А йседора Дункан в своем творчестве пренебрегла устоявшимися правилами и канонами и создала собственный стиль и пластику. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.

Танцующая Бетховена и Горация

Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.

В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.

«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».

Айседора Дункан

Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью ее пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё - музыку, картины и стихотворения.

«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация» .

Максимилиан Волошин

Танец будущего

В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» - Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.

Айседора Дункан. Фото: biography-life.ru

Айседора Дункан. Фото: aif.ru

Айседора Дункан. Фото: litmir.net

В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны .

«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».

Айседора Дункан

У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».

В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев , Александр Бенуа , Лев Бакст , артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским . Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться».

Айседора Дункан. Фото: livejournal.com

Айседора Дункан. Фото: lichnosti.net

Айседора Дункан. Фото: diletant.media

Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».

Дункан-Есенины

Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы ее школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы - не ваши дети?»

В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным . «Он читал мне свои стихи, – рассказывала потом Айседора. – Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!» Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он - английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин».

Ирма Дункан (приемная дочь танцовщицы), Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Вскоре Есенин переехал в дом Дункан, на Пречистенку. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить ее или ударить, уходил, но потом возвращался - раскаивался и клялся в любви. Друзья Дункан возмущались тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.

«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи - безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».

Анатолий Мариенгоф

В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет. Пара вернулась в СССР, вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».

Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Дункан, Айседора - американская танцовщица. Анджела Изадора Дёнкан, урождённая Dora Angela Duncan (Isadora Duncan) родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. В Большой советской энциклопедия (БСЭ) год рождения 1878 указан ошибочно. Имя и фамилия танцовщицы правильно произносится Изадора Дёнкан, однако в России её всегда называли Айседора Дункан. По национальности Айседора Дункан была ирландка. Дети Айседоры Дункан утонули вместе с няней в 1913 году. Дидре, дочке Гордона Крэга, было 7 лет, а Патрику, сыну Париса Юджина Зингера было всего 4 года. Сама Дункан трагически погибла в Ницце 14 сентября 1927 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Дункан - новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета свободный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Это был новый подход к искусству танца, новый метод творческого выражения, который находился за пределами эстетических рамок традиционной балетной школы. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей.

В 13 лет Айседора бросила школу, и серьезно занялась музыкой и танцами. Как самостоятельная танцовщица Дункан впервые выступила в Будапеште в 1903 году, после чего, в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Первую свою школу танцев она открыла вместе со старшей сестрой Элизабет в 1904 году в Германии в городе Грюневальде. В Россию она приехала впервые 10 января 1905 года. В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В то время она подружилась со Станиславским. 16 апреля 1915 года состоялось первое представление второй части "Патетической симфонии" Чайковского. В июле 1921 Дункан приехала в Советскую Россию по приглашению А.В.Луначарского и Л.Б.Красина, и организовала в Москве для детей рабочих хореографическую школу (особняк на ул. Пречистенка, 20), куда было принято около 60 девочек в возрасте от 4 до 10 лет. Первое выступление Дункан в Москве состоялось 7 ноября 1921-го года на сцене Большого театра в дни празднования четвертой годовщины Октября. Находясь в России (1921-24), вышла замуж за поэта С.Есенина и вместе с ним выезжала в США (1922-23). В 1922 году у Айседоры возникли крупные неприятности после нескольких интервью, в которых она высказалась об атеизме и о большевистской революции в России. Её последние выступления в Нью-Йорке состоялись 13 и 15 января 1923 года в Карнеги-холл. После развода с Сергеем Есениным, в 1925 году, возвратилась в США, где подвергалась травле как “большевистская шпионка”. Была лишена гражданства США за ведение “красной пропаганды”. В результате была вынуждена переехать во Францию, где и оставалась до последних дней жизни. В 1925 школа, основанная Дункан в России, была лишена государственного финансирования, тем не менее школа и студия просуществовали до 1949 года. После отъезда Дункан студией руководила её приёмная дочь Ирма. Школа была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Однако, за Дункан последовали «пластички-босоножки» Л.Н.Алексеева и С.Д.Руднева, которые создали студии пластики и музыкального движения, продолжающие работать и до настоящего времени. В России изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907) и «Моя жизнь» (М., 1930).

