Муниципальное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств. Филиал№3» с. Индерка
Сосновоборского района
Пензенской области

"Музыкальные истории"
(в рамках сотрудничества с МБОУ СОШ
с.Индерка)
Составила и провела:
преподаватель по классу
баян, аккордеон
Ернеева Гульсюм
Махмудовна

2018 г
Цель: показать удивительный мир музыкальных образов; повысить
познавательный интерес детей к классической музыке; познакомить с
музыкальными инструментами: фортепиано, баян, аккордеон, гитара.
Задачи:
Образовательная: ввести учащихся в образный мир музыки; раскрыть связь
музыки с жизнью; повысить мотивацию к обучению игре на инструменте.
Развивающая: развивать воображение, творческую активность, мышление,
эмоционально­ образное содержание музыки; узнавать знакомые
произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном;
Воспитательная: воспитывать умение сознательно и эмоционально слушать
музыку; понимать художественную красоту музыки; воспитывать устойчивый
интерес к урокам музыки, музыкальный вкус.
Оборудование: музыкальные инструменты; компьютер, проектор, экран.
Все это необходимо для того, чтобы дети развивались, слушали и
приобщались к высокому искусству мира музыки и вырастали достойными,
образованными, культурными людьми своего времени.
Остановись и оглянись:
Какая музыка в природе!
Звенит струною каждый лист
И тембр меняет по погоде.
Журчит ручей, течёт река,
Иль дождь с небес потоком льётся,
И дуновенье ветерка ­
Всё это музыкой зовётся.
А сколько музыки в цветах,
Их удивительны букеты!
Витают звуки в облаках,
И воспевают их поэты.
Подарит музыку закат
И каждая былинка в поле.

Своя есть музыка в горах,
Другая музыка на море.
Бывает музыка в душе,
Она звучит и вдохновляет.
Приснится музыка во сне,
Проснёшься ­ и она растает...
О чём может рассказать музыка? Обо всём на свете! Музыка – самое
таинственное из всех искусств.
Она может рассказать о времени года, о природных явлениях, повторив в
музыке шум дождя, раскат грома, передать движение поезда, бег коня, пение
и полёт птиц. Но главная особенность музыки – умение передать настроение и
чувства человека.
Добрый день, дорогие наши слушатели! Сегодня у нас удивительный концерт.
К вам в гости пришли тоже дети, которые учатся играть в детской школе
искусств на разных инструментах. Они исполнят для вас музыку, которую
сочинили композиторы. Кто же знает кто это – композиторы? (ответы детей).
Правильно!
Композиторы ­ это такие люди, которые любые истории, случающееся в
жизни, изображают звуками. Они сочиняют музыку и записывают её
специальными знаками, которые называются нотами. В музыке, как и в
человеческой речи, есть свои слова. Это музыкальные интонации, похожие на
разговор –весёлый, грустный, сердитый, нежный. А мы вместе с детьми
учимся понимать их язык и изображать музыкальные истории на наших
любимых инструментах так же, как художники пишут свои картины кистью и
красками.
Чтобы лучше понять язык музыки, нужно знать и уметь применять словарь
эмоционально­ образного содержания музыки (на экране). Пользуясь этим
словарем, опишите характер музыки.
Знают все на свете дети­
Много музыки на свете!
Из семи обычных нот
Композитор создаёт:
Пьесы, оперы, сонаты,
Ариозо иль кантаты,
Симфонические сказки,
Менуэты или пляски.

Сегодня наши ученики будут вам играть на четырех разных инструментах.
Это –фортепиано, баян, аккордеон и гитара.

Друг друга мы узнаём по лицу, а каждое музыкальное произведение – узнаём
по мелодии. Потому что Мелодия – это душа музыки, это то, что мы можем
повторить и спеть своим голосом. Можем спеть её как песенку. У каждой
мелодии есть свой характер и настроение.
Слушая мелодию, мы можем веселиться, грустить, мечтать, фантазировать,
думать с композитором, который её для нас сочинил.
Под музыку мы поём, танцуем, можем даже маршировать, представляя себя
на параде в сказочном королевстве. Сегодня, слушая игру наших музыкантов,
мы будем фантазировать и придумывать разные истории, а вы, ребята, будете
внимательно вслушиваться и искать настроения и характеры героев
музыкальных историй.
­Но что значит слушать музыку? (Ответы детей)
Это значит различать её характер, настроение. Настроение у музыки,
как и у человека, бывает разным – и весёлым и грустным. Музыка, как и
человек, может быть задумчивой или озорной.
Будьте внимательны и слушайте.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Сколько клавиш посмотри:
Черные и белые –
По ним пальцы бегают.
Клавишный мой инструмент.
Фортепиано лучше нет!
Наш концерт открывается с пьесой «Зайчик». Исполнит её Гумерова Ляйсан
на инструменте, который называется фортепиано.
Жил – был зайчик, длинные ушки.
Отморозил зайка носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Звучит музыка.
Вот видите ребята, какой робкий и грустный характер у этой музыкальной
истории про зайчика. Звуки мелодии звучат осторожно и робко, и мы можем
представить, как зайчишке было холодно, он переминается с лапки на лапку.
Правда ребята? Какие слова из словаря подойдут для описания этой музыки?
Сейчас прозвучит пьеса советского композитора С.М Сламинского « Под
дождем мы поем» исполнит Мустафина Камиля, ученица 3 класса.
Дождь парой на чьи­то слезы похожи
Только горечи в его каплях нет

