Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова "Герой нашего времени".

Взаимоотношения Печорина с другими персонажами романа Лермонтова Герой нашего времени».

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан как бы «на стыке» двух художественных методов: романтизм и реализма.

Согласно романтическим канонам, образ главного героя разработан максимально глубоко и полно и противопоставлен всем персонажам. То есть вся система образов романа построена так, чтобы под различными углами зрения осветить центральный персонаж. Но это вовсе не означает, что второстепенные герои не имеют самостоятельного значения. Каждый герой наделен сложным характером, обусловленным и его психологией, и национальностью, и социальной принадлежностью, и возрастом, и судьбой. Это уже вполне реалистические образы, и их столкновение с Печориным необходимо для характеристики главного героя.

Первая глава – «Бэла» - строится в строгом соответствии с канонами романтизма. Это значит, что главный герой противостоит окружающему миру; он загадочен, непонятен остальным персонажам; он ищет неземной любви и не приемлет привычку взамен всесожигающей страсти; его мятущаяся душа, родственная стихиям, внутренне статична: единожды сложившись как романтический герой, он уже не меняется. Недостижимая для серой массы обывателей глубина и трагичность мироощущения героя дает ему право переступать обычные человеческие установления – и для романтика это оправданно; нельзя требовать от романтика подчинения общей усредненной норме.

В известной мере «Бэла» строится так, что читатель подготовлен к появлению романтического героя, нарушающего все условности, и ждет от Печорина именно бунта. Он, Печорин, – в центре повествования, он – объект читательского интереса. И не только читательского. Максим Максимыч до сих пор без слез не может вспоминать о несчастной участи Бэлы, он искренне полюбил эту девочку – а прощает Печорину ее гибель! Почему? «Что прикажете делать? Есть люди, с которыми непременно надо соглашаться». То есть добрый, порядочный штабс-капитан судит себя и себе подобных по одним законам, а Печорина – по другим, гораздо менее жестким. И его слушатель – путешествующий офицер – с ним как будто согласен, и мы – читатели – принимаем его систему двойной моральной нормы. Попробуем представить себе, что не Печорин, а сам Максим Максимыч вдруг вздумал бы похищать Бэлу. Мы бы автору не поверили! А от Печорина – таинственного, загадочного – читатель ждет подобных поступков – и еще более безумных. Ждет нарушения общепринятых норм, дерзкого посягательства на тихое, мирное, скучное течение обыденности.

Но с главы «Максим Максимыч» в романе активизируется взаимодействие романтического и реалистического планов. Печорин мыслит и действует как романтический герой, но взгляд автора на него реалистичен. Лермонтов последовательно выявляет в образе Печорина признаки духовного надлома, подчеркивает алогизм его моральных оценок.

В «Бэле» Печорин ради обретения нового духовного опыта, не задумываясь, жертвуя и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой: «Да когда она мне нравится!»

В «Тамани» он позволит себе из любопытства вмешаться в жизнь «честных контрабандистов» - и заставит их бежать, бросив дом, а заодно о слепого мальчика со старухой.

В «Княжне Мери» вмешается в завязавшийся роман Грушницкого и Мери, вихрем ворвется в наладившуюся жизнь Веры. Ему тяжко, ему пусто, ему скучно. Он пишет о своей тоске и о притягательности «обладания душой» другого человека, но ни разу не задумывается, откуда взялось его право на это обладание! И то, что не вызывало сомнений в романтической «Бэле», то, что насторожило в «Тамани», с предельной ясностью предстает в «Княжне Мери».

С каждым героем романа у Печорина устанавливаются свои, особые отношения. Отношения с ним не похожи на взаимоотношения героев между собой, потому что Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. В стремлении добраться до сути Печорин ведет себя не всегда гуманно. И это усиливает напряженность сферы его влияния, заставляет окружающих реагировать на него резко и остро.

И перед читателем «портрет поколения» раскрывается не только в образе Печорина, составленного, как сказано в предисловии, из пороков его времени. Каждый персонаж романа в своем взаимодействии с главным героем проявляет себя представителем «нашего времени».

