Несмотря на то что сомнительные согласные изучаются еще в начальной школе, ошибки на это правило встречаются и в работах старшеклассников. Поэтому правописание сомнительных согласных нужно периодически повторять, постепенно усложняя материал.

Учащиеся должны прочно усвоить все возможные способы проверки сомнительных согласных.

1) Изменить число существительного: ногти — ноготь, локти — локоть.

2) Изменить падеж существительного: луг — на лугу, лук в луке.

3) Заменить существительные глаголом: молотьба — молотить, без оглядки — оглядываться.

4) Использовать уменьшительные суффиксы: справка-справочка, гладкий — гладенький.

5) Образовать краткие формы прилагательных: вязкий — вязок, чуткий — чуток.

Особое внимание следует обратить на правописание слов с сомнительной согласной ж. Некоторые из них можно проверить, как обычно: умножьте — умножайте, выдержка — выдержать. Однако в большинстве слов учащиеся при подобной проверке смешивают согласные ш и ж, поэтому правописание таких слов лучше проверять чередованием: бедняжка — бедняга, дужка-дуга.

Часто учащиеся допускают ошибки в словах визжит, брюзжит, брызжет, мозжечок, дребезжит, где они по аналогии со словами сожжет, подожжет пишут два ж. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно разобрать эти слова по составу и сопоставить, тогда учащимся будет ясно, откуда в корнях появляется второе ж.

Согласный ж также может чередоваться с д. Слов с этим чередованием значительно меньше, но и на них следует остановиться: сыроежка — еда, позже — опоздать — поздний, приезжать— приезд.

Сомнительную согласную Ш в ряде слов можно проверить гласной: кормушка — кормушек, старушка — старушек, воришка — воришек, ватрушка — ватрушек. Однако если возникает опасность смешения согласных Ж и Ш учащиеся должны твердо помнить, что Ж чередуется с Г и Д, а Ш — С Х: стрижка — стригу, слежка — следы, краюшка — кpaюxa, подушка-ухо.

Приводим материал для словарных диктантов.

Ловкие гребцы, скользкая дорожка, близкие заморозки, редкая находка, резкие прыжки, мягкая подушка, легкая изморозь, увядшая березка, робкая просьба, чуткий разведчик, ложка дегтя, меткий наводчик, легкая шлюпка, низкая беседка, алмаз для резьбы, закладка в книжке, редкий помощник, жидкость в кружке.

Слова на сомнительные согласные можно использовать в упражнениях, способствующих обогащению словаря учащихся.

1.К данным: словам подобрать СИНОНИМЫ: в которых была бы сомнительная согласная.

Липкий (вязкий), страшный (жуткий), неуклюжий (неловкий), невиданный (редкий), грубый (резкий), отвратительный (гадкий), надоедливый (навязчивый),промедление (задержка).

2.К прилагательным в данных словосочетаниях подобрать антонимы.

Легкое наказание (тяжкое), частый гость (редкий), далекий друг (близкий), жесткий диван (мягкий), неуклюжий мальчик (ловкий),густой чай (жидкий),смелый, малыш (робкий).

Слова, сходные по звучанию, правописание которых учащиеся часто смешивают, можно представить в виде таблицы.

Полезно записать в словарь слова, в которых сомнительные согласные не проверяются и которые нужно запомнить: костяшка, тельняшка, копчушка, деревяшка, будто, ведь, вокзал, футбол, автомат, карабкаться.

40. Запишите проверочные слова по образцу. Обозначьте орфограмму № 3.

Луг - луга , ошиб ка - ошиба ться, сосед - соседи , обед - обеда ть, труб ка - трубо чка, голод - голодн ый, труд - трудн ый, насмеш ка - смеши ть, утюг - утюги , масштаб - масштабн ый,
роб кий - робо к, ног ти - ного ть.


41. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму № 3 по образцу.


42. Спишите слова, вставляя одну из указанных букв.

Б или п? Голу б ка (голуби ), корот ка (корото к), скрип ка (скрипа ч), гиб кий (гибо к).
В или ф? Верёв ка (верёво чка), лов кий (лово к), вышив ка (вышива ть), шеф ский (шефы).
Г или к? Сапог (сапоги ), поток (потоки ), враг (враги ), друг (у друга ), подвиг (подвиги ), ног ти (ного сть).
Д или т? Селёд ка (селёдо чка), ред кий (редо к), мет кий (мето к), молот ьба (молоти ть).
Ж или ш? Нож ка (у ноже к), вареж ка (нет вареже к), ладош ка (с ладоше к), рубаш ка (нет рубаше к).
З или с? Указ ка (ука за ть), кос ьба (коси ть), дерз кий (дерзи ть), прос ьба (проси ть).


43. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясным их значение, подберите к каждому подходящему по смыслу слова. Подчеркните в них орфограммы.

Сладкий плод - деревянный плот , зелёный луг - горький лук , женский род - маленький рот , ивовый прут - небольшой пруд , он молод - тяжёлый молот .


44. Можно ли проверить правописание выделенных гласных и согласных в корнях слов? Почему? Как называются такие гласные и согласные?



Выделенные гласные и согласные в корнях слов проверить нельзя, так как это словарные слова, их нужно запомнить. Такие гласные и согласные называются непроверяемыми.


45. Проверьте по орфографическому словарю написание данных слов.

Ба скет бол, кросс , тенни с, фи гура, спорт смен, вок зал, рюк зак.

46. Подготовьтесь к игре "Пиши правильно!". Внимательно прочитайте данные слова и запомните их правописание. Закройте учебник. Разделитесь на три команды. Ученик из каждой команды на доске записывает слово, которое диктует учитель. Остальные ученики записывают слова в тетрадь. Выигрывает та команда, ученики которой совершили меньше ошибок.

Задание для самостоятельной работы.

Цели урока:

  • развивать умение правильно писать слова с парной согласной на конце слова и в середине слова, определять, каким правилом регулируется это написание и применять это правило;
  • развивать каллиграфические навыки, орфографическую зоркость;
  • прививать интерес к языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Эмоциональный настрой

Давайте подарим друг другу улыбки.

  • Проверка посадки и рабочих мест детей

Учитель: Руки?

Дети: На месте!

На месте!

  • Проверка рабочих мест

II. Минутка чистописания.

(На развитие творческого воображения.)

На что это похоже?

Что можно получить, если соединить между собой эти овалы? (Бусы)

Как это сделать?

Грамматическая задача.

Что здесь написано?

Чеснок – снок + мода + н =? (чемодан)

Д+ель+филин – ли=? (дельфин)

Запишите однокоренные слова, обозначьте орфограммы.

III. Формирование темы и цели урока.

Сколько правил
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь
Будь внимательным и только
Будь старательным и только
Всё запомнишь, всё поймёшь.

На доске слова: коляска-повязка, гриб-хрип, подружка-ватрушка, жираф-бурав, круг-крюк, молотки-городки, лимон-бульон.

Причитайте слова, какая орфограмма есть в большинстве слов? Есть ли среди них лишние слова? (Последняя пара.)

Выпишите пары согласных по глухости-звонкости. В какой части слова они находятся? (В корне.) Нарисуй над буквами знак корня. Сформулируй тему урока.

Образец записи: з-с, б-п, ж-ш, в-ф, г-к, д-т

Чтоб меньше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало заглушить.

IV. Работа над темой урока.

1. Наблюдение над произношением и написанием согласных в корнях с чередованием.

Какой звук обозначает каждая выделенная буква? В какой части слова находится этот звук?

снеж ки – снег
друг – подруж ка
сказ ка – рассказ
луг - луж ки

Что происходит с парным звонким согласным звуком на конце слова и в середине слова перед глухим согласным? А с парным глухим перед звонким? Как проверить согласную на конце слова? Можно ли, пользуясь этим правилом, проверить написание согласных букв в остальных словах?

Образец записи:

друг – нет друга
снежки - снежок

Вывод: согласные в корне слова можно проверять одним и тем же правилом.

Физминутка

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.

2. Упражнение в выборе правильного написания.

Напишите сначала все слова, которые могут быть проверочными, а потом с их помощью решите орфографические задачи и припишите проверяемые слова.

Объясняйте выбор букв.

Понаблюдайте: были ли среди проверочных слов “родственники” проверяемых? Назовите их. А были изменения проверяемых слов? Приведите примеры.

3. Работа над правилом.

Как вы действовали, чтобы обосновать выбор согласных букв? Сравните с выводом на странице учебника.

