Особенности менталитета русской нации

2. ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА РУССКОЙ НАЦИИ

2.1 Что такое менталитет. Национальный характер

Русский народ - признанный творец одной из «осевых» культур. В условиях великой «смены вех» и становления российской цивилизации 21 в., решение проблемы преемственности с культурным наследием и его обновления стало условием духовного возрождения России. «Не делить, не дробить русскую историю следить за связью явлений не разделять начала, но рассматривать их во взаимодействии».

Грандиозность этих проблем обусловлена непреходящей уникальностью, устойчивым стереотипом их мистического, иррационального характера. Для многих представителей Запада остается загадкой душа русского человека. Для определения характера, души русского человека, рассмотрим менталитет. Так что же такое менталитет? Менталитет - это глубинный пласт общественного сознания. М.А. Борг пишет, что менталитет - это «совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой данной культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей в процессе общения с себе подобными, т.е. повторения».

Базовыми характеристиками менталитета выступают его коллективность, неосознанность, устойчивость. Так как менталитет выражает повседневный облик коллективного сознания определенной социокультурной общности, его «скрытым» слоем, независимым от собственной жизни индивида, он предстает реальностью коллективного порядка. Менталитет характеризует неосознанность или неполная осознанность, «на этом уровне удается расслышать такое, о чем нельзя узнать на уровне сознательных высказываний» пишет Гуревич А.Я. Менталитет как способ выражения знаний о мире и человеке в нем служит в повседневной жизни онтологическим и функциональным объяснением и содержит ответы на вопросы Что это? Как? Зачем это?

Структура менталитета представляет собой устойчивую систему скрытых глубинных установок и ценностных ориентаций сознания, его автоматических навыков, которые определяют устойчивые стереотипы сознания.

Причины, которые способствуют формированию менталитета: 1) расово-этнические качества общности; 2) естественно-географические условия ее существования; 3) результаты взаимодействия данной общности и социокультурных условий ее проживания. Среди расово-этнических отличий социокультурной общности воздействующих на менталитет, следует отметить ее численность, темперамент, уровень развития.

Базовыми особенностями менталитета россиян являются: преобладание моральных составляющих. И, прежде всего, чувство ответственности и совести, а также особое понимание взаимоотношений личности и общества. Это обусловлено рядом причин, прежде всего тем, что из «века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность» пишет Ильин И.А., поэтому вопрос: ради чего жить? имеет более важное значение, чем вопрос о хлебе насущном, писал Ф.М. Достоевский.

Значительным является и влияние религиозного фактора, прежде всего православия как одного из источников российского менталитета. Оказывает влияние на специфику российского менталитета социальная организация общества, которая проявляется в активной роли государства, результатом является доминирование в менталитете россиян убеждения в необходимости сильной власти. Как уже было сказано выше, русская ментальность накладывает существенный отпечаток на характер русской общности и изменяется вместе с ней. Как писал Розанов: «Если есть нация, есть и культура, потому что культура есть ответ нации, есть аромат ее характера, сердечного строя, ума «Русский дух», как вы его ни хороните или как не высмеиваете, все-таки существует. Это не непременно гений, стихи, стихи, проза, умопомрачительная философия. Нет, это манера жить, т.е. нечто гораздо простейшее и, пожалуй, мудрейшее».

Ключевое и знаковое понятие ментальности народа, выражающее эмоционально-психологическую реальность русской души: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Как отмечал З. Фрейд, важнейшими чертами ментальности народа является «сильное предрасположение к амбивалентности».

Важнейшими чертами душевной жизни русского человека является способность чувствовать и мыслить различными, порой взаимоисключающими способами; совмещать порыв к безграничной свободе с великотерпением.

Для русского человека характерны жажда справедливости и недоверие к правовым способам ее достижения, непременная любовь к дальнему и избирательная к ближнему, вера в абсолютное добро без зла и сомнительную ценность относительного добра, пассивное ожидание последнего и пассионарный активизм «решительного боя» за окончательное торжество добра, возвышенность в целях и неразборчивость в их достижениях и т.п.

На взгляд Ю. Лотмана, для русской культуры характерна бинарная структура. Бинарный характер русской души не является ее уникальной особенностью. Он в той или иной мере присущ ментальности и других народов. Главная проблема в безмерности русского характера.

По Г. Флоровскому: «История русской культуры вся в перебоях, в приступах Всего меньше в ней непосредственной цельности. Несоизмеримые и разновременные душевные формации как-то совмещаются и срастаются сами собой. Но сросток не есть синтез. Именно синтез не удавался».

Поэтому отсюда - постижение глубинных основ российского бытия проходит на интуиции, т.е. идет воспроизводство иррационального архетипа, а не рационального, который ярко выражен в западном менталитете.

Икона: основные правила построения и восприятия

Преодоление ненавистного разделения мира, преображение Вселенной во храм, в котором вся тварь объединится так, как объединены во едином Божеском Существе три лица Св. троицы,- такова та основная тема...

История русской иконописи

Наиболее ярко индивидуальные вкусы русского иконописца проявились в его понимании колорита. Краска - это подлинная душа русской иконописи XV века. Когда мы видим икону в одноцветном воспроизведении...

История создания Второго концерта С. Рахманинова

Понимание сущности культуры было в России теснейшим образом связано с религиозным видением мира, в частности с православием и шире - с христианством; -культура часто носила патриотический характер...

История художественной вышивки в отечественной культуре

По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна, по своей технике одна не похожа на другую. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента...

Особенности менталитета средневекового человека

Какие только противополож-ности не объединяются воедино на этом не таком уж длительном от-резке времени! Это жажда чудесного и страх перед ним; стремление к путешествиям и ограниченность кругозора местом проживания, чер-той горизонта...

Особенности русской культуры

Выделяют специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века: 1. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции...

Особенности формирования русской культуры

Становление и развитие средневековой русской культуры неразрывно связано с формированием древнерусского государства. Таким образом...

Природа и культура как основа национального менталитета

Я отмечал уже, как сильно воздействует русская равнина на характер русского человека. Мы часто забываем в последнее время о географическом факторе в человеческой истории. Но он существует, и никто никогда его не отрицал...

Религиозно-духовная музыка Древней Руси

Православная музыка - область духовной культуры общества. Как и все музыкальное искусство, духовная музыка многофункциональна. В ней можно выделить два аспекта: часть музыкальной культуры и форма богослужения. С первым аспектом, более широким...

Русская деревянная игрушка

Становление и развитие русской культуры - это длительный процесс. Известно, что корни и истоки любой культуры уходят в столь далекие времена, что определить их с необходимой для знания точностью невозможно...

Эмиграция и формирование культуры русского зарубежья

Как выглядеть своим за рубежом? Почему люди, относящиеся к одной большой группе (по профессиональному или национальному признаку, к примеру), имеют сходные черты поведения? Это становится легче понять, ответив на вопрос, что такое менталитет.

