Крылатыми стали слова американского поэта Ричарда Эберхарта: “Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить, не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство”.

Может быть, именно эти слова в последние минуты своей жизни смутно припомнила молодая американка Китти Дженовезе. Ее жизнь трагически оборвалась ранним утром 13 марта 1964 года на глазах у десятков свидетелей, ни один из которых не пришел ей на помощь. Этот инцидент получил освещение в десятках газет, но скоро забылся бы подобно тысячам других “маленьких трагедий большого города”. Однако психологи по сей день продолжают обсуждать “случай Дженовезе” в безуспешных попытках понять темные стороны человеческой натуры (этот инцидент упоминается в широко известных у нас учебниках Жо Годфруа, Эллиота Аронсона и др.).

В ту ночь (шел четвертый час) молодая официантка возвращалась с ночной смены. Нью-Йорк - не самый спокойный город на Земле, и она, наверное, чувствовала себя не очень уютно, шагая в одиночестве по пустынным ночным улицам. Смутные опасения материализовались в кровавый кошмар у самого порога ее дома. Здесь на нее было совершено жестокое немотивированное нападение. Преступник принялся избивать беззащитную жертву, потом нанес ей несколько ударов ножом. Китти вырывалась и отчаянно звала на помощь. Ее душераздирающие крики разбудили всю округу: десятки жильцов многоквартирного дома, в котором она жила, прильнули к окнам и наблюдали происходящее. Но ни один при этом и пальцем не пошевелил, чтобы оказать ей помощь. Более того - никто не удосужился хотя бы поднять телефонную трубку и вызвать полицию. Запоздалый звонок последовал лишь тогда, когда спасти несчастную было уже невозможно.

Этот случай наводит на самые невеселые размышления о человеческой природе. Неужели принцип “Моя хата с краю” для большинства людей перевешивает естественное, казалось бы, сострадание к беззащитной жертве? По горячим следам психологи опросили 38 свидетелей ночного инцидента. Вразумительного ответа о мотивах их безучастного поведения получить так и не удалось.

Тогда было организовано несколько экспериментов (не очень-то этичных, ибо они носили откровенно провокационный характер): психологи инсценировали некий инцидент, в котором подставное лицо оказывалось в угрожающей ситуации, и наблюдали за реакцией свидетелей. Результаты оказались неутешительны - мало кто поспешил на выручку ближнему. Впрочем, не было даже нужды в особых экспериментах - в реальной жизни оказалось достаточно подобных коллизий, многие из которых описаны в прессе. Зафиксировано множество примеров того, как человек, пострадавший от нападения, несчастного случая или внезапного приступа, подолгу не мог получить необходимой помощи, хотя мимо него проходили десятки и даже сотни людей (одна американка, сломавшая ногу, почти час пролежала в шоке посреди самой многолюдной улицы Нью-Йорка - Пятой авеню).

Кое-какие выводы из провокационных экспериментов и простых житейских наблюдений все же удалось сделать. Оказалось, что само количество наблюдателей выступает не просто впечатляющей цифрой, вопиющим свидетельством массовой душевной черствости, но и сильным деморализующим фактором. Чем больше посторонних наблюдают беспомощность жертвы, тем меньше оказывается для нее вероятность получить помощь от кого-либо из них. И напротив, если свидетелей немного, то кем-то из них поддержка скорее всего будет оказана. Если свидетель и вовсе один, вероятность этого еще более возрастает. Характерно, что часто единственный свидетель невольно озирается по сторонам, словно желая сверить свое поведение с поведением окружающих (или найти кого-то, на кого можно было бы переложить свалившуюся вдруг ответственность?). Поскольку окружающих не оказывается, приходится действовать самому, в соответствии со своими нравственными представлениями. Разумеется и тут люди ведут себя по-разному, но, наверное, именно такая ситуация личной ответственности и выступает своеобразным нравственным тестом. “Если не я, то кто?”

Наоборот, при виде хотя бы нескольких человек, не реагирующих на происходящее, человек невольно задается вопросом: “Мне что - больше всех надо?”

Психологи отмечают: в подобных критических ситуациях крайнюю безучастность гораздо более склонны проявлять жители крупных перенаселенных мегаполисов, чем жители сельской местности и небольших городков. Наверное, прав был Гюго, заметивший: “Нигде не чувствуешь себя таким одиноким, как в толпе”. Анонимность большого города, где все друг другу безразличны, все чужие, каждый сам за себя, приводит к тяжелым моральным деформациям. Горожанин постепенно обрастает скорлупой равнодушия, не отдавая себе отчета, что случись беда с ним, сотни прохожих перешагнут через него, не обращая внимания на его страдания. В такой бездушной атмосфере истощается душа, рано или поздно происходит эмоциональный и нравственный надлом. И человек спешит к психологу, чтобы спастись от духовной нищеты. Квалифицированных психологов сегодня много. Хороших - меньше. Потому что хороший психолог, по верному наблюдению Сиднея Джурарда, это в первую очередь хороший человек. По крайней мере, он не должен быть похож на тех, кто много лет назад мартовским утром глазел на мучительную смерть Китти Дженовезе.

Классный час «Равнодушие»

«Люди! Бойтесь равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете!»

Юлиус Фучик (чехословацкий журналист, литературный и театральный критик)

Группа СЗ-21

Дата проведения 29.03.2013

Цель: сформировать правильное отношение к такому состоянию человека, как равнодушие, выработать у каждого свой взгляд на эту проблему .

Предварительная подготовка : сформировать три группы

Необходимые материалы : Фильм, карточки с высказываниями.

Оборудование : компьютер, проектор, доска.

Ход классного часа:

Добрый день, дорогие мои ребята! Сегодня я хотела бы с вами поговорить о равнодушии и, как следствие этого, о проявлении жестокости.

Как говорил в свое время Бруно Ясенский, не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство!
Очень точно и правильно высказана мысль, характеризующая наше общество . Оно ведь никогда не отличалось особой гуманностью и желанием кому-то помочь . Хотя отдельные люди, неравнодушные к чужой беде, были всегда, но безразличных, к сожалению, больше. Российские студенты провели эксперимент. Двенадцать раз они «ограбили» в метро подставное лицо, восемь раз – даже сняли с парня ботинки. Результаты эксперимента шокирующие: только один раз какая-то женщина несмело произнесла: «Что же вы и ботинки забрали?» Множество подобных преступлений совершается ежедневно. И кто же виноват? На мой взгляд, именно равнодушное общество является виновником подобных инцидентов. Люди не торопятся на помощь, боясь, что преступник навредит и им? Возможно. Но, скорее, думают, что с ними-то такого произойти не может. А оказавшись однажды в роли жертвы, искренне удивляются, почему же общество так жестоко и равнодушно . Что же с нами происходит? Порой тот, кто и хотел бы помочь, не делает этого только потому, что люди скажут: «Тебе что, больше всех надо?» или просто боится осуждения и косых взглядов.

Сведения из словаря «Равнодушие – состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему».

Назовите мне, пожалуйста, синонимы слова равнодушия (безучастность, пассивность, апатия)

Предлагаю вашему вниманию фильм, после просмотра, которого мы попытаемся выяснить, почему так происходит.

Фильм (6 минут).

I. Задание группам (10 минут):

    Назовите причины такого поведения

    Что можно было сделать, чтобы изменить ситуацию?

II . Задание группам (10 минут):

Карточки с высказываниями о равнодушии, дать свое объяснение

III . Задание группам (10 минут). Дать анализ ситуации.

Ситуация 1

Ситуация 2.

Ситуация 3.

В словаре сказано, что жестокость – это человеческое чувство, не знающее жалости, сожаления, сочувствия. Это способность причинять страдания людям или животным.

    Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости. (Гельвеций)

    Жестокость – это порождение злого ума и часто трусливого сердца. (Л.Аристо)

    Жестокость всегда проистекает от бессердечности и слабости. (Сенека)


Никогда не бойтесь помогать людям ! Только так мы можем оставаться Людьми, а не просто существами. Только совершенствуя себя, мы совершенствуем общество. Видя добрые дела и поступки других, может быть, оттают сердца и у равнодушных . И тогда мы перестанем бояться, что никто не придет на помощь.