И земля с волнением ждет каждый дождь
Как существует белый свет.
Звучит музыка.
Звуки мелодии стремительно подпрыгивают. Правда
ребята? А какое настроение у этой пьесы?.... Нам легко
представить, как капают капельки дождя. Какие слова можно применить из
словаря?
Новую историю вы сейчас услышите в пьесе «Клоун». Эту музыку
написал советский композитор Наталья Бакланова. А исполнит её для вас
ученица Сооло Айсылу, ученица 3 класса
Послушайте музыку и скажите, какая она по характеру.
В шароварах красных,
В красном колпаке
Сидит и улыбается
Клоун в уголке.
Звучит музыка.
­Музыка спокойная и немножко грустная. Как вы думаете, ребята, какую
музыкальную историю можно услышать в этой пьесе?
Наш клоун весь вечер был на арене цирка и веселил зрителей.Но почему же
он загрустил? (Дети отвечают) Ну, конечно, он всегда хочет быть на арене
цирка и дарить смех и радость людям, но, увы, представление закончилось и
огни погасли. И наш веселый клоун тихонько сел в уголок и немножко
загрустил.
Следующим номером выступит Казаева Айсылу, ученица 5 класса.
Чайковский «Сладкая грёза»
Сладкая грёза,
Ты так прекрасна.
Мечтанье и слёзы,
Радость цветка.
Разум летит,
Бороздя облака.
Как сновиденье,
Как пробужденье
Мне поет грёза моя.
Звучит музыка.

А здесь ребята,что услышали? Как звучит эта пьеса?
Это лирическая пьеса, произведение очень эмоциональное, тихое, сладостное
и мечтательное. Музыка отражает прекрасное сновидение и пробуждение
первого цветка. Вальсовый ритм придает особое очарование нежной,
взволнованной мелодии, слышны элементы дуэта.
А теперь пришло время для новой музыкальной истории.
В руки ты его берёшь, то растянешь, то сожмёшь,
Если это повторять, начинает он играть.
Сбоку клавиши ряды, чтобы петь на все лады.
Не рояль и не тромбон, а прекрасный аккордеон
Представляем вам замечательный инструмент ­ аккордеон.
Музыка, исполняемая на аккордеоне, всегда звучит звонко и заливисто.
И еще одну красочную историю мы услышим в исполнении Ряхимова
Салавата, ученика 1 класса,название мы с вами сейчас отгадаем! Готовы?
Желтые комочки, легкие как вата,
Бегают за курочкой. Это кто? (Цыплята)
Правильно, ребята!
Написал песенку «Цыплятки» композитор Аркадий Филлипенко.
­Послушайте и скажите, какая музыка по характеру?
Звучит музыка.
Ответы детей. Да, ребята. Характер у музыки задорный, в мелодии
звучат короткие нотки. Мы можем себе представить, как цыплятки бегают и
клюют зернышки!
А сейчас Хайров Айрат, ученик 1 класса, сыграет для вас песенку
танцевального характера, которую вы, наверно, хорошо знаете! Называется
она «Мишка с куклой танцуют полечку», а сочинила эту песенку польский
композитор Мария Качурбина.
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают, раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой;
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
­ Ребята, что вы услышали в этой музыке? Какая музыка по настроению?

Звучат ответы детей. Да, верно! Действительно в мелодии этой пьески мы
услышали как задорно топают и звонко хлопают пританцовывая мишка с
куклой. Музыка весёлая и энергичная. Какие слова из словаря подойдут к
этой мелодии? (Ответы детей).
А сейчас прозвучит популярная детская песенка эстонского композитора
Густава Эрнесакса «Паровоз». Это история о веселом машинисте, который
везет зверушек в гости на своем паровозе. У песни очень простая мелодия и
слова в припеве повторяются два раза, для того, чтобы вы их лучше
запомнили.
Едет, едет паровоз -
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес,
Машинистом - рыжий пес.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас,
Мы приедем ровно в час.
Звучит музыка.
(Ответы детей)
­ Музыка веселая и ритмичная. В музыке слышен стук колес, мелодия
идет то вверх, то спускается вниз, прямо как наш паровоз – тяжело
поднимается в гору и на всех парах опускается с неё!
А мы продолжаем наше путешествие по музыкальным историям. И
следующая музыкальная история будет для вас рассказана на чудесном
инструменте ­ гитаре.
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем гитарой.
Музыку советского композитора Калинина «Резвый козлик» исполняет
ученик 2 класса Рузеев Даниэль.
Если ослик скажет ­ стоп,
Вы забудьте про галоп,
Потому что средь вреднюшек,

