«Гранатовый браслет»

Александр Иванович Куприн - один из самых талантливых русских писателей. В своих произведениях он отразил главную потребность человеческого характера - стремление вырваться из оков обыденной жизни, наполнить свое краткое существование на этой земле нравственным смыслом, мечтой о чем-то прекрасном. Этим прекрасным в жизни людей писатель считал мечту о счастье, о великой любви, подчиняющей себе мысли и поступки людей.

«Гранатовый браслет».

и обострение душевных переживаний героев передаются и через представление некоторых символических образов.

Картины природы в повести только подчеркивают нравственное напряжение. Сырая, промозглая погода сменяется другой, более соответствующей состоянию героини: «... ветер, как бы сочувствуя ей, зашелестел (тихо) листьями». Эта перемена и есть та самая возвышенная и необыкновенная любовь, о которой идет речь в рассказе. «Трудно сказать почему, но блистательный и прощальный ущерб природы, прозрачные дни, безмолвное море, пустота оставленных на зиму дач, травянистый запах последних цветов - все это сообщает особую горечь и силу повествованию» - писал а таланте Куприна К. Г. Паустовский.

Образ княгини Веры Шейной не воспринимается нами сам по себе, как характер конкретного человека, а передан через восприятие влюбленного бедного чиновника. За внешностью надменной, гордой красавицы скрываются большие нравственные человеческие качества. Ведь она способна не только пересмотреть свои традиционные взгляды на понятия «порядочно» или «непорядочно», но проникнуться и понять человека, подарившего ей свою жизнь. Может быть, в дальнейшем это и будет ее проблемой. Более высокие нравственные требования, которые теперь останутся навсегда в ее жизни, окажутся неприемлемыми в реальности. Теперь она чувствует освобождение, разрыв напряжения: «Нет, нет, - он меня простил теперь. Все хорошо».

Только генерал Аносов, символизирующий философскую мудрость жизни, способен увидеть в этой истории неповторимость и уникальность любви: «... может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Произошли трагические события, прежде чем княгиня поняла смысл этой фразы.

«Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок - поэтический и озаряющий жизнь - ; среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта».

Событие, разорвавшее жизнь княгини Веры пополам, заставившее ее по-новому переосмыслить произошедшее, заключалось в подарке, который Желтков завещает ей. Никто ничего не понял. А суть была проста: он подарил ей свою любовь, свою жизнь.

Пока Вера оценивает лишь внешние достоинства драгоценности, она не представляется ей достойной внимания: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных фанатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». Густо-красные живые огни гранатов напомнили ей о человеческой крови.

А в письме четко и ясно написано: «... этот браслет принадлежал еще моей прабабке, его носила моя покойная матушка», т. е. явное завещание.

Г. «Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт фаната - зеленый гранат». Казалось бы, можно ли более определенно выразить сопоставление? Княгиня Вера не понимает. Тем не менее, именно зеленый фанат в обрамлении красных, помещенный на золото низкой пробы и является символом. Трагическим символом любви как величайшей награды, уникальной и единственной (зеленый гранат), любви-жертвы, требующей жертвоприношения (фанаты), любви, являющейся драгоценностью и главным богатством повседневной рутины жизни (золотой ободок браслета).

«Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу... Вашу записку, ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке, а потом забыли на стуле при выходе...»

в них бунтарские свойства, успокаивала и примиряла. Видимо, княгиня только теперь почувствовала невозможность жить по-прежнему. Звуки музыки Бетховена вылились в ее сознании в слова Желткова: «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко».

Повторяющийся рефрен в его обращениях к княгине, имеющий религиозные истоки, может означать только одно: бедный телеграфист любил так, что ее образ в его сознании был обожествлен. Этот рефрен является, несомненно, молитвой, обращенной к любимому человеку. Что бы ни было: «Да святится имя твое!»

Он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. «Да святится имя Твое!» И остается людям только символ этой прекрасной любви - гранатовый браслет.

