Тамара Ильинична Синявская (род. 6 июля 1943, Москва, СССР) - советская и российская оперная певица (драматическое меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1982). Лауреат премии Ленинского комсомола (1980). Вдова народного артиста СССР Муслима Магомаева.

Биография

Заниматься пением начала в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров под руководством В. Локтева.

В 1964 году окончила Музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, в 1970 году - ГИТИС по классу пения у Д. Б. Белявской.

С 1964 по 2003 год - солистка Большого театра. Впервые на сцену вышла в роли Пажа в опере «Риголетто» Д.Верди.

В 1973-1974 гг. стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан).

С 2005 года - заведующая вокальной кафедры в ГИТИСе, профессор.

Депутат ВС СССР 11 созыва с 1984 года.

Личная жизнь

Вдова народного артиста СССР Муслима Магомаева, с которым познакомилась 2 октября 1972 года в Баку, поженились 23 ноября 1974 года в Москве.

Творчество

В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского «Не только любовь» Р. К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Много выступает за рубежом. Участница музыкального фестиваля «Варненское лето» (Болгария).

Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Ведет обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Консертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступала в жанре вокального дуэта (с мужем Муслимом Магомаевым). Плодотворно сотрудничала с Е. Ф. Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижёрами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

Признание

  • Именем Синявской - 4981 Sinyavskaya - названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.

Репертуар

В её репертуар в Большом театре вошли следующие партии:

  • Паж («Риголетто» Дж. Верди)
  • Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
  • Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского)
  • Флора («Травиата» Дж. Верди)
  • Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели)
  • Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева)
  • Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки)
  • Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена)
  • Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина)
  • Полина («Пиковая дама» П. Чайковского)
  • Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова)
  • Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)
  • Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки)
  • Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова)
  • Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова)
  • Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева)
  • Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова)
  • Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева) - первая исполнительница в России
  • Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова)
  • Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского)
  • Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского)
  • Кармен («Кармен» Ж. Бизе)
  • Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди)
  • Марфа («Хованщина» М. Мусоргского)
  • Азучена («Трубадур» Дж. Верди)
  • Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева)
  • Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова)

Со знаменитой певицей Большого театра, вдовой Муслима Магомаева Тамарой Синявской мы встретились в ГИТИСе, где Тамара Ильинична заведует кафедрой вокала...

«Отдай мою куклу»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Тамара Ильинична, вы ведь в своё время гастролировали по всему миру и Союзу. Если бы сейчас вас с учениками-певцами позвали выступить в Киев, поехали бы?

Думаю, навряд ли. Чтобы услышать какое-то слово вслед?.. Кто меня там ждёт? Вы знаете, это приблизительно то же самое, что взаимоотношения мужчины и женщины. Если ты желанная - иди. А если нежеланна, зачем идёшь-то к нему? (Пауза.) Наверное, если бы я там выступила, меня бы с моими взглядами либо осудили в прессе, либо сказали: «Давайте жить дружно»... Всё, что происходит сейчас, похоже на скандал на общей кухне, где делят кастрюли и конфорки... Зачем вообще ругаться на весь мир? Для меня лично это о-о-очень низкий уровень... Люди думают, две жизни будут жить? Друзья мои, вспомните, есть Любовь, Искусство, есть Чувства... Родные же мы народы! Первое время из-за известий об Украине я не спала - так сердце колотилось... Я свою сознательную жизнь прожила в Советском Союзе, мне и в голову не приходило, что Украина - это «соседнее государство»...

Певица Тамара Ильинична Синявская получает первую премию на IV Международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. 2-25 июня 1970 года. Фото: РИА Новости / Олег Макаров

- А некоторые украинские политики считают - Америка им ближе, чем Россия...

Каждый человек имеет право на своё мнение. А также право иметь мозги. Ну ты сам-то с собой поговори, что тебе лучше - дружить с вечным ближайшим соседом или с далёкой Америкой? Ради бога, если тебе так нравится уклад американской жизни - бери визу, билет и поезжай, будет твоя родина там. Я не очень понимаю, о каком духовном родст-ве с Америкой они говорят?!

Но, глядя на сегодняшнее противостояние между бывшими советскими республиками, невольно возникает сомнение в былой дружбе народов... Была она?