Говоря простыми словами, менталитет – это особенный образ мировосприятия, характерный для определенных групп и отличающий их от других групп. Понятием заинтересовались история, культурология, социология, философия, политология и психология.

Термины

Значение слова «менталитет» восходит к латинскому «mens», что означает в переводе «дух». Менталитет – это дух народа или группы. Он отражает особенности той или иной группы в сфере интеллекта, чувств, культуры, ценностей.

В Европе слово «менталитет» начало свою историю с понятия «ментальность», которое использовалось с уничижительным оттенком и обозначало нечто, противопоставленное культуре. Если у аристократов – культура, то простой человек обладал ментальностью.

Люсьен Леви-Брюль в труде «Первобытное мышление», посвященном изучению коллективных представлений у первобытных людей, использует слово «ментальность» для обозначения их склада ума. В ХХ веке произошло смещение акцента на частную жизнь человека.

Исследователи занялись изучением внутреннего мира людей, что привело к необходимости использования слов «ментальность» и «менталитет», указывающих на устойчивые структуры в психологии людей конкретной культуры. В таком понимании менталитет является суммой умонастроений, выражением коллективной психологии.

Работы ученых позволили точнее сформулировать определение понятия. Менталитет – бессознательные установки, структуры сознания, включающие представления как о мире, обществе, так и о человеке в них, присущие социальной группе. Содержание менталитета, по Динцельбахеру:

  • Страхи и надежды.
  • Эстетические и этические представления.
  • Религиозность и космология.
  • Формы коммуникации.

Менталитет оказывает большое влияние на иерархию ценностей и стереотипы. Он роднит представителей одной группы. В иностранной литературе понятию «национальный менталитет» соответствует термин «культурная идентичность».

В структуре менталитета особенно выделяются национальная идея и национальный прототип (положительный герой). В связи с тем что национальный менталитет отражает цели, ценности, нормы поведения, интересы, идеалы и другие особенности разных народов, знакомство с ним обязательно для продуктивного общения с представителями других национальностей.

Особые черты

Три нации – три стиля

Мадарьяга, политик, историк и психолог, попытался обозначить отношение к жизни трех наций (англичан, французов и испанцев). Опираясь на его материалы, менталитет англичан можно выразить в формуле «fair play» («честная игра»). Суть словосочетания заключается в действии как таковом, приспособленность включенного в игру к её условиям.

Павловская, рассматривая менталитет англичан, подчеркивает самоиронию и уважение к самим себе. Также можно выделить:

  • Особый характер воспитания детей, полный строгости и правил, что приводит к неприхотливости.
  • Англичане не боятся проигрывать; вызов, битва (преимущественно даже просто со своими слабостями или обстоятельствами жизни) для них важнее выигрыша.
  • Сдержанность, стремление «сохранить лицо».

Французский менталитет удостоился выражения «le droit» («закон»). Мадарьяга дает следующие аналоги: идея, решение через размышления. Сначала французы строят систему, а потом действуют внутри неё. Девиз этого стиля – «интеллект непогрешим». Отличительные черты:

  • Остроумие, красноречие (проявляется чувствительность к эстетическому аспекту общения, французы совершают выбор в пользу интеллектуальной игры, а не излияния души в разговоре).
  • Некатегоричность и отсутствие конфликтности (острые смыслы камуфлируются намеком).
  • Табуирование личных тем.
  • Жесткий контроль эмоций.

Менталитет испанцев Мадарьяга связал с понятием «el honor» («честь»). Благородная страсть – отражение испанского менталитета: лишь благородный человек, отринув все социальные законы и нормы, сможет поступить по-настоящему правильно, но по-своему. Черты, ярко проявляющиеся у испанцев:

  • Индивидуализм.
  • Духовность и эмоциональность.
  • Понятие о чести.
  • Гордость, патриотизм.
  • Открытость.
  • Отсутствие заботы о времени и склонности строить планы.

Выходцы отовсюду

Энергичные, авантюрные, пробивные… разбойники? О первых американцах говорят по-разному: отребье, что было выброшено за борт Европы, или смельчаки, воздвигнувшие новый мир?

Американский менталитет строится во многом на противостоянии с Европой. Менталитет американцев – это бунтарский дух, простота, отказ от прошлого в пользу будущего. Другие отличительные черты:

  • Оптимизм.
  • Установка на успех и связанное с этим большое внимание к работе.
  • Стремление соблюдать равенство.
  • Культ силы и молодости.
  • Внимание к корректности формулировок, использование нейтральных фраз и слов.
  • Законопослушность и вклад каждого в сохранение порядка.
  • Стремление к комфорту.

Театр

Леонардо да Винчи, Росси, Петрарка, Данте – великие итальянцы прошлого, их родина и сейчас – один из центров мирового искусства. Чему же соответствует итальянский менталитет?

  • Театральность, серьезное и естественное следование роли.
  • Структурированность и размеренность жизни.
  • Стремление произвести хорошее впечатление, показать уверенность и решительность.
  • Желание быть «на высоте».
  • Умение получать удовольствие от жизни.
  • Имморализм.

Менталитет итальянцев – это квинтэссенция умения играть свою роль в совершенстве, чтобы превратить её в жизнь. По крайней мере так его характеризует Павловская, приводя в пример множество зарисовок, в которых итальянцы выступают героями то ли комедий, то ли трагикомедий.

Как часы

Пожалуй, никого, кроме немцев, не отличает такая приверженность правилам, порядку, организованности. Крайнее стремление все упорядочить проявляется, к примеру, в значительных по объему произведениях, которые дарили и дарят миру философы, историки и другие ученые Германии. Другие характерные черты:

  • Размеренность и упорядоченность.
  • Поразительная законопослушность, иногда противоречащая здравому смыслу.
  • Красота и изящество уступают место чистоте и логичности.
  • Серьезность.
  • Приверженность здоровому образу жизни.
  • Простота в отношении физиологических потребностей тела, даже любовные связи несколько механизируются.

Восток

Менталитет японцев и китайцев отличается загадочностью, недосказанностью. Японцы в последнее время привлекают к себе внимание многих ученых, пытающихся понять, в чем же заключается секрет стремительного прогресса этой страны. Ключевые особенности:

  • Сдержанность и неспешность.
  • Миролюбивость и вежливость.
  • Ответственность и трудолюбие.
  • Самоотдача.
  • Формализованность отношений.
  • Традиционализм, привязанность к иерархическим структурам.
  • Квазисказанное и несказанное имеет не меньший вес, чем проговоренное.
  • Превалирование интересов группы над индивидуальными, жертвенность, долготерпение.

Менталитет китайцев включает идею неотрывности личности от общества, склонность к рассмотрению человека через большие группы. Их менталитет очень тесно связан с культурой, а именно конфуцианством. Особенности:

  • Миролюбие, доброжелательность, но и отношение к своей нации как к более высокой по сравнению с другими.
  • Уважение к старшим, коллективизм.
  • Скромность, повышенная внушаемость.
  • Приверженность традициям и нормам.
  • Настойчивость.

