1. Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу рыцарю-крестоносцу Айвенго?
  2. Вальтер Скотт считается родоначальни-ком исторического романа. Историческая проза предполагает не только рассказ о фактах прошлого, но и яркое, живое их изображение. В историческом романе тес-но переплетаются вымысел и историче-ские факты, действуют реальные истори-ческие и вымышленные персонажи. Пи-сатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведе-нии возникают реалии прошлого, подроб-но описываются народный быт и нравы.

    В своих романах В. Скотт показывает жизнь общества в определенную эпоху, исторические события воссоздаются че-рез частную жизнь человека. В каждом повествовании рядом с подлинными исто-рическими событиями тянется сюжетная нить, связанная с судьбой нередко вы-мышленного героя.

    Центральный персонаж романа В. Скот-та не историческое лицо, а вымышленный персонаж. Действие романа «Айвенго» происходит в XII веке. Конфликт развора-чивается между двумя враждующими ла-герями: норманнами, завоевавшими Анг-лию в конце XII века, и англо-саксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими, в свою очередь, племена бриттов. В основу романа поло-жено традиционное для Скотта переплете-ние любовной и политической интриг. Со-общая исторические сведения о жизни средневековой Англии, писатель расска-зывает о рыцарской чести, любви и вер-ности. На фоне ярких исторических собы-тий действует герой, верный рыцарскому кодексу, в любой ситуации поступающий согласно долгу и хранящий верность сво-ей возлюбленной. Он побеждает в поедин-ках рыцарей-тамплиеров, сражается вмес-те с Ричардом Львиное Сердце, принимает участие в крестовом походе, защищает и спишет беззащитных, борется за свою любовь. Таким образом, через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха — жизнь Англии XII века.

  3. Какие герои романа достаточно долго скры-вают свои подлинные имена? Чем это вызвано — фантазией автора или обычаями описываемого времени? Когда и почему автор открывает нам имена героев: Рыцаря Лишенного Наследства, Черного Рыцаря (Черного Лентяя), Локсли? По-пробуйте объяснить использованные в романе псевдонимы.
  4. Для успеха романа важно вызвать инте-рес у читателей, заинтриговать их, заста-вить поверить в тайну и пожелать ее разгадать. Некоторые герои романа по определенным причинам скрывают свои подлинные имена. Айвенго, называющий себя Рыцарем Лишенным Наследства, на-ходится в опале: он оклеветан, изгнан из родного дома и выставлен изменником пе-ред своим правителем Ричардом. Пытаясь восстановить свою честь, он до поры до времени вынужден скрываться под услов-ным именем. Кто скрывается под этим именем, читатель и герои узнают после окончания рыцарского турнира, когда, несмотря на сопротивление раненого Ай-венго, с его головы снимают шлем, чтобы возложить на нее венок победителя.

    Под именем Черного Рыцаря скрывает-ся король Англии — Ричард Львиное Сердце. Тайно вернувшись в Англию, он наблюдает за действиями своего брата — коварного принца Джона, захватившего власть, — чтобы в нужный момент вер-нуть себе престол и страну. Свое имя он открывает в конце романа после захвата замка Фрон де Бефа и освобождения его пленников.

    «У тебя английская душа, Локсли, — сказал Черный Рыцарь, — и ты чутьем угадал, что обязан мне повиноваться. Я Ри-чард Английский!

    При этих словах, произнесенных с ве-личием, подобающим высокому положе-нию и благородному характеру, Ричарда Львиное Сердце, все йомены преклонили колена, почтительно выразили свои вер-ноподданнические чувства и просили про-щение в своих провинностях».

    Робин Гуд, благородный разбойник, скрывающийся под именем Локсли, так-же называет свое настоящее имя в этот момент:

    « - Не зовите меня более Локсли, госу-дарь, и узнайте то имя, которое получило широкую известность и, быть может, до-стигло даже и вашего царского слуха… Я Робин Гуд из Шервудского леса».

  5. Как вы можете объяснить, почему в истори-ческом романе, очень ярко рисующем события XII века, есть также и специальные исторические справки от автора?
  6. Особенностью повествования в романе В. Скотта является яркое проявление его авторской позиции. Автор заявляет, что он прежде всего историк. Он основывает-ся на собственной исторической концеп-ции, так или иначе выражая свое отноше-ние к реальным персонажам. Он приводит мемуарные и документальные свидетель-ства, называет источники, подчеркивает объективность изображаемого. Например, в главе XXIII, где цитируется «Саксон-ская хроника», описаны страшные плоды завоеваний. С точки зрения Скотта, исто-рия развивается по особым законам. Обще-ство проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравст-венному состоянию. Эти периоды жесто-кости связаны с борьбой покоренных на-родов со своими завоевателями. В резуль-тате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.

  7. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения.
  8. Этнография отражает особенности бы-та, нравов и культуры народа. Жизнь анг-лийской знати XII века (рыцарские тур-ниры, сражения за свои владения), тради-ции, обычаи и мировосприятие людей, их взаимоотношения, быт простого народа — все это подробно описал в своем романе В. Скотт.

