Шереметевский дворец - Музей музыки

(наб. Фонтанки, 34)

Крупный выставочный проект Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства "Красавец мужчина. Русский модник на театре" посвящен феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди и щеголей на театральной сцене конца XVIII - начала XX века. Этот проект унаследовал тему, название и значительную часть экспонатов у выставки Государственного исторического музея, которая блестяще прошла в Москве в 2017 году. Однако, новая кураторская концепция диктует существенные отличия в предметном ряде экспозиции: Музей театрального и музыкального искусства исследует не столько мужскую повседневную моду, сколько ее отражение на сцене, ее влияние на театральный язык разных эпох от карикатур на модников-дамских угодников до возникновения и развития амплуа героя-любовника.

Торжественное открытие выставки "Красавец мужчина. Русский модник на театре" состоится в Шереметевском дворце - Музее музыки 4 апреля в 16.00.

Веяния любого времени особенно ярко и отчетливо проявляются на театральной сцене: литературные вкусы и манера выражаться, злободневные события и модные тенденции обретают в театре броскую форму, показаны укрупненно, словно под увеличительным стеклом. Театральные проекции мужской моды разных стилей и эпох позволяют обнаружить со всей наглядностью, как на протяжении конца XVIII - начала XX веков менялись общественные представления об идеальном мужчине - красавце, герое войны или герое-любовнике. На этой задаче и фокусируется выставка Музея театрального и музыкального искусства "Красавец мужчина. Русский модник на театре". Петербургский проект, не повторяя экспозиции Государственного исторического музея, пишет новую главу увлекательной истории, представляет собой своего рода сиквел московской выставки-блокбастера.

В петербургской серии проекта "Красавец мужчина" прослеживаются три сюжетные линии. Одна из них связана с историей вещей, бытовых мелочей в эпохи Фонвизина, Пушкина, Островского или Чехова. Вместе с кафтанами, камзолами, парадными фраками и прочими элементами мужского гардероба специального внимания удостоятся трости и пороховницы, печатки и пряжки, наусники и мужские корсеты, приспособления для чистки ногтей и ушей, пудреницы, мушечницы и бальные записные книжки - столь необходимые каждому моднику вещицы, которые ныне смотрятся диковинной экзотикой. Многообразным курительным принадлежностям, очкам и лорнетам, карманным часам XVIII-XX веков посвящены отдельные эпизоды-камео.

Мемориальный сюжет выставки - естественное продолжение "истории мужских мелочей". Портрет П.Я. Чаадаева, жилет А.С. Пушкина, феска М.И. Глинки, трость А.Н. Островского, пенсне А.К. Глазунова, перстень В.В. Самойлова или табакерка Ф.И. Шаляпина играют ведущие роли в выставке-спектакле, становятся рассказчиками целых историй о своих знаменитых обладателях и их отношении к моде.

Вещи знаменитых актеров - предмет особого кураторского интереса. Вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа - возвышенного ли, трагического или комедийно-карикатурного. Личные принадлежности В.В. Самойлова, К. А. Варламова, Н.Н. Фигнера, Ф.И. Стравинского, Ф.И. Шаляпина соседствуют с их сценическими остюмами, портретами и фотографиями, создающими эталонные образы "красавца мужчины". Театральный сюжет выставки был бы неполон без литературных героев: от Онегина и Чацкого до Антропки из "Модной лавки" И.А. Крылова. Их воплощения на сценах петербургских театров на протяжении целого века внимательно исследованы и отражены в экспозиции.

С помощью театральных эскизов - реконструкций мужского костюма XVIII-XIX веков - можно видеть, как меняется прошлое под взглядом той или иной современности. Версии "исторических" костюмов XVIII-XIX столетий в исполнении художников "Мира искусства", советского пост-авангарда, соцреализма или "оттепели" дают экспозиции дополнительный объем, интригу, раскрывающую относительность расхожих представлений об истории и утверждающую превосходство художественной правды над правдой жизни - по крайней мере, в театре.

