Майская авантюра 2014 или отчет о мотопутешествии «Владивосток-Екатеринбург» (Часть 2)

День девятый. 12.05.2014
Маршрут: Красноярск - Новосибирск
Выезд из Красноярска: 11-00
Приезд в Новосибирск: 22-30
Время в пути: 11-30 часов
Пройденное расстояние: 850 км
Пройдено пути: 5900км
Осталось пути: 1600км

Утром Дима позвонил в 8-30, на подъезде к Красноярску (ему ехать из деревни, где живут родственники около 150км), договорились встретиться на выезде из Красноярска в сторону Новосибирска. Естественно, в 9-00 уже не получается, ориентируемся по ситуации. Еду по городу – сразу бросается в глаза неуважительное отношение водителей к мотоциклисту – подрезают, поворотники не включают. Или мне это кажется после свободной трассы Хабаровск-Чита?)) Выезжаю из Красноярска, доезжаю до заправки Роснефть. Пока ждал Димона решил смазать цепь.
Думаю, сейчас поставлю на центральную подножку и смажу. Оказалось не все так просто – сил поставить на центральную подножку не хватило. Помог дворник заправки – вместе поставили. Встречаемся с Димоном где-то около 10-30.

Пьем кофе на заправке, после чего Димон решает смазать и подтянуть цепь. Цепь у него действительно провисает см на 6, что существенно больше нормы. Оказывается он уже подтягивал цепь вчера по приезду, осталось одно деление для подтяжки. Пришло время менять цепь. Выезжаем в сторону Новосибирска в 11-00. Проезжаем Мариинск.
Перед Кемерово на заправке встречаем местного байкера из Кемерово на круизере. Обсуждаем моты, качество дорог, делимся наблюдениями из мотопутешествия. Цепь Димона опять провисла, он решает натянуть ее опять. Натягивает до упора, все, более натянуть ее невозможно, нужно только менять. Спрашиваем у байкера о мотосервисах в Новосибе, он рассказывает как проще проехать в Новосибирск и где там можно найти мотосервис. Прощаемся и опять в путь.
Сегодня особенно чувствуется пятая точка и затекает мышца шея-плечо справа. Полагаю это из-за фиксированного положения правой руки на рукоятке управления газом. Проезжаем Кемерово – оказывается это большой город)) А я думал это деревня типа Улан-Уде)). Погода вроде наладилась – солнце, стабильный плюс +15. Однако возникает побочный эффект теплой погоды – большое количество насекомых в воздухе и как следствие – заляпанный ими визор шлема. Приходится регулярно его чистить и протирать, иначе обзорность резко падает)).
Въезжаем в Новосибирскую область и как по волшебству дорога превращается…. в очень плохую дорогу)). Интересное наблюдение, за редким исключением (несколько участков на трассе Хабаровск-Владивосток и Хабаровск-Чита) качество дорог от Владика до Кемерово было существенно лучше, чем дорога в Новосибирской области. В 21-00 въезжаем в Новосибирск, едем к Диминым родственникам на ночевку. По городу накатали 30 км, видимо пришлось ехать из одного конца в другой.
Приезжаем в 22-30. Разгружаемся, загоняем моты в кусты под окна квартиры и пристегиваем их друг к другу (автостоянки поблизости нет). У меня по одометру пробег составил 850км, а вот Дима проехал 1000 км т.к. у него еще +150км до Красноярска. Ужин, чуток вина, неспешные разговоры и в около 00-00 спать. Завтра нужно найти мотосервис, поменять у Димона цепь и звезды.

День десятый. 13.05.2014
Маршрут: Новосибирск – 200 км до Омска
Выезд из Новосибирска: 17-30
Приезд в Омск: 23-00
Время в пути: 6 часов
Пройденное расстояние: 380км
Пройдено пути: 6280км
Осталось пути: 1220км

Проснулись утром в 7-00. Нужно менять цепь и звезды на KLE400. Погуглили, нашли мотосервис «Моторспорт», который является еще и официальным представителем по Kawasaki в Новосибирске и находится сравнительно недалеко от места нашей дислокации (16 км). На улице капает дождик, температура +10. По прогнозу к обеду дождь должен прекратиться, к этому времени как раз планируем выехать в сторону Омска. Плотно завтракаем, едем в сервис. На улице лужи по колено, видимо дождь шел всю ночь.
Проходящие мимо машины не скупились поливать нас брызгами воды из луж, летящих из-под колес. В итоге – приехали к сервису мокрые и грязные. Сервис работает, познакомились с его владельцем – Ильей, который пообещал помочь и все починить. Пока едет механик Илья сам начинает снимать менять цепь и звезды. Т.к. новая цепь длиннее на 2 звена (110, а нужно 108) приходится ее укорачивать – применять специнструмент (болгарка).


Снимаем заднюю звезду – на ней виден сильный износ зубьев, часть из них сколоты на половину. В общем вовремя меняем)).

Приезжает механик Коля, работа кипит. Димон рассказывает о неработающем спидометре и малом пробеге на резерве топлива. Коля предполагает, что проблема с резервом в забитой сетке в бензобаке. Решаем снять бензобак, за одно почистить воздущный фильтр.


Добравшись до фильтра обнаруживаем фрагмент передачи «оч.умелые руки» - тут явно кто-то уже поработал до нас. Обзвон местных магазинов и о чудо, в одном из них есть воздушный фильтр на KLE400.



