Злая и грубая помещица Простакова рассматривает кафтан, сшитый сельским портным Тришкой для её сына, недоросля Митрофана, крича: «Он, вор, везде его обузил».

Явление II

Приводят Тришку. Простакова ругает его за кафтан, обзывая скотом. Тришка оправдывается: «я портняжному делу нигде не учился, самоучка». Простакова вопит: «Портной учился у другого, другой у третьего, да первый портной у кого же учился? Говори, скот!» «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего», – резонно парирует Тришка.

Денис Иванович Фонвизин

Явление III

Приводят хозяина имения, помещика Терентия Простакова. Нерешительный человек, подкаблучник жены, он робко говорит, что кафтан, по его мнению, не узок, а мешковат. Жена начинает ругать его. Простаков униженно оправдывается: «При твоих глазах мои ничего не видят». Госпожа Простакова требует немедленно наказать Тришку.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление IV

Входит брат госпожи Простаковой, Скотинин. Глядя на кафтан, он находит, что тот не узок и не мешковат, а «сшит преизрядно». Однако мысль наказать Тришку всё равно кажется ему правильной: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

Простакова велит стоящей здесь же няне Еремеевне накормить Митрофана завтраком. Выясняется, что недоросль уже и так «пять булочек скушать изволил», а вчерашним вечером перед сном уплёл «солонины ломтика три, да подовых то ли пять, то ли шесть». Митрофан рассказывает, что от такого плотного ужина ему «ночь всю така дрянь в глаза лезла».

Простакова интересуется: «Какая ж дрянь?» – «Да то ты матушка, то батюшка. Видел будто ты, матушка, изволишь бить батюшку – так мне и жаль стало». – «Кого, Митрофанушка?» – «Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Обрадованная такой сыновней сострадательностью мать ласково обнимает Митрофана, и тот убегает на голубятню.

Явление V

В имении Простаковых живёт на положении воспитанницы их дальняя родственница, Софья. Отец и мать этой девушки умерли, оставив ей в наследство имение, а дядя, господин Стародум, уехал в Сибирь. Скотинин собирается посвататься к Софье. Главная причина этого его желания в том, что в принадлежащих Софье деревеньках много свиней, до которых Скотинин «большой охотник». Он с восторгом рассказывает: в околотке водятся даже «такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Кроме того, Скотинин давно разорил собственные имения, ибо нещадно драл с крестьян огромные оброки. Софьино приданое может поправить его положение.

Госпожа Простакова с умилением замечает, что её Митрофанушка весь в дядю. «И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты, – говорит она Скотинину. – Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости». Господин Простаков замечает, что столь сильно пристрастие к свиньям не может возникнуть у людей просто так: «тут есть же какое-нибудь сходство».

Герои «Недоросля» Фонвизина

Явление VI

Входит радостная Софья и рассказывает: она получила письмо от своего дяди Стародума. Ходили слухи, что тот умер в Сибири, однако из письма явствует: Стародум жив и недавно приехал в Москву.

Госпожа Простакова очень недовольна этим письмом. «Что ты нас путаешь? Разве ты не знаешь, что Стародума уж несколько лет от меня за упокой поминали? Неужто грешные мои молитвы не доходили!»

Скотинин и Простаковы боятся, что Стародум помешает им завладеть имениями Софьи. Из диалогов пьесы выясняется ещё: Простаковы недавно не позволили Софье выйти замуж по любви за одного офицера. Раздосадованная госпожа Простакова возмущается современным образованием, из-за которого многие девушки научились читать и могут разбирать содержание писем.

Простаковы и Скотинин сами неграмотны и не могут прочесть письма. Простакова отбирает его у Софьи и вспоминает об учителях Митрофанушки. Государственные указы требуют обучать всех дворян-недорослей, и из города приходят преподавать Митрофану «арихметику» и грамоту отставной сержант Цыфиркин и дьячок Кутейкин. Есть у него и ещё один учитель: немец Адам Адамыч Вральман, знаток «французского и всех прочих наук». Цыфиркину и Кутейкину Простаковы платят скудно, а иностранец Вральман получает большое жалование и живёт прямо в имении, на полном господском содержании.

Явление VII

Появляется остановившийся недавно проездом в имении Простаковых дворянин Правдин. Госпожа Простакова представляет его Скотинину (который первым делом осведомляется, водятся ли в имениях Правдина свинки), а потом просит, чтобы Правдин прочёл полученное Софьей письмо.

Тот читает (спросив у Софьи разрешения на это). Стародум сообщает в письме, что, нажив в Сибири честными трудами состояние, дающее 10 тысяч рублей доходу, он решил вернуться обратно, взять на себя попечение над Софьей и завещать ей всё своё наследство.

Сумма в 10 тысяч рублей дохода столь велика, что Простаковы и Скотинин застывают от изумления. Скотинин уговаривает сестру побыстрее обделать его брачный сговор с Софьей. Однако у госпожи Простаковой теперь возникает другой план: выдать девушку за своего сына Митрофана.

Явление VIII

Прибегает слуга с известием, что в имение Простаковых вошла для постоя солдатская часть. Правдин и Простаков идут переговорить с офицером, командующим солдатами, а Скотинин отправляется в своё любимое место – на скотный двор.

