Смотреть слайды в большом размере

Презентация - Музыкальная культура Кубани

Текст этой презентации

Музыкальная культура Кубани

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств станицы Старомышастовской» муниципального образования Динской район «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ» Разработчик: преподаватель теоретических дисциплин ИЗУГРАФОВА Елена Николаевна Старомышастовская 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Освоение регионального музыкального наследия является весьма важной проблемой профессиональной подготовки кубанского преподавателя. Ранее региональный компонент образования составлял 10-15% от общего федерального, сегодня же историческое прошлое, культурное наследие Кубани стали основой предмета «Кубановедение», введенного во всех кубанских школах. Региональный компонент введен и в учебные дисциплины музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств. Презентация «Музыкальная культура Кубани» создана с учетом таких дидактических принципов как системность и доступность. Разработанное автором содержание обучения ориентировано на образование, воспитание и развитие личности обучающегося. Учебный материал структурирован связно и логично. В нем отражено два направления: изучение народной музыкальной культуры, музыкального фольклора, отражающего историю народов Кубани, их традиции, систему их духовных ценностей; изучение творческого наследия композиторов Кубани. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку она представляет собой систематизацию всей существующей на сегодняшний день информации о кубанской музыке, максимально освещая данную область, и предназначена именно для работы в детской школе искусств. Автором проведена серьезная работа по тщательной подготовке иллюстративного материала и фонохрестоматии.

Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков. Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено на Кубани пение на улицах. Любовь кубанцев к коллективному пению не могла не вызвать появления полковых, школьных и любительских хоров.

ИЗ ИСТОРИИ… Особое место в музыкальной жизни Кубани, в развитии и укреплении певческих традиций занимали войсковые певческий и музыкантский хоры (1811-1917 гг.). Есаул И.И. Кияшко в книге «Войсковые и музыкантские хоры Кубанского казачьего войска» пишет: «Первое время по переселении на Кубань хлопоты по устройству на новых местах... не давали возможности проявить любовь к музыке, но, устроившись и осмотревшись, запорожцы уже в 1811 г. организуют себе певческий и музыкантский хоры».

Наряду с произведениями духовного содержания, в том числе сочинениями В. Моцарта, П. Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др., певческий хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей - М. Бибика, Г. Концевича, А. Бигдая. Значительное место в репертуаре хора занимали произведения русских композиторов (М. Глинки, А.Даргомыжского, П.Чеснокова, М. Анцева) и зарубежных композиторов (Л. Бетховена, Й. Гайдна, Р. Вагнера, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и др.).

Наиболее продолжительное время, свыше 14 лет, регентом Войскового хора был Г.М. Концевич. С 1892 по 1906 гг. он являлся регентом войскового певческого хора, с октября 1910 г. - учителем пения и собирателем кубанских казачьих песен при Войсковом хоре. Г.М. Концевич был профессиональным композитором, создавшим такие незаурядные хоровые сочинения как «Кантата памяти К.Д. Ушинского» и «Памятник» на стихи А.С. Пушкина.

Григорий Концевич

С 1 января 1910 г. Войсковой певческий хор возглавляет ученик Концевича Я.М. Тараненко, при котором войсковой хор переживает время нового творческого подъема. Частые выступления перед публикой сделали хоровой коллектив знаменитым далеко за пределами Кубани.Значительное место в творческой деятельности войсковых хоров отводилось пропаганде церковной музыки. С войсковым хором связаны сбор и изучение кубанского казачьего фольклора. Огромная заслуга в этом благородном деле, а также в деле популяризации казачьих песен, принадлежит Г.М. Концевичу. В период с 1904 по 1913 гг. им было собрано и издано в собственной обработке более 200 кубанских песен.

Важное место в истории собирания кубанского песенного фольклора по праву принадлежит видному музыкальному и общественному деятелю Акиму Дмитриевичу Бигдаю. С именем А.Д. Бигдая связано открытие в Екатеринодаре в 1889 г. кружка любителей музыки, при активном участии которого были поставлены оперы «Фауст», «Трубадур», «Запорожец за Дунаем». Появились театральный и художественный кружки. Популярность их вызвала к жизни необходимость образования «Общества любителей изящных искусств». Самым значительным событием в деле развития музыкального образования в Кубанской области явилось открытие в 1908 г. музыкального училища в Екатеринодаре. В училище имелись три отделения: фортепианное, оркестровое, вокальное. Несколько позднее были открыты регентские классы.

В 1910 г. в Екатеринодаре выступал Ф.И. Шаляпин. Екатеринодарцы имели счастье видеть и слышать знаменитого певца. Несмотря на высокие цены на билеты, к началу концерта театр был переполнен публикой. Очень тепло и радушно Ф.И. Шаляпин был встречен зрителями, всем хотелось слушать великого певца.Екатеринодарцы имели счастье встретиться с замечательным искусством Л.В. Собинова. Первый концерт «короля i споров» состоялся в Екатеринодаре в 1900 г. в здании второго общественного собрания (ныне гостиница «Краснодар»). Зал был переполнен, публика стояла па улице. Второй концерт Л.В. Собинова в Екатеринодаре состоялся через 12 лет.

Ф.И. Шаляпин Л.В. Собинов

В 1913 г. в Екатеринодаре с концертом выступил С.В. Рахманинов. «Собравшаяся многочисленная публика с истинным наслаждением прослушала всю программу в исполнении этого редкого музыканта, с превосходной своеобразной игрой». На вызовы публики С.В. Рахманинов исполнил несколько произведений, из которых «Полька» впервые исполнялась с эстрады. Знаменитому композитору и пианисту были преподнесены венок и множество цветов.

