Традиционное трупоположение в землю практикуется на всех континентах с незапамятных времен. Очевидно, что столь же древними являются и правила проведения захоронений и копки могил . Сейчас, правда, сложно сказать, чем руководствовались древние люди, проводя первые захоронения в землю - здравым смыслом или языческими верованиями, однако человечество выжило в том числе и благодаря тому, что правильно хоронило мертвых.

Дело в том, что с тех пор, как человек стал именоваться Homo Sapiens и использовать первые орудия труда, рождаемость начала неуклонно повышаться. И, хотя средняя продолжительность жизни также неуклонно росла, наши предки столкнулись с вопросом о том, как позаботиться о телах умерших. Самым очевидным было закапывать их.

Впрочем, в некоторых цивилизациях решили по-другому. Так, у североамериканских индейцев было принято заворачивать тела в саван и закреплять на стволах и в кронах деревьев, а в Индии и Юго-Восточной Азии поняли, что тела после смерти можно кремировать. И все же большая часть человечества копала могилы.

В средние века печально известные эпидемии смертельных заболеваний в Европе уменьшили ее население более чем наполовину. Причиной этому стали антисанитарные условия вообще и на кладбищах в частности. Так парижское кладбище Шампо не имело даже примитивной ограды, а осенью на нем даже проводились ярмарки и базары, после которых местность на сотни метров вокруг превращалась в зловонное болото.

Наиболее прогрессивные европейские лидеры быстро осознали необходимость в правильной организации похорон и регламентировании наиболее важного их этапа - копки могил. Уже в 1723 году Петр Первый личным указом установил нормативную минимальную глубину могилы в 1 сажень, что равняется 2 метрам 13 сантиметрам - удивительно близко к современным 2 метрам. Впрочем, в России эти правила не начали соблюдать даже спустя 50 лет, когда Александр I еще одним указом ввел строжайшее наказание за так называемые погребальные преступления, выражавшиеся в несоблюдении минимальной глубины копки могил, захоронении покойников в свежих могилах и проч.

Только в XX веке человечество поняло необходимость в разработке правил безопасной организации кладбищ и размещения в них захоронений. Кроме законов были созданы и инструменты для контроля за их выполнением. Дилемма заключалась в том, что тело должно быть закопано достаточно глубоко для того, чтобы быть сохранным и одновременно недостаточно глубоко чтобы не заразить грунтовые воды. Процесс разложения должен проходить на безопасной глубине. Итак, современные нормы, принятые в Беларуси, России и Европе таковы:

  • стандартный размер могильной ямы составляет 2 метра в длину, 1 метр в ширину и 1,5 метра в глубину;
  • глубина могилы для человека должна находиться в пределах 1,5 м - 2,2 м, при этом минимальное расстояние до грунтовых вод должно быть не менее 0,5 м.;
  • размеры детских могил могут быть уменьшены;
  • расстояние между могилами должно быть не менее 1 метра по длине и не менее полуметра по ширине;
  • высота надмогильной насыпи должна быть не менее полуметра, сама насыпь должна выступать за края могилы.

Современное законодательство также регламентирует требования к местности, на которой может быть организовано кладбище. Почва должна быть достаточно сухой и легкой для пропускания воздуха. Одновременно с этим глубина залегания грунтовых вод должна быть не менее двух метров. Только это может гарантировать отсутствие заражения питьевой воды продуктами гниения и распада органических тканей.

Кладбища запрещено создавать в местности, подверженной воздействию стихийных бедствий и землетрясений, повторное захоронение можно производить не менее чем через 10 лет после предыдущего.

Благодаря данным законам была определена и зафиксирована глубина могилы по санитарным нормам, что обеспечило безопасность проживания в местах, находящихся вблизи кладбищ и стабильную экологическую ситуацию в них.

Перед Радоницей корреспондент «АиФ Оренбург» встретился с профессиональным могильщиком из Оренбурга Русланом Мунжи. Он рассказал, чем землекоп отличается от могильщика, почему покойнику не нужны сигареты, что происходит на кладбище ночью и после религиозных праздников.

Копать как для себя

Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Руслан, 21 век на дворе, почему могилы не роют тем же трактором?

Руслан Мунжи: Зимой земля как мерзлый шоколад, трактор клыками по ней лижет-лижет и ничего сделать не может. Это одно. И другое, если нужно сделать подзахоронение (то есть дозахоронить родственника), ни трактор, ни бур туда не пройдет - однозначно, руками нужно копать.