Комедия была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 г. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия. Пьеса «Недоросль» написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в течение 2 дней, в деревне Простаковых. Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».

Для общего ознакомления с сюжетом произведения предлагаем краткое содержание «Недоросль».

Главные герои

Госпожа Простакова - жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.

Простаков Митрофан - сын Простаковых, недоросль, молодой человек 16 лет, такой же глупый, как и родители, полностью безвольный, согласен на все, что скажет мать или другие (в конце сразу согласен уйти в армию).

Правдин - постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их именье, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.

Стародум - человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.

Софья - честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.

Милон - жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.

Скотинин - родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.

Другие персонажи

Простаков - муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.

Еремеевна - няня Митрофана.

Кутейкин (семинарист, который сам бросил учиться на половине, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики), Вральман (бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни), Цыфиркин (отставной сержант, честный человек, учитель арифметики) - учителя Митрофана.

Тришка - портной, слуга Простакова.

Действие 1

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, хотя тот предупреждал о своем неумении шить. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо и Тришку выгоняют.

Заходит разговор о Митрофане – наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение и Митрофан убегает на голубятню.

Скотинин, Простакова и Простаков обсуждают, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.

Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.

Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Пока женщины удаляются, забегает слуга и сообщает мужчинам, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.

Действие 2

Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.

По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она играет им как мячиком. Скотинин выходит из себя.

Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин ссорятся с Митрофаном по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.

Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Девушка с Простаковым уходят смотреть комнату. Им на смену приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.

Действие 3

Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Соне. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показал ему, что горячность не всегда хорошо, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.

Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть» он не мог.
В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это его очень удивляет дядю Софьи.

Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Женщина рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает женщину, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.

Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.

Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях, до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Только Кутейкин начинает обучать юношу грамоте, как появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.

Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.

Действие 4

Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга но любовь эта должна быть дружеской.

Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он – человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и юношу.

Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Женщина снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.

Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума, кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.

Действие 5

Правдин и Стародум обсуждают то, что скоро все узнают, что без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные образованные, воспитанные люди.

Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает – зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.

Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана – что он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.

Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Митрофан говорит, чтобы мать отвязалась от него, отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».

Заключение

Комедия «Недоросль» Фонвизина – знаковое произведение 18 века, обнажившее острые вопросы того времени. В пьесе противопоставляются образованность, воспитанность, высокие моральные принципы с глупостью, невежеством, злостью и своенравием. Тонкий юмор писателя, его понимание глобальных человеческих проблем позволяет и сегодня зачитываться классической комедией. Советуем не только прочитать пересказ «Недоросля» по действиям, но и оценить произведение полностью.

Тест по комедии «Недоросль»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 8933.

Название произведения: Недоросль
Фонвизин Денис
Год написания: 1782
Жанр произведения: комедия
Главные герои: Митрофан - капризный шестнадцатилетний дворянин, Простакова - мать Митрофана, Простаков - отец Митрофана, Скотинин - брат Простаковой, Софья - дальняя родственница Простаковых, Стародум - дядя Софьи, Милон - офицер, Правдин - постоялец Простаковых.

Фонвизин Денис Иванович заложил основы русской комедийной пьесы, краткое содержание комедии «Недоросль» для читательского дневника позволяет насладиться образцом литературы 18-ого века и задуматься над проблемами, важными и в наши дни.

Сюжет

Митрофан - шестнадцатилетний сын Простаковых, тот самый недоросль. Мать наняла ему учителей, но сама же мешает проводить уроки и часто отпускает сына порезвиться. Она считает, что уметь читать и считать необязательно, достаточно уметь пересчитывать деньги, когда они есть.

С Простаковыми живет Софья - их дальняя родственница и богатая наследница.

На нее претендует Скотинин, который мечтает завладеть деревнями Софьи. А Простакова хочет женить на ней сына-неуча. И на Софье хочет жениться Милон, к нему Софья испытывает симпатию.

В деревню приезжает Стародум.

Когда Простакова узнает, что Стародум собирается увезти Софью в Москву, она приказывает слугам посадить ее в карету и увезти в церковь венчаться с Митрофаном. Софью успевает вызволить Милон. Стародум узнает, что он ее избранник, и радуется.

Стародум и Софья уезжают. Скотинин отправляется в свое имение. Простакова расстроена, но рада, что Митрофан остался с ней. Сын грубит ей, она теряет сознание. Митрофан отправляется на армейскую службу.

Вывод

Тот, кто не хочет познавать науку, знакомиться с достижениями человечества, развивать свой ум, дух и тело, обречен на примитивную и ограниченную жизнь. Такой человек мало чем отличается от животного и будет чувствовать эту нехватку духовности, но даже не поймет, почему несчастлив. Митрофан будет жить так же, как жили его родители, у него не будет интересных друзей, интересных занятий и увлечений, умной и мудрой жены, приятной работы.