С.В. Рахманинов

Имя другого знаменитого артиста - Василия Петровича Дамаева - уроженца Кубани было известно не только в России, но и за границей. В.П. Дамаев родился в станице Отрадной, в бедной семье. Не имея материальной возможности, В.П. Дамаев, вероятно, никогда не смог бы получить музыкального образования, но совершенно случайно его пение услышал московский театрал, адвокат И.Л. Гар, который заинтересовался судьбой простого станичного парня. Он направил В.П. Дамаева в Москву с рекомендательным письмом к своей сестре В.П. Козловской, имевшей отношение к музыкальным училищам.

В.П. Дамаев

Три года титанического труда, напряженной учебы оперному искусству в условиях жесточайшей нужды увенчались блестящими успехами. В 1907 г. Дамаев подготовил сразу две роли - Самозванца в «Борисе Годунове» М. Мусоргского и Радамеса в «Аиде» Д. Верди. 30 августа 1908 г. в театре Зимина состоялся дебют В.П. Дамаева. Газета «Русское слово» писала об этом спектакле: «В среде исполнителей выделяется тенор Дамаев, молодой певец показал редкий по тембру голос, блестящую дикцию».Чудесным голосом певца был восхищен и Ф.И. Шаляпин: «За такого тенора надо ухватиться обеими руками. Это настоящий драматический тенор с превосходной дикцией, с несомненным дарованием».

В 1909 г. В.П. Дамаев вместе с Ф.И. Шаляпиным поехал с русской оперой в гастрольное турне - Париж, Берлин, Лондон. Оперы «Борис Годунов», «Псковитянка», «Хованщина» встретили восторженный прием у заграничного зрителя. В.П. Дамаев ездил по стране в гастрольные поездки с концертами. Он побывал в Архангельске, Рязани, Ярославле и в других городах. Приезжал В.П. Дамаев в родную станицу Отрадную,где давал концерты для земляков.

НАРОДНАЯ МУЗЫКА КУБАНИ Народные песни Кубани Музыкальный фольклор представлен как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. При изучении музыкального фольклора кубанских казаков первостепенную роль следует отвести освоению разнообразия его жанров: исторических, походных, лирических, плясовых, шуточных песен. Особого внимания заслуживает обрядовый фольклор: свадебные, рождественские, пасхальные песни.

Освоение образцов фольклора может включать в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, игры народных праздников. Поскольку учащиеся уже имеют некоторый певческий опты, можно обратить их внимание на характер кантилены кубанских песен, широкое дыхание, своеобразную манеру исполнения, связанную с особенностями условий проживания людей на Кубани: звучащая песня разливалась по бескрайней степи и была слышна даже в соседних станицах.

Линейные казаки
Линией принято называть ту самую оборонительную линию, которую строил и укреплял на Кубани А.В. Суворов в 1777-1778 гг. Линейными впоследствии стали называть донских казаков и всех тех выходцев из России, которые служили на кубанской земле или позже переселились сюда на постоянное жительство (в частях Екатеринодарского и Майкопского линейных отделов, в Кавказском, Баталнашинском и Лабинском). Песни этих русских людей стали называться «песнями линейных казаков». Исторические песни черноморских и линейных казаков отличаются разнообразной тематикой. Большая часть их посвящена нелегкой казачьей военной службе, важнейшим событиям, происходящим на юге России, атаманам, прославившимся в боях за российские земли. Во многих песнях большое внимание уделяется судьбе женщин-казачек, провожающих на войну своих мужей, братьев и сыновей.

При всем разнообразии сюжетов можно отметить ряд стилевых признаков, характеризующих песенный исторический жанр. Н.К. Пархоменко отмечает, что в исторических песнях важны не детали сюжетных перипетий, а общий эмоциональный тонус величественности, грандиозности, необычайности. По этой причине тексты песен не отличаются излишней развернутостью, изложение сюжетов довольно кратко, лаконично. Иногда достаточно лишь намека на события, о которых рассказывается в песне. Главнее оказывается ее образно-эмоциональное содержание. С жанровой основой песен непосредственно связана и ритмика стиха и напева. Примечательно, что исторические песни могут иметь и маршевую, и танцевальную основу, иногда для них свойствен облик протяжных песен. Обычно в сборниках кубанских песен исторические, военно-бытовые и походные песни объединяются в одну группу.

При изучении песен казаков преподавателю следует обратить внимание ребят на характер исполнения многочисленных образцов песенного наследия. Они могут носить как аутентичный (подлинный), так и стилизованный характер. Можно предложить детям поговорить об исполнительской манере краснодарских творческих коллективов, исполняющих народную музыку, о привнесении новизны в традиционную музыку благодаря искусному ее прочтению, об индивидуальности и неповторимости такого интерпретирования.

Образ Родины в казачьих песнях
«Ты, Кубань, ты наша Родина» - одна из самых популярных народных песен на Кубани, гимн Кубанской земли. При прослушивании в песне можно выделить восходящую квартовую интонацию, которая часто повторяется в мелодии. Общее восходящее направление движения мелодии во фразах усиливает утвердительный, оптимистичный характер песни, ее пафос. В содержании песни подчеркивается, что поклон своей земле шлют ее сыновья, находящиеся в далеких странах «полуденных», в «турецкой стороне», но готовые постоять «за святую землю русскую». Можно предложить учащимся поговорить о содержании песни, текст которой (стихотворение Константина Образцова) был опубликован в 1915 г. в «Кубанском казачьем вестнике» и посвящен «казакам первого Кавказского казачьего полка в память боевой их славы». Стихотворение было написано в Турции на позициях действующих частей Кавказской армии и стало посланием любимой Родине из далеких турецких земель.

