картине.
6. Не красьте одной краской весь фон. Меняйте тон, смешивайте краски, создавайте на вашей картине колорит. Сделали два-три мазка одним цветом, добавьте другой. Чем больше оттенков вы будете использовать, тем интереснее будет ваша картина.
7. Дайте картине возможность подсохнуть. Так вы сделаете её более проработанной и глубокой.
8. Показывайте объем вблизи. Наносите больше краски на ближние предметы с помощью мастихина. Делайте их объемными.
9. Чем больше вы смешаете красок, тем более живописной будет ваша картина. Подмешивайте полутона.
10. Оформляйте картины багетом. Он придаёт картине дополнительный объём.

Первая и наиболее очевидная особенность акварели – она прозрачная. Она наносится на чистую белую бумагу. Это значит, что вам нужно с самого начала решить, где будут белые области в вашей картине, и спланировать заранее, чтобы сохранить эти области нетронутыми.

Секрет успешного рисования акварелью в том, чтобы избегать областей, которые должны остаться белыми, и наносить светлые слои краски первыми, постепенно добавляя более темные слои. Постарайтесь достаточно легко покрывать краской большие области на первых этапах рисования, добавляя более тяжелые детали ближе к концу. Здесь есть несколько пунктов, которые нужно помнить…

Небольшие наброски позволяют вам распределить ваши объекты и скорректировать композицию до того, как вы начнете рисовать. Если у вас есть план работы, вам будет гораздо проще избежать проблем, которые касаются, в первую очередь, тона (светлого и темного) и контраста. Разбейте ваш набросок примерно на 4 тональные области и заштрихуйте их. Это позволит вам управлять тенью и светом так, чтобы максимальный контраст был в том месте, где находится главный в композиции объект.


Из всех советов по рисованию акварелью, поддержание цветовой гармонии – один из самых важных. Есть несколько простых приемов, чтобы поддерживать цветовую гармонию на протяжении всей работы над картиной.

Ограничьте вашу палитру

Работа с двадцатью разными цветами, смешанными в вашей палитре – это звучит заманчиво, но обычно это приводит к несогласованному, грязному результату. Ограничьте ваши цвета всего до двух или трех, особенно на ранних стадиях работы. Ваш объект определит, какие нужно выбрать. Здания, пейзажи я начинаю рисовать растворами Натуральной Сиены (Raw Sienna) и Жженой Сиены (Burnt Sienna), с добавлением небольшого количества Ультрамарина (Ultramarine) и Индиго (Indigo), в зависимости от того, какую атмосферу я хочу передать, это дает гармоничную атмосферу для дальнейшей работы. Более яркие цвета могут быть добавлены позднее, при необходимости.

В проекте «Речной Пейзаж» используются только 5 цветов (четыре из которых – синие) для создания простой, сдержанной цветовой гармонии.

Картина, изображенная ниже, показывает, что ограниченная палитра оказывает намного более сильный эффект, чем полный цветовой спектр. В отличие от серого, белого и черного древесного угля (Grey, White, Black Charcoal), Интенсивный и Ультрамариновый синий (Phthalo and Ultramarine Blue) составляют большую часть этой картины. Небольшие брызги Розового (Permanent Rose) добавляют теплоты к главным областям картины.

Как часто вы смотрите на картину и видите, что в одной из областей цвет не подходит? Несколько деревьев в нестандартно зеленом цвете, противоречиво синяя река или фиолетовый цветок, который, кажется, вырывается из букета. Решить эту проблему просто, добавив больше противоречивых цветов к остальной картине.

Позволяя Розовому (Permanent Rose), на картине выше, расплескаться по поверхности связывает этот цвет с картиной. Если бы этот цвет был только на главных объектах, он выглядел бы лишним.

Несколько тонких каллиграфических линий гармонирующего цвета помогут связать между собой разные цвета в композиции.
Используйте тонкую кисть №1 или №2, или ручку с чернилами. Важно использовать для этих линий только один цвет, иначе вы можете столкнуться с беспорядком. Если вы используете чернила, распылите воду на рисунок сразу после их нанесения, это поможет смягчить линии и создать интересный эффект растушевки.

Эта картина показывает эффект от распыления, линии, проведенные чернилами цвета Жженой Сиены (Burnt Sienna) объединяют работу в одно целое.

Избегайте нейтральных темных тонов – в картине будет больше жизни и характерных особенностей, если в ней будут теплые и холодные темные тона. Чтобы создать насыщенный темный цвет, не добавляйте матовый желтый. Золотой Хинакридон (Quinacridone Gold) компании Windsor & Newton или Индийская Желтая (Indian Yellow) производителя Rowney подойдут идеально. Из большинства других желтых получаются грязные темные тона. Так же как и с прозрачным желтым, вам понадобится большое количество пигмента и совсем немного воды. Полезно будет погружать кисть в один цвет сразу после другого, без полоскания. Полоскание кисти разбавляет раствор, и лишает насыщенности темный цвет.

Основной фокус или главный объект – это область, в которой ваша картина захватывает и удерживает внимание смотрящего, перед тем, как он обратит его на остальные части картины. Так же, как и интересные части объекта, основной фокус должен содержать максимальный контраст тонов и самые насыщенные цвета.

Чтобы картина получилась интересной, основной фокус должен быть явным и правильно расположенным. Не помещайте главные объекты в центре картины (и горизонтальном, и вертикальном) только если вы не хотите, чтобы ваша композиция была статичной и симметричной.