- (С нажимом.) Была! Я вспоминаю правительственные концерты во Дворце съездов. Это был настоящий парад искусств всех 15 республик. Молдавия - Мария Биешу . Эстония - Георг Отс . Украина - Дмитро Гнатюк , Юрий Гуляев , Анатолий Соловьяненко , Евгения Мирошниченко . Азербайд-жан - догадываетесь, кто был? (Муслим Магомаев. - Ред. ) Литва - Виргилиус Норейка . И, конечно же, Большой театр выставлял всю свою мощнейшую обойму: Тамара Милашкина , Евгений Нестеренко , Владимир Атлантов , Елена Образцова , Юрий Мазурок , ну и ваша покорная слуга. Мы, артисты, дружили между собой, мы друг другом восхищались. К примеру, приезжал Виргилиус из Литвы - и чтобы он не позвонил? (Говорит с литовским акцентом.) «Муслимчик, я здесь, в Москве, может быть, встретимся?» А как же иначе? У дружбы на уровне искусства предела нет. Или, допустим, приезжаю я в Киев и знаю, что у меня там очень много друзей и многие из них придут на моё выступление. Как правило, в конце сольного концерта я пою песню на языке той страны, в которой гастролирую. Естественно, спела и на украинском. На следующий день газеты написали: «Она - украинка, просто скрывает». Должна сказать, что я очень любила Украину, да и сейчас её люблю… Кстати, вся Украина Муслима обожала!

Участники благотворительного вечера «Премьера премьер» народная артистка СССР Екатерина Максимова, народная артистка РСФСР Тамара Синявская, народный артист РСФСР Владимир Спиваков на сцене Государственного киноконцертного зала «Россия». 1987 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Мы и не думали тогда о национальностях! Честно говоря, я и сейчас о них не думаю... Я вышла замуж за Муслима Магомаева по огромной любви и с бесконечным восхищением человеком, которого так щедро одарил Господь Бог. Чем больше проходит времени, тем больше я это чувствую. Действительно, если тебе человек приятен, если ты его в буквальном смысле «пьёшь», ты что, будешь думать, сколько в нём течёт кровей? Да никогда в жизни! Видимо, мы так были воспитаны. (Поёт.) Ещё в далёком 1957 г. я услышала замечательную песню - это был гимн демократической молодёжи, который звучал на всех улицах Москвы во время Первого фестиваля молодёжи и студентов Москве. «Дети разных народов, мы мечтою о мире живём, в эти грозные годы мы за счастье бороться идём...» Конечно, это песня из детства...

«Мы гордились СССР»

Елена Образцова с большой болью говорила: сегодняшние певцы, отучившись в России, разъезжаются по всему миру...

Полностью согласна с Еленой Васильевной, царствие ей небесное. В своё время нас воспитывали в любви к своему дому, к Ро-ди-не, не стесняясь этого слова! Да, мы ездили на гастроли. Да, у тебя есть дом родной, и ты можешь ездить «по гостям» сколько угодно. А если у тебя нет дома, ты кто? Вечный кочевник! Вечный пилигрим. Выезжая за рубеж на гастроли, я всегда знала, кто я. И кого я представляю. (Повышает голос.) И попробуй кто-нибудь при мне сказать что-то плохое о моей стране! Каким-то необъяснимым образом я сразу становилась человеком-трибуном! И доказывала я свою правоту, будучи на сцене. И те люди, которые 15 минут тому назад скептически кривились: «А, Советский Союз», мне хлопали! Заметьте - не я им! Вот в чём была задача. Гордились мы своей Родиной! И не просто так пели на конкурсах международных, а отвоёвывали честь своей страны!

Cолистка ГАБТ России, народная артистка СССР Тамара Синявская и её супруг, народный артист СССР Муслим Магомаев во время выступления на концерте. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

К сожалению, сейчас я мысленно не могу ухватиться ни за одного певца или певицу, для которых Россия, что называется, была бы «основным местом работы», базой. Получается, что ты и за границей, и на родине - «гость дорогой». И как это понимать?.. Я крайне болезненно отношусь к тому, что сейчас многие себе позволяют говорить что угодно о России. (Вздыхает.) Не означает ли это, что, глядя на себя в зеркало, ты плюёшь в лицо сам себе?! А я как любила свою Родину, так и буду любить до конца. И знаете, когда я чисто физически это ощутила? По телевизору показали первую встречу Путина с нынешним крымским руководством... Это событие всколыхнуло всю мою детскую память, когда от пионерского ансамбля имени Локтева меня отправили в качестве поощрения в «Артек» в зимний период, я там училась в школе... Тогда Крым был ещё в составе Российской Федерации... У меня мурашки побежали от мысли, что Крым возвращается! Мура-а-ашки! Объяснение здесь одно: я исконно коренной русский человек. И нутро в этом смысле у меня ого-го какое. (Смеётся.)

