Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"

Время написания

Стихотворение написано в 1828 году. После возвращения из михайловской ссылки Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жёсткой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании проправительственного произведения "Андрей Шенье". Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения "Анчар".

Тема

В "Анчаре" поднимается тема неограниченной власти. Пушкин сопоставляет природное "зло", ядовитое дерево, и зло человеческое в образе владыки, который отправляет раба к дереву, несущему смерть.

Главная мысль (идея)

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле.

Поэтика

Жанр стихотворения - баллада. Стихотворный метр - четырёх- и пятистопный ямб, система рифмовки - перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.

В основу сюжета этого произведения положены полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева. По рассказам, оно отравляет воздух вокруг себя, а сок его смертелен. По легенде, вожди местных племён посылают приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую потом употребляли для отравления стрел.

Пушкин создаёт яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдёт: лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

Природа породила смертоносное дерево в "день гнева". Описывая пустыню и зной, раскалённую почву и горячий песок, Пушкин при этом не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихорь чёрный», листья его «дремучие». Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, символично. Это метафора мирового зла.

В самом зловещем образе подчёркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Употребление оксюморона «мёртвая зелень» очень выразительно. Понятие «зелень» ассоциируется со свежестью, прохладой - расцветом жизни. Когда «зелень мёртвая», чудовищно нарушаются законы природы.

Этот образ - ключ к дальнейшим событиям: всё, что делает князь («человека человек» посылает к дереву смерти; равнодушно взирает на смерть раба, рассылает гибель соседям с отравленными стрелами), не только бесчеловечно, но и противоречит «правилам» природы.

В сопоставлении с древом яда человек, облечённый властью, представляется ещё чудовищнее.

Образ раба, страдающего человека, жертвы деспотической воли князя, вызывает сочувствие. Но именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота - условие безнаказанности тирана. Раб в стихотворении Пушкина - не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увядшими листами».

Пушкин характеризует одинаковыми словами раба и стрелы: раб «послушно в путь потёк», князь разослал «послушные стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Пушкин использует в этом стихотворении архаичную лексику (в путь потек, древо смерти, тигр нейдет, вихорь), выразительные эпитеты и сравнения (чахлая и скупая пустыня, как грозный часовой, жаждущие степи, густая, прозрачная смола). Это придаёт стихотворению «легендарное», торжественное звучание.

Перед тем как перейти непосредственно к анализу стихотворения "Анчар", которое было написано в 1828 году, скажем, что его автор - невероятно одаренный и искусный мастер литературы - Александр Сергеевич Пушкин. Конечно, это все знают, но не лишним будет помнить о том, что его творчество изобилует шедеврами, ставшими ценнейшим достоянием культуры, и "Анчар" лишнее тому подтверждение. Прежде всего рассмотрим, какие события предшествовали написания "Анчара".

Анализ стихотворения "Анчар"

В те годы, когда за написание очередного произведения (мы говорим о стихотворении "Анчар") сел Александр Пушкин, он жил в Москве. До этого поэт отбывал долгую четырехлетнюю ссылку в Кишиневе, что стало на самом деле заменой каторжным работам в Сибири, и теперь по просьбе императора Николая Первого Пушкин жил здесь. То что наказание было смягчено, стало возможным благодаря просьбам Карамзина, а отправили поэта в ссылку за неосторожные с точки зрения императора Александра Первого эпиграммы.

Мы не зря рассматриваем эти события, это поможет сделать анализ стихотворения "Анчар" более точно. Вернувшись из изгнания, Пушкин был полон впечатлений и новых идей. Теперь поэт своими основными мотивами выбрал свободу выбора, тему верхушки власти и описывал борьбу с судьбой.

Основные образы и композиция

Поговорим немного о сюжете - егомотивы Пушкин взял из старых легенд, где повествуется об удивительном и страшном дереве, которое полно яда, а место его нахождение остров Ява. Какой смысл автор вложил в этот образ? Это ядовитое и смертоносное растение является символом злого рока, который в совокупности с тлетворным духом превращают самодержавие царской России в губительное оружие. Эта мысль очень важна при анализе стихотворения "Анчар".