Содержимое сочинения:

А. И. Куприн — одно из самых ярких имен русской литературы. Его произведения вызвали довольно неоднозначную реакцию. Писатель имел свой особый взгляд на многие вещи.
Много произведений Куприна посвящены теме любви. Эту тему он раскрывает по-своему, выражая мнение, что настоящей любви практически не осталось на свете. На это великое и глубокое чувство способны в современном мире только особо избранные.
Куприна можно назвать идеалистом и романтиком, ведь любовь он понимал как нечто исключительное, самоотверженное, бескорыстное. Особенно ярко это отразилось в повести «Гранатовый браслет». Это произведение о сильной, яркой, всепоглощающей любви бедного чиновника к богатой и знатной даме.
Желтков — всего лишь мелкий чиновник. Но он наделен поразительной способностью самоотверженно любить. Этот человек счастлив, не смотря на то, что эмоции его безответны. Он умеет ценить то чувство, которое у него есть внутри, и благодарит за это Господа.
На мой взгляд, символичен образ возлюбленной героя. Это княгиня Вера Николаевна Шеина. Она — независимая, спокойная, холодная красавица: «…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Николаевна становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей любви. Символично даже ее имя. Это вера в чувства, в подлинную, безграничную любовь. А для Желткова возлюбленная становится буквально отдельной религией, верой во все самое прекрасное в жизни.
Безусловно, символичен образ самого Желткова. Маленький чиновник, ничем не примечательный снаружи, буквально раскрывается перед читателем изнутри. В один момент герой будто распрямляется и встает перед нами гордо, величественно. Вначале чувства Желткова кажутся нелепыми, неуместными. На это настраивают нас высмеивания героя князем Василием. Да и инициалы его скорее забавны, чем загадочны: то ли Г. С. Ж., то ли П. П. Ж. Но, читая письма этого нищего чиновника, читателю уже не хочется смеяться над ним. Каждая строка дышит неподдельной любовью и смиренным преклонением перед прекрасной женщиной: «Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам».
Желтков любит Веру Николаевну на протяжении уже многих лет, еще с тех пор, как она была незамужней девушкой. Все эти годы он присылал ей любовные письма, сначала пылкие и ожидающие ответа, затем нежные, уважительные, проникновенные, безответные. Впервые за все эти годы герой решился прислать своей возлюбленной подарок. Это старинный гранатовый браслет. Куприн приковывает внимание читателей к этому украшению: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». Символичным является то, что браслет словно оживает в руках Веры Николаевны: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». Видимо героиня предчувствует последующую за подарком трагедию, именно поэтому игра света в браслете напоминает ей кровь.
Браслет похож на самого Желткова. Герой также выглядит неказистым, «низкопробным», но таит внутри себя невероятную, невиданную способность любить. Пожалуй, первым увидел это в Желткове, как ни странно, именно муж Веры. Он пришел к чиновнику вместе с братом своей жены с целью поговорить с навязчивым поклонником и вернуть ему браслет. Но очень быстро осознал, что перед ним стоит человек, умеющий любить как никто другой. Вера ни даром полюбила князя Василия и вышла за него замуж. Этот человек сохранил в себе достаточную тонкость души, чтобы понять, увидеть подлинные чувства другого человека. В противовес князю Василию выступает брат Веры Николай. Он не верит Желткову, считает его чувства глупыми, не заслуживающими внимания. Этот человек не способен оценить подлинность чувств, искренность эмоций. Именно поэтому Николай до сих пор не женат.
Мне кажется, что довольно символичным в повести можно назвать сравнение княгини Веры и ее сестры Анны. Они совершенно не похожи не только внешне (Анна «была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью… Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры»), но и внутренне. Примечательно то, что Анна, в отличие от Веры, вышла замуж за глупого, нелюбимого человека. У нее есть дети, но они болезненны. Союз же Веры с ее, казалось бы, любимым Василием оказался полностью бездетным.
Очень символичен в повести образ пожилого генерала Аносова. Мне кажется, что этот герой помогает автору передать свою собственную позицию. Именно Аносов заставляет Веру взглянуть на своего надоедливого поклонника совсем с другой стороны: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Генерал долго жил на свете и многое видел. Он уверен, что для настоящей, подлинной любви в современном обществе уже нет места. Глубокие и сильные чувства ушли, их заменили привычка и жажда комфорта. Но сам Аносов может только размышлять об этом, ведь на его жизненном пути никогда не встречалась такая исключительная, всепоглощающая любовь. Поэтому к старости лет он остался одинок и бездетен.
Повесть сопровождает описание осени, увядающей природы. Это прекрасное и печальное зрелище. Так и аристократия 20 века: она прекрасна, образована, но нежизнеспособна. Эти люди увядают, умирают духовно, так как разучились любить. В конце произведения Вера Николаевна понимает, что абсолютная любовь, о которой мечтают все женщины, прошла мимо нее, близко-близко, едва коснувшись. И в память об этих чувствах у нее осталось лишь самое прекрасное произведение Бетховена: «Son. No 2, op. 2. Largo Appassionato».
«Гранатовый браслет» — прекрасная повесть, посвященная теме любви. На мой взгляд, это произведение затрагивает самые глубокие струнки в душе каждого читателя. А глубокая символичность повести помогает нам лучше и полнее понять позицию автора.

Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей. К творчеству этого автор очень неоднозначное отношение, поскольку многие темы он воспринимал по-особому, совсем не так, как другие. У Куприна было свое уникальное восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и не многие счастливчики могут испытать эту любовь.
Я думаю, что Куприн в некоторой степени был идеалистом и романтиком, так как он считал, что человек должен жить в полной смысле этого слова: любить – значит любить самоотверженно, не жалея себя, ненавидеть – значит ненавидеть сильно, непримиримо; восклицать – значит восхищаться искренне, от всей души.
На мой взгляд, самым ярким произведением о любви, которое еще раз подтверждает именно такое мировосприятие писателя, является “Гранатовый браслет”. В этом произведении рассказывается о жертвенной любви маленького человека, который очень счастлив до последних своих дней, что была возможность так любить. Любовь в произведении Куприна очень яркая, идеальная. Здесь есть много образов-символов, несущих идейный смысл рассказа.
Я думаю, очень символичен в произведении образ княгини Веры Николаевны. Это независимая, спокойная, холодная красавица: “…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах”. Эта женщина становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей любви.
Особое значение имеет образ “тучного, высокого, серебряного старца” – генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: “…Может быть, твой жизненны путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”. Я думаю, Аносов – символ мудрого старшего поколения.
Символична так же и сам гранатовый браслет: “Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …, каждый величиной с горошину”.
Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам, она противостоит всем устоям общества, даже смерть неспособна успокоить человека. Вера Николаевна, к сожалению, очень поздно поняла, как сильно это чувство. Она мучается от своей “слепоты”. Желтков принимает свое чувство как божий дар: “Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”. Он винит свою судьбу за все испытания, которые выпали на его долю. Желтков любит безнадежно, жертвенно, ничего не требуя взамен.
Даже уходит он из жизни с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: “Да святится имя Твое!” Вере Николаевне остается от этой любви гранатовый браслет и… память. Ей очень тяжело осознавать, что она не увидела, не почувствовала такой любви намного раньше. “Гранатовый браслет” – прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, которая “повторяется только один раз в тысячу лет”.
Особое впечатление произвел на меня образ самого Желткова. Я думаю, что он – необычный, искренний человек, который так же символичен, поскольку таких людей очень редко можно встретить в жизни. Но все же считаю, что этот герой в большей степени идеал, чем реальный герой, ибо любить настолько сильно могут только исключительные личности.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей начала 20 века. Стиль писателя уникален. Многие темы Куприн воспринимал по-особому, только по-своему. Так, у этого писателя было свое уникальное восприятие любви, своя философия этого человеческого чувства. Он считал, что Read More ......
  2. В 1908-1910 годах А. И. Куприн создает целый цикл новелл о любви. Этот ряд открывается повестью “Суламифь” (1908) – нарядным прозаическим переложением библейской Песни Песней. А завершается реалистическим рассказом “Гранатовый браслет”. Сюжет рассказа не только реалистичен, но и реален. Семейная Read More ......
  3. браслет” Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей, он сумел показать в своих произведениях широкую, многообразную картину русской жизни конца прошлого и начала нынешнего века. “Человек пришел в мир для Read More ......
  4. Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу Гранатовый браслет)У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание. К. Паустовский. Среди рассказов Александра Ивановича Куприна особое место занимает Гранатовый браслет. Паустовский называл Read More ......
  5. Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно Read More ......
  6. Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была присуща огромная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает Read More ......
  7. Теме любви посвящено, пожалуй, наибольшее количество произведений мировой литературы. И это не удивительно, ведь любовь – самое сильное чувство, которое испытывает человек за всю свою жизнь. Каждый автор раскрывает эту тему по-своему, руководствуясь своим жизненным опытом, моральными принципами, внутренними идеалами. Read More ......
  8. Александр Иванович Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души, натурой сильной, кипучей. Для него были характерны громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему Read More ......
Значение символов в рассказе “Гранатовый браслет”

Александр Иванович Куприн – один из самых талантливых русских писателей. К творчеству этого автор очень неоднозначное отношение, поскольку многие темы он воспринимал по-особому, совсем не так, как другие. У Куприна было свое уникальное восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, и не многие счастливчики могут испытать эту любовь.