(Обратная связь)
А теперь я прошу каждого из вас назвать, что вам понравилось или не понравилось, что нового вы узнали и нужно ли вам это.

    Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (М. Саади)

Прочитайте высказывания. Как вы их понимаете? Объясните .

    Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия. (Хелен Келлер)

    Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям,- это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности. (Б. Шоу)

Прочитайте высказывания. Как вы их понимаете? Объясните.

    Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего труднее скрыть равнодушие.

    Люди живут и друг друга не видят, ходят бок о бок, как коровы в стаде; в лучшем случае бутылку вместе разопьют.

    У людей теперь нет времени друг для друга.

Ситуация 1 . Антон, выходя из класса на перемену, взял незаметно с парты телефон у своей одноклассницы, чтобы потом продать, а деньги потратить на свои удовольствия. Это заметило несколько человек, но не остановили его. Позже, когда был поднят шум, опять же все промолчали.

Ситуация 2. Старый дедушка пытался перейти дорогу. Вернее он смог перейти толькоодну полосу, дальше никто не останавливался. Водители сигналили, объезжали, но никто не пропускал.

Ситуация 3.

Молодого человека высадили из автобуса, и он простоял на морозе 12 часов, получив серьезные обморожения. Теперь ему нужна операция – врачи опасаются, что придется ампутировать кисти рук, сообщает радио "Вести ФМ".

Инвалида Виталия Седухинского сопровождала мать, но на остановке она поскользнулась и не успела зайти в салон. Двери захлопнулись прямо перед ней. Догнать сына на другом автобусе женщина не смогла. Молодой человек уехал до конечной остановки – в поселок Новосиликатный. Попросить помощи молодой человек просто не мог – в силу состояния здоровья он не разговаривает. Спустя 12 часов, в 4 часа утра, на этой остановке инвалида обнаружила прохожая. Она и вызвала скорую помощь.

Согласны ли вы с утверждением Б. Ясенского "Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство"?

Что такое равнодушие? Это самое страшное качество человека. Оно обозначает безразличие к чему угодно: вещам, мыслям, жизни... А иногда к людям. Б. Ясенский как-то сказал: "Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство".

И знаете, он оказался прав. Разве равнодушный человек способен на деяние хуже, чем безразличие?

Данная тема интересна как зарубежным, так и русским писателям. Прежде всего мне хотелось бы остановиться на рассказе Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Главный герой приезжает в Петербург вместе с матерью, которая вскоре умирает из-за болезни. После ее смерти мальчик становится никому не нужным: ему никто не подает куска хлеба, чтобы спасти от голода, никто не жертвует ему какой-нибудь теплой вещи, чтобы ребенок не замерз. Даже проходящий мимо главного героя страж порядка отворачивается от него. Равнодушие слишком сильно захлестнуло души людей. Это безразличие к проблеме ребенка, который остался совсем один, погубило его: мальчик замерзает на улице. И после этого вы все еще думаете, что не стоит бояться равнодушных? Что не стоит бояться тех, кто вот так просто разрешает смерти забрать невинную душу? Очень зря...

В качестве второго примера мне хотелось бы взять рассказ Ю. Яковлева "Он убил мою собаку". Таборка, главный герой, подбирает на улице собаку и приносит ее домой. Мама мальчика сразу проявила безразличие к животному: сказала, чтобы Саша сам за ней ухаживал. Даже когда отец Таборки выгнал собаку на улицу, а затем и вовсе застрелил ее, женщина показала свое полное равнодушие. Как и мужчина. Родители мальчика показали безразличие не только к судьбе бедного животного, но и к тому, что будет чувствовать их ребенок. Мама Таборки, женщина, которая должна быть всем для своего ребенка, разрешила так бесчеловечно поступить отцу. Она не убила, не предала. Но из-за ее молчаливого согласия произошло убийство собаки, а в первую очередь убийство в ребенке его души.

