содержимое:

Последняя пьеса А. П. Чехова была закончена в 1903 году. В основе произведения тема общественно-исторического развития России в переломную эпоху, на стыке «старого» и «нового» веков. Смена хозяев вишневого сада является своеобразным символом этого процесса. Однако писателя интересует не конфликт прежних и новых владельцев вишневого сада, а столкновение прошлого и настоящего России, зарождение будущего в этом процессе.

Вишневый сад — центральный образ в пьесе. Он олицетворяет Родину, Россию, ее богатство, красоту, поэзию. У каждого героя свое восприятие сада, свое отношение к нему. Образ сада выявляет духовные возможности каждого из персонажей. Петя Трофимов указывает путь к возрождению гармонии в человеке и в окружающем мире. Петр Сергеевич Трофимов — разночинец, сын аптекаря. Он студент Московского университета, сам себя называет «вечным студентом». Герою почти тридцать лет, но он до сих пор не закончил курса. В пьесе есть намек на то, что из университета Петю выгоняют не за успеваемость, а за его революционную, т. е. антиправительственную деятельность. Трофимов беден, терпит лишения: «Как зима, так я голоден, болен, встревожен, беден, как нищий…» У него нет дома, семьи, он одинок: «… Я уже столько вынес!… Куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Несмотря на голод и болезни, Трофимов решительно отказывается жить за чужой счет, брать взаймы. Он гордо заявляет Лопахину: «Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти…» Трофимов живет своим трудом: «за перевод деньги получил»; он умен, образован. Многие его суждения верны и глубоки. Трофимов проповедует социалистическую идеологию: студента не устраивает тип существования изображаемых в пьесе дворян.

В глазах разночинца главный недостаток Гаева и Раневской — бездеятельность, барство, привычка жить за счет чужого труда. Трофимов резко осуждает прошлое, насилие над личностью. Студент гневно заявляет, что вишневый сад — символ рабства, что с каждого дерева на него смотрят замученные «человеческие существа». Бывшие владельцы живых душ, по мнению Трофимова, должны искупить прошлое только «необычайным, непрерывным трудом». Студент не принимает планы переустройства русской жизни на буржуазный лад. Он осуждает Лопахина как дельца, у которого нет широкого взгляда на проблемы всей страны. Потребительское отношение к природе, богатствам окружающего мира, погоня за выгодой, прибылью получают в трактовке студента точное определение. Он говорит Лопахину: «… вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен». Трофимов советует купцу не размахивать руками, предрекает кратковременность его пребывания, так как видит хищную сущность капитализма. Трофимова волнует судьба интеллигенции, он размышляет о ее роли в переустройстве России, обличает праздность «философов»: «Громадное большинство той интеллигенции, какую я знаю, ничего не ищет, ничего не... делает и к труду пока не способно». Студент полон веры в новую жизнь. «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Однако Чехов к высокому пафосу речей, призывов Пети относится иронически. Пламенные слова Трофимова не случайно перебиваются то игрой Епиходова на гитаре, то стуком топора по дереву. Автор видит определенную односторонность даже во многих справедливых суждениях Трофимова.

Для студента Трофимова вишневый сад — воплощение крепостного уклада жизни: «Подумайте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостниками, владевшие живыми душами…» Трофимов не разрешает себе любоваться красотой сада, без сожаления расстается с ним и внушает юной Ане такие же чувства. Чехов показывает в герое черты, которые сближают его с жизненной установкой Гаева и Раневской. Он часто произносит слишком громкие, отвлеченные общие фразы: «Мы идем неудержимо к яркой звезде. » Автор иногда ставит Трофимова в комическое положение: Петя падает с лестницы, постоянно ищет старые галоши. Определения-характеристики: «чистюлька», «смешной урод», «недотепа», «облезлый барин» снижают образ Трофимова, вызывают насмешку. Неловкий, нескладный, неухоженный Петя вызывает к себе снисходительную жалость. «Очки», «негустые волосы» — эти детали дополняют портрет «вечного студента». Пристрастие Пети к звонкой фразе, поучениям, рассеянность, категоричность суждений осложняют его отношения с окружающими. Варя говорит ему: «Студенту надо быть умным». Петя заявляет: «Мы выше любви». Это высказывание подчеркивает нравственную ущербность, неразвитость героя. Не случайно Раневская говорит ему: «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа». Трофимов не выглядит героем. В определении-характеристике «вечный студент» заключена мысль о том, что Петя не сможет быть достойным вишневого сада. Его роль — пробуждение сознания молодых людей, которые уже сами будут искать пути борьбы за будущее. Поэтому Аня восторженно впитывает в себя идеи Трофимова. Она не ставит себе целью выйти замуж за богатого человека, стремится к высшим идеалам.