Тамара Синявская и Муслим Магомаев Фото: www.russianlook.com

«Всё бежим, бежим»

Тамара Ильинична, глядя на сегодняшних исполнителей, возникает вопрос: а где глыбы-то? Почему не рождаются личности уровня Муслима Магомаева?

Дело не только в голосе. Конечно же, есть молодые голосистые ребята. Но! Мы же всё время бежим, бежим куда-то… Мы даже не успеваем оглянуться. К примеру, появился какой-то замечательный голос - вы что, думаете, его второй раз покажут по телевизору? Нет! Бежим дальше! Ищем новых, делаем из них звёзд в кавычках. Эти «звёзды» мелькнут два раза на экране и либо угасают, либо с турами по стране... А с Муслимом, я думаю, даже и сравнивать не надо... Он был отмечен Господом Богом. И это моё твёрдое убеждение. До самого последнего дня пребывания на этой земле он вызывал к себе интерес. Не делая для этого ни-че-го. Просто раз и навсегда захватив в плен своим талантом.

Вконтакте

Одноклассники

Имя : Тамара Синявская (Tamara Sinyavskaya)

Знак зодиака : Рак

Возраст : 75 лет

Место рождения : Москва, Россия

Деятельность : оперная певица, педагог, народной артистки СССР

Семейное положение: вдова

Именем певицы была названа малая планета Солнечной системы. Драматическим меццо-сопрано Тамары Синявской восхищалась оперная звезда Мария Каллас, а Сергей Лемешев отметил, что за 70 лет первый раз встретил на подмостках «настоящую пушкинскую Ольгу». Звезда Тамары Синявской взошла очень быстро. Не прошло и 20 лет после дебюта на сцене Большого театра, как вокалистке присвоили звание Народной артистки Советского Союза.

Тамара Синявская является коренной москвичкой, по национальности русская. Она появилась на свет за 1 год до завершения войны. Информации об отце певицы нет. Ее кумиром и семьей являлась мама – женщина талантливая, от природы наделенная красивым голосом, однако в силу жизненных обстоятельств не ставшая артисткой. Начала петь дочь следом за мамой, повторяя услышанные песни.

Тамара Синявская ощутила себя певицей в 3 года: любимым детским развлечением девочки было пение в парадных подъездах старых столичных домов с хорошей акустикой. Выводя превосходно звучавшие рулады, девочка чувствовала душевный трепет, словно в храме.

В течении дня начинающая вокалистка успевала обойти все подъезды домов по родной улице Мархлевского (сегодня Милютинский переулок). «Ария» в исполнении Синявской продолжалась, пока ее не прерывали восхищенные или возмущенные жильцы. Как-то раз они порекомендовали маме отвести дочь в Дом пионеров, где бы с ней поработали профессиональные учителя.

С тех пор Тамара Синявская пела в 2 раза больше – в Доме пионеров и во дворе, где собирала «зал» из соседских ребят. В скором времени начинающая артистка записалась в детский коллектив Владимира Сергеевича Локтева, где и пела, и танцевала.

В десятилетнем возрасте юную артистку ансамбля Локтева перевели в хор, где она за восемь лет получила музыкально-сценический опыт. Известный детский коллектив принимал участие в правительственных концертах, и Тамара Синявская чувствовала себя на сцене, как дома. Первый раз в биографии она побывала за рубежом – ансамбль Владимира Локтева гастролировал в Чехословакии.

Невероятно, но в детстве Синявская мечтала быть медиком. В доме, где проживала семья, работала поликлиника. Девочка с восхищением смотрела за работой персонала в белых халатах и вдыхала запах эфира, казавшийся ей божественным. Будущая артистка играла «в больницу», у неё была картотека с историями болезней родственников и друзей, она выписывала «рецепты», под которыми подписывалась «врач Синявская».