Около трех лет создавал Д.И. Фонвизин «Недоросль». Рассказ этот, вернее, комедийная пьеса посвящена проблематике воспитания дворян 18 века, дикости их поведения, особенно в провинции. В произведении представлено много слоев общества: от учителей-самозванцев и слуг до государственных мужей.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 1-го действия

Госпожа Простакова недовольна кафтаном, который сшил для ее сына Митрофана портной Тришка. Наряд готовится по поводу помолвки Скотинина, брата хозяйки, с Софьей. Девушка приходится племянницей Простакову. Она осталась сиротой после того, как ее дядя Стародум отправился в Сибирь и не вернулся. Радостная Софья сообщает, что получила письмо с известием о скором приезде родственника. Ей никто не верит, ведь она молилась об упокое его души. Простакова подозревает, что это письмо от влюбленного в девушку офицера. Все ждут учителя, чтобы тот прочитал известие, так как никто из господ не умеет этого делать. Появляется Правдин, который гостит у Простаковых. Он подтверждает, что в письме говорится о том, что Стародум честным трудом в Сибири сделал себе хорошее состояние и теперь Софья - его наследница. Госпожа Простакова немедленно решает выдать девушку замуж за Митрофанушку. Слуга сообщает, что в их деревне остановились солдаты.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 2-го действия

Между собой разговаривают офицер Милон и Правдин. Последний является членом наместничества. Он видит в округе много богатых невежд, которые бесчеловечно злоупотребляют данной им властью над людьми. Простаковы принадлежат как раз к таким. Милон рассказывает другу, что любит и любим одной девушкой, но уже полгода ничего о ней не слышал. После смерти матери ее забрала родня, которая, возможно, заставляет ее страдать.

Милон узнает вошедшую Софью. Девушка рассказывает о том, как переменила к ней отношение тетушка. Милон ревнует к Митрофану, но потом понимает, что поводов для этого нет. Софья надеется, что приезд дяди спасет ее. Скотинин говорит девушке, что Простакова вызвала его, чтобы их поженить. Софья говорит, что теперь она прочит ей Митрофана в женихи. Скотинин разозлен. Учитель Цыфиркин жалуется Милону на тупость недоросля.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 3-го действия

Приезжает Стародум. Он рассказывает, как однажды пытался подружиться с молодым графом. Когда началась война, Стародум воевал, а тот отсиживался за спиной отца. После войны Стародума обошли чинами и наградами, а графа повысили в звании. Он уехал в Петербург. Но там не нашел себе применения, так как понял, что все пекутся только о себе. Без чинов, но с чистой душой Стародум вернулся домой. Он сообщает Софье, что приехал за ней. Простаковой он говорит, что завтра увезет племянницу в Москву и выдаст замуж. Стародума ведут в комнату отдыхать. Учителя обсуждают тупого сынка барина. Мать заставляет его поучиться для вида, чтобы Стародум услышал его старательность.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 4-го действия

Стародум поучает Софью в том, какой человек является по-настоящему знатным и богатым. Граф Честан из Москвы присылает ему письмо с просьбой присмотреться к его племяннику Милону. Софья и офицер сознаются дяде, что они давно влюблены друг в друга. Он благословляет детей. Скотинин просит у Стародума руки Софьи. Простаковы предлагают проверить знания их сына. Правдин задает ему вопросы. Ответы показывают, что за три года Митрофан ничему не научился. И ему, и Скотинину Стародум отказал. Простакова решает похитить девушку, чтобы затем выдать ее замуж за Митрофана насильно.

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»: краткое содержание 5-го действия

Правдин говорит Стародуму, что получил приказ охранять деревню и дом Простаковых, чтобы подвластные люди не пострадали от их бешенства. Слышится шум. Милон и Софья взволнованы: девушку едва удалось спасти от похищения. За нарушение закона Правдин может притянуть Простакову к суду. Она умоляет простить ее, стоя на коленях, но после помилования сразу же набрасывается на бедных слуг. Правдин берется и дальше опекать деревню и дом. Простакова в бешенстве от того, что власть теперь не в ее руках. Но даже Митрофан отказывается поддержать мать.

Меню статьи:

Сокращенный вариант статьи:

Эпоха Просвещения славится памятниками литературы. Один из них – легендарная пьеса «Недоросль», краткое содержание которой читатель сможет увидеть ниже. Автор произведения – Денис Фонвизин, русский писатель, вошедший в историю литературы как мастер комедии.

Этимология слова «недоросль» и смысл пьесы

Комедийность, юмор произведения Фонвизина частично связан с этимологией слова «недоросль». Необычное для уха современного человека слово в эпоху Просвещения в Российской империи означало юного аристократа, который не получил знака о том, что окончил обучение. Эти знаки – удостоверения – давались учителями своим ученикам. Быть недорослем означало не поступить на службу, не вступить в брак за неимением необходимых документов. В определенном смысле, наличие такого культурного феномена, как недоросль, подчеркивало важность образования и воспитания во времена Просвещения. Закон о том, что дворяне, не получившие образование и удостоверения об «учености», не имеют права на службу и вступлении в брак принадлежит к петровским временам.

Стиль, который избрал для текста писатель, литературные критики относят к популярному в это время классицизму. В частности, автор наградил персонажей яркими фамилиями, намекающими на черты, выразителями которых являются герои в данной пьесе. Часто такие фамилии называют «говорящими». Кроме того, Фонвизин придерживается канона, характерного для классицистической литературы. Речь идет о том, что в пьесах классицизма наблюдается единство времени, когда происходят описываемые события, места, а также действий героев. Персонажи, к слову сказать, делятся на носителей выраженных отрицательных и положительных черт.