У Трофимова в суждениях содержится позитивное начало, жизнь его может вызвать в какой-то степени уважение, но он способен только указать путь, а сам остается «вечным студентом». Настоящее время, по Чехову, требует не восклицаний и восторгов, не полного отрицания прошлого, а поступков и решений для спасения красоты, духовности. «Вечный студент» Петя Трофимов изображен Чеховым с симпатией и уважением. Это самоотверженный и бескорыстный человек, проповедующий новые идеи. Характерна в этом плане речь Трофимова, отличительной чертой которой является обилие научных и политических терминов. Его слова: богатые и нищие, рабочие, крепостники, труд, истина, философствуют и другие — раскрывают направленность его мыслей. Его речь эмоционально окрашена, взволнованна, с риторическими обращениями: «Верьте мне, Аня, верьте!», «Вперед! Не отставайте, друзья!» и др. Но, несмотря на все положительные качества Трофимова, Чехов сомневается в возможности таких людей построить новую жизнь — уж очень они односторонние, «никакой жизни сердца».

«Вишневый сад» - последнее произведение А.П. Чехова, его лебединая песня, по выражению К. Станиславского. В этой пьесе Чехов ставит вопросы о роли в обществе уходящих и нарождающихся классов, о судьбах русской национальной культуры. Герои пьесы олицетворяют «старое» и «новое» начало жизни общества.
Прощание новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, обреченным на скорый конец, устремление к завтрашнему дню родины – в этом и заключается содержание «Вишневого сада».
Настолько назрел конец старой жизни, что она представляется уже водевильно-нелепой, «призрачной», нереальной. Призрачны и отжившие типы этой уходящей жизни. Таковы герои пьесы – Раневская и ее брат Гаев.
Раневская и Гаев – хозяева восхитительного имения, красота которого заключена в поэтическом вишневом саде. Хозяева довели имение своим легкомыслием, полнейшим непониманием реальных условий до жалкого состояния. Предстоит продажа имения с торгов. Оба проливают множество слез о потере своего вишневого сада. Но «ужасная драма» и не оказывается драмой по той простой причине, что эти люди не очень способны к серьезным, глубоким чувствам.
Образ вишневого сада играет большую, многостороннюю роль. Прежде всего, он символизирует поэзию старой жизни, ту поэзию «дворянских гнезд», исчерпанность, изжитость которой так остро чувствовал Чехов. А законная наследница отжившей поэзии «дворянский гнезд», юная Аня, дочь Раневской, весело, по-молодому звонко, бесповоротно прощается со всей этой устаревшей, потерявшей живое содержание, мертвой красотой. Ей поможет в ее духовном развитии, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему родине студент Петя Трофимов.
В лице «вечного студента» Трофимова Чехов показал представителя демократической молодежи, которая на рубеже XIX-XX веков активно призывала на борьбу против самодержавия, выдвигая, однако, не политические лозунги, а правовые, культурные, нравственные. Этот герой пьесы предстает перед нами как обвинитель существующих в России порядков. Он осуждает помещиков, «живущих в долг» - трудом своих крепостных. Враждебно относится Петя и к «новым хозяевам жизни» - дельцам, вроде Лопахина, которые разрушают, уничтожают все то, что создавалось в прошлом, не думая о последствиях. Трофимов прославляет труд и призывает трудиться: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».
В Трофимове Чехов воплотил устремленность в будущее. Этот герой вовлечен в общественное движение, он говорит о необходимости других порядков в стране. Правда, конкретные пути к изменению общественного устройства ему не ясны. Он не призывает насильственным путем свергнуть самодержавие, а лишь декларативно зовет к будущему. И драматург наделил его чертами чудаковатости (вспомним эпизод поисков калош и падения с лестницы). Но все же призывы Трофимова пробуждали окружающих людей и заставляли смотреть вперед. Он призывает Аню перевернуть жизнь, говоря о цветущем саде и счастье в нем. Будущее встает перед ним в образе небывало прекрасного сада. «Вся Россия – наш сад», - говорит Петя Трофимов, и ему вторит Аня: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…». Придут люди, которые будут достойны всей красоты родной земли. Они очистят, искупят все ее прошлое и превратят всю родину в волшебный сад.
«Вечный студент» Петя Трофимов изображен Чеховым с симпатией и уважением. Это самоотверженный и бескорыстный человек, проповедующий новые идеи. Характерна в этом плане речь Трофимова, отличительной чертой которой является обилие научных и политических терминов. Его слова: богатые и нищие, рабочие, крепостники, труд, истина, философствуют и другие – раскрывают направленность его мыслей. Его речь эмоционально окрашена, взволнованна, с риторическими обращениями: «Верьте мне, Аня, верьте!», «Вперед! Не отставайте, друзья!» и др. Но, несмотря на все положительные качества Трофимова, Чехов сомневается в возможности таких людей построить новую жизнь – уж очень они односторонние, «никакой жизни сердца».