Бесконечный простор

Русский менталитет обычно связывается с широтой души, духовностью, стремлением к общности, как и менталитет украинцев и белорусов. Впрочем, традиционные российские ценности оказались не настолько распространенными.

Исследование 2008 года показало, что, по сравнению с европейцами, средний россиянин устремлен к вполне земным вещам – богатству и власти, возможно, это наследие «голодного» по хищному капитализму СССР. Таким образом, менталитет россиян связан с большим эгоизмом, русские немного проиграли в надличных ценностях (заботе о других и окружающей среде, равноправии, толерантности).

Закаровский несколько иначе рисует ментальное поле русского человека. Он выделяет следующие яркие особенности мышления и поведения:

  • Выраженная ответственность и совестливость перед группой.
  • Необходимость выстраивать личные отношения в деловых взаимодействиях для успешного их развития.
  • Неразрывность представления о самом себе и представления о группе (идентификация личности с обществом служит основой патриотических настроений, но и ведет к падению активности и самостоятельности).

Менталитет изменчив, и то, что было правилом сотню лет назад, сейчас атавизм, к тому же он может быть свойственен историческому периоду (например, советский менталитет), эпохе в большей степени, чем самому народу. Юревич приводит в пример нигилизм и мечтательность о будущем – те черты, которые были характерны, по мнению Бердяева, для русских в начале 20 века, когда разгоралась революционная заря. Именно эти особенности включал и менталитет французов во времена революции во Франции.

Менталитет, что незримо влияет на нас, это такое нематериализуемое отражение традиции. Свой особый менталитет имеет практически любая группа, которая в ключевых моментах (география, климат, история, экономика, социально-политическая ситуация) отличается от других. Без его учета невозможно наладить продуктивный диалог народов, а в условиях глобализации оставаться немым, как и говорить невпопад, крайне невыгодно. Автор: Екатерина Волкова

Каждая нация уникальна и неповторима. И не одна ли эта из причин, почему мы так любим путешествовать? Нам нравится самим получать новый опыт, видеть все своими глазами, а не просто читать в интернете или журнале. И в каждой стране есть свой менталитет и национальный характер. Достаточно часто мы слышим эти два словосочетания, но мало людей знают, чем же они отличаются по существу. Давайте разберемся вместе.

Общее понятие менталитета

В общем понимании менталитет - это совокупность различных особенностей (умственные, эмоциональные, культурные, а также ценностные ориентации и установки), которые характеризуют определенную группу, нацию, народ или народность. Этот термин возникает в истории, но на данный момент и другие науки тоже его используют, например, такие как психология и социология.

Совокупность взглядов, оценок, ценностей, норм поведения и морали, умонастроений, религиозной принадлежности и др. - все это выступает характеристиками той или иной группы людей. Менталитет является коллективной чертой, а не индивидуальной.

Понятие

Национальный менталитет - это определенный, присущий конкретной этнической группе людей стиль жизни и культуры, а также национальная система ценностей, взгляды и мировоззрение нации, общие черты характера.

Устойчивость, неизменность, постоянство, консерватизм - это характерные свойства менталитета нации. На него сложно повлиять с помощью идеологических, административных, правовых или управленческих мер.

Уровни

Национальный менталитет - это двухуровневое явление. Первый уровень - генетический. Например, в ходе многочисленных исследований было выяснено, что генетическая особенность русского человека - это приоритет в мышлении правого полушария. Для такого мышления характерны творчество, чувственность. Не зря русский язык считается одним из самых богатых и красивых языков.

Вторым уровнем национального менталитета является менталитет приобретенный (или индивидуальный). Процесс обучения, воспитание, самореализация личности, выбор собственной роли, усвоение и др., - это все формирование второго уровня. Здесь важно учитывать индивидуальные психологические особенности человека. Он может принять национальные особенности своего этноса, а может, наоборот, выработать критическое к ним отношение.

Менталитет и национальный характер - тождественные понятия?

Достаточно часто эти два явления приравнивают друг к другу. Но это неправильно, так как существует определенные отличия между ними. Прежде всего, менталитет связан с умственными способностями, силами и потенциалом, а также мировоззрением. Здесь нет места эмоциям.

Национальный характер, в свою очередь, включает определенный колорит чувств и эмоций, уклад жизни конкретного этноса, особенности восприятия мира, мотивы поступков и моральные нормы. Разница между национальным менталитетом и национальным характером сначала может показаться неочевидной, но она есть.

Посмотрим на практике

Нет такого человека, у которого бы не было стереотипного мнения о какой-либо нации. Немцы - веселый и добрые, англичане - скромные и чопорные, американцы - открытые и патриотичные.

Русский национальный менталитет также имеет свои определенные черты:

  1. Спасибо периоду СССР за общественность и коллективность русского человека. Общее чаще всего у нас превалирует над личным. Каждый сталкивался с тем, что бабушка около подъезда считает важным сказать, как вы одеты и что она о вас думает, хотя никто ее об этом не спрашивал. Но, с другой стороны, забота о других выражается в приятных мелочах, например, вас всегда предупредят о том, что дальше по дороге стоит патруль ДПС.
  2. Чувства преобладают над разумом. Русские люди часто помогают другом, не задумываясь о собственной выгоде, а действуют просто от сердца. Корысть и эгоизм в общем смысле не присущи
  3. Личный негативизм. Большое количество русских людей замечают в себе больше недостатков, чем достоинств. Не всегда наши люди спокойно реагируют, если кто-то случайно наступит на ноги (речь идет о случаях, когда виновный извинился). На улице редко люди друг другу улыбаются и просто так не разговаривают.
  4. Улыбка не считается знаком вежливости. Если западный человек вам улыбается, это не всегда значит, что вы ему нравитесь. Вы можете быть ему максимально противны, но он будет улыбаться, так как это вежливо. Русские люди улыбаются искренне и только тем, кто им по-настоящему приятен. Вежливая улыбка, наоборот, вызывает неприятие.
  5. Споры - наше всего. Русские люди очень любят спорить по самым разным вопросам, начиная от автомобилей и консервированных заготовок и заканчивая политикой и философией. При этом такая форма общения находит свое место не потому, что а как следствие живого и очень эмоционального общения.
  6. Русские люди слишком сильно верят в добро. Также распространена среди людей идея, что государство - главное. Оно может и дать, а может забрать. И отсюда вытекает следующие национальные особенности.
  7. Принцип "жить и не высовываться". Демократия является молодым явлением для России, поэтому многие люди еще не привыкли, что могут реально что-то изменить в государстве, в котором живут.
  8. Терпимость к воровству и обману. Часто вследствие доброты русского человека прощаются мелкие локальные нарушения, но именно из-за таких прощений появляются большие правонарушения, которые уже гремят скандально на всю страну.
  9. Халява и любовь к ней. Здесь и говорить много не надо. Любит наш русский человек то, что достается просто и бесплатно.
  10. Двоякое отношение к здоровью. О себе русский человек часто не заботится, не идет в больницу пока совсем не приспичит, но вот инвалидам может помогать и ухаживать за больными. Выйти на работу нездоровым - легко. Жалость также занимает большое место в черте русского менталитета - нам жалко собак, кошек, детей, стариков. Но при этом нам не жалко людей среднего возраста, которые тоже могут оказываться в сложных жизненных ситуациях.