Итак, существует 2 способа подбора проверочных слов: можно изменить само это слово, и можно подобрать к данному слову однокоренное.

Пальчиковая гимнастика.

Цифровой диктант.

Будьте внимательны: я называю 2 слова: с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в тетради цифру “1” или “2”.

Пышка-пышечка, зуб-зубы, холод-холода, лодка-лодочка, сливки-сливочный, весна-весны.

V. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

Пользуясь памяткой “Как искать проверочные слова для корня”, определи, какие буквы нужно писать на месте пропусков.

2. Самостоятельная работа

Напишите по 1 слову с парным согласным на конце или в середине слова и выполните проверку.

На доске:

б т
к в
з ж

Корневые семейства слов. Подбор однокоренных слов. Соревнование по рядам.

(На доске изображение гнезд)

VI. Итог урока.

Послушайте правило в стихах:

Парные согласные – самые опасные!
В корне ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй

Когда буквы, которые обозначают парные согласные звуки, являются орфограммами?

Как надо проверять их написание?

VII. Домашнее задание.

Подобрать и записать 8-10 слов с орфограммами – проверяемыми согласными в корне на тему “В саду” или “На даче”. Составить и записать небольшой текст (5-7 предложений) с этими словами.

Глухие и звонкие согласные

1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.

Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать ).

2.Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка ), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка ).

3. Ударный -ёжк (а) пишется в отглагольных существительных.

Зубрить – зубр ёжк а.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.

Есть и русские слова с непроверяемым согласным: ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.

Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику.

Непроизносимые согласные

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова). Тростник – тросточка, трость, вестник –весточка, весть.

Исключения: блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотяплескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).

2. Необходимо различать следующие пары слов: костный (мозг), надкостница (ср.: кость)косный («отсталый»), косность; шефствов ать над кем-либо (ср.: шефы) - шествовать («идти») (ср.: шёл);

сверстник (ср.: верста) - ровесник ;явственный, явствовать (ср.: явь, явный) - яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’ ]), следует усвоить: буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т, выступающих в родственных словах: Доска – дощатый, воск – вощанка, холст – холщовый, суть – сущий ;

конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив-): песок, песка, супесь – песчаный, резать – резчик, борозда – бороздчатый, бежать – перебежчик, хлестать – хлестче, веснушка – веснушчатый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т : крупица – крупитчатый, ресница – реснитчатый, немец – неметчина.



5. Следует различать сочетания чн и шн .

Сочетание чн пишется в следующих случаях:

перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] : скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник. Исключения: двуру ш ник,ру ш ник (хотя ру к а ), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

в женских отчествах на -ична . (Мария Савви ч на.)

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

в словах, образованных от основ на х : сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник;

в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий: сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый;

в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных: кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

Обратите внимание. 1) Произносятся и пишутся без т слова: искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас),опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

2) Произносятся и пишутся без н слова: прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

3) Не смешивайте слова: лоточник (торговец с лотком, на лотке) – лотошник (игрок в лото), гречневый (от греча) – гречишный (от гречиха).

Двойные согласные.

Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними: возжечь (воз + жечь) – возжжёшь (воз + жжёшь), также возжжённый. Примечание 1. При наличии звукового чередования зг – зж, зд – зж пишется не двойное ж , а зж, например: визжать (визг), приезжать (приезд), брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т. п. Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж.

Двойноес пишется в слове ссора и однокоренных с ним.

Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, поссовет, роддом. Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групком, групорг, конармеец.



В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс – компромиссный; группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа – программка, телеграмма – телеграммка. Исключения. В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная. Например: а) кристалл – кристальный, финн – финский; колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а), оперетта – оперетка; б) Алла – Алка, Анна – Анка, Кирилл – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка.

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: воззвание, подделать, преддверие . Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-): Дверь подалась под ударами лома (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не выдержала сильных ударов).

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, асессор, баббит, балласт, баллон, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, дилемма, диссонанс, дифференциал, идиллия, иллюминация, иррационализм, кассация, коррозия, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пессимизм, рессора, сеттер, симметрия, стеллаж, теннис, терраса, территория, хлорофилл, целлюлоза, эксцесс, эллипс. Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилетант, импресарио, карикатура, катар, лилипут, нивелир, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др. Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишутся два с (поэтесса, стюардесса ), в суффиксе-ис-а пишется одно с (актриса, директриса ).

