Перед вами отличное сочинение по произведению «Гроза» А.Н. Островского. Это сочинение на тему «Катерина – луч света в темном царстве».

Текст сочинения

В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле. По складу своего характера Катерина резко выделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в «темном царстве » Диких и Кабановых.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. Образ птицы часто возникает в ее сознании:

«Отчего люди не летают! отчего люди не летают, так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»

Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, она жила, «точно птичка на воле ». Ласки матери, которая в ней «души не чаяла », уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много », вышивание по бархату — вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир. Впечатлительная от природы Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок. В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям.

«…B солнечный день из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано в сад уйду… упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…» — рассказывает она Варваре.

Катерина обладает пылкой и страстной душой.

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!…»

Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью.

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает и обстановку «темного царства ». Естественно, что конфликт между «темным царством » и душевным миром Катерины оказался неизбежным.

Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, схожей с ее собственной, и с настроениями, близкими ей самой. Любовь к Борису стала смыслом ее существования. Катерина и в любви особенная. Она готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? » — заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего греха. Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный, протест против «темного царства ».

В ее трагическом конце, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина «.

Сочинение по литературе на тему:

Катерина – луч света в темном царстве.

А.Н. Островский – выдающийся драматург, написавший большое количество произведений. В большинстве своем – пьес. Все они посвящены теме купечества и дворянства. В них он описывал современное общество: невежественное и покорное. Причем эти определения адресованы двум абсолютно противоположным сторонам. Как, например, в драме «Гроза», которой я посвящаю свой рассказ.

Надо сказать, что герои в пьесе разделились на две половины. Одна половина – «темное царство», вторая – Катерина. На первый взгляд, первая половина имеет значительный перевес, но я думаю, что это не так. Катерина – герой крайне сложный, в отличие от невеж и невежд, окружающих именье Кабанихи. Но чем же она именно отличается от своего окружения?

Думаю, что все дело в ее идеализации мира и восприятия всего, что произошло с ней после замужества. Но ведь идеалов не бывает! Ни в чем и никогда! Я считаю, что Катерина была человеком неподготовленным. Ведь и она воспитывалась в купеческой семье. Но та жизнь сильно отличалась от жизни настоящей, той, которая проходила в доме Кабанихи. Здесь она столкнулась с ложью, ненавистью и несправедливостью.

Сама Катерина говорила, что жила дома, как птичка, и не тужила ни о чем, но после того, как вышла замуж, безуспешно билась о стену непонимания свекрови.

В родительском доме всегда было много приближенных к церкви. Это и сделало Катерину религиозной и духовной. С детства знала, что такое грех и как не привести к нему. На мой взгляд, излишняя религиозность сделала её чувствительной и ранимой. Катерина также умела слушать: и полезные вещи, и даже бред полусумасшедшей барыни.

Дома Катерина мечтала о настоящей любви, о взаимопонимании. Ведь она хотела быть мужниной женой. Но, к сожалению, судьба не предоставила ей возможности найти ее. По законам современности она была выдана замуж за совершенно незнакомого ей человека. По сравнению с Диким и Кабанихой ее муж (Тихон) оказался бесхарактерным человеком.

Она не теряет надежды обрести настоящую любовь. И все поступки, которые совершает впоследствии, она совершает во имя любви. И даже вступает в неравную схватку с «темным царством».

Можно ли сказать, что эта война проиграна? Думаю, что нет. Ведь Катерина смогла сохранить нравственность, волю и разум. Она не поддалась натиску общества Кабанихи. Конечно, самоубийство – самый страшный грех, и я ни в коем случае ее не оправдываю. Но в данном случае это был единственный выход.

Катерину можно считать «лучом света», ведь она была единственным человеком, который хотел если не искоренить, то хотя бы попытаться изменить общество домостроя. Я считаю, что своей непокорностью она смогла «осветлить» это «темное царство».

Парфенов К.

