Проект «Музыкальная гостиная для детей и родителей»
МБДОУ Детский сад № 116, г. Архангельск
Актуальность
Процесс приобщения ребенка к культуре – это, прежде всего, воспитание его чувств, начиная с рождения. Но сегодня все, что мир взрослых приводит в соприкосновение с чувствами ребенка, превосходит все мысленные пороги бездуховности. Трудно ожидать, что пройдя такую информационную «мясорубку», ребенок вырастет нравственно, творчески, духовно и физически здоровым.
Контингент современных родителей сильно помолодел, изменились ценности, ритм жизни. Дети не слышат родителей, родители не понимают детей. Идет процесс отчуждения друг от друга, а ведь именно семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в жизнь.
С приходом в дом современной техники человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Утеряны традиции любительского музицирования, не практикуются громкие читки, домашние спектакли. Естественность и непринужденность обстановки, совместное пение, слушание музыки, та особенная атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком, - все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.
Цель: Гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.
Задачи проекта:
- Обогащать духовный мир через высокохудожественные образцы музыкального искусства; приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.
- Развивать эмоциональную сферу; способствовать удовлетворению эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.
- Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребенку c учетом его индивидуальных возможностей.
- Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с музыкой разных жанров.
- Создать единый детско-взрослый коллектив.
- Переносить атмосферу праздника встречи с музыкой в жизнь своей семьи.
Тип: образовательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы.
Первый этап - подготовительный
- Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы; законодательных документов.
- Постановка цели, формулировка задач.
- Определение круга тем и форм взаимодействия, подбор музыкального материала, разработка сценариев.
- Составление плана реализации проекта.
Второй этап – реализация проекта
Деятельность педагога
Месяц | Тема |
Сентябрь | Анкетирование родителей, выяснение заинтересованности проектом; определение форм проведения (концерты, КВН, игровые программы) |
Октябрь | Соревнования «Встречаем осень весело» |
Ноябрь | «Вместе весело шагать» – концерт по заявкам детей и взрослых, составленный из любимых песен. Задачи – познакомить с жизнью и творчеством В. Шаинского; Воспитывать уважение к творчеству композиторов-современников. |
Январь | «Романса трепетные звуки» - знакомство с жанром, исполнение романсов педагогами и родителями. Задачи: – познакомить с жанром романса Совместное исполнение несложных бытовых романсов. |
Февраль | «Игры нашего двора» - игровая программа на основе забытых игр. Задачи:
|
Март | «Эх частушка-коротушка». Задачи:
Развивать навыки совместного выразительного пения;
|
Апрель | П.И. Чайковский «Детский альбом» - концерт с приглашением педагогов музыкальной школы «Гармония». Руководитель Лисицын В. Или КВН «Мы любим, музыка, тебя» Задачи:
|
Май | «Песни, опаленные войной» - программа, посвященная 75-летию со дня великой победы; Задачи: Раскрыть роль песен, поднимающих боевой дух солдат во время Великой Отечественной войны. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». Задачи:
|
Третий этап – заключительный
Фотовыставка родителей тематических семейных праздников.
Анкетирование (Приложение № 1)
Ожидаемый результат по проекту
- Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке; возникновение желания ярко и интересно проводить семейный досуг.
- Возникновение потребности посещать культурные площадки города (театры, музеи) всей семьей.
Основные направление реализации проекта
- Проведение анкетирования.
- Разработка сценариев.
- Приглашение преподавателей.
- Приглашение выпускников детского сада, посещающих музыкальные кружки, школы.
Музыкальное развлечение в детском саду для детей старшего дошкольного возраста
Александрова Александра Евгеньевна музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района г.Санкт-ПетербургаОписание работы: предлагаю вашему вниманию сценарий интегрированного развлечения. Данная разработка может быть использована музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ. Сценарий развлечения предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Знакомство с видами музыкального искусства
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Цель: Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления.
Задачи:
- Развитие лексического словаря, кругозора и внимания, сопереживания за сверстников.
- Развитие художественно-эстетического воспитания.
- Побуждение к активной творческой деятельности и сочинительству.
- Формирование отношений,основанных на сотрудничестве и взаимопомощи
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.
Участники: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатели и родители
Предварительная работа:
- подбор музыкального репертуара;
- разучивание стихов, танцев
- разучивание песен
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ
Ведущая: Отчего у нас веселье? Праздник тут какой у нас?Дети: День рожденья музыки празднуем сейчас!