- А сколько могил вы копаете в неделю?

Бывает, что в день четыре захоронения, а бывает, что в месяц четыре или двадцать. Никто не может делать прогнозы. Будет 15 захоронений в неделю, значит, столько могил мы и должны вырыть. В команде нас трое.

Говорят, мы наживаемся на людском горе. Любого приглашаю зимой (летом-то любой выкопает) на лом, на мерзляк. Посмотрю, как можно понаживаться, когда за столько лет ни одну грыжу вырежешь (поясница постоянно скулит). В 35-градусный мороз долбить в степи мерзлую землю - это как можно нажиться? Кто этого не пробовал, не поймет. Выкопал могилу, домой пришел - упал, утром встал и снова пошел хоронить. Постоянно мокрый насквозь, все время тебя продувает. Зимой фуфайку можно снять и поставить оземь, и она не упадет.

Деньги, кстати, мы за работу не берем, если нас просят помочь неимущим людям. Кто крест им даст, кто гроб купит, а мы выкопаем. Это богоугодное дело. Звонят, говорят, бабушка одна жила, хоронить не на что. Что же мы оставим ее? А как потом отвечать будем на том свете? Идем, делаем, даже лучше себя чувствуешь после этого.

- Силы-то откуда?

Перед каждой копкой могилы мы читаем молитвы. Раскопали - творим крестное знамение и три поклона. Есть у нас небесный покровитель - преподобный Марк Печерский, Гробокопатель. Святые отцы говорят: найдите себе работу по душе и вы ни дня не будете работать, а получать удовольствие.

- Можно получать удовольствие от копания могилы? Я заметила, что вы на кладбище не работаете, а служите. Как сформировалось такое отношение к делу?

Конечно! Во-первых, потому что это богоугодное дело. А, во-вторых, ты делаешь такую работу, которая просто необходима людям, которые не знают, за что хвататься, когда случается горе. На самом деле, я себя еще не совсем считаю могильщиком, до этого нужно еще дойти. Вы знаете, ведь те, кто работает на кладбище, делятся на землекопов, шабашников и могильщиков. Землекопа выдают сигареты и мат. Можете представить, что повар стоит с сигаретой над кастрюлей, или хирург матерится на операции. Какое это отношение к живому человеку? А мы к покойнику так относимся. У могильщика должны быть определенные правила поведения. Кладбище - святое место, а ты занимаешься погребением усопшего и недостойно ведешь себя. Что греха таить, и у меня сначала так было. Но за 25 лет я увидел и понял, что это не правильно. На одной могилке люди читают молитвы, а через три холма - другие гогочут… Мы ведь хороним создание Божие, и к нему нужно относиться соответствующе. Не делим покойников на плохих и хороших. Наша задача - предать прах земле, проводить его в последний путь по чести. Нужно делать на высшем уровне, как себе.

Мы сейчас пишем правила (вроде кодекса, устава), как себя следует вести могильщику. Надеемся получить благословение митрополита. Нужно передать эти правила и последующим поколениям.

С приходом весны труд могильщика становится немного легче. Фото: АиФ / Людмила Максимова

«Эти могильщики - алкаши»

- Как к вам относятся окружающие?

Большинство людей к могильщикам относится негативно. «Эти могильщики - алкаши». Такой стереотип. На самом деле, на кладбище работают люди очень даже образованные. Не как в коммунистические времена, когда 10 человек копает могилу. Привозят ящик водки, курят сигареты, травят анекдоты и три дня не вылезают с кладбища. Кого-то уже увезли, отнесли, кто напился и ходить не может. Сейчас, на самом деле, это делают профессионалы. Работают по всем санитарным нормам.

Сейчас на кладбище в принципе устанавливается порядок. Раньше люди сажали деревья, где хотели, сейчас потихоньку начали соблюдать правила, хотя далеко не все. Для деревьев есть специальная аллея. Около могилы деревья сажать не нужно. Людям, конечно, проще воткнуть в землю искусственный цветок и посадить дерево - хлопот никаких. Но потом нам придется выкорчевывать это дерево. Оно может разрастись до 8 метров в высоту. Ураган снесет - так оно выворотит при падении памятники и надгробия.

- Много ли инструментов нужно могильщику, кроме лопаты?