Ответ оставил Гуру

Печорин в Петербурге 1. Увлечения ранней молодости в Петербурге

Очевидно, молодость Печорина в Петербурге протекает бурно и насыщено. В

Тексте упоминается о нескольких женщинах в его ранней молодости: "… Я

Помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего

Парадоксальнее женского ума..." "… один раз, один только раз я любил

Женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались

Врагами..." "… я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь

Женщин..." (Грушницкий о Печорине) 2. Отношения с Верой в Петербурге За

Несколько лет до поездки на Кавказ Печорин встречает Веру. Вероятно, их

Встреча происходит на одном из светских вечеров в Петербурге. Печорин

Любит Веру, и она отвечает ему взаимностью. Они встречаются тайно, так

Как Вера замужем. В конце концов эти отношения заканчиваются разрывом.

Смотрите: Отношения Печорина и Веры Печорин на Кавказе 1. «Ундина» в

Тамани По пути на Кавказ Печорин оказывается в Тамани. Здесь он

Останавливается в доме бедняков, среди которых он замечает загадочную

Девушку-«ундину». Печорин выясняет, что красавица является

Контрабандисткой. Тем не менее он отправляется с ней на свидание.

Оказавшись вдвоем в лодке с Печориными, девушка пытается его утопить. К

Счастью, ему удается спастись. В ту же ночь «ундина» покидает дом со

Своим возлюбленным-контрабандистом. На этом история Печорина и «ундины»

Заканчивается. Смотрите: Отношения Печорина и «ундины» 2. Княжна Мери

Приехав в Пятигорск, Печорин знакомится здесь с юной княжной Мери.

Печорин решает «волочиться» за Мери, чтобы развеять свою скуку. Княжна

Мери в свою очередь всерьез влюбляется в Печорина. В конце концов он

Признается, что не собирается на ней жениться. На этом их отношения

Прекращаются. Смотрите: Отношения Печорина и княжны Мери 3. Встречи с

Верой на Кавказе На Кавказе в Пятигорске Печорин снова встречает свою

Возлюбленную Веру, с которой у него были отношения в Петербурге. В

Пятигорске Печорин и Вера снова тайно встречаются. В это же самое время

Печорин ухаживает за княжной Мери. Смотрите: Отношения Печорина и Веры

4. Бэла После знакомства с княжной Мери и дуэли с Грушницким Печорин

Попадает на службу в крепость N. Здесь на местной свадьбе Печорин

Встречает молодую черкешенку Бэлу. Печорин влюбляется в нее и крадет ее

Из дома. 4 месяца Бэла и Печорин живут счастливо, но со временем Печорин

Остывает к любимой и ему становится скучно. Внезапно Бэлу похищает

Разбойник Казбич и смертельно ранит ее. Вскоре Бэла умирает. Смотрите:

Отношения Печорина и Бэлы Отношение Печорина к женщинам Отношение

Печорина к женщинам довольно сложное и противоречивое. Конечно, он любит

Женщин. Он сам признается в этом в своем дневнике: "… Некстати было бы

Мне говорить о них с такою злостью, – мне, который, кроме их, на свете

Ничего не любит, – мне, который всегда готов был им жертвовать

Спокойствием, честолюбием, жизнию..." Печорин хорошо знает женщин. Он

Знает все их недостатки и слабости. Он любит женщин даже сильнее, чем

Мужчины, которые женщин не понимают: "… Женщины должны бы желать, чтоб

Все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто

Раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости..."

Противоречивость Печорина в том, что он, любя женщин, совершенно не

Хочет жениться. Печорин боится потерять свою свободу. Мысли о женитьбе

Убивают в нем даже самую страстную любовь: "… как бы страстно я ни

Любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на

Ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто

Его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз

Жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. вот всё

Меню статьи:

Отношения Веры и Печорина из романа Лермонтова «Герой нашего времени» выглядят очень трагическими и в некой мере парадоксальными. В тех случаях, когда отношения героев становятся невозможными из-за ряда социальных или исторических причин (например, Эразм и Лиза, Ромео и Джульетта) трагизм обретает черты масштабного характера – сложно противостоять эпохе или общественным порядкам, но когда трагизм отношений заключается в индивидуальных чертах (безответная любовь), трагизм ощущается особо остро.