Основные идеи «Недоросля» Фонвизина

Дата написания пьесы – 1781 год. В центре сюжета – проблемы, связанные с традиционным воспитанием и образованием дворянского сословия. В этом контексте, произведение Фонвизина напоминает не менее известную пьесу французского писателя Мольера «Мещанин во дворянстве». «Недоросль» затрагивает проблемы глупости, провинциальности, злонравия и лени представителей дворянской среды.

Главные герои комедии Дениса Фонвизина

Образ госпожи Простаковой , которая приходилась помещику Простакову женой. Женщина отличалась активными, грубыми чертами, не имела образования. Простакову интересуют исключительно вопросы наживы и корысти, героиня эгоистична, своенравна, глупа и скупа. Альтруизм и добродетельность не входят в круг интересов Простаковой. Методы решения проблем у женщины простые – это сила и хитрость.

Предлагаем ознакомиться с в комедии Дениса Фонвизина “Недоросль”

Образ Митрофана Простакова – отпрыска Простаковых.
Именно Митрофан характеризуется автором как недоросль, о Митрофане написана пьеса Фонвизина. Молодому человеку исполнилось 16 лет, однако глупость и уровень инфантилизма не позволяют говорить о Митрофане как о человеке взрослом и зрелом. Глупость – качество, унаследованное героем от матери и отца. Для Митрофана характера безвольность, лень, неумение думать и размышлять, отсутствие собственного, аргументированного мнения. Юноша соглашается с тем, что говорят другие персонажи. В итоге, Митрофан соглашается на службу в армии: конечно же, это решение не принадлежит герою, а навязано извне.

Образ Правдина – это воплощение характерных положительных черт государственных чиновников нового «образца». Правдин был постояльцем в доме у Простаковых. Изначально бюрократ прибывает в именье Простаковых с целью понять причину беспорядков, а также разобраться в проблеме, связанной с жестоким обращением с обслугой. Госпожа Простакова в обращении с челядью не церемонилась. Правдин – носитель явно положительных черт, поскольку герой изображен человеком высоких моральных качеств, образованным и хорошо воспитанным мужчиной. Правдин – это иллюстрация так называемого «нового дворянства», для которых огромное значение имело образование. Правдин также воплощает метафору правды и буквы закона.

Образ Стародума также принадлежит в когорте положительных персонажей «Недоросли». Герой – это воплощение высокой нравственности, зрелости, мудрости, ума. Для Стародума характерно соблюдение строгих, непоколебимых принципов. Обман и хитрость – запрещенные приемы для Стародума. Мужчина опекает девушку – Софью, которой приходится дядей.

Для образа Софьи также характерна честность, правдивость, доброта. Девушка воплощает исключительно положительные черты. Софья – честная и добропорядочная героиня. Родители девушки умерли, после чего опеку над племянницей взял Стародум. В дальнейшем, Софья проникается симпатией и любовью к Милону.

Образ Милона – суженого, жениха племянницы Стародума – принадлежит к категории положительных персонажей. Герой честный, добродетельный, добрый, отзывчивый. Софья не видела жениха достаточно долгое время. Милон служит в качестве офицера, отличается высокими принципами, стойкими нравственными ориентирами. Для героя характерны смелость, храбрость и честь.

Образ Скотинина говорит сам за себя уже из-за фамилии, которой автор наградил персонажа. Скотинин приходится Простаковой братом. Герой отличается теми же чертами, что и все Простаковы: глупость, корыстолюбие, склонность ко лжи, любовь к наживе, скупость, лесть.

Также в пьесе действует ряд второстепенных персонажей, среди которых особое внимание заслуживают:
Господин Простаков – безвольный супруг властной жены. В доме всеми делами заправляет Простакова, не допуская мужа к решению каких-либо вопросов по хозяйству. Простаков – мужчина без образования, не имеет собственного мнения, находится под управлением супруги.

Еремеевна , служившая нянечкой у сына Простаковых.

Кутейкин – это образ нерадивого, лживого человека. Герой – бывший семинарист, который не окончил учебу. Однако Кутейкин все же претендует на то, чтобы учить других грамматике. Человек это жадный, корыстолюбивый, эгоистичный. Кутейкин большинство проблем решает с помощью хитрости.

У Стародума служил конюх по имени Вральман (простец по характеру, но мастер лжи, о чем говорит фамилия героя; Вральман выдавал себя за немца – знатока хороших манер). Также герой второго плана – это преподаватель арифметики Цыфиркин (в прошлом, герой служил в армии в качестве сержанта, теперь же Цыфиркин находится в отставке; это честный, добрый персонаж). Вральман и Цыфиркин учат уму-разуму Митрофана.

А также Тришка, служивший у Простаковых портным.

События Действия Первого

Начало произведения Фонвизина – это сцена, в которой Простакова отругала портного, который пошил недостаточно качественные одежды для сына барыни – Митрофана. Тришка ранее говорил Простаковой, что шьет он плохо. Супруг – господин Простаков – подтвердил, что кафтан сшит недобросовестно. Тогда барыня решается на наказание нерадивого портного. От мнения Простаковых отличается точка зрения Скотинина, который считает, что кафтан вышел приличным. Между тем, Тришку все равно просят уйти.