Как обстоят дела за границей?

Национальный менталитет - это безумно интересно. Узнавая про другие нации и их особые черты, невольно задумываешься, как вообще так можно жить, потому что некоторые моменты могут идти полностью вразрез с твоими собственными убеждениями.

У британцев, например, свой национальный менталитет. Примеры: они очень тяжелы на подъем и очень уважают частную жизнь. Это возводится даже в некий культ. Британцы умеют держать себя в руках, холодно вежливы и горды. Радость случается или горе, невозмутимость будет отражаться на лице. Британцы не любят показное, предпочитают комфорт и порядок. При всем этом они очень дружелюбны и всегда готовы прийти на помощь. Еще одна британская черта - умение распределять собственный ресурс на работу, семью, друзей и себя самого. В чем проявляется национальный менталитет британцев кроме перечисленного? Тщеславность - то, чего у них не отнять. Так исторически сложилось, и ничего с этим не сделать. Они считают, что самое лучшее - в Великобритании.

На формирование национального менталитета влияют несколько групп факторов. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Природно-географические факторы влияния

Зависимость национальных особенностей от природно-географических условий получила название географический детерминизм. Природная среда воздействует на менталитет народа через влияние на (степь или леса, холодный или жаркий климат), а также через образы родной природы, запечатленные в менталитете (например, свободолюбие монгольских народов сложилось под влиянием отсутствия физических границ их территории).

Также отдельно выделяют и объясняют на примере русского человека три таких фактора, как географическое положение, обширность территории, климат. Первый фактор русского - широта души, второй - гостеприимство и некоторая меланхоличность, третий (а именно длинные зимы) - созерцательность и мечтательность.

Религиозные факторы влияния

Национальный менталитет - это во многом влияние религии. В социологии считается, что ислам, западное и восточное христианство и иудаизм повлияли на формирование четырех крупных менталитетов. Например, для евреев и в наше время важен иудейский менталитет с особенными, догматически детерминированными и закрепленными тысячелетиями национальной традиции установками веры, мышления и воли. Социальные и политические представления, ценности, идентичность, система отношений и характерный тип поведения во многом определяют мировоззрение еврейской нации. Существует мнение, что религию адаптировали под менталитет. А не он складывался на ее основе. Так как в нашем обществе ввиду его большого разнообразия нет четкого ответа на этот вопрос, то он останется предметом долгих будущих споров.

Социально-исторические факторы влияния

Социально-исторические факторы формирования менталитета многочисленные и разнообразные. Поэтому рассмотрим самые часто упоминаемые среди них. Например, смешение различных народов, вследствие чего появляются гибридные менталитеты. Говоря откровенно, все существующие на данный момент менталитеты в обществе являются гибридными, поэтому найти генетически чистый народ просто невозможно. Например, исследователи говорят о влиянии татаро-монголов на формирование некоторых русских черт. Например, после татарского нашествия у русских людей развились склонности к разбоям и мятежу, неуважение к частной собственности. Но, с другой стороны, развились такие положительные качества, как стойкость, способность выносить сложные тяготы жизни. В целом можно выделить три основных механизма влияния взаимодействия между народами на их менталитеты:

  • объединение генофондов;
  • заимствование культурных практик;
  • формирование черт национального характера, необходимых для противодействия иноземным нашествиям и адаптации к их результатам.

Язык как проявление нации

Язык и национальный менталитет не зря связывают между собой. Содержание окружающего мира находит выражение через количественное значение слов в языке, а мышление народа выражается через грамматическую структуру. Эмоциональность речи, преобладание существительных или глаголов, частое использование усилителей экспрессии - все это складывалось исторически. Разным языкам присущ разный состав грамматических категорий, который проходил исторический длительный отбор. Грамматическая - статичная и мало подвержена изменениям ее структуры. Она создавалась веками и тысячелетиями, и просто не может не отражать в себе национального менталитета.

Заключение

Национальный менталитет присущ каждому этносу. Отличительные черты, характеры людей, традиции и обычаи, язык - все это создает уникальность и самовыражение каждого народа. В ходе всемирных процессов глобализации и интеграции все чаще происходит культурный обмен. И очень важно не потерять в его ходе этническую ценность и самоидентификацию. Потому что главное богатство нашего мира - это многочисленные его народы. А богатство народа - это опыт предков, накопленные традиции, обычаи и история.

Доклад на Всероссийской научно-общественной конференции " ", состоявшейся 28 марта 2014 г. в Москве.

«Новый советский патриотизм есть факт, который бессмысленно отрицать. Это есть единственный шанс на бытие России. Если он будет бит, если народ откажется защищать Россию Сталина, как он отказался защищать Россию Николая II и Россию демократической республики, то для этого народа, вероятно, нет возможностей исторического существования» (Г.П.Федотов)

Русского историка и религиозного философа Георгия Петровича Федотова (1886–1951), четверть века прожившего в эмиграции, трудно заподозрить в любви к сталинскому режиму. В статье «Защита России», опубликованной в 4-м номере парижской «Новой России» за 1936 г., мыслитель не берется оценивать «силу и живучесть нового русского патриотизма», носителем которого является «новая знать», управляющая Россией. Более того, он сомневается в силе патриотического чувства рабочих и крестьян, «на спинах которых строится сталинский трон». То есть для Федотова было очевидно различие между патриотизмом, как идеологическим конструктом, и патриотическим чувством, носителем которого является народ.

Но эта двойственность патриотизма - внешняя, т.к. по своей природе он представляет собой взаимосвязь двух принципов - социально-политического и нравственного (рис. 1), двух измерений - малой и большой Родины и двух проявлений - чувства любви к Родине и готовности к защите Отечества.

Рис. 1. Сущность патриотизма

По своей глубинной сути патриотизм выступает основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности личности и социума. В его основе лежат два архетипических образа: Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, символизирующего государство.

Так что же такое патриотизм: «последнее прибежище негодяя» (по определению автора знаменитого «Словаря английского языка» Самуэля Джонсона), «орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей» (в понимании Л.Н.Толстого) или «добродетель» и «любовь ко благу и славе Отечества» (по убеждению Н.М.Карамзина и В.С.Соловьева)? Где грань между национализмом, настоящим и ложным патриотизмом? Совместим ли патриотизм с общечеловеческими ценностями?

Проблема патриотизма представляла и представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. Не удивительно, что только за время существования новой российской государственности отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось и продолжает варьироваться от полного неприятия до безусловной поддержки. Сегодня в России о патриотизме заговорили все - от монархистов до коммунистов, от державников до интернационалистов.