Ослик ­ главный из зверюшек!
Звучит музыка.
­Ребята, какое настроение у этой музыки? Правильно! Весёлое,
шутливое. Это песенка про упрямого ослика. Музыка ритмичная.(Применить
словарь).
Еще одно выступление послушаете в исполнение Ахмерова Алмаза, ученика 2
класса в обр. Александрова «Финская полька»
Полька! Спляшем поскорей!
Танца нету веселей.
Все пойдут бойко в пляс
И закружит полька нас!
­ Какое настроение здесь присутствовало? Какая история скрывается здесь?
(ответы ребят) . Молодцы, ребята!
Снова пришло время для новой музыкальной истории. Представляем
замечательный инструмент – баян
В исполнении Кафтаевой Айгуль, ученцы 5 класса, прозвучит пьеса ««Шутка»
Баянист развлечься хочет,
За бока баян берет
И щекочет их, щекочет –
Отдышаться не дает!
Кнопки пальцами считает
Раздвигает плавно мех,
И оттуда вылетает
Музыкальный, звучный смех.
Звучит музыка.
А какие удивительные звонкие звуки у этого инструмента ­баяна! А чтобы
сделать мелодию более яркой, баян сопровождали звуки фортепиано, на
котором играла преподаватель –Баишева Галия Равильевна.
Какую музыкальную историю вы услышали? (Ответ детей.)
Продолжаем слушать удивительный инструмент баян. Сейчас выступят два
ученика Магдеев Марат и Кафтаева Айгуль. Как будет называться
исполнение, если играют вдвоем? А втроем? вчетвером?
Ответ детей: Дуэт, трио,квартет.
Дуэт исполнит французскую народную песню «Танец утят»
А веселые утята,
Очень дружные ребята.

Утром все идут на пруд,
Приключенья их там ждут.
Звучит музыка.
­ Ну что, ребята, какую музыкальную историю вы услышали? (ответы детей)
(слова из словаря)
­ Интересную музыкальную историю мы Вам рассказали? (Да)
А давайте вспомним – кто же сочиняет такую красивую музыку?
(Ответы детей) Правильно! Композиторы. А какими специальными знаками
записывают композиторы музыку? (Ответы детей) Правильно! Нотами.
Мы друг друга узнаём по лицу, а как мы узнаём то или иное
музыкальное произведение? Правильно, ребята! По мелодии. Ведь мелодия –
это душа музыки.
Сегодня вместе с вами, дорогие наши слушатели, мы внимательно
слушали музыку, фантазировали и придумывали разные музыкальные
истории, с помощью словаря искали настроения и характеры героев
музыкальных картин.
Надеемся, что наши музыкальные истории вам понравились! (ДА!)
Если вам понравились выступления ваших друзей, одноклассников, как они
владеют разными инструментами, то приглашаем вас записаться в нашу школу
искусств. Также поблагодарить наших прекрасных преподавателей за
подготовку музыкальных номеров:
Шаипову Н.М. препод. фо­го отдела
Баишеву Г.Р. препод. фо­го отдела,
Ернееву Р.Д. препод. по классу гитара
Резакову Н.Д. препод. по классу гитара
И я, Ернеева Гульсюм Махмудовна, преподаватель по классу баян и
аккордеон.
На этом наш концерт окончен. Спасибо за внимание!
До свидания, ребята! До новых встреч!

Приложение.

СЛОВАРЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ
МУЗЫКИ
Взволнован
ная
Встревожен
ная
Стремитель
ная
Вьюжная
Ненастная
Тревожная
Беспокойна
я
Торопливая
Щемящая
Трепещуща
я
Отчаявшаяс
я
Раскаявшая
ся
Надломленн
ая
Торжественная
Праздничная
Бодрая
Важная
Маршевая
Четкая
Отчетливая
Гордая
Могучая
Победная
Величественная
Призывная
Ликующая
Восторженная
Пышная
Шумная
Жизнеутвержда
ющая
Оптимистичная
Грациозная
Эффектная
Таинственная
Сказочная
Волшебная
Колючая
Пугливая
Осторожная
Загадочная
Настороженна
я
Острая
Подкрадываю
щаяся
Поэтичная
Возвышенна
я
Мечтательн
ая
Одухотворе
нная
Сердечная
Задушевная
Трепетная
Душевная
Напевная
Проникнове
нная
Чуткая
Лиричная
Завороженн
ая
Веселая
Радостная
Игривая
Задорная
Звонкая
Озорная
Шутливая
Бойкая
Забавная
Резвая
Прыгучая
Скачущая
Солнечная
Сверкающа
я
Ослепител
ьная
Плясовая
Улыбающа
яся
Живая
Яркая
Лучезарна
я
Спокойная
Добрая
Нетороплив
ая
Убаюкиваю
щая
Колыбельн
ая
Мягкая
Плавная
Напевная
Протяжная
Хороводна
я
Мирная
Безмятежна
я
Добродушн
ая
Наивная
Светлая
Прозрачная
Беззаботна
я
Покорная
Невозмути
мая
Неприхотл
ивая

Серьезная
Сдержанна
я
Грустная
Печальная
Жалобная
Тоскливая
Скорбная
Хмурая
Плачущая
Просящая
Тяжелая
Грузная
Громоздкая
Мощная
Неуклюжая
Угловатая
Густая
Насыщенная
Нежная
Ласковая
Задумчивая
Мечтательная
Легкая
Светлая
Трогательная
Приветливая
Доверчивая
Беззлобная
Страшная
Зловещая
Грубая
Сердитая
Недовольна
я
Темная
Трагичная
Тягучая
Грозная
Злая
Мужествен
ная
Бесстрашна
я
Боевая
Смелая
Отважная
Решительна
я
Богатырска
я
Грозная
Суровая
Динамичная

Сценарий развлечения для детей 4-5 лет. Знакомство детей с детскими музыкальными инструментами.

(Презентация новых детских музыкальных инструментов)
Программное содержание
Цель: привлечь внимание детей к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых различными музыкальными инструментами.

Задачи.
Образовательные:
1. Формирование представлений о музыкальных и шумовых звуках.
2. Получение знаний о музыкальных шумовых инструментах, истории их создания и особенностях звучания.
3. Знакомство с приёмами игры на шумовых инструментах.
4. Разучивание и исполнение русских народных песенок и попевок.
5. Учить различать инструменты по звучанию.
6. Закреплять названия инструментов, навыки игры на них.