Дорогие читатели! Предлагаем которое написал М.Ю. Лермонтов.

В такие моменты приходит понятие, что иногда счастье человека не осуществилось из-за того, что близкий ему человек не был готов пойти на решительные меры.

Отношения Печорина и Веры до встречи на Кавказе

Вера и Печорин были давними знакомыми. Лермонтов не детализирует описание этих отношений, сформировавшихся до описываемых событий на Кавказе. Незначительные фразы позволяют предположить, что этих людей связывала давняя влюбленность, которая неизвестно почему не переросла в нечто большее, например, в брак. Несмотря на то, что Печорин и Вера долгое время не общались, между ними сохранились теплые, дружеские отношения. Вполне вероятно, что былая симпатия не позволила развиться чувству озлобленности или обиды друг на друга.

Развитие отношений в Кисловодске

Новый виток в отношениях Веры и Печорина припадает на момент пребывания их в Пятигорске и Кисловодске.

В этот период Вера находится в состоянии физического и морального истощения – она серьезно больна, вполне вероятно, что эта болезнь, которая напоминает неизлечимую лихорадку, станет роковой в жизни женщины, так как производимое лечение не приносит существенных результатов. К тому же Вера несчастлива в браке – она вышла замуж за нелюбимого человека и теперь терзается от отсутствия романтических чувств по отношению к своему мужу.

Печорин же на момент встречи находится на грани депрессии – он не находит своего места в жизни, позволяющего ему ощутить моральное удовлетворение.

После долгой разлуки молодые люди встречаются вновь, и между ними вспыхивает былое чувство.
Замужество Веры не становится препятствием к развитию отношений – чтобы избежать огласки, молодые люди встречаются тайно.

Однако идиллия в их отношениях длилась недолго – Печорин, гонимый желанием вызвать у Веры приступ ревности, начинает показательно ухаживать за княжной Мери, доставляя этим немалые душевные муки Вере.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Несмотря на такое эгоистичное отношение к себе, Вера не перестает любить Печорина – она искренне переживает за исход дуэли. Преследуемая страхом потери и душевными муками, Вера признается мужу в своих отношениях с Печориным. Между супругами возникает ссора, которую, впрочем, Вера практически не помнит – ее внутреннее состояние и моральное потрясения не позволяют ей здраво оценить все происходящее. В результате, женщина, написав прощальное письмо Печорину, уезжает вместе с мужем.

Напрасность жертвы Веры

Тонкая душевная организация Веры в комбинации с незаурядным умом становится ключевым фактором, поддерживающим интерес Печорина по отношению в женщине.


Однако это не позволяет избежать Вере ошибок в отношениях. С одной стороны, она осознает пагубность этих отношений и их обреченность. Вера понимает, что Печорин по отношению к ней поступает подобно любому мужчине – он всего лишь пользуется ее благосклонностью и влюбленностью, но с другой же стороны, она надеется, что станет той женщиной, которая исцелит Печорина от его вечной неудовлетворенности и хандры.

Для этой цели женщина готова принести себя в жертву, взамен надеясь получить то же самое – определенную жертву со стороны Печорина, позволившую бы ей стать счастливой, и познать радость гармоничной жизни, но Печорин не делает ответного хода. С одной стороны, такой его поступок выглядит крайне эгоистичным, другой – закономерным. Каковыми бы ни были благими намерения Веры, но Печорин не просил ее об этой жертве.

Вера, как бы это ни было печально, руководствовалась исключительно своей инициативой, а она, как известно из пословицы, наказуема. Общий трагизм ситуации усиливается еще и тем, что Печорин не обещал Вере каких-либо ответных действий со своей стороны. В результате Вера, будучи истинно влюбленной в Печорина, испытывает душевные муки из-за несправедливого безответного отношения к своей персоне, в то время как Печорин, не дававший никаких обещаний и лишь принимающий жертву, спокоен – по его меркам, он ничего не должен Вере.