«Ой, тучки темны». Строевая песня о возвращении казачьего отряда из похода. «Ой, да вспомним, братцы, мы, кубанцы». Песня времен Великой Отечественной войны о героическом сражении казачьих отрядов с фашистами. Песня носит балладно-повествовательный характер, неторопливо развертывается во времени, рассказывая о смелом командире, обещающем своим воинам не забыть помощь и братскую поддержку, оказанную ему в бою. «За Кубанью, братцы, за рекою». Походная песня времен Гражданской войны о встрече казаков с войсками Буденного. «Слетайтеся, чайки, до морю». Песня о событиях Гражданской войны, о битве казаков Четвертого Кубанского полка с интервентами в Забайкалье. «Эсминец суровый на рейде стоял». Песня о событиях Великой Отечественной войны.

«Ой, Расея, ты Расея» (другой вариант - «Ты, Россия, ты, Россия, ты, Россиюшка моя. Про тебя, моя Россия, честь и славушка легла»). Историческая песня о казаке Матвее Ивановиче Платове, атамане Донского войска, участнике боев Отечественной войны 1812 г. В песне описывается эпизод, связанный с посещением Платовым, переодетым купцом, тыла французов во время войны 1812 г. «Я уезжаю на славный Кавказ». Походная песня линейных казаков о прощании казака, отправляющегося в поход, со своими близкими. «Ой, да мы стояли на горе». Походная песня линейных казаков о возвращении на Кубань из похода. «Ой, в саду вишенка цветет» (другой вариант - «Да в саду дерево цветет»). Строевая песня о проводах в поход молодого казака. «Не с-под тучушки да ветерочки дуют». Протяжная песня о предстоящей службе гребенских казаков на Тереке. В песне в поэтичной форме воспроизводится диалог казаков с царем, который объявляет им о предстоящих переменах в их службе.

Кубанцы участвовали в Отечественной войне 1812 г., Крымской военной компании (1854-1855 гг.), в освобождении Болгарии от ига Османской империи (1877-1878 гг.), в русско-японской войне (1904-1905 гг.), первой мировой войне, и все эти события нашли отражение в песнях: «Про 1812 год», «Про Платова», «Словно соколы крылаты», «Ехал казак из войны». Кроме военных событий в строевых песнях отражены картины мирной лагерной службы, учебных походов, казарменного быта. Любили казаки петь шуточно-игровые песни с подпляской на ходу и лихим задорным посвистом. Порой их шутка, юмор приобретали сатирический оттенок, высмеивающий отрицательные стороны воинского быта казаков, произвол, самодурство старших чинов. С особым волнением воспринимаются песни о гибели воинов на поле брани от ран, полученных в бою.

В чужих краях, на военной службе, как-то больше тянуло на грустные мотивы. А вот уж когда возвращались домой, то веселье и радость лились рекой. Воинов встречали всем обществом широко, хлебосольно, и музыканты с бандурами, гармошками, балалайками долго ходили за ними по пятам, напотешить их бравые душеньки песнями: «За Кубанью огни горят», «Из-за лесу, лесу копия, мечей», «Полно, братцы, вам, кубанцы», «Вспомним, братцы». Даже самый краткий обзор военно-исторических песен говорит о том, что практически все важные исторические события, происходившие в России (не только на юге, но и на западе, и даже в Сибири), нашли поэтическое осмысление в песенном творчестве казачества.

Песни продолжали создаваться и в XX веке, явившись эмоциональным откликом на события Гражданской и Великой Отечественной войн. Вероятнее всего, такая событийность, насыщенность событиями и стала причиной вытеснения из бытования былин и эпических былинных песен, занимавших значительное место в казачьем репертуаре вплоть до начала XX века. От военно-исторических песен как бы «ответвляются» военно-бытовые песни. Н.К. Пархоменко отмечает, что «в военно-бытовых песнях раскрываются характерные черты казачьего быта с его особым устройством, отражается социально-экономическая обстановка. Песни эти часто преисполнены лиризма и яркой эмоциональной насыщенности. Им присущи богатство и разнообразие приемов музыкально-поэтического развития, своеобразие и оригинальность композиции». Это такие песни, как «Вот скрылось солнце за горою», «Посадила розу», «Ой, тихо ехал над рекою», «Ой, как под грушей», «Ой, уж ты зоренька-зарница».

Также Н.К. Пархоменко указывает, говоря об исторических песнях, на возможность их исполнения как мужчинами, так и женщинами: «Так, военно-исторические и военно-бытовые песни относятся, как известно, к типу мужской протяжной лирической песни с ее развитым подголосочным многоголосием, с четко обозначенными в нем функциями голосов: запевалой - «заводчиком», «голосниками», «подголосником», «дишкантом» или дискантом. Мужские и женские голоса в хоровой партитуре располагаются и функционируют в соответствии с их музыкальными способностями, техническими, регистровыми и другими возможностями певцов». Обилие военно-исторических песен в казачьем песенном творчестве свидетельствует о преобладании чувства патриотизма в мировоззрении казака над остальными чувствами и настроениями.