Сегодня в разных странах мира, - Америке, Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Греции и России, последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).

Между 1906-1912

To seek in nature the fairest forms and to find the movement which expresses the soul in these forms—this is the art of the dancer. ... My inspiration has been drawn from trees, from waves, from clouds, from the sympathies that exist between passion and the storm."

«Искать в природе самые красивые формы и найти такое движение, которое выразит душу в этих формах — это - искусство танцора.... Мое вдохновение вызвано деревьями, волнами, облаками, той общностью, которая существует в страсти и шторме.»

А. Дункан танцует в театре Диониса, Афины, 1903 г.

ROBERT EDMOND JONES: "Come away! her dancing says. Come out into the splendid perilous world! Come up on the mountain-top where the great wind blows! Learn to be young always! Learn to be incessantly renewed! Learn to live in the intemperate careless land of song and rhythm and rapture! Say farewell to the world you know and join the passionate spirits of the world’s history! Storm through into your dreams! Give yourself up to the frenzy that is in the heart of life, and never look back, and never regret!"

«Встаньте!» -говорит ее танец. Выйдите наружу в этот ослепительный и опасный мир! Поднимитесь на горную вершину, где дует сильный ветер! Учитесь быть молодыми всегда! Учитесь постоянно возрождаться! Учитесь жить на суровой беззаботной земле песен, и ритма, и восторга! Скажите «прощай» миру, который вы знаете, и присоединяетесь к страстной душе мировой истории! Пусть стихия войдет в Ваши мечты! Посвятите себя неистовству, которое находится в сердце жизни, и никогда не оглядывайтесь назад, и никогда не сожалейте!"

Далеко в глубь столетий погружается душа, когда танцует Айседора Дункан; назад к утру мира, когда величие души находило свободное выражение в красоте тела, когда ритм движения соответствовал ритму звука, когда движения человеческого тела были едины с ветром и морем, когда жест женской руки напоминал распускающиеся лепестки розы, её нога, ступающая на дерн, была подобна листу, падающему на землю. Когда весь пыл религиозной веры, любви, патриотизма, жертвы или страсти находил свое выражение под звуки кифары, арфы или бубна, когда мужчины и женщины танцевали перед своими очагами и своими богами в религиозном экстазе, или же в лесах, или у моря, потому что их переполняла радость жизни; каждый сильный или положительный импульс передавался от души к телу в абсолютной гармонии с ритмом вселенной.
Мери Фентон Робертс

Айседора и ее ученицы, 1908 г. (фотограф Paul Berger )

В Венеции, 1903 г.

Фотографии Arnold Genthe, сделанные в Нью-Йорке в 1915-18 гг. во время визита А. Дункан в Америку:

Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Весну» Боттичелли и стихи Горация.
Максимилиан Волошин

CARL SANDBURG ("Isadora Duncan"): "The wind? I am the wind. The sea and the moon? I am the sea and the moon. Tears, pain, love, bird-flights? I am all of them. I dance what I am. Sin, prayer, flight, the light that never was on land or sea? I dance what I am."

"Ветер? Я - ветер. Море и луна? Я - море и луна. Слезы, боль, любовь, полеты птиц? Я - это они все. Я танцую себя, какая я есть. Грех, молитва, полет, свет, такой, которого никогда не было на земле или море… Я танцую себя, какая я есть."