Ребята любезно предлагают отвести нас до магазина. Пока Димон ездит Коля подтягивает мне цепь на Трансальпе и выясняет, что с тросиком спидометра на KLE400. Тросик рабочий, проблема в редукторе на колесе. Призжает Димон с фильтром, меняем фильтр, масло и тормозную жидкость (передние тормоза).
Я тем временем проверяю у себя масло, доливаю остатки из запаса. Все, запаса больше нет, решаю съездить купить литр на всяк случай.
Отдельно хочу сказать про пробки в Новосибирске. Я думал у нас, в Екатеринбурге плотное движение. Однако по сравнению с Новосибирском – у нас вообще нет пробок)). В Новосибе это просто какой-то кошмар – что не улица то сплошная пробка. Нас спасало только то, что мы можем двигаться между рядов и вдоль обочины. Иначе бы мы до сих пор выезжали из Новосиба.
После завершения ремонта мота Димона прощаемся с ребятами, едем за маслом для меня и выезжаем в путь в сторону Омска. Идет дождь (хотя тепло +17), времени 17-30. Да, много мы сегодня не проедем. Решаем ехать пока едется. В итоге проезжаем 380км, часов в 23-00 находим гостиницу и останавливаемся на ночлег. У Димона настрой немного выпить спиртного и расслабиться. В кафешке берем пельмени, вина и чекушку. Завершаем вечер сидя на заборе автостоянки рядом с мотелем, глядя на проходящие по трассе машины и ведя разговоры о вечном… в 2-00 отправляемся спать.

День одиннадцатый. 14.05.2014
Маршрут: 200 км до Омска – 200км до Тюмени
Выезд: 11-00
Приезд в Тюмень (не доезжая 200км): 21-30
Время в пути: 10-30
Пройденное расстояние: 750км
Пройдено пути: 7030км
Осталось пути: 470км

Конечно же мы проспали будильник на 7-00. Встали в 9-00 пока позавтракали, пока собрались и погрузились, в итоге выехали в районе 11-00. На улице жара +20. Одеваемся по летнему – без кофт, дождевиков и зимних перчаток. Пока едешь по трассе – хорошо, обдувает и не жарко. Как только останавливаешься – становится очень жарко. Сегодня опять особо сильно чувствуется пятая точка. Через 300км пути все никак не могу найти ей удобное положение, приходится чаще вставать в стременах и ехать какое-то время стоя.
Проезжаем Омск. Становится все теплее и теплее, я бы сказал иногда даже жарковато, даже в движении. Обедаем, уже в Тюменской области. Дороги становятся все хуже и хуже. Могу со всей ответственностью заявить, что самые плохие дороги на протяжении всей трассы Владивосток-Екатеринбург находятся в Тюменской области. Яма на яме… Ужос. По дороге все больше попадаются заправки Газпромнефть. Хорошая альтернатива сетям НК Альянс, Канзас и Роснефть, которые до этого момента скрашивали наши остановки в пути (есть горячий кофе, свежая выпечка, оплата карточкой и прочие простые и понятные радости путешественника типа умывальника, горячей воды и туалета в здании).
Решаем ехать пока светло, в итоге проходим 750км и останавливаемся за 200км до Тюмени в мотеле. Загоняем мотоциклы в гараж, ужинаем и спать. Завтра – крайний день нашего путешествия.

День двенадцатый. 15.05.2014
Маршрут: 200км до Тюмени- Екатеринбург
Выезд: 8-30
Приезд в Екатеринбург: 16-30
Время в пути: 10-30
Пройденное расстояние: 550км
Пройдено пути: 7580

Проснулся в 5-30 под дикий звон комаров. В полудреме провел оставшиеся полтора часа до подъема в 7-00 отбиваясь от кровососущих монстров. Утренний моцион, завтрак яичницей (Димон как обычно поинтересовался а дают ли здесь овсяную кашку на что получил ответ типа «… только маменькины сыночки кушают кашку по утрам, а настоящим мужикам нужно мясо!...»). Сборы, смазка цепей, доливка масла в мой мот (грамм 200) и в путь. Погода замечательная, солнышко, +20… Одеваемся по облегченному варианту – без кофт и в летние перчатки.
Все, в путь, близится завершение нашего мотопутешествия. Еще раз хочется отметить безобразное качество дорог в Тюменской области – ужасные ямы, как по ним ездят автомобилисты?! Бодро доезжаем до Тюмени, проезжаем по окраинам города, появляются указатели на Екатеринбург. До дома всего лишь 350км. Вот и граница Свердловской области, скоро будем дома. Однако дорога идет через населенные пункты Талица, Камышлов, Богданович, Заречный – не смотря на сравнительно маленькое расстояние средняя скорость будет не более 60 км\ч. Так что ехать нам еще часов 5.



Останавливаемся пообедать где-то под Камышловом. Да, чем дальше на запад, тем дороже обходятся обеды – отдали по 210 рублей за первое, второе и компот (при обычных расходах на обед в 150 рублей). На улице +28, очень жарко, даже при на скорости 80 км/ч. Димон снимает куртку, остается только в защите-черепахе. Я еду в полурастегнутой куртке, под которой тоже осталась только черепаха. Да, видимо мотоэкипировка в путешествиях должна подбираться в двух вариантах: для езды в холодно-мокро-прохладных условиях (от 0 до +20 градусов) и для тепло-жарких условий (от +20 и выше). Я бы с удовольствием поменял куртку и штаны на более облегченные варианты. Времени 16-30, мы проезжаем Малые Брусяны, выезжаем на одностроннее движение по Тюменскому тракту до Екатеринбурга. Нас встречают мои родственники на мотоциклах. Ура, мы дома!

Позади тысячи километров пройденных дорог, 12 дней пути, сотни литров сожженного бензина, десятки встреч с новыми людьми в том числе несколько новых знакомств, которые планирую поддерживать в дальнейшем, и одна осуществившаяся мечта! Не смотря на все скептическое отношение и недоверие у многих к нашей затее мотопробег можно считать состоявшимся! Теперь будет что вспомнить самим и рассказать детям, друзьям и коллегам))). Да, кстати, гаишники останавливали нас только ОДИН раз - где-то около Читы, да и то, скорей из любопытства, проверили документы, спросили откуда-куда и отпустили, пожелав хорошего пути.