  9. Опишите одного из героев романа. Поду-майте над тем, чем портрет вымышленного героя может отличаться от портрета реально существо-вавшего исторического лица. Постарайтесь под-черкнуть в своем ответе приметы той далекой эпо-хи. Не забудьте сказать и о том, каким вам пред-ставляется отношение автора к герою.
  10. Разницу между портретом вымышлен-ного героя и портретом реального истори-ческого лица можно показать на примере образа короля Ричарда Львиное Сердце. Его больше всего привлекает жизнь прос-того странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоевывает в одиночку, нежели слава во главе огромно-го войска. Ревекка говорит о нем: «Он бросается в битву, точно на веселый пир. Не одна сила мышц управляет его удара-ми — кажется, будто он всю душу вкла-дывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека по-беждают сотни людей».

    Такие черты, как мужество, щедрость и благородство в действительности были свойственны, королю Англии. Но, несом-ненно, далек от исторической истины об-раз Ричарда, который в романе В. Скотта выглядит как обаятельный, простой че-ловек и мудрый воин, пекущийся об инте-ресах своего народа, искренне любящий своих подданных. В историческом, под-линном Ричарде черты придворной воспи-танности переплетались с отталкивающей жестокостью и алчностью феодала-разбойника, не уступающей алчности Фрон де Бефа. История войн и набегов Ричарда полна отвратительных фактов, которые решительно противоречат привлекатель-ному образу, созданному В. Скоттом. Под-линный Ричард Львиное Сердце не был так близок к простым людям Англии, не водил их на приступ феодальных замков, не судил так справедливо и мудро. Анг-лийский народ освободился от феодально-го ига не под руководством английских королей, а против их воли.

    Художественный образ тем и отличается от реального, что автор рисует героя та-ким, каким он представляет его. Творче-ски воссоздавая действительность, писа-тель отражает свое восприятие, свои мыс-ли о ней. Приукрасив исторического Ри-чарда, В. Скотт описал его так, что чита-тель верит в правдоподобность образа.

  11. Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напом-ним, что события романа «Айвенго» относятся к последним годам его правления. Возможно, вам нужно будет обратиться к дополнительной литера-туре.
  12. Будущий король Ричард Львиное Сердце родился в Англии, в Оксфорде, в 1157 году. Он получил прекрасное образование, вла-дел несколькими языками, был тонким ценителем музыки и поэзии, физически был очень сильным, мастерски владел оружием, был заядлый охотник, человек редкого/ личного мужества, щедрости и благородства и одновременно с этим жес-токий, коварный, жадный, безрассудный искатель приключений, желающий совер-шать бессмысленные подвиги и завоевы-вать награды и земли. Он не обращал вни-мания на повседневные дела управления своими владениями, был невероятно за-носчив, честолюбив и властолюбив. Все эти качества соединялись в одном чело-веке.

    В 1169 году король Англии Генрих II произвел раздел владений между сы-новьями, по которому Ричард получил Аквитанию, Пуату и Овернь.

    Впоследствии много сил было отдано Ричардом на организацию крестового по-хода за освобождение Иерусалима, захва-ченного войсками египетского правителя Саладина. Ричард истратил на снаряже-ние войска всю казну. «Я продал бы Лон-дон, если бы нашелся покупатель», — го-ворил он. Пока король вел с переменным успехом войну с Саладином, в Англии на-чалась борьба за власть, и Ричард вынуж-ден был отплыть домой, добившись лишь незначительных соглашений, надолго ос-тавив о себе память в арабских землях. По дороге домой Ричард был схвачен и зато-чен в замке на берегу Дуная, но потом был освобожден и даже сумел вернуть себе власть в Англии.

    Вскоре Ричард начал подготовку к войне с Францией, и в 1194 году он покинул Анг-лию. При осаде замка Шалю король был ранен и умер от начавшейся гангрены.

    Историки не один век спорят о личнос-ти Ричарда Львиное Сердце. Одни счита-ют, что Ричард метался по миру, забыв свою страну и разоряя ее города. Другие подчеркивают, что Ричард был истинным сыном своего века — века рыцарства, и его действия вполне вписывались в ры-царский идеал. Ричард в Европе и Азии искал воинской славы и бессмертных подвигов и остался в памяти поколений как великий герой и безуспешный политик.

  13. Среди сцен романа есть встреча отшельника Тука и Черного Рыцаря, которая, как пишет В. Скотт в предисловии к роману, воспроизводит события народных баллад о встрече короля с веселым монахом-отшельником. Как вы объясните внимание ав-тора к этому эпизоду (главы XVI и XVII)?
  14. В. Скотт замечает в предисловии, что общая канва этой истории встречается во все времена и у всех народов. Эта история рассказывает о странствии переодетого мо-нарха, который из любопытства или ради развлечения появляется в низших слоях общества и попадает в разные забавные си-туации. Такие сюжеты чрезвычайно любо-пытны с точки зрения описания нравов времени. Состязание веселого монаха-отшельника (стоит обратить внимание уже на сочетание несочетаемых слов веселый и отшельник), изображающего из себя аскетичного и скромного служителя церк-ви, и скрывающего свое имя короля, выво-дящего на чистую воду плутоватого хозя-ина, занимательно изображено писателем и выявляет характеры основных героев.

  15. Какой женский характер вас заинтересовал? Попробуйте создать портрет одной из героинь ро-мана.
  16. Прекрасная леди Ровена представляет собой типичную романтическую героиню, ради которой отважный рыцарь со-вершает свои подвиги.