Таким образом, становится ясно, что равнодушие - самое страшное качество человека. Лишь из-а безразличия людей на земле все еще существует предательство и убийство. Так стоит ли нам опасаться тех, чье самое худшее деяние - равнодушие?

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Дмитрий Саблин: Люди, которые стояли на Майдане два года назад, не понимали, что их используют кукловоды 21.02.2016 - 22:49 Дмитрий Саблин: Люди, которые стояли на Майдане два года назад, не понимали, что их используют кукловоды | Русская весна Киевский госпереворот, который произошел в 2014 году, нередко называют «революцией достоинства» или «евромайданом». Именно отказ Януковича от подписания соглашений об ассоциации с ЕС якобы и был главным поводом трехмесячного кровопролитного противостояния оппозиции и власти. Украинцы мечтали ездить в Европу без виз, хотели стать ее полноценной равноправной частью. Хотя соглашение о евроассоциации ничего подобного и не сулило. Время показало, что для западных политиков Украина была лишь разменной картой в их игре против России. Сегодня европейские интеграционные перспективы незалежной не то что не рассматриваются в Брюсселе, их просто не существует. Как больше не существует прежней Украины. Искусственно созданное когда-то территориальное образование продолжает разрушаться. Этот необратимый процесс влечет за собой сотни тысяч человеческих несчастий и трагедий. За время проведения силовой операции против населения народных республик Донбасса, восставших против «майданных» вождей, погибло более 8000 человек. Около 2,5 миллионов беженцев покинули свои дома. Два года назад в центре Киева рядовые украинцы совсем по-иному представляли свое будущее. «У нас будут рабочие места, потому что Евросоюз даст нам деньги на модернизацию производства». «Придут инвестиции». «Я хочу, чтобы мои дети могли сесть в самолет и полететь в Лондон, Париж». «Мы сможем путешествовать по Европе, участвовать в разных проектах». Все это говорили участники протестных акций на Майдане. На деле вышло по-другому. Немного цифр. В 2013 - до «майдана» - уровень инфляции в стране составлял 0,5%. К концу 2015 он был уже 39,5%. Согласно данным издания The Washington Post, реальная инфляция на Украине достигла 272%. Разрыв коммерческих евразийских связей привел к производственному кризису. В импорте произошло сокращение поставок на 33,9%. Промышленное производство на Украине сократилось на 16,6%. В результате многократного подорожания коммунальных платежей, обвала гривны и массовой безработицы десятки миллионов граждан оказались за чертой бедности. Что же касается нынешней украинской власти, то рейтинг доверия населения к Порошенко находится на уровне 17%, что на 3% ниже, чем у Януковича в январе 2014. Перечисленные статистические данные лишь малая часть последствий гражданской катастрофы, виновники которой до сих пор рулят Украиной. Дмитрий Саблин, сопредседатель движения «Антимайдан», первый заместитель председателя «БОЕВОГО БРАТСТВА» «Александру Зиновьеву принадлежат мудрые и горькие слова: „Целились в коммунизм, а попали в Россию“. Мы запомнили и усвоили исторический урок после крушения Советского Союза. А наши украинские братья - нет. Целясь в „режим Януковича“, они попали в Украину. Люди, которые стояли на Майдане два года назад, не понимали, что их используют кукловоды, цели которых отличаются от чаяний простых украинцев. Они своих целей добились. А на Украине - гражданская война, еще более коррумпированная власть, разруха в экономике, разруха в душах людей. Никто даже не вспоминает сегодня, что перед государственным переворотом было достигнуто соглашение о досрочных выборах, под которым стоят подписи европейских и украинских политиков. Ложь и нарушение любых договоренностей стали нормой украинской политики. Я верю, что антироссийский морок, спустившийся на Украину, рассеется. Когда настанет мир, обманутые люди оглянутся по сторонам и зададут себе и своим лжевождям трезвые вопросы. Главное, чтобы рядом в этот момент они могли увидеть сильную и справедливую Россию, с которой они захотят быть вместе. Мы ведь на самом деле братья. Украина - это тоже Россия».