24.10.2016

21 октября в библиотеке-филиале № 6 состоялся литературный час «Старые добрые сказки Шварца» , которое было проведено с 3б классом школы №24 и посвящено юбилею писателя. В начале мероприятия библиотекарь Н.В. Левыкина познакомила ребят с выставкой книг писателя. Она обратила внимание на портрет Е. Шварца: какой это добрый, искренний человек с приветливым взглядом.


Затем библиотекарь рассказала детям, как Шварц пришел в литературу, о его знакомстве с К. Чуковским, у которого он работал секретарем, с С.Я. Маршаком, который помог ему печататься в журналах «Чиж» и «Еж». Библиотекарь перечислила самые известные сказки писателя: «Два клена», «Марья – искусница», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени». Была отмечена необычность в сказках Е. Шварца: сказочник перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены. Так в «Золушке» появляется Паж с известным ныне всем высказыванием: «Я не волшебник, я только учусь». А король обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, а душу большой, а сердце справедливым». Дети узнали, что многие сказки Шварца экранизированы. Потом Надежда Владимировна предложила ребятам отгадать загадки. И все они оказались о Времени! Учащимся было предложено подумать над смыслом пословицы: «Делу время – потехе час». Подходит ли она к «Сказке о потерянном времени», которую они должны были прочитать к мероприятию?

Также дети поработали над текстом:

— Как назывались часы, которые весели в доме злых волшебников (часики, ходики?)
— Ходики – что за часы?
— Подберите синонимы к слову «хмурый».
— Антонимы к словам «состариться», «трудиться».

Ребята с удовольствием послушали отрывки из сказки. А затем посмотрели мультфильм по ней. В конце мероприятия дети указали на отличие произведения Е. Шварца от мультфильма. Пришли к выводу, что книга оказалась интереснее и полнее мультфильма, а, следовательно, надо не только смотреть фильмы, но и читать, чтобы стать умнее. И главный вывод из услышанного и уведенного – нельзя терять драгоценное время на пустяки, глупости и безделье.






24.11.16

120 лет со дня рождения Евгения Львовича Шварца

" Путешествие по сказкам Е. Л. Шварца ""

(портрет, книги, книги у детей, обложки книг, выставка книг, поделок и рисунков)

1. Биография + портрет:

Великий советский сказочник Евгений Шварц запомнилсясвоими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из-под его пера вышло более 20 пьес сказочных постановок для кукольного и драматического театров. Также по его сценариям сняли немало игровых фильмов и один мультипликационный фильм. Евгений Шварц родился 9 октября 1896 года в городе Казань в семье врачей.

Воспитанию детей уделялось много времени. Мать читала им вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал.
Евгений решил поступить на юридический факультет Московского университета. Впрочем, диплом юриста Шварц не получил – уже через пару лет учебы он понял, что выбрал не тот путь. Его сызмальства манили театр и литература. Шварц писал рассказы и стихи для детей в журналы «Чиж» и «Еж».

Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными.

Умер Евгений Шварц 15 января 1958. Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.

2. Обсуждение сказок, прочитанных детьми:

3. Обсуждение " Сказка о потерянном времени ":

Часто сказки кончаются словами: “Сказка - ложь, да в ней намёк…” О чём намекнул вам Евгений Шварц? (О необходимости беречь своё время, наполнять свой досуг содержанием).

Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его? (Он не научится читать и писать. Он ничего не будет знать)

ВИКТОРИНА:

1. «Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей…. И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик 3-го класса?»

2. Ситуация, в которую попал Петя, была малоприятной. Он даже всплакнул. Слезы он вытер …. (бородой)

3.Он любил повторять в конце каждой учебной четверти…. (успею)

4. Где отыскал Петя разгадку волшебства? (в лесу)

5. Кого встретил в лесном доме Петя, как они обращались друг к другу и почему? (злые волшебники и волшебницы)

6. Как ребята смогут стать прежними? (если ребята, которых превратили в стариков разыщут завтра друг- друга, придут ровно в двенадцать часов ночи в лесной домик и повернут стрелки часов на семьдесят семь кругов обратно, то снова станут детьми)

Хочу закончить наш литературный урок словами Е. Л. Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

22 ноября 2016 года в Детском отделе МБУК «Орловская МЦБ» прошла викторина по «Сказке о потерянном времени», посвящённая 120-летию со дня рождения Е.Л. Шварца.

Каждый знает, что время нужно беречь, а не проводить его впустую. Вспомнить о необходимости бережного отношения к своему времени библиотекари пригласили ребят из 2 «Б» класса МБОУ ОСОШ №1 (классный руководитель Самойленко С.Н.). А помогла им задуматься об этом «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца.

