Судьба Исаакиевского собора, который собираются передать РПЦ, продолжает тревожить петербуржцев. «АиФ» встретился с новым директором музея-памятника Юрием Мудровым и спросил, что ожидает в будущем уникальный комплекс.

Юрий Витальевич, у Исаакия особый статус - это одновременно и музей, и храм. А какая функция для вас первоочередная?

Когда меня нанимали, администрация города предложила мне должность руководителя музея-памятника. Я дал согласие и сказал: «Буду работать директором музея, стоять на страже его интересов». Сегодня найдена очень хорошая модель, когда храм и музей действуют вместе. Какая функция главная, судить не берусь. Как директор считаю, что музей важнее. Своеобразную подсказку, как поступить, дал и президент страны. Так совпало, что в первый день моей службы состоялась «прямая линия», где Владимиру Путину задали вопрос о судьбе Исаакия. Глава государства чётко сказал: музею быть. Этой позиции и придерживаемся.

«Зачистка»? Смешно!

Исаакий - один из самых притягательных туристических объектов. В то же время там регулярно ведутся богослужения. Говорят, разрешат и венчание. Не создаст ли это сложностей?

Туристам богослужения абсолютно не мешают. С епархией мы работаем по соглашению о социальном партнёрстве, где предусмотрено две службы в день. Всё бесплатно. В большие праздники предоставляем возможность провести обряд и в центральном нефе. Раньше это не всегда получалось, а для церкви важна торжественность. Для посетителей здесь никакого неудобства нет, наоборот - интересно. Когда идут службы, даже шумные китайские туристы ведут себя тихо, смотрят с неподдельным вниманием.

Также собор посещают множество паломников. Ни одной жалобы, что кто-то кого-то раздражает, я не получал. Что касается венчания, пока представители духовенства не обращались. Если честно, я бы не возражал. Ведь это так красиво!

Юрий Мудров: «Ни одной жалобы, что кто-то кого-то раздражает, я не получал». Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Острых вопросов тоже немало. Так, недавно вы уволили больше десяти человек. Некоторые из оппонентов открыто заявили о «зачистке» кадров. С чем это связано?

По решению администрации освобождён всего один сотрудник, работа которого нас не устраивала. Дама пару раз в неделю приходила во время концертов и отрывала билеты… При этом зарплата ей полагалась, как директору небольшого учреждения культуры. Также в штатном расписании было много странных, дублирующих должностей. В музее, например, нет театра, сцены и концертных площадок, однако числились два машиниста сцены, несколько концертных администраторов, режиссёр театра. Более того, создали целое концертное бюро, где через посредников организовывались выступления.

Со всеми этими, мягко говоря, не очень занятыми товарищами мы провели переговоры, предложили иные условия. В итоге более десяти человек ушли «по соглашению сторон», получив достойную, предусмотренную законом компенсацию. Поэтому о «зачистке» говорить смешно. Ни один из экскурсоводов, хранителей, реставраторов не потерял место. Трудовая инспекция подтвердила правоту наших действий.

Всё попробовать и потрогать

- Ещё прошла информация, что собираются уничтожить знаменитый камерный хор Исаакиевского…

Опять чьи-то фантазии. Хор под руководством Владимира Беглецова и сегодня входит в состав ГМП, все его участники активно работают. Конечно, раньше коллектив имел постоянную базовую площадку в Смольном соборе, где постоянно проходили концерты. Сегодня, после передачи собора РПЦ, такого центра нет, но артисты по-прежнему имеют прекрасную возможность выступать в Исаакии, Спасе на Крови, Академической капелле. 8 сентября в Исаакиевском соборе состоится концерт, посвящённый 76-й годовщине начала блокады, будут исполнены произведения Свиридова, Шостаковича. Вход свободный, и мы приглашаем всех.

- Недавно вам передали здание на Большой Морской, 40. Что там будет?