Немного статистики.
Общее пройденное расстояние: 7580 км
Продолжительность мотопутешествия: 12 дней
Чистое время в пути (в движении): 115 часов
Средняя скорость: 66 км/ч
Среднесуточный пробег: 632 км
Среднесуточное время в пути: 9,5 часов

Среднесуточные расходы на 1 человека
Питание в сутки (завтрак/обед/ужин): 750р.
Перекусы в пути (кофе/шоколадка): 300р.
Проживание (ночевки в мотелях): 500р.
Бензин (из расчета среднесуточного пробега, цены 33р/л и расхода 5.5л на 100км): 1147р.

P.S. Cпасибо всем тем, кто помогал нам в ходе мотопробега: Виталий из мотомагазина Райдер (Владивосток) - за помощь в выборе мотоцикла, Александр предыдущий хозяин моего мота - за шикарный аппарат и отличном техсостоянии, ребята из мотомагазина Мотостиль (Хабаровск) - за участие и содействие по выбору экипа и помощь с ремонтом, Александр - за неоценимую помощь с ремонтом мота Димона в Хабаровске, Роман из Слюдянки - за теплый и душевный приют нас у себя и интересные рассказы про Байкал и его окрестности, Илье и Коле из мотосервиса Мотоспорт - (Новосибирск) - за помощь и содействие в ремонте мота, а так же всем тем, кто оказывал поддержку словом и делом на протяжении всего нашего маршрута в кафешках, мотелях, заправках и просто на Дороге… И конечно же отдельное спасибо нашим женам, семьям и родственникам - только благодаря вашей поддержке это мотопутешествие стало реальностью!

Если до этого ты никогда не совершал мотопутешествий с пробегом более чем 450-500 км в день, вряд ли тогда в своей предстоящей поездке стоит планировать преодолевать, скажем, по 800 км каждый день.

По результатам исследований вот какие изменения обычно происходят в графике мотопутешественников, которые не сумели правильно оценить свои силы: вне зависимости от влияния погодных условий или прочих неблагоприятных факторов, среднесуточный пробег начинает падать уже на третий день путешествия. В первые два дня он максимален, но в период с 3 по 7 день проявляется устойчивая тенденция к замедлению среднесуточной скорости. Замечено, что пробег среднестатистического мотоциклиста уже на седьмой день длительного мотопутешествия обычно не превышает 65 % от запланированного дневного километража. Резюме: если профессионалы дальнобоя стараются рассчитывать свои поездки согласно этой схеме, стоит ли пытаться обмануть самого себя и тем самым провоцировать ДТП, вызванные накопленной усталостью?

При возможности можно сократить свой маршрут следования («срезать» часть пути) для того, что бы нагнать время отставания от графика. Такой вариант более благоприятен, в отличие от попытки вернуться в запланированный график за счет увеличения скорости.

Независимо от того, способен ты проезжать 500 или 1500 км в день, эта цифра будет здорово уменьшаться по мере увеличения протяженности общей дистанции и количества дней в пути. Стоит это учитывать при планировании своего путешествия.

  1. Забудь о высоких скоростях.

Забудь о чисто математических расчетах. В данном случае большая скорость вовсе не означает, что ты прибудешь в пункт назначения быстрее. Моментальная и средняя скорости мало взаимосвязаны друг с другом. Спокойный мотоциклист без напряжения отсчитывает километры один за другим, любуется открывающимися перед ним пейзажами и в итоге за день с меньшими физическими потерями покрывает расстояния куда большие по сравнению с гонщиком, который стремится всех обогнать и показать лучшее время на участке. Кроме очевидных неудобств, которые сулит такой стиль вождения: увеличенный расход топлива, накапливающаяся усталость от мышечного напряжения (вызванного более сильным потоком встречного воздуха), возможность получить штраф за превышение скорости. Лучше проехать это расстояние на меньшей скорости и любоваться окрестностями, чем гнать «на полную» и потрать выигранное время на разбирательство с ГАИшником.

  1. Оставь дома кофе и стимулирующие таблетки.

Ну, тут все просто: применение лекарственных препаратов, направленных на поддержание организма в бодрствующем состоянии и прочих таблеток-стимуляторов (также в этот список включается кофе и кока-кола любых видов) не оправдано. Если ты чувствуешь сильную усталость лучше найти подходящее место и отоспаться. Лучше не рассматривать другие варианты.

  1. Подготовь мотоцикл к поездке.

Во время отпуска время бежит так быстро, зачем же тратить его на обочине, глотая придорожную пыль, в попытках найти или заменить износившуюся деталь? Чаще всего оказывается оправданным заменить, например, шины или цепь заблаговременно, чем выжимать из них последние километры до ближайшей автомастерской только для того, чтобы убедиться, что тут тебе не помогут. Моторное масло хорошего качества позволяет увеличить интервал между заменами. Кроме того, следует отметить, что при стабильном равномерном движении по трассе свойства масел не ухудшаются так сильно, как при ежедневных прострелах по городским улицам или долговременной зимней стоянке. Многие мотоциклисты меняют масло лишь после 15-16 тысяч км трассового пробега.

  1. Не вешай дополнительных приборов, деталей и аксессуаров на свой аппарат и не проводи техобслуживание непосредственно перед дальней поездкой.

По возможности не рекомендуется устраивать из предстоящего дальнобойного маршрута полигон для испытаний новых примочек, которые ты перед поездкой купил для своего любимого детища. Даже лучший механик может ошибиться, а прибор – отказать. Не испытывай работоспособность новых механизмов и аксессуаров в ходе длительного путешествия, обкатай любую новинку. Это касается и одежды, и нового шлема, в которые нужно «вжиться» еще до того, как доверить им свой организм в дальнобое.

  1. Теплая одежда.

Необходимая вещь в дороге. Особенно если ты планируешь продолжать движение после захода солнца – даже после самых жарких дней ночи бывают более чем прохладные, особенно на скорости 80 км/ч и более. А если день выдался облачным, да еще и влажным? Тогда длительное движение последующей ночью с крейсерской скоростью покажется тебе нешуточным испытанием.