Катерина - пожалуй, лучший женский образ, созданный Островским; во многом он напоминает образ Лизы в «Дворянском гнезде» И.О. Тургенева. Подобно Лизе, Катерина вся проникнута религиозным чувством. «До смерти я любила в церковь ходить, - говорит она Варваре, - точно, бывало, я в рай войду, не вижу никого и время не помню, и не слышу, когда служба кончится... А то, бывало, девушка, ночью встану у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра». Катерина обладала сильным, энергичным характером, не выносившим никакой обиды. «Такая уж я зародилась горячая», - рассказывает она Варваре, -я еще шести лет была, так что сделала? Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!»


Катерина воспиталась на полной свободе. Мать в ней души не чаяла и исполняла все ее невинные желания. Выйдя замуж за Тихона, Катерина надеялась жить со всеми в любви и согласии. Но с первых же дней замужества она встретила тяжкое насилие; самые невинные ее желания и действия подвергались осуждению. Лишь только она в порыве нежности к мужу захочет обнять его, как Кабанова грозно кричит: «Что на шею виснешь, бесстыдница?» Захочет ли она подойти к окну, как Кабанова уже ворчит: «Али на молодцов хочешь посмотреть?»

Катерина почувствовала себя совершенно одинокой в кабановском доме, так как муж ее Тихон, забитый и испорченный дурным воспитанием, нисколько не интересовался ее душевным состоянием и только думал о том, где бы выпить «с горя». Неудивительно, что после этого Катерина обратила внимание на Бориса Григорьевича и полюбила его. Катерина знала, что эта любовь - чувство греховное, и потому сначала старалась бороться против него. Она старалась возбудить в себе любовь к мужу, просила его взять с собою, но Тихон, занятый собой, только и мечтал о том, как бы погулять на свободе. «С такой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь», - говорит он с грубой откровенностью, на что Катерина совершенно справедливо заметила: «Какже мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Не встретивши поддержки со стороны мужа, Катерина оказалась не в состоянии бороться со своим чувством.

Однако сближение с Борисом не принесло ей счастья. Если бы Катерина не была правдива, то она нашла бы выход из своего тяжелого положения. Она, подобно Варваре, стала бы лгать и притворяться. Но правдивая душа ее не переносит обмана. Как только приехал муж ее, Катерина не находила себе покоя от угрызений совести. Бессмысленные речи сумасшедшей барыни, раскаты грома, картина геены огненной - окончательно потрясли ее душу, и она всенародно призналась в своем грехе.

После этого ей немыслимо было оставаться в доме Кабановой. Как утопающий хватается за соломинку, так Катерина надеялась убежать с Борисом Григорьевичем. Но последний оказался настолько слабохарактерным, что оттолкнул от себя несчастную женщину. Тогда Катерина пришла в совершенное отчаяние и бросилась в Волгу.


Добролюбов, написавший по поводу «Грозы» статью «Луч света в темном царстве», видел в лице Катерины луч света и признавал, что она своей жизнью выразила «протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под до¬машней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина». Это мнение, однако, вызвало возражения. «Разве «темное царство», - замечает другой критик,- хоть немного поколебалось в своих устоях оттого, что погибла эта правдивая, честная натура, разве ее смерть заставила хоть одного человека усомниться в истинности тех правил жизни, которые в своем крайнем выражении довели до могилы молодую, хорошую жизнь? Наоборот, с точки зрения кабановской морали гибель Катерины есть лучшее подтверждение того, как опасно нарушать ее заветы и предписания. Нет, не луч света, не отрадное явление, возвещающее близкую кончину мира Диких и Кабановых представляет собой Катерина, а несчастную жертву безграничного деспотизма и самодурства, культивируемых в этой среде».

Катерина – луч света в темном царстве.

План.

  1. Освобождение женщины от семейного рабства – один из злободневных вопросов конца 50-х годов 19 века.
  2. Катерина – «луч света в темном царстве».
    1. Место образа Катерины среди образов драмы.
    2. Жизнь Катерины в родительском доме, ее мечтательность.
    3. Условия жизни Катерины после замужества. Катерина в доме Кабановых.
    4. Желание любви и преданности.
    5. Сила любви Катерины.
    6. Честность и решительность
    7. Добролюбов о характере Катерины.
    8. Самоубийство – протест против темного царства
  3. Добролюбов об идейном смысле образа Катерины

Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».