Инструментарий большой: лом подкопный, зимний, длинный, совок острый, совой малый, штыковая лопата, прямая лопата. Это наш сленг. Орудия различаются по сезонам. Каждый могильщик лом кует себе сам. У каждого свой инструмент, в том числе, лопаты, которые уже не выпускают. Мы их находим в деревнях, или на дачах, когда приезжаем в гости. Хозяева ими огород копают, или бетон мешают. И вот выпрашиваешь: давайте я куплю, подарите. Обвариваешь ее, черенок определенный насаживаешь.

«Плазму» на оградку повесьте»

- У вас перед глазами постоянно смерть, горе, слезы, как вы это переносите?

Бывает, переживаем. Но у нас стоит какая-то защита. Если бы мы рвали сердце по каждому захоронению, нас бы не было. Кстати, это не каждому дано.

Если человек не для такой работы, он вылетает в тот же день. Также корыстных здесь практически нет, рано или поздно уходят.

Про кладбище ходит столько страшилок и мистических историй. Как вы не боитесь? Вообще как оказались в таком месте?

Нет там никакой мистики. Это святое место. К тому же, осознаешь, что он лежит под землей на полтора метра. Кладбище - самое безопасное место на земле. Не мертвых надо бояться, а живых людей. Как раз живых-то на кладбище и нет, а, значит, и бояться нечего.

Страшилки придумывают, чтобы туда лишний раз не ходили и ничего не ломали. Но есть один момент. Когда ты находишься на кладбище ночью, тебя оттуда как будто культурно выставляют, будто что-то выдавливает. Правильно, нечего там делать ночью.

До 12 лет меня не брали на кладбище. Я не мог поверить, что покойников просто закапывают. Однажды я сел в автобус в соседнем дворе, который отправился на кладбище и увидел, как гроб исчезает в земле. Мне было интересно, что происходит с самим человеком.

Я спрашивал у мамы: «Если я умру, что будет?» Она отвечала: «Да ничего, сын, сварим флягу компота, поплачем, закопаем». Это были коммунистические времена - сказать нечего было. Про смерть, конечно, мы должны все знать. Смерть - это начало новой жизни, переход в вечность. И к кладбищу нужно относиться как к месту будущего воскресения.

Вообще лучше не скрывать от детей смерть. Увидит ребенок, как машина задавила собачку, и будет у него стресс. Нужно готовить детей - так будет лучше. И самим нужно интересоваться, как правильно следует хоронить. А то, когда случается беда, не знаем, что делать.

В 16 лет я начал работать на кладбище. Были там алкоголики и трудоголики, спортсмены и люди с высшим образованием. Отличал плохое от хорошего. Старался все делать по чести. Я учился на столяра-строителя, резьбе по дереву, работал кочегаром, газонокосильщиком. Но вот здесь мое место. Уже 25 лет.

- Как вы пришли в церковь? Это связано с работой?

Я учился в интернате, потому что у мамы нас было трое, и она трудилась на трех работах. В выходные ездил домой. Когда учился во втором классе, между детьми прошла молва, будто будет такая книга, в которой крещеные будут записываться, а некрещеные не будут. Я задумался: а вдруг умру некрещеным, и в 12 лет крестился. Воцерковлялся уже на кладбище. Собирал традиции погребения, что-то откидывал как суеверия. Так узнавал и веру. И хранил истину в душе в потаенном местечке.

Сегодня столько понамешано, придумываются непонятные традиции. А ведь есть огромный, накопленный веками православный опыт погребения. Но люди предпочитают языческие выдумки. То полотенца кидают в могилу, то деньги - будто для перевозчика через реку мертвых. Знаете, для чего дают полотенца? Для того, чтобы перед поминальным обедом, после того, как помыли руки, вытереть их.

Еще пример. Допустим, один могильщик выкопал и закапывает тоже в одиночку, уже устал... Откуда взялось поверье, что родственники не закапывают? Это бред. Нигде даже не прописано это. Кто лучше сделает, чем родственник?

Или сигареты на могилу складывают, мол, любил курить, ну, я говорю, диван принесите, «плазму» на оградку повесьте. Люди мыслят материально, не понимают, что человеку там не нужны водка и сигареты, ему нужна молитва!

Руслан Мунжи составил правила поведения для посетителей кладбища. Фото: АиФ / Людмила Максимова

В древности умирает какой-нибудь хан, ему в могилу коня, а, может, еще и несколько рабов зарежут специально и жену живую положат. А у христиан в первых захоронениях даже креста не было. Поэтому их и отличали от язычников. Традиция хоронить в земле, кстати, пришла от них. Поначалу христиан хоронили в пещерах. Изменились правила, вероятно, в связи с ростом населения.