Мало кто будет спорить с тем, что почти две трети истории нашего народа представляет собой борьбу за независимость. Неудивительно, что в таких этих условиях патриотизм стал краеугольным камнем государственной идеологии. Надо учитывать и то, что формирование патриотической идеи, совпавшее по времени с возникновением Русского государства, с самого начала оказалось связанным с выполнением ратного (воинского) долга. Как идея объединения русских земель в борьбе с врагами он отчетливо звучит в «Повести временных лет» и проповедях Сергия Радонежского, в «Слове о полку Игореве» и «Слове о законе и благодати» Иллариона.

Но при этом, обращает на себя внимание отсутствие в русских былинах единого типа воина-героя. Но всех их (Микулу Селяниновича и Илью Муромца, Садко и Никиту Кожемяки) объединяет любовь к «отеческим гробам» и стремление «постоять за землю Русскую».

Показательно, что термин «патриот» получил хождение в России только в XVIII ст. в связи с Северной войной. В своем труде, посвященном этой войне, вице-канцлер барон П.П.Шафиров впервые применил его со значением «сын Отечества». Именно для петровского времени характерен рост национального самосознания в целом и государственного начала в нем, в частности. Можно считать, что при первом российском императоре патриотизм приобрел характер государственной идеологии, главным девизом которой стала формула «Бог, Царь и Отечество». Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр Великий подчеркивал, что сражаются они за государство, свой род и православную веру. «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав», - все эти и иные законы петровской эпохи закрепили патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина. Позже великий русский полководец А.В.Суворов использовал в этом же значении термин «отечественник». И это не случайно. Ведь своим происхождением слово «патриотизм» обязано греческому «соотечественник», берущему свое начало от древнегреческого «патра», что означало род. Вспомним, что древние мыслители считали отношение к Отечеству самым благородным помышлением. Для античности патриотизм выступал главной нравственной обязанностью члена полиса, вкладывая в это понятие не только военную защиту города-государства, но и активное участие в управлении полисом. К сожалению, в российской истории (в том числе по ряду объективных причин) патриотизм как чувство Гражданина своего Отечества получило гораздо меньшее развитие, нежели его военная составляющая.

Как идеология патриотизм представляет собой идеологическую основу эффективного функционирования социальных и государственных институтов, один из механизмов легитимности власти и инструмент формирования социально-политической и психологической идентификации народа. Для всей российской истории центральной составляющей патриотизма была державность, понимаемая как характеристика политического, экономического, военного и духовного могущества страны в мире, а также способность оказывать влияние на международные отношения. Но державность всегда была и некоторым недостижимым идеалом государственного устройства, приобретавшего иногда весьма неожиданные черты, как например, самодержавная республика у К.Д.Кавелина.

Очевидно, что характер патриотизма обусловлен исторической эпохой и спецификой государственности. В царской России, например, долг перед Отечеством, преданность царю, ответственность перед обществом развивались из поколения в поколение. Для императорской России, с ее попытками культивирования общегосударственного патриотизма, основным содержанием «теории официальной народности» стали идеи державности и народности как опоры на собственные традиции. Не случайно, именно история рассматривалась в качестве главного предмета в воспитании гражданственности и патриотизма подданных Российской империи.

В свою очередь, истоки советской державности лежат в идее «строительства социализма в одной, отдельно взятой стране». Усиление государственно-патриотических начал оказалось связано с понятием «новой социалистической Родины». Заметим, что формирование советского патриотизма шло под лозунгом «вобрать в себя лучшие традиции русской истории» и при обращении к идее славянского единства. В основание нового патриотизма было положено сочетание любви к Родине (патриотизм в традиционном понимании) и идеи строительства коммунизма и интернационализма. Необходимость защиты социалистического Отечества подкреплялась убеждением в превосходстве социализма над капитализмом и обосновывалась учением о справедливых и несправедливых войнах. То есть речь шла о защите более прогрессивного общественного строя, который служил образцом для остальных народов мира («Все мы знаем, что Земля начинается с Кремля»).

Впрочем, активное обращение к традиционным национальным ценностям произошло лишь во время Великой Отечественной войны, когда встал вопрос о выживании не только советской власти, но и нации, как таковой. Именно этим было обусловлено обращение коммунистической власти к русской православной церкви и воспроизведение в массовой пропаганде образов таких национальных героев, как Александр Невский и Дмитрий Донской, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Федор Ушаков и др.

Но содержание и направленность патриотизма определяются, в том числе, духовным и нравственным климатом общества. О патриотических качествах русского народа писали вольнодумец А.Н.Радищев и декабристы Н.П.Муравьев и С.Пестель, революционеры-демократы В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский, русские философы В.С.Соловьев, И.А.Ильин, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев и др. Показательно, что у них под патриотизмом понимались не только готовность к защите Отечества, но и гражданское достоинство. На волне преобразований Александра II, реформ С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, патриотизм все больше воспринимался в российском обществе как некая школа воспитания гражданственности и ответственности за судьбу своего Отечества.

Так, согласно И.А.Ильину, сама идея Родины предполагает в человеке начало духовности, отражающей особенности людей разных национальностей. Говоря о патриотизме, А.И.Солженицын видел в нем «цельное и настойчивое чувство любви к своей нации со служением ей не угодливым, не поддержкой несправедливых ее притязаний, а откровенным в оценке пороков, грехов и в раскаянии за них». О величайшем патриотизме, поднимавшем людей на подвиг в дни битвы за Москву, писал в своих воспоминаниях Г.К.Жуков. Другими словами, патриотизм - это не только идеологическая конструкция, но и ценность, позиционируемая в общей системе индивидуальных и общественных ценностей. Прежде всего, он относится к высшим ценностям, т.к. разделяется более чем половиной социальных групп страны. Патриотизм является и общепринятой ценностью, в силу того, что поддерживается более чем 3⁄4 населения (или, по крайней мере, доминирующей ценностью, разделяемой более чем половиной граждан). Патриотизм, несомненно, ценность, интегрирующая общество, и активная, т.к. предполагает осознанное и эмоционально нагруженное действие. И, наконец, в силу своей двойственной природы, он относится к терминальным (целевым) ценностям и, одновременно, к ценностям инструментальным, служащим средством по отношению к целям.

Как нравственный феномен, патриотизм предполагает практические действия по преодолению национальной ограниченности, уважение к личности и преобразующую человеческое сообщество деятельность. Роль патриотизма возрастает на крутых изломах истории, требующих резкого повышения напряжения сил граждан, и, прежде всего, во время войн и нашествий, социальных конфликтов и политических кризисов, стихийных бедствий и т.п. Именно в кризисных условиях патриотизм выступает как атрибут жизнеспособности и даже, нередко, просто выживаемости социума. Сегодняшнюю ситуацию, связанную с попытками изоляции России, вполне можно рассматривать как форс-мажорную, всегда в истории нашей страны приводившую к консолидации населения, его сближению с властью и усилению государственно-патриотических начал.