Хотим создать музей ленинградской-петербургской реставрации - показать, насколько этот труд сложен и красив. Ведь реставрационная школа нашего города - это образец, эталон. Накоплен огромный опыт, который связан с восстановлением дворцов, ансамблей после войны. Представьте: 1942-й, голод, холод, самая страшная блокадная зима, а сотрудники уже думали о возрождении, составляли методички, как и что спасать…

Музей планируем интерактивный, современный, чтобы туда могли прийти молодые люди, с помощью новых технологий всё потрогать и попробовать. Постараемся, чтобы они своими глазами увидели, как работают настоящие мастера, познакомились с умельцами, спасающими утраченные ценности.

Также попытаемся создать архив, затем данные переведём в новые технологии, чтобы каждый человек мог посмотреть, как возрождались памятники. Из новых проектов - создание студии юного иконописца. Вести её будет молодой человек. Ему нет и 30, однако он замечательный лектор, преподаватель и уже с шести лет пишет иконы.

Юрий Мудров: «Реставрационная школа нашего города - это образец, эталон». Исаакиевский собор. Фото: Commons.wikimedia.org / Jrissman

В соборе много делается, чтобы с детищем Монферрана познакомились люди с ограниченными возможностями. Планируется ли расширить спектр услуг для таких граждан?

У нас создана целая служба, которая занимается организацией доступной среды. Есть место даже для собак-поводырей, которые сопровождают незрячих. Подписи ко многим экспонатам, указатели выполнены рельефно, на языке Брайля. Колясочники могут воспользоваться специальным лифтом, который поднимет их на смотровую площадку, где город виден с высоты птичьего полёта. В Спасе на Крови разрабатывается новый маршрут для инвалидов по зрению. Стараемся, чтобы приходили все, кто может. У нас много интереснейших мастерских, студий для детей, где они даже эмаль делают своими руками. Есть и семейные программы, большинство - льготные. В целом же у нас свыше 25 льготных категорий граждан.

Забыли о Чайковском

- Петербург часто называют городом-музеем. А каких памятных мест у нас не хватает?

Безобразие, что до сих пор нет музея спорта. Ведь город был родоначальником многих видов, в том числе фигурного катания. Сколько олимпийских чемпионов воспитали, великолепных атлетов, а музей не создан. Позор, что нет и мемориального музея Чайковского. Это при том, что на Малой Морской сохранилась подлинная квартира, где великий композитор провёл свои последние часы, даже планировка не нарушена. Я там был. Сейчас, скорее всего, она в частной собственности и выкупить сложно, но надо пробовать. В своё время этим вопросом занимались Аникушин, Пиотровский, Гранин, но чиновники их не услышали. А ведь достаточно в одной из комнат поставить рояль, на котором играл Пётр Ильич, и паломничество обеспечено. Я как-то подсчитал: только за один день в городе в среднем идёт свыше десяти спектаклей на его потрясающую музыку. Это национальный гений, наше всё. А мы не можем сохранить даже память.

Аналогичная история с музеем Лермонтова. До революции в Петербурге он существовал. И сегодня есть все материалы, документы - главный лермонтовский фонд находится в Институте русской литературы. На Садовой, 61, сохранился дом, где жил поэт. Но он разрушается и разворовывается, а мемориальная зона так и не создана.

Юрий Витальевич, вы работаете в культуре Петербурга свыше 40 лет. Хорошо знаете эту сферу. Отвечают ли музеи запросам сегодняшнего дня?

Они в хорошем состоянии. Другое дело, нужно, чтобы посетители приходили не только в Эрмитаж и Исаакиевский, Казанский собор, но и музей Анны Ахматовой, хлеба, артиллерийский и т. д. Для этого надо использовать максимум возможностей, неожиданные ходы. Ведь у нас на глазах меняются эпохи, поколения, привычными становятся космические технологии. В стремительном беге времени многое забывается, искажается. И именно музеи сохраняют подлинные вещи, доказательства и артефакты, которые дают понять, что происходило на самом деле. Эту подлинность не перебьют никакие гаджеты и Интернет. Практика показывает: история жёстко учит тех, кто не анализирует события прошлого. Мы многое потеряли, но шанс исправиться есть. Важно не упустить время.