Ведущая: Что, не слышали вы разве? –
К нам летит на крыльях Праздник!
День весёлый, добрый, славный,
В октябре он музыкальный.
Этот день встречаем песней,
Об осени чудесной.
Осенняя песня
Ведущая: Осень нам дарит так много музыкальных звуков.Это и шорох листьев, завывание ветра, звон дождевых капелек и прощальные песни перелетных птиц.
Давайте попробуем сейчас это отобразить с помощью музыкальных инструментов. Посмотрите, какие из лежащих на столе инструментов подойдут по-звучанию:
Шорох листьев- маракасы
Капли дождя- треугольник, колокольчики
Пение птиц- свистульки
Завывание ветра- металлофон (глиссандо)
(дети разбирают инструменты по-желанию)
А теперь начинаем нашу музыкальную викторину. Слушайте внимательно текст, чтобы вовремя сыграть на муз. инструментах. А читать нам будут зрители.
Музыкально-поэтическая викторина
1. Вот осенний ветерок у куста сорвал листок.
Долго с листиком вертелся. над деревьями кружил,
А потом мне на колени желтый листик положил.
2. Осень! Роща золотая! Золотая, синяя,
А над рощей пролетает стая журавлиная.
Высоко под облаками
Гуси откликаются, с дальним озером, с полями
Навсегда прощаются
3. Ныне осень, непогода.
Дождь и слякоть, все грустят:
Потому что с жарким летом расставаться не хотят.
Небо плачет, солнце прячет, ветер жалобно поёт.
Загадали мы желанье: Пусть к нам лето вновь придёт.
4. Тихая, тёплая, нежная осень
Листья увядшие всюду разносит,
Красит в лимонный, оранжевый цвет
Свет.
На тротуары, газоны, аллеи
Их она сыплет, ничуть не жалея, –
Вот над окном в паутине повис
Лист.
Настежь окно. И доверчивой птицей
Мне на ладонь, покружившись, садится,
Лёгок и холоден, нежен и чист
лист.
Ветра порыв. Лист взлетает с ладони,
Вот он уже на соседнем балконе,
Миг – и, минуя широкий карниз,
Вниз.
5. Птиц провожают в дорогу леса:
Долгое эхо летит в небеса.
Птиц провожают в дорогу луга:
Выросли травы в большие стога.
Даже вослед им, как будто крылом,
Пугало машет пустым рукавом
6. Дождик, дождик, ты послушай:
Не ходи босой по лужам.
По дорогам бродит осень,
Холода в котомке носит
7. Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком
Ведущая:
Давайте поаплодируем друг другу за такое прекрасное музыкально-поэтическое исполнение.
А теперь пришло время поиграть.
Игра с музыкальными инструментами (Дети двигаются, соответсвенно музыке-марш, бег, поскоки, когда музыка останавливается должны поднять руку дети с теми инструментами, которые назовет ведущий. Кто поднимет неправильно-выходит из игры).
Выходит Тарарам: Всем привет! Я главный Тарарам!
Ведущая: Как тебя зовут?
Тарарам: Та-ра-рам! Это значит очень громко и красиво! Правда, ребята?
Ведущая: Очень громко- это вовсе не очень хорошо. В музыке важно услышать мелодию, а не шум, который тебе так нравится.
Тарарам: Мелодия? А что это такое?
Ведущая: Ребята тебе сейчас про это споют.
Песня о музыке
Тарарам: А научиться так петь можно?
Ведущая: Конечно. Мы сейчас поиграем с тобой в музыкальное эхо. Мы будем запевать, а ты за нами красиво повторять.
Распевка «Эхо»
Тарарам: Мне очень понравилось петь с вами под музыку. А что еще может быть музыкальное?
Ответы детей
Ведущая: Будем вместе мы играть, Тарарама развлекать.
Игра «Ищи»
Тарарам: А какие музыкальные инструменты вы знаете?
Ответы детей
Мы сейчас поиграем в игру «Назови инструмент». Делимся на две команды: ребята и гости. Каждый, по-очереди, называет музыкальный инструмент. Чья команда окажется последней по ответам, та и выиграет. Готовы? Начинаем.