В суффиксе -етта пишутся два т , например: ариетта, оперетта, симфониетта.

Непроверяемых согласные

Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, напр.: абсент, абсолютный, анекдот, аптека, апсида, асбест, афганцы, вдруг, вокзал, второй, где, зигзаг, космонавт, общий, оптом, офсет, рюкзак, сбруя, тогда, фтор, футбол, экзамен.

Непроверяемыми являются согласные в следующих приставках, суффиксах, окончаниях.

Приставки. Буква к пишется в приставках экс- и экстра- : экс-чемпион, экс-президент, экстерриториальный, экстраординарный, экстра-класс. Буква с пишется в приставке дис-: дисквалификация, дискомфорт, диспропорция, дисгармония, дисбаланс; ср., однако, дизассоциация, дизъюнкция , где перед гласным и перед и произносится и пишется з.

Суффиксы. Буква в пишется в суффиксах причастий и деепричастий -вш(ий), -вши, -в : отнявший, прочитавший, взявши, взяв, прочитав ; буква ж - в суффиксе наречий -жды : дважды, единожды, четырежды ; буква д перед ц - в числительных, оканчивающихся на -дцать, -надцать : двадцать, тридцать, одиннадцать, шестнадцать.

Окончания. Буква в пишется на конце форм род. п. мн. ч. существительных типа домов, городов, стульев ; буква т - на конце форм 3-го лица ед. и мн. ч. глаголов: знает, спит, пишут, рисуют, ходят, ворчат ; буквы шь - на конце формы 2-го лица ед. ч. наст.-буд. времени: знаешь, пишешь, ходишь, дашь .

Сочетания согласных.

Щ и сочетания зч, здч, сч, стч, жч, шч .

Пишется щ в тех случаях, когда оно целиком относится или только к корню, или только к суффиксу, например: щетка, щука, прощу, ищу, вощаной, дощатый, расщепить (ср. щепать); площе (ср. плоско); погонщик (ср. погонять); женщина (ср. жена).

Пишется сч на стыке приставки и корня, когда с относится к приставке, а ч к корню, например: счесть, бесчестный, исчерпать, чересчур.

Пишется шч, жч, сч, зч, стч или здч :

1) на стыке корня и суффикса, если суффикс начинается с ч и этому звуку предшествуют согласные ш, ж, с, з, ст, зд корня, например: перебежчик (ср. перебежать), перевозчик (ср. перевозить), разносчик (ср. разносить), объездчик (ср. объездить);

2) в основах, оканчивающихся на сочетания шк, жк, ск, зк, стк или здк , если при замене суффикса вместо к в этих сочетаниях появляется звук ч , например: резче (резкий), хлестче (хлесткий), веснушчатый (веснушки).
Примечание. В словах счастье, песчаный пишется сч.

Сочетания ск, ст, зг, зд .

В русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд, а есть только основы на зг, зд(ь) ; пишутся: мозг (мозга), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. п. В начале корней пишутся зг, зд : ни зги (не видно), здесь, здоровье, здание; исключение: сдоба, сдобный. Примечание. В начале слова буквосочетания сг и сд пишутся только на стыке приставки с- с корнем, например: сговориться, сгрудиться, сдать, сделать, сдружиться.

На конце основ преобладают буквосочетания ск, ст(ь) ; пишутся: пуск (пуска), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск; прилагательные с суффиксом -ск- (царский, приморский, заводской); слова с суффиксами -ист (гитарист, футболист), -ость (смелость, жадность), -ист(ый) (холмистый, прерывистый), -аст(ый) (глазастый, зубастый).

В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст, например: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна.

Буквенные сочетания чт, чк, чн, нч, щн, нщ, рщ пишутся без мягкого знака, потому что буквы щ и ч обозначают непарные мягкие звуки [ч"] и [щ"]. Для них при письме показатель мягкости не требуется.

Упражнение 16. Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.

Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

Упражнение 17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно определите значения данных слов. При выполнении задания пользуйтесь словарями толковым и орфографическим, словарем иностранных слов.