Митрофан и Простаковы

Митрофан – сынок Простаковых – капризное дитя. Родители считают, что юноша болеет, потому что тот, якобы, нормально не спит, плохо ест и жалуется на проблемы в самочувствии. На самом же деле, ночью Митрофану снилось, что отец получает побои от матери, а перед сном юноша отужинал и напился квасу. После того, как мать одарила сына любящими объятиями, чадо убежало в сторону голубятни.

Разговор о судьбе Софьи

Далее следует разговор между Простаковыми и Скотининым. Последний говорит, что не прочь взять в жену Софью – сироту, находящуюся на попечении дяди, который, по слухам, пропал где-то в Сибири. Стародум уехал, а вестей от него Софья не получала. Между тем, Скотинин заинтересован в девушке вовсе не из-за качеств Софьи или красоты, но потому, что в деревне Стародума – приданом Софьи – большое количество свиней.

Появление Стародума

Планы Скотинина нарушаются внезапным появлением Стародума. Софья получает письмо от дяди, однако Простаковы стараются убедить девушку, что письмо – поддельное, и на самом деле текст написал некий почитатель Софьи. Тогда девушка отдает письмо Простаковым, но оказывается, что те не умеют читать.

События Действия Второго

В этой части комедии Фонвизина выясняется факт старой дружбы между Милоном и Правдиным. Оказывается, что приезд Правдина в село не случаен. Герой собирается показать Простаковой – зазнайке, презренной фурии, где ее настоящее место. Военный же говорит, что держит путь к Москве, ожидая встретить там любимую, с которой не виделся уже много лет. Родители возлюбленной Милона погибли, после этого девушка жила у единственного родственника – дяди.

Встреча Милона и Софьи

Судьба приводит Софью к Милону. Возлюбленные встретились совершенно случайно и теперь счастливы воссоединению. Девушка поведала суженому, что барыня задумала женить на ней сыночка. Митрофану 16 лет и юноша ужасно глуп. В этот момент мимо проходит Скотинин. Герой тревожится, что, в конце концов, уедет из деревни с пустыми руками, не заполучив ни жену, ни деньги. Из-за подначивания Милона и Правдина Скотинин затевает ссору с сестрой. Старые друзья сообщили Скотинину, что тот – только безвольная игрушка в руках сестры. Скотинин теряет самообладание.

Образ Еремеевны

Вскрывается инфантилизм Митрофана. Юноша гуляет с няней. Еремеевна проявляла себя женщиной мудрой и зрелой. Женщина снабжает воспитанника напутствием: учеба – свет. Однако юнец ленится: нет у мальчика желания учиться. Митрофан ссориться со Скотининым. Предмет ссоры – свадьба и богатая наследница Софья. Еремеевна удерживает героев от драки. Скотитин злится и покидает сцену.

Знакомство Правдина и учителей Митрофана

Простаковы приходят на смену Скотинину. Барыня лестно отзывается о Софье перед Милоном. Также барыня убеждает Милона, что ей жаль: она не успела вовремя оказать достойную встречу Милону. После этого на сцене появляются Цыфиркин с Кутейкиным. Правдин узнает настоящие факты биографии преподавателей мальчика Простаковых, а также то, как героям удалось попасть на службу к Простаковым.

События Действия Третьего

Мудрость Стародума

В деревню возвращается Стародум. Правдин узнает об этом событии первым, так как видит карету, в которой прибыл герой. Правдин поведал Стародуму о коварных планах Простаковых, которые помещики надеялись реализовать относительно Софьи.

Мудрый дядя Сони отвечает Правдину, что нужно руководствоваться рациональностью в действиях. Нельзя слушаться первого порыва, первой сильной эмоции.

В качестве примера Стародум приводит Правдину события из собственной жизни, демонстрируя, что в поступках следует избегать горячности. Путешествуя, герой понял, насколько разными бывают люди.

Встреча Стародума и Софьи

Родственники рады снова быть вместе. Дядя говорит племяннице, что отъезд был связан с целью раздобыть средства. Работа в Сибири – единственный честный способ заработать достаточно денег, иначе пришлось бы жертвовать совестью, а этого Стародум допустить не мог.

Простаковы встречают Стародума

Пока Стародум говорил с Правдиным и Софьей, барыня подралась со Скотининым. Драчуны миряться с помощью Милона. Еремеевна, основываясь на приказе барыни, зовет господина Простакова и Митрофана. Льстивые и лицемерные герои «искренне» и громко встречают Стародума, оказывая мужчине различные почести. Младший Простаков – безвольный юнец – мимикрирует под мать, повторяя все действия Простаковой, называя Стародума вторым отцом. Герой удивляется странным приветствиям и словам лицемерного семейства.

Планы на Софью

Дядя собирается увезти племянницу в область Москвы, чтобы выдать замуж. Девушка не ведает о том, что Стародум решил женить на ней Милона, но соглашается с решением любимого дяди. Тем временем барыня со Скотининым переубеждают мужчину увозить племянницу. Стародуму не нравятся неграмотные Простаковы, но барыня убеждает героя, что Митрофан показывает успехи в науках, занимаясь с учителями.