Любил ли Печорин Веру?

Отношения Веры и Печорина кажутся более чем прозаичными. Прямолинейные высказывания о страстном влечении друг к другу и о возникновении романтических чувств позволяют говорить о том, что Вера стала единственной женщиной в жизни Печорина, которую он действительно любил.


В то время как в других случаях возникшая страсть также быстро затухала, как и появлялась, отношения с Верой лишены такой быстротечности. Спустя время, женщина все также остается желаемой Печориным.

Получив прощальное письмо Веры – Печорин терзается в сомнениях – как ему поступить, стоит ли догнать Веру в пути, что также наталкивает на мысль о наличии более глубоких чувств, чем просто временное увлечение.

Однако у этой истории есть и другая сторона медали. Печорин ухаживает за княжной Мери, чтобы вызвать приступ ревности у Веры – ему нравится осознавать, что он становится причиной душевных терзаний и мук. Разве с любимыми так поступают?

В некой мере Печорин действует эгоистично по отношению к женщине – его мало волнуют возможные последствия подобных отношений вне брака, как, впрочем, и дальнейшая судьба Веры.

После прочтения письма Печорин не испытывает терзаний совести за свой неблагородный поступок – у него в душе все также царит пустота и хаос.

В результате можно сказать, что Вера в жизни Печорина была, безусловно, важным и значимым человеком. Определенно у него возникали к Вере сильные, глубокие чувства, но вполне вероятно, что Печорин, который сам находился в дисгармонии со всем миром, не был в состоянии осознать всю значимость в своей жизни этого человека. Искренняя любовь Веры стала поводом Печорину самоутвердится, потешить свое самолюбие и эгоизм.

Вера же в свою очередь, будучи несчастливой в браке надеялась с помощью отношений с Печориным обрести душевное спокойствие и счастье. Она настолько пленена молодым человеком, что готова пожертвовать всем, что у нее есть, только ради надежды на призрачное счастье.

Отношения Печорина и Веры в романе “Герой нашего времени”: любовь и взаимоотношения

4.1 (82.86%) 14 votes

Роман "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова считается одним из лучших произведений классической русской литературы. Говорить о нем можно очень долго - интересных тем для обсуждения более чем достаточно. Сегодня мы остановимся на одной из них - попытаемся понять, каким было отношение Печорина к Мери.

Характер Печорина

Сначала следует разобраться в характере главного героя. Нельзя не признать, что это человек, по своему развитию выше общества, окружающего его. Однако он не сумел найти применения своим талантам и способностям. 1830 годы - сложный период в российской истории. Будущее молодых людей того времени было "иль пусто, иль темно". Лермонтов в Печорине запечатлел черты молодого поколения тех лет. Портрет его героя составлен из пороков всего времени. В нем как будто два человека. Первый из них действует, а второй наблюдает за его действиями и рассуждает о них или, вернее, осуждает.

Отрицательные черты характера Печорина

В Печорине можно заметить множество отрицательных черт, включая и эгоизм. Хотя Белинский не мог согласиться с этим. Он говорил, что эгоизм "не обвиняет себя", "не страдает". Действительно, Печорин страдает из-за того, что ему скучно среди людей, принадлежащих к "водяному обществу". Стремление из него вырваться заключается в том, что герой растрачивает себя на различные мелкие дела. Печорин рискует жизнью, ища забвения в любви, подставляя чеченские пули под себя. Он очень страдает от скуки и осознает, что жить так, как живет он, неправильно. Герой честолюбив и злопамятен. Где бы он ни появился, везде случаются несчастья.

Для чего герой обманул Мери?

Глубокую душевную рану этот герой нанес княжне Мери. Он обманул эту девушку, предал ее любовь к нему. Какую же цель преследовал он? Исключительно собственное удовлетворение. В этом совершенно разными были Печорин и княжна Мери. Отношения между героями характеризуются тем, что княжна стремится сделать счастливым своего возлюбленного, а он думает лишь о себе. Однако Печорин хорошо осознает, какую неблагодарную роль сыграл в жизни этой девушки.