1) Н или нн: а...отация, а...улировать, коло...а, труже...ик, то...а, ю...ый;

2)с или сс: а...истент, режи...ер, иску...твенный, ди...идент, неистощимые ре...урсы, репре...ия, белору..., компроми..., свободная диску...ия, всемирный конгре...;

3) л или лл: инте...игенция, по...ис (страховой), ба...отироваться, ко...ичество, бю...етень, ко...ективная собственность, приви...егии, а...юминиевая посуда, криста...ьная форма.

Упражнение 18. Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.

1. Цыган снял варе..ку, разворотил усы, боро..ку, скрывая лука..ство (А.Н. Толстой). 2. Ал..еи парка, его лужайки, площа..ки были полны гуляющими (Далецкий). 3. В мае он не успеет вывезти кирпич, даже если подойдёт автоколон..а (Рыбаков). 4. А рано утром нам пришлось отправляться наза.. и менять трас..у (Антонов). 5. Шос..е обрывалось над рекой у сож..ённого моста (А.Н. Толстой). 6. Уже были маленькие груп..очки в пяток, в десяток лиц (Шишков). 7. Гребень водораздела состоит из кварцевого порфира, в котором включены кристал..ы полевого шпата (Арсеньев). 8. Все, кто свободен от смены, ушли в горо..ской сад на оперет..у, но Нюра не пошла (Антонов). 9. В гол..андке чернели, рассыпаясь пеплом, листки (Бирюков). 10. Кучер взмахнул вож..ами, и тройка рысью под звон колокольчиков покатилась по дороге в гору (Гладков). 11. Над ним, пойдя на смелый риск, антен..ы вытянулись в нитку (Исаковский). 12. Перед тер..асой красовалась продолговатая клумба, покрытая розами (Тургенев). 13. Из того, что я брю..жал здесь и ругался, не делайте выводов, что у нас совсем плохо идёт работа (Ажаев).

Упражнение 19. Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.

1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)

Упражнение 20. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Ука­жите, написание каких слов проверяется в словарном порядке.

1. Книги лежали впереме…ку с тетрадями, что со­здавало большой беспорядок. 2. За окнами поезда мелькали расстилавшиеся впереме…ку поля и луга. 3. Состоялась очередная встреча на первенство стра­ны по фу…болу. 4. Собравшиеся на во…зале приветст­вовали ветеранов. 5. Высоко летел, размахивая крыльями, ко…чик. 6. Винтовая ле...тница вела на­ верх. 7. Необходимо было заделать отвер…тие в стене. 8. К завтраку были поданы копчу…ки. 9. На плите ле­жало несколько ко…форок. 10. А…бест употребляется в качестве огнеупорного материала. 11. Началось вре­мя ко...ьбы. 12. Двери зала украшены художествен­ной ре...ьбой.

Упражнение 21. К каждому из приводимых ниже слов подберите то, от которого образовано данное, или найдите однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный звук. Образец: устный - уста, искусный - искусен.

Безгласный, вкусный, властный, гигантский, гнусный, горестный, громозд­кий, грустный, девственный, дилетантский, доблест­ный, захолустный, интересный, комендантский, кос­ный, костный, местный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, послать, постлать, праздный, прекрасный, прелестный, пристрастный, сверстник, свиснуть, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тро­стник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, шествовать, шеф­ствовать, явственный, яростный, яства.

Упражнение 22. Образуйте сложносокращенные слова из данных словосочетаний. Образец: граммофонная пластинка - грамплас­тинка (без двойной согласной); корреспондентский пункт - корпункт.

Граммофонная запись, групповой организатор, конная армия, коллективный договор, прессованный порошок.

Упражнение 23. Подчеркните двойные согласные: а) на стыке при­ ставки и корня; б) на стыке корня и суффикса.

Беззаботный, ввезти, весенний, иззубрить, матрос­ский, барабанный, наддать, равнинный, вагонный, бе­лорусский, оббить, осенний, ссутулиться, конный, та­бунный, мгновенный, оттащить, ссадить, туманный, ладонный, беззащитный, подделать, караванный, невинный, окраинный, ввергнуть, баянный, оттенить, карманный, черкесский, пружинный, ранний, ввин­тить, наддверный, эскимосский, санный, сторонний, сезонный, поддержать, банный, машинный, беззе­мельный, диванный, лунный, иззябнуть, данный.

Упражнение 24. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Разбе­рите по составу слова рассчитал, беззвучно, бессмер­тие.