Наверное, одна из самых главных традиций во время похорон - провожать усопшего, бросая на гроб горсти земли. Сколько нужно кидать? Все кидают по три, а кто-то может и по 8, 15… В книге «Основные ошибки при похоронах» указывается, что прощаются одной горстью, и этим самым дают обещания, что 40 дней будут молиться за его душу. Но этого никто не знает и отдают просто дань традиции. Нужно к этому относиться серьезно - как к сокровенному.

Превратили в помойку

- Когда нужно посещать кладбище - на Пасху или Радоницу?

- На Пасху в храм ходят молиться. Для поминовения усопших есть праздник Радоница. Почему все происходит наоборот? Потому что коммунисты разрушали храмы, и верующие собирались встречать праздник на кладбище, где никто их не видит. Вот традиция и сохранилась, и сейчас идет перелом. Пьют водку, едят, курят на кладбище - «мы всегда так делали!». Вы делали это 70 лет, а раньше такого отродясь не было.

Приедьте на кладбище перед Пасхой или перед Радоницей, а потом после… Накануне праздника администрация вылизывает кладбище, а что происходит потом? Вы придете в ужас. Люди приносят сюда тонны мусора. Бросают его на могилах, а потом спрашивают: почему у нас кладбища грязные? А еще кто-нибудь подожжет мусор, и кресты сгорят. Такое отношение у людей к святому месту, где лежат их предки. Мы просто сделали из кладбища помойку. И из года в год одно и то же. Не хочу осуждать, приезжайте и своими глазами увидите.

В 2014 году вы обнаружили захоронение основателя бывшего монастыря в Святых Пещерах (с.Покровка) Зосимы (Карцева) и целое кладбище монахов. Расскажите, как вам это удалось?

Мы взяли благословение у митрополита Валентина, помолились и пошли искать с иеромонахом Пантелеимоном. Как подниматься наверх - к поклонному кресту, ровчик есть, вот там красно-янтарные останки были (у обычного человека белый цвет костей, а красноватый оттенок свидетельствуют о святой жизни). Не могу об этом много говорить. Такое таинство. Кому интересно, поезжайте в святые пещеры. Там мы захоронили найденного монаха.

Раньше настоятелей храмов хоронили за алтарем. Поэтому мы решили копать за старым храмом, от которого остался один фундамент. Когда там возвышался деревянная церковь Николая Чудотворца. Начали читать по грунту, и так нашли могилу основателя пещер Зосимы (Карцева), в руке у него, как положено священнику, был крест А уже после мы обнаружили кладбище монахов за поклонным крестом. В течение трех недель всех нашли. Думали создать костницу, но при современном отношении людей к кладбищу, поняли, что они этого пока не поймут, поэтому не стали выкапывать монахов.

Вообще могильщик должен уметь читать грунт. Люди на кладбище нужны образованные, чтобы не было такого, что копнул и выкинул лопатой кости. Мы с товарищами поняли, как можно предотвратить такие случаи. Мы оставляем будущим поколениям послание: поверх гроба сыплем черную землю из верхнего слоя. Копальщик, увидев неожиданно ее, поймет, что под ней захоронение.

- Иногда приходится слышать о том, что на кладбищах перепродают землю? Вы сталкивались с таким?

Такие случаи могут произойти только в поселках или мелких городах. На каждом кладбище есть заведующий, который ведет архивную книгу, где указывают дату и место захоронения. Кладбище заключает договор на землю, где так же прописано, в каком квартале располагается могила. Это раньше было через пень-колоду, сейчас все на серьезном уровне, никакой отсебятины. Преступить закон себе дороже.

Сейчас ритуальные услуги на высоком уровне. Не как раньше, гроб абы какой сколотили, бабушки непонятные веночки навязали, похороны походили на каламбур какой-то.

Главное, чтобы сейчас процесс погребения не превращался в конвейер, а то бегом хоронят уже на второй день. Хотя нужно предавать земле на третий день, а до этого непрестанно читать над усопшим молитвы.

- Не было ли у вас курьезных случаев, когда приходилось встречать в могилах живых людей?

Нет, людей не видел, а вот животные иногда оказываются в могиле. Однажды в тракторную яму упала собака, я спускался, чтобы помочь ей выбраться.

Есть у меня коллега. Однажды выбрасываю я из могилы землю, а мне за шиворот кто-то закидывает. Оглядываюсь, а там землекоп орудует. Так, иногда встречаемся, помогает.