С детства Тамара Синявская очень любила коньки и лыжи. Зимой, когда в столице начинали работать катки, девочка была среди первых посетителей. Желание оказаться на сцене появилось в подростковом возрасте, когда Тамара Синявская с подружками ходила в кинотеатр посмотреть «Кубанских казаков» и «Дом, в котором я живу». Она выучила песни из фильмов и напевала их все время. А увидев на экране известную аргентинскую певицу и актрису Лолиту Торрес, Синявская мечтала только о карьере артистки.

В выпускном классе Синявская определилась с выбором: Тамара держала путь на театральный вуз. Однако Владимир Сергеевич Локтев, внимательно наблюдавший за артисткой ансамбля, порекомендовал идти в музыкальное училище при консерватории имени П. И. Чайковского. Синявская так и поступила и ни разу не пожалела. В училище она познакомилась с талантливыми преподавателями, которые довели вокальные способности певицы до совершенства.

В училище актриса подрабатывала, выступая в хоре академического Малого театра. За выступление хористам платили 5 рублей – деньги, которых было достаточно, чтобы купить килограмм севрюги в образцово-показательном «Елисеевском» гастрономе. В Малом театре москвичка выходила на подмостки с корифеями сцены, чьи имена в СССР были известны всем.

В дневное время Тамара Синявская училась, а вечерами выступала. Дебютировала с хором цыган в постановке «Живой труп», где вокальные данные певицы отметили и дали сольные партии в фильмах «Александр Невский» и «Москва». В 1964-м Синявской дали диплом музыкального училища. Она сдала выпускной на «5+», что в учебном заведении было редкостью. Преподаватели советовали выпускнице стать стажеркой в Большом театре, где в то время набирали группу практикантов.

Приемная комиссия Большого, куда прибыла Тамара Синявская, единогласно приняла двадцатилетнюю артистку, хотя у неё не было консерваторского образования. Но члены приемной комиссии – светила в мире музыкального искусства – Борис Покровский, Галина Вишневская и Евгений Светланов поняли, что перед ними стоит исключительный талант.

Мэтры Большого театра не считали молоденькую доброжелательную девушку соперницей, да и она о конкуренции не думала: у Тамары Синявской дух перехватывало, когда она появлялась на сцене с Ириной Архиповой, Александром Огнивцевым и Зурабом Анджапаридзе.

Спустя год Тамару Синявскую взяли в основной состав труппы, но вокалистка понимала, что останавливаться нельзя: москвичка поступила в ГИТИС, где встретила известного педагога по вокалу Дору Белявскую. Первый раз Синявская услышала, что ей есть над чем работать, Дора Борисовна превратила алмаз в бриллиант.

В театре Тамара Синявская внимательно смотрела за работой корифеев и робела. Справится с неуверенностью помог режиссер Борис Покровский, доверив молодой певице роль Пажа в опере Джузеппе Верди «Риголетто». Мужская партия Пажа у девушки получилась, в театре убедились, что певица справляется и с женскими ролями, и с травести.

Хозяйкой сцены Тамара Синявская почувствовала себя, когда основной состав труппы поехал на гастроли в Милан. В Италию отправилась единственная исполнительница партии Ольги в постановке «Евгений Онегин». Роль дали Синявской, и она с блеском справилась, услышав лестный отзыв семидесятилетнего мэтра Сергея Лемешева.

За сорок лет на сцене Большого театра певица стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии. За голосовой диапазон и мастерство Синявскую назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы. Армию почитателей таланта Тамары Ильиничны пополнили и российские, и иностранные ценители оперного искусства.

В репертуаре Тамары Синявской была французская и итальянская оперная музыка, однако исполняя партии русской оперы, певица чувствовала себя в своей тарелке. Русскую душу оперной дивы отметили почитатели, услышавшие партию Любаши в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». Данную партию ценители и музыкальные критики называют лучшей среди работ Синявской.

В 1970 году в России состоялся конкурсный фестиваль имени П. И. Чайковского, где членами жюри были Мария Максакова, Ирина Архипова, Мария Каллас и Тито Гобби. Тамара Синявская и Елена Образцова разделили главную награду – золотую медаль. Иностранные члены жюри отдали предпочтение Синявской. Фестиваль принес оперной диве всесоюзную славу и предложения выступать на мировых сценах, однако Тамара Ильинична не гналась за сценой и не могла себе представить, что покинет Большой театр.