    Красавица Ревекка — образ более слож-ный, яркий и интересный. Девушка де-ятельна: она врачует раны, исцеляет боль-ных. Она очень умна и отважна: в минуту наивысшей опасности ведет споры с рыца-рем Храма Буагильбером о роли судьбы: «Люди нередко сваливают на судьбу по-следствия своих собственных бурных страстей». В разговоре с Айвенго она на-зывает рыцарские подвиги жертвоприно-шением демону тщеславия. Ревекка обла-дает чувством собственного достоинства, у нее свои представления о чести — она да-же упрекает Буагильбера за то, что ради нее он готов изменить своей вере. Героиня вызывает уважение, восхищение и сочув-ствие. Ей не суждено стать счастливой, но суждено обрести душевный покой.

  17. Какая сцена романа представляется вам са-мой важной для развития действия?
  18. Часто утверждают, что это Божий суд, хотя есть читатели, для которых кульми-нация — битва за замок де Бефа. Материал с сайта

  19. Сколько сюжетных линий вы видите в ро-мане? Кто их герои?
  20. В романе несколько сюжетных линий:

    1) история жизни и любви храброго ры-царя Айвенго и прекрасной леди Ровены. Героями этой линии являются также Сед-рик — отец Ровены, родственник Атель-стан, Гурт и Вамба; 2) история взаимоот-ношений Ревекки и Буагильбера. Кроме них, герои этой линии — отец Ревекки Исаак, Айвенго; 3) события, связанные с Черным Рыцарем — Ричардом Львиное Сердце.

    Назовите важнейшие моменты сюжетной линии, которая повествует о рыцаре Айвенго и ле-ди Ровене.

    В этой сюжетной линии следует выде-лить рыцарский турнир, захват пленни-ков, осаду замка, встречу Ревекки и леди Ровены.

  21. Какие сцены повествования о рыцаре Бри-ане де Буагильбере и Ревекке можно считать куль-минационными?
  22. Как вы себе представляете природу Англии XII века?
  23. В романе изображены густые непрохо-димые леса, в которых скрываются люди Робин Гуда, и бескрайние долины, окру-жающие замки английской знати.

  24. Есть ли в романе эпилог, который завер-шает сюжетные линии?
  25. Последние страницы романа являются эпилогом и повествуют о том, что про-изошло с героями в дальнейшем.

  26. Какие доказательства того, что перед вами исторический роман, вы могли бы представить?
  27. Повествование об Англии XII века осно-вано на достоверных событиях: борьбе норманнов, захвативших власть, с англо-саксами, возвращении короля Ричарда, деятельности ордена рыцарей Храма, ор-дена тамплиеров, феодальной борьбе. Рас-при ведут к тому, что Англии постоян-но грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложа-щаяся на народ.

    Особенно резко пишет В. Скотт о нор-маннских феодалах. В романе показана эпоха переустройства Англии, превра-щавшейся из страны разрозненных и враждующих между собой феодальных владений в монолитное королевство. Ти-пичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крес-тоносец Буагильбер, в его образе нашли отражения черты деятельности тамплиеров. Феодальная церковь представлена аббатом Эймером. Правдиво изображена норманнская знать. Нашла место в по-вествовании и борьба народа против фе-одального произвола во главе с легендар-ным Робин Гудом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

  • 9. Сонеты у. Шекспира: тематика, лирический герой, образность, отражение духовных исканий автора.
  • 10.Особенности комического у у. Шекспира (на примере анализа одной из комедий по выбору студента).
  • 11.Своеобразие драматического конфликта в трагедии у. Шекспира «Ромео и Джульетта».
  • 12.Образы главных героев трагедии у. Шекспира «Ромео и Джульетта»
  • 13.Своеобразие драматического конфликта в трагедии у.Шекспира «Гамлет».
  • 14.Конфликт Добра и Зла в поэме д.Мильтона «Потерянный рай».
  • 16.Воплощение представлений о «естественном человеке» в романе д.Дефо «Робинзон Крузо».
  • 17.Своеобразие композиции романа Дж.Свифта «Путешествие Гулливера».
  • 18.Сравнительный анализ романов д.Дефо «Робинзон Крузо» и Дж.Свифта «Путешествия Гулливера».
  • 20.Идейно-художественное своеобразие романа л.Стерна «Сентиментальное путешествие».
  • 21. Общая характеристика творчества р. Бернса
  • 23. Идейно-художественные искания поэтов «Озерной школы» (у.Вордсворт, с.Т. Колдридж, р.Саути)
  • 24.Идейно-художественные искания революционных романтиков (д.Г.Байрон, п.Б.Шелли)
  • 25. Идейно-художественные искания лондонских романтиков (д.Китс, Лэм, Хэзлитт, Хант)
  • 26. Своеобразие жанра исторического романа в творчестве в.Скотта. Характеристика «шотландского» и «английского» цикла романов.
  • 27. Анализ романа в.Скотт «Айвенго»
  • 28. Периодизация и общая характеристика творчества д.Г Байрона
  • 29. «Паломничество Чайльд Гарольда» д.Г.Байрона как романтическая поэма.
  • 31. Периодизация и общая характеристика творчества ч.Диккенса.
  • 32. Анализ романа ч.Диккенса «Домби и сын»
  • 33. Общая характеристика творчества у.М.Теккерея
  • 34. Анализ романа у.М.Теккрея «Ярмарка тщеславия. Роман без героя».
  • 35. Идейно-художественные искания прерафаэлитов
  • 36. Эстетическая теория д.Рескина
  • 37. Натурализм в английской литературе конца XIX в.
  • 38. Неоромантизм в английской литературе конца XIX в.
  • 40. Анализ романа о.Уайльда «Портрет Дориана Грея»
  • 41. «Литература действия» и творчество р.Киплинга
  • 43. Общая характеристика творчества д.Джойса.
  • 44. Анализ романа Дж.Джойса «Улисс»
  • 45. Жанр антиутопии в творчестве о.Хаксли и д.Оруэлла
  • 46. Особенности социальной драмы в творчестве б.Шоу
  • 47. Анализ пьесы б.Шоу «Пигмалеон»
  • 48. Социально-философский фантастический роман в творчестве г.Уэллса
  • 49. Анализ цикла романов д.Голсуорси «Сага о Форсайтах»
  • 50. Общая характеристика литературы «потерянного поколения»
  • 51. Анализ романа р.Олдингтона «Смерть героя»
  • 52. Периодизация и общая характеристика творчества г.Грина
  • 53.Своеобразие жанра антиколониалистического романа (на примере произведения г.Грина «Тихий американец»)
  • 55. Роман-притча в английской литературе второй половины XX в. (анализ одного из романов по выбору студента: «Повелитель мух» или «Шпиль» у. Голдинга)
  • 56. Своеобразие жанра социального романа в творчестве т.Драйзера
  • 57. Анализ романа э. Хэмингуэя «Прощай, оружие!»
  • 58. Символика в повести э.Хэмингуэя «Старик и море»
  • 60. Литература «века джаза» и творчество ф.С. Фицджеральда
  • 27. Анализ романа в.Скотт «Айвенго»

