Ах, милый Александр Сергеевич! Написано ли вашим пером нечто более совершенное, нежели живой и вечный роман «Евгений Онегин»? Не в него ли вложили вы большую часть себя, своего неистового вдохновения, всей своей поэтической страсти?

Но не слукавили ли вы, о, бