Елена Никитина

Никитиной Елены Николаевны (воспитателя МБДОУ №16 ст. Луковской)


оздокскому музею .

Мой музей ! Твои добрые стены

Воскрешают былые века.

Остается память нетленной,

Словно бурная Терек-река.

Ты – хранитель истории края,

И счастливых, и горьких лет.

Мы приходим сюда, узнавая

Чью-то книгу иль чей-то портрет.

О музей ! Собиратель Моздока ,

Ты для нас как родной человек.

Для тебя не отмеряны сроки.

Пусть же долгими будут дороги,

Ну а сердце – юным вовек.

Раиса Ермизина.

15 января 2014 года я в первый раз посетила Моздокский краеведческий музей . Родилась и выросла я в Карачаево-Черкесской республике, тоже богатой своей историей. В Моздоке я живу только 6 лет , поэтому посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы первых жителей г. Моздока и животных , которые обитали и живут до сих пор на территории района.

Удивляют первобытные орудия труда и орудия, сделанные из дерева, камня, металла. Переходя в другой зал, замечаешь смену исторических событий, убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте. Поражает своей массивностью казачий курень,

который был собран по крупицам самими жителями города. Я долго рассматривала все его детали, так как эта тема меня затрагивает больше всего, потому что мои прадеды были казаками. А так как мой дедушка (сейчас ему 90 лет) Ветеран Великой Отечественной войны, от посещения зала на эту тему у меня замирало сердце. И что больше всего понравилось : как грамотно и интересно экскурсовод могла рассказать и донести до посетителей историю каждой вещи .

Под ее рассказы начинаешь замечать, что мысленно представляешь себе историю того или иного предмета. Ловлю себя на том, что переношусь в другое измерение, меняю время действия, теряю ход событий. Начинаю понимать, что у каждого экспоната - своя история, и есть в этом что-то завораживающее.

Хочется поклониться всем живущим ныне ветеранам войны и тыла до самой земли. Они – достояние Моздока .

Таким образом, я совсем не пожалела об этой экскурсии. Думаю, что, посылая воспитателей в подобные места культуры и отдыха, Управление образования способствует не только теоретическому усвоению материала, но и дает возможность (и время) самостоятельно и наглядно ознакомиться с творчеством людей, живших до нас. А это особенно важно в настоящее время, когда интерес к культуре, к сожалению, не очень высок. А краеведческий музей - яркое свидетельство того, что лучшие страницы истории города будут сохранены.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа – детский сад»

Раздольненского районна

Республики Крым

Отчет о работе школьного краеведческого музея за 2014-2015 учебный год

Профиль музея – историко-краеведческий.

Руководитель музея: Агаева Татьяна Владимировна.

Имеется совет музея: Агаева Татьяна Владимировна – преподаватель истории,

Кузьмич Алла Васильевна – преподаватель географии,

Голованева Анастасия – ученица 9 класса,

Мартыненко Валерия – ученица 9 класса,

Дембицкая Екатерина – ученица 7 класса.

В музее имеются экспозиции по истории поселка, истории школы, геологии, культуре народов жителей села. В музее хранятся подлинные документы и экспонаты: фотографии, орудия труда и быта, письма, документы земляков, монеты, значки, грамоты, материалы газет, альбомы. Имеется инвентарная книга.

Цель работы музея: гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики.

Задачи образовательные: расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музея.

Задачи развивающие: приобщение учащихся к самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения краеведческого материала, развитие познавательного интереса учащихся к изучению истории.

Задачи воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны, формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.

В 2014-2015 учебном году была продолжена работа по реализации программы развития школьного краеведческого музея. Цель и задачи работы школьного музея ставились с учетом цели и задачам разработанной программы.

Для решения поставленных задач проводилась следующая работа:

В честь празднования 30-летия школы Советом музея была проделана огромная работа в подготовке юбилея школы. Были проведены тематические экскурсии: «История школы» (9-11 кл.) составлены вопросы для викторины, посвященной Дню рождения школы, для учащихся начальной школы, среднего и старшего звеньев. Обновлена и дополнена экспозиция: История села Орловка. Подготовлен материал для стенда: Мы Вас никогда не забудем (об умерших учителях). Составлена экспозиция: 30 лет Орловской школе, где разместилась информация об истории школы, директорах школы, заслуженных учителях.