Некрасовские казаки
Не могли не попасть на Кубань в 1688 г. русские песни вместе со служивыми донскими казаками атамана Петра Мурзенко. В песнях того времени воспевались походы, в которых искали вольной от царского гнета жизни отряды казачьих атаманов Ермака (1581-1585), Степана Разина (1630-1671), Кондратия Булавина (1660-1708) и его сподвижника Игнатия Некрасова (1660-1737), Емельяна Пугачева. Заметный след в истории заселения кубанского края русскими людьми оставили некрасовские казаки. Свое песенное богатство некрасовцы делили на ряд тематических пластов: песни об Игнате, служивые, песни беседные или компанейские (сюда входят и исторические песни), женские, свадебные, карагодные (хороводные), сердцебитные, уличные, пригудки (колыбельные), игровые (считалки), шуточные прибаутки; духовные стихи (песни речитативного характера). Это «Ой, воздолийка да далекого», «Не одна во поле дороженька» и многие другие. Жизнь в Турции, вдали от родной земли, наложила отпечаток на музыкальное наследие некрасовцев - многие песни, танцы насыщены упругими восточными ритмами, прихотливыми интонациями. Даже костюм некрасовцев заметно отличается от костюмов линейных и черноморских казаков.

Все песни, связанные с военно-исторической и военно-бытовой тематикой, образуют особую ветвь кубанского песенного фольклора - «мужскую» песню. Пение мужчин в церковных и полковых хорах стало распространенным к концу XIX века и стало играть важную роль в музыкальной и концертной жизни края. Женщины-казачки пели балладные, лирические, семейно-бытовые, свадебные, шуточные песни. Особую роль в пропаганде музыкального и певческого искусства играли созданные в 1811 г. музыкантский хор (по ходатайству атамана Ф.Я. Бурсака) и певческий хор (стараниями К.В. Российского). В каждой станичной школе пение было обязательным предметом, и почти в каждой православной церкви имелся свой церковный хор. 36 воинских частей Кубанского казачьего войска имели оркестры. В 1889-1895 гг. в Екатеринодаре работал общественный кружок любителей музыки. Многие родители стремились учить детей играть на музыкальных инструментах. Помочь в этом взялся известный общественный деятель Кубани, любитель-музыкант, собиратель казачьих песен Аким Дмитриевич Бигдай (1855- 1937 гг.). В 1897 г. он организовал и возглавил кружок любителей музыки.

А.Д. Бигдай

Большую роль в пропаганде музыкального искусства играл уроженец станицы Старонижестеблиевской Григорий Митрофанович Концевич (1863-1937 гг.) - хормейстер, композитор и педагог. С 1892 г. он возглавлял войсковой певческий хор Кубани, который по праву считался одним из лучших хоров России. Для преподавателей начальных училищ он издал два учебных пособия по пению, подготовил семь сборников народных песен, бытовавших среди казаков.

Представители музыкальной культуры Кубани: А.А. Головатый (1732-1797) – первый кубанский кобзарь, сочинитель и исполнитель казачьих песен, войсковой судья, атаман.

М. Богуславский – создатель капеллы бандуристов в Екатеринодаре

А.Н. Дроздов (1883-1950)-композитор, пианист, музыковед. 1911-1916 гг. – директор музыкального училища Екатеринодара.

Г.М. Концевич (1863-1937)-хормейстер, композитор и педагог, собиратель народных песен, регент Кубанского казачьего хора.

А.С. Пивень (1872-1962) –казачий фольклорист и писатель, издатель произведений кубанского народного творчества.

Черноморские казаки
30 июня 1792 года особой грамотой Екатерины Черноморскому казачьему войску были пожалованы земли между Кубанью и Азовским морем. Екатерина согласилась отвести казачьему войску эти земли для поселения с таким расчетом: прекратятся казацкие бунты, время от времени вспыхивавшие в Запорожской Сечи, еще один источник беспокойства будет ликвидирован. Но не только это волновало императрицу. К тому времени между Россией и Турцией был подписан мирный договор, согласно которому Россия расширила свои владения и получила господство над Керченским проливом. Нужно было как можно скорее заселять новые земли, осваивать их, и, что самое главное - охранять. Обычные поселенцы могли бы с этим не справиться, для этого необходима строгая воинская дисциплина, умение воевать и постоянная поддержка боевой готовности - слишком уж много недружелюбных соседей окружали российский юг. И после визита Антона Головатого в Царское Село казаки начали готовиться к переселению.

Переселение на кубанские земли осуществлялось для казаков довольно болезненно. Дальняя дорога, примитивный транспорт, минимальный объем самого необходимого - нередко все это становилось причинами болезней или даже смерти членов семей казаков. Недаром любой переезд народная мудрость всегда сравнивала с пожаром - слишком уж велики были потери. Какие документы смогут отразить ту боль, которую испытывает человек, когда его заставляют покидать обжитые места, которые он всю жизнь считал своей Родиной? Все эти события нашли самое непосредственное отражение в протяжных песнях черноморских казаков. Тяготы переселения не сломили казаков, их веры в жизнь. На новые земли они, насколько это было возможно, принесли с собой то, что окружало их в былой жизни. Строя новую жизнь, казаки старались сделать ее похожей на ту, которая осталась далеко. Вот как пишет об этом известный историк И.Д. Попко: «Черноморцы говорят малороссийским языком, хорошо сохранившимся. Настолько же сохранились под их военной кавказской оболочкой черты малороссийской народности в нравах, обычаях, поверьях, в быту домашнем и общественном. Напев на клиросе, веснянка на улице, щедрованье под окном, жениханье на вечерницах, и выбеленный угол хаты, и гребля с зелеными вербами, и вол в ярме, и конь под седлом – все напоминает вам на этой далекой кавказской Украине гетманскую Украину, Наливайка и Хмельницкого… Так, старая песня гетманской Украины живет неразлучно с поколениями народа, перенесшего своих пенатов с Днепра на Кубань, и звучит она тысячеустной повестью о славных делах и высоких качествах праотцов в завет правнукам, далеко ушедшим от предковских могил…»