Развитие взаимоотношений между Печориным и Мери

Для того чтобы понять, каким было истинное отношение Печорина к Мери, вкратце проследим историю развития их весьма необычного романа. Мери - молодая и красивая дочь княгини Лиговской. Однако она чересчур наивна, а также чрезмерно доверчива к другим людям, включая Печорина. Сначала девушка не обратила внимание на главного героя, однако он сделал все, чтобы заинтересовать ее. Он переманил к себе поклонников Мери, рассказывая им забавные истории. После того как Печорин завоевал ее внимание, он попытался произвести на княжну хорошее впечатление историями и рассказами из своей жизни. Его цель заключалась в том, чтобы девушка начала видеть в нем необыкновенного человека, и он добился своего. Печорин постепенно покорил девушку. Во время бала он "спас" княгиню от пьяного нахала, пристававшего к ней. Заботливое отношение Печорина к княжне Мери не осталось незамеченным девушкой. Она считала, что герой искренен в своих поступках. Однако девушка жестоко ошиблась. Он просто хотел покорить ее, она для него была очередной игрушкой. Однажды вечером отправились на прогулку Печорин и Мери. Взаимоотношения их к тому времени уже развились достаточно для того, что произошло во время нее. Княжна почувствовала себя плохо, переходя через речку. Печорин обнял ее, девушка облокотилась на него, и тогда он ее поцеловал.

Был ли Печорин влюблен в Мери?

Печорин утверждал и старался убедить себя в том, что увлечение Мери ничего для него не значит, что он добивается любви этой девушки лишь для собственного удовольствия. Однако на самом деле отношение Печорина к Мери было несколько другим. Душа героя жаждала настоящей любви. Печорин начинает сомневаться: "Уж не влюбился ли я в самом деле?". Однако он тут же ловит себя на мысли, что привязанность к этой девушке - "жалкая привычка сердца". Любовь Печорина к Мери так и умерла в зародыше, поскольку герой не позволил ей развиться. А жаль - возможно, он обрел бы счастье, полюбив.

Таким образом, отношение Печорина к Мери является противоречивым. Герой уверяет себя в том, что не любит ее. Перед дуэлью он говорит Вернеру, что вынес из жизненной бури лишь несколько идей, однако не вынес ни одного чувства. Он признается, что давно живет головой, а не сердцем. Собственные поступки и страсти он взвешивает, разбирает "со строгим любопытством", однако "без участия". На первый взгляд то, как относится Печорин к Мери, подтверждает это представление главного героя о себе, которое свидетельствует о жестокости, безжалостной холодности его игры. Однако главный герой не так уж бесстрастен, каким пытается казаться. Несколько раз он ощущает, что увлекся, даже становится взволнованным. Главный герой упрекает себя за способность к чувству: ведь он уверил себя, что для него счастье заключается не в любви, а в "насыщенной гордости". Его натуру искажают невозможность найти высокую цель в жизни и вечный разлад с окружающими. Однако Печорин напрасно полагает, что ему принесет счастье эта "насыщенная гордость". И Мери, и Вера любят его, однако это не приносит ему удовлетворения. Да и отношения с этими героинями развиваются не только по воле Печорина.

Пока герой видит в княжне избалованную поклонением светскую барышню, ему приносит удовольствие оскорблять гордость девушки. Однако после того как в ней проступает душа, выявляется способность искренне страдать, а не просто играть в любовь, главный герой меняет свое мнение. Однако автор не завершает историю счастливым финалом - остаются одинокими Печорин и княжна Мери. Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие.

Как следует относиться к Печорину?

Вероятно, Печорин навсегда испортил жизнь этой девушки. Он разочаровал ее в любви. Теперь Мери не будет доверять никому. К Печорину можно относиться по-разному. Конечно, он подлец, недостойный любви другого человека и даже уважения к себе. Однако его оправдывает то, что он является порождением общества. Он воспитывался в среде, где истинные чувства было принято прятать под маской безразличия.