SHAEMAS O’SHEEL: "What glorious things she makes the soul remember! Once we were young, and the leaping blades of our desire striking the granite facts of life lit lively fires of wonder. We were simple, so that when the moving beauty of nature and the joy of each other’s company stirred us to ecstasies, we sought free and natural expression; we danced—we danced as the movements of waves and branches, and as the exquisite beauties of our own bodies suggested. Such memories she evokes by her subtle gestures and movements. … The morning of time dawns on our spirits again, and once more we have a sense that hears the gods."

"Какие великолепные вещи она заставляет душу вспомнить! Когда мы были молодыми, нетерпеливые клинки нашего желания вонзались в гранитные факты жизни и зажигали живые огни удивления. Мы были проще, и когда движущаяся красота природы и радость общения друг с другом вызывали в нас экстаз, мы искали свободное и естественное выражение чувств; мы танцевали — танцевали, повторяя движения волн и веток, так, как изящная красота наших собственных тел это предполагала. Такие воспоминания она вызывает своими изящными жестами и движениями. … Утро времени наступает в наших душах опять, и еще раз у нас появляется интуитивная способность слышать богов."

Сергей Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма. 1922 г.

Ок. 1923 г.

1923 г.

С. Есенин и А.Дункан

14 сентября 1927 года трагически погибла известная танцовщица и любимая женщина Сергея Есенина Айседора Дункан. Она прожила короткую, но яркую жизнь, наполненную чередой бурных романов с мужчинами. Мы вспоминаем о личной жизни Дункан.

Великая танцовщица, которая открыла миру самые первые эротические танцы, родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. Женщина с одной из самых трагичных судеб - так потом об Айседоре будут говорить историки. Жизнь преподнесла ей славу и признание, но отобрала у нее детей и любимых мужчин. Смерть танцовщицы была нелепой случайностью или же знаком, никто уже не берется утверждать. Дункан ехала на своем автомобиле вместе с водителем, а ее длинный прозрачный шарф развевался на ветру. Дункан даже не успела заметить, как он попал в ось заднего колеса. Смерть была мгновенной - шарф затянулся на шее танцовщицы с такой силой, что просто сломал ее. Детство Айседора почти не помнила или не хотела вспоминать. Ее отец разорился и бросил мать с четырьмя малышами. Уже в тринадцать лет Дункан бросила учебу в школе и занялась танцами. Ее карьера развивалась стремительно, а вместе с первыми успехами на сцене у Айседоры появились первые поклонники. Мы решили рассказать о самых ярких романах в жизни Айседоры Дункан.


Иван Мироцкий. Когда Айседоре исполнилось восемнадцать, и она выступала на сценах чикагских театров, в нее без памяти влюбился сорокапятилетний поляк Иван Мироцкий, который был художником. Известно, что Иван был совсем некрасивым мужчиной - он носил бороду, его волосы были ярко-рыжего цвета, но Дункан прониклась к нему огромной симпатией. Возможно, она увидела в нем защиту и поддержку. Мироцкий сделал девушке предложение, а чуть позже признался, что женат. Сердце Дункан было разбито, и девушка приняла решение уехать как можно дальше. Вскоре она обосновалась в Лондоне, где и началась ее стремительная карьера.

Оскар Бережи. Мадьяр по национальности, Оскар был актером-неудачником. К моменту знакомства с ним у Дункан уже было несколько неудачных скоротечных романов, поэтому, когда Бережи сделал ей предложение, Айседора, не раздумывая, приняла его. Оскар был ее первым мужчиной, и это весьма странно, поскольку на тот момент Дункан исполнилось 25 лет, и она вращалась в богемной среде. Впрочем, Оскар так и не женился на танцовщице. Ему предложили выгодный контракт, и он, расторгнув помолвку, уехал в Испанию.


Гордон Крэг. С ним Дункан познакомилась через четыре года после расставания с Бережи. Он был режиссером в театре. Айседора вскоре родила от него дочь и потребовала, чтобы Гордон женился на ней. Однако Крэг сразу ушел от Дункан и вскоре женился на своей старой подруге. Айседора пребывала в хронической депрессии и считала, что все мужчины предатели.