"Вечный студент" именно так, сам себя называет один из героев пьесы "Вишнёвый сад" сын аптекаря Петя Трофимов. Его образ изначально был задуман как положительный, он ни к чему не привязан и не обременён заботами об имении. Именно его автор наделяет уникальной возможностью смотреть на все события со стороны и иметь на всё непредвзятую точку зрения.

Пете около тридцати лет, но он никак не может закончить Московский университет, из которого оказывается отчисленным за свою деятельность, направленную против правительства. Чехов изображает данного героя правдивым, бескорыстным человеком, не стремящегося к какой-либо наживе, который отказывается принимать тип жизни зажиточных дворян. Петя считает себя свободным человеком, исходя из этой теории, он отказывается от денег предлагаемых ему Лопахиным и так же отказывается от любви, "мы выше любви". Он считает, что всё это способно иметь власть только над людьми со старыми понятиями.

Вишнёвый сад для Пети несёт отпечаток рабства, в котором каждое отдельно растущее дерево напоминает ему измученное человеческое существо. Зажиточная часть населения, как считает Трофимов, обязана искуплять вину перед своими слугами только изнуряющим трудом. Петя осуждает взгляды предприимчивого дельца Лопахина за его потребительское отношение к природным богатствам.

Трофимов обеспокоен будущей судьбой интеллигенции, так как та часть, с которой он знаком, по его мнению, не пытается искать и ни к чему не приспособлено. Петя хочет идти в первом ряду тех, кто ищет высшую правду. Его роль - это пробуждение сознания молодого поколения, таких как Аня, которая впитывает все идеи Пети. Однако, несмотря на всю чистоту и глубину его помыслов, автор то и дело перебивает Петю то звуками гитары Епиходова, то стуком топора, показывая тем самым, что подобные суждения еще далеки от воплощения.

Всё же у такого положительного героя есть и отрицательная черта видеть во всём только грязь. Даже делец Лопахин восхищается просторами полей России и её горизонтами, в то время как Петя говорит только о нечистоте, в том числе нравственной и мечтая о будущем не замечает настоящее.

Трофимов как герой пьесы выполняет роль скорее комическую. Он хоть и стремится постичь высшее счастье, но понимает, что не создан для него. Однако именно на Петю автор возлагает надежду указать другим путь к этому самому счастью и это делает подобного героя незаменимым - как в произведении, так и в жизни.

Сочинение 2

Образ Пети Трофимова, один из главных в пьесе «Вишневый сад». Он сын аптекаря, который не обременен никакими заботами и ни к чему не привязан – птица свободного полета.

Но в отличии от других персонажей, таких как Раневская и Лопахин, Петя способен смотреть на происходящее со стороны, и трезво, непредвзято оценивать ситуацию. Антон Павлович Чехов первоначально задумывал Трофимова как положительного персонажа, но далеко не однозначного.

Петя, бывший преподаватель сына Раневской, разночинец двадцати шести лет. Многие в пьесе называют его «Вечным студентом», так как он уже долгое время учится, но всё никак не закончит ни одного курса. У него достаточно интересная внешность и манера поведения. Он носит очки и имеет привычку философствовать и всех вокруг учить жизни. Твердо уверен, что дворяне были очень ленивы и сейчас пришло время молодежи взять всё в свои руки. Себя же он относит к «новому» рабочему поколению.

Что касается его жизни, то он много скитается. Не задерживается на одном месте. В действиях пьесы он живет в поместье Раневской, а именно в бане, чтобы никому не мешать. Раневская его недолюбливает, говоря, что в его возрасте уже стоит перестать учиться, а пора жениться. В имении так же живет дочь Раневской – Анна, безумно влюбленная в Петю. Верит каждому его слову, а говорить то он очень любит, при этом ничего не делая.

Трудно не заметить ироничное отношение автора и самих героев пьесы к Трофимову. Как его только не называют: «Недотепа», «смешной урод», «чистюлька», «облезлый барин». Петя некрасив, неопрятен и нескладен. У него негустые волосы, к тому же он рассеян. Его образ очень контрастирует с мнением о нем, после его романтических речей. Хотя даже они имеют мало общего с реальностью, и говорят об абсолютном непонимании жизненной обстановки.