Горожан отказаться от участия в несогласованной акции протеста, которая запланирована оппозицией на 3 августа в центре столицы. В сообщении сказано, что в полицию поступает информация о возможных нарушениях общественного порядка и готовящихся провокациях, в том числе использовании аэрозолей и пиротехники. Полиция предупредила, что будет оперативно реагировать на правонарушения и примет все меры для обеспечения правопорядка и безопасности.

Как рассказывал «Ведомостям» председатель Либертарианской партии Сергей Бойко, члены партии подавали заявку на проведение 3 августа в Москве акции в поддержку незарегистрированных кандидатов в Мосгордуму. Они просили столичные власти согласовать мероприятие на Лубянской площади. Также партия пыталась договориться провести шествие от Страстного бульвара через Тургеневскую площадь по Мясницкой улице до Лубянской площади, сообщал «Интерфакс». Однако столичная мэрия взамен предложила перенести акцию на проспект Академика Сахарова, где 20 июля уже проходил согласованный митинг о допуске независимых кандидатов к участию в выборах. Либертарианская партия на эту площадку не согласилась и направила в мэрию официальный отказ от митинга. После этого чиновники предложили политикам встретиться и повторно обсудить место и формат мероприятия. Для этого лидеры Либертарианской партии прибыли в одно из зданий столичного правительства на Новом Арбате. Одного из лидеров партии – Михаила Светова – задержали сразу же после переговоров. Большинство оппозиционных политиков также пропустят акцию 3 августа: Алексей Навальный, Дмитрий Гудков, Илья Яшин, Юлия Галямина, Иван Жданов получили административные аресты.

Предыдущая несогласованная акция протеста против недопуска независимых кандидатов состоялась 27 июля. Она была одной из самых массовых. По данным МВД, в ней приняло участие 3500 человек, организаторы насчитали не менее 10 000. МВД отчиталось о задержании 1074 человек. По данным «ОВД-инфо», задержанных больше – 1373 человека. В их числе было 42 несовершеннолетних. Не менее 25 человек получили ранения. Мэр Москвы Сергей Собянин оценил действия полиции как адекватные.

По итогам несогласованной акции Следственный комитет возбудил уголовное дело о массовых беспорядках на митинге оппозиции. Как отмечалось в пресс-релизе ведомства, группа лиц «неоднократно размещала в сети интернет призывы принять в ней участие», однако фамилии фигурантов не называются. Максимальное наказание по этой статье (по ней осудили многих фигурантов «болотного дела») – 15 лет лишения свободы. Также заведено три уголовных дела о применении насилия в отношении представителей власти. Максимальное наказание по ней – пять лет.

Директором музея “Исаакиевский собор” назначен искусствовед Юрий Мудров. Соответствующее решение в четверг, 15 июня, принял председатель комитета по культуре Константин Сухенко. Таким образом, исполняющей обязанности директора Ираде Вовненко не удалось закрепиться на этой должности на постоянной основе.

В четверг, 15 июня, председатель комитета по культуре Константин Сухенко подписал распоряжение о назначении Юрия Мудрова директором музея “Исаакиевский собор”. Такое решение было принято по итогам «отбора представленных кандидатов». С этого же дня Мудров приступил к работе.

Юрий Мудров работает в Петербурге в сфере культуры с 1982 года. Ранее он Мудров работает в сфере культуры с 1982 года, в Петербурге он занимал руководящие должности в государственных музеях-заповедниках «Павловск», «Ораниенбаум», Петербургском фонде культуры, Государственном музее истории религии.

Издание “Фонтанка.Ру” отмечает, что Юрий Мудров считается религиозным человеком. «Не надо забывать и о религиозной составляющей внутреннего мира «нашего героя», о вере. Родившийся в Пскове, на земле, которая может, как сам Ю. В. Мудров говорит, считаться «Русской Палестиной», и в те годы, когда «неслепящий свет Веры» озарял эту землю, он коснулся этих светильников. А каковы были эти светильники - валаамские старцы, Митрополит Вениамин (Федченков), архимандрит Алипий (Воронов), Митрополит Иоанн (Разумов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), отец Николай Гурьянов, отец Сергий Желудков, иеросхимонах Сампсон (Сиверс)… » – описывают коллегу искусствовед Светлана Смирнова.

Отметим, одновременно с назначением Юрия Мудрова президент России Владимир Путин затронул в ходе своей ежегодной “прямой линии” проблему передачи Исаакиевского собора Русской православной церкви.

«У нас есть закон о передаче религиозных зданий религиозным организациям, и мы должны его исполнить. Вместе с тем, у нас есть международные обязательства и другие законы, которые запрещают передавать то, что является памятниками архитектуры и находится под защитой ЮНЕСКО. Но мы легко выйдем из этих противоречий, обеспечив и музейную деятельность, и отправление этих религиозных культов», – заявил Владимир Путин.

С 31 мая по 15 июня обязанности директора “Исаакиевского собора” временно исполняла заместитель директора по связям с общественностью Ирада Вовненко. Несмотря на непродолжительный период руководства учреждением она стала фигурантом нескольких скандалов.

Сразу после назначения СМИ обратили внимание на то, что Вовненко является автором не только книг для детей, но и дамских эротических романов. Первое произведение «Любовь и счастье добавлять по вкусу» вышло в 2009 году. Затем были опубликованы романы: «Влечение» и «Дресс-код вдохновения». Книгу «Любовь и другие диссонансы» Вовненко написала в соавторстве с польским писателем Янушем Вишневским. Традиционным примером ее творчества является такой фрагмент: «Сергей целовал ее нежную шею, полную грудь, которая отзывчиво устремлялась под его пальцы. До обширной кровати они не добрались, антрацитово-черная юбка и кружевная единица белья были отброшены прямо на подоконнике. Что это? Как давно она не испытывала таких ощущений, этого уплывающего неба, ускользающей действительности…»

Не успела петербургская общественность как следует изучить творчество Ирады Вовненко, как последняя оказалась в центре нового скандала. Утром 2 июня СМИ сообщили, что губернатор Георгий Полтавченко распорядился заменить ее на “какого-нибудь мужчину”. Спустя два часа свое увольнение подтвердила и сама ио директора. «Я сама ухожу, сейчас пишу заявление. И очень счастлива от этого», – заявила Вовненко РИА. Еще через несколько минут вице-губернатор Владимир Кириллов опроверг информацию как о принудительном, так и о добровольном увольнении Вовненко. “Комитет по культуре ведёт подбор кадров. Кандидатур мне представят на согласование. Может, останется Ирада и директором», — заявил Кириллов, добавив, что Вовненко проработает директором музея “еще как минимум месяц”. К тому времени уже и пресс-служба “Исаакиевского собора” начала опровергать слова своего руководителя, настаивая, что Вовненко работает в обычном режиме.

Причины:

Сразу после назначения исполняющим обязанности директора Ирады Вовненко в прессе стала появляться информация о наличии у нее обширных связей среди представителей исполнительной власти Петербурга. За счет чего, как считалось, Вовненко постарается утвердиться в новой должности уже на постоянной основе. Сама она заявляла, что намерена вести переговоры с РПЦ, чтобы прийти к консенсусу в вопросе передачи ей Исаакиевского собора с сохранением музея.

Возможно, в Смольном посчитали, что при необходимости Вовненко не сможет проявить достаточной лояльности в вопросе передачи собора. С другой стороны, не исключено, что в городском правительстве с настороженностью относились к Вовненко из-за неоднозначности ее профессионального пути.

«Документы на Мудрова ко мне поступили, он будет назначен. Это уважаемый и опытный искусствовед», – охарактеризовал будущего главу музея Исаакиевский собор заместитель губернатора в разговоре с «Фонтанкой».