Руслан зарисовывает спасение грача. Фото: АиФ / Людмила Максимова

Обычно, в могилу ежики падают, вытаскиваю их. Мыши у меня с лопаты летают, приземлится и побежала-побежала.

Как-то я встретился с грачом. Пролетел надо мной и приземлился на памятник. Гляжу, клюв изогнутый, как отросток, он клевать им не может, погибнет точно. Подхожу, хотя знаю, что не дастся в руки, однако же, он оставался недвижим. Беру его в руки, не вырывается, что делать? Взял ножницы и отрезал отросток на клюве. Грач поднялся в небо, покружил надо мной и улетел.

Статья посвящена анализу исторического опыта организации захоронений в ракурсе соблюдения требований к определенной глубине могил. Характеристика причин, содержание явления и способы решения проблемы даются на примере Курской губернии периода XVIII-XIX веков .

В научных работах, касающихся истории погребальной культуры, форми­рования некрополей Российской Империи важное место при освещении этой темы занимает такой аспект как организация погребений. В то же время недос­таточно изученной стороной данного вопроса остаются особенности устройства могил. В настоящей публикации рассмотрим существовавшие в России требо­вания касающиеся глубины выкапываемых могил и того насколько они на практике реально соблюдались.

На проблему безопасной для здоровья человека глубины захоронений бы­ло обращено внимание еще при Петре Великом. Так, в 1723 г. 16 октября был издан именной указ, чтобы «опасения ради вредных припадков» могилы копа­лись на глубину в 3 аршина, а земля насыпалась «в ровность с местоположе­нием» .

Однако, как показала реальная жизнь, нормы данного указа не соблюда­лись. Печальным последствием этой практики стала в 1771 г. эпидемия чумы, распространившаяся в немалой степени из-за антисанитарного состояния при­ходских кладбищ.

Во избежание повторения «моровой язвы» в промемории, присланной из Белгородской губернской канцелярии в местную духовную консисторию, со­общалось: «… а тех мест, где уже до ныне люди хоронены отнюдь и ни под каким видом не разрывать, но оставить их так, как оныя теперь есть, насы­пав, буде можно, еще более землею, что б в вешнее и летнее время меньше па­ров из земли выходило» 1

При этом на глубину новых могил также по-прежнему распространялись нормы петровского указа.

Через некоторое время ситуация в погребальной практике снова вышла за рамки государственных законоположений. В 1808 г. на эту проблему было об­ращено внимание императора Александра I в связи с сообщениями из разных мест о незначительной глубине зарытая покойников в зимнее время, отчего могли произойти «вредные следствия». По данном)’ обстоятельству 20 июля того же года был выпущен синодский указ. Он требовал, чтобы кладбищенские священнослужители внимательно наблюдали, «дабы определенные при тех церквах могиляки и присылаемые от воинских команд и других мест для погре­бения умерших служители, вырывали могилы не менее двух аршин с полови­ною» 3 .

Эта новая норма стала основной, нашла свое отражение в Уставе врачеб­ном, действуя и в начале XX столетия 4 .

В случае нарушения данного требования, духовенство должно было дать знать об этом благочинным и мест­ной полиции.

Совершителям погребального преступления грозили санкции. Со­гласно «Уложению о наказаниях» 1845 г. виновные в случае, если «мертвое тело не будет, при погре­бении оного, зарыто в предписанной законом глубине, или же могила не будет до определенной высоты за­сыпана», подвергались денежному взысканию от 1 до 5 руб., или же аресту от 3 до 7 дней 5 . Но, несмотря на это, исполнение известных требований далеко не везде имело место. В 1867 г. курскому врачебному инспектору Тихомирову по заяв­лению местного воинского начальника было поручено осмотреть Херсонское кладбище. По словам заявителя, из-за неглубокого зарытия там тел покойников в воинских казармах ощущался удушливый запах от разложения, что угрожало безопасности здоровья подчиненных.

Во время осмотра было замечено, что в одной случайно вырытой могиле за несколько лет находились: «один гроб в глубине 2-х аршин, другой IV2 ар., тре­тий младенца в глубине 1 аршина» 6 . В акте осмотра было также зафиксировано: «Могилы выкапываются по мере нужды посторонними людьми по требованию городских жителей, причем не соблюдается ни порядка могилокопания, ни уза­коненной глубины могил; кладбищенское духовное начальство даже не знает, кого на их кладбище хоронят; священники городских приходов, приходящие на кладбище для погребения покойников, не считают нужным доносить о проти­возаконном копании могил, полицейское начальство, по-видимому, никогда не обращало внимания на этот предмет» 1 .