Я думаю, что Куприн в некоторой степени был идеалистом и романтиком, так как он считал, что человек должен жить в полной смысле этого слова: любить – значит любить самоотверженно, не жалея себя, ненавидеть – значит ненавидеть сильно, непримиримо; восхищаться – значит восхищаться искренне, от всей души.

На мой взгляд, самым ярким произведением о любви, которое еще раз подтверждает такое мировосприятие писателя, является рассказ «Гранатовый браслет». В этом произведении рассказывается о жертвенной любви маленького человека, который очень счастлив до последних своих дней, потому что у него была возможность любить. Любовь в произведении Куприна очень яркая, идеальная. Здесь есть много образов-символов, несущих идейный смысл рассказа.

Я думаю, очень символичен в произведении образ княгини Веры Николаевны. Это независимая, спокойная, холодная красавица: «… Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Эта женщина становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей любви.

Особое значение имеет образ «тучного, высокого, серебряного старца» - генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: «…Может быть, твой жизненны путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Я думаю, Аносов – символ мудрого старшего поколения.

Символична так же и сам гранатовый браслет: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …., каждый величиной с горошину».

Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам, она противостоит всем устоям общества, даже смерть неспособна успокоить человека. Вера Николаевна, к сожалению, очень поздно поняла, как сильно это чувство. Она мучается от своей «слепоты». Желтков принимает свое чувство как божий дар: «Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам». Он винит свою судьбу за все испытания, которые выпали на его долю. Желтков любит безнадежно, жертвенно, ничего не требуя взамен.

Даже уходит он из жизни с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: «Да святится имя Твое!» Вере Николаевне остается от этой любви гранатовый браслет и … память. Ей очень тяжело осознавать, что она не увидела, не почувствовала такой любви намного раньше. «Гранатовый браслет» - прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, которая «повторяется только один раз в тысячу лет».

Особое впечатление произвел на меня образ самого Желткова. Я думаю, что он – необычный, искренний человек, который так же символичен, поскольку таких людей очень редко можно встретить в жизни. Но все же считаю, что этот герой в большей степени идеал, чем реальный герой, ибо любить настолько сильно могут только исключительные личности.

Организация: Читинское суворовское военное училище МВД России

Населенный пункт: Забайкальский край, город Чита

Символический аспект в изучении повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» - одно из самых загадочных и, пожалуй, самое притягательное произведение школьной литературы, неизменно вызывающее интерес даже у мало читающих учеников, поскольку затрагивает темы, очень чувствительные для них. Это обстоятельство требует от учителя особого внимания и деликатности в подходе к интерпретации текста. Нельзя в общении со старшеклассниками, чьё мировоззрение окончательно не сформировалось, допускать романтизацию смерти, делать её привлекательной в глазах учеников, оправдывать добровольный уход из жизни. Но как же этого избежать, если самый любящий, самый чистый и светлый персонаж повести самостоятельно обрывает собственную жизнь, и автор не осуждает его за это?

Если воспринимать повесть Куприна на событийном, фабульном уровне, то всё описанное в произведении довольно незамысловато и заурядно: история несчастного молодого человека, безнадёжно влюблённого в замужнюю даму не его круга и не его социального положения, не нова, однако даже не самый опытный читатель чувствует, что в основе сюжета лежит некая тайна, выводящая произведение на более сложный, более глубокий уровень. Если же при анализе художественного текста учитывать не только предметно-событийное содержание, но и смысловые переходы на уровень знаков и символов, это даёт возможность постигать иные смыслы и духовный подтекст художественной мысли. Повесть «Гранатовый браслет», как все классические произведения, рассказывает не о частном, а о вечном, о непреходящих, надвременных ценностях, и задача учителя раскрыть это содержание, сделать его доступным для осмысления, научить школьников таким методам анализа, которые помогут им «раскодировать» текст.