Юрий Мудров - искусствовед, член Союза художников, вице-президент Российского Комитета Международного Совета музеев (ICOM UNESCO), член Европейского Общества культуры (SEC), член Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Автор более двадцати книг, десятков каталогов, сотен статей в сборниках, журналах и газетах, автор теле- и радиопередач, сценариев фильмов. Был заместителем директора по научной работе ГМЗ «Ораниенбаум», работал в ГМЗ «Павловск», значился замдиректора по экспозиционной, выставочной работе и внешним связям музея истории религии. В течение 8 лет (2006-2014 годы) руководил выставочным проектом «Александр Бенуа ди Стетто (1896 – 1979). Возвращение в Россию», который выставлял в том числе в Исаакиевском соборе.

Мудров - религиозный человек, по крайней мере таким его описывают на сайте союза художников: «Не надо забывать и о религиозной составляющей внутреннего мира «нашего героя», о вере. Родившийся в Пскове, на земле, которая может, как сам Ю. В. Мудров говорит, считаться «Русской Палестиной», и в те годы, когда «неслепящий свет Веры» озарял эту землю, он коснулся этих светильников. А каковы были эти светильники - валаамские старцы, Митрополит Вениамин (Федченков), архимандрит Алипий (Воронов), Митрополит Иоанн (Разумов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), отец Николай Гурьянов, отец Сергий Желудков, иеросхимонах Сампсон (Сиверс)... » – описывают коллегу искусствовед Светлана Смирнова.

Дочь Юрия Мудрова Анна, как и отец, является искусствоведом, также она – учредитель ООО «Серебряные ряды», которое расположено по адресу дирекции Исаакиевского собора - на Невском, 29. Это не совпадение, ранее учредителем «Серебряных рядов» был петербургский Фонд культуры, он зарегистрированв соседнем доме. На данный момент организация ликвидирована, но до 2013 года ее совладельцем значился Юрий Мудров. В 2005 году газеты пестрили заголовками о скандале: «Выселение Петербургского общественного фонда культуры, основанного Раисой Горбачевой и Дмитрием Лихачевым, ради дирекции Исаакиевского собора приведет к гибели организации», – писали журналисты. Оппозиционные СМИ сообщали о митингах музыкантов и студентов в защиту Фонда. Протестующие предполагали, что на Невском проспекте может появиться не администрация музея, а какой-нибудь коммерческий проект. Этого, как мы знаем, не случилось. Согласно открытым данным, Мудров публично в конфликте не участвовал, тем не менее с понедельника, 19 июня, ему предстоит вернуться в здание на Невском, уже не в качестве учредителя Фонда, а в качестве директора Исаакия.

Узнать его позицию о передаче собора «Фонтанке» не удалось: искусствовед оказался очень занят. Тем не менее, в музее существует мнение о том, что одновременно с его приходом должна поступить заявка от РПЦ и процесс по передаче здания храма будет запущен. Якобы об этом сообщили нынешнему и.о. директора Ираде Вовненко в Смольном - ее кандидатуру также рассматривали на пост директора, однако, как говорят, узнав о таком развитии ситуации, она отказалась от роли, которую некоторые вопринимают как роль «могильщика». Подтверждать или опровергать данную информацию Вовненко «Фонтанке» не стала.

В начале текущего года власти Петербурга сообщили о намерении передать Исаакиевский собор в пользование Русской православной церкви. Этот вопрос вызвал широкую общественную дискуссию как в городе, так и за его пределами. В ходе "Прямой линии" 15 июня президент России Владимир Путин заявил, что вопрос передачи РПЦ Исаакиевского собора необходимо деполитизировать, собор должен сохранить и музейную функцию. О том, как сегодня музей взаимодействует с церковью и каковы перспективы передачи Исаакия РПЦ рассказал в интервью информационному агентству "Интерфакс Северо-Запад" директор Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Юрий Мудров.