Заведующая Детского отдела Ичева И.В. познакомила учащихся со сказочником и настоящим волшебником, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Участники встречи рассказали, что они прочитали многие сказки этого писателя, а также ответили на вопрос: «За что вы любите сказки Шварца?» Ребята собирали пословицы, отвечали на вопросы викторины и сделали для себя главный вывод: не нужно понапрасну терять время.

Е.Л. Шварц в книге «Сказка о потерянном времени» соединил мир фантазии и реальности. Ребята активно обсуждали темы, актуальные во все времена и согласились, что данная сказка повествует о детях, которые пренебрежительно относились к своему времени, и практически потеряли его. Ребята рекомендуют прочитать эту сказку всем школьникам, она многому может научить.

Сказки Е.Л. Шварца воспевают самые прекрасные свойства души - верность, доброту, благородство, умение любить близких людей, ценить время.

Большой интерес вызвал просмотренный ребятами мультфильм по сказке Шварца «Два клена».

Ребята с удивлением узнали, что в пьесе Е.Л. Шварца «Красная Шапочка» волк в лесу поставлен на перекрестке, как милиционер-полицейский, чтобы смотреть за порядком, а заяц превращается в преданного рыцаря. Обзорно читатели познакомились с повестями Е.Л. Шварца «Первоклассница», «Приключения Шуры и Маруси».

Многие ребята не захотели расставаться с героями произведений Шварца и взяли для самостоятельного прочтения его сказки, что бы вновь оказаться в стране волшебства и приключений.

Заведующая Д.О. Ичева И.В.

Литературная гостиная, посвященная творчеству Е.Л. Шварца Размещено на Евгений Львович Шварц ()










Литературное наследие Е. Л. Шварца Пьесы и сказки: "Обыкновенное чудо" "Дракон" "Голый король" "Тень" "Повесть о молодых супругах" "Снежная Королева" "Два клёна" "Золушка" "Красная Шапочка" "Два брата" "Скаска о потерянном времени" "Рассеянный волшебник" Стихотворения: «Бессмысленная радость бытия…» Бессонница («Томит меня ночная тень…») В трамвае («Глядят не злобно и не кротко…») «…Прощай, дерево…» Случай («Был случай ужасный - запомни его…») Страшный суд («Поднимается в гору…») Юрию Герману («Ты десять лет назад шутил, что я старик…») «Я прожил жизнь свою неправо…»


Сказки для детей Е.Л. Шварца «Скаска - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом» "Приключения Шуры и Маруси" (1937); "Чужая девочка" (1937); "Новые приключения Кота в сапогах " (1937) "Красная Шапочка" (1937); "Золушка" (1938); "Снежная королева" (1938) «Скаска о потерянном времени» (1940); «Скаска о храбром солдате» (1946); «Два клёна» (1953).



Афоризмы Евгения Львовича Шварца Деревья и те вздыхают, когда их рубят. Все мы запутались в своей собственной паутине. Есть вещи более сильные, чем деньги. Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не помогут тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым. У меня столько связей, что можно с ума сойти от усталости, поддерживая их. Мне так надоело самой себе дарить подарки в день рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди!


Афоризмы Евгения Львовича Шварца Связи связями, но надо же и совесть иметь. Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец. У меня бывали дни, когда я так уставала, что мне даже во сне снилось, будто я хочу спать! Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде! Ну, ничего! Я поссорюсь с соседями! Любовь помогает нам делать настоящие чудеса.


Благодарим за внимание! Размещено на

\ Сценарии школьных праздников

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Сценарий для школы "Сказка о потерянном времени" (Е. Шварц)

Сценарий разработала и прислала: Галина

Действующие лица:

Волшебники:

  • Василий Перфирьевич-(В.П. )
  • Михаил Михайлович-(М.М. )
  • Мария Ивановна-(М.И. )

Дети:

  • 1 мальчик-(1м. )
  • 2 мальчик-(2м. )
  • девочка-(Д. )

Другие:

  • Милиционер-(Мил. )
  • Женщина-(Ж.)
  • Дедушка-(Дед. )
  • Таня-(Таня)
  • Коля-(Коля)

Действие 1.

(Сказочный лес. Волшебники идут друг за другом и поют песню.)

Песня волшебников.

Кое-где кое-кто с кой-каким портфелем Шёл однажды кое-как в кой-какую школу, Шёл однажды кое-как и ловил ворон, А за ним - тик-так, тик-так - времени вагон! Припев: А мы всё время убиваем время, Проматываем, прожигаем время. А где берём всё время это время - Об этом мы не скажем никому! И пока ловил ворон кое-кто с портфелем, Кое с чем украл вагон кое-кто с бородкой, А бородку-то ему дал на память он, Чтобы было кой-кому чем ловить ворон! Припев.