Композиция "Анчара" построена с использованием антитезы, что подразумевает в данном случае явное противопоставление структурных частей. Первая часть содержит подробности описания полного яда дерева: его родила природа бесплодных "жаждущих степей", и посередине пустыни оно похоже на "грозного часового". Здесь Пушкин целенаправленно усиливает впечатление читателя, сгущая краски, и мы видим, что каждая новая строфа повторяет описание ядовитого дерева, а точнее его смертоносной силы.

Уделив внимание звуковому анализу этой части произведения "Анчар", можно найти большое количество звучания букв "п" и "ч". Таким образом фонематический уровень передает мрачные краски и нотки гнетущего настроения поэта, а также мы ярко представляем себе "пустыню чахлую и скупую".

Перейдем к рассмотрению второй части, делая анализ стихотворения "Анчар". Перед читателями предстает образ безжалостный и неумолимый - именно таким выглядит владыка, который посылает на погибель одного из своих преданных рабов, выразив волю властным взглядом. Здесь видно противопоставление этого образа другому - ядовитому дереву, причем тут чувствуется отождествление. Интересно, что когда правитель отправляет раба на погибель, поэт считает это ужаснее, чем само по себе дерево яда, которое воплотило в себе понятие смерти.

В данной статье был представлен анализ стихотворения "Анчар" Пушкина. Мы надеемся, что он оказался для вас полезным и информативным. Больше материалов вы можете найти в разделе Блог нашего сайта.

В творческом наследии А.С.Пушкина стихотворение «Анчар» выделяется особым образом. Французский писатель Проспер Мериме писал: «Это стихотворение имело несчастье быть принятым цензурой за революционный дифирамб».

План анализа стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»
1. История создания произведения
2. Композиция (построение художественного произведения)
3. Тема, главная мысль и идея стихотворения
4. Характеристика лирического героя
5. Приемы раскрытия образов
6. Жанр произведения
7. Размер и ритм стихотворения
8. Моё отношение к произведению

1. Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа — начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместие Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря).

Можно предположить, что дата — 9 ноября 1828 года — была поставлена автором в черновой рукописи намеренно. Для поэта стихотворение «Анчар» было знаковым и ему было важно привязать его к конкретному историческому периоду. Психологическое состояние Пушкина во время работы над произведением было не лучшим. Он находился под неусыпным оком цензуры. Поэт хотел уехать то за границу, то на Кавказ. Но разрешения на эти поездки он не получал. Положение Александра Сергеевича ещё усложнялось и тем, что по делу о стихотворении “Андрей Шенье” постановлением Государственного совета за ним был учрежден секретный надзор.

В литературоведческой среде известны споры о том, что подвигло поэта написать стихотворение в стиле восточной легенды. Вероятнее всего, побудительным мотивом к написанию послужило прочтение им в русской периодике заметки врача голландской Ост-Индийской компании Ф.П.Фурша о зловещем дереве, древе яда. Предполагают, что Пушкина, тонкого ценителя «звукообразов», увлекло необычное слово «анчар» и запомнился сам факт существования рокового, всеустрашающего дерева.

Также в истоках создания стихотворения лежит тот факт, что «Анчар» — это поэтический ответ на укоры Катенина, который в неявной форме осуждал работу Пушкина «Стансы», отыскав в ней мотивы лояльности царю.

2. Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу:
— завязка произведения,
— основной конфликт (противоречие), развитие действия — это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но»)
— скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

В стихотворении всего девять строф. В завязке (первые пять строф) автор представляет нам анчар. Анчар – это название индийского дерева, сок которого содержит в себе смертельный яд. Жители Востока рассказывали о нём много легенд.

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.

3. О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека в нём.