Юрий Витальевич, вы были назначены руководителем ГМП "Исаакиевский собор" в середине июня. Вы ожидали, что станете директором Исаакия?

Предыстория такова: я должен был стать директором другого петербургского музея.

- Какого - не скажете?

Нет, не скажу, раз это не состоялось, то зачем же? Но все уже было подготовлено: министр культуры Владимир Ростиславович Мединский должен был поставить подпись, все согласования были. И вдруг меня вызвали в Смольный и сказали, что есть такое предложение: мы изучили ваш опыт и полагаем, что вы можете возглавить музей "Исаакиевский собор".

- Ирада Вовненко уже была исполняющим обязанности руководителя музея на тот момент?

Да, уже была. Но, честно говоря, я ее никогда не видел и не был с ней знаком. Она не была известным музейным работником, а мне знакомы многие музейщики. Когда я пришел, в тот же день принесли от нее заявление об увольнении по собственному желанию. Она решила со мной не встречаться.

Какие задачи перед вами как директором музея поставили в комитете по культуре и в администрации губернатора?

Я сразу спросил: прихожу ли я как директор музея? Именно музея? Да. Мне ответили, что это действующий музей, и сегодня крайне важно поддержать тот высокий уровень музейной деятельности, который уже достигнут в Исаакиевском соборе. Передо мной поставили четкую задачу: быть директором музея.

Мне часто задают вопрос: вы за передачу собора церкви или против? Я ни за, ни против. Я прекрасно понимаю, что все здесь непросто, что есть разнополярные мнения. Но важнее всего сегодня, на мой взгляд, - это достичь некоего понимания того, что собор - не мой, не ваш и даже не конкретных лиц в церкви или в музее. Собор - нашего государства, нашего Отечества. Безусловно, Русская православная церковь имеет полное право находиться там, быть там, потому что это не только величайший памятник культуры и архитектуры, но и храм. Строился он как собор, и на фронтоне там все написано. Мы не только не должны забывать эту духовную, сакральную составляющую, но и использовать в своей работе. Мы - музейные работники, и если мы не будем точны, это будет очень смешно.

- Ведутся ли сегодня какие-либо действия, направленные на передачу собора РПЦ?

Насколько мне известно, на сегодняшний день ни документов нет, по которым можно было бы начать передачу, ни распоряжений. Насколько я знаю, они или отозваны (если были) в настоящий момент, или не были подготовлены до конца. Сегодня решения о передаче в пользование церкви собора нет.

То есть сохраняется статус-кво, который был достигнут за последние годы, и сотрудничество музея и церкви продолжается в рамках соглашения?

Абсолютно точно. Я буквально недавно его просматривал. Кстати, мы сейчас консультируемся насчет его корректировки. Епархия обратилась с просьбой наше соглашение подкорректировать в части времени богослужений, чтобы стало больше служб, которые проводятся в центральном нефе собора. Мы согласны в той части, что в двунадесятые праздники и праздники собора - скажем, дни святых Исаакия Далматского, Александра Невского - проводились большие торжественные службы. В этом мы достигли взаимопонимания. Я разговаривал с высокопреосвященным митрополитом Варсонофием о том, что это, конечно, парадный собор, и большие службы здесь, в центральном нефе, должны вестись, но не каждый день. К тому же мы музей, у нас есть государственные планы-задания, мы отчитываемся, у нас существуют договоры, и мы не можем уменьшить число туристов. Есть договоры с крупнейшими туристическими компаниями мира, мы должны выполнять свои обязательства. И потом, мы тоже несем духовную функцию, мы объясняем абсолютно всем на доступном, понятном языке ценность этого собора и как памятника, и как духовного центра.

Хочу подчеркнуть, что никаких подпольных, скрытых задач у меня абсолютно нет. Нам надо завершить туристический сезон, хорошо закончить год, достигнув определенных показателей, надо завершить реставрацию живописи и архитектурную реставрацию в Спасе на Крови. У нас море дел. Надо осваивать два новых помещения: на Большой Морской и на Думской улицах. Мы должны продолжать и поддерживать работу нашего великолепного хора, нашего прекрасного детского центра и так далее.