Можно отметить ряд различий в костюме черноморских и линейных казаков. У черноморцев преобладала одежда запорожского образца, привезенная из Украины - синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который был надет кафтан красного цвета. Единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна - была утверждена в 18-м году. Этого образца придерживаются сегодня и фольклорные коллективы, исполняющие народные танцы и песни, что позволяет им передать национальное своеобразие и неповторимый колорит украинского фольклора. Возможно, что основой хореографических постановок стали более ранние образцы фольклора черноморцев (1-й пол. XIX в.), потому что унификация казачьей формы черноморцев и линейцев внесла свои коррективы в танцевальное творчество. К примеру, движения вприсядку в узких шароварах и черкеске (утвержденные в середине XIX века) будут смотреться совсем иначе, чем в широких шароварах и кафтане запорожского образца 1-й пол. XIX в. Причины такой унификации интересно объясняет И.Д. Попко: «Взяв у черкеса вооружение, одежду, седловку и посадку, вместе с тем он (казак - Е.П.) усвоил себе живость и удаль своего противника». Свободная одежда в новых климатических и географических условиях, возможно, мешала резким и точным движениям, так необходимым при военных действиях.

Более того, изменения в костюме были еще и частью боевой тактики запорожцев, часто принимавшими одежду, вооружение и внешность своих недругов. Когда-то, еще в Сечи, во время конфликтов с татарами, как отмечает И.Д. Попко, «запорожцы одевались, вооружались, седлали коней и даже брили себе голову как крымские татары. Чтобы стать барсами для крымских гиен, они подходили к ним хамелеонами». В результате изменений в форме и черноморцы, и линейцы стали носить одинаковую форму, состоящую из черной черкески, темных шаровар, бешмета, башлыка, к которым зимой добавлялись бурка, папаха и сапоги. Характеризуя мундир черноморцев, И.Д. Попко отмечает, что в этом мундире соединились для черноморского казака его прошедшее и настоящее: кунтуш гетманской Украины и боевой наряд Кавказских гор. Наряд казачек состоял обычно из юбки и кофточки, непременной принадлежностью которых были рюши и оборки, подчеркивавшие стройную фигуру. Интересно, что в костюме казачек отсутствует сарафан, встречающийся практически во всех регионах России: и в средней полосе, и на Севере.

Черноморцы - название, введенное в русский официальный обиход для бывших днепровских казаков после изгнания их из Запорожья и незадолго до их переселения в Приазовье. Прежнее их имя «запорожские казаки» было изъято из употребления распоряжением правительства. За успешное участие в русско-турецких войнах по указу Екатерины II от 10 января 179О года бывшие запорожские казаки, жившие между Южным Бугом и Днестром, получают название «Верное Войско Черноморское», а казаков этого войска называют «черноморцами». В 1792 году жалованной грамотой Екатерина II разрешает черноморским казакам переселиться на новые земли «...в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне реки Кубани, от устья ея к Усть-Лабинскому редуту, так чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка...». «Войску Черноморскому принадлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских». 25 августа 1792 года первые черноморцы высадились на Таманском берегу и стали заселять указанные земли. Черноморцы и здесь сохраняли общественные и боевые традиции и навыки своих предков запорожцев. Смелый, независимый характер украинских и русских казаков сыграл положительную роль в освоении, благоустройстве малообжитого, беспокойного края. Кавказские племена недружелюбно встречали новых поселенцев. Однако они скоро поняли, что перед ними появились люди крепкой воли, энергии, выносливости, равные им по мужеству, воинским доблестям, не терпящие насилия над собой.

Шабалина Анжела Мингливарисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО Детский сад № 57
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Композиторы Кубани детям
Дата публикации: 22.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение город Краснодар «Детский сад №57»
Композиторы Кубани детям дошкольного

возраста.
Составила воспитатель Шабалина Анжела Мингливарисовна
Краснодар 2016 год

Международный день музыки - 1 октября. На свете много разных звуков, мы всегда что-нибудь слышим: шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика. Это Звуки-шумы. Многие музыкальные инструменты научились подражать им. На свете много музыкальных инструментов. Для детей более интересны такие как, колокольчик, музыкальный треугольник, барабан, пианино, дудочка, металлофон, маракасы. Человек не просто придумал музыкальные инструменты, он научился прекрасно с помощью их передавать, создавать настроение. Людей, умеющих написать для музыкальных инструментов текст, называют композиторами. Они сочиняют музыку, пишут нотами для других музыкантов. Чтобы те, всегда могли исполнить их произведение. Например, кто-то придумал песенку для детей, потом написал с помощью нот. А на музыкальном занятии вам исполнили эту песенку. Дети с удовольствием слушают классическую и современную музыку, песенки, грамотно подобранные программой образования. Сейчас хотелось бы рассказать о наших знаменитых Кубанских композиторах.