Фото: Айседора Дункан и Гордон Крэг


Парис Юджин Зингер. Вскоре после расставания с отцом своей дочери к Айседоре в гримерку зашел мужчина, чтобы познакомиться. Парис был наследником знаменитой династии Зингер, придумавшей швейные машинки с одноименным названием. За Зингера Дункан тоже не вышла замуж, хотя и родила от него сына. Парис был ревнивцем и буквально контролировал каждый шаг танцовщицы, не давая ей спокойно заниматься творчеством. Несмотря на расставание, Айседора продолжала общаться с Зингером, а однажды приехала к нему в Париж, чтобы мужчина смог повидаться с ребенком. Тогда Дункан регулярно мучали страшные сны и видения, которые, к сожалению, сбылись. Дочь и сын Дункан вместе с няней катались на машине, водитель не справился с управлением, и машина упала в Сену. Детей спасти не удалось. Это страшное известие принес ей Зингер.
Сергей Есенин. После смерти детей Дункан нашла утешение в объятьях молодого итальянца и даже родила от него ребенка, но мальчик прожил всего несколько дней. Знакомство с русским поэтом состоялось вскоре после трагедии, в 1921 году. Это была самая большая любовь в жизни американской танцовщицы. Есенин стал ее первым и единственным мужем. Бракосочетание состоялось в 1922 году. Их роман завязался в день знакомства. Друзья Есенина рассказывали, что танцовщица и поэт влюбились друг в друга с первого взгляда. Однако, несмотря на сильные чувства, в их отношениях не было понимания. Одно время Сергей жил вместе с Дункан в Америке, где его никто не знал и воспринимал только как мужа великой Дункан. К тому же, Есенин не знал английского, а Дункан - русского языка. Айседора была на восемнадцать лет старше Есенина. Поэт частенько напивался и приглашал в свой дом друзей, и пьянки продолжались по несколько дней. Все эти проблемы не могли не сказаться на счастье Айседоры и Сергея. Через два года после свадьбы Есенин вернулся в Россию, а потом отправил Дункан телеграмму, в которой написал, что полюбил другую женщину. Есенин умер в конце 1925 года. Официальная версия смерти - самоубийство. Дункан пережила своего любимого мужчину всего на полтора года и погибла в сентябре 1927 года.

Американская танцовщица Айседора Дункан является основоположницей новой категории танца - свободного, она разработала уникальную систему, за основу которой были положены традиции пластики античной Эллады. Как она писала о себе сама, танцевать начала еще в материнской утробе. Предлагаем познакомиться с биографией и жизнью Айседоры Дункан и узнать несколько мистических совпадений, которые предвещали ее роковую гибель.

Ранние годы

Дора Энджела Дункан появилась на свет в 1877 году, 27 мая (по гороскопам Близнецы и Бык), в Сан-Франциско, штат Калифорния. Детство прошло в атмосфере бедности и унижения, поскольку отец будущей знаменитости бросил беременную супругу с уже родившимися тремя детьми и сбежал, предварительно совершив незаконную банковскую махинацию.

Для матери это был сильнейший стресс, с которым она боролась в весьма своеобразной манере - не могла принимать любую другую пищу помимо устриц, которые запивала шампанским. После рождения Доры несчастной женщине стало еще тяжелей - на ее хрупкие плечи легла забота о четырех малышах и постоянные «бои» с обманутыми кредиторами супруга.

Мэри Дора Грэй Дункан оказалась очень сильной и волевой женщиной. Музыкант по профессии, она давала огромное количество частных уроков, а заработанные средства тратила на воспитание и обучение детей.

Первые лишения

К сожалению, из-за чрезмерной занятости мать не могла уделить должное внимание Доре, самой младшей из своих детей, поэтому девочка в 5 лет была записана в школу, предварительно ей приписали пару лет возраста. Маленькой девочке было одиноко и неуютно среди одноклассников, которые были намного старше, эту тоску она сохранит на свою жизнь и позднее сумеет выразить в танце.