Впрочем, это не значит, что в остальные периоды истории, патриотизм не функционален. Он представляет собой одно из основных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов, а также источник духовных и нравственных сил и здоровья общества. Если французские просветители XVIII в. отмечали зависимость патриотических чувств от государства и его законов, то Гегель связывал патриотизм, прежде всего, с чувством доверия граждан к государству.

К сожалению, уже во второй половине 1980-х гг. у «прорабов перестройки» сложился взгляд на патриотизм как отжившую ценность, мешающую строить новое демократическое общество. Более того, абсолютизируя внутреннюю связь идеологии и политики, постсоветская элита, сама того не подозревая, вслед за К.Марксом, увидела в идеологии вообще и в патриотизме, в частности, ложную форму сознания. Неудивительно, что в 1990-е гг. исследователи нередко подчеркивали «неустойчивый, аморфный, неопределенный характер» российского патриотизма.

Свои позитивные плоды дала только «реабилитация» патриотизма накануне 50-летия Победы над фашизмом. В начале 2000-х гг., если судить по данным опроса РосБизнесКонсалтинга, патриотами себя считали 42% россиян, и только 8% к таковым себя не относили. Руководство страны созрело к признанию, что новая государственность должна опираться не только на уважение к закону, но и на чувство гражданского долга, высшим проявлением которого является патриотизм. Не менее важным моментом стало осознание, что без четко сформулированной идеи защиты интересов России невозможно выработать суверенную внешнюю политику.

Дефицит (или даже системный кризис) патриотизма в современной России связан с ревизией самого понятия «патриотизм» в связи с разрушением идеологической оболочки социализма. Это привело к дискредитации любых идеологических механизмов легитимации власти, - именно этим объясняется сохранение конституционного запрета на государственную идеологию в современной России. Отчасти «дискриминация» государственной идеологии вызвана непониманием того, что идеи представляет собой не только порождение интересов определенных социальных слоев, но и ценности, укорененные в народном сознании.

Думается, что спор по этому поводу неокантианцев и марксистов давно потерял свою актуальность. На практике разрушение патриотизма в России привело не только к ослаблению постсоветской государственности, но и к размыванию социальных и духовных основ российского общества. Не удивительно, что даже понятие Родины девальвировалось и потеряло свое сущностное содержание.

Но идеология является неустранимым элементом общественной жизни и формой включения людей в общественную связь. Трудно согласится с И.Валлерстайном и его последователями, что только наличие врага придает идеологии (в том числе патриотизму) жизненную силу и интегрирующий характер. Конечно, вне морали и права любая идеология потенциально опасна для общества. Но в том и состоит особенность патриотизма, как уже указывалось, что именно любовь к Родине, вне зависимости от наличия врага, выводит патриотическое чувство за рамки политического эгоизма и создает защиту от идеологических манипуляций.

В сегодняшней России возрождение патриотизма властями напрямую связывается только с идеей восстановления статуса великой державы. Это понятно, т.к. только гордость своей страной, народом и его историей может стать конструктивной основой патриотического чувства. Но при этом не принимается во внимание, что в отечественной истории державность всегда сочеталась с другими ценностными компонентами: православной верой в дореволюционной России или интернационализмом в СССР (рис. 2). Можно утверждать, что в формировании идей державности и величии России, патриотизма и преданности Отечеству, особого пути России и т.п., составляющих важнейшие компоненты политического сознания россиян, немаловажную роль сыграла именно православная вера. Но очевидно, что патриотическая формула дореволюционной России «За веру, царя и отечество!» никак не встраивается в современное российское общество.

Рис. 2. Составляющие патриотической идеи

Думается, сегодня патриотизм как механизм идентичности народа, которая является базовой потребностью человека, и легитимизации власти также невозможен без второй ценностной составляющей - принципа социальной справедливости. Вспомним, что в архетипах российского сознания закон и право лишь тогда выступают ценностью, когда к ним добавлено прилагательное «справедливый». Справедливость всегда была не просто сохранением в российской жизни традиционно-общинных форм социальной регуляции, но и своеобразной нравственной самозащитой личности в внеправовом государстве.

При таком подходе патриотические настроения выступают существенным фактором мобилизации и социально-политической активности. Другими словами, патриотизм подразумевает коллективную национальную идентичность. Без сформированного позитивного образа страны, в котором присутствует идея державности, граждане современной России не смогут закрепить свою национальную идентичность.

Следует учитывать, что патриотизм является важной составной частью национальной идеи, поисками которой российская власть озабочена с конца 1990-х гг., и которая должна способствовать самоидентификации России в мировом сообществе. В свою очередь, идеология патриотизма, как основа стратегии успешного развития страны, в силу своей понятности может быть воспринята большей частью российского общества в качестве инструментария выхода из духовного кризиса и пути обретения настоящего суверенитета. И здесь потребуется усилие над собой, а не насилие над другими. Кроме того, никакое внешнее освобождение не будет эффективным без освобождения внутреннего. Давайте прислушаемся к словам А.И.Герцена о консерватизме не только трона и амвона, но и самого народа. Или к рассуждениям С.Л.Франка о сознательном патриотизме как осознании ценности национального бытия и его организации в лице государственности. Сегодня, как никогда, важен и «перевод» идеи патриотизма с языка этнического на язык общенациональный.

ПРИМЕЧАНИЯ

Федотов Г.П. Защита России // Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т. 2. М.: Изд-во «София», 1992. С. 125.

См., например: Краткий политический словарь. М.: Политиздат, 1989. С. 411; Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т.: Т. 2. М.: Большая рос. энцикл., 1999. С. 409; Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. С. 538.

См., например: Государственная идеология и общенациональная идея. М.: Клуб «Реалисты», 1997; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис... д-ра филос. наук. М., 1998; Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М.: Триада-фарм, 2003.

Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке (Очерки). М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1958. С. 147; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. М.: ВУ, 1997. С. 48–52; Пушкарев Л.Н. Менталитет и политическая история России: переломные этапы. // Менталитет и политическое развитие России. Тезисы докладов научной конференции. Москва, 29–31 окт. 1996 г. М.: ИРИ РАН, 1996. С. 6.

См., например: Цицерон. Диалоги «О государстве», «О законах». М.: Наука, 1966. С. 87.

Форсова Н.К. Духовный поворот в Советской ментальности в условиях Великой Отечественной войны, его последствия // Великий подвиг. К 55-летию Победы. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. С. 35–36.

Белинский В.Г. Сочинения. Т. 4. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 489; Восстание декабристов: в 8 т. Т. 7. М.: Госполитиздат, 1927. С. 86; Ильин И. Мы были правы // О грядущем России / Под ред. Н.П.Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. С. 333–334. и др.

Солженицын А. Публицистика. В 3 т. Т. 1. Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни. Ярославль; Верхневолжское кн. изд-во, 1995. С. 65.

Жуков Г.К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории // Роман-газета. 1994. No 18. С. 101.