Игра «Назови музыкальный инструмент»
Ведущая: Наш праздник был всем интересным,
Весёлым, шумным, радостным для всех.
И он прошел приятно и чудесно
Под звуки музыки и звонкий смех!
Заключительный хоровод
Организация: МОУ детский сад № 128
Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
Цель: познакомить родителей и детей с культурно-досуговыми центрами города, где можно услышать классическую музыку
Ход мероприятия
Под негромко звучащую музыку («Вальс-бостон» (ретро)диск «Бальные танцы»оркестр Густава Брома) дети с родителями входят в зал, занимают места согласно билетам (стулья пронумерованы).
Воспитатель : Здравствуйте, друзья! Сорок лет назад, в 1973 году, было принято решение о проведении 1 октября Международного дня музыки. Наш сегодняшний вечер посвящен этому удивительному искусству.
Путешествуя по свету,
Обходя кругом планету,
Фея музыки сейчас-
Вот она! В гостях у нас!
Под музыку в зал входит Фея Музыки (музыкальный руководитель) с «волшебной палочкой» в руках.
Фея: Здравствуйте, гости дорогие,
Маленькие и большие!
Я по свету путешествую немало,
В детский сад к вам заглянула для начала.
Воспитатель : Предлагаю поздороваться с нашей гостьей. И пусть это приветствие будет музыкальным.
Дети с родителями встают в круг. Проводится коммуникативная игра «Здравствуйте!» муз.и сл.М.Картушиной.
Фея: Мы поздоровались музыкальными звуками. Они отличаются особой красотой и певучестью. В отличии от шумовых звуков (дети и взрослые имитируют шелест листьев, шум дождя, завывание ветра, крики птиц) , которые существуют как бы сами по себе, музыкальные звуки придумал человек.
Воспитатель : Фея Музыки, расскажите, где можно Вас встретить?
Фея : Задайте этот же вопрос при помощи музыки!
В исполнении воспитателя звучит 1-й куплет песни «Где же дом у музыки?» М.Еремеева (музыка) и С.Еремеев (слова).
Фея : Чтобы ответить на ваш вопрос, предлагаю совершить музыкальное путешествие по нашему городу. А проведут нас по местам, где живет музыка, ребята и их родители.
Палочкой волшебной я взмахну,
В страну музыки с собою поведу!
Взрослый (или старший брат, сестра) и ребенок младшей группы, которые посетили музыкальную школу, рассказывают о ней, демонстрируя совместный рисунок, книгу-самоделку о музыкальном инструменте(на экране – фотография).
Фея : Сегодня к нам в гости приехали воспитанники этой детской школы со своими музыкальными инструментами, чтобы выступить перед вами. Давайте поприветствуем их аплодисментами!( аплодисменты)
Фея : Первой прозвучит скрипка (выходит скрипачка). Источник звука этого инструмента-4 струны и смычок. Послушайте, как звучит скрипка.
Выступление скрипачки. На экране демонстрируется слайд скрипки..
Фея : С фортепиано вы уже знакомы. Звук извлекается нажатием клавиш громко (форте) или тихо (пиано). Послушаем его звучание в исполнении юного музыканта.
Выступление пианиста (можно предложить детям подойти к инструменту).
Фея : Пришло время подкрепиться!
Кастрюля-хитрюля нам что-то сварила,
Нам что-то сварила, платочком накрыла,
Платочком накрыла и ждет нас-пождет,
И ждет нас-пождет, когда кто-то придет! (В.Пикулева)
Кто-то из детей подходит и приоткрывает платочек. Внутри кастрюли деревянные палочки-«ложечки».
Помешивая деревянной палочкой в стаканчике «кашу», дети и родители подпевают «Варись, кашка!» (технология «Музыкальная ритмика» Затямина Т.А.)
Фея : Пора продолжить наше путешествие. Еще один мой дом в… троллейбусе! Да,да, вы не ослышались! Об этом нам расскажут…(называет имена детей и родителей, совершивших музыкально-экскурсионный маршрут в рамках проекта «Синий троллейбус»).
Рассказ детей и родителей о «Синем троллейбусе» с показом фотографий, детско-родительских рисунков гитары.
Фея : Песни, которые звучат в этом необычном троллейбусе, исполняются под аккомпанемент струнного щипкового инструмента – гитары.
Выступление гитариста (слайд с изображением музыкального инструмента).