Но тем не менее, именно ему поручена важная роль! Он способен указать другим как дойти до своей цели. Это делает его уникальным, незаменимым персонажем. Хотя сам он понимает, что он не создан для счастья и никогда до него не дойдет.

В завершении пьесы он ищет свои забытые галоши, предающие абсолютную никчемность его жизни, которая лишь украшена красивыми словами доносящихся из его же уст.

Сочинение Петя Трофимов

Те, кто читал произведение Чехова «Вишневый сад», наверное, должны помнить о том, что один из героев называл себя «вечным студентом». И этим главным героем был Петя. Он относится к положительному образу героя. Кроме этого он никогда не задумывается над тем, чтобы о чем-то думать или заботиться и живет всегда только в свое удовольствие. На все что происходит в мире, он смотрит со стороны и на все у него имеется своя точка зрения и свое мнение.

Хотя главному герою всего лишь тридцать лет, но он до сих пор учится в Московском университете и никак не может его закончить. А все, потому что он однажды пошел против власти и теперь она не дает ему покоя. Он постоянно что-то замышляет против власти и не дает им закончить свои дела. Много раз ему предлагали деньги, но еще ни одному человеку не удалось его подкупить. Также он считает, что если он будет жить по старым понятиям, то ему удастся справиться с правительством. Кроме этого ни одна проблема или беда не проходит мимо него, и он всегда попадает в разные ситуации.

Многие описывают его как бедного человека, у которого имеется только одна одежда, которую он носит постоянно, а другой у него просто нет и купить новую он не может. Вот только он, поэтому поводу совсем не комплексует, а считает это вполне нормальным делом. Часто бывает, что герой винит в своих ошибках других людей, но при этом себя он ни в чем виноватым не чувствует.

Все что он умеет это переводить с разных языков разные тексты. И для этого ему приходится мотаться из одного города в другой или даже в другую страну.

Вишневый сад для него не значит, ничего и он был бы очень рад поскорее от него избавиться. Ведь он напоминает ему рабство.

Вот только его отношение к своей любимой девушке делает его отрицательным героем. Ведь кроме себя он больше никого не любит. У него имеется огромное количество идей, которые он мог бы воплотить в жизнь, но не может по различным причинам и чаще всего эти причины просто его нежелания что-то менять в своей жизни. Но, не смотря на это, он верит, что все вскоре пройдет и наступят лучшие времена. Вот только когда же они наступят никому неизвестно.

Несколько интересных сочинений

  • Родители Петра Гринева из Капитанской дочки сочинение

    Родители Петра являются второстепенными персонажами повести «Капитанская дочка». Отец Андрей Петрович ушел в отставку майором. Мать Авдотья Васильевна была дочерью бедного дворянина. Они были помещиками, в их владении было много крепостных.

  • Образы градоначальников в романе История одного города Салтыкова-Щедрина сочинение характеристики Глупов

    Роман «История одного города», созданный Михаилом Салтыковым-Щедриным в конце девятнадцатого века, является по-настоящему сатирическим произведением, в котором обличаются пороки власти, которая в то время была абсолютной

  • Доблесть советских воинов в Великой Отечественной войне показана в произведениях многих писателей. Но повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…» особенно трогает за душу. Подвиг пятерых девчат и старшины Васкова запомнился особенно.

    Наверное, каждый когда-либо в жизни представлял себя и то, какую семью он хочет видеть рядом с собой в будущем. У всех разные представления об идеальной семье. Кто-то мечтает о большой семье

Особое место среди персонажей комедии "Вишневый сад" занимает Петр Трофимов. Он - бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской, разночинец. Отец его был аптекарем. Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, он вечный студент, носит очки и резонерствует о том, что надо перестать восхищаться собой, а "только работать".
Герой красиво проповедует веру в непременное наступление лучшего будущего и личную свободу, потому что "человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину".
Трофимов обличает "грязь, пошлость, азиатчину", критикует российскую интеллигенцию, которая в большинстве своем ничего не ищет и не способна к труду. Как и Гаев, он склонен к декламации, не думая, что в категоричности некоторых своих суждений попросту смешон. О своих отношениях с Аней Петя говорит, что они выше любви: "Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, - вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!"
Опять же, как и Гаев, Трофимов призывает Аню верить ему, потому что предчувствует счастье. Раневская не без основания упрекает героя в душевной близорукости, когда он, утешая ее, говорит, что нет никакой разницы, продано имение или не продано. Она точно подмечает, что Петя только говорит, а сам ничего не делает, даже курса не кончил.
Повторяя любимое слово Фирса, Раневская называет Трофимова недотепой и гимназистом второго класса. На иронический вопрос Лопахина, дойдет ли он до "высшей правды", Трофимов уверенно отвечает: "Дойду или укажу другим путь, как дойти".
В финале герой разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его незадавшейся, несмотря на красивые слова и воодушевляющий пафос, жизни.