Захарченко Виктор Гаврилович.
Композитор, художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора заслуженный деятель искусств и народный артист России, заслуженный деятель искусств Адыгеи, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, профессор, академик Международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства, председатель благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки», член Союза композиторов РФ, член президиума Российского хорового общества и всероссийского музыкального общества. В состав хора входят: мужская, женская и детская хоровые группы, оркестр. Это единственный хор, которому разрешено петь в церквях. Родился в станице Дядьковской Кореновского района Краснодарского края. Закончил музыкально-педагогическое училище, затем консерваторию. Виктор Гаврилович Захарченко о своём жизненном предназначении говорит так: «Я - казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции… Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду». Информация со страницы сайта «Взгляд в историю»:
kuban.retroportalzaharchenko_viktor_gavrilovich.shtml

Пономаренко Григорий Фёдорович.

В 1972 году Пономаренко переезжает в Краснодар. На Кубани композитор открывает новую страницу творчества. Его именем названа Государственная филармония в нашем городе Краснодаре. Однажды его пригласили на на музыкальный фестиваль «Кубанская музыкальная весна». Ему настолько понравилось на Кубани, что он уже в конце лета того же года становится местным композитором. На Кубани Пономаренко пишет на стихи местных поэтов такие известные песни, как - «Казак ехал на Кубань», «Краснодарская весна», «Ой станица родная станица» (на стихи Ивана Вараввы), «Кубаночка», «Трудовые руки», «Посадила я сады», (на стихи Сергея Хохлова), «Посадила я сады». «Хутора» (на слова Татьяны Голуб), «Краснодарская улица Красная»(на слова поэта Николая Доризо). В 1980 году была создана оперетта «Старым казачьим способом» (либретто А.В. Софронова). Им написана музыка к огромному количеству произведений (970). В его честь открыт музей-квартира.

Кеворков Виталий Александрович
.
Кеворков Виталий Александрович.Композитор, заслуженный деятель искусств РФ, член комиссии РФ, член комиссии Союза композиторов РФ по эстетическому воспитанию детей, член правления краевого Детского фонда. Ему 75, из них полвека он играет и пишет музыку. А еще не прочь поиграть в баскетбол и совершить заплыв в родной Кубани. Накануне он р епетировал со студенческим оркестром колледжа имени Римского-Корсакова. Оратория «Молитва» - одно из новых произведений автора. Виталий Александрович написал ее под впечатлением от стихотворения, которое прочел в газете. А вот песню «Над Кубанью-реченькой» можно назвать визитной карточкой композитора. Написанная еще 1968 году, она стала лауреатом международного конкурса. Мировую известность получил и «Романтический вальс» Кеворкова. Лирическую композицию играли в королевском центре Лондона. «Все мои произведения считаю замечательными, они любимы, они долгожданны, как мои дети. Иногда песню быстро пишешь, а бывает, что работаешь месяц, и ничего не получается», - рассказал Виталий Кеворков, композитор, заслуженный деятель искусств России.

Петрусенко Илья Анатольевич
.
Петрусенко Илья Анатольевич.Композитор, музыкальный критик, педагог, хоровой критик, педагог, дирижер, профессор, Краснодарского государственного университета культуры и искусства, академик, лауреат искусства, лауреат международных фестивалей народно-хорового искусства Венгрии и Чехословакии, лауреат премии им. Народного артиста СССР композитора Григория Пономаренко. Автор книги о гениальном композиторе Григории Пономоренко. Песни «Золотистый - золотой», «Я надену красивое платье», «Осенняя песня», «Зачем ты снишься мне», «Возле лимана», «Трава-полынь», «Казачья праздничная» давно поются людьми как народные. Но ведь их автор - Илья Петрусенко. Его песни: «Цвети, Кубань», «Рассвет над Кубанью», «Стоят вековые курганы». Он написал много книг о поэтах и композиторах Кубани, которые стали учебниками для студентов музыкальных училищ.

Плотниченко Григорий Максимович.

Плотниченко Григорий Максимович.Композитор, член Союза композиторов СССР, видный общественный,деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР. Организовывал великолепные праздники песен. Писал музыку для детских спектаклей в театре Кукол: «Хрустальный башмачок», «По щучьему велению», «Иван - Крестьянский сын» и на стихи кубанских писателей. Выпустил сборник песен: «Кубань - родная сторона». Обработки кубанских народных песен: «Ой, ты зоренька вечерняя», «Сторонка милая», «На реке Кубани», «На полях, полях кубанских», «Песня казачки», «Ой, на горке, на горе крутой», «То не тучи», «Синий вечер над рекой Кубанью», «Едут полем казаченьки» и др.

Иванов Сергей Иванович.
За заслуги в развитии культуры и искусства Кубани награждён Государственной премией имени К.В.Россинского. Поражает удивительная работоспособность и преданность народной музыке композитора с хутора Протичка. Родившись там, где шумит камыш, в гривенских плавнях, он знает те места назубок. Но и Протичку Сергей Иванович знает вплоть до кустика любого, дерева, корешка чудного на берегу Протоки. Руководитель хора «Полтавчане».Первый сборник Сергея Иванова вышел в 1995 году, следующими были: 1998 – «Песни казачьего края», 2000 – «Моя Кубань», 2002 – «Казачьи песни», 2003 – «Славянский край, моя Россия!», 2004 - «Степь Кубанская – колыбель моя».
Интерес к музыке всегда вызывает одобрительный отклик у взрослых. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания. Для развития интереса к музыке необходимо создать условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. Хорошо использовать музыку в режимных моментах, в играх, перед сном. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, детская флейта, желательно все инструменты, предусмотренные программным содержанием. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь и деревянные ложки, так как простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. Приобщайте детей к прекрасному,- это делает детей счастливее и мир прекраснее!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

станицы Новомалороссийской

- Что нового вы узнали?