Эпиграф: «Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», - составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и всей нашей литературы» . Н.А.Добролюбов.

В своих произведениях Островский раскрывает темы освобождения женщины от семейного рабства – это один из злободневных вопросов 50-х годов 19 века. Женщина 50-х годов, вследствие векового угнетения, бессильна перед самодурством и является жертвой «темного царства».

Образ Катерины – это образ вольной птицы – символа свободы. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», - вспоминает свою жизнь у матери: «Отчего люди не летают, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». В драме Катерина есть воплощение «русской живой натуры». Она предпочитает умереть, чем жить в неволе. «В ней виден протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный под пыткой домашних и над бездной, в которую бросилась Катерина. Ее сильная натура терпит только до поры до времени. «А уж коли мне очень здесь опостынет, – говорит она, - так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» В образе Катерины воплотилась «великая народная идея» - идея освобождения.

Выделение Катерины среди образов «темного царства» составляется в ее открытом характере, смелости, прямоте. «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу», - говорит она Варваре, которая пытается ей внушить, что без обману в их доме не прожить. Характер Катерины проявляется в ее простодушном рассказе о своей детском возрасте и о жизни в родительском доме.

Катерина рассказывает Варваре, как они ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, гуляли по саду, как опять беседовали с богомолками и сами молились. «И до смерти я люблю в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду, и не вижу никого и время не помню, и не слышу, когда служба кончается». Живя вольной птицей у матери, Катерина любила мечтать. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

В доме Кабановых жизнь Катерины проходила также, как и у матери, разница была в том, что у Кабановых все это делалось как будто из-под неволи.

Чувство любви Катерины сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей человеческой жизни. Катерина любит не так, как жалкие жертвы «темного царства». На слова своего возлюбленного: «Никто и не узнает про нашу любовь», - она отвечает: «Пусть знают все, все видят, что я делаю» И она во имя своей любви вступает в неравный бой с «темным царством».

Религиозность Катерины – это не гнет Кабанихи, а скорее всего детская вера в волшебные сказки. Катерине свойственны религиозные предрассудки, заставляющие молодую женщину воспринимать любовь как смертный грех. «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная. Плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это не хорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю!»

Характер Катерины «сосредоточенно-решителен, неуклонно верен естественной правде, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». В этой-то целостности и внутренней гармонии, способности всегда быть самой собою, ни в чем и никогда самой себе не изменяя, и состоит неодолимая сила характера Катерины.

Убивая себя, совершая с точки зрения церкви великий грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» - это последние слова Катерины. Самоубийство может быть в самых исключительных случаях, когда никакие формы борьбы невозможны. Ее решимость умереть, лишь бы не быть рабой выражает, по словам Добролюбова, «Потребность возникшего движения русской жизни».

Добролюбов об идейном смысле образа Катерины сказал: «Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».


В творчестве А. Н. Островского важное место занимают пьесы о купечестве. Они отличаются яркостью и правдивостью, неслучайно Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. Эти произведения описывают купеческую жизнь как мир скорби, затаенной и тихо вздыхающей, мир боли, тупой и ноющей, мир молчания, тюремного и гробового.

И даже если вдруг появляется робкое роптанье, то оно утихает в момент своего появления.

Критик Н. А. Добролюбов анализировал пьесы Островского в статье “Темное царство”.

Критик рассуждал о том, что купеческое самодурство состоит лишь из покорности и невежества, но выход из положения найдется, потому что в человеческих душах навеки останется желание жить достойно. Недолго люди покорными будут. Добролюбов побуждал людей бросить луч света в безобразный мрак темного царства. Он задавал различные вопросы, тем самым ведя беседу с людьми, обращаясь ко всему народу. Отвечал на его вопросы и побуждения Островский, написав пьесу «Гроза», которая поразила критика до глубины души. Написал драматург это произведение в 1860 году.