Заслужила ли Мери свою участь?

А что же Мери? К ней тоже по-разному можно относиться. Девушка видела настойчивость главного героя. И из этого сделала вывод о том, что он любит ее. Мери слышала, какие странные речи произносил этот герой, и поняла, что это необыкновенный человек. И она полюбила его, пренебрегая законами общества. Ведь Мери первая осмелилась сказать о своей любви. Это значит, что она верила, что герой ответит ей взаимностью. Однако тот молчал.

В чем была виновата Мери

Можно считать, что Мери сама виновата во всем, так как она была одновременно наивна и высокомерна, уверена в себе и слепа. В ней нет безоглядной преданности, свойственной Вере, нет искренности и страстной силы любви Бэлы. Но главное в том, что она не понимает Печорина. Девушка полюбила вовсе не его, а модного героя. Ее чувство к нему можно сравнить с чувством к Грушницкому - Мери видит в столь разных людях одно и то же: трагедия разочарования Печорина не отличается для нее от маски разочарованности Грушницкого. Если бы главный герой не приехал на воды, скорее всего, девушка бы влюбилась в Грушницкого, вышла за него замуж, несмотря на сопротивление матери, и была бы счастлива с ним.

Что оправдывает Мери

Однако можно ли так безоговорочно винить героиню? Ведь она не виновата, что молода, что ищет героя и готова найти его в первом встречном. Как и любая женщина, Мери мечтает о том, чтобы ее полюбил одинокий и сильный человек, для которого она готова стать целым миром, обогреть его и утешить, принести ему покой и радость. В этом смысле порождениями своей среды и времени были Печорин и княжна Мери. Отношения между ними характеризуются тем, что каждый играл свою роль. И если герой ее выдумал сам, то героиня играла естественную роль женщины, предназначение которой заключается в любви.

Возможно, не появись в ее жизни Печорин, она бы обрела свое счастье. Девушка прожила бы всю жизнь с иллюзией того, что Грушницкий - особенное существо, что она спасла его от одиночества и несчастий своей любовью.

Сложность человеческих взаимоотношений

Сложность человеческих взаимоотношений заключается в том, что даже в любви, которая является самой большой душевной близостью, люди зачастую неспособны до конца понять друг друга. Для того чтобы сохранить спокойствие и уверенность, нужны иллюзии. У Мери с Грушницким могла бы сохраниться иллюзия необходимости любимому, а тому хватило бы тихого домашнего очага, любви и преданности княжны. Что-то подобное, возможно, произошло бы, если бы не разошлись Печорин и Мери. Взаимоотношения между ними, конечно, вряд ли продлились бы долго из-за характера главного героя, однако непонимание и в этой паре, безусловно, также имело бы место.

Образ Печорина — новаторский. В чём же заключается это новаторство? Сравните его с другими персонажами. О Печорине мы узнаем от Максима Максимыча, бесхитростного и непосредственного человека. Он не судит и не осуждает Печорина, а просто рассказывает о нём. В истории с Бэлой Печорин совершил немало предосудительных поступков, которые в конце концов привели к гибели девушки, но и тут Максим Максимыч воздерживается от оценок. Кроме одного раза: не понимает Максим Максимыч смеха от отчаяния, которое овладело Печориным после смерти Бэлы. «Я бы на его месте умер с горя», — недоумевает штабс-капитан...

Они не просто разные люди: Лермонтов показывает, насколько духовный мир Печорина более развит, чем у окружающих его людей. Ему удалось создать характер настолько глубокий, что переживания и поступки которого недоступны пониманию даже его друзей. Максим Максимыч никак не может объяснить поведение Печорина, его человеческие качества: избалованность, заносчивость, ветреность, наконец: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!» Печорин — другая личность, сложная, противоречивая, постоянно размышляющая над своим психологическим состоянием и мотивами своих поступков, — о таких вещах Максим Максимыч, конечно же, не задумывается. Он просто живет.