    (Смотреть анализ в тетради)

    Достоинство ист.романа Скотта – прием соединения описания частной жизни с истор.событиями. С. никогда не ставил личность над обществом, подчеркивал зависимость судьбы отдельного чел-ка от хода развития истории. «Айвенго» (1819), действие романа в конце 12 в., борьба между англосаксами и завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно, победа означает победу нового общ.порядка. Рисует реалистическую картину жестоких феод.порядков и нравов. Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном истор.фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много истор. Деталей, подробности – истор.колорит Вальтеру Скотту свойственна особая композиция романов – он выносит на первый план жизнь народа, показывает реальную картину жизни. Более ярко воспроизводит картину исторических событий. Айвенго – многоплановы остросюжетный роман со множеством действующих лиц, представляющих разные прослойки того времени. В романе замешаны вымышленные персонажи и реальные исторические фигуры. Достоверность придают описания обстановки, одежды, фольклора. Реализм соединяется с романтическим началом, которое проявляется в интересе к Средневековью. Айвенго представляет собой роман о Средневековье времен Ричарда «Львиное Сердце». Повествование идет неспешно, подробно рассказывается о героях романа, подробные детали. Ричард Львиное сердце появляется в романе как Черный рыцарь, но его тайна раскрывается только в конце. Герои описаны довольно романтически.

    Айвенго в любой ситуации поступает согласно чувству долга, хранит верность любимо Ровене. Он сжалился над Исааком, уступил ему место у очага, побеждает в нескольких поединках рыцарей-храмовников, спасает красавицу Ревеку, не изменяя рыцарским понятиям чести. Т.е. Айвенго представлен как идеальный романтический герой, практически без недостатков. Он влюблен в Ровену, но судьба его распорядилась так, что он встретил Ревеку, которая возможно превосходит Ровену, она более отважная, благородная. Но т.к. Айвенго идеальный романтический герой он не может забыть свою возлюбленную несмотря на то, что думает о Ревеке. Есть еще один романтический герой – Ричард Львиное сердце . Романтического Ричарда больше всего привлекает слава бродячего рыцаря, нежели победа во главе стотысячного войска. Истинный Ричард Львиное сердце, как историческая личность, вовсе не был романтическим героем, но Вальтер Скотт ввел его именно как еще одного романтического героя, который следует понятиям о рыцарской чести. В те времена рыцарскими понятиями запрещалось совершать насилие над беспомощным рыцарем. Рыцарю трудно оставаться в бездействии, когда вокруг него совершаются доблестные подвиги. Айвенго, несмотря на ранения, последовал за Ричардом, чтобы помочь ему. Самое страшное преступление – это измена чести и долгу. Построение романа. Автор в результате наказал преступников смертью, от того, что действовали не по правилам рыцарства. Очень ярки женские образы . Образ Ревеки более яркий, чем белокурой Леди Ровены, которая предтавляет собой типичный образ прекрасной дамы. А образ Ревеки более сложен, пославленная в особое положение в силу своего происхождения, она является более гордой, смелой, мужественной. Она иначе оценивает битву под стенами замка. Айвенго считал, что рыцари должны бросаться в бой, а для нее это было страшно. Она тайно влюблена в Айвенго. Она врачует раны, исцеляет больных. У нее свои понятия о чести, именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведет споры с храмовником о судьбе. Она способна объективно и поэтически оценить характер своего похитителя Буагильбера. Ей не суждено быть счастливой. Она воплощает идею автора, что самопожертвование не может быть вознаграждено. Образ Ровены немного расплывчат по сравнению с Ревекой, она не столь стойко переносит все трудности, когда она узнала, что ей придется выйти замуж за нелюбимого, она начинает плакать. А Ревека в подобной ситуации поступила смелее – она хотела сброситься с огромной высоты – она более смелая и образ ее более многогранен. Бриан де Буагильбер . Очень яркий образ. Предстает как суровый, жесткий человек. Видно его отношение к церкви, его вера. Несмотря на свой титул священного лица он достаточно пошло говорит о саксонской принцессе Ровене, совершенно не как духовное лицо. Но потом он влюбляется в Ревеку, видна его внутренняя борьба. Он готов отказаться от своего титула, имени, он готов бросить себя, опозорить ради своей страсти. На турнире, когда решается жизнь Ревеки он подходит к ней и делает последнюю попытку бежать с ней, но она отказывается и что может быть не очень правдоподобно, умирает потом от душевных переживаний, что явно показывает романтическую линию (он погибает). В результате Ричард получил память потомков, Айвенго – любовь возлюбленной, Ревека – чистую совесть.