Развивающие:
1. Развитие вокально-хоровых и ритмических навыков.
2. Развитие музыкальной памяти, звуковысотного слуха, внимания.
3. Знакомство с первоначальными навыками игры в ансамбле, приобщение детей к формам совместного музицирования.
4. Развитие творческих навыков (импровизация).
5.Закрепление знаний детей о погремушке как музыкальном инструменте, учить играть ритмично, вовремя начинать и заканчивать.
6. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобразительность в звукотворчестве.

Воспитательные:
1. Воспитание интереса и любви к музыке, народной музыкальной культуре, миру прекрасного.
2. Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.
3. Воспитывать интерес к разнообразным звукам окружающего мира.

Атрибуты и оборудование:
Коллекция погремушек, бубны, тамбурины, ложки, колокольчики, металлофоны, бубенцы, треугольники, трещотки, ритмические палочки, маракасы, самодельные погремушки.
Оборудование для показа слайдов.

Предварительная работа
музыкального руководителя:

Подбор репертуара для детей и взрослых, подбор слайдов для презентации, выбор музыкальных инструментов для исполнения музыкальных пьес в оркестре, аранжировка для оркестра музыкальных произведений.

Работа с детьми:
Знакомство с шумовыми музыкальными инструментами и металлофоном;
Обучение приёмам игры на них;
Разучивание припева песни «Погремушка», танца с погремушками, игры «Кто скорее», музыкальных пьес для игры на детских музыкальных инструментах.

Работа с педагогами:
Разучивание польки «Летка-Енька», песни «Погремушка».
Работа с родителями:
Изготовление самодельных игрушек погремушек для выставки.
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.

Задачи интегрированных образовательных областей:
«Познание». Закреплять названия музыкальных инструментов: маракасы, бубенцы, трещотка, тамбурин, металлофон, ритмические палочки, треугольник.
«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми и взрослыми.
«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением, выразительно читать короткие стихотворения.

Ход развлечения.

Ведущий:
Всюду, где живут люди, дети играют… Наверно, самая любимая детьми игрушка – погремушка. Ни один малыш не вырастает без погремушки, которая служит ребенку на всем протяжении первого года жизни. Высушенные тыквы, глиняные шары с камешками внутри и раковины были первыми погремушками человечества. Само слово «погремушка» в русском языке происходит от «погреметь у ушка». Многие художники любили изображать младенцев с погремушками.

Показ слайдов «Погремушка в живописных полотнах»

Среди белых полотенец
На роскошном тюфяке
Дремлет дамочка-младенец
С погремушкою в руке.
Ровно месяц эта дама
Существует среди нас.
В ней четыре килограмма,
Это - девочка-алмаз.
(автор стихов Николай Олейников)

Веселее всех – игрушка,
Расписная погремушка.
Дайте плаксе погремушку –
Станет плакса хохотушкой.
Эта милая игрушка
Малышовая подружка.
Целый день она поёт,
Деткам плакать не даёт.

А чтобы погремушки так весело гремели и веселили малышей, какими сыпучими материалами их наполняют? (ответы детей)
Когда вы были маленькими, вы могли только греметь погремушками. А теперь вы стали старше, можете не просто греметь, а играть на них как на музыкальных инструментах. Покажите, как вы умеете играть на погремушках (дети берут погремушки и встают врассыпную) .

Песня «Погремушка» муз. В. Добрынина, сл. М. Пляцковского
(Запев поёт воспитатель, дети поют припев и играют на погремушках)

Ведущий:
Как хорошо вы пели и играли на погремушках! А хотите с ними поплясать?

Танец с погремушками

Ведущий:
Вот какой замечательный музыкальный инструмент – погремушка! (обращает внимание на выставку погремушек, которые сделали дети с родителями своими руками)
Посмотрите на нашу выставку погремушек. Это дети и их родители сделали вот такие погремушки сами, своими руками! Хотите послушать, как они звучат? Дети, поиграйте нам на своих погремушках!

Оркестр самодельных погремушек, муз. Kukaracha-Kukaracha

Ведущий:
Всем понравилось, как звучат эти погремушки? Давайте теперь с ними поиграем!

Игра «Кто скорее возьмёт погремушку»

Ведущий:
Кроме погремушек есть ещё много интересных шумовых и музыкальных
инструментов. Попробуйте отгадать, как они называются?..

(после правильного ответа детей на экране появляется
слайд с изображением этого инструмента)

1. Он играет от души,
Ритм очень труден.
Что звучит, скорей скажи?
Непоседа … бубен (показ слайда «бубен»)

2. Ещё играет рядом с ним
Тоже звонкий… тамбурин (показ слайда « тамбурин»)

3. Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон!» колокольчик (показ слайда «колокольчик»)

4. Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня - поварёшка... ложка (показ слайда «ложки»)

5. В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Тихо, нежно зазвенит,
Будто всё посеребрит.
Узнаёт любой дошкольник,
Когда играет… треугольник (показ слайда «треугольник»)

6. Вот пластинки из металла,
На дощечке их немало.
Из пластинок тех, что много,
Убегает вдаль дорога.
Слышится чудесный звон.
Так звучит … металлофон (показ слайда «металлофон»)

7. Здесь пластиночки другие,
Деревянные, большие.
Как начнут они трещать –
Надо уши закрывать… трещотка (показ слайда «трещотки»)

8. Это вам не погремушка
И не детская игрушка.
Очень радует всех нас
Деревянный … маракас (показ слайда « маракасы»)

9. Бьют друг друга – тук-тук-тук –
И слышат все красивый звук… палочки (показ слайда «ритмические палочки»)

10. Раззвонились молодцы,
Удалые … бубенцы (показ слайда «бубенцы»)

Ребята, вам нравятся все эти музыкальные инструменты? (дети отвечают)

Очень любят дети наши
Больше, чем любую кашу,
Ложки, румбы, треугольник,
Маракасы, колокольчик.
Любят и металлофон,
Потому что звонкий он.
А ещё на бубне утром
Любят дети постучать…
В это время папе с мамой
Очень хочется поспать.