Галерея фотопортретов современных "красавцев мужчин" - от Г.А. Товстоногова до Ф.С. Рузиматова - служит прологом к основной экспозиции, словно бы намекая: "Все течет, но ничего не меняется".

Участники и партнеры проекта "Красавец мужчина. Русский модник на театре": Государственный музей-заповедник "Петергоф", Государственный музей А.С. Пушкина (Москва), Всероссийский музей А.С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская театральная библиотека, Российская национальная библиотека, Александринский театр, Большой драматический театр, Театр им. Ленсовета, Театр-фестиваль "Балтийский дом", Малый драматический театр - Театр Европы, Журнал "Собака.ru ". Выражаем благодарность фотографам, принявшим участие в проекте: Валерию Плотникову, Валентину Барановскому, Юрию Белинскому и др.

Иногда кажется, что русские мужчины и мода — это что-то вроде скрещивающихся прямых, которые проходит в разных вселенных и никогда не пересекаются. Ложность этого стереотипа подтверждает замечательная «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII — начала XX века», которая проходит в Историческом музее в Москве с 15 марта по 28 июля 2017 г.

На выставке представлено более 600 предметов из фондов Государственного исторического музея, Государственного музея А.С. Пушкина, Государственной исторической библиотеки, Российской государственной библиотеки, а также Фонда Александра Васильева (Вильнюс). Среди экспонатов – примеры мужского платья и нижнего белья, украшения и модные аксессуары, шляпы, обувь, пуговицы, кошельки, табакерки и трубки, средства по уходу за внешностью; картины, гравюры, фотографии, карикатуры, журналы и книги. Многие из предметов продемонстрированы публике впервые.

Выставка состоит из трех разделов, посвященная каждая определенному «пику» мужской моды:
«Куртуазность», середина — вторая половина XVIII века,
«Дендизм: русские образы», первые три десятилетия XIX века,
«Декаданс», начало XX века.

Отдельная часть экспозиции посвящена работам молодых дизайнеров из Британской высшей школы дизайна (курсы «Ювелирный дизайн» и «Дизайн одежды»).

Куртуазность, середина — вторая половина XVIII века, главные модники — «петиметры», аристократы, поклонники французской моды.


Кафтан, Европа, 1770 г, и шпага придворная, Россия, первая половина XVIII в.


Парик, Европа, XVIII в.


Кафтан и шпага


Камзол, Франция, последняя четверть XVIII в., Кюлоты, Европа, конец XVIII в.


Жилет, Франция, около 1780 г., шелк, лен, вышивка


Перстни, булавки для галстука


Карманные часы, Англия, около 1830 г., «Haley & Son»


Карманные часы, Англия, 1740, часовой мастер W.Grant


Очки с двойными стеклами, Франция, середина XVIII века


Шатлены: с миниатюрами, Европа, 1740-е; Франция, 1760-ые.


Шатлены


Неизвестный художник. Портрет барона И.А. Черкасова, середина XVIII века


Туалетные принадлежности

«Петиметр ложится спать по утру, а просыпается по вечеру, сидит перед зеркалом несколько часов, и белится, румянится и налепливает мушки не выезжает из дому до тех пор, пока так не напрыскается духами, что происходящее от оных благоухание, ощутимо бывает по тем улицам, чрез которые он проскачет». «Сатирический вестник», 1790.


Флакон в форме пистолета. Западная Европа, конец XVIII в


Табакерки, Франция, Англия XVIII в

«Волокита, приобретя благосклонность обожаемого предмета, уговаривается о способе сообщать друг другу взаимные свои чувствования С этих пор, когда волокита и его возлюбленная сойдутся вместе, то потчуют друг друга табаком и друг у друга его понюхивают. Во время этого нюханья волокита, спрятав искусным образом между пальцами заранее заготовленную записку, кладет ее проворно в табак своей красавицы, а иначе, если он находит в том какое неудобство, то подносит красавцице свою табакерку и потчует табаком, положив в середину ее свернутую записку, которую она, ощупав пальцами, достает и осторожно прячет в платок или в карман». «Смешная переписка моды с непостоянством и нынешних нарядов со старинными»


Табакерки, середина XVIII в

«Дендизм», первые три десятилетия XIX века, русские денди — дворяне, сдерживаемые достаточно жесткой регламентацией костюма.