    Шотландский писатель Вальтер Скотт, расцвет творчества которого пришелся на начало XIX века, особенно выделился на фоне своих современников тем, что под его талантливым пером исторический роман, как таковой, приобрел совершенно новую форму. Яркое подтверждение тому - роман "Айвенго", который стал самым известным произведением у Вальтера Скотта .

    Если у вас сейчас нет возможности прочесть роман целиком, мы предлагаем вам прочитать краткое содержание "Айвенго" .

    В конце XII века царствует Ричард Львиное сердце, тогда же происходит формирование английской нации, которая складывается из следующих слоёв: простой люд, англосаксы, французские рыцари. В 1066 году, когда прошло норманнское завоевание, началась долгая и кровопролитная междоусобица. Надо отметить, что официально история Англии эти события рассматривала несколько иначе, а именно - как непродолжительную и малоболезненную борьбу.

    Что Вальтер Скотт показал в романе "Айвенго"?

    Если вы прочитаете даже краткое содержание "Айвенго", вы ясно увидите, что Вальтер Скотт раскрыл в романе реальную ситуацию, осветив ее с исторической стороны очень точно. А после прочтения всего романа это станет еще более явным. Итак, прошло уже более ста лет, как в Англии минули времена Вильгельма-завоевателя. Тогда короля Ричарда Львиное сердце томили в плену, а местная родовая знать Франклины и простой народ находились в угнетении норманнских дворян. Все с нетерпением ждут, когда вернется король, положив конец беспределу и сплотив народ.

    Наконец, одетый в одежду пилигрима, после крестового похода и сражений приезжает близкий друг Ричарда - отважный рыцарь Айвенго. Не будем подробно описывать все события романа, поскольку вы самостоятельно можете прочесть о них в кратком содержании "Айвенго", однако скажем, что сам Айвенго не так много принимает участия в действиях, особенно в сражениях и интригах. Вальтер Скотт показывает, что Айвенго - носитель главной идеи сплоченности и единства.

    Роман написан очень живым и ярким языком, он завоевал внимание миллионов читателей многих поколений, и конечно, большое влияние романа сказалось на историческом жанре как таковом, особенно в XIX веке.

    Читайте краткое содержание "Айвенго" . Кроме того, в нашем разделе кратких содержаний вы можете найти много других произведений, изложенных кратко в доступной форме.

    В романе «Айвенго» описывается конец ХП века, царствование Ричарда Львиное сердце. Т. е. период, когда начинает формироваться английская нация, складывающаяся из местного населения – англосаксов, французских рыцарей, потомков завоевателей-норманов и широких народных масс, еще сохраняющих общинный или племенной уклад жизни. После норманнского завоевания 1066 года в действительности происходила длительная и кровавая общественная и национальная борьба. Но в официальной исторической науке Англии этот процесс рассматривался как сравнительно недолгий и почти безболезненный.

    Вальтер Скотт в своем романе раскрывает действительную историческую ситуацию, которая сложилась в Англии спустя сто с лишним лет после Вильгельма-завоевателя. Король Ричард Львиное Сердце томится в австрийском плену, норманнские дворяне во главе с братом короля принцем Джоном притесняют местную родовую знать – Франклинов и угнетают народ, который ждет возвращения короля, ведь он один может положить конец бесчинствам норманнов и сплотить вокруг себя английскую нацию.

    Молодой рыцарь Айвенго, приближенный и друг Ричарда возвращается в одежде пилигрима из крестового похода, вызывает на бой гордого храмовника (тамплиера) Бриана де Буагильбера, сражается на турнире, попадает раненным в плен к Реджинальду Фрон-де-Бефу, замок которого берут штурмом Ричард, вернувшийся из плена, Робин Гуд и крестьяне. Айвенго, несмотря на рану, спасает жизнь еврейки Ревекки, выступив ее бойцом на «божьем суде». Но фактически Айвенго очень мало участвует в действии, его роль как главного героя романа заключается не в участии в битвах и интригах, а в том, что он – сын Франклина Седрика и рыцарь Ричарда – является носителем идеи единства страны. Три группы героев представляют три временных этапа. Седрик Сакс, Ательстан – прошлое Феодалы-норманы и Ричард – настоящее Айвенго – будущее Реджинальд Фрон де Беф, Бриан де Буагильбер представляют рыцарей-разбойников, а орден тамплиеров, к которому принадлежит Бриан, долгие века считался препятствием на пути возникновения европейских национальных государств.