  1. Пакуйся с умом, при упаковке вещей важен селективный подход.

Многие мотопутешественники используют тэнкбэг (сумку, которая крепится на бак), но при этом нужно класть в нее только то, что может понадобиться в пути наиболее часто. Такие вещи, как фонарик, манометр, защитный крем от солнца, карты маршрута и прочие мелкие, но необходимые вещи надо возить именно в тэнкбэге, чтобы они всегда были под рукой. Психология человека такова, что если перечисленные выше вещи (это, естественно, далеко не полный список) не будут легкодоступными именно в тот момент, когда ты захочешь ими воспользоваться, велика вероятность того, что ты просто махнешь на них рукой и не станешь выковыривать их из объемистых багажных сумок. Типа «да ладно, перебьемся». В этом-то и ошибка – именно так сбиваются с пути, потому что карта оказалась не под рукой, и ты решил, что скорее всего найдешь дорогу и так, и именно так получают ожоги лица при поездках на юг – сначала этого не замечаешь, но к вечеру «морда такая красная-красная».

Замечание относительно документов: глупо говорить о том, что они должны храниться в надежном месте, это знает каждый. Но стоит напомнить, что желательно поместить их в водонепроницаемый пакет. Важен и психологический момент: документы понадобятся тебе только при встрече с представителями власти, поэтому не обязательно возить их в кармане куртки. В течение трех-пяти минут поиска документов в багажной сумке ты вполне сможешь завязать беседу с ГАИшником и дать ему понять, что ты не безбашенный гонщик, а цивилизованный мототурист. Если он настроен благожелательно и остановил тебя не за явное нарушение, дело может кончиться просто тем, что он пожелает тебе счастливого пути, так и не взглянув на твои права.

  1. Будь готов к поездке, закупайся заранее, чтобы не тратить время в пути.

Правило относительно готовности твоего мотоцикла вполне применимо и ко всему багажу, который ты планируешь взять с собой в поездку. Заранее составь список вещей, которые потребуются тебе в дороге, и проверь его перед отправлением в путь. Конечно, «расходники» типа зубной пасты можно купить в дороге, но вот если ты забыл дома необходимую одежду или лекарства, которые ты должен регулярно принимать – это может обернуться проблемой.

  1. Учись бороться со скукой и однообразием ландшафта в пути.

Длительные поездки предполагают наличие откровенно однообразных пейзажей, которые навевают скуку и именно этим опасны. На этот случай необходимо иметь с собой плеер с любимой музыкой, желательно веселой, чтобы от нее не клонило в сон. Можно остановиться и перекусить в дороге. Работа челюстной мускулатуры немного усиливает приток крови к мозгу, тем самым снижается вероятность того, что тебя будет клонить в сон.

  1. Чтобы быстрее достичь цели, умей вовремя останавливаться для отдыха.

С первого взгляда этот совет может показаться бессмысленным, однако многие мотодальнобойщики успешно применяют эту стратегию. Не представляется возможным предсказать среднюю скорость предстоящей поездки в силу различных многочисленных причин, которые мы не станем здесь перечислять. Важно тебе самому чувствовать, какая скорость для тебя является наиболее комфортной в данных дорожных условиях, и придерживаться ее. Когда почувствуешь, что начал уставать и на поддержание этой скорости уходит все больше сил, лучше не бороться с самим собой, а остановиться и серьезно отдохнуть. Кратковременные остановки в придорожных кафе или приседания и прыжки вокруг мотоцикла во время заправки не дадут эффекта. Чем сидеть за чашкой кофе через каждые два-три часа пробега, лучше потратить это время на полноценный, пусть и короткий сон или на пешую прогулку, чтобы размять затекшие мышцы и обеспечить приток свежего кислорода в кровь.

  1. Знай, когда пора остановиться и вздремнуть!

Как только начинает проявляться желание хотя бы на долю секунды прикрыть глаза от усталости, состояние становится вялым, срочно ищи любое безопасное место для остановки и сна!

Прочие симптомы усталости:

Ты не можешь поддерживать заданную скорость без излишнего напряжения. Если ты видишь, что непроизвольно замедляешь движение и потом, осознав это, нервно откручиваешь газ, чтобы нагнать время – тебе пора отдохнуть.

При движении в темное время суток ты забываешь переключиться с дальнего на ближний свет.

Ты начинаешь слишком долго раздумывать и колебаться перед принятием решения. Остановиться на этой заправке или дотянуть до следующей? На какую дорогу сворачивать? Это тоже результат усталости.

  1. Поддерживай в себе положительные эмоции.

Если дождь тебе сильно не по душе, тебе стоит остановиться в мотеле и переждать его день или даже два, чем ехать под дождем и проклинать все на свете (хотя некоторым езда под дождем очень даже нравится). То же самое относится к регионам с жарким климатом: старайся накручивать километры в темное время суток, когда жара спадает. То есть не продолжай поездку в тех условиях, которые тебе не нравятся и способны привести тебя в тяжелое или угнетенное расположение духа. Тогда поездка перестает приносить радость и быть развлечением, а ведь это именно то, для чего мы в нее отправились! Если ты едешь и думаешь про себя что-то типа «ну вот, опять жара (дождь и т.д.)…», ты начинаешь концентрироваться на этой проблеме и перестаешь следить за изменениями дорожной ситуации. Да, пусть ты опоздаешь из отпуска на работу на 1-2 дня и придется отвечать за это перед руководством, но это безопаснее, чем торопиться или продолжать движение в неблагоприятных для тебя лично условиях.

  1. Нормально и правильно питайся.

Плохое сочетание: фаст-фуд и дальнобой. Это следует запомнить навсегда. Но, понимая, что мы живем в реальном мире с определенными условиями и ограничениями, придерживайся хотя бы следующих испытанных временем правил:

Легкий завтрак – каша, хлопья, яйца в любом виде, тосты или бутерброды.