И названием, и материалом пьеса словно символизировала грядущее обновление общества и помогала людям начать совершенно иную жизнь. В пьесе «Гроза» были не только явления природы, но и настоящий смысл человеческой жизни.

В произведении рассказывается о многих людях, но главным действующим лицом там является Катерина. Образ этой женщины весьма непрост. Она очень сильно отличается от других окружающих ее людей. Вот из-за этого критик и дал ей второе имя: “луч света в темном царстве”. Конечно, у читателя тут же возник вопрос, чем Катерина так отличается от остальных?! И тут же хочется ответить, что не существует на этом свете свободных людей. Свободными не являются ни самодуры, ни их жертвы. Катерина воспитывалась в купеческой семье, но никогда не была похожа на таких, как она. Жила она в большом доме, как вольная птичка. Но после вступления в брак, птичку навеки заключила в клетку самодурства, свекровь.

В дом Катерины всегда заглядывала уйма богомолок и странниц. Это сделало женщину очень религиозной. Поэтому свою влюбленность в Бориса она рассматривает как тяжкий грех. Но Катерина наделена ярким воображением, она очень эмоциональна и мечтательна.

Она слушает различные истории и словно видит их наяву. Она видела во снах райские сады и удивительных птиц, а стоило ей войти в церковь, как она видела там ангелов. Даже речь Катерины отличается музыкальностью и напевностью, она подобна народным сказаниям и песням.

Одновременно с этим, религиозная, замкнутая жизнь, невозможность найти выход из ситуации для такой незаурядной натуры, как Катерина, способствовали пробуждению в ней нездоровой чувствительности. Поэтому, когда началась гроза, героиня, услышав проклятья барыни, начала молиться. Нервы ее сдались, когда она увидела рисунок “геенны огненной” на стене, поэтому она рассказала Тихону о любви своей к Борису.

Набожность Катерины даже в некоторой степени заглушает такие черты ее характера, как стремление к правде и независимости, решительность и смелость. Не способны к пониманию других людей самодур Дикой и постоянно упрекающая родных Кабаниха. Сравнивая с ними Катерину, или же проводя параллель между нею и бесхарактерным Тихоном, который только иногда может на несколько дней загулять, с возлюбленным героини Борисом, который не умеет ценить истинную любовь, мы видим Катерину особенно привлекательной. Она не желает никого обманывать и не может этого делать, поэтому заявляет прямо, что обманывать не умеет, и скрывать не может. Главным смыслом жизни стала для героини любовь к Борису - это и тоска по воле, и мечты о свободной, настоящей жизни. Именно во имя этой любви вступает Катерина в неравную схватку с “темным царством”. Героиня не рассматривает свой протест в качестве возмущения против всей системы, у нее даже в мыслях нет этого. Однако устройство “темного царства” таково, что малейшее проявление самостоятельности, независимости, достоинства личности оно воспринимает как смертельный грех, как борьбу с самими основами господства самодуров. Пьеса заканчивается смертью Катерины неслучайно: она очень одинока и, кроме того, сознание ее раздвоено внутренним противоречием – пониманием своего “греха”. Ее гибель - не крик отчаяния. Ее можно назвать скорее нравственной победой над “темным царством”, которое сковывает свободу, разум и волю. Согласно учению церкви, самоубийство является, непрощаемым грехом. Но Катерину это уже не страшит. Полюбив Бориса, она говорит ему, что если она ради него не побоялась греха, то и людского суда не побоится.

Ее последние слова были обращены к возлюбленному: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”

За принятое Катериной решение ее можно обвинять или оправдывать, оно привело к трагедии, но в нем прослеживается цельность натуры героини, жажда свободы, решимость. Ее смерть стала потрясением даже для таких людей, как Тихон, теперь уже в глаза обвиняющий мать в гибели своей жены.

Это означает, что поступок Катерины на самом деле стал “страшным вызовом самодурной силе”. В “темном царстве” рождаться могут светлые натуры, способные осветить это “царство” своей жизнью или смертью.