Запоздалой реакцией на проблемы Херсонского кладбища стало его в дальнейшем расширение.

Несколько большая глубина могил, чем определенная в законе, требова­лась при погребении умерших от заразных болезней. Это видно из решения Курского губернского правления. Когда на Курщине в 1830 г. свирепствовала холера оно постановило для жертв эпидемии вырывать ямы глубиной «по край­ней мере З’А аршина» и прикрывать, где есть, сначала на четверть известью, а затем плотно землей 8 .

Изданные 14 марта 1878 г. для жителей Курска о мерах предупреждения развития заразных болезней «Обязательные постановления» полагали вырывать могилы для умерших глубиной не менее 3 аршин. Кроме этого, они должны были быть «заливаемы раствором негашенной извести или засыпаемы слоем извести» .

Аналогичную глубину зарытая представляют и постановления уездных земских собраний, издаваемые в это же время, в связи с распространившимся

дифтеритом. Из них примечательно одно — Дмитри­евского земского собрания, в частности постано­вившего, умерших от болезней «эпидемического свойства» допускать хоронить «и на общих клад­бищах, причем могилы для таких покойников выры­вать глубиною не менее 4 аршин, засыпать известью и землею как можно плотнее» .

Проблема контроля над курскими кладбищами стала снова очень актуальной в конце XIX века. В 1890 г. городовой врач Попов сообщал городской управе, что при обозрении им 9 мая Херсонского кладбища он нашел, что «по левую сторону его, в местности, расположенной между забором и до­рожкой, вырыта для принятия усопшего неузако­ненной глубины могила -el арш. и 2 вер., в которой при том виден гроб, а из него (по причине приподнятия верхней доски крышки гроба) показывается и сам покойник» п. В связи с этим был приглашен полицейский чиновник, кото­рый вместе с понятыми удостоверился в происшедшем и составил протокол, который затем был представлен мировому судье для привлечения виновных к ответственности. При этом городовой врач добавлял, что кладбище «положи­тельно переполнено покойниками, так как никакого надзора за ними со сторо­ны причта кладбищенской церкви не cyufecmeyem, и каждый, имея надобность в могиле, вырывает ее совершенно произвольно там, где ему понравиться, или где вздумается — не руководствуясь при этом никакими санитарными прави­лами: почему в большинстве случаев, для облегчения работы разрываются старые могилы и в них погребаются вновь умершие» 12 .

Городская дума в заседании от 25 июля 1890 г., в частности, постановила управе озаботиться расширением Херсонского кладбища за счет перешедшего в ведение города «гофманского» места, употребив для этого лишь ту часть усадьбы, которая не была занята плодовым садом. Кроме того, управе следова­ло войти в соглашение с другими лицами, в пользовании которых находились смежные с кладбищем места, для принятия их в ведение города, взамен чего предлагалось им взять часть гофманского сада 13 …

Подводя итог периодически возникавшим ситуациям нарушения норм глу­бины захоронений, отметим, что в XIX веке одной из главных причин этого было отсутствие свободных мест для захоронений при несвоевременном обра­щении внимания на данный предмет органов местной власти, запоздало прибе­гавших к расширению кладбищ.

Создаваемая теснота объективно толката по­гребающих устраивать захоронения на уже занятых местах, что неизбежно при­водило к нарушению норм глубины могил.

Кроме того, места погребений изначально не имели специально вырабо­танной системы надзора за их содержанием. Долгое время присутствовало не­однозначное понимание вопроса об их заведовании. Лишь в 1896 г. было при­знано, что кладбища должны находиться в ведении духовного начальства.

Примечания

1.См.: Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года: 1808-1809. СПб, 1830. Т. XXX. С. 450.

2.Анатолий, архим. Материалы для истории Курской епархии: Белгород и его святыня // Курские епархиальные ведомости. 1884. № 14.15-31 июля. Ч. неоф. С. 699.

3.См.: Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года: 1808-1809. СПб., 1830. Т. XXX. С. 451.

4.См.: Свод законов Российской Империи, повелением государя императора Николая I-го составленный: Усгав врачебный. СПб., 1905. Т. XIII. С. 133.

5.См.: Полное собрание законов Российской Империи: 1845. — СПб., 1846. — Собр. II. -Отд. 1.-С. 794.