В 2003 году артистка ушла со сцены на карьерном взлете. Позже она рассказывала, что предпочла уйти раньше, чем услышит слова удивления по поводу карьерного «долгожительства».

У Тамары Синявской было два брака. В первом союзе ее мужем был артист балета, которому певица благодарна за то, что помог пережить уход мамы. И все бы хорошо, если бы на гастролях в Баку в 1972 году красавицу-певицу не увидел Муслим Магомаев, всесоюзный «Орфей», которого боготворили миллионы женщин. Оба состояли в браке, но они не выдержали восточной страсти Магомаева.

Артисты узаконили свои отношения в ноябре 1974 года и прожили вместе 34 года. 2 звезды ссорились и расходились, но их магнитом тянуло друг к другу, поэтому за расставаниями следовали примирения. Детей в браке не было, Тамара Ильинична всю любовь и тепло дарила супругу. Когда он ушел из жизни, Синявская на 3 года закрылась и не выходила на публику.

Тамара Синявская, покинув сцену, не отказалась от искусства. В настоящее время профессор Тамара Ильинична Синявская преподает в ГИТИСе, где заведует вокальной кафедрой. Ранее будни артистки заполняла работа, а выходные женщина проводила с любимым супругом. На сегодняшний день у Тамары Синявской есть лишь работа, а рана от утраты родного человека не зажила. Чтобы избавится от тоски она проводит занятия со студентами, которых Тамара Ильинична называет детьми.

Синявскую приглашают на сцену, предлагая оперные партии в спектаклях, но она отвечает неизменным отказом, потому что не хочет опускаться хотя бы на ступеньку вниз, а сил на прежнюю высоту не чувствует. Тамара Синявская основала и возглавила Фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.

Дискография

  • 1973 – «Царская невеста»
  • 1970 – «Евгений Онегин»
  • 1979 – «Иван Сусанин»
  • 1986 – «Князь Игорь»
  • 1987 – «Борис Годунов»
  • 1989 – Цикл песен на стихи Марины Цветаевой
  • 1993 – «Иван Грозный»
  • 1999 – «Еврейский цикл»

Первая гражданская жена прославленного певца выступила в печати с претенциозными откровениями, нарушившими покой этой пары.

Они очень друг друга любят. Сегодня – как и тогда, когда он был вожделенной всеми женщинами Союза эстрадной звездой, а она – начинающей солисткой Большого театра. Им завидовали, о них рассказывали легенды. Но как друзья, так и недоброжелатели одинаково заслушивались их туго сплетёнными в канат прекрасными голосами. Помните это – про черноглазую казачку, что «подковала мне коня».

Есть артистические пары, которые только и делают, что сходятся-разводятся. Хороший способ напомнить о себе, забытом. Синявская с Магомаевым вместе с 1974 года. Говорить о семейной жизни не любят. Не то, чтобы это было тайной, а просто из суеверных соображений.
Но недавно их тихое счастье было потревожено. Спокойствие семьи нарушила бывшая гражданская жена Магомаева Людмила Карева, живущая ныне в США. В своём скандальном интервью одному толстому журналу экс-жена, что когда-то поспорила на Магомаева с подругой на бутылку коньяка и комплексный обед. И выиграла. Через четыре дня после знакомства Магомаев был её рабом. А потом ещё 15 лет был так безумно в неё влюблён, что не смог простить маленьких измен. Но и полюбить другую всей душой ему не удалось…

Публикацию громко обсуждали по радио, в театре и даже в поликлинике Большого. Кто-то сочувствовал, кто-то злорадствовал, кто-то требовал продолжения «банкета». Тамара Ильинична комментировать эту ситуацию не хотела – она выше досужих разговоров и сплетен. Если и ответила на какие-то мои вопросы, то тут же пожалела об этом: такая тема не стоит обсуждения!

И когда я спросила: но неужели вас не задело даже то, что, по утверждению Людмилы, ей достался самый прекрасный Муслим, а другие, мол, пусть пользуются тем, что осталось, Синявская просто сказала, что Муслим всегда и во всём был прекрасным мужчиной. И с ним она в любых ситуациях чувствовала себя спокойно.

Так случилось, что с «американской женой» семья Магомаева до недавнего времени даже дружила. Приезжая из-за рубежа, Людмила останавливалась у них в доме. И, по словам Синявской, такого ножа в спину они просто не ожидали.