Плотный обед лучше пропустить и вместо этого просто перекусить, но не в фаст-фуд кафе типа МакДональдса.

На ужин можно позволить себе оттянуться, если не планируешь после этого продолжать движение, но опять же, при приеме алкоголя не следует забывать о том, что утром тебе хотелось бы встать со свежей головой, иначе весь следующий день пойдет насмарку.

Если не можешь или просто негде правильно поесть, не наваливайся на такую еду, которая потом может вызвать проблемы с желудком и испортить весь следующий день. Лучше в таком случае ограничиться легким приемом пищи.

  1. Питайся вовремя.

В будние дни лучше останавливаться на завтрак в кафе после 9 утра. В это время, как правило, люди, спешащие на работу, уже позавтракали и вам не придется ждать в очереди. В выходные – с точностью да наоборот, потому что многие любят поспать подольше и как раз к 9-10 утра собираются на завтрак в кафе. Ужинать лучше пораньше (помните – мы же фактически пропустили обед), иначе рискуешь попасть в час пик, когда кафе и рестораны переполнены. Поздний плотный ужин с последующим продолжением поездки – не самый лучший вариант, так как очень велика вероятность того, что тебя будет клонить в сон.

При посещении кафе или ресторана важно правильно распорядиться своим временем. Ну как мотоциклист-дальнобойщик может позволить себе сидеть и убивать ценное время, когда на кухне готовят его заказ? Вот еще один совет, испытанный временем: займи место поближе к кухне, а может быть, и у стойки бара (если зал полон), вежливо объясни официантке, что ты торопишься и чтобы они по возможности не затягивали с твоим заказом, сразу же подкрепив эту просьбу щедрыми чаевыми. Закажи еду и попроси сразу же приложить чек к твоему блюду (некоторых кафе его приносят позже и только по твоей очередной просьбе). Теперь у тебя есть время, чтобы привести себя в порядок. Можно зайти в туалет, чтобы вымыть руки и лицо, даже если ты считаешь, что дорога не была такой уж грязной – вода в любом случае освежает. Позвонить по телефону домой, если есть необходимость. В большинстве случаев по возвращении к столику твое блюдо уже будет ждать тебя. Таким образом, время остановки для полноценного приема пищи удается свести к 20-30 минутам, которых при разумном распределении времени оказывается вполне достаточно, скажем, для полного горячего обеда. Учти, что примерно то же время занимает запихивание в себя холодных бутербродов, сидя на мотоцикле возле заправочной станции, и сделай вывод.

  1. Раздели остановки для приема пищи и остановки для дозаправки.

После остановки для дозаправки (которая уже фактически сама по себе является пит-стопом для кратковременного отдыха) бывает так, что переезд через дорогу к близлежащему кафе и парковка возле него занимают столько же времени, что и подготовка к дальнейшему движению. Зачем же объединять две маленькие остановки в одну? С точки зрения отдыха эффективнее сделать так: немного отдохнул при дозаправке и если не чувствуешь голода, преодолел еще пару сотен километров до очередного кафе.

  1. Заправляйся заранее.

Стоит тебе однажды «высохнуть» на дороге или сделать 10-километровый крюк в поисках заправки – и все то время, которое тебе удалось сэкономить до этого – безвозвратно потеряно! Если, двигаясь по незнакомой дороге, видишь заправку по пути, а бензина у тебя уже явно меньше полбака – остановись и заправься.

  1. Надевай дождевой костюм до начала дождя!

Тем более если бензина в баке уже меньше половины. Остановись, заправься и при вероятности дождя надень дождевую защиту заранее, в безопасном месте. Независимо от того, надо тебе заправляться в данный момент или нет, мы хотим предостеречь тебя от переодевания на обочине дороги. Не надо объяснять, к чему это может привести. Лучше сделать это на специальной площадке для стоянки или на бензоколонке. Призадумайся, хочешь ли ты пережидать дождь в туннеле или под мостом, когда в метре от тебя проносятся машины? Хочешь ли ты находиться на обочине дороги и прыгать на одной ноге, пытаясь другой попасть в штанину, в такой же близости от потока, который проносится мимо тебя, обдавая брызгами? А ведь видимость при дожде ухудшается, и где гарантия, что тебя, стоящего на обочине, вовремя увидят?

Трудно раздобыть точную статистику ДТП, связанных с водителями, пережидающими неблагоприятные погодные условия или просто остановившимися в неподходящих для этого местах, однако совершенно очевидно, что такие случаи имеют место довольно часто.

  1. Купи набор для ремонта шин и умей им пользоваться!

Починить большинство бескамерных шин с помощью такого набора – плевое дело, поэтому нет тебе оправдания, если ты поймал гвоздь, а такого набора у тебя не оказалось. Сам виноват! Потрать часть набора на то, чтобы попрактиковаться дома и потом не изучать это дело в пути, и не тратить драгоценное время. С камерными шинами чуть-чуть посложнее, однако, при определенном навыке это оправдывает себя и уж явно выгоднее, чем искать буксир.

  1. Вози с собой мобильный телефон (для многих этот пункт будет не актуален, но напомнить стоит).

Он, конечно же, может не работать на некоторых участках дороги. Но в подавляющем большинстве случаев, ты сможешь дозвониться до далекого дома. Или до сервиса с эвакуатором.

  1. Купи достойный инструмент.

В комплекте обязательно должен быть набор ключей, отвертки, кусачки, плоскогубцы и т.д. Лучше всего собрать набор таким образом чтобы в нем было все необходимое для твоего мотоцикла.

  1. Всегда вози с собой не менее 2 литров воды.

При этом не обязательно собираться в поход через пустыню. Совершенно неописуемую жажду тебе предстоит испытать, например, если придется одному прохладной ночью толкать свой аппарат после поломки, чтобы припарковаться в безопасном месте.