Однако по вечерам мать возвращалась домой, садилась за фортепиано и играла горячо любимым детям лучшие произведения мировой классики. С детства все дети Дункан отличались хорошим вкусом и образованностью, мать, несмотря на постоянную занятость, сумела воспитать их интеллигентными людьми.

Любовь на всю жизнь

С малых лет Айседора Дункан, фото которой представлено ниже, отличалась гибкостью, музыкальностью и пластичностью, а в возрасте всего 6 лет стала передавать свои знания и соседским детям, обучая их танцам. В 10 лет свои первые деньги будущая мировая знаменитость заработала именно своими своеобразными уроками, на которых она постоянно выдумывала новые движения. Перед одним из таких уроков произошел пожар, все наряды девочки погибли в огне, однако она не растерялась - завязав под грудью простынь, она принялась танцевать в таком свободном одеянии. Впоследствии это станет ее стилем.

Но обучение в обычной школе продвигалось с большим трудом, науки казались юной танцовщице скучными и бесполезными, она с трудом сидела за партой, ожидая окончания занятий.

Вскоре малышка впервые ощутила влюбленность, ее избранником стал молодой помощник аптекаря, ухаживания Доры были так настойчивы, что мужчине пришлось пойти на хитрость и сказать, что он помолвлен и свадьба не за горами. Этого человека девочка вскоре забудет, но танцы, вечная любовь, останутся с нею навсегда.

Серьезные перемены

В 13 лет Дора бросила школу и решила всерьез заняться танцами, для этого она попала к знаменитой в те времена Лои Фуллер, актрисе и танцовщице в стиле модерн. Эта встреча стала судьбоносной, Айседора сумела покорить свою наставницу и начала выступать с нею на равных. В возрасте 18 лет танцовщица Айседора Дункан отправляется в Чикаго, где начинает показывать свои запоминающиеся номера в ночных клубах.

Выступала молодая девушка босиком, в простом коротком хитоне на манер исполнительниц Древней Эллады, поэтому очень быстро завоевала публику, ее номера воспринимались как нечто диковинное и необычное. Она сознательно не захотела надеть пуанты и пачку, отказалась от движений классического балета в пользу своих, гибких и легких. Все это было новаторством для того времени. Айседору стали именовать танцующей босоножкой.

Никому и в голову не приходило назвать гибкую танцовщицу в легком одеянии вульгарной или непристойной, ее танец был волшебным завораживающим зрелищем. Именно в это время в личной жизни Айседоры Дункан произошли перемены, в девушку до безумия влюбился Иван Мироцкий, художник-эмигрант, который был значительно старше успешной танцовщицы. Их роман был пронизан нотками романтики, влюбленные гуляли под луной, целовались в тиши леса. И казалось, что дело идет к браку. Однако вскоре девушка узнала суровую правду - художник женат, его супруга проживает в Европе, а все это время он был несчетен с ними обеими. Этот разрыв очень сильно повлиял на Айседору, свою боль и обиду она выразила в танце.

Мировой успех

Первые выступления позволили девушке накопить достаточно денег, чтобы отправиться в настоящий гастрольный тур по Европе.

В 1904 году 27-летняя Дункан с успехом выступает в Мюнхене, Берлине, Вене и быстро завоевывает любовь публики в этих городах, а также посещает Санкт-Петербург, где находится огромное количество почитателей ее таланта.

Известно высказывание Дункан о танце:

Если мое искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства.

Несмотря на свой успех, Айседора не сумела скопить внушительную сумму денег. Все, что ей удавалось заработать, она тратила на открытие танцевальных школ.