Фея : Одна из песен, которая звучит в этом троллейбусе-«Разноцветная игра». Предлагаю станцевать под ее звучание.
Я прошу вас всех подняться
И немножечко размяться!
Звучит фонограмма песни «Разноцветная игра» (А.И. Буренина программа «Разноцветная мозаика»). Дети и родители танцуют.
Фея : Центральный концертный зал (показ слайда) еще одно место, где живет ее величество Музыка. Побываем и там. Но сначала у меня есть вопросы к родителям:
1) Кто сочиняет музыку? (композитор)
2) Кто исполняет музыкальные произведения?(музыканты)
3) Если поэт и композитор работают вместе, то получается…(песня)
4) Кто руководит оркестром? (дирижер)
5) Что является главным в музыкальном спектакле? (музыка).
Рассказ мамы и воспитанника младшей группы, побывавших в концертном зале, демонстрация фотографий, совместно изготовленной афиши.
Фея: Флейта – наиболее древний духовой музыкальный инструмент. Ее разновидность – свистулька – известна давно. Послушаем и ее звучание.
Выступление флейтистки.
Под аккомпанемент флейты проводится игра «Волшебный мешочек» (технология «Музыкальная ритмика» Затямина Т.А.)
Фея : Настоящим домом не для одного, а для более трехсот музыкальных инструментов стал музей музыкальных инструментов имени Е.Н.Пушкина, находящийся в Кировском районе города Волгограда,В этом году ему исполняется 110 лет. Послушаем тех, кто побывал в нем.
Рассказ посетителей музея с демонстрацией самодельного барабана.
Дети с родителями исполняют «Пляску с музыкальными инструментами» (Суворова Т.И. «Танцуй, малыш!» сб.2)
Фея : Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие по городу. Пора прощаться! Теперь вы знаете, где живет музыка. Приглашаю всех посетить места, о которых вы узнали сегодня и насладиться звучащей там прекрасной музыкой.
Совместный хоровод детей, родителей и воспитанников ДМШ «Прощание» (методика Железновой)
Спасибо юным музыкантом за их выступления, ребятам и их родителям за их рассказы.
Звучат аплодисменты. Дети дарят цветы музыкантам.На память о встрече воспитанники и родители получают музыкальные сувениры
Фея : А сейчас вы можете подойти и поиграть на любом из музыкальных инструментов.
Дети свободно подходят к инструментам, играют на них под наблюдением взрослых.
Красняк Нина
Музыкальная гостиная как вариативная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры детей дош
Дошкольный возраст - это период пробуждения и расцвета творческих и эмоциональных особенностей детей .
Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности - развитие творчества отходит на второй план.
Музыка , как известно, воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определенное настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями , содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально . Движение, органически связанное с музыкой , помогает глубже проникнуть в эмоционально-образное содержание той или иной пьесы.
ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией ряд задач, в одной из приоритетных направлений – художественно-эстетическое развитие. В контексте нашей работы в разделе «Музыка » стоят следующие задачи, которые представлены на слайде. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки , задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников , ценностного отношения к музыке как виду искусства , музыкальным традициям и праздникам.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с семьями воспитанников закреплено в основной образовательной программе детского сада и является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. В разделе ООП «Вариативные формы , способы, методы реализации Программы в образовательной деятельности разных видов и культурных практик » выделяются практики организованной образовательной деятельности с детьми . Они могут быть разными по форме .
При формировании основ музыкальной , художественной и эстетической культуры дошкольников их родителей мы ориентировались на такую форму взаимодействия с детьми как «Музыкальная гостиная » . Музыкально -театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей , предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале .
Понимая важность проблемы, мы поставили перед собой следующую цель :
Цель : Создание единого культурно-образовательного музыкально -эстетического пространства в детском саду и семье воспитанника , способствующего формированию основ музыкальной культуры .
Данная цель предполагает решение следующих задач, которые представлены на слайде :
1. Развивать музыкальность детей
2. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием
3. Обогащать музыкальные впечатления детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры
4. Формировать музыкальный вкус детей , оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению
5. Формировать познавательный интереса к искусству в процессе приобщения к музыке
6. Организация мероприятий, способствующих приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру музыкальной культуры
7. Привлекать семьи воспитанников ДОУ к музыкально-творческой деятельности
Задачи достаточно сложные, да и сама форма проведения «Музыкальной гостиной » подразумевает большую подготовительную работу.