Студент Петя Трофимов помогает Ане в ее духовном росте, в определении отношения к прошлому, настоящему и будущему Родины. Он раскрывает ей глаза на то темное, страшное, что таилось за поэзией дворянской культуры.

Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить прошлое, покончить с ним. В этом - пафос пьесы. Трофимов зовет Аню к красоте будущего: "Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его... Вот оно, счастье, вот оно идет. Подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!"

Сам Петя Трофимов, по всем признакам, не принадлежит к числу передовых, умелых, сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике мы чувствуем некоторое противоречие между силой, глубиной, размахом мечты и слабостью мечтателя. "Облезлый барин", Петя Трофимов мил, чист, но чудаковат, интеллигентски рассеян, недостаточно жизненен и не очень способен к великой, упорной борьбе. В нем есть черты "недотепства", присущего почти всем персонажам этой пьесы. Но все же Петя Трофимов является образом качественно неповторимым. Трофимов причастен к революционной борьбе - потому-то он и "вечный студент".

Трофимова Чехов наделил некоторыми "смешными" чертами "облезлого барина" с явно обличительными намерениями, Аню же представил в бледных тонах, как самую обыденную, "среднюю" девушку. "Аня и Трофимов... словно плывут на какой-то льдине, едва держащейся у берега, навстречу волнам... без ясной программы жизни", - так высказался о героях Чехова Ф. Батюшков. Они - люди среднего уровня. Не такие люди создают движение, а движение их создает. Это обстоятельство весьма важно, так как свидетельствует о наличии действительно сильного движения, способного захватить в свои ряды даже таких средних личностей.
Идеализм Трофимова, так же, как и мечты Ани, отличается некоторой смутностью: Любовь Андреевна с полным правом бросает ему в глаза пресловутое словечко Фирса - "недотепа". Это выражение становится классическим. Оно применяется чуть ли не ко всем действующим лицам в комедии Чехова и символизирует главную мысль произведения: о том, что России нужны люди, люди не простые, а деятельные.

Фигура Трофимова - показатель того, что революционное движение захватывало все более широкие слои, к нему примыкали даже представители интеллигенции трофимовского типа. Еще года два-три назад Петя Трофимов был всего лишь философом-недоучкой, сторонником отвлеченных, оторванных от борьбы мечтаний о прекрасном будущем. Сейчас, на пороге революции, Петя Трофимов уже так или иначе участвует в деле, борьбе.

Но Петя Трофимов, такой, каким мы его застали в пьесе, еще "недоделанный", "недотепистый". Чехов чувствовал это, так же как и ограниченность своего собственного представления о людях новой России, революционерах. Отсюда - его своеобразная застенчивость в отношении к Пете, стремление снизить его, лишить претензий на фигуру героического масштаба. Но все то, что Петя говорил Ане о прошлом и будущем, о труде, борьбе - все это близко и дорого автору.


Петя Трофимов - один из персонажей пьесы «Вишневый сад», бывший учитель семилетнего сына Раневской , разночинец лет 26 или 27. Многие его называют «вечным студентом» и «гимназистом» потому что он все время учится и никак не закончит курса. Петя носит очки и любит философствовать о том, как надо жить. По его мнению, дворянство - это прошлый век. Они были слишком ленивы, а сейчас пришло время трудолюбивой молодежи.

Трофимов много скитается с места на место. На время действий, происходящих в пьесе, живет в имении Раневской, в бане, чтобы никого не стеснять. Дочь Раневской, Аня , влюблена в Петю и верит каждому его слову.

Трофимов ругает все то, что тормозит развитие России - «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. На самом деле, он и сам представитель интеллигенции, но не замечает этого. Он также красиво и много говорит, при этом ничего не делает. Характерная для Трофимова фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти» (до «высшей правды»).

Ни обещает лучшее будущее и призывает верить ему, ведь он чувствует, что счастье где-то близко. Трофимов отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным».

Раневская упрекает Трофимову в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение или нет. Вообще Раневская любит героя, называет его недотепой и гимназистом второго класса. В финале пьесы Трофимов разыскивает забыты галоши, которые становятся символом его ничтожного, хотя и освещенного красивыми словами, жизнь.