Воду следует хранить в двух контейнерах – один для постоянного использования, второй – для непредвиденных обстоятельств. Теория в этом случае проста до безобразия – как только начнешь возить с собой воду, тут же будешь ее пить, при этом забывая восполнять запас и таким образом выпьешь ее всю. Так вот совет: убери вторую бутылку подальше, чтобы до нее было неудобно добираться, лишь это заставит тебя регулярно пополнять запас воды в первой бутылке.

Не стоит и говорить о том, что в незнакомой местности не следует пить водопроводную воду. Разница в способах очистки воды может стать причиной неприятных последствий, и если у себя дома ты спокойно переносишь водопроводную воду, это вовсе не значит, что ее можно пить по дороге.

  1. Вози с собой Аспирин.

Примечание: Несмотря на то, что аспирин стал практически культовым «лекарством от всех болезней» в среде мотоциклистов-дальнобойщиков, которые практически возвели его в ранг универсального средства от всех болей, тем не менее стоит узнать, не вызывает ли он лично у тебя побочных эффектов.

Так, аспирин обладает известной способностью незначительно понижать температуру тела человека. Поэтому следует уделить больше внимания опасности переохлаждения, если принимаешь его в пути, например, от головной боли. Аспирин известен также как антикоагулянт, и об этом тоже надо помнить на случай аварии – случись она, и кровотечение будет труднее остановить. Некоторые производители лекарственных препаратов добавляют в аспирин кофеин для улучшения его всасывания в кровь и ускорения действия лекарства.

  1. Возьми с собой упаковку витаминов.

Не помешает принимать витамины во время длительного мотопробега. Лучшим вариантом являются таблетки мультивитаминов, которые принимают по одной в день, хотя на этот счет лучше проконсультироваться с врачом, потому что рекомендуемый вид витаминов в жаркое время и, скажем, при поездках осенью может отличаться.

Для дальнобоя особое внимание надо уделять тем препаратам, которые предотвращают затекание и судороги мышц.

  1. Если берешь с собой компьютер, подумай об установке навигационной программы.

Желательно проверить работоспособность программы перед выездом и сравнить ее данные с собственным опытом и знаниями. В пути помощь компьютера может очень пригодиться, чтобы не заблудиться и не тратить время на поиски дороги, поворота или места.

  1. При въезде в другую область учитывай изменения дорожного покрытия и берегись ремонтируемых участков!

В областях ответственность за строительство и ремонт дорог лежит на местных властях. Это значит, что каждый раз при пересечении границы области ты, скорее всего, будешь иметь дело с другим типом дорожного. Практически сразу после пересечения границы области – по тому, насколько точно нанесена разметка, расставлены дорожные знаки, качественно уложено полотно, – можно сделать вывод о том, насколько хорошо работает руководство в улучшении качества дорог. Будь аккуратен и внимателен к возможным трудностям на неизученной местности.

  1. Выбирай скорость движения с учетом видимости и состояния дороги!

Представь: ты едешь по качественному шоссе со скоростью порядка 80 км/ч, покрытие прекрасное, но сильный туман. Видимость не очень хорошая. И вдруг впереди тебя, на твоей полосе, возникает стоящая без включенных габаритов машина! Сможешь ли ты с этой скорости остановиться не об ее бампер? Смешно только на первый взгляд, но такие случаи бывали в действительности. Не стань еще одним мотоциклистом, погибшим из-за неспособности вовремя увидеть препятствие.

То же самое касается движения в хорошую погоду. Стоит ли проваляться на больничной койке полгода только из-за того, что перед вхождением в закрытый поворот ты решил прибавить газу и пройти его с лихим чирканьем подножек на скорости 15-20 км/ч больше безопасной? Оцени эту ситуацию именно с такого ракурса – и этого не случится.

  1. Хочешь остаться живым? Держись подальше от грузовиков!

Водители грузовиков терпеть не могут, когда кто-нибудь в течение долгого времени сидит у них на хвосте. Помни об этом, следуя впритык за дальнобойной фурой – в этом случае ты сам напросился и теперь несешь ответственность за все, что с тобой может случиться. Водитель грузовика начнет проявлять беспокойство, будет то и дело следить за тобой в зеркало заднего вида и на мгновение забудет о том, что иногда не мешало бы еще и следить за дорогой. И упустит из виду какое-нибудь препятствие. Сам-то он через него, может быть, и перескочит, а вот успеешь ли ты вовремя отвернуть в сторону, когда оно появится у него между задних колес трейлера?

  1. Избавься от всех источников раздражения и отвлекающих факторов.

Избавься от всего того, что способно тебя отвлечь или сыграть роль потенциального раздражителя, какими незначительными эти факторы тебе ни казались бы. Любые источники раздражения и отвлекающие факторы требуют расхода дополнительной энергии, которую приходится затрачивать на их подавление. Даже изначально маленькие проблемы имеют свойство в длительном путешествии вырастать до огромных масштабов и съедать твою энергию в виде серии последовательных стрессов.

Секрет того кайфа и незабываемых ощущений, которые нам приносит дальнобой – в комфорте мотопутешественника во время езды, уверенности за свой мотоцикл и четком осознании своей цели.

Марина Кода по материалам зарубежной прессы

С самого момента изобретения мотоцикл манил людей, обладающих отличающимся от большинства взглядом на мир. И те, кто прославился, используя двухколёсный транспорт, — действительно особенные люди. Спортсмены, трюкачи, путешественники – в глазах этих людей огонь всегда ярче. В этой подборке собраны кинопроизведения, которые рассказывают о тех людях, которые преодолевают огромные расстояния, об их целях, об их чаяниях – всё это даёт почувствовать нам магия кинематографа.

«Беспечный ездок» (1969)

Фильм, называемый «культовым», по большому счёту, не содержит в себе никакого смысла, но с помощью отменной операторской работы, выдержанного в одном темпе сюжета и, конечно, замечательного звукового сопровождения ярко подаёт несущий в себе флер свободы — свободы, которая невозможна без идущего пред ней заточения.