Свою работу мы начали с того, что провели диагностику музыкальности , опираясь на методику Э. П. Костиной. Данные позволили сделать вывод о том, что, у детей группы отмечается яркое эмоциональное отношение к музыкальным образам , выраженным в музыкальном произведении . Воспитанники могут охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия) . Дети определяют жанр музыкального произведения с помощью взрослого. Затруднения в умении самостоятельно охарактеризовать музыку , применяя художественно образное описание.
Кроме того провели анкетирование родителей «Что Вы знаете о классической музыке ?» По результатам проведенного анкетирования менее 8% родителей имеют музыкальное образование , а более 60% любят слушать классическую музыку и хотели бы учить музыке своего ребенка .
В рамках проведения музыкальной гостиной мы использовали следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников :
Анкетирование
Выпуск наглядной информации (выпуск стенгазет, размещение информации на сайте МБДОУ , оформление пригласительных билетов для гостей , афиш и т. д.)
Групповой сбор (1 раз в квартал)
Индивидуальная и микрогрупповая работа
Видео и мультимедийные презентации
Совместная деятельность с родителями (участие в концертах, шоу-программах, праздника.)
Так же мы разработали план работы «Музыкальной гостиной » на учебный год с учетом индивидуальных особенностей детей и родителей по следующей тематике :
«Времена года в музыке русских композиторов» (вписать цель)
«Звуки музыки вокруг нас » (вписать цель)
«Вечер поэзии» (вписать цель)
«От улыбки хмурый день.» знакомство с творчеством В. Шаинского. (вписать цель)
Разработанные циклы занятий предоставили мне возможность выбора и творческого поиска. Организуя занятия в «Музыкальной гостиной » , мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку , сформировать базу для развития музыкальной культуры воспитанников и их родителей. Сочетание разнообразных методических приёмов, таких, как :
сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами,
использование поэтического слова,
сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, игра в оркестре,
танцевальные и игровые импровизации,
прослушивание фрагментов различных музыкальных произведений , последующим обсуждением, какой из фрагментов не относится к классической музыке и почему .
Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной » , которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой .
Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения , включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей .
Всё это значительно обогащает эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение , обогащает духовный мир всех участников музыкальной гостиной через высокохудожественные образцы музыкального искусства . Кроме того формируется музыкальный вкус , оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению детей и родителей .
По результатам сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что у детей отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам , выраженным в музыкальном произведении , умение самостоятельно охарактеризовать музыку , применяя художественно образное описание. Дети самостоятельно различают выразительные особенности музыкальных звуков . Различают тембровые свойства музыкального звучания инструментов в произведении. Воспитанники быстро и правильно определяют жанр музыкального произведения , эмоционально рассказывают о его общем характере.
Так же отмечается возросший интерес родителей воспитанников к классической музыке . Совместная творческая деятельность помогает с помощью музыки объединить детей и взрослых , создать обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни – существенный признак единения взрослых и детей . Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке
Публикации по теме:
Цель занятия: Приобщать родителей и детей старшего дошкольного возраста к музыкальному искусству путем активизации творчества и экспериментирования со звуками.
Ход занятия
Музыкальный руководитель встречает детей и родителей у дверей музыкального зала.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые взрослые! Видите эту дверь, она не случайно похожа на букву «П». Сегодня мы отправимся в музыкальное Путешествие, где нас ждут Представления, Превращения, Приключения.
Двери в музыкальный зал торжественно распахиваются, звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, музыкальный руководитель предлагает всем присесть на заранее приготовленные места.
Музыкальный руководитель: Вот стоят два кресла, в одно сяду я, а в другом уже кто-то сидит. Познакомьтесь: это Гудоня, (воспитатель берет ростовую куклу и руководит ею, сидя в кресле) , вместе с ней мы совершим путешествие в музыкальный зал.
Как-то раз папа взял Гудоню в гости к Маэстро (музыкальный руководитель надевает цилиндр и галстук-бабочку). Маэстро был большим знатоком и любителем музыки и часто устраивал у себя дома музыкальные вечера. Ребята, вы ведь знаете, как люди слушают музыку? (Ответы.) Гудоня, а как ты слушаешь музыку?