Классификацию ценностей см.: Горяинов В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Полис. 1996. No 4; Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.: Ин-т философии РАН, 1994.

Гегель Г. Работы разных лет. Т. 2. М.: Мысль, 1971. С. 70.

Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1995. С. 16.

Новикова Н. Патриотизм - готовность пожертвовать всем, если это не вредит вашему бизнесу // Профиль. 2002. No 42. С. 4.

Идентичность является одним из наиболее эффективных механизмов мобилизации населения, а критерии идентификации, в свою очередь, выстраиваются с помощью идеологии как совокупности идей и идеалов.

Подробнее о механизме формирования и активизации идентичностей см.: Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами «идентичности» // Ad Imperio. 2002. No 3. С. 61–116.


Один из наиболее сложных вопросов, с которыми столкнулась по литика реформирования России, касается собственности на землю. Земельный вопрос в России традиционно имел острый политический аспект. Не потерял он своей политической остроты и в современных условиях. Известно, что ст. 9 Конституции Российской Федерации допускает возможность частной собственности на землю и другие природные ресурсы. Однако практическая реализация этой возмож ности вызывает возражения Государственной Думы, отражающей мнение широких слоев российских земледельцев, в определенной мере основанное на исторических традициях. В крестьянстве бытова ло убеждение, что собственностью может быть только то, что создано личным трудом. Земля, по мнению крестьянина, как и другие природ ные ресурсы, собственностью быть не может. Крестьянину трудно
было понять, почему его, например, наказывают за кражу леса. Можно предположить, что этот вопрос не потерял своей актуальности и для современного россиянина, даже если он никогда не жил в деревне. Ведь он привык считать землю, недра, озера, реки народным, значит, частично и его достоянием. Вряд ли ему доставит удовольствие над пись «частная собственность», ограничивающая доступ к родной при-роде, которая для российского менталитета имеет куда большее значе ние, чем для жителя западных стран.
Другой вопрос, имеющий отношение к политическому менталите ту, - общинные, а позже - коллективистские начала общественной жизни. В.В. Данилов и В.П. Данилов справедливо утверждают, что «для понимания судеб России в прошлом и настоящем в данном слу чае можно говорить не только о крестьянстве, но и о всем народе - задача первостепенной важности» .
Многие современные источники дают описание различных осо бенностей российской государственной ментальносте, отождествляя ее с вопросом о русской идее и даже с новой государственной идеоло гией, в чем опять проявляется русская ментальность, поскольку ныне действующая Конституция, предусматривая идеологическое многооб разие, утверждает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Поистине прав был Н. Бердяев, утверждав ший, что Россия - самая безгосударственная и самая бюрократичес кая страна в мире.
В представлении некоторых мыслителей прошлого Россия всегда была политически нерасчленяемым организмом. Так, И.А. Ильин писал: «Россия есть организм природы и духа - и горе тому, кто ее расчленяет! Горе не от нас: мы не мстители и не зовем к мести. Нака зание придет само... Горе придет от неизбежных и страшных последст вий той слепой затеи, от ее хозяйственных, стратегических, государст венных и национально-духовных последствий. Не добром помянут наши потомки этих честолюбцев, этих доктринеров, этих сепаратис тов и врагов России и ее духа» .
Говоря о российском менталитете, мы далеки от того, чтобы игно рировать влияние на него западной политической культуры и, следо вательно, западного политического менталитета. Как отмечал Г.Г. Ди- лигенский, Россия - евроазиатская страна географически и полити чески, но по культуре, национальному менталитету и духовному
складу она не принадлежит к азиатскому миру. Может быть, это и так, но в политической самобытности российскому менталитету нель зя отказать. Думается, что Дилигенский не прав, утверждая, что совет ский строй уничтожил все, что было в менталитете России. Другое дело - причудливость сочетания российского политического мента литета и западной политической культуры, которую можно наблю дать в политической жизни современной России.
Углубляя анализ политического менталитета на российском фоне, необходимо более подробно остановиться на таких составных частях российского менталитета, как упоминавшиеся выше общин- ность, соборность, государственность и патриотизм. Уже при подхо де к первому из этих вопросов возникают некоторые проблемы. Одна из них относится к разграничению общинности и коллекти визма.
В прежнем, советском понимании коллектив рассматривался в качестве ячейки социалистического общества, в которую люди объ единяются для выполнения определенных функций. Социалистичес кие коллективы имели определенную нормативную базу, главным требованием которой было подчинение личных интересов интересам государства. При этом сами интересы со стороны их содержания и цели определялись партией," т.е. имели ярко выраженное политичес кое содержание. Такие коллективы обычно создавались сверху и были, по существу, орудиями партийно-государственной власти. Все это вело к тому, что в коллективах терялась личность, т.е. они при-обретали безличностный характер. Можно предположить, что это стало одной из причин дискредитации социалистического коллекти визма и, следовательно, и самого социализма. Еще Н.А. Бердяев предупреждал, что «коллективизм глубоко противоположен понима нию социализма, как превращения человека из объекта в субъект, он именно имеет тенденцию превращать человеческую личность в объекта» .
Коллективизм можно рассматривать как составную часть менталь ности, но с приведенными выше оговорками. При этом нельзя утверж дать, что у бывших советских граждан совершенно атрофировался коллективизм. Как бы мы ни критиковали сегодня коллективизм прежнего типа, он уже внедрен в сознание нынешнего поколения рос сиян. Словом, коллективизм нельзя доводить до крайностей, как и ин дивидуализм. Абсолютизация коллективизма уничтожает суверени-
тет личности так же, как абсолютизация индивидуализма разрушает общество. Думается, что русский менталитет находил здесь или стре мился находить правильное соотношение. Об этом свидетельствуют и многие произведения русской классической литературы, и в особен ности произведения Ф.М. Достоевского. Ведь эта проблема по суще ству своему сводится к альтернативе «быть» или «иметь», т.е. к двум ментальным ориентациям, вокруг которых завязываются сюжеты многих литературно-художественных произведений.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что общинность в русском менталитете была переплетена с понятием «мир». В русском языке это понятие имеет три взаимопересекающихся значения: мир как община, общество («на миру и смерть красна»), мир как состояние между войсками, невойна и Мир как Вселенная, космос. Понятия «война» и «мир» составляют содержание великой эпопеи Л.Н. Толс того. Как отмечал П. Николаев, выступая на конференции «Нацио нальная безопасность России: социальные и духовно-нравственные основы», проведенной в МГУ, «некоторые западные исследователи так интерпретируют основную идею толстовской эпопеи: война объ единяет нацию, мир ее разъединяет (порой это относят ко всей рус ской культуре). Но в трактовке Толстого мир есть не только времен ное пространство между войнами, отсутствие сражений, а нечто соот ветствующее форме крестьянского объединения - крестьянская сходка. Война же, по Толстому, есть разъединение людей, высшая конфронтация политического и морального эгоизма и индивидуа лизма» .
Для более глубокого понимания российского политического мен талитета необходимо обратиться к такому важному понятию, как «со борность», означающему качество, собирающее людей в единство, но не подавляющее его составляющие, а дающее им возможность разви-вать свои творческие возможности. Соборность формировалась в те чение многих веков в процессе трудовой жизни, в общении между людьми, в том числе и в диалоге с природой.
Соборность является основой религиозных категорий. Поэтому изначально носительницей российской соборности была православ ная церковь. Понятие «собор» («соборность») имеет двоякий смысл: религиозный и социальный, светский. Оно обозначает объединение людей в духовном смысле, на основе любви к Богу и его истине. Собором называется также главная церковь (Софийский собор,