Фрак, Европа, ок, 1815 г., шерсть, шелк. Круглая шляпа, США, первая половина XIX в. «Peek & Co», фетр


Трость с набалдашником в форме головы собаки, Западная Европа, первая половина XIX в., зебрано, янтарь.


Жилеты: Франция, 1820-ые, шелк, пуговицы из стекла, США, 1810-ые, хлопковая ткань с набивным рисунком. Носовой платок, Россия, сер. XIX в., батист, вышивка


Жилет Франция, 1820-ые, шелк, пуговицы из стекла


Фрак, Европа, ок 1830 г., шерсть, шелк, Круглая шляпа, 1820 г. «Henry Heath Ltd», велюр, кожа, муар, сукно


Складные бритвы, ручки из рога, Франция, Англия


Флаконы


Средства для ухода

«Без всякого сомнения, час посвящаемый уборному столику, самый покойный и течет быстрее. Время то исполнено маленьких наслаждений, в которых не отдают себе отчету. Кто не чувствует искреннейшего удовольствия занимаясь собой. Иметь камердинера большая ошибка: он лишает вас тысячи удовольствий». «Правила светского обхождения о вежливости», 1829 г.


Набор печатей по дням недели. Россия, Тула, первая половина XIX века, сталь


Карикатура на моду начала XIX века. Германия, 1803 г.


Ермолка, Россия, 1920-1830-ые, бисер, шелк, вязание


Курительная трубка, слева: Франция, самоцветы, справа, первая половина 19 века: Россия или Германия, бисер, 1830-1840-ые


Фрак, Европа, около 1850-го., шерсть, шелк



Жилет, Франция, 1830-ые, шелк

Декаданс, начало XX века, утонченные «кокеты», ярые спортсмены


Шатлены декоративные, Россия, 1893 г.


Комплект запонок, Европа, 1900-1910 гг.


Запонки для манжет, конец XIX — начало XX вв.


Фрак и цилиндр

«Существует три случая, когда цилиндр обязателен для светского человека, а именно: 1) визиты, делаемые в cut-away (в жакете), 2) верховая езда в черном жакете, 3) похороны, garden party, прогулка и официальные заседания. Ношенье цилиндра при пиджачном костюме является такою же несообразностью, как верховая езда с дамой — в мягком кэпи, или котелок при выходном костюме». Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины, 1913