(Волшебники шепчутся.)

В.П . - Сверим часы. Пошли!

(Расходятся в разные стороны.)

Действие 2.

Перед школой. Звонок на урок. Ученики бегут в школу.

1 м . - Зубрилы побежали!

(1м. и девочка расходятся в разные стороны. Девочка играет в классики.)

М.И. подглядывает за девочкой.

Появляется 2 м. и разбивает стекло из рогатки. Старик (М.М. ) подглядывает.

1м. кривляется перед витриной. К нему подходит В.П.

В.П. - Ты чего тут делаешь?

1 м. - Я? Ничего.

В.П. - Совсем ничего?

1 м. - Совсем.

В.П. - Совсем, совсем, совсем ничего не делаешь?

1 м. - Да ничего я не делаю.

В.П. - Вот и хорошо. Вот и отлично. Спасибо тебе, мальчик, большое спасибо.

В.П. жмёт руку 1 м. и они превращаются друг в друга.

1 м. - Вот это да! Дяденька, вы фокусник?

В.П. - Фокусник, фокусник. А ну, закрой глаза - ещё не то увидишь!

(1 м. закрывает глаза. В.П. уходит.)

1 м. - Пора? Дяденька, пора?

Пора - не пора, открываю глаза! (замечает бороду)

Ой! Что это? Ой!

(Бежит к милиционеру)

1 м. - Дяденька, кто я?

Милиционер - Простите, дедушка, не понял?

(1 м. разворачивается и уходит, плача. Садится на скамейку. К нему подходит М.И. - девочка.)

М.И. - Что, допрыгался?

1 м. - Дяденька, это Вы?

М.И. - Дяденька? А с тобой который работал?

1 м. - Где он, который худой?

М.И. - Слушай меня. Ты как ленился? Я спрашиваю - время ты как профукивал?

1м. - Да ничего я не делал! Я с отражением играл.

М.И. - Да ты что! А во что?

1м. - Во всё. Язык ей показывал.

М.И. - Надо-же! Талантливо! А моя бездарь - на одной ножке скакала.

(Бежит девочка, превращенная в старуху.)

Д. - А ну, держи её! Держи, кому говорю?

(М.И. из-за угла)

М.И. - Привет бабушке!

Д. - Лопух! Растяпа!

1м. - Ты чего?

Д. -Расчевокался! Кричали тебе - держи.

1м. - А чего она такого сделала?

Д. - Тебе-то ничего, а мне - чего. Я какая? Видишь?

1м. - Противная.

Д. - Что?

1м. - А какая?

Д. - Старая. А какая была?

1м. - Откуда я знаю?

Д. - Нормальная - молодая. А какая она была?

1м. - Откуда я знаю?

Д. - Старая! А какой сделалась?

1м. - Слушай! Мой тоже стариком был. И тоже молодым стал. А я?

Д. - Я? Я? Давай - за мной!

(Уходят)

Д. - Умные какие - детей в стариков превращать! Со мной такие фокусы не пройдут!

1м. - Точно! И у меня фокусник был.

(Подходят к забору. За ним - стройка. Смотрят в дырку в заборе. Разбивается стекло. Бежит М.М. с рогаткой. За ним милиционер. М.М. пролезает в забор.)

Мил. - Где мальчик?

1м. - Там. В лесу.

Д. - Какой он мальчик? Он один из них. Ловите его.

(Мил. смотрит через забор - стройка.)

Мил. - Да где ж там лес-то? Эх, старость - не радость.

(Дети проверяют)

Д. - Теперь дошло?

1м. - Дошло.

Д. - А до меня - нет. Лезь за мной.

1м. - Страшно!

Д. - Ну, где ты там? Давай быстрее сюда. Ты что, хочешь навсегда стариком остаться?

(1м. перелезает через забор. Они оказываются в сказочном лесу)

Д. - Теперь дошло?

1м. - Нет.

Д. - Они здесь живут.

Видишь, как намусорили? Что, у них, дежурных что ли нету?

(Подходят к часам, которые идут в обратную сторону)

Действие 3.

(В доме волшебников)

В.П. - Вы меня просто удивляете, Марь Иванна! Какое легкомыслие - подойти и выболтать все наши секреты.

М.И. - Да будет Вам, Василий Парфирьич.

М.М. - (поет) А мы всё время

Убиваем время…

В.П. - Михал Михалыч, ну прекратите, наконец, своё дурацкое пение.

Вы, Марь Ивана, простите, только о себе думаете. Вы же ему подсказали, что мы его время украли. Более того - Вы ему самую суть раскрыли.

М.И. - Это какую же, какую?