Художественный мир, созданный словом, представляет собой многомерную модель, выстроенную на системе знаков и символов. Символ делает текст объёмным, он обладает свойством в лаконичной форме выражать суть, глубинный смысл переживаемых человеком и человечеством событий. За каждым конкретным символом тянется цепочка ассоциаций, универсальных и индивидуальных, позволяющих внимательному читателю интерпретировать произведение литературы, находить в нем новые смыслы в рамках устоявшейся знаковой системы русской культуры.

Обращение к символическому уровню повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» выводит читателя на новый уровень его восприятия.

Загадочный подарок, который главная героиня получает в день своих именин и на который автор обращает внимание уже в названии повести, является своеобразным кодом к пониманию текста.

Символизм этого подарка слишком очевиден, но почему не рассматривать в этом ключе все остальные детали и всех персонажей повести?

Символично имя главной героини – Вера. Символична дата - 17 сентября по старому стилю, день памяти мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, день именин Веры. Символичны подарки, которые дарят Вере.

Прекрасные серьги «из грушевидных жемчужин», подаренные мужем, не вызывают у неё неприятных ассоциаций, даже веселят Веру, однако мы знаем, что в художественной литературе жемчуг является символом, предвестником тревоги, слёз. Будет нелишним провести параллель из других произведений литературы, уже знакомых школьникам. Например, «Слово о полку Игореве». Трагические известия о беде, случившейся с Игорем, Святославу приносит вещий сон, в котором князя осыпают крупным белым жемчугом. А в рассказе Н.С. Лескова "Жемчужное ожерелье" богатый подарок отца пугает и его дочь, и гостей и воспринимается всеми как предвестник несчастий, слёз.

Сестра дарит Вере старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. Он под стать самой Вере: изысканный, в переплёте удивительной тонкости и красоты, но лишенный духовного содержания. Молитвенник для Веры пуст. Символика звучит в каждом слове.

В самих сестрах словно отражается весь мир – строгий, респектабельный запад и чувственный, иррациональный восток. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая - Анна, - наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца. <…> Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры».

Это устоявшийся, разумно обустроенный, благополучный и благонадёжный мир с давно и прочно сложившимися традициями, не знающий любви и не подозревающий о своём незнании: «Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза. <…> Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».

У Веры с мужем сложились ровные и надёжные отношения партнёрства, товарищества. Своё благополучие она принимает за любовь. Анне отсутствие настоящей любви заменяет восторженная жизнерадостность и чувство обожания, которое она вызывает у мужчин. Романтические чувства в обществе, собравшемся на именины Веры, воспринимаются как повод для шутки, и гости с удовольствием слушают истории князя Василия Львовича, в которых правда мешается с вымыслом и герои в порыве чувств совершают безумные поступки, не свойственные им в реальной жизни. Не менее нелепым и смешным представляется «бедный телеграфист», влюблённый в Веру на расстоянии. Выходит, чувства в этом представительном, почтенном обществе – предмет осмеяния, поскольку нарушают мерный, спокойный ход жизни.

И только один человек, по-отечески относящийся к Вере и Анне русский генерал Аносов, хранит предание о любви. В этом образе символически воплощена мысль о миссии русского народа сохранить и передать миру знание об истинной любви.

Единственный герой повести, испытывающий это ставшее уже полумифическим чувство, тайный поклонник Веры, которого до времени никто не видел и не знал его имени. Если не учитывать символику этого образа и рассматривать его только на событийном, фактическом уровне, история Желткова мало чем отличается от двух нелепых и жалких романтических историй, рассказанных Вере старым генералом. В рассказах этих влюблённые юноши гибли в рабской привязанности к даме сердца, глупо, неблагородно, бессмысленно. Любовь «телеграфиста» и трагический её финал при всей красивости и возвышенности, на поверхностный взгляд, такие же, однако в них читатель угадывает некую тайну, способную объяснить и оправдать всё.