Романы

Айседора была творческой личностью, за свою недолгую жизнь она сумела познать любовь во всех ее проявлениях, список ее возлюбленных довольно внушителен. Есть в нем и взрослые мужчины, и молодые неопытные юноши. Танцовщица жаждала любви, в которой находила вдохновение. Она всегда была влюблена. Известно, что ее отношения с актером Оскаром Бережи едва не закончились свадьбой, но избранник танцовщицы променял отношения с нею на выгодный контракт и уехал в Испанию. Дункан не везло в любви.

Следующий ее избранник, Гордон Крэг, даже стал отцом ее дочери Дейдры, но бросил танцовщицу и связал судьбу со своей старой приятельницей. Это ввергло Айседору в депрессивное состояние, она уверовала в то, что все мужчины предатели и обманщики. Далее последовали болезненные отношения с Парисом Юджином Зингером, наследником империи, специализирующейся на производстве швейных машинок, он очень настойчиво добивался ее расположения, но тоже не женился, хотя танцовщица и родила ему сына Патрика.

Трагедия

В 1913 году в жизни Айседоры произошла страшная трагедия, в автомобильной аварии погибли оба ее ребенка, до этого несколько недель женщина не находила себе места от дурного предчувствия, но не могла верно его интерпретировать. Несмотря на боль и отчаяние, мать, потерявшая самое ценное, выступила в защиту водителя, считая, что в произошедшей трагедии он был лишь пешкой в руках судьбы и ничего не мог сделать против злого рока.

От боли и отчаяния женщина вступила в связь с молодым итальянцем, от которого забеременела, но малыш умер всего через несколько дней после своего рождения.

Вот как относилась женщина к жизненным потерям:

Жизнь как маятник: чем сильнее ты страдаешь, тем безумнее затем счастье; чем глубже печаль, тем более яркой будет радость.

Любовь всей жизни

История Есенина и Айседоры Дункан началась практически сразу после этого. Русский поэт стал единственным супругом танцовщицы и самой большой и светлой любовью ее жизни. Примечательно, что Сергей был на 18 лет моложе своей избранницы и есть версия, что в Дункан взыграл материнский инстинкт, ведь живых детей на тот момент у нее не было.

Отношения были странными, влюбленные путешествовали по Европе, наслаждались страстью и были счастливы, но вскоре реальность вмешалась в их идиллию: Есенин совершенно не владел английским, а Айседора плохо говорила по-русски. За границей все воспринимали молодого поэта как "пажа" при великой Дункан, что не могло не ранить его самолюбие. Страсть утихла, на ее смену пришла боль разочарования.

Поэт вернулся в Россию, танцовщица осталась в Европе, верность друг другу они не хранили. Очень скоро жизнь Есенина трагически прервалась.

Смерть

Узнаем, как умерла Айседора Дункан. Вся ее жизнь была наполнена трагическими предзнаменованиями и предчувствиями, поэтому близкая подруга танцовщицы была уверена в том, что смерть знаменитости будет связана с автомобилями, так и произошло. Интересно, что до трагического случая, который унес ее жизнь, Айседора могла бы погибнуть в автокатастрофах много раз, но ей удавалось избегать смерти.

Это случилось 14 сентября 1927 года. Спеша на встречу с возлюбленным в Ницце, Айседора села в автомобиль, упустив из вида, что конец ее длинной шали попал под заднее колесо транспортного средства. Когда машина поехала, шаль натянулась и сломала танцовщице шею. Так нелепо окончился путь великой женщины, сумевшей навсегда вписать свое имя в мировую историю.

Рассмотрев жизненный и творческий путь Айседоры Дункан, предлагаем в завершение познакомиться с некоторыми любопытными фактами из ее жизни:

  • Принято считать, что во много благодаря ей женщины прошлого века отказались от неудобных корсетов, вызывающих проблемы со здоровьем. Танцовщица вдохновила дизайнера Поль Пуаре на создание коллекции туник и свободных платьев-рубашек.
  • Парис Юджин Зингер, один из возлюбленных Дункан, помогал ей финансово и даже взял на себя содержание одной из школ Айседоры, в Грюневельде, где искусству танца обучалось 40 детей.
  • Танцовщица была ярой противницей официального брака, полагая, что он лишает женщину свободы.
  • Получив приглашение советской власти открыть в России танцевальную школу, Айседора согласилась не раздумывая.