1. Поглядев на звезды, Хаджи-Мурат ра..читал, что было уже далеко за полночь (Л. Г.). 2. В продол­жение утра и середины дня Оленин весь был погру­жен в арифметические ра..четы (Л. Т.). 3. Волчата, все трое, крепко спали, ..бившись в кучу (Ч.). 4. Пламя колебалось, дрожало, точно бе..вучно ра..казывало о чем-то (М. Г.). 5. Во сне даже сильный человек кажется бе..защитным и бе..помощным 26 (М. Г.). 6. В бе..мысленных бе..цветных глазах сто­яли светлые слезинки (Бун.). 7. В ра..даточную зав­ трак привезли (Лакш.). 8. Траншеи, придуманные Ширяевым, не трусость. Это прием. Он..берег бы лю­ дей... Я..читаю, нельзя таким людям командовать (Некр.). 9. У храбрых есть только бе..мертие - смер­ти у храбрых нет (Сим.). 10. Мы ра..читывали на арт­подготовку (Некр.).

Упражнение 25. Вставьте пропущенные буквы з или с; выделите кор­ ни в словах.

Ра..шить, ни..ший, ..дача, ..дание, ..делать, ..лет­ний, со..дать, ..доба, ..доровье, ..гибать, ..дать, ..дружиться, ..дравствовать, ..жечь, „жать, ра..жать, ..двоить, ра..двоить.

Многочисленные правила в нашем богатом языке поражают своей уникальностью. Ни один язык мира не имеет столько требований к тому, чтобы правильно написать и проверить слово.

Любое слово всегда можно разобрать по составу, морфологически, фонетически и синтаксически.

Как правильно разбирать слова по их составу?

Первое, что необходимо сделать, так это определить исходную форму слова. Например: телефоном – телефон (начальная форма).

Второе, что следует выполнить, определиться, где у слова окончание и суффикс, который его образует, но это при его наличии.

Затем, ученик должен выделить основу всего слова. Не стоит забывать, что в основу никогда не входит окончание и суффикс, образующий слово.

После этого, находите в слове приставку и суффиксы, если они имеют, и помечаете их.

В самом конце разбора находится корень.

Справочная информация:

Окончание – помогает слову связывать себя с другими словами в предложении, а также показывает какого рода, числа или падежа данное слово.

Основа – основная часть слова. Она указывает на его лексическое значение. В её состав не может входить ни окончание, ни образующие суффиксы, но кроме возвратного суффикса.

Суффиксы – части слова, которые помогают ему образовываться. Наиболее часто встречаются после корня, но бывают и такие, которые идут после окончания слова.

Приставка – образует новые слова. Она всегда стоит перед словом.

Корень – главная часть слова. Без корня не может существовать самого слова, как, например, если нет приставки, суффикса или окончания, то корень есть всегда.

Именно, благодаря ему можно проверять буквы, искать однокоренные слова. Он несёт лексическую составляющую слова в целом.

Проверяемые и непроизносимые согласные в корне

Правило : правописание проверяемых согласных в корне слова. Чтобы правильно определить, какую согласную нужно написать в слове, а именно в корне, то необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы в нём после этой глухой или звонкой согласной шла гласная буква. Так сразу можно понять, как написать слово без ошибок.

Примеры такого правила: любовь – любви, просьба – просить, дождь – дожди, хлеб – хлеба, шутка – шутить.

Возможно и такое, что слово пишется по одному варианту, а при подборе однокоренного словечка, появляется другая буква. Это свойство называется чередование согласных букв.

Примеры : визг – визжит, друг – друзья, слух – слушать.

Таких слов много в русском языке.

Безусловно, что есть слова, которые не имеют ни чередования, ни проверяемых слов. Их необходимо просто выучить наизусть, чтобы всегда знать, как их правильно написать.

Есть такие слова, которые в своем корне имеют непроизносимую букву, которая выявляется лишь при подборе однокоренного слова, но при этом она является проверяемой согласной в корне.

Примеры : солнце – солнышко, честный человек – честь, счастливый мужчина - счастье.

Но и тут не обошлось без исключений. Часто ученики путают слова, которые в своей основе не имеют буквы, которая пишется, но не произносится.

Прежде, чем писать такие слова, необходимо найти его «слова – сородичи», чтобы убедиться, что в их корне нет этой непроизносимой согласной буквы, хотя многие из них не имеют таких слов и рассчитаны на запоминание.