А если эти инструменты собрать сразу все вместе?.. Хотите послушать, что получится? Берите инструменты, ребята!

(дети берут инструменты и встают перед зрителями)

Ведущий:
Полюбуйтесь на оркестр:
Инструменты хороши!
Виртуозы-музыканты –
Это наши малыши!

Дети: (поочерёдно рассказывают про свой инструмент)
1. Вот красивый, звонкий бубен!
Он в руках молчать не будет! (Ребёнок играет на бубне)

2. Словно дружные ладошки,
Застучали наши ложки! (Ребёнок играет на ложках)

3. А вот это – палочки,
Палочки-стукалочки! (Ребёнок стучит палочками)

4. Как трещотка затрещит –
Всех сегодня удивит! (Ребёнок играет на трещотке)

5. Издаёт прекрасный звон
Звонкий наш металлофон! (Ребёнок играет глиссандо на металлофоне)

6. Это – братья-сорванцы,
Колокольцы-бубенцы! (Ребёнок звенит бубенцами)

7. Будет здесь играть для вас
Деревянный маракас! (Ребёнок играет на маракасах)

8. В треугольники ударим –
Радость всем гостям подарим! (Ребёнок играет на треугольнике)

9. Дили-дон! Дили-дон!
Слышен звон со всех сторон!
Колокольчик так звенит,
Словно ручеёк журчит. (Ребёнок звенит колокольчиком)

Дети хором:
Мы для вас сыграем дружно,
Вам лишь только хлопать нужно!

Дети играют в оркестре. «Московская кадриль»

Ведущий:
Молодцы, ребятки! (обращается к гостям) А вам понравилось, как играют наши дети? В нашем детском саду не только дети, но и взрослые очень любят играть на музыкальных инструментах.
Послушайте в их исполнении финскую польку, которая называется «Летка-Енька».

Воспитатели исполняют польку «Летка-Енька».

Ведущий:
Вот как весело мы сегодня провели вечер! Вы хотите научиться делать какой-нибудь другой инструмент? Хорошо! В следующий раз мы будем с вами делать колокольчики. А теперь нам пришла пора прощаться. Скажем гостям: «До свидания, до новых встреч»!

(дети прощаются и уходят в группу)

«В мире музыкальных инструментов»

(Концерт для детского сада)

Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня вы в гостях в детской музыкальной школе. Мы очень рады нашей встрече! Сегодня вы не только услышите, как звучат музыкальные инструменты, но и совершите экскурсию по школе.

Мы с вами находимся в концертном зале, где проходят наши традиционные концерты ко Дню музыки, Дню знаний, Посвящение в первоклассники, к 8 Марта и многие другие. Прежде чем вы услышите рассказ о музыкальных инструментах, я хотела спросить, а есть у вас любимый инструмент? Ну а у кого его нет, я надеюсь, после нашей встречи вы выберите свой любимый музыкальный инструмент и придете к нам учиться в музыкальную школу 1 сентября!

Итак, начну я свой рассказ о королеве оркестра - Скрипке.

На сцене скрипка появилась в конце XV в., своим видом и, конечно, звучанием скрипка обязана итальянским мастерам Амати, Страдивари и Гварнери.

Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Основной выразительный прием – вибрато. Играют на скрипке с помощью смычка, который сделан из дерева и конского волоса.

Самый известный скрипач - итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини.

А сейчас вы услышите в исполнении Рямовой Софьи «Песенку» Е. Баклановой.

Фортепиано

В 1709 г. итальянский мастер Бартоломео Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента – фортепиано. Фортепиано имеет 88 клавиш, из них белых 52, черных 36.

Предшественниками фортепиано считаются клавесин и клавикорд. Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Сейчас распространены электронные пианино или клавинова.

Игру на фортепиано нам продемонстрирует Черемкина Серафима, она исполнит пьесу В. Селиванова «Шуточка».

Яркой представительницей русских народных инструментов является домра.

Этот инструмент был известен на Руси еще в 11 веке. Киевский монах Нестор, упоминает домру в связи с описанием народных гуляний, во время которых в центре всеобщего внимания оказывались бродячие музыканты - скоморохи.

Скоморохи играли на гуслях, гудках, сурнах, волынках, трубах, сопелях, бубнах. Особой любовью у скоморохов пользовались гусли и домры, которые были их постоянными спутниками. Лёгкость и небольшие размеры инструментов, простота изготовления и звонкий неповторимый тембр делали их незаменимыми участниками всех выступлений. Домры бывают трех и четырехструнные. Домра имеет корпус полусферической формы.

Звук на домре происходит от удара по струнам с помощью медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло .

В исполнении Ватолиной Натальи вы услышите «Венгерский танец» Ф.Дрдля.

Гитара

Один из самых популярных и распространенных музыкальных инструментов в мире – гитара. Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами, поэтому ее называют струнно-щипковым инструментом. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн. В 30-е годы XX в., появились электрогитары. Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Существует и гавайская гитара, или укулеле, она имеет небольшой размер, четыре струны и специфический звук.

В исполнении Кислухина Степана прозучит «Этюд» М. Каркасси

Требуховская Вика исполнит пьесу О. Копенкова «Я ее теряю».

Баян

Баян – музыкальный инструмент, родственный гармони. Сделал его в начале 20 века русский мастер Петр Стерлигов. Вес около 8–9 кг. Играть на таком инструменте непросто, требуются сила и выносливость. Чаще исполнитель играет сидя. Свое название инструмент получил в честь древнерусского певца-сказителя Бояна , упомянутого в поэме « Слово о полку Игореве».

У баяна есть две кнопочные клавиатуры и меха. Основным источником звука в баяне является язычок, или металлическая пластина, спрятанная под кнопку. При поступлении воздуха язычки начинают колебаться, и издают звук.

В исполнении дуэта Петрова Ивана и Чекавинского Ильи прозвучит пьеса «Добрый жук». А. Спадавеккиа

Дуэт гитаристов Маслова Юлия и Рямов Кирилл исполнят танец «Менуэт» И. С. Баха и «Милонгу» О. Копенкова.

Ребята, а вы хотите поиграть на шумовых инструментах? Я хочу пригласить мою помошницу Ватолину Наталью, на своем инструменте, домре, она сыграет известную русскую народную песню «Калинка», а вы ей поможете на шумовых инструментах.

Балалайка

Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.

Дорогие ребята, вот и закончилось наше путешествие в мир музыкальных инструментов. Я надеюсь, вы определись с выбором музыкального инструмента. Двери нашей музыкальной школы всегда открыты для юных музыкантов!

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Унечская детская школа искусств»

Сценарий концерта для детей дошкольного возраста

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ СУНДУЧОК».

Тема:

« ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНЫМИ
ИНСТРУМЕНТАМИ ».

Провела: преподаватель

фортепианного отдела

Щипко Е.В.

ЦЕЛЬ: познакомить детей младшего и старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами, театральным и хореографическим жанрами.

ЗАДАЧИ:
познакомить в игровой форме с музыкальными инструментами, их видом и звучанием, а также театральным и хореографическим творчеством на примере концертных номеров в исполнении учащихся ДШИ;

воспитывать интерес к музыкальному, хореографическому и театральному творчеству.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня в этот весёлый, солнечный майский день в гости к вам пришли учащиеся детской школы искусств. Очень тёплое, доброе имя у вашего детского садика! Кто мне скажет, как он называется? «Солнышко»! Правильно! Молодцы!

И нам хочется сделать для вас музыкальный подарок.

1.муз. Ю. Чичкова сл. К. Ибряева «Выглянуло солнышко»

исп. Лабудева Екатерина

Скажите ребята, как вы думаете, чему учатся дети в школе искусств? Правильно: игре на различных инструментах, танцам, театральному искусству. А вы любите петь, танцевать, читать стихи? А знаете ли вы какие-нибудь музыкальные инструменты? Сейчас проверим.

Ваши гости пришли не с пустыми руками. Они принесли с собой какой-то сундучок. Что же в нём хранится? Давайте посмотрим. Но сначала отгадайте загадку:

У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.

Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт.

Много пуговиц на нём с перламутровым огнём.

Правильно! Смотрите, что я достаю из сундучка? Верно! Это баян.

2. Укр.н.п. обр. Г. Тешкевича «Метелица»

исп. Шауро Илья

ведущий:

А теперь загадка посложнее:

Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка.

Это, ребята, домра! Смотрите, вот как она выглядит!

3. В. Шаинский «Песенка Крокодила Гены»

исп. Мяло Марина

ведущий:

Что же это теперь я такое достала? Маску! Когда-то очень давно в театре играли в масках, Теперь маска - символ театрального искусства. Посмотрим выступление учащихся театрального отделения.

4. Сценка «Непонятная болезнь»

исп. Уч-ся театрального отделения

Семенчонок Владислава

Тимошенко Виктория

Игнатьков Данила

ведущий:

Она у папы шестиструнная,

Её настройка – дело трудное.

И, чтобы папу не расстраивать,

Её нам лучше не настраивать. /гитара/

Хорошо, эту отгадали. Атакую попробуйте?

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем...

5. Р.н.п. обр. Л.Ивановой «Трава моя, трава»

исп. Карпекин Михаил

ведущий:

А сейчас для вас, дети, выступит Сафонов Сергей. Скажите мне, ребята, что за инструмент у него в руках? Правильно, баян!

Заболел наш петушок,

Он под дождиком промок.

И теперь не может нам

Кукарекать по утрам.

Надо Петю выручать,

Надо доктора позвать.
Будем рано мы вставать,

За него теперь кричать.

6. Т. Крылова «Заболел наш петушок»

Исп. Сафонов Сергей

ведущий:

Ну а это что за предмет был у нас в сундучке? (микрофон) Правильно, микрофон! А кому из артистов он нужнее всего? Эстрадным певцам!