- С кем мы познакомились сегодня?

(С замечательными произведениями поэзии, музыки, живописи.)

- Что объединяет кубанских композиторов, художников, поэтов? О чем их произведения?

- Правильно ли мы выполнили задание по классификации?

- Памятки помогут вспомнить вам о чем мы говорили на классном часе..

Готовясь к классному часу, прослушав наши кубанские песни, рассмотрев картины художников, я начала писать картину и хочу попросить вас помочь мне ее закончить.

- Согласны?

У меня есть заготовки деталей картины, давайте подберем все необходимое и вместе поместим их на полотно.

(17слайд) Выполнение творческой работы (коллективного плаката)

- Давайте дадим название нашей картине (предложения детей, «Лица Кубани»)

Вывод: В песнях, живописи - душа народа, именно в них собираются вместе разные виды искусства. А именно искусство помогает нам погружаться в мир живой истории, учит понимать людей вокруг и самих себя. Времена меняются, но всегда человек должен оставаться человеком - тонко чувствующим, глубоко понимающим и верующим в свою родину, свой народ.

ИТОГ: Сегодня мы с вами познакомились с выдающимися людьми искусства Кубани, которые прославили нашу Родину далеко за пределами страны. Но на самом дел их ещё намного больше. Я желаю вам, чтобы и вы в будущем заняли почётную роль в истории нашего государства.

Открытый урок

по музыкальной литературе для учащихся 1 класса (пятилетнее обучение)

«Кубанские композиторы – детям»

Преподаватели ДШИ №12

Колтун Е.А. и

Нехаенко Д.С.

Цели:

- дать представление детям о символах города Краснодара : флаге, гимне, гербе;

Сформировать представление о музыкальной культуре и музыкальной жизни родного края, о взаимосвязи народной и авторской профессиональной музыки, воспитывать уважение к музыкально-культурному наследию своей малой родины и непосредственно к творчеству В. Захарченко и В. Кеворкова;

Сформировать любовь к Кубани и сопричастность к региональной культуре у учащихся Краснодарского края.

Привлечь внимание педагогической общественности, учащихся Кубани к личностям композиторов;

Сформировать культуроведческую компетентность учащихся.

Оборудование: ПК, проектор мультимедиа, экран, фотографии, портреты.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Изложение нового материала.
Лекция.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с композиторами нашего края.

Ребята, а как называется наш край?

Краснодарский край - это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля и одетые в изумруд виноградники. И, конечно же, столицей нашего края является прекрасный город Краснодар.

Ребята, скажите, а какие символы есть у каждого города ?

Учитель: Итак, символами любого города являются: флаг, герб и гимн. Давайте посмотрим как выглядит флаг города Краснодара (показ). Он состоит из двух горизонтальных полос желтого внизу и белого вверху цветов. В центре флага помещена красная крепостная стена с двумя выходящими по сторонам башнями, на которые опирается лапами черный двуглавый орел, коронованный тремя желтыми Императорскими коронами, на груди которого в красном щите обращенный влево всадник на коне, поражающий копьем обращенного и обернувшегося черного крылатого змия. Поверх стены красный с желтой каймой сердцевой щиток, и в нем коронованный вензель Екатерины II желтого цвета.

Желтый цвет - цвет богатства, символ могущества, веры, знатности, постоянства, прочности.

Белый цвет - цвет чистоты, правдивости, благородства.

Красный цвет - символ любви, мужества, смелости, великодушия.

Черный цвет

- мудрости, осторожности, постоянства.

А это герб города Краснодара (показ). А теперь мы с вами подошли к музыкальному символу города Краснодара, гимну.

Ребята, а вы знаете, что такое гимн?

Учитель: Гимн – это торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого либо или что либо. Гимны исполняются в торжественной обстановке на официальных мероприятиях. При это все присутствующие должны встать и снять головные уборы.

Итак, стихи были написаны С.Хохловым, а музыка В.Г. Захарченко. Известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко (показ портрета, фотографий).

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с этим замечательным композитором.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много - песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором (показ фотографий хора). В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые , в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека - труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песня. Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора (просмотр видео с выступлением Кубанского казачьего хора, песня «Ой стога, стога…»).

Учитель: А сейчас ребята, мы познакомимся ещё с одним замечательным кубанским композитором.

АННА ИВАНОВНА ЛИТОВКА
Конспект занятия «Кубанские композиторы и их творчество»

Цель: знакомство с музыкальным творчеством земляков, композиторов Кубани

Задачи : развитие навыком слушания музыки;

Воспитание любви к малой Родине;

Воспитание уважения к профессии музыкант;

Формировать умение слушать и вслушиваться в музыку, определять её характер;

Развитие творческих навыков;

Создание позитивной, доброжелательной обстановки.

Посмотрю я вокруг – зачарует краса

Нету края прекраснее нашего

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

А какие сады на Кубани у нас,

А какие девчата – красавицы!