Магомаев в порыве ярости позвонил в Штаты, попытался разобраться. А потом понял: в такой ситуации лучше сохранить хладнокровие и сделать вид, что ничего не произошло.

Хотя какие-то претензии Людмилы явно задели его чувства. Например, в заметке рассказывалось, что в Америке у него уже достаточно взрослый сын… Когда мальчик родился, знакомые приходили к Людмиле, как на аттракцион, — посмотреть, похож ли он на Магомаева…

Между тем мальчик появился на много позже того, как Муслим и Людмила перестали общаться. Просто Магомаев, приехав как-то на гастроли в Америку, встретился с «сыном» и по доброте душевной разрешил ему называть себя папой. По мнению Синявской, от своего ребенка Муслим Магометович никогда бы не отказался, но здесь не тот случай…
Словом, откровенный рассказ Людмилы, явно рассчитанный на привлечение внимания к своей персоне, потрепал Магомаеву и Синявской нервы. Впрочем, Тамаре Ильиничне к этому не привыкать: она пережила немало «революций» в Большом театре. В те времена она пыталась соблюсти нейтралитет и поплатилась за это… Синявскую просто выжили из театра. Тихо и интеллигентно. С соблюдением приличий и реверансами.

У меня с Большим был роман. Какие бывают с молодыми людьми. Любовь прошла, связь порвалась. Театр меня разлюбил, я его – нет. У Цветаевой я встретила замечательное слово «надоба». Так вот Большому во мне этой надобы нет…

Тамара Ильинична, в Большом принято судачить о примах. В основном – нелестно. Образцова, Синявская, Вишневская. Все знают, что отношения между вами не самые лучшие. С Образцовой вы не нашли общего языка из-за результатов какого-то конкурса. Был случай – ваш коллега оскорбил вас прямо на сцене, при зрителях…

Приме явно не хочется говорить на столь щекотливые темы. Она пытается дипломатично уйти от ответа, не расшифровывая отголосков давних обид и скандалов.

Всё, что случается с нами в жизни, мы, певцы, несём на сцену. А зачем брать с собой отрицательную энергетику? Это всё на голосе отражается, в нём появляются стекло и металл. Поэтому мне даже отрицательные персонажи не очень давались. Марина Мнишек, например. Я люблю петь русских женщин – они всегда в любви честны. А что касается обид – было дело, один известнейший певец до закрытия занавеса умышленно меня обидел. Мне пришлось ответить – достойно, не оскорбляя его. Со сцены он ушёл раньше всех на ватных ногах.

Известные люди любят рассуждать о религии. Я знаю, что вы, даже будучи депутатом в советские времена, постоянно бывали в церкви. Есть ли у вас с мужем разногласия на религиозной почве? Вы – православная, он – мусульманин…

Думаю, лет десять назад вам и в голову не пришло бы задать такой вопрос! Мне лично совершенно всё равно, какой веры мой любимый человек. Главное, чтобы не был ортодоксом и не заставлял носить паранжу. Хотя… если любишь, можно пойти и на это.

Когда они познакомились, Магомаев был популярнее. От него сходили с ума женщины всех возрастов. И трудно назвать имя артиста, кто был бы так популярен сегодня, как Магомаев в семидесятые. У обоих были семьи. У Синявской – особенно хорошая. Говорили, что от таких мужей, как у неё, не уходят. Она рискнула. Всем. Рискнула уйти к мужчине, у гримёрной которого толпились самые красивые женщины страны. И не проиграла. Когда их отношения только начинались, Синявскую отправили учиться в Италию. Магомаев через брата, жившего в Швейцарии, посылал ей цветы.

Как-то вы сказали, что у Магомаева есть мужской стиль. А что это такое?

Очень просто: это когда женщина остаётся спокойной за свою репутацию, будучи рядом с самым красивым, самым популярным и заметным мужчиной. Когда она знает: он — не предаст, не унизит и позорно не сбежит. Сейчас таких мало. Их практически нет. Главное для Мужчины – не мельтешить…

Многие думают, что с популярным мужчиной жить трудно: поклонницы, романы, измены.

Это не про моего мужа! За всё время нашей с ним жизни он ни разу не дал мне повода для ревности. А любовь поклонниц воспринимается мною как необходимый атрибут в жизни кумира. Его любят до сих пор. Приносят к дверям цветы. Это нормально. Странно, если бы этой любви и этих цветов не было…

Не секрет, что партийные бонзы красивых актрис легко превращали в своих любовниц. Не верится, что вам таких предложений не поступало.