4 апреля 2018 года в 16.00 в Шереметевском дворце (наб. реки Фонтанки, д. 34) откроется выставка «Красавец мужчина. Русский модник на театре» , посвященная феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди на театральной сцене конца XVIII – начала XX века. Для выставки Александринский театр предоставил более 50 подлинных старинных костюмов и деталей мужского гардероба конца XVIII-начала XX вв., использовавшихся во многих спектаклях и ставших ныне частью культурно-исторического наследия. Вышитые шелком атласные камзолы и бархатные кафтаны с отделкой металлическим кружевом, искусно отделанные шнуром венгерки и роскошные домашние халаты-архалуки, сюртуки и фраки тончайшего английского сукна, элегантные жилеты от лучших французских портных, съемные воротнички и манжеты и множество разнообразных мелочей вновь предстанут перед публикой, как и много лет назад, когда на сцену в этих костюмах выходили признанные мастера и рядовые статисты Петербургских императорских театров (не только русской драматической труппы, но и балета, а также петербургской Итальянской оперы, французской драмы).
У каждого костюма своя уникальная творческая биография, о некоторых этапах которой мы можем узнать по надписям, сохранившимся на подкладке. Порой внутри одного костюма можно прочесть фамилии самых разных актеров: середины или конца XIX в., начала ХХ в., военных и послевоенных лет.
Вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа. Личные принадлежности В.В. Самойлова, К.А. Варламова, Н.Н. Фигнера, Ф.И. Стравинского, Ф.И. Шаляпина соседствуют с их сценическими костюмами, портретами и фотографиями, создающими эталонные образы «красавца мужчины». Театральный сюжет выставки был бы неполон без литературных героев: от Онегина и Чацкого до Антропки из «Модной лавки» И.А. Крылова. Их воплощения на сценах петербургских театров на протяжении целого века внимательно исследованы и отражены в экспозиции.
Прологом к исторической части экспозиции станет театральный «черный кабинет» с галереей портретов знаменитых актеров и режиссеров XX – начала XXI веков, законодателей вкуса и кумиров широкой публики.
В проекте «Красавец мужчина. Русский модник на театре» также принимают участие ГМЗ «Петергоф», Государственный музей А. С. Пушкина (Москва), Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская театральная библиотека, Российская национальная библиотека, музей Большого драматического театра, музей театра им. Ленсовета, музей театра-фестиваля «Балтийский дом», журналы «Собака.ru» и «Караван историй».

Крупный выставочный проект Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства «Красавец мужчина. Русский модник на театре» посвящен феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди и щеголей на театральной сцене конца XVIII - начала XX века. Этот проект унаследовал тему, название и часть экспонатов у выставки Государственного исторического музея, которая блестяще прошла в Москве в 2017 году. Однако, новая кураторская концепция диктует существенные отличия в предметном ряде экспозиции: Музей театрального и музыкального искусства исследует не столько мужскую повседневную моду, сколько ее отражение на сцене, ее влияние на театральный язык разных эпох от карикатур на модников-дамских угодников до возникновения и развития амплуа героя-любовника.
Веяния любого времени особенно ярко и отчетливо проявляются на театральной сцене: литературные вкусы и манера выражаться, злободневные события и модные тенденции обретают в театре броскую форму, показаны укрупненно, словно под увеличительным стеклом. Театральные «изводы» мужской моды разных стилей и эпох позволяют обнаружить со всей наглядностью, как на протяжении конца XVIII - начала XX веков менялись общественные представления об идеальном мужчине - красавце, герое войны или герое-любовнике. На этой задаче и фокусируется выставка Музея театрального и музыкального искусства «Красавец мужчина. Русский модник на театре». Петербургский проект, не повторяя экспозиции Государственного исторического музея, пишет новую главу увлекательной истории, представляет собой своего рода сиквел московской выставки-блокбастера.
В петербургской серии проекта «Красавец мужчина» прослеживаются три сюжетные линии. Одна из них связана с историей вещей, бытовых мелочей в эпохи Фонвизина, Пушкина, Островского или Чехова. Вместе с кафтанами, камзолами, парадными фраками и прочими элементами мужского гардероба специального внимания удостоятся трости и пороховницы, печатки и пряжки, наусники и мужские корсеты, приспособления для чистки ногтей и ушей, пудреницы, мушечницы и бальные записные книжки - столь необходимые каждому моднику вещицы, которые ныне смотрятся диковинной экзотикой. Многообразным курительным принадлежностям, очкам и лорнетам, карманным часам XVIII-XX веков посвящены отдельные эпизоды-камео.
Мемориальный сюжет выставки - естественное продолжение «истории мужских мелочей». Портрет П. Я. Чаадаева, жилет А. С. Пушкина, феска М. И. Глинки, трость А. Н. Островского, пенсне А. К. Глазунова, перстень В. В. Самойлова или табакерка Ф. И. Шаляпина играют ведущие роли в выставке-спектакле, становятся рассказчиками целых историй о своих знаменитых обладателях и их отношении к моде.
Вещи знаменитых актеров - предмет особого кураторского интереса. Вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа - возвышенного ли, трагического или комедийно-карикатурного. Личные принадлежности В. В. Самойлова, К. А. Варламова, Н. Н. Фигнера, Ф. И. Стравинского, Ф. И. Шаляпина соседствуют с их сценическими костюмами, портретами и фотографиями, создающими эталонные образы «красавца мужчины». Театральный сюжет выставки был бы неполон без литературных героев: от Онегина и Чацкого до Антропки из «Модной лавки» И. А. Крылова. Их воплощения на сценах петербургских театров на протяжении целого века внимательно исследованы и отражены в экспозиции.
Прологом к исторической части экспозиции станет театральный «черный кабинет» с галереей портретов современных «красавцев мужчин». Фотографии знаменитых актеров и режиссеров XX - начала XXI веков, законодателей вкуса и кумиров широкой публики - от Г. А. Товстоногова, В. И. Стржельчика, И. О. Горбачева до Ф. С. Рузиматова и Д. В. Козловского - будут размещены в ряд, как в фойе настоящего театра. Снимки, сделанные блестящими мастерами Валерием Плотниковым, Валентином Барановским, Юрием Белинским и другими фотографами дадут точку опоры зрителю, отправляющемуся в путь по стилям и эпохам мужской моды, словно бы намекая: «Все течет, но ничего не меняется».
В проекте «Красавец мужчина. Русский модник на театре» принимают участие ГМЗ «Петергоф», Государственный музей А. С. Пушкина (Москва), Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская театральная библиотека, Российская национальная библиотека Александринский театр, музей Большого драматического театра, музей театра им. Ленсовета, музей театра-фестиваля «Балтийский дом», журналы «Собака.ru» и «Караван историй». Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства представит на выставке хранящиеся в фондах редкие костюмы из гардероба императорских театров, эскизы декораций и костюмов, афиш, театральных программок и фотографий разного времени, предметы ювелирного искусства. Многие экспонаты выставки будут продемонстрированы публике впервые.