6.Государственный архив Курской области (далее — ГАКО). Ф. 33. Оп. 2. Д. 4634. Л. 9.

7.ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 4634. Л. 9-9 об.

8.См.: ГАКО. Ф. 1. On. 1. Д. 9319. Л. 899 об.

9.См.: Обязательные постановления Курской городской думы. Курск, 1913. С. 15.

10. См.: ГАКО. Ф. 1. On. 1. Д. 2975. Л. 21 об.

11.Танков А. Вопрос об улучшении курских кладбищ // Курские губернские ведомо­сти. 1890. № 61. 14 авг. Ч. неоф. С. 1.

12.Танков А. Вопрос об улучшении курских кладбищ // Курские губернские ведомо­сти. 1890. № 61. 14 авг. Ч. неоф. С. 1.

13.См.: Танков А. Вопрос об улучшении курских кладбищ // Курские губернские ведо­мости. 1890. № 61. 14 авг. Ч. неоф. С. 2.

Неприятные и кощунственные зрелища предстают порой перед нами в случаях весенней распутицы, обильных дождей или других природных явлений на кладбищах. Иногда в размытых могилах и вывороченных из земли гробовых досках виноваты только природные стихии, но бывает и так, что вина за такое кощунство лежит исключительно на людях. А именно – на административных органах, выдавших разрешение на устройство кладбища в неподходящем месте, или на нерадивых копателях могил, не соблюдающих установленных санитарных норм глубины выкопки.

Между тем, и то и другое регулирует федеральное законодательство, а также местные территориальные нормативные акты. Существуют четкие санитарные и экологические нормы, в соответствии с которыми должно выполняться устройство кладбищ в целом, отдельных могил, надмогильных мемориальных сооружений, ансамблей.

Конкретно все эти нормативы прописаны в Федеральном Законе «О погребении и похоронном деле». Вот некоторые обязательные положения, касающиеся процедуры захоронения и обустройства кладбищ :

  • запрещается отводить под размещение кладбищ участки территорий с уровнем стояния грунтовых вод, превышающим 2 метра от поверхности грунта;
  • запрещается обустраивать кладбища на территориях повышенного риска обвалов и оползней, заболоченной местности, территории, подвергающейся частому затоплению весной;
  • тип грунта и уровень стояния грунтовых вод в конкретной местности определяют нормативы по глубине могилы при захоронении гроба с телом или тела без гроба;
  • глубина могилы не должна быть меньше полутора метров от крышки гроба до поверхности земли, и не должна быть более 2-2,2 метров;
  • отметка дна могилы должна превышать уровень стояния грунтовых вод на полметра;
  • высота земляной насыпи над могилой не должна превышать 0,5 метра, а кроме того, обязательно ее выступление за края могилы. Это – дополнительная защита места захоронения от поверхностных вод;
  • устройство надмогильной надписи допускается на высоте 0,3-0,5 метров от поверхности грунта;
  • захоронение тела покойного в положении сидя допускается при условии устройства над трупом земляного слоя толщиной не менее 1 метра с учетом надмогильной насыпи.

В правилах благоустройства и санитарного содержания кладбищ особое внимание уделяется также выбору участков под кладбища и правильному расположению могил. Выбирая участок под кладбище, следует проверить свойства грунта. Почва должна быть воздухопроницаемой, легкой, сухой на глубину не менее чем на 2 метра. Между могилами необходимо соблюдать расстояние не менее полуметра.

С древнейших времен люди хоронят своих усопших. Сопровождаемые скорбящими живыми, мертвые уходят в землю, из которой и пришли. Похоронные обряды присутствовали во всех культурах, хотя порой и имели существенные отличия. Одним из самых распространенных способов похорон было и остается погребение в земляных могилах.

Помимо ритуального погребение имеет еще и важное практическое значение. Простившись с душой, тело теряет свою жизненную силу и начинает стремительно разлагаться. Этот процесс представляет серьезную опасность для живых людей, выделяющиеся при гниении трупные вещества могут быть смертельно опасны.

Еще страшнее, если смерть была вызвана инфекционным заболеванием. Ужасные эпидемии, унесшие тысячи жизней, зачастую были вызваны вскрытием старых могил и высвобождением спящих там болезнетворных микроорганизмов.

На какую глубину копают могилу?