Глава «Тамань» — настоящая приключенческая повесть. Печорин пускается в приключения, чтобы разнообразить свою жизнь, добавить в неё риска, проверить своё знание людей. Морской пейзаж словно окрылил его, вдохнул в него новые надежды. Его влечёт любопытство, жажда новых впечатлений и переживаний. В его скучной жизни отправленного на Кавказ офицера не хватает эмоций. (Вы уже поняли это из главы «Бэла».) И вот он вновь готов рискнуть размеренностью и предсказуемостью своей службы. Сейчас он узнает, действительно ли он настоящий «физиогномист», смог ли он понять окружавших его людей. Правда ли, что они, подобно тому как лодчонка борется с высокими волнами, способны бороться за свою судьбу? Увы, в очередной раз люди разочаровали Печорина. Они оказались жадными и жестокими, готовыми пойти на любое преступление ради мелкой наживы. Так что все приключение заканчивается иронической и печальной записью в дневнике героя: «Что сталось со старухой и бедным слепым, не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казенной надобности!..»

История с Бэлой могла создать впечатление, что Печорин особенно актвен тогда, когда в нём кипит страсть, затронуты его сугубо личные чувства. Приключение в Тамани рассеивает такое предположение. Печорин очертя голову бросается в рискованное предприятие не более как из любопытства и желания испытать сильные ощущения.

Но если в «Тамани» наш герой в значительной мере был вовлечён в приключение, то в Пятигорске, среди «водяного общества», он сам пытается создать — и создаёт — конфликтную ситуацию, потому что размеренная жизнь для него неприемлема. Правда, эта ситуация мелка и недостойна могучей натуры Печорина.

С Грушницким у Печорина никогда не могло быть даже сколько-нибудь длительной дружбы. Печорин презирает романтическое позёрство. В лице Грушницкого перед нами — карикатура на Печорина, всё то скверное, что он всю жизнь старается изжить в себе: кичливость, нарочитость, поверхностность. Решительность, с которой Печорин тщетно стремится побороть в себе эти пороки, заставляет его идти на крайние меры: подслушай, что его дуэльный пистолет собираются подло оставить незаряженным, Печорин доводит дуэль до кровавой развязки и убивает Грушницкого. Этот символический «расстрел» своего позёрства, своего желания нравиться и быть интересным людям трагичен прежде всего для самого героя. Дуэль мало что изменяет в его жизни. В этом смысле Печорин становится провидцем в отношении собственной судьбы.

Отношения Печорина с женщинами — история душевной драмы. В конце он описывает себя несчастным существом, способным на горькое сожаление и раскаяние. Герой подчас предстаёт перед нами человеком сильных эмоций, но эти страсти причиняют боль, приносят лишь страдания не только ему, но и другим. Всякий раз его отношения проходят несколько стадий: от пылкой влюбленности до обиды и равнодушия.

Стоят ли эти шаблонные персонажи истинной глубокой страсти Печорина? Конечно, он несравненно глубже и интереснее княжны Мери - заурядной представительницы «водяного общества». И всё же Мери в чём-то оказывается выше него: она способна целиком отдаться своему чувству, а Печорин из холодного расчёта играет роль влюблённого, хотя и казнит себя за это.

Для Печорина влюблённость — родимое пятно романтизма, а он презирает в людях всё романтическое. И всё же любовь к женщине возвращает его к романтической риторике, когда появляется Вера. Но им не суждено было встретиться. Печорину не удалось обрести Веру — как многозначительна эта деталь, эта игра слов... Действительно, для одинокого скептика Печорина Вера — дороже жизни. Автор подсказывает нам — вот один из поворотных пунктов его судьбы, вот одна из утраченных возможностей. Быть может, поэтому именно здесь в его внутренней речи вновь рождаются известные читателю романтические формулы: «как безумный выскочил», «молился, проклинал, плакал, смеялся», «дороже жизни, чести, счастья!». И далее — формула, повторённая в сотнях, а то и в тысячах романтических произведений: «Я думал, грудь моя разорвётся». И всё же маска ироничного циника оказалась сильнее романтического пробуждения: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведённая без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок». Печорин боится выглядеть сентиментальным, влюблённым.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016