7. Детская песенка «Мой папа»

Исп. Сивакова Татьяна

ведущий:

Он по виду брат баяна, где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану. Всем знаком…

(Аккордеон)

8. обр. В. Мотова «Тирольский вальс»

исп. Болотвина Анастасия

ведущий:

Для того, чтобы стать хорошим актёром, необходимо научиться хорошо и выразительно читать стихи, т.е. дикламировать. Послушайте, пожалуйста, как читает Молчанова Дарья.

9. З. Андреева «Мишка»

чит. Молчанова Дарья

ведущий:

Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое… (Пианино)

Пианино и впрямь большое и внаш сундучок никак не поместится! Но у вас есть своё пианино и сейчас мы послушаем, как на нём нам сыграет Протасова Владислава.

10. П. Чайковский «Старинная французская песенка»

исп. Протасова Владислава

ведущий:

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто - ... (песня)

11. муз. В.Шаинского сл. Ю.Энтина «Антошка»

исп. Крысь Евгения

ведущий:

Что-то ещё осталось в сундучке? Знаете, что это! Правильно, это балетки! В них танцуют дети на уроках хореографии. Сейчас перед вами выступят уч-ся хореографического класса.

12. «Детский бальный танец»

исп. Уч-ся хореографического отделения.

ведущий:

Наша встреча подошла к концу. Понравились вам выступления ребят? А музыкальные инструменты? Хотите так же научиться? Тогда приходите к нам в Детскую школу искусств! Мы будем вам очень рады! До свидания!

Концерт проведён в д/с «Солнышко». Унеча. 27.04 2016г

Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников.

Развивать музыкальные и творческие способности на основе

различных видов искусств.

Задачи: учить играть на различных инструментах индивидуально и в оркестре.

развитие познавательного интереса к музыкальным занятиям, творческой активности детей.развитие внимания, мышления, речи.

Воспитательные задачи:

воспитание интереса, любви к искусству;

Оборудование:

детские музыкальные инструменты: треугольник, металлофоны, ложки, дудочки, бубен, маракасы, колокольчик;карточки с изображением инструментов;

медали,музыкальный центр.фортепиано

фрагменты-примеры звучания инструментов

Ход занятия

(Дети входят в зал под музыку светит солнышко для всех.)

Муз. руководитель: Сегодня у нас ребята много гостей, давайте поприветсвуем наших гостей.

Дети:Селеметс і збе курметте конактар.

Муз.рук. Давайте поприветствуем друг друга: (2мин)
Здравствуй, небо голубое!(тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (описывают руками круг)
Здравствуйте, ручки (поглаживают их)
Здравствуйте, ушки (потирают мочки ушей)
Здравствуйте, птички с еловой макушки (тянутся на носках)
Здравствуйте все! (раскрывают руки в стороны)
И здравствую Я! (прикладывают руки к груди)
Мы одна большая семья! (берутся за руки)
Муз.рук: Мы с вами поприветствовали
друг друга и солнышко нам тоже шлет свои солнечные лучи.

Муз. рук. Но вначале нашего занятия мы с вами проведем разминку.

Муз. руководитель

Музыкальные сюпризы --подари для всех гостей

А сюрприз для нас такой-- полька- танец озорной.

Вы готовы начинать, песни петь и танцевать?Так начнем?

Дети: Да, начнем! И покружимся вдвоем(встают парами)

Танец.Полька. (садятся на свои места) ?(2мин)

Муз.рук. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенную страну- страну музыкальных инструментов..

Вы готовы к путешествию?

Ребята, я вижу к нам пришло письмо, интересно, от кого оно интересно

Давайте прочитаем его.(открывает)письмо.

«Дорогие дети, злой волшебник Бекар заколдовал все музыкальные инструменты, которые очень громко играли и не давали ему спать, очень хочу чтобы вы мне помогли расколдовать эти инструменты при помощи загадок»

Ваша волшебная Фея музыки.

(Муз.рук незаметно уходит и переодевается в волшебную фею музыки)

Воспитатель :Ребята, ну что ж поможем феи разгадать музыкальные загадки, и для наших гостей тоже есть загадки.(отдают загадки гостям)

Загадки.(3 мин)

1..«Заиграли 2 струны

на 4 стороны.»(домбра)

1.Три струны, играет звонко

Инструмент тот - «треуголка».

Поскорее узнавай-ка,
Что же это?------балалайка

2.Со мной в поход легко идти

Со мною весело в пути,

И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый...---барабан

4.В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?---гармонь

8..Знайте, они с барабаном соседи

Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают... (Тарелки)

9.Инструмент зовем роялем,

Я с трудом на нем играю.
Громче, тише, громче, тише -
Все игру мою услышат.
Бью по клавишам я рьяно,
Инструмент мой - ... Фортепиано

10.Стали клавиши в рядок,

Молоточек скок-поскок.

Раздаётся нежный звон.

Так поёт …(металлофон).

1

1.Очень весело поет,
Если дуете в нее.
Вы все на ней играете
И сразу отгадаете.
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это?..
(Дудочка)

Воспитатель: Давайте сейчас посидим в тишине,

так тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как звучит тишина,

Хоть кажется нам, что она не слышна.

Звучит сказочная музыка. Входит Фея музыки

Фея музыки:Я волшебная фея музыки, очень рада с вами встретиться, вы помогли мне расколдовать музыкальные инстсрументы.

Фея .Ветер чуть слышно поет, липа вздыхает у сада.

Музыка всюду живет - в шелесте трав, в шуме дубрав.

Только прислушаться надо.

Это мелодией вечной своей мир наполняет природа!