Как же провести ритуал захоронения правильно? Какая глубина могилы позволит соблюсти все требования обряда и предотвратить возможные опасности для здоровья живых людей? Глубина копки могилы определяется некоторыми факторами. Могила должна надежно защитить тело от размыва подземными водами, стихийных бедствий (например, оползней), разрывания животными. Следовательно, она не может располагаться ни слишком глубоко, где ей будут угрожать воды грунта, ни слишком поверхностно.

Первым из русских правителей, кто осознал необходимость сформировать и соблюдать некие санитарные правила, определяющие, какой глубины должна быть могила, оказался Петр Великий. В 1723 году высочайшим указом он повелел рыть могилы на глубину не менее 3 аршин, что составляет чуть более 2 метров в современной системе мер. Таким повелением правитель надеялся предупредить возможные эпидемии, и, как показало время, был прав. Несоблюдение указа, плохое состояние кладбищ привело в 1771 году к чуме. Александр I ввел наказания за «погребальные преступления» - несоблюдение нормы глубины могилы.

Но проблема не исчезала, кладбищ и места на них катастрофически не хватало. Случаи захоронения новых покойников в старых могилах были нормой. Лишь в самом конце девятнадцатого – начале двадцатого века ситуация начала меняться, были выработаны четкие инструкции, определено на какую глубину копают могилу и как устраивают кладбища, и создан серьезный контроль за выполнением этих предписаний.

Глубина могилы по санитарным нормам

Устройство кладбищ подробно оговаривается федеральным законодательством и нормативными актами руководства на местах. Все правила основаны на четко сформулированных и проверенных временем и опытом нормах санитарии и экологии.

От чего зависит глубина могилы для человека?

Земля

Покойник возвращается в землю, и во многом от ее, земли, свойств, будет зависеть глубина могилы. На два метра вглубь грунт должен быть сухим и легким, пропускать воздух, в противном случае кладбище на такой земле устраивать нельзя.

Вода

Тело должно быть максимально надежно защищено от контакта с подземными водами. Это необходимо для того, чтобы избежать заражения воды продуктами гнилостного разложения органических веществ. Поэтому категорически запрещено располагать кладбища на территориях, где грунтовые воды стоят выше двух метров в глубину от поверхности земли. Именно свойствами почвы и уровнем стояния грунтовых вод необходимо руководствоваться, определяя глубину могилы в каждом конкретном районе.

Стихийные бедствия

Логичен запрет на устройство кладбищ на территориях, подверженных частым оползням и обвалам, затоплению, в болотистых местностях.

Культура и религия

Некоторые религии имеют четкие предписания для каждого этапа жизни верующих, в том числе и для устройства могилы и захоронения. Разумеется, соблюдать их необходимо в строгом соответствии с требованиями санитарии, иначе не избежать серьезных проблем.

Глубина могилы по ГОСТу

Все обстоятельства, влияющие на саму могилу и обеспечивающие санитарную безопасность, были тщательно переработаны и оформлены в виде федерального закона. Он носит название «О погребении и похоронном деле», и все действия в этой сфере должны быть с ним согласованны.

  • 1. Максимальная глубина могильной ямы должна быть не более 2,2 метра. Дальнейшее погружение грозит близким контактом с водами грунта. В зависимости от местных условий, глубина может варьироваться, но расстояние до подземных вод в любом случае должно быть не менее полуметра.
  • 2. Минимальная глубина в соответствии с законом составляет полтора метра (измеряется до крышки гроба).
  • 3. Измерения могильной ямы минимально составляют 2 метра в длину, 1 метр в ширину, 1,5 метра в глубину. Размеры детских могил могут быть уменьшены. Расстояния между могильными ямами не должно составлять меньше метра по длинной стороне и меньше полуметра – по короткой.
  • 4. Над могилой обязательно устанавливается плита или устраивается насыпь. К ней тоже существуют определенные требования, так она должна в высоту составлять не более полуметра. Насыпь является дополнительной защитой могилы от воздействия поверхностных вод, она должна выступать за края могильной ямы.
  • 5. Если покойника хоронят в положении сидя, необходимо обеспечить толщину слоя земли над ним не меньше одного метра, включая намогильную насыпь.
  • 6. В исключительных случаях устройства братских могил их копают на глубину не менее двух с половиной метров (при захоронении гробов в два ряда). Дно могильной ямы, разумеется, не должно доходить до уровня грунтовых вод минимум на полметра. Верхний ряд захоронения отстоит от нижнего не менее чем на полметра.

Соблюдение правил устройства кладбищ и определенной глубины копки могил обеспечивает санитарную безопасность населения и должно выполняться повсеместно.