Это произведение — о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

В начале стихотворения автор вводит понятие «анчар», это «древо яда». Ядом, который присутствует в дереве, пропитано всё, от корней до листьев. Всякое живое существо, приближающееся к страшному дереву, гибнет. Ни зверь, ни птица не подходят к нему, зная его вредоносное свойство. А высшее существо на земле – человек, посылает к дереву другого человека за смертельной смолой.

Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения. Зло – бич человечества. Символ зла – анчар – «древо смерти». С анчаром соотносится философская проблема жизни и смерти.

4. Лирический герой — «условное литературоведческое понятие, охватывающее весь круг произведений, созданных поэтом». Ставить знак равенства между личностью поэта и лирическим героем не следует.

Мысли, чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале лирический герой рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Он повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти. Но зловещий холодок, грозные интонации присутствует в его рассказе. Далее градус повышается. Лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. А человек, которого природа наделила высшим разумом (!) отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть к происходящему.

5. Приемы раскрытия образов (на примере пейзажа)
Главная задача заключается в том, чтобы понять, как пейзаж способствует раскрытию замысла стихотворения. Пейзаж аскетичен и выразителен. Пейзаж в стихотворении несёт негативную нагрузку, он – олицетворение смерти. Всё, что перед нашими глазами, пропитано трагизмом.

Тропы и фигуры (языковые средства образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки):
Эпитеты: «В пустыне чахлой и скупой», «Песок горючий», «Вихорь чёрный»
Метафоры: «Природа породила…напоила» «Вихорь набежит…мчится прочь»
Антитеза (противопоставление): «владыка» — «раб»
Старославянизмы и архаизмы: «хладными» «ввечеру», «вихорь», «послушливые»

6. Жанр
«Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение. Повествование стилизовано под притчу, древнюю легенду.

7. Размер и ритм
Размер стихотворения «Анчар» — четырёхстопный ямб.

Проводя анализ стихотворения «Анчар», нельзя не обратить внимание на его ритмическое своеобразие. В первых пяти строфах, дающих определение анчару, имеется сходное расположение ударений. В каждой строке три ударения, шестой слог – безударный. За счёт этого ритмический рисунок в интонационном отношении однороден. Такого рода однородность вполне оправдана. Идёт перечисление свойств анчара. Исключение составляют только четырехударные и двухударные строки.

Четырёхударные: «Стоит – один во всей вселенной», «И тигр нейдет – лишь вихорь черный», «Стекает дождь в песок горючий».

Двухударная: «И застывает ввечеру»

«Но человека человек…» — дважды повторенное слово «человек» подчёркивает напряжённость ситуации. Лирический герой потрясён, в его голосе чувствуется негодование. Здесь Пушкиным объединяются все средства звуковой выразительности: повторение слов, повторение звуков, доминирование звука «а» («Послал к анчару властным взглядом»). Начало второй части поддержано и ритмически. Шестая строфа, начинающаяся с союза «но» — двухударна.

Что касается показа истории раба, то здесь тоже имеется свой интонационный и ритмический рисунок. Повествование идёт на трёхударных строках. Когда наступает трагическая развязка — «И умер бедный раб у ног» следует четырёхударная строка, а за ней – двухударная.

Вывод: объединение всех деталей, элементов, вплоть до расположения ударных и безударных слогов, придают своеобразие ритму, и обусловливают художественную ценность, силу и весомость произведения.

8. Стихотворение «Анчар» мне понравилось своей мощью, чётко выписанными поэтическими образами, необычными сравнениями, уникальным подходом к раскрытию темы.

Казалось бы, Пушкин рассказал нам просто притчу, но эта притча – дремлющий вулкан.

Пушкин — певец свободы, он всегда на страже прав человека.

Стихотворение было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки в 1826 году Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада». Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для со­здания аллегорического стихотворения «Анчар».

Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позво­ляет назвать его балладой.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существо­вании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево от­равляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.

В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно ядови­того дерева, символизирующий абсолютное зло:

К нему и птица не летит,

И тигр не йдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.