Кубань – житница нашей страны

Стихами и песнями славится!

Мы с вами живём в прекраснейшем месте земли – на Кубани. Сады, поля, реки, моря, горы, леса – всё есть в нашем крае. А сколько гениальных людей родилось родились и прожили здесь. Настоящие профессионалы, великие мастера своего дела. Это врачи, учёные, военные, учителя, художники, поэты и, конечно, музыканты. Я бы сегодня хотела поговорить о последних – музыкантах. Очень много гениальных композиторов творили и творят по сей день, радуя своим творчеством.

Посмотрите на портрет этого композитора - Григорий Фёдорович Пономаренко - один из ярких выдающихся композиторов Кубани. Родился он на Волге (это самая большая река в России) т. е. в городе Волгоград, но оставшуюся жизнь провёл в Краснодаре.

Подожди, Пономаренко,

Подожди, не уезжай

Посмотри, звенит над Волгой

Волгоградский урожай

За Мамаевым курганом

Колыхнулись ковыли

Не от горя, а от песни

Слезы к горлу подошли.

Вот такие стихи сочинил народ о любимом композиторе при переезде на Кубань. Этот человек полюбил наш край, как Родину. Он очень много песен посвятил Кубани. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из романса на слова Сергея Есенина «Отговорила роща золотая»

«Отговорила роща золотая» Г. Ф. Пономаре нко

Какой характер музыки, о чём эта песня? (ответы детей)

Музыку Григория Пономаренко очень любили, об этом говорят стихи:

Притихли лунные поляны

Притихли клены в вышине

Пономаренко на баяне

Поет о милой стороне

Из сердца звуки вынимает

И сам совсем не понимает

Как близко сердце от беды

Он шел на зов звезды в тумане

Ликуя сердцем и спеша

Над степью светлою Кубани

Сгорела светлая душа.

Виктор Гаврилович Захарченко - это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора. Его вклад в развитие музыкальной культуры края трудно переоценить. Именно он является автором гимна Кубани – самой главной песни Краснодарского края.

Хочу, чтобы вы вспомнили его, а потом назвали, чем вам нравится эта музыка.

«Ты, Кубань, ты, наша Родина» В. Захарче нко

Но главным детищем Захарченко, конечно является Кубанский казачий хор. Вот что пишет поэт Вадим Неподоба.

Лишь запоёт кубанский хор

В лихих кубанках и черкесках,

Я вижу дедов дом и двор,

За ними даль в пшеничных всплесках.

Лишь запоёт кубанский хор

Или блеснёт казачий танец,

Как будто солнце из-за гор

Всё сразу над Кубанью встанет.

Лишь запоёт кубанский хор

Понятно всем его наречье,

И шире степи, выше гор

душа бывает человечья.

Следующий композитор с которым вас познакомлю - это Вадим Иванович Малюченко сочинял и сочиняет по сей день духовную музыку. Духовная музыка – это музыка о Боге, святых и их жизни на земле. Кроме того Малюченко сочинил много произведений для органа. Орган – самый большой музыкальный инструмент в мире. Послушайте фрагмент из произведения для органа и хора «Аве Мария».

«Аве Мария» В. И. Малюче нко

Какие впечатления у вас остались от прослушивания этого музыкального творения?

Много замечательных музыкантов, композиторов творили на кубанской земле это и Плотниченко, Юрченко, Юдина и другие. Но главным композитором и творцом остаётся народ, на Кубани – это казаки!

К нам в гости пришёл казак – Иван Иванович. (входит гость в казачьем костюме с баяном – родитель) Встречайте аплодисментами. Иван Иванович состоит в кубанском казачьем войске. Он музыкант – баянист. Вы знаете, что музыка сопутствует человеку на протяжении всей жизни во всех видах деятельности, во всех возрастах. Давайте спросим у нашего гостя, что для него значит музыка. (ответ казака)

А сейчас повеселимся как настоящие казаки под казачью песню. Мы просим вас, Иван Иванович, исполнить кубанскую народную песню.

Танец – импровизация «Маруся» к. н .п.

Большое спасибо за живую музыку и за то, что нашли время познакомить нас с музыкальным казачьем народным творчеством. В знак благодарности примите от нас эту открытку. (гость уходит)

Сегодня мы с вами говорили о композиторах Кубани. Кто из композиторов вам запомнился и почему? (ответы детей)

Возможно кто – то из вас тоже станет музыкантом или кем- нибудь другим, и прославит нашу любимую Родину – казачий край – Кубань. Желаю вам успехов! До новых встреч.

Публикации по теме:

«Композиторы шутят». Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста «КОМПОЗИТОРЫ ШУТЯТ» Занятие по слушанию музыки для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие музыкальной отзывчивости на шутливые.

Кубанские традиции семьи Цели: Познакомить с традициями кубанской семьи. Задачи: Прививать любовь к народным праздникам. Воспитывать уважение к традициям своих предков.

Картотека детских композиторов в детском саду помогает воспитателям и музыкальным руководителям в краткой форме познакомить детей с.

Кубанские народные игры. Картотека Игра: «Передай подкову». Дети стоят по кругу, передают подкову друг другу. У кого последнего подкова останется, тот выиграл. Игра: «Передай.

Презентация «Композиторы о временах года» Цель: Развивать способность эмоционально откликаться на произведения искусств. Закреплять знания о видах искусств и их средствах выразительности.