Наркотический угар, Джимми Хендрикс, три великих актёра и путешествие с целью попасть на Марди Гра – так охарактеризовал бы бездушный человек этот фильм. Но взглянув глубже… Впрочем, погрузитесь в него самостоятельно.

Включение этого, по большому счёту, телевизионного шоу в данную подборку не обусловлено желанием познакомить читателя с проблемами детей Африки, ради которого это шоу и затевалось, а ради того, чтобы читатель смог оценить силу духа и порой отчаянный авантюризм двух друзей – Чарли Бурмена и Юэна Макгрегора.

Да да, того самого Макгрегора, который был и влюблённым в актрису Мулен Руж поэтом в Монмартре, был и джедаем в саге Лукаса, лишался чувств с Евой Грин в «Последней любви на земле» — Юэн не только великолепный актёр, но и невероятно авантюрный путешественник, на двух колёсах исколесивший весь земной шар.

«Дневники мотоциклиста» (2004)

Ещё один фильм в нашей подборке, рассказывающий о, порой, не самом безопасном способе передвижения в не самых безопасных уголках земли — «Дневники мотоциклиста». Фильм художественный, но снят по реальным событиям, а главный герой – никто иной, как Эрнесто Рафаэль Гевара де ла Серна, более известный как Че Гевара.

Показанное нам путешествие подтолкнуло тогда ещё простого студента Эрнесто к событиям, благодаря которым он прославился на весь мир. Но никакой политики и лозунгов в «Дневниках» не найти. Это лента снята как рассказ о человеке, наблюдающем за другими людьми, фильм о дружбе, фильм о Южной Америке.

Фильм не о путешествии на мотоцикле, но не включить его в подборку было бы кощунством, ведь образ новозеландского рекордсмена Берта Монро, проделавшего долгий путь до своей мечты неразрывно связан с мототематикой.

Фильм, в котором рассказывается невымышленная история путешествия в Бонневиль, США, немолодого, но очень страстного гонщика, роли которого сыграл неподражаемый Энтони Хопкинс. Сложный путь, который был с честью преодолён его героем, привёл настоящего Берта Монро к рекорду скорости в классе мотоциклов до 1000 см3. Добрый, жизнеутверждающий фильм, рекомендуется к просмотру даже далёким от мотоциклов людям.

«Реальные кабаны» (2007)

Хочется лёгкости времяпровождения под отличный саундтрек, незатейливый юмор и виды Северной Америки? Этот фильм – то что нужно в данном случае. Комедия о четырёх немолодых друзьях, решивших тряхнуть стариной и отправиться в мотопробег, который, по всем законам жанра, принесёт героям комичные, опасные и любовные перипетии.

«Для того чтобы открыть Америку не нужен GPS, нужен байк и нужна дорога», замените «Америка» на любой другой регион и хватит раздумывать над тем, чем заняться следующим летом!

Фильмы представлены в произвольном порядке, бессмысленно раздавать места совершенно разноплановым картинам.

Рано или поздно каждый владелец двухколесной техники задумывается о путешествии на мотоцикле. Как известно - «дальнобойность» байка ограничивается только выносливостью и энтузиазмом водителя. Чтобы отправиться в дальнюю поездку совсем не обязательно быть обладателем комфортного туристического мотоцикла и герои нашей заметки являются тому подтверждением.

Доехать, дотолкать, дойти

Однажды теплым летним вечером 2011 года, молодому человеку по имени Николай Бочаров пришла в голову потрясающая идея - отправится на свежеприобретённом (но при этом весьма «ушатанном») одноместном пятидесятикубовом скутере Suzuki Sepia ZZ в путешествие из Москвы в Абхазию.

Дело за малым - найти такого же рискового попутчика. Счастливчиком стал один из хороших знакомых Николая, решивший таким образом отметить удачную сдачу экзаменов.

Сказано - сделано и уже через несколько дней маленькая «Сепия» груженая двумя отчаянными путешественниками и увесистым туристическим рюкзаком объемом 60 литров двинулась по направлению к южным границам России.

Движущая сила путешествия из Москвы в Абхазию - видавший виды скутер Suzuki Sepia ZZ. Фото Николая Бочарова .

Прикинув свои возможности, парни решили сделать поездку максимально бюджетной, поэтому участникам нужно было решить вопрос с едой и проживанием. Решения оказались простыми и проверенными: палатка, спальные мешки, принадлежности для бивуака и минимальный запас необходимых в двухнедельной поездке вещей разместились в рюкзаке на плечах пассажира. Сам пассажир разместился на крошечном багажнике и всю дорогу поджимал ноги - подножек для «второго номера» на «Сепии» не предусмотрено.

Ночевать приходилось, разбивая лагерь в придорожном лесу. Еду скутеристы готовили на газовой горелке, периодически пополняя запасы в расположенных по пути продуктовых магазинах.

Нехитрый скарб поместился в туристический рюкзак объемом 60 л. Большую часть места заняла палатка из «Декатлона»

Планировалось, что за день «дальнобойщики» будут проезжать 500-600 километров, но прогнозы оказались чересчур оптимистичными. Езда по скоростной магистрали на чисто городском транспортном средстве, в принципе не способном разогнаться больше 55 км/ч, была делом гораздо более утомительным, чем предполагали скутеристы. Каждый час приходилось останавливаться чтобы дать двигателю остыть, а самим туристам размять затекшие конечности. Но эти мелочи не могли поколебать намерений скутеристов, медленно, но упорно двигавшихся к цели.

Полное отсутствие защитной экипировки обеспечило парням «морозную свежесть» при раннем выезде по М4.

Неприятностей добавляли и отсутствующие на скутере... Зеркала! Именно из за незамеченного вовремя автопоезда незадачливые туристы попали в небольшое ДТП в 350 км от Москвы, получив на память ссадины и ушибы.