    Поражение и изгнание ордена из Англии воспринимается как предвестие его разгрома французским королем Филиппом 1У Красивым. Леди Ровена и Ревекка – дочь еврея Исаака представляют два различных женских типа – в традициях еще рыцарского романа главная героиня должна быть белокурой и синеглазой, а черноволосой – либо служанка, либо злодейка. Это противопоставление двух типов будет повторяться во многих романах Скотта.

    Исторический роман Вальтера Скотта оказал большое влияние на развитие романа в ХIХ веке (Бальзак, Гюго др)

      В романе Вальтера Скотта «Айвенго много положительных героев. Это и вольный стрелок Локсли (Робин Гуд) со своими друзьями, и Седрик Сакс, и его верные слуги Вам-ба и Гурт, и дочь старого еврея Исаака красавица Ревекка. Но мне больше всего по душе двое...

    1. Новое!

      Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей - ростовщик и его обаятельная дочь - наделены специфическими чертами характера,...

    2. Английский писатель Вальтер Скотт (1771–1832) еще в детские года проявил интерес к истории своей родины, народных баллад, семейных легенд. Позднее детально изучал историю Шотландии, Англии, других стран Европы. Интересовался фольклором, архитектурой....

      Она только ждет, незыблемая, как статуя, спокойная и невозмутимая даже во время плена. Все работает на нее: и ее внешность, и традиции их еще детской дружбы, и религиозное единство, и уверенность в чувствах Айвенго. «Поэтому, кто имеет, прибавится еще,...

    3. Новое!

      Я листаю страницы романа, который только что прочитала, и снова в своем воображении вижу Ребекку. Она привлекала внимание каждого, кто смотрел на нее и навсегда запомнел ее блестящие глаза, белые, будто жемчуга, зубы, смуглявый оттенок лица, тонкие брови...

    В романе «Айвенго» описывается конец ХП века, царствование Ричарда Львиное сердце. Т.е. период, когда начинает формироваться английская нация, складывающаяся из местного населения – англосаксов, французских рыцарей, потомков завоевателей-норманов и широких народных масс, еще сохраняющих общинный или племенной уклад жизни. После норманнского завоевания 1066 года в действительности происходила длительная и кровавая общественная и национальная борьба. Но в официальной исторической науке Англии этот процесс рассматривался как сравнительно недолгий и почти безболезненный. Вальтер Скотт в своем романе раскрывает действительную историческую ситуацию, которая сложилась в Англии спустя сто с лишним лет после Вильгельма-завоевателя. Король Ричард Львиное Сердце томится в австрийском плену, норманнские дворяне во главе с братом короля принцем Джоном притесняют местную родовую знать – Франклинов и угнетают народ, который ждет возвращения короля, ведь он один может положить конец бесчинствам норманнов и сплотить вокруг себя английскую нацию. Молодой рыцарь Айвенго, приближенный и друг Ричарда возвращается в одежде пилигрима из крестового похода, вызывает на бой гордого храмовника (тамплиера) Бриана де Буагильбера, сражается на турнире, попадает раненным в плен к Реджинальду Фрон-де-Бефу, замок которого берут штурмом Ричард, вернувшийся из плена, Робин Гуд и крестьяне. Айвенго, несмотря на рану, спасает жизнь еврейки Ревекки, выступив ее бойцом на «божьем суде». Но фактически Айвенго очень мало участвует в действии, его роль как главного героя романа заключается не в участии в битвах и интригах, а в том, что он – сын Франклина Седрика и рыцарь Ричарда – является носителем идеи единства страны. Три группы героев представляют три временных этапа.

    Седрик Сакс, Ательстан – прошлое

    Феодалы-норманы и Ричард – настоящее

    Айвенго – будущее

    Реджинальд Фрон де Беф, Бриан де Буагильбер представляют рыцарей-разбойников, а орден тамплиеров, к которому принадлежит Бриан, долгие века считался препятствием на пути возникновения европейских национальных государств. Поражение и изгнание ордена из Англии воспринимается как предвестие его разгрома французским королем Филиппом 1У Красивым.

    Леди Ровена и Ревекка – дочь еврея Исаака представляют два различных женских типа – в традициях еще рыцарского романа главная героиня должна быть белокурой и синеглазой, а черноволосой – либо служанка, либо злодейка. Это противопоставление двух типов будет повторяться во многих романах Скотта. Исторический роман Вальтера Скотта оказал большое влияние на развитие романа в ХIХ веке (Бальзак, Гюго др)

    Прошло почти сто тридцать лет стех пор, как в битве при Гастингсе (1066) норманнский герцог Вильгельм Завоеватель одержал победу над англосаксонскими войсками и завладел Англией.Английский народ переживает тяжелые времена. Король Ричард Львиное Сердце не вернулся из последнего крестового похода, взятый в плен коварным герцогом Австрийским. Место его заключения неизвестно. Между тем брат короля, принц Джон, вербует себе сторонников,намереваясь в случае смерти Ричарда отстранить от власти законного наследника и захватить престол. Ловкий интриган, принц Джон сеет смуту по всей стране, разжигая давнюю вражду между саксами и норманнами.