К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.

В «Анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое из­бегает прикосновения к анчару, он - «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.

Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества - гу­бительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором - покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

Идейный смысл этого стихотворения - губительность неограниченной власти для общества.

Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая.

Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая - мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет. В первой части ярко, образно описано это опасное дерево: «грозный часовой», «зелень мертвая», «лист дремучий». Его опасаются живые существа, чувствуя его смертельную опасность, а ветер и дождь становятся ядовитыми, соприкоснувшись с ним. Это творение природы в день гнева, но природа дала животным знание о том, что анчар опасен. Знает это и человек.

Вторая честь начинается с противопоставления «но человека человек послал к анчару». Именно человека, не раба, не приговоренного к смерти преступника, а человека. Все люди изначально равны между собой, это и подчеркивает автор. Далее сюжет получает развитие: человек отправился к дереву, принес его части и ослабел. «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки», умер уже не человек, умер раб.

Отправляясь к анчару человек знал что умрет, он мог сам выбрать свою смерть, мог хотя бы на один день стать свободным. Он мог убежать, мог умереть возле дерева, а не у ног владыки. Но его рабское сознание слишком ограниченно для таких смелых решений. Владыка властен и над жизнью и над смертью.

Возможно, автор хотел донести до читателя мысль о том, что слабость одних людей порождает беззаконие других, слабость является причиной бед других людей: «царь… гибель разослал к соседям».
Каждый человек должен делать свой выбор самостоятельно, но этот закон нарушен, поэтому раб погибает. Поэтому отравленные стрелы найдут себе других жертв, конечно же не сами лично, их отправят такие же рабы, только их зовут солдаты, возможно наемники, возможно воины. Так зло набирает свои обороты.

Стихотворение Анчар А.С Пушкин написал в 1828 году. Рабство, безразличие власти к жизням других людей – это главные темы стихотворения, темы которые до сих пор еще актуальны.

Вариант 2

Произведение относится к гражданским лирико-эпическим стихотворениям поэта с включением в него элементов средневековой баллады, представляющим авторские размышления о несправедливом устройстве общества в виде неограниченного единовластного правления.

Повествование в произведении, написанном в аллегорической форме, ведется от имени лирического героя, ощущения и рассуждения которого на протяжении сюжета постоянно меняются, скрывая замаскированное чувство ненависти к происходящим событиям.

Главной мыслью произведения является авторский пронзительный протест в отношении беспредела одного человека, имеющего власть, над другим. При этом поэт преподносит наличие несправедливой власти как естественную и законную трагедию человечества, передавая авторским замыслом постоянное ощущение долгожданной свободы.

Произведение отличается разнообразием проблематики, заключенной в философском размышлении о вопросах жизни и смерти, а также социальном неравенстве и властном порабощении, тирании человеческой свободы.

Композиционная структура стихотворения представлена в двух частях, состоящих из девяти строф, первая из которых в виде пяти строф повествует об истекающем ядом дереве, анчаре, символизирующем зло, а во второй рассказывается в четырех строфах о человеке, отправленном по воле хозяина на верную гибель для поиска смертоносного яда. Вторая часть стихотворения является кульминационной и представляется ядром изложенной трагедии.

Стихотворный размер произведения используется в форме четырехстопного ямба в сочетании с двойным пиррихием и перекрестной рифмовкой, отличающиеся в стихах ритмическим своеобразием, выраженным в сходном расположении четырехударных и двухударных строк, а также пропуском ударения в стопе, подчеркивающих драматичность сюжетной линии стихотворения.

Среди средств художественной выразительности выделяются многочисленные инверсии, эпитеты, метафоры и сравнения, которые в единстве передают психологически-идейный смысл стихотворения. Кроме того, поэт использует антитезу с глагольными противопоставлениями, насыщая произведение мрачными оттенками, а также включает древнерусские приемы языкового раскрытия в виде старославянизмов и архаизмов. Эмоциональную напряженность усиливает использование анафоры и градации, а также повтор однокоренных слов.