Выставка мода

В Государственном историческом музее (ГИМ) открылась выставка "Красавец мужчина. Русский модник середины XVIII — начала XX века", которая, по словам организаторов, "посвящена трем наиболее ярким периодам в истории мужской моды императорской России" и которая, как считает ЕЛЕНА СТАФЬЕВА, не рассказывает толком ни про один из них.


Название "Красавец мужчина" звучит немного в духе дневных телешоу для домохозяек. Это, положим, невеликая беда, но на поверку оказывается, что ни публике, интересующейся современной модой, ни тому, кто хоть как-то знаком с историей культуры, ни тем более профессионалам эта выставка и не рассказывает ничего содержательного. Да и выставкой этот набор предметов быта и произведений искусства можно назвать только в самом архаичном смысле слова.

Экспозиция состоит из трех залов — по одному на каждый из заявленных периодов в истории моды: петиметры середины XVIII века, денди начала XIX века и щеголи начала XX века. Ну а посредине, прямо на входе, зрителя отчего-то встречает коллекция выпускников Британской высшей школы дизайна, призванная, видимо, продемонстрировать современный дендизм — в данном случае странную смесь сюртуков, жилетов, бермудов, цилиндров, запонок и галстучных булавок.

По стенам развешаны портреты, иногда отличные, например портрет Петра Яковлевича Чаадаева, не только автора "Философических писем", но и прославленного щеголя. Тропининский портрет славянофила Юрия Самарина, где видны его длинные отполированные ногти, вызывает в памяти знаменитое: "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". Как, собственно, и портрет Кипренского, где Пушкин блистает этой самой красой. Но только даже эта очевидная отсылка к строкам "Евгения Онегина" никак не актуализована.