Учеба Митрофана

Стародума спасает Правдин, увещевав Простакову оставить гостя в покое и дать Стародуму отдохнуть после долгого, изнурительного пути. На сцене, после ухода дяди Сони, Правдина и Простаковой, на сцену выходят учителя Митрофана. Учитель математики жалуется коллеге, что сынишка Простаковых глуп, за несколько лет юнец так и не выучился арифметическим и грамматическим премудростям. Виною в нерадивости ученика немец, поскольку Вральман запрещает применять к Митрофану телесные наказания. По мнению же преподавателей математики и грамоты, мальчишку без побоев наукам научить не удастся.

Дорогие любители классики! Предлагаем ознакомиться с Дениса Фонвизина

На сцене появляются мать и сын. Матушка убеждает Митрофана, что тот должен учиться, или хотя бы притворяться, что учится. Цыфиркин задает Митрофану задачи по арифметике, однако у матери юнца собственная логика решения математических задач. Простакова учит сына не делиться, все брать себе. А математика, по мнению женщины, наука глупая, неправильная.

Кутейкин силится обучить Митрофана премудростям грамоты, однако Вральман мешает процессу обучения, поскольку считает, что мальчику стоит водить дружбу с подобными себе – неграмотными людьми. Мать поддерживает мнение Вральмана. Тут Вральман, увлекшись рассказом о свой жизни, вдруг признается, что служил извозчиком, однако барыня не заметила лжи «немца». Учителя бранятся, а преподаватели арифметики и грамматики и вовсе хотят избить Вральмана. Но тот успевает сбежать.

События Действия Четвертого

Размышления о добродетелях

Стародум разговаривает с племянницей. Предмет беседы – вопрос добродетели, проблема нравственного падения людей. Стародум говорит, что благородство и богатство не присваиваются человеку эгоистичному и корыстному. Эти качества присущи лишь тем, кто заботиться о ближних, о друзьях, родственниках, соотечественниках. Должность следует давать за дела, плохо, когда в должности нет ничего, кроме названия. Также Стародум учит племянницу премудростям жизни замужней женщины. Семья – это партнерские отношения, в которых мужу и жене следует проявлять внимание друг к другу, взаимопонимание и взаимопомощь, прислушиваться и уметь услышать. Необходимо, чтобы супруги поддерживали друг друга. Вопрос происхождения – это не главное в браке. Главное же – любовь, искренние чувства.

Беседа Стародума и Милона

Стародум получает извещение, в котором говорится, что юноша, которого тот заприметил как будущего супруга для племянницы, является Милоном. Дядя Софьи беседует с Милоном. Стародуму нравится суженый Сони. Мудрый мужчина видит в Милоне человека высоких моральных качеств, благородных порывов и стойких нравственных принципов. Стародум дает Софье и Милону свое благословение.

Притязания на руку Софьи

Беседу Милона и Стародума прерывает Скотинин. Герой старается продемонстрировать собственные положительные стороны и качества, чтобы вынудить Стародума передумать и выдать племянницу за него. Однако мужчина только развеселился от нелепого поведения, демонстрируемого Скотининым.

Появляются Простаковы с компании Правдина. Барыня восхваляет ученость и старательность Митрофана. Тогда Правдину приходит в голову мысль о проверке знаний юнца. Младший Простаков, между тем, отвечает неверно на все заданные вопросы. Но барыня выгораживает сына, оправдывая отсутствие знаний у Митрофана разными отговорками.

Простаковы выведывают у дяди Софьи, кому же девушка достанется в жены. Дядя отвечает, что девушка уже помолвлена и скоро выезжает вместе с женихом в Москву. У Простаковых и Скотинина созрел план: похитить девушку.

События Действия Пятого

Философская пауза от Фонвизина

Мудрый дядя беседует с Правдиным. В разговоре поднимаются вопросы правды, благоразумия, честной и добродетельной жизни. Эти качества выступают залогом благополучия не только отдельной семьи, но и государства в целом. Читателю, знакомому с восточной философией, а также с учением китайского мудреца Конфуция, нетрудно будет заметить схожесть взглядов Стародума и азиатского философа. Государство держится на честных, достойных, образованных и хорошо воспитанных людях.

Попытка похищения Софьи

Еремеевна, выполняя приказ барыни, собиралась похитить Софью. Однако жених девушки вовремя подоспел и помешал женщине увести невесту. На шум пришли Правдин со Стародумом. Чиновник считает, что дядя и жених Софьи вполне могли бы привлечь несостоявшихся похитителей к ответственности, так как похищение – это преступление. По мнению Правдина, дядя девушки мог бы потребовать наказания правонарушителей. Барыня умоляет Соню простить ее. Софья – добрая натура – прощает горе-похитителей. Однако барыня не учится на ошибках, стремясь наказать челядь, которую Простакова винит в неудаче.

Итоги и торжество справедливости

Попытка наказать слуг пресекается Правдиным, потому что герой как раз получил извещение: беспредел в поместье Простаковых вынудил государство назначить для безграмотных господ опекуна. Попечителем оказался Правдин, который отныне будет контролировать дела в поместье нерадивого семейства. Барыня просит чиновника дать трехдневную отсрочку, но строгий мужчина не покоряется Простаковой. После этого героиня просит Правдина решить проблему с задолженностью по оплате учителям Митрофана. Правдин обещает самостоятельно разобраться с этим вопросом.