    Гордый тан Седрик Ротервудский не оставляет надежду сбросить норманнское иго и возродить былое могущество саксов, поставив во главе освободительного движения потомка королевского рода Ательстана Конингсбургского. Однако туповатый и непредприимчивый сэр Ательстан у многих вызывает недоверие. Чтобы придать больше веса его фигуре, Седрик мечтает женить Ательстана на своей воспитаннице, леди Ровене, последней представительнице рода короля Альфреда. Когда на пути этих планов встала привязанность леди Ровены к сыну Седрика, Уилфреду Айвенго,непреклонный тан, недаром прозванный за свою преданность делу Саксом, изгнал сына из родительского дома и лишил наследства.

    И вот теперь Айвенго в одежде пилигрима тайком возвращается из крестового похода домой.Недалеко от отцовского поместья его догоняет отряд командора ордена храмовников Бриана де Буагильбера, который направляется на рыцарский турнир в Ашби-де ля Зуш. Застигнутый в дороге непогодой, он решает просить у Седрика ночлега. Гостеприимный дом благородного тана открыт для всех, даже для еврея Исаака из Йорка, который присоединяется к гостям уже во время трапезы. Буагильбер, также побывавший в Палестине, хвастается за столом своими подвигами во имя гроба Господня. Пилигрим защищает честь Ричарда и его храбрых воинов и от имени Айвенго, уже однажды победившего храмовника на поединке, принимает вызов надменного командора на бой.Когда гости расходятся по своим комнатам, пилигрим советует Исааку незаметно покинуть дом Седрика - он слышал, как Буагильбер отдавал слугам приказ схватить еврея, лишь только он подальше отъедет от усадьбы. Проницательный Исаак, разглядевший под странническим одеянием юноши шпоры, в благодарность дает ему записку к родственнику-купцу, в которой просит одолжить пилигриму доспехи и боевого коня.

    Турнир при Ашби, собравший весь цвет английского рыцарства, да ещё в присутствии самого принца Джона, привлек всеобщее внимание. Рыцари-устроители, в числе которых и высокомерный Бриан де Буагильбер, с уверенностью одерживают одну победу за другой. Но когда, казалось, никто больше не осмелится выступить против зачинщиков и исход турнира решен, на арене появляется новый боец с девизом «Лишенный Наследства» на щите, который бесстрашно вызывает на смертный бой самого храмовника. Несколько раз сходятся противники, и копья их разлетаются обломками по самые рукоятки. Все симпатии зрителей на стороне отважного незнакомца - и ему сопутствует удача: Буагильбер падает с лошади, и поединок признают законченным. Тогда рыцарь Лишенный Наследства дерется по очереди со всеми зачинщиками и решительно берет над ними верх. Как победитель он должен выбрать королеву любви и красоты, и, грациозно склонив копье, незнакомец кладет венец к ногам прекрасной Ровены.

    На другой день проводится общий турнир: партия рыцаря Лишенного Наследства борется против партии Бриана де Буагильбера. Храмовника поддерживают почти все зачинщики. Они теснят юного незнакомца, и, если бы не помощь таинственного Черного Рыцаря, ему вряд ли удалось бы во второй раз стать героем дня. Королева любви и красоты должна возложить на голову победителю почетный венец. Но когда маршалы снимают с незнакомца шлем, она видит перед собой бледного как смерть Айвенго, который падает у её ног, истекая кровью от ран.

    Тем временем принц Джон получает с гонцом записку: «Будьте осторожны - дьявол спущен с цепи».Это значит, что его брат Ричард получил свободу. Принц в панике, в панике и его сторонники. Чтобы заручиться их верностью, Джон сулит им награды и почести. Норманнскому рыцарю Морису де Браси, например, он предлагает в жены леди Ровену - невеста богата, красива и знатна. Де Браси в восторге и решает напасть на отряд Седрика по дороге из Ашби домой и похитить прекрасную Ровену.

    Гордый победой сына, но по-прежнему не желающий простить его, Седрик Сакс с тяжелым сердцем отправляется в обратный путь. Весть о том, что раненого Айвенго унесли носилки какой-то богатой дамы, лишь разжигает в нем чувство негодования. По дороге к кавалькаде Седрика и Ательстана Конингсбургского присоединяется Исаак из Йорка с дочерью Ревеккой. Они тоже были на турнире и теперь просят взять их под защиту - не столько ради себя, сколько ради больного друга, которого они сопровождают. Но стоит путникам углубиться в лес, как на них набрасывается многочисленный отряд разбойников и всех их берут в плен.

    Седрика и его спутников везут в укрепленный замок Фрон де Бефа. Предводителями «разбойников»оказываются Буагильбер и де Браси, о чем Седрик догадывается, завидев зубчатые стены замка.«Если Седрик Сакс не в силах спасти Англию, он готов умереть за нее», - бросает он вызов своим захватчикам.

    Де Браси между тем является к леди Ровене и, во всем признавшись ей, пытается завоевать её расположение. Однако гордая красавица непреклонна и, лишь узнав о том, что Уилфред Айвенго тоже в замке (а именно он находился в носилках Исаака), молит рыцаря спасти его от гибели.

    Но как ни тяжело леди Ровене, Ревекке угрожает куда большая опасность. Плененный умом и красотой дочери Сиона, к ней воспылал страстью Бриан де Буагильбер, и теперь он уговаривает девушку бежать с ним. Ревекка готова предпочесть смерть позору, но её полная негодования бесстрашная отповедь лишь рождает в храмовнике уверенность, что он встретил женщину своей судьбы, родственную ему душу.