У нее не осталось последователей, поскольку целостной системы движений танцовщица не создала, она всегда выражала в танце то, что было у нее на душе, а это гораздо больше, чем просто па, это было само восприятие жизни. Подражать этому невозможно, поскольку восхитительный танец шел из глубины души Айседоры.

Биография Айседоры Дункан . Карьера и танец . Муж Сергей Есенин . Личная жизнь, судьба, дети. Причины смерти . Злой рок авто. Цитаты, фото, фильм.

Годы жизни

родилась 27 мая 1877, умерла 14 сентября 1927

Эпитафия

Сердце погасло, будто зарница,
Боль не притушит года,
Образ твой вечно будет храниться
В памяти нашей всегда.

Биография Айседоры Дункан

Биография Айседоры Дункан - яркая история талантливой и сильной женщины . Она никогда не опускала рук, никогда не сдавалась и несмотря ни на что верила в любовь. Даже ее последними словами, прежде чем она села в тот злосчастный автомобиль, намотавший на колесо ее шарф, были: «Я иду к любви!»

Айседора родилась в Америке и, как любила шутить, начала танцевать еще в утробе матери. В тринадцать лет она бросила школу и всерьез занялась танцами, чувствуя в этом свое предназначение. В восемнадцать она уже выступала в клубах Чикаго. Зрители встречали Айседору с восторгом, таким диковинным, экзотичным казался ее танец . Они, впрочем, не догадывались, что вскоре эта девушка прославится на весь мир, а танец Айседоры Дункан будет завораживать миллионы поклонников ее таланта.

Танец Айседоры Дункан

Ее считали гениальной танцовщицей . Критики видели в Дункан предвестницу будущего, родоначальницу новых стилей, говорили, что она перевернула все существующие в то время представления о танце. Танец Айседоры Дункан дарил радость, необычайное эстетическое удовольствие, он был полон свободы - той, которая всегда была в Айседоре и от которой она не желала отказываться.

Взяв за основу древнегреческие традиции, она создала новую систему свободного танца . Вместо балетного костюма Дункан надевала хитон и предпочитала танцевать босиком, а не в сковывающих движения пуантах или туфлях. Ей не было еще тридцати, когда она создала собственную школу в Афинах, а спустя несколько лет - и в России , где у нее было множество почитателей.

Айседора и Сергей Есенин

Именно в России Дункан встретила его - своего единственного официального супруга, поэта Сергея Есенина . Их отношения были яркими, страстными, порой скандальными, но тем не менее оба благотворно влияли на творчество друг друга. Брак продлился недолго - спустя два года Есенин вернулся в Москву, а спустя еще два года - покончил с собой.

Но неудавшийся брак или несчастливые романы не были единственными трагедиями в жизни Дункан. Еще до встречи Есенина и Дункан танцовщица потеряла двоих детей - водитель машины, в которой находились дети и их няня, вышел из нее, чтобы запустить двигатель, и автомобиль скатился по набережной в Сену . Спустя год у Дункан родился сын, но скончался уже через несколько часов. После гибели детей Дункан удочерила двух девочек, Ирму и Анну, которые также, как и их приемная мать, занимались танцами.

Причина смерти

Смерть Айседоры Дункан была мгновенной и трагической. Причиной смерти Дункан стало удушение собственным шарфом, намотавшимся на колесо автомобиля . Похороны Айседоры Дункан прошли в Париже, могила Айседоры Дункан (она была кремирована) находится в колумбарии кладбища Пер-Лашез .