В качестве литературных приемов образного описания в стихотворении используется изображение пейзажа, акцентирующего аскетичность и выразительность, несущих негативную эмоциональную нагрузку как олицетворения трагической смерти, безжизненной картины мира.

Стихотворное содержание позволяет поэту продемонстрировать существующий конфликт мироздания, философски обобщенный в трагедии современного общества пушкинского периода времени, выраженный в непримиримости взаимоотношений человека и власти, представленных в произведении в образах владыки и раба.

Анализ стихотворения Пушкина Анчар для 9 класса

Стихотворение «Анчар» написано в стиле восточной притчи, легенды, которая повествует о легендарном дереве яда. Это пример философской и одновременно гражданской лирики поэта. Датой написания стихотворение стал 1828 год.

Композиционное стихотворение можно условно разделить на три части; завязка, основной конфликт, развязка.

В завязке, состоящей из первых пяти строк рассказывается об анчаре, сок которого представляют собой смертельный яд. Мы видим перед собой «грозного часового», который совершенно один во вселенной. Его избегают звери и птицы, и только вихрь не боится и, налетев на дерево, мчится прочь, неся в себе гибель. Однако, человек нарушает законы разумности и отправляет к нему другого человека, и об этом рассказывается в следующей части стихотворения.

В конфликте рассказано, как владыка отправил раба за ядом к анчару, и тот, не смея противиться власти, послушно исполнил волю господину. Конфликт власти и личности – основная идея стихотворения. Свобода личности и тирания власти – одна из центральных тем творчества Пушкина А.С. Трагедия для поэта состоит в том, что раб признает требования владыки и потому послушен ему, в его действиях нет ни капли протеста. Он приносит смолу, зная, что умрет.

Из развязки мы узнаем, что царю была необходима смола для того, чтобы стрелы, которые он собирался использовать против соседей, несли в себе гибель.

Главная тема произведения – это идея зла, которое рассматривается в стихотворении с онтологической и общечеловеческой точки зрения. Зло -неприменный атрибут существования цивилизации. Кроме того, с образом вселенского зла соотносится и тема жизни и смерти, которая так же связана с образом анчара.
Пейзаж в стихотворении выразителен, он создает изображение анчара, как вселенского зла и воплощения смерти. Это создает ощущение трагизма.

Тропы и фигуры стихотворения. Эпитеты: «почве. раскаленной», «прозрачною смолою» метафоры: «Природа породила», противопоставление: «раб» - «владыка». Для создания стилистики притчи используются славянизмы: «тлетворный», «потек», «ввечеру».

Стихотворение мне понравилось уникальным поэтическим образом древа смерти, ощущением его разрушительного воздействия и мастерской передачей конфликта власти и обычного человека.

Анализ стихотворения Анчар по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тургенева Собака 7 класс

    Стихотворение написано в свободной форме, в 1878 году, в холодный месяц февраль. Автор ведет повествование от первого лица, представляет читателю на обозрение свои мысли

  • Анализ стихотворения Вознесенского Сага
  • Анализ стихотворения Тютчева Силентиум Silentium (Молчание)

    Федор Иванович(1803-1873) изначально занимался деятельностью дипломата (образование получено в МГУ), он писал стихотворения для себя, находил успокоение и выплеск эмоций в приятном занятии. Но все же, он начал публиковать свои творения

  • Анализ стихотворения Некрасова Давно отвергнутый тобою

    Это философское стихотворение о любви и разочаровании, о жизни и смерти, о выборе и о сроках. Как говорят, всему время своё. И в этом стихотворении очень интересно сопоставляются события и состояния.

  • Анализ стихотворения Блока Ветер принес издалека

    Данный стих появился во втором месяце зимы. Начинается он с чувств, предвидений приближающейся весны, свидания с любимым человеком. В то время А. Блок безумно влюблен Л. Д. Менделееву, дочь друга, но их встречи очень редки