    Между тем вокруг замка стягиваются отряды вольных йоменов, приведенные спасшимися от плена слугами Седрика. Осадой руководит уже однажды приходивший Айвенго на помощь Черный Рыцарь.Под ударами его огромной секиры трещат и распадаются ворота замка, а камни и бревна, летящие на его голову со стен, досаждают ему не больше дождевых капель. Пробравшаяся в суматохе битвы в комнату Айвенго Ревекка рассказывает прикованному к постели юноше, что происходит вокруг. Коря себя за нежные чувства к иноверцу, она не в силах покинуть его в столь опасный момент. А освободители отвоевывают у осажденных пядь за пядью. Черный Рыцарь смертельно ранит Фрон де Бефа, берет в плен де Браси. И что странно - гордый норманн после нескольких сказанных ему слов беспрекословно смиряется со своей участью. Вдруг замок охватывает пламя.Черный Рыцарь едва успевает вытащить на вольный воздух Айвенго. Буагильбер хватает отчаянно сопротивляющуюся Ревекку и, посадив её на лошадь одного из невольников, пытается вырваться из западни. Однако в погоню за ним бросается Ательстан, решивший, что храмовник похитил леди Ровену. Острый меч храмовника со всей силой обрушивается на голову злополучного сакса, и тот замертво падает на землю.

    Покинув полуразрушенный замок и поблагодарив вольных стрелков за помощь, Седрик,сопровождаемый носилками с телом Ательстана Конингсбургского, отправляется в его поместье, где ему будут оказаны последние почести. Расстается со своими верными помощниками и Черный Рыцарь - его странствия ещё не закончены. Предводитель стрелков Локсли дарит ему на прощание охотничий рог и просит трубить в него в случае опасности. Отпущенный на волю де Браси во весь опор скачет к принцу Джону, чтобы сообщить ему страшную весть - Ричард в Англии. Трусливый и подлый принц посылает своего главного приспешника Вольдемара Фиц-Урса захватить, а ещё лучше убить Ричарда.

    Буагильбер укрывается с Ревеккой в обители рыцарей Храма Темплстоу. Приехавший в обитель с проверкой гроссмейстер Бомануар находит множество недостатков, в первую очередь его возмущает распущенность храмовников. Когда же он узнает, что в стенах прецептории укрывается пленная еврейка, состоящая, по всей вероятности, в любовной связи с одним из братьев ордена,то решает устроить над девушкой судилище и обвинить её в колдовстве - ибо чем, как не колдовством, объясняется её власть над командором? Суровый аскет Бомануар считает, что казнь еврейки послужит очистительной жертвой за любовные грехи рыцарей Храма. В блестящей речи,снискавшей сочувствие даже её противников, Ревекка отвергает все обвинения Бомануара и требует назначения поединка: пусть тот, кто вызовется защитить её, мечом докажет её правоту.

    Тем временем Черный Рыцарь, пробирающийся лесами к одному ему лишь ведомой цели,наталкивается на засаду. Фиц-Урс осуществил свои гнусные замыслы, и король английский мог пасть от предательской руки, если бы не явившиеся на звук рога вольные стрелки под предводительством Локсли. Рыцарь раскрывает наконец свое инкогнито: он - Ричард Плантагенет,законный король Англии. Не остается в долгу и Локсли: он - Робин Гуд из Шервудского леса. Тут компанию догоняет Уилфред Айвенго, едущий из Сен-Ботольфского аббатства, где он выздоравливал от ран, в замок Конингсбург. Вынужденный ждать, пока его сторонники соберут достаточно сил, Ричард отправляется с ним. В замке он уговаривает Седрика простить непокорного сына и отдать ему в жены леди Ровену. К его просьбе присоединяется и воскресший, вернее, никогда не умиравший, а всего-навсего оглушенный сэр Ательстан. Бурные события последних дней отбили у него последние честолюбивые мечты. Однако в разгар беседы Айвенго вдруг исчезает - его срочно вызвал какой-то еврей, сообщают слуги. В обители Темплстоу все готово к поединку. Нет лишь рыцаря, согласного биться с Буагильбером за честь Ревекки. Если заступник не явится до захода солнца, Ревекка будет предана сожжению. И вот на поле появляется всадник, его лошадь чуть не падает от усталости, и сам он едва держится в седле. Это Уилфред Айвенго, и Ревекка трепещет от волнения за него. Противники сходятся - и Уилфред падает, не выдержав меткого удара храмовника. Однако от мимолетного прикосновения копья Айвенго падает и Буагильбер - и больше уже не встает. Свершился Божий суд! Гроссмейстер объявляет Ревекку свободной и неповинной.

    Заняв подобающее ему место на престоле, Ричард прощает своего беспутного брата. Седрик наконец дает согласие на свадьбу леди Ровены с сыном, а Ревекка с отцом навсегда покидают Англию.«Айвенго долго и счастливо жил с Ровеной. Они любили друг друга ещё более оттого, что испытали столько препятствий к своему соединению. Но было бы рискованным слишком подробно допытываться, не приходило ли ему на ум воспоминание о красоте и великодушии Ревекки гораздо чаще, чем-то могло понравиться прекрасной наследнице Альфреда». Автор пересказа: С. А. Солодовник