Линия жизни

27 мая 1877 г. Дата рождения Айседоры Дункан (правильно - Изадора Данкан, урожденная Дора Энджела Дункан).
1903 г. Паломничество в Грецию, инициирование Дункан строительства храма для проведения танцевальных занятий.
1904 г. Знакомство и вступление в связь с режиссером Эдвардом Гордоном Крэгом.
1906 г. Рождение дочери Дердри от Эдварда Крэга.
1910 г. Рождение сына Патрика от бизнесмена Париса Зингера, с которым у Дункан была связь.
1914-1915 гг. Концерты в Москве и Санкт-Петербурге, знакомство со Станиславским.
1921 г. Знакомство с Сергеем Есениным.
1922 г. Брак с Сергеем Есениным.
1924 г. Развод с Сергеем Есениным.
14 сентября 1927 г. Дата смерти Айседоры Дункан.

Памятные места

1. Сан-Франциско, где родилась Айседора Дункан.
2. Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан в Афинах, основанный Дункан и ее братом.
3. Дом Дункан в Париже.
4. Отель «Англетер» в Санкт-Петербурге, где Дункан жила в начале 1922 года.
5. Дом Айседоры Дункан в Москве, где они жили вместе с Есениным и где размещалась хореографическая школа-студия танцовщицы.
6. Зал славы Национального музея танца в Нью-Йорке, куда введено имя Айседоры Дункан.
7. Кладбище Пер-Лашез, где похоронена Айседора Дункан.

Эпизоды жизни

Во время гастролей по России в 1913 году у Дункан было странное предчувствие, она словно не могла найти себе места, а во время выступлений ей слышался похоронный марш. Однажды во время прогулки она увидела два детских гроба между сугробов, что ее очень напугало. Она вернулась в Париж, а вскоре погибли ее дети. Дункан не могла прийти в себя несколько месяцев.

Есенин решился на разрыв с Дункан не только потому, что охладел к влюбленной в него женщине, но и потому что устал, что в Европе его воспринимают исключительно как мужа великой танцовщицы . Он стал выпивать, оскорблять Дункан. Самолюбие русского поэта сильно страдало, и он вернулся в Россию, а вскоре прислал Айседоре телеграмму, в которой написал, что любит другую и очень счастлив, чем нанес ей глубокую душевную рану. Но большей трагедией для нее стала смерть Есенина . Она даже пыталась покончить с собой. «Бедный Сереженька, я столько плакала о нем, что в глазах больше нет слез», - говорила Дункан.

Несмотря на то, что Айседора Дункан много гастролировала и преподавала, она не была богата . На заработанные ей деньги она открывала школы танца , а сама порой просто бедствовала. Она смогла бы хорошо заработать на своих мемуарах после смерти Есенина, но она отказалась от денег, пожелав, чтобы ее гонорар передали матери и сестрам Есенина .

Незадолго до гибели Дункан к ней в номер зашла девушка и сказала, что Бог приказал ей задушить танцовщицу. Девушку вывели, она оказалась душевнобольной, но через время Дункан действительно погибла, задушенная шарфом.

Слева Айседора с родными детьми, справа — с Сергеем Есениным и приемной дочерью Ирмой

Заветы и цитаты

«Если моё искусство символично, то символ этот - только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства».

«В моей жизни существовало только две движущие силы: Любовь и Искусство, и часто Любовь уничтожала Искусство, а порой властный призыв Искусства приводил к трагическому концу Любви, ибо между ними была постоянная битва».


Телевизионный сюжет о жизни Айседоры Дункан

Соболезнования

«Образ Айседоры Дункан навсегда останется в моей памяти как бы раздвоенным. Один - образ танцовщицы, ослепительного видения, которое не может не поразить воображения, другой - образ обаятельной женщины, умной, внимательной, чуткой, от которой веет уютом домашнего очага. Чуткость Айседоры была изумительной. Она могла улавливать безошибочно все оттенки настроения собеседника, и не только мимолетные, но и все или почти все, что таилось в душе…»
Рюрик Ивнев, русский поэт, прозаик