М.М. - (поет) А вот какую (2 раза)

Я вот кукую (2 раза)

В.П. - Это я или Вы спрашивали его - как он ленился? Это я или Вы дали ему возможность догадаться, что только у лентяев и можно украсть время?

М.М. - (поет) Только у лентяев (2 раза)

Можно времечко украсть.

В.П. - Михал Михалыч, да прекратите Вы своё пение или нет?

М.М. - (поет) Лопнуло терпение -

Прекращаю пение. (разбивает стекло в домике)

В.П. - Намёк я Ваш понял, Михал Михалыч, но между прочим колотить стёла и витрины лучше в лесу, а не в городе, где мы с вами работаем, и где сегодня Вы троих навели на наш след. А что, если они сюда заявятся? А?

М.И. - Ну и зануда Вы, Василий Парфирьич.

В.П. - А. Так, по-вашему я - зануда?

М.И. - Да, да!

В.П. - А знаете ли вы, что лентяи сейчас на вес золота? Это вам не 10 лет назад! Лентяй другой пошёл. Он для чего с уроков удирает? Чтобы в окна из рогатки стрелять? Нет, дорогие, нет! Он теперь хобби занимается.

М.И. - Ха-ха-ха! Хобби!

В.П. - Разве с таким лентяем поработаешь? Он тебе ни минуты не даст.

М.И. - Да ну Вас! В кои-то веки я с лоботрясом поговорила - а уж крику-то, крику! Что же по-вашему - они вот так прямо и догадались, что надо найти третьего, попасть в кой-какой тупик, кой на что влезть, и кой куда заглянуть. Найти в кой-каком лесу кой-какую избушку и кой-какие часы перевести в кой-какую сторону. Тьфу! С Вами сама занудой станешь.

М.М. - А пробьёт 12 (2 раза)

Их время станет нашим навсегда! (разбивает стекло)

Д. - Попасть в кой-какой тупик.

1м. - Попали.

Д. - Залезть кой-куда.

1м. - На забор.

Д. - Кой-куда спрыгнуть.

1м. - В лес.

Д. - Найти кой-какую избушку.

1м. - Нашли.

Д. - И кой-какие стрелки перевести в кой-какую сторону. За мной!

1м. - Куда?

Д. - Искать третьего.

(убегают)

Действие 4.

(В городе)

Подходят к женщине.

1м. - Простите, дедушка…

Ж. - Кто? Дедушка? Какой я вам дедушка? Ещё скажите - бабушка! Нахальство какое.

Подходят к дедушке.

Д. - Дедушка, Вы настоящий или с Вами тоже работали?

Дед. - Простите, что значит - настоящий? А какой же я, по-вашему, деревянный?

1м. - Настоящий.

Д. - Да.

2м. - (в виде дедушки) А, ну-ка, мальчик, переведи меня через дорогу.

Коля - Пожалуйста.

2м. - Молодец! Иди - уроки учи. Отличником будешь.

2м. - (смеётся) А, ну-ка, девочка, переведи меня на другую сторону.

Таня - Сейчас, дедушка.

2м. - Эх, старших не уважаешь! Торопишься куда-то. С ноги сбиваешься. Веди назад!

(Подходят 1м. и Д. )

Д. - Дедушка шутит. Ты иди, девочка, иди. Мы сами его переведём.

2м. - Эй, старики, вы чего?

(Разговор на скамейке)

2м. - Нет, старики, это не для меня. Кое-куда идти, кое-чего переводить. А для чего? Снова уроки зубрить, контрольные писать, диктанты! Да мне это вот как надоело. Давайте, старики, так - время каждый сам терял - пускай каждый сам себе его и возвращает.

(Все молчат)

Мы что - в молчанку играем?

Ну, как хотите.

Ну, старики, не жмите на психику.

В общем - я пошёл, старики. (Встаёт, делает 2 шага вперёд - оборачивается)

Нет, я серьёзно. Я ведь уйду. Ну, чего расселись - сидите, а время-то не ждёт. Айда в ваше кой-куда!

Действие 5.

(Сказочный лес)

В доме волшебников -

В.П. - (в телефонную трубку) Алло! Вася, это я Парфирьич.

М.И. - (крутит обруч)

М.М. -(бегает с пистолетом) Та-та-та-та-та!

Дети подходят к часам и поворачивают стрелки в обратную сторону. В доме все замирают на месте. Часы бьют 12 раз. Волшебники превращаются в стариков, а дети - в детей.

Дети - (хором) УРА!

Действие 6.

Перед школой. Звенит звонок. Школьники бегут в школу. Сзади идут 2м. , Д, 1м. 1м. останавливается перед витриной и начинает по привычке кривляться. Вдруг видит в отражении бороду.

1м. - Ой! Ой-ой-ой! (бежит в школу) Машет рукой.