Музей будет продолжать образовательную, просветительскую, духовную работу. Все люди, с которыми я знаком и продолжаю знакомиться, не просто любят, а обожают Исаакиевский собор. У нас работают большие патриоты, замечательные музейные специалисты, некоторые из них трудятся практически с момента основания музея.

Корректировка соглашения между музеем и церковью предполагает только увеличение числа служб или еще что-то?

Речь идет только об увеличении числа богослужений в центральном нефе. Никаких новых пунктов нет. Уже не один год у нас существует соглашение о социальном партнерстве, о порядке проведения богослужений и других религиозных мероприятий. Музей, в частности, обязуется предоставлять помещения для богослужений по согласованному графику, установлено расписание, когда мы должны открыть собор для подготовки к службам, во сколько начинать запускать прихожан и так далее. Музей обязуется предоставлять возможность свободного входа всем желающим посетить службу, обеспечить чистоту и порядок. Согласуется месячное расписание таких служб и иных религиозных мероприятий.

- Насколько больше станет служб?

Немного меняется время, когда музей должен будет открываться для богослужений. И речь идет о проведении больших торжественных богослужений в центральном нефе. Они и сейчас проводятся. Это мы зафиксируем в совместном документе. Это, как я уже сказал, двунадесятые праздники - основные праздники, которые связаны с жизнью Христа, - и плюс к этому соборные праздники. Я с этим согласен, такие вещи надо проводить в центральном нефе. Кстати, они привлекают и внимание туристов: туристы с большим интересом относятся к большим богослужениям, крестным ходам. Это очень колоритно, красиво, ведь поет и церковный хор. Большой праздник. Я бы, честно говоря, не просто бы не возражал, а приветствовал, скажем, венчание в Исаакиевском соборе. Конечно, в установленном и согласованном порядке.

- Можно представить, какой ажиотаж это вызовет, очереди выстроятся...

Да, зато это так красиво! Но собор все же не супермаркет, поэтому установили бы особый порядок, записывали бы. Всех удовлетворить, конечно, нельзя. Но работать надо.

Я говорю о том, что мы не только не препятствуем церкви, но готовы к дальнейшему сотрудничеству. Мы сами понимаем, что это храм.

- Вы знакомы с патриархом, обсуждали с ним судьбу Исаакия?

Прямых обсуждений у меня с ним не было. Я думаю, что патриарх наверняка знает, что я назначен директором. Я работал в музее истории религии, а когда работал в Павловске, мы открыли одну из первых действующих церквей в музее. Там немного иной порядок был, это домовая церковь. Думаю, что приятная чаша встретить патриарха меня не минует. Во всяком случае, конечно, если будет такое, я скажу ему и свое мнение.

- Слова президента о соборе на "Прямой линии" вы как трактуете?

Так и трактую: Исаакиевский собор - такое место, которое, безусловно, должно быть и храмом, и музеем. Помимо сакральной функции он несет еще и фантастическую функцию прямого воздействия на человека, на его эстетические чувства. Когда человек видит прекрасное, он испытывает восторг, воодушевление, он уже не сможет совершать каких-то асоциальных поступков. Это духоподъемное место. От него захватывает дыхание. Президент сказал, что надо сохранить обе функции. Я абсолютно с таким мнением согласен. Это ведет к консолидации общества, мы должны жить в мире и покое.

- Его слова дают гарантию, что музей не закроют и не выселят, а экспонаты не переместят по другим хранилищам?

Да, да, точно так. С музейными экспонатами вот как обстоят дела. Львиная доля экспонатов Исаакиевского собора - это иконы, это колонны из полудрагоценных камней и прочие архитектурные элементы, это живопись, скульптурное убранство. Смешно, чтобы кто-либо начал их вывозить. Нет таких людей безумных.