На сцене появляются три учителя Митрофана. Чиновник обнаруживает ложь Вральмана: в процессе разбирательств оказалось, что «немец» ранее ухаживал за Стародумовскими лошадьми. Соответственно, барыня узнала, что Вральман далек от высокой культуры, Германии и аристократических манер. Вральман решается вновь служить дяде Софьи. Цыфиркин – человек честный. Мужчина считает, что не должен брать плату за труд, поскольку усилия учителя математики не принесли плодов: юнец не познал азы арифметики. Правдин со Стародумом уважают учителя за то, что тот проявил честность и справедливость. Учитель грамматики же, напротив, желает получить денежное вознаграждение, но остается без денег.

Финал

Краткое содержание «Недоросля» Фонвизина заканчивается на сборах Софьи и жениха – Милона – в дорогу. Дядя девушки уезжает вместе с возлюбленными. Митрофану надоела чрезмерная опека матери. Юноша пытается вырваться из родного дома, чем вызывает недоумение и неодобрение отца. Правдин считает, что для мальчишки полезно послужить в армии. Юноша согласился на службу. Барыня расстроена: женщина отчаялась, считая, что все планы разрушены. Однако Стародум уверен: история завершилась совершенно справедливо.

Сокращенный вариант статьи.

Действие первое: знакомство с обитателями деревни Простаковых

События разворачиваются в деревне Простаковых, зажиточных помещиков. С первых же мгновений пьесы мы знакомимся с ее главными обитателями – госпожой и господином Простаковыми и их сыном Митрофаном, которого в семье любовно кличут Митрофанушкой, ведь он еще недоросль. Все заняты примеркой нового кафтана, который портной Тришка сшил для молодого барина. Госпожа Простакова в бешенстве, потому что обновка плохо сидит на Митрофане. Тришка отчаянно оправдывается тем, что он дескать самоучка и с него взятки гладки: “Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет”. А господин Простаков, будучи подкаблучником и слабовольным человеком, жутко боится высказать собственное мнение, которого у него давным-давно пропало. “При твоих глазах, – лепечет он елейно женушке, – мои ничего не видят”.

Ситуацию с кафтаном спасает вошедший в комнату брат госпожи Простаковой – Тарас Скотинин. Он басит, что кафтан племяннику впору и вообще нечего говорить о таких мелочах, когда на кону важное предприятие – сегодня Скотинин собирается сговориться (то есть сделать предложение) с Софьей. Софья – сирота, ее родители умерли, и она унаследовала поместье с деревеньками, которыми пока что управляют Простаковы. Эта воспитанная, образованная, честная девушка резко контрастирует с обществом, в котором она невольно оказалась. Стоит ли говорить, что Скотинина привлекают не ее добродетели, а приданое. Кроме того, у брата Простаковой есть одна страсть – свинки, он их безумно обожает, а в деревнях Софьи, говорят, водятся прехорошенькие хрюшки.

Однако утро, которое сулило столько сладостных надежд для Тараса Скотинина, готовилось разрушить его далеко идущие планы. Софья получила письмо от Стародума, своего горячо любимого дяди. Он отправился в вынужденную поездку в Сибирь и длительное время не поддерживал связь, потому все свыклись с мыслью, что Стародум умер. Каким же было удивление Простаковых и Скотинина, когда из письма они узнали, что Стародум не только не погиб, но также пребывает в добром здравии и спешит повидаться со своей племянницей. Кроме того, дядя нажил солидное состояние (10 тысяч доходу) и делает Софью своей наследницей.

Получается, что Софья – теперь не просто сиротка с небольшой деревенькой, а богатая госпожа. Такую добычу Простакова уже не хочет отдавать своему братцу и решает сосватать Софью Митрофанушке!

Справка. Недоросль – отнюдь не жаргонизм, так в XVIII веке называли юношей, не достигших совершеннолетия и еще не поступивших на государственную службу. Есть и другое значение, которое Фонвизин зашил в смысл названия своей пьесы: недорослем также называли глуповатого недоучку.

Действие второе: три жениха для Софьи

В начале второго действия мы знакомимся с Милоном – молодым офицером, влюбленным в Софью. Чувства молодых людей взаимны, но пока что жизненные обстоятельства не позволяют им быть вместе. Вот уже полгода пара была в разлуке, но, по счастливому стечению обстоятельств, Милон пребывает вместе с полком именно в деревню Простаковых.

Мы застаем молодого офицера за разговором с Правдиным – государственным чиновником, который приехал в имение, чтобы разобраться в барских делах. Милон рассказывает Правдину о девушке, в которую влюблен, но именно в этот момент появляется Софья. Радость от долгожданной встречи влюбленных была слишком короткой, ведь тут же их разговор нарушил Тарас Скотинин, по-прежнему имеющий виды на Софью. Из-за своей тупости и ограниченности, брат Простаковой не догадывается о связи Милона с Софьей, а потому наивно, как довольный ребенок, рассказывает, как счастливо будет жить его будущая жена. Счастье по-скотинински, надо сказать, предмет весьма сомнительного толка.