«Волшебные фуры, которые пролетают мимо тебя на нормальной скорости на расстоянии нескольких десятков сантиметров. Привыкнуть к ним у нас так и не получилось. Каждый раз это ощущение большого надвигающегося чего-то стрёмного и облегчение, после того, как она мимо тебя проезжает...»

Сам скутер, впрочем, пострадал не так сильно - всё лишнее от него уже давно отвалилось.


Учитывая обстоятельства и отсутствие экипировки - парни очень легко отделались.

Однако, несмотря на все неурядицы, скутеристы смогли добраться до точки назначения, посетив по дороге множество интересных мест и благополучно вернуться домой практически невредимыми. На обратном пути здравый смысл взял верх и туристы отправились назад на поезде (разумеется вместе с мопедом).

Более 1700 километров на рассыпающейся Suzuki Sepia. Упорные скутеристы всё-же достигли своей цели.

Мы не станем упрекать путешественников за отсутствие экипировки, хотя ребятам, конечно, совершенно не помешали бы как минимум шлемы. Парни поставили перед собой сложную цель и не провалились в попытке достичь ее. Без сомнений, такое путешествие запомнится участникам надолго, а бесценному опыту приобретенному в пути всегда найдётся применение. Или хотя бы понимание, как больше не нужно делать.

Несмотря на радикальный авантюризм поездки - оно того стоило. Если долго планировать - можно никогда не решиться.

Эти сумасшедшие парни вдохновили многих засидевшихся на месте опытных байкеров не на одно увлекательное путешествие. В комментариях к оригинальному отчету множество людей выразило свое восхищение безбашенностью и целеустремленностью туристов.

Чтобы немного погрузиться в дух подобного «трипа» вдумайтесь - путешествие до моря заняло у ребят на «Дельте» неделю , а скорость на серпантинах при езде в горку едва достигала отметки в 30 километров в час. Узнать больше о победах и злоключениях казанцев в пути можно из большого отчета о поездке , где Алексей подробно, на четырёх страницах, описывает всё в деталях.

Три лучше, чем один

Что может быть лучше отдыха с семьей? Отдых с семьей на мотоцикле - уверяет пермяк Алексей Поддубный , который путешествует с женой и дочкой по Азии на трёхколёсном мотоцикле («трайке»), построенном на базе мотоцикла . Что примечательно - трёхколёсную «Кувалду» Алексей приобрёл не на месте, что могло бы показаться логичным, а реально привез во Вьетнам мотоцикл на российских номерах, воспользовавшись услугами транспортной компании.

Семья Поддубных на своём трехколёсном «В-Максе» в Таиланде

Однажды побывав во Вьетнаме, Алексей влюбился в эту азиатскую страну, и твердо решил вернуться туда на мотоцикле с семьей. Через несколько лет байкер смог осуществить задуманное.

Проехав через Грузию, Армению, Иран, Пакистан, Индию, Таиланд и Камбоджу мотоциклист смог переправить трайк во Вьетнам и продолжить путешествие по стране мечты.

Первое фото после прохождения границы между Камбоджей и Вьетнамом. Фотографии из ЖЖ Алексея

Семья Поддубных провела в пути около четырех месяцев. За это время они побывали в Индии, Таиланде, Камбодже и Вьетнаме, проехав вместе порядка 5 тысяч километров. На своём пути необычные туристы собирали собирали толпы восторженных зевак и всегда получали помощь и участие со стороны местных жителей.

Златовласая дочка Поддубных - Вика неизменно вызывала восторг местных жителей во всех посещенных семьей странах

Как показывает этот случай наличие семьи вовсе не ставит крест ни на путешествиях, ни на езде на мотоцикле, просто близкие люди должны разделять, или как минимум принимать это увлечение, а не воспринимать его в штыки.

Зимний Лохопед 500

Многие мототуристы во время своих поездок выполняют определенные нормативы, завязаные на времени в пути и пройденом расстоянии. Так для получения самого известного и одного из самых простых званий за мотопутешествия «Железная Жопа» требуется преодолеть 1610 км (1000 миль) за 24 часа. Номинации и нормативы могут отличаться в зависимости от вида техники и времени года.



Нашивка, получаемая за сдачу норматива «Iron Butt» в Великобритании. Фото с сайта Thewellers.net

Отдельно стоит упомянуть о зимнем мототуризме, так как такой вид передвижения зимой иногда практикуют некоторые участники мотосообщества. Казалось бы, кому может прийти в голову куда-то отправиться на мотоцикле зимой и сдавать клубный норматив?

Оказывается, такие люди есть. Двукратный рекордсмен Гиннеса по возможностям человеческого тела Александр Дубровин, разбивший для рекорда 30 кирпичей об живот и бывалый турист Евгений Хорошев по прозвищу «Отец Евгений» решили создать новую номинацию в мототуризме: «Зимний полтишок» - 500-километровый «прохват» по зимней трассе на 50-тикубовом скутере.

Вручение призов участникам пробега «Зимний полтишок». Фото с сайта Ночных Волков .

Анонсы мероприятия, которое должно было пройти 11 февраля, заполонили мотосообщества. Поддержку пробегу оказали различные организации: мотоклуб «Ночные Волки», Федерация мототуризма России и Белгородской области, а также саратовский медиахолдинг «Версия». Запечатлеть выдающееся достижение туристов планировали силами специальной съемочной группы.

Пробег должен был продемонстрировать «силу русского духа» и привлечь молодежь к занятиям мотоспортом. Однако, почти перед самым выездом участники столкнулись с некоторыми трудностями: данная номинация оказалась не уникальной.

Гордый первооткрыватель норматива «Зимний лохопед 500» добрался из Москвы в Курск. Фото с сайта Dubaser.ru

За пару дней до старта пробега «Зимний полтишок», участник туристического мотоклуба «Дубасеры» Боксёр, он же Станислав Борисович (или «