Я думаю, что это будет новая модель. Без музейной функции в Исаакиевском соборе нельзя. У церкви есть своя функция: говорить о том, что есть добро, как человеку жить, как получить спасение. А мы должны показать чудо творения рук человеческих, уникальность этого. Эти вещи очень взаимосвязаны, поэтому сегодня не надо никаких баррикад.

Вы планируете возродить должность замдиректора по научной работе. Значит ли это, что Исаакиевский собор будет расширять свою научную деятельность, проводить музейные конференции и так далее?

Да, обязательно. Скорее всего, это будет сотрудник Исаакиевского собора. Посмотрим, сможет ли прежний замдиректора по науке вернуться по состоянию здоровья. Если нет, то мы подберем другого кандидата. Обязательно это будет возвращено, вопрос решим в ближайшие дни.

На будущий год отмечается 200 лет с момента начала строительства Исаакиевского собора. Мы решили подготовить масштабную выставку к этой дате, пройдет она в центральном выставочном зале "Манеж". Мы ожидаем, что выставка будет невероятно интересной, жители города просто обязаны на нее прийти. Прежде всего, мы будем делать ее именно для жителей, поскольку туристы все-таки подобные вещи посещают реже.

Мы хотим показать подлинную историю Исаакиевского собора. Ведь посмотрите, сколько разных слухов, домыслов ходит по этому поводу. Даже умные люди иногда говорят: "Собор никогда не принадлежал церкви!" Но позвольте, а кому он принадлежал? Император был помазанником божьим, главой Русской православной церкви. Технически собор управлялся министерством, был и комитет строений. И все сложнейшие архитектурные сооружения, которые в Исаакии созданы, надо было содержать и обслуживать. Раньше не было такой современной инженерии, и для поддержания такого могучего здания требовались огромные усилия. Конечно, этим не священники занимались. Но извините, вся религиозная, церковная составляющая была в ведении Синода. Это был особый собор, ведомство императорского двора обращалось к церковным властям, чтобы провести ту или иную праздничную или торжественную службу. Эти парадные службы с крестными ходами были очень любимы народом. Было многолюдно, красиво, интересно. Не надо забывать и о том, что это был собор, в котором служили торжественные службы по случаю годовщин различных побед российской армии. С 1856 по 1922 год был кафедральным собором империи.

- Вы посещали Москву, проводили деловые встречи. С кем вы вели переговоры, о чем?

Как таковые переговоры я не вел.

- Вы ходили в Минкульт.

Да, с Министерством культуры я консультировался, но это были консультации, потому что напрямую мы им не подчиняемся, но есть общий порядок, "Закон о музеях и музейном фонде" и так далее. Я интересовался тонкостями закона, инструкций о памятниках движимых и недвижимых. Мы же не существуем сами по себе, вся наша деятельность регламентирована. Есть экскурсионные планы и так далее. Много вопросов.

- То есть никаких закулисных разговоров о судьбе Исаакия?

Я вам скажу так: на сегодня расставлены точки над "i". Определено, чем нам заниматься. Директор музея не должен быть политиком и заниматься политиканством. Это не моя задача. От директора музея многое зависит в музее, а в политике нет. Я не должен занимать позицию "за" или "против".

- У вас нейтралитет в общественной дискуссии?

Совершенно точно. Да.

- А в вопросе референдума?

Нет, нет, нет, это не наше дело. Если мы будем заниматься референдумами, нам некогда будет смотреть за содержанием памятника. Нам некогда будет заниматься своей работой.

- Известно ли вам что-то о подготовке заявки от РПЦ на передачу собора?

Насколько я знаю, сегодня этого нет. Я не слышал, что кто-то бежал, нес заявку. Об этом надо спрашивать у церковнослужителей. И всё равно: допустим, принесли заявку. Передача - это определенный процесс. Закон регулирует все его вопросы. Я имею в виду экспонаты, помещения. Мы не можем так все схватить и нестись куда-то, переезжать. И на это никто не пойдет. В церкви также понимают, что музейные ценности - это ценности наши общие.