Птицы встречают восход, ласточка солнышку рада

Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие.

Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным?

Дети: (поочереди) : Жизнь была бы скучной и неинтересной.

Фея музыки: Да, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и неинтересный.

Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры злых

персонажей.(б.ягу, кощея бессмертного и злых колдунов)

Презентация.

Фея: Ребята, сегодня я приглашаю вас в мир музыкальных инструментов. Как вы думаете каким был первый инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Это случилось давным – давно, когда люди одевались в звериные шкуры и жили в каменных пещерах. Они всегда пытались подражать звукам природы, и впервые поняли, что можно заставить звучать давно знакомые предметы.Человек немного испугался-звук был ни похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. И человек ударил по нему то ускоряя, то замедляя темп бум, бум, бум и так появилось много инструментов. Раньше люди всегда подражали звукам природы, и использовали различные предметы для их изготовления..Человек обтянул глиняный горшок кожей или подул в отверстие тростинки, стукнул камень о камень, а может, тронул тетиву лука и заиграл. С той поры люди не расстаются с музыкой.

Одним их древних инструментов является дудочка, а сейчас мы ее называем флейтой Слушание флейты.Показ флейты.рассказ о дудочке

Слышали ребята, давайте послушаем как она звучит. Очень много сказок есть о волшебной дудочке,наверно вы видели сказку про птичку и дудочку, как птичке очень понравилась дудочка..

( Звенит колокольчик) - Слышите, волшебный колокольчик приглашает вас

послушать произведение Антонио Вивальди «Весна» в исполнении оркестра.

Вы послушайте и определите настроение, характер этого произведения, о чем рассказывает нам эта музыка, чьи голоса вы услышите в этой музыке.

(Слушание произведения, небольшая беседа)

Сегодня я хочу ребята рассказать вам про еще старинный русский инструмент –гусли. Первыми исполнителями на гуслях были скоморохи- это так называли веселых музыкантов..

Фото гусли.

Давайте посмотрим как играют на гуслях.

Видео игры на гуслях.

Есть очень интересная сказка про этот инструмент., Понравилось вам ребята?

Фея . Еще одним из красивых инструментом была шарманка-.это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. . Все вы знаете сказку А. Толстого «Золотой ключик...» Папа Карло, который сделал из полена Буратино, тоже играл на шарманке.Д авайте посмотрим как на ней играют.

Видео шарманка

Фея: В моей волшебной стране- есть и барабаны, бубны,колокольчик, погремушки, маракасы,ложки и баян, аккордеон. На них играют в разных уголках нашей планеты.

Скажите а какие вы знаете казахские муз инструменты

Дети: домбра, сыбызгы, сазсырнай.

Видео. Давайте посмотрим как звучат эти инструменты Наш колокольчик предлагает нам поиграть в музыкальную угадайку.

Музыкальные карточки Видео. Знакомство и музыкальными инструментами.

Отгадайка. Узнай инструмент.

- Вам понравилось звучание этих инструментов? (Ответ детей)

Мы же с вами пока можем исполнять музыку только на детских музыкальных инструментах.

Шумовой оркестр. Калинка

Хочу рассказать вам о барабане, но вначале расскажу вам небольшую сказку.

Жила-была Сова, и был у неё маленький совёнок. Спросил как-то сын у матери - "Откуда берутся песни?" Мудрая Сова рассказала сыну, что давным давно у старого дуба стоял старый, старый барабан. А на том дубе жила белочка по имени Малинка. Она прыгала по веткам и нечаянно задела ветку дуба со спелыми желудями. Эти желуди упали на барабан и он издал чудесные звуки, которые сложились в веселый ритм. Услышав этот ритм ветерок закружил листья, а птичий хор подхватил это ритм и добавил свою мелодию. Прекрасная музыка заполнила весь лес.
Маленький совёнок, послушав мамин рассказ, полетел к старому дубу. Уж очень захотелось и ему поиграть на барабане.

Ребята вам нравится как звучит барабан, у нас сегодня много барабанов на занятии, давайте пригласим дружно музыканта и послушаем, как надо играть на барабанах.

Игра на барабанах.

Фея .Чтобы так играть на этих музыкальных инструментах, надо много лет учиться.

А сейчас я для вас загадаю загадку.

Загадка про балалайку.

Три струны, играет звонко
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?------балалайка.

Балалайка-русский народный инструмент. На нем играли раньше веселые музыканты- скоморохи, которые веселили своей игрой весь народ. Давайте послушаем и посмотрим .

Фея музыки

Всем известна на Руси, хоть кого о ней спроси!

У неё лишь три струны,но она любовь страны.-

Выйдет Ваня за плетень и сыграет: "трень" да "брень".

Три струны, а звук какой!С переливами, живой.
Узнаю его в момент--самый русский инструмент

С балалайками можно и танцевать.Танец с балалайками.

Помните, в начале занятия я вам говорила, что может звучать все, что нас окружает. Есть немало предметов, которые издают интересные звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты.

Видео. Игра хрустальных бокалах.

М.Р. Ребята, вы теперь знаете немало о музыке и музыкальных инструментах.

Скаж ите понравилось вам занятие, а что особенно понравилось какой инструмент?

Я хочу сегодня прямо сейчас принять вас в сообщество музыкантов и подарить вам вот такие (показывает) медали на память о сегодняшнем путешествии инструмент.И я верю - вы будете любить музыку, и дружить с музыкальными инструментами.

Песня. Разноцветная планета.