Меня, слава Богу, миновала чаша сия. Конечно, каждая женщина по натуре провокатор. Но… я провоцирую только со сцены. А в жизни – нет. В жизни не каждый бы осмелился ко мне подступиться. Вы же видите, что во мне есть нечто, не совсем доступное. Когда я не певица, а просто Тамара, мне достаточно одного Магомаева.

Часто ходили слухи, что Магомаев ревнует Синявскую, петь не даёт, комплексует от её успехов. Иногда даже побивает из зависти к её славе…

У Муслима всегда был свой пьедестал, на который никто не посягал. Мой же пьедестал меня мало беспокоил. О нас сочиняли самые разные байки. Больше всего меня потрясла эта… что мы с Муслимом разбились в автокатастрофе. Слух разрастался с такой быстротой, что дошёл до самых верхов. В театр позвонили из приёмной Косыгина – узнать, когда похороны. Ну а разводили нас в течение всей нашей совместной жизни. Мы к этому давно привыкли и даже не удивлялись.

Напоследок я всё же хотела бы разобраться, кто в семье Синявская-Магомаев главнее. Это во-первых. А во вторых, получается, что у вас, Тамара Ильинична, идеальный муж. Такого не бывает.

Начну с последнего. Если уж мы действительно так долго прожили вместе, то в этом что-то есть. Муслим не только красавец-мужчина, но и отличный хозяин. Любую работу в доме может сделать сам. А что касается главенства, то он, конечно, голова, но у головы всегда есть шея…

Анны Амелькиной


Известная советская и российская певица Тамара Синявская является уроженкой Москвы. Она родилась 6 июля 1943 года. Когда будущая певица была маленькой, она хотела стать доктором. В доме, где она жила вместе с мамой, находилась поликлиника. Тамара любила смотрела за тем, как работают люди в белых халатах.

Мать Тамары была очень талантливой женщиной. У нее был красивый голос, однако по некоторым обстоятельствам она не смогла стать певицей. Дочка начала петь следом за мамой, она повторяла услышанные композиции.

В три года Тамара начала чувствовать себя настоящей исполнительницей. Девочка любила петь в подъездах, где была отличная акустика. Впоследствии Тамару отдали в Дом пионеров, где с ней работали хорошие преподаватели.

После этого юная певца стала исполнять песни вместе с преподавателями во дворе, где собирала всех соседей. В скором времени девочка записалась в детский коллектив Владимира Локтева.

Когда девочке исполнилось десять лет, ее перевели в хор. Там она получила сценический опыт.

В последний год школы Тамара по совету наставника, Владимира Локтева, решила поступать в консерваторию имени Чайковского.

В этом учебном учреждении она познакомилась с лучшими учителями, которые смогли довести ее талант до совершенства. Во время учебы девушка подрабатывала на сцене Малого театра. Тогда за выступление солистам хора платили по пять рублей.

Спустя некоторое время Тамаре посоветовал стать стажеркой Большого театра.

Спустя год девушку взяли в основную труппу, однако она знала, что нельзя на этом останавливаться. Вскоре Тамара поступила в ГИТИС, где познакомилась с педагогом Дорой Белявской. Именно она сделала из алмаза настоящий бриллиант.

Однажды основной состав труппы отправился выступать в Милан. Тамара отлично справилась со своей ролью и с того момента начала чувствовать себя настоящей хозяйкой сцены. После этого услышала хороший отзыв от Сергея Лемешева.

Известно, что Тамара Синявская была замужем два раза. Первым ее мужем был артист балета, который помог пережить ей смерть матери. Все было бы хорошо, если бы не гастроли в Баку, где Тамара познакомилась с Муслимом Магомаевым, в которого были влюблены миллионы женщин. Они оба состояли в официальных отношениях, однако страсть оказалась сильнее.

Осенью 1974 года пара узаконила отношения. Они прожили вместе тридцать четыре года. У них не было детей, потому всю свою любовь и заботу Тамара отдавала супругу. После того, как он умер, женщина на протяжении трех лет не выходила на сцену.

Сейчас Тамара Синявская преподает в ГИТИСе, где занимает должность заведующей вокальной кафедры.

Тамару Синявскую все также приглашают на сцену и предлагают лучшие вокальные партии в опере