В центре залов стоят закрытые стеклом манекены, обряженные сначала в кафтаны и кюлоты, потом — в сюртуки, а потом — в визитки и смокинги. Вдоль стен — витрины. В них лежит россыпь табакерок, флаконов, лорнетов, булавок, несессеров, портмоне, расчесок (для волос и для усов), шляп. Между вещами помещены цитаты из самых разных текстов — от "Почты духов" Крылова и "Начала века" Белого до "Столицы и усадьбы" и Gazette du bon ton под незамысловатыми заголовками — "О гольфе", "О канотье" (над витриной с канотье), "О цилиндре", "О котелке" (под ними лежат, конечно, цилиндр и котелок, по одной штуке), "О бритье", "О посетителях литературно-художественных кружков" (тут как раз язвительная цитата из Андрея Белого). Само пространство залов не модифицировано вовсе, рука архитектора или декоратора в оформлении выставки неприметна. Но если можно себе представить современную выставку без художественной концепции, то она уж точно невозможна без концепции интеллектуальной. Ее тут, увы, нет. Все же заявлять, что представленные предметы "воссоздадут чарующий образ модников прошлого",— это не кураторская концепция. К моде "чарующий образ" не имеет никакого отношения.

Между тем в современном мире выставки моды становятся блокбастерами не меньшими, чем выставки старых мастеров. Рассказывать историю идей при помощи предметов — сегодня один из самых популярных кураторских трендов. И так получилось, что прямо сейчас в Париже, например, проходят сразу две выставки, которые можно сравнить с "Красавцем мужчиной",— "Подобающее платье. Когда одежда вызывала скандал" в Музее декоративно-прикладного искусства и "Мода и женщины: XIV-XVIII века" в Библиотеке Форне.

Первая — нарочито концептуальная; там как раз есть вещи тех же эпох, что и в Историческом музее, но все выстроено не по хронологическому, а именно по идеологическому принципу, когда с помощью одежды, аксессуаров и предметов искусства показывается, как формировалась норма и как она нарушалась, как запреты становились источником модных идей. Причем все это с великолепной работой архитектора и сценографа, с множеством визуальных эффектов и разнообразных аттракционов, просвещающих и развлекающих. Качество и сохранность тех же жилетов, кафтанов и кюлотов поразительные, они ни в коем случае не выглядят так, будто их только что достали из сундука.

Конечно, возможности парижского музея и Фонда Александра Васильева (почти вся одежда на выставке в Историческом музее оттуда, а декоративно-прикладные предметы и живопись в основном собственные) несколько разные, но дело не в этом. Скорее уж в том, что, в отличие от работы ГИМа, все, что вы видите в витрине,— одежда, аксессуары, живопись, гравюры, журналы,— излагает вам один четко и внятно выстроенный сюжет из истории не только моды, но и культуры вообще. И сразу становится понятно, что иногда пейзаж английского парка может больше рассказать о романтической эпохе, британских денди и моде на тщательно воссозданную естественность, чем три однотипных портрета.

Да, "Подобающее платье" — это выставка ведущего европейского музея, которая раз в пять превосходит объемом "Красавца мужчину", и, будем честны, у нас такое просто мало кому по силам. Но вот, например, выставка в Библиотеке Форне тоже вполне камерная и тоже буквально на три зала. Но как она придумана (причем без всяких концептуальных заявлений в названии), как изящно и эффектно в ней показано, что из военной формы, рабочей одежды или целой индустрии нарядов для вдов вырастают новое женское самосознание и масштабное национальное движение за женские права. И вот если бы устроители "Красавца мужчины" не замахивались на нечто глобальное, а сосредоточились на чем-то одном, то, возможно, не получилось бы так размыто и безлико. Ходить по трем залам, где никто не удосужился ни рассказать занимательную историю, ни вовлечь зрителя в познавательный диалог с выставленными вещами, скучно и в конечном счете бессмысленно. А мода — это весело, это захватывающе и это в конце концов про то реальное ощущение жизни, без которого не бывает и исторического знания.