За время учебного года были проведены экскурсия в музей для учащихся начальных классов: «Давайте познакомимся», беседа у фотостенда «Гордость школы», для жителей поселка был организован день открытых дверей в день рождения школы 18 сентября и беседы у стендов в музее «Страницы истории села Орловка», «Страницы школьных альбомов». Для учащихся школы проведены беседы «Память огненных лет», викторины «История Орловки», «Знатоки-краеведы». Беседы: . «Моя родина – Орловка» – беседа у стендов в школьном историко-краеведческом музее.

В музее были проведены следующие уроки истории для 9-11 классов : «Память огненных лет», «Защитники Родины – наши земляки», «Жители поселка в годы Великой Отечественной войны».

На протяжении всего учебного года Совет музея и руководитель музея поддерживали тесную связь с жителями села, которые пополняли фонд музея.

В рамках празднования 70-годовщины победы в Великой Отечественной войне была проделана следующая работа. Участие в акциях «Поздравь ветеранов с Победой». Экспозиция о ВОВ была обновлена и дополнена. В честь 70-летия был проведен урок учащимся 5-11 классов о истории ВОВ и героях ВОВ. Были проведены тематические экскурсии, посвященные Дню Победы для учащихся 1-11 классов.

Ученица 9 класса Мартыненко Валерия приняла участие в конкурсе «История городов и сел» с исследовательской работой «Орловка: прошлое и настоящее». Получила диплом участника. Исследовательская работа была написана на основе воспоминаний жителей и материалов районного краеведческого музея.

1. На протяжении своей деятельности музей является центром гражданско-патриотического воспитания; на его базе проходят мероприятия, школа актива, экскурсионная работа, уроки истории, музей паспортизован.

2. В музее работают школьники 7-10 классов, работает Совет музея.

3. Организация массовых мероприятий и участие в них – это живая исследовательская деятельность самих учащихся.

4. Взаимопомощь и сотрудничество учеников и учителей в исследовательской и экскурсионной работе дает положительные результаты: опросы, проведенные среди учащихся, показали, что учащиеся интересуются работой музея, принимают участие в подготовке музейных мероприятий, у них есть желание посещать его, большинство хотят стать экскурсоводами.

5. Работая в музее, учащиеся приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска необходимой информации, учатся анализировать изучаемый материал и использовать его в повседневной жизни, общаться со сверстниками и старшим поколением, а также повышается их музейная культура.

6. Старшеклассники помогают младшим адаптироваться в непривычной для них среде.

8. Музей посещают ежегодно все классы школы, родители, жители села.

Таким образом, музей является воспитательным и образовательным пространством для приобретения гражданского поведения и формирования качеств гражданина.

В школе и селе сложилось позитивное отношение к работе музея. Во время проведения дня открытых дверей посетители школьного музея оставили в тетради отзывов много хороших отзывов о работе музея.

Цель работы музея достигнута, задачи, стоящие перед школьным краеведческим музеем выполнены.

Руководитель школьного историко-краеведческого музея

преподаватель истории Т.В. Агаева

Исторический музей. Здание построено в 1875-81 гг. в псевдорусском стиле (архитектор В. О. Шервуд и инженер А. А. Семенов).

Исторический музей в Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы: научно-архитектурные и художественные музеи «Новодевичий монастырь», «Покровский собор», «Церковь Троицы в Никитниках», «Палаты 16-17 вв. в Зарядье», «Крутицкое подворье», Музей декабристов. Стены Историче­ского музея выложены из красного обожжён­ного кирпича, как и стены Кремля. На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находи­лось здание, где располагался в первые годы по­сле его основания Московский университет. Исторический музей хранит более че­тырёх миллионов экспонатов.

Последнее десятилетие двадцатого века во многом восстановило древний облик Красной площади. Вновь заблистал золотой купол и зазвучали колокола церкви Казанской божьей матери – напоминание о конце Смутного времени в Российском государстве и утверждении династии Романовых. Парадным входом на площадь, как и прежде, стали Воскресенские ворота с глубоко почитаемой всеми москвичами Иверской часовней. На четырёх угловых башнях затейливого здания исторического музея вновь по-хозяйски расположились двуглавые орлы, подчёркивая державную державную значимость главной площади Москвы.

Появление самого здания Исторического музея в сердце столицы было продуманным и рассчитанным шагом городских властей. Именно Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе – под возведение музея, призванного раскрыть и возвеличить тысячелетнюю историю государства Российского. Решение о создании Российского исторического музея принял император Александр ІІ в 1872 г. На объявленном вслед за этим конкурсе проектов победу одержали архитектор В.О.Шервуд и инженер А.А.Семанов. В августе 1875 г. состоялась торжественная закладка фундамента здания, а в1883 первые одиннадцать залов приняли посетителей. Открытие приурочили к коронации Александра ІІІ, имя которого музей носил до 1917 г.

Московская Городская Дума передала музею Голицынскую и Чертковскую библиотеки, содержащие множество уникальных рукописей. Крупные пожертвования поступали от знатных русских семейств – Голицыных, Бобринских, Кропоткиных, Оболенских, Масальских, Щербатовых, Уваровых. Особо почитали музей меценаты из купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачевы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше 300 тысяч предметов – произведения иконописи, лицевое шитье, древние манускрипты, русская живопись 18-19 вв. – вклад Щукина.

Указом Президента РФ Исторический музей внесён в список особо ценных объектов культуры, его собрание является федеральной собственностью и не подлежит отчуждению.

Посещение Исторического музея оставило у меня неизгладимое ощущение. От обилия залов и экспонатов захватывало дух. Воздух был пропитан духом истории. Передо мной вставали образы древнего человека и вымерших животных.

Удивляют первобытные орудия труда и оружие сделанные из камня. Переходя в другой зал замечаешь смену каменных орудий на железные. И убеждаешься, что развитие человечества не стояло на месте.

Поражает своей массивностью мраморный саркофаг, который был найден в Краснодарском крае.

Я долго рассматривал очень древний чёлн третьего тысячелетия до н.э. Он был изготовлен из цельного куска дерева (дуба) 5 тысяч лет назад. Его длина составляет 7,5 метров. Найден чёлн в пойменных отложениях реки Дон у села Щучье (Воронежская область).

Интересна история появления в музее кресла-трона с вензелем Александра І. В ходе Октябрьской революции он был утерян и найден случайно в антикварном магазине уже в середине 20 века. Трон был приобретён усилиями сотрудников Исторического музея. Изготовлен он из дерева, обит бархатом и частично покрыт позолотой. Так благодаря случайности мы имеем возможность рассматривать трон на котором восседал один из русских царей.

Любопытна посмертная маска Петра І, изготовленная по оригиналу Б.Растрелли (Петербург 1910 г.). Это дар Кексгольмского гренадёрского полка другому гренадёрскому полку в память равночтимого «отца предков». Я долго рассматривал сделанную в точности до мельчайших деталей модель 66

пушечного линейного корабля военно-морского флота России второй половины 18 века.

Конечно рассказать про все экспонаты Исторического музея невозможно, но мне хотелось бы остановиться ещё на нескольких.

Портрет стольника Г.П.Годунова. Холст, масло, Неизвестный русский художник.

Стольник, дворцовый (придворный) чин-должность в Русском государстве 13-17 вв. Первоначально прислуживал князьям (царям) во время торжественных трапез, сопровождал их в поездках. Позднее стольники назначались на воеводские, посольские, приказные и др. должности.

Герб С.С.Уварова. Бумага, краска, золото, 1850г. Получен музеем из коллекции П.И.Щукина в 1910-1912гг.

Уваров Сергей Семенович (1786-1855), граф (1846), российский государственный деятель, почетный член (1811) и президент (1818-55) Петербургской АН. В 1833-49 министр народного просвещения. Автор формулы «православие, самодержавие, народность». Инициатор принятия «Университетского устава 1835».


Государственные печати 1856-1881гг. (большая, средняя и малая). Служили для скрепления важнейших государственных документов в эпоху правления императора Александра ІІ. Изготовлены из свинца, вес большой печати 15 кг.

Художник Фоллевенс старший, 1700г. Холст, масло.

Матвеев Артамон Сергеевич (1625-82), боярин, приближенный царя Алексея Михайловича. Участник Переяславской Рады(1654 г.). Участник подавления Московского восстания 1662. С 1671 руководитель русской дипломатии. С 1676 в опале. Возвращен в Москву в 1682, убит стрельцами.

Шляпа гренадера. Кожа, медь, перо. Получена от Военного Исторического Музея, 1930г.

Гренадеры (франц. grenadiers, от grenade - граната), вид пехоты в европейских армиях в 17-20 вв.; первоначально гранатометчики, с кон. 18 в. отборные пехотные части и соединения. В России - с кон. 17 в. Были также конные гренадеры.

Неизвестный художник, Россия 1690-е годы. Масло, холст.

Боярин Л.К.Нарышкин (1664-1705гг.). Брат царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, занимал одно из первых мест в управлении государством. В 1690-1702 гг. возглавлял Посольский приказ.

Нарышкины дворянский род в России 16 - начало 20 вв. Возвысились в связи со вторым браком царя Алексея Михайловича на Наталье Кирилловне Нарышкиной.


Звезда и лента Святого Георгия 1-ой степени, принадлежали А.В.Сурову.Ткань, кожа, серебряное шитьё(нить), серебро.

Георгия Орден (Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия), высший российский военный орден, по статуту присуждавшийся за особые заслуги на поле боя.

Орденом награждались только офицеры, но чин и знатность происхождения здесь не имели значения. Образцом для статута послужил Военный орден императрицы Марии-Терезии.

Орден Святого Георгия был торжественно утвержден Екатериной II 26 ноября 1769, причем императрица возложила на себя знаки ордена I степени. Орден получил имя святого покровителя Москвы, который, согласно его древнему житию был храбрым воином.

Крест I степени был носился на георгиевской ленте через плечо, а орденская звезда в этом случае должна была носиться на груди.

За все время существования ордена полными кавалерами всех четырех его степеней стали: М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, И. Ф. Паскевич, И. И. Дибич-Забалканский. А. В. Суворов вопреки строгим правилам получил в 1771 сразу III степень, а в дальнейшем - II и I степени.

В 2000 году орден восстановлен как высшая военная награда России с сохранением внешнего вида наград.


Ковш(медведица).Серебро.

Ковш, деревянный или металлический сосуд для питья и разлива браги, кваса и др. С древности распространен на Руси. Имеет форму ладьи с одной высоко приподнятой ручкой.

Портрет царя Алексея Михайловича. Холст, масло, анонимный художник(1660-1669). Картина получена из Третьяковской галереи в 1924 г.

Алексей Михайлович (1629-76), русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право (Соборное уложение 1649); воссоединена с Русским государством Украина (1654), возвращены Смоленск, Северская земля и др.; подавлены восстания в Москве, Новгороде, Пскове (1648, 1650, 1662) и Крестьянская война 1670-71; произошел раскол русской церкви.

Отчет о посещении музея Ф.М.Достоевского в Снкт-Петербурге

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. Был вторым из 7 детей. Отец писателя - врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных. В 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать - Мария Фёдоровна Достоевская (Нечаева) умерла 27 февраля 1837 года в возрасте 37 лет.

1837 год стал важной датой в жизни Ф. М. Достоевского. В 1837 году умирает его мать. Это год смерти А. С. Пушкина. В мае 1837 года Фёдор Достоевский и его старший брат Михаил едут в Петербург для поступления в Инженерное училище.

16 января 1838 года Ф. М. Достоевский зачислен в Инженерное училище. Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами.

29 ноября 1840 года Федор Михайлович Достоевский произведен в унтер-офицеры. А уже 5 августа 1841 года переведен в полевые инженер-прапорщики. В августе 1842 года зачисление Достоевского в инженерный корпус при чертежной Инженерного департамента.

19 октября 1844 года последовал высочайший указ об увольнении от службы Ф. М. Достоевского по домашним обстоятельствам. В этот период он начинает активно заниматься творчеством.

Достоевский много пишет, общается с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, В. А. Соллогубом. Начинает посещать «пятницы» Петрашевского. И с 1850 по 1854 год отбывает каторгу в Омской крепости по делу петрашевцев.

Весной 1857, после длительных хлопот прокурора, писателю было возвращено потомственное дворянство.

В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу. Он посетил Англию, Германию, Италию, Францию, Швейцарию.

Зимой 1867 стенографистка А. Г. Сниткина становится женой Ф. М. Достоевского. С апреля 1867 до июля 1871 Достоевский с женой живет за границей. За этот период в их семье рождается четверо детей: 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой (май того же года) Достоевский тяжело переживал, 14 сентябре 1869 родилась дочь Любовь, в России 16 июля 1871 - сын Фёдор, 12 августа 1875 - сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии.

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского был открыт 12 ноября 1971 года в доме на Кузнечном переулке 5/2. В этом доме Достоевский дважды снимал квартиру: в течение очень короткого времени в 1846 году и с октября 1878 года до дня своей смерти – 28 января 1881 года. Начало и конец творческого пути оказались сопряженными в одной точке. Здесь он работал над ранней повестью Двойник, здесь был написан его последний роман Братья Карамазовы. Квартира Достоевских воссоздавалась по воспоминаниям современников и жены писателя.

В этом доме Достоевского посещали многие его современники. Простой, вполне обычный петербургский дом, не отличающийся архитектурными достоинствами, стал одной из наиболее привлекательных достопримечательностей Петербурга, благодаря тому, что здесь жил и умер Достоевский.

В советские годы дом на Кузнечном подвергся серьезной перестройке, в нем появились обычные коммунальные квартиры.

В 1956 году на этом доме была установлена мемориальная доска. В 1968 году дом был поставлен на капитальный ремонт, после которого квартира Достоевского была восстановлена по архивным планам и воспоминаниям современников.

11 ноября 1971 года, в день рождения Достоевского, состоялось торжественное открытие Литературно-мемориального музея писателя.

Жена Достоевского, Анна Гигорьевна, писала: “Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок”. Гости Федора Михайловича обычно из прихожей проходили налево по коридору в гостиную. Дверь прямо вела в умывальную комнату, а из умывальной – в детскую.

Комната Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она была постоянным секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей. Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: ей он посвятил последний, самый главный свой роман “Братья Карамазовы”.

После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь (37 лет) собирала материалы о жизни мужа, издавала его сочинения. На основе этих материалов в 1901 году в московском Историческом музее был открыт “Кабинет Достоевского”. В 1928 году эта коллекция стала основой открывшегося Музея Достоевского в Москве.

В столовой вся семья вместе собиралась вечером. Достоевский с молодости привык работать по ночам. Тишина - главное условие его работы - в доме наступала только ночью. Он начинал работу в 11-12 часов ночи, работал до 5-6-ти часов утра. Потом отдыхал, просыпался в первом часу дня, приходил в столовую и заваривал себе чай. Днем он был занят издательскими делами, а в 6 часов вечера семья собиралась за обедом. “Обед кончался в 7, и он любил до 8 или половины 9-го просидеть один, а затем одевался и шел гулять…”

В конце 70-х годов Достоевский становится знаменитым писателем не только в России, но и за рубежом. В 1878 году Императорская Академия наук избрала Достоевского в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности. К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами, и он старался принимать всех. В конце 70-х годов его часто приглашали на литературные, благотворительные вечера, где он много выступал, читая отрывки из своих произведений. Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал.

Кабинет Федора МихайловичаКабинет был реконструирован по фотографии, сделанной В.Таубе после смерти писателя. В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом – кашлетр для бумаг и писем, в углу – икона в серебряном окладе “Божия Матерь Всех Скорбящих Радость”. В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной.

В кабинет Достоевского редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось – перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил. Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу. В этом кабинете Достоевский работал над романом “Братья Карамазовы”, готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска “Дневник писателя”, который вышел уже посмертно.

Здесь, в этом кабинете, Достоевский умер. Часы, принадлежавшие младшему брату писателя, Андрею Михайловичу, на столике у окна остановлены на дне и часе смерти писателя: 28 января 1881 года..