Гудоня: Я люблю, когда громко и не очень длинно.
Музыкальный руководитель: Вот что, тебе необходимо поближе познакомиться с музыкой. Прошу!
Гаснет свет, зажигаются свечи. Звучит «Прощальная симфония» Й. Гайдна, отрывок финала.
Музыкальный руководитель:
- Ребята, вы узнали эту музыку?
- Кто сочинил ее?
- Как вы узнали, что музыка прощается с вами?
- Гудоня, а ты услышала, когда оркестр играл громко, когда тихо, когда музыканты играли все вместе, группами? Нет? Это потому, что ты был равнодушна к музыке.
Гудоня, и вы, дети и взрослые, закройте глаза и слушайте звуки за окном; в комнате, за стеной…
Дети и взрослые перечисляют, какие звуки они услышали.
Музыкальный руководитель:
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки - шумовые... (Е. Королёва)
Гудоня: Шум, треск, шорох и шипение…но ведь это совсем не музыка!
Музыкальный руководитель: Правильно! Все это шумовые звуки. Давайте вспомним звуки природы! (Звучит коллаж из звуков природы).
Эти звуки от человека не зависят. Но про помощи разных приспособлений - шумовых инструментов - можно изобразить и различные звуки природы. Давайте попробуем озвучить стихотворение. Подойдите к этому (показывает) столу и выберите любой предмет.
Кто стучит за окном?
- Дождь идет по траве (щелчки по листам бумаги).
Кто шуршит за окном?
- Ветер в мокрой траве (шелестят фисташковыми бусами).
Кто журчит за окном?
- Ручейки, ручейки (дуют из соломинки в стакан с водой).
Что свистит за окном?
- Соловей у реки (свистулька).
Кто молчит за окном?
- Там никто не молчит:
Там лошадка спешит
И копытцем стучит (кастаньеты).
Вот коровка идет на лужок (колокольчик),
Вот пастуший я слышу рожок (блок-флейта),
Только я и молчу, всех послушать хочу. (Л. Кудрявская)
Музыкальный руководитель: Красиво у нас получилось. Теперь подойдем к следующему столу. На нем вы видите бумагу: тонкую и плотную. Возьмите любую и послушайте, как по-разному она шуршит. У нас получается «бумажная музыка».
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы,
Шуршит камыш и дождь шуршит,
И мышь, шурша, в нору спешит,
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат. (А. Усачев)
А вот с металлическими звуками лучше познакомиться у этого стола. Это очень шумные особы, но и с металлической посудой можно разговаривать вполголоса и даже шепотом:
Жил на свете старичок
Маленького роста.
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха (ложки-поварешки),
Да хе-хе-хе (миски),
Хи-хи-хи (кружки),
Да бух-бух (крышки от кастрюль),
Бу-бу-бу (ложки-поварешки),
Да бе-бе-бе (миски),
Динь динь (кружки),
Да трюх-трюх (крышки от кастрюль). (Д. Хармс)
Музыкальный руководитель: Вот мы и подошли к нашей маленькой музыкальной мастерской. Здесь вы, ребята, сможете смастерить своими руками шумовые инструменты. А нашим гостям я предлагаю рассмотреть стеклянные предметы, попробовать поиграть на них.
(Дети насыпают различную крупу (рис, горох, пшено) в боксы из-под киндер-сюрпризов, слушают звук. Закрепляют на баночках из-под йогурта банковскую резинку, как струну, регулируют высоту звука натяжением резинки. Взрослые наливают в стеклянные емкости воду, регулируют высоту звука, составляют звукоряд.)
Музыкальный руководитель: Какие инструменты мы мастерили сегодня? (Ответы.) Педагог предлагает взять шумовые инструменты домой и украсить их вместе с родителями.
А теперь нам пора возвращаться из путешествия в мир музыки. До новых встреч!
Дети и взрослые выходят из музыкального зала под музыку «Прощальной симфонии» Й. Гайдна.
Литература:
- А. Кленов «Там, где музыка живет», Москва «Педагогика-пресс», 1994 г.
- Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование» Москва, 2000 г.
Оксана Анатольевна увлекается пением и аранжировкой, а также созданием видео-дидактических пособий для дошкольников. Является лауреатом городского конкурса сценариев «Выпуск детей в школу» (г. Тюмень).