На символическом уровне в простоватой, смешной фамилии Желтков угадывается пасхальный мотив (яйцо – символ Воскресения). Символичен портрет молодого человека, в нём нет реалистичных мужских черт, это, скорее, иконописный лик, проступающий из лучей света: «Лица хозяина сначала не было видно: он стоял спиною к свету и в замешательстве потирал руки. Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами». Ангельский лик и возраст Христа: «Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Комната с круглыми окнами, похожими на пароходные иллюминаторы, напоминающая «кают-компанию грузового парохода» вызывает ассоциацию с ковчегом (в христианстве корабль символизирует церковь, место, где спасаются). В письмах, которые он адресует Вере, нет корыстных притязаний, ему необходимо сообщить ей о любви. Он словно специально послан в этот мир с вестью о любви. К слову, шуточное прозвище «телеграфист» тоже содержит намёк на ту роль, которая ему отведена: передать важные известия. «Телеграфист» не говорит ничего от себя, он транслятор, вестник. В подарке Желткова, гранатовом браслете, овеянном древними поверьями и преданиями, объединены цветовая символика и символика камня: красные гранаты – любовь и жертвенность, зелёный – надежда. Семь-восемь лет, на протяжении которых Желтков «преследует княгиню Веру Николаевну» говорят об истечении срока, отпущенного ему. Семь – число полноты, завершенности, за семь дней создан мир, и по прошествии семи лет должен появиться какой-то результат. Семь лет Желтков любит Веру без надежды. Символика числа восемь двойственная: оно может означать бесконечность, вечность или смерть.

Таким образом, Желтков – вестник, посланный в этот мир, чтобы пробудить в нём любовь, дать надежду на неё, но людские сердца остаются глухи, мир живёт по своим законам, по правилам, и любовь оказывается вне этих правил. Угрозы «принять меры», пожаловаться властям вызывают у Желткова смех, потому что любовь закону неподвластна, она проходит по другому «ведомству», чего не может понять прокурор Николай Николаевич, брат Веры. Поэтому он и Василий Львович, Верин муж, люди в принципе не жестокие, но придерживающиеся во всём строгих рамок, светских приличий, как библейские фарисеи, требуют «казнить» любовь. Лучшие представители аристократического общества не кричат: «Распни!», и тем не менее, они предугадывают, предполагают «трагический исход» и соглашаются с ним. Смерть Желткова – это не каприз отвергнутого влюблённого, не попытка кому-то что-то доказать, это искупительная жертва, которой он спасает мир от нелюбви. Он умирает, чтобы родилась любовь. Христианские мотивы страдания, жертвенности, смерти и воскресения особенно сильно звучат в конце произведения: «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: „Да святится имя Твое“. Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь».

В своём последнем письме к Вере Николаевне Желтков говорит о любви как о громадном счастье, которое Богу было угодно послать ему, как о награде. После прочтения Вера пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами. Слезами оживает, оттаивает сердце холодной, гордой женщины. По пушкинской формуле начинает воскресать, преображаться её душа: «и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Одну большую красную розу приносит Вера покойному Желткову, и в этом подарке, который она кладёт почему-то под шею умершему, звучат те же мотивы любви и страдания, что и в кроваво-красном гранате. Не любви к нему, Желткову, но любви как новому для Веры состоянию, самой способности любить.

В финале повести притча о любви переходит в молитву, её усиливает символика звуков: «В уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое». Музыка Бетховена оживляет слова молитвы, дарит утешение, пророчит рождение Любви и Преображение Любовью.

Это преображение можно пронаблюдать через знаки, в которых финал повести смыкается с началом. Вместо легкомысленной безделушки, пустого блокнота, переделанного из старинного молитвенника, в финале звучит живое слово молитвы, пробуждающее и наполняющее всё новым смыслом. Жемчужные серьги «грушевидной формы», а лучше сказать, формы капель, «сбываются» потоком слёз, которыми умывается, обновляется душа Веры Николаевны. День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в который Вера праздновала свои именины, в самом деле напомнил о почти утраченных чувствах любви и веры, дал надежду и открыл путь к новым, высшим смыслам, божественной премудрости - Софии. Да и сама Вера преображается, «воскрешается» к новой жизни. Вместо строгой и аристократичной светской дамы с красотой античной статуи, вся жизнь которой, включая взаимоотношения с людьми и благотворительность, диктовалась видным положением в обществе, мы видим растроганную женщину блестящими от слез глазами, взволнованную, трепетную, живую. Этим преображением объясняется звучащая в финале фраза: «Он меня простил теперь. Все хорошо».

Литература

  1. Куприн А.И. Гранатовый браслет: повести и рассказы. – М. : Дет. Лит., 2010.
  2. Камедина Л.В. Текст в диалоге с читателем: учебное пособие – Чита. : Забайкал.гос.-гум. пед. ун-т., 2009.
  3. Наделяева О.Е. Знаковая система русской культуры: сборник материалов к спецкурсу. – Чита: ЧИПКРО, 2007.