Молодые люди, не щадя размечтавшегося “жениха”, сообщают, что у него есть соперник – его родной племянник, недоросль Митрофанушка, который также соблазнился завидным состоянием Софьи. Скотинин тут же отправляется выяснять отношения с наглецом и едва не навешивает родственничку оплеух, но его закрывает грудью старуха Еремеевна. Впрочем, няне все равно достается от госпожи Простаковой за то, что та заступалась за “ребенка” без должной прыти. Заплаканную старушку успокаивают Митрофановы учителя Кутейкин и Цыфиркин.

Еремеевна. Нелегкая меня не приберет. Сорок лет служу, а милость все та же …
Кутейкин. А велика ль благостыня?
Еремеевна. По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день.

Действие третье: возвращение Стародума и учение Митрофанушки

Наконец в деревню Простаковых приезжает Стародум. Первым, кого встречает дальний путник, становится Правдин. Между ними завязывается разговор, в котором Стародум рассказывает о своей жизни и службе. Его речи мудры и афористичны, он – голос морали произведения.

“Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки и пуговицы”

Вскоре появляется Софья. Нежная встреча дяди и племянницы доказывает, что эти люди искренне тосковали друг по другу и рады наконец-то оказаться вместе. Правда, Стародум сообщает, что нашел отличную партию для Софьи, чем немало пугает племянницу, ведь ее сердце уже отдано Милону.

С шумом и криками входит Простакова, она отчитывает Скотинина за давешнее нападение на Митрофанушку. Госпожа еще не знает, что перед ней богач Стародум, потому ведет себя грубо и вызывающе, но как только почетный гость представляется, бедняжка принимается источать елейные приветствия и даже лезет обниматься.

Чтобы произвести хорошее впечатление на гостя, от которого во многом зависит будущая свадьба Митрофана с Софьей, Простакова уговаривает сына поучиться для виду, последний разочек.

Сцена “учения” Митрофана показывает, насколько бестолковы занятия барского отпрыска. В уголке пристраивается и сама Простакова, она вяжет кошелек, “чтобы Софьюшкины денежки было куды покласть”. А когда Цыфиркин задает Митрофану задачу на деление, матушка авторитетно поучает, чтобы чадо ни с кем не делилось, а затем резюмирует:

Действие четвертое: счастливое стечение обстоятельств

Софья и Стародум наконец-то остаются наедине, у них накопилась масса тем для разговора. Дядюшка делится с племянницей своей жизненной мудростью, говорит о благонравии и добродетели, которые являются главными человеческими ценностями. Говорит об уме, который, однако, не имеет никакого значения, если он не подкреплен добрым сердцем.

“Умы, развращенные в своих понятиях, сердца, развращенные в своих чувствах. О, мой друг! Умей различить, умей остановиться с теми, в которых дружба была бы надежною порукою за твой ум и сердце”

Ну, и, конечно же, как не поговорить с девушкой на выданье о любви и браке. В современном обществе практически забыли, что эти две реалии должны идти рука об руку. Брак без любви – пустышка, пытка для двоих людей, которых объединило социальное положение, чины, “хорошие перспективы”, но никак не душевное родство.

После такого разговора Софья больше не в силах таиться от дяди – они с Милоном открывают свои чувства перед Стародумом. Что за чудо! Старик счастлив, ведь это тот молодой человек, племянник его приятеля Честена, которого он прочил племяннице в мужья.

Стародум дает молодым свое благословение. Все трое несказанно счастливы. Однако большое семейство Простаковых по-прежнему остается в сладостном неведении о том, что Софья обручена. Стародум не отказывает себе в возможности немного позабавиться и потянуть интригу, однако потом раскрывает карты – Софья сговорена! Но госпожа Простакова, как утопающий, что в отчаянии хватается за соломинку, решается на последний отчаянный шаг – сегодня ночью они выкрадут Софью и насильно обвенчают ее с Митрофаном.

Действие пятое: крах планов Простаковой и предательство Митрофанушки

План Простаковой украсть Софью и отдать ее за Митрофана рассыпался – Милон спас свою возлюбленную из рук челяди, уже тянувшей упирающуюся девушку к карете. Весь дом всполошился. Госпожа Простакова раскаивается, падает в ноги Стародуму и Милону (Еще бы! Он, оказывается, жених Софьи). Правдин собирается судить Простакову по закону, но великодушные Софья и Стародум ее прощают.

Оправившись от потрясения, Простакова собирается выместить зло на своих слугах, которые не сумели справиться с заданием, но и тут ее ждала неудача – Правдин сообщает, что по правительственному указу он берет в опеку дом и деревни Простаковой. Госпожа больше здесь не госпожа и никакой власти над слугами не имеет.

Барских учителей также отпускают. Кутейкин, помимо жалованья, требует денег за стоптанные сапоги, Цыфиркин отказывается от вознаграждения, потому что Митрофан так ничему и не научился, значит он не выполнил свою главную преподавательскую задачу. Тронутый честностью учителя, Стародум платит ему из своего кармана. А вот Вральмана, любимого учителя Митрофана, который разрешал ему попросту ничего не делать, выводят на чистую воду.