Установите основной фокус на разном расстоянии от каждого края, так вы разместите объект правильно. Разделение горизонтальной и вертикальной оси в пропорции 1:2 также поможет установить основной фокус.


Картина, наполненная тщательно проработанными деталями от одного края до другого, может быть сложной для восприятия. Если вам нравится работать с мелкими деталями, попробуйте включить в картину рельефные области.

В этой картине смотрящий может разглядывать детали и текстуры в области основного фокуса и ровные области местности, обусловленные рекой на переднем плане.

Для того, чтобы картины получались интересными, важно использовать карандашные наброски.

Неважно, что вы рисуете, сначала необходимо определить место на странице, в котором будет располагаться объект. Небольшие карандашные наброски перед началом рисования помогут вам составить хорошую композицию.

Начинайте рисовать, мысленно разделяя объект на несколько небольших форм. Изобразите их легко и аккуратно, а затем продолжайте разбивать их на еще более мелкие формы. Не нужно начинать из одного угла объекта, продвигаясь к противоположному.

Ваш набросок будет выглядеть лучше, если самые интересные части (главные объекты или основной фокус) не расположены на центральных линиях страницы. Самый сильный тональный (светлый/темный) контраст должен быть расположен в области основного фокуса.

Пусть некоторые области наброска будут менее детальными, чем другие. Попробуйте поместить больше деталей в область основного фокуса.

Для большей уверенности, попрактикуйтесь, рисуя наброски на больших листах недорогой бумаги мягким (5В или 6В) карандашом, углем или пастельным карандашом. Работайте на вертикальной поверхности, стоя, (или на поверхности, находящейся под правильным углом для вашего поля зрения) и двигайте рукой от плеча. Работайте, переходя от большого и рельефного к мелким деталям. Только финальные штрихи должны быть сделаны точными, короткими движениями руки.

Практикуйтесь – неважно, что вы рисуете – вам нужно потренироваться, чтобы вы могли с первого взгляда определять пропорции и переносить это на бумагу. Здесь нет легких путей, будет сточено очень много карандашей.

Список советов для начинающих рисовать акварелью был бы неполным без описания необходимых инструментов и материалов.

Одна из хороших особенностей акварельного рисования – если вы только начинаете, вам нужно совсем немного материалов. Несколько красок, четыре или пять кистей, немного бумаги для рисования, и все! Старая белая тарелка послужит вам в качестве палитры, или вы можете купить недорогую пластиковую палитру. Лучший совет, который я могу дать здесь – купить профессиональные качественные краски и хорошую бумагу. Вот мой список покупок для начинающих.

Краски

  • Синий Ультрамарин (Ultramarine Blue) (Французский лучше, но и дороже)
  • Стойкий Ализариновый Красный (Alizarin Crimson)
  • Индийская Желтая (Indian Yellow) или Золотой Хинакридон (Quinacridone Gold)

Кисти

  • Длинная плоская кисть
  • Лайнер №1 или №2
  • Щетинистая кисть (Длинные щетинки)

Бумага

Немного бумаги среднего качества для экспериментов и лист бумаги Arches или Saunders 300 г. (140 фунтов) средней текстуры. Разрежьте лист на 4 части.

Складная пластиковая палитра

Этого достаточно для начала. Позднее вы можете добавить инструменты к этому, но не спешите, покупая 20 разных цветов и дюжину кистей – это не сделает вас хорошим художником, просто более запутавшимся.

Когда вы нарисуете несколько картин с помощью этих инструментов, вы, может быть, захотите добавить к ним еще немного цветов и кистей. Я использую совсем немного инструентов.


Этот цветовой круг показывает только те цвета, которые указаны выше. В нем довольно насыщенный спектр цветов, которые можно смешивать, но не более двух основных.

Смешивая основные цвета, можно получить составные оттенки (Коричневые, Хаки, Серые), которые мы часто используем в картинах.

Прозрачный Золотой Хинакридон (Quinacridone Gold) не позволяет краскам становиться грязными. Больше о материалах читайте в Painting On Location.

Последнее и не менее важное

Наслаждайтесь тем, что вы делаете!

Сделайте матовую отделку для вашей работы, сядьте с бокалом вина или кружкой кофе и посмотрите на все хорошее, чего вы достигли. Это важно, наслаждаться своей работой. Воспоминания об ошибках и проблемах разочаровывают, из-за них сложно двигаться дальше. Я все еще вижу картину без каких-либо положительных моментов. Концентрация на положительных аспектах вашей работы придаст уверенности и энтузиазма, и принесет вам успех.

  • С самого начала оставляйте белую бумагу.
  • Проработайте вашу композицию с помощью наброска перед тем, как начать.
  • Ограничьте свою палитру, чтобы создать цветовую гармонию.
  • Не позволяйте чужеродным цветам создать беспорядок – свяжите их с остальными частями картины.
  • Попробуйте использовать связующий цвет, чтобы объединить картину в одно целое.
  • Сделайте ваши темные тона теплыми или холодными, чтобы избежать нейтральных участков.
  • Сделайте ваш объект или основной фокус главным.
  • Не переработайте – оставьте области для простого рельефа.
  • Практикуйте наброски – это основной навык, на котором будут строиться все ваши картины.
  • Будьте консервативны при выборе инструментов для рисования – вам действительно не нужно много.
  • Наслаждайтесь успехом!