Кельнский собор и др.). Собор может обозначать собрание людей для решения каких-либо важных для каждого случая вопросов. В истории России известны Земские соборы, в созыве которых большая роль принадлежала церкви. В 1612 г. в трудное для Рос сии время был созван Земский собор, который взял на себя управ-ление страной; избрал на российский престол династию Романовых, а затем стал представителем российской духовности. Позже Зем ские соборы созывались государственной властью с целью решения различных вопросов общественной жизни. «Земский собор, - ука зывает Е. Троицкий, - это не узкопартийный и не фракционный орган, а территориально-корпоративный, воплощающий принцип единства, любви и свободы, т.е. качества, которые нужны всем нор мальным людям» . Земством в России называлось местное самоуп равление. Вокруг «земской идеи» складывались различные органы и движения, например Земский союз для помощи правительству в снабжении армии, ведущей войну с Германией.
В общинах вырабатывалась веками своеобразная земская демокра тия, существовали система выборов должностных лиц, строгие прави ла их отчетности, снятия с должности и т.д. «Община, - писал А.И. Герцен, - спасала русский народ от монгольского варварства и от имперской цивилизации, от выкрашенных по-европейски помещи ков и от немецкой бюрократии. Общинная организация, хотя и сильно потрясенная, устояла от вмешательства власти, она благополучно до жила до развития социализма в Европе» .
Важно отметить, что многие видные русские мыслители, в том числе С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев, разрабатывая русскую идею, много внимания уделяли общественному согласию. С этой точки зре ния представляется глубоко неверным положение вульгаризирован ного марксизма о борьбе противоположностей как источнике разви тия. Это положение и раньше смущало думающих сторонников марк сизма, ибо, как гласит латинская пословица: «При согласии малые дела растут, при несогласии великие дела разрушаются». Она может быть взята в качестве эпиграфа к разработке современной политичес кой конфликтологии.
Помимо общинности, соборности и религиозности российский менталитет характеризует и такая важная черта, как особое отноше ние к государственной власти. Назовем ее государственностью. Рус ская церковь издавна тесно сотрудничала с государством. Традицион-
но русское православное духовенство и в целом православие всегда поддерживало власть, опираясь на библейское изречение: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены» . В свою очередь и государство всегда опиралось на церковь, которая являлась мощным орудием морально-идеологического воздействия на массы. Царь был фактически главой церкви. «Для православного человека вера была своего рода государственной повинностью, а вопрос о том, во что и как ему верить, в последней инстанции решался царем» . Все это не могло не вести к сочетанию в ментальности россиян религиозности и госу дарственности и накладывало определенный отпечаток на российский патриотизм. Для верующего христианина высшими ценностями были Вера, Царь и Отечество.
Государственность в российском менталитете нередко отождест вляется с державностью. В наше время часто произносят слова: «За державу обидно». Эти слова, принадлежащие герою одного популяр ного фильма, выражают важнейшую черту российского политическо го менталитета.
Историческую ткань российского общества, основу которой со-ставляет российский менталитет, нельзя рассматривать, не затрагивая патриотизм, а последний порой отождествляют с национализмом, который нередко оценивается как явление консервативное, реакцион-ное. Подобные оценки порой применяют и по отношению к патрио тизму. Поэтому разграничение патриотизма и национализма пред ставляет определенные трудности. Эти понятия в различных значениях используются в современной.идейно-политической борьбе. Достаточ но сослаться на абсурдное словосочетание «коммунно-патриоты», ко торым средства массовой информации пугают обывателя. Левая оппо зиция существующему режиму широко использует идею государст венного патриотизма.
Патриотизм означает чувство любви (конечно, в сочетании с оп ределенной деятельностью) к своему народу, отечеству, государству. По смыслу он имеет две основы: природную и социальную; послед няя предполагает определенные обязанности, долг. «Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но не из меняя своей природе, - писал религиозный философ В. Соло вьев, - становится обязанностью по отношению к тем обществен ным союзам, без которых родители произвели бы только физичес-
кое существо, но не смогли бы дать преимуществ достойного, чело веческого существования. Ясное сознание своих обязанностей по от ношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма...» .
Далее Соловьев рассуждал о совпадении патриотизма с благо честием, выводя истинную идею патриотизма из сущности христи анского начала: «В силу естественной любви и нравственных обя занностей к своему отечеству полагают его интересы и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разъединяют, а объединяют людей и народы». Исходя из этих позиций, Соловьев осуждал национализм, полагая, что «последовательно теоретическо го оправдания национализм, как и все отвлеченные начала, не до-пускает. Практическое значение он отчасти имеет, как знамя дур ных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонацио нальным населением» .
И в нынешнем понимании патриотизм - не синоним национа лизма. Последний в европейской интерпретации воспринимался как возведенный в ранг государственной политики эгоизм титульной нации. Когда складывалась Российская империя,- основой государст венного менталитета был отнюдь не национализм титульной нации, а именно державный патриотизм, что очень важно подчеркнуть. Речь шла не о господстве одной нации, а о семье народов. В совет ское время державный патриотизм ярко проявился и выдержал ис пытания на прочность в годы Великой Отечественной войны. Рос сийский державный патриотизм неоднократно в истории России до казывал свою жизненную силу, приводившую в изумление иностранцев.
К сказанному хочется добавить краткое перечисление основных особенностей российского патриотизма: миротворчество, держав- ность, историческая преемственность, национальная осмысленность, социальная ориентированность, просвещенность и духовная напол ненность.
В начале нового тысячелетия Россия оказалась перед историчес ким выбором: идти собственным путем, ориентируясь на свою исто рию и самобытность, или по той колее, которая была давно проло жена западными странами, рассчитывая каждый раз, что ее вытащат на буксире из очередной ямы страны с развитой экономикой. Наро дам России с ее тысячелетней историей не к лицу быть иждивен-
цами и социальными эпигонами. Нам нужна была помощь, мы ее получали и были благодарны за нее. Но ни западная, ни китайская модель в чистом виде в России не привьется. У нее свой ментали тет, своя судьба, которая, конечно, не противостоит, а органично со четается с судьбами других народов мира. И чем скорее это будет понято, тем успешнее окажется строительство новой России, а выход россиян из жестокого экономического и политического кри зиса, в котором они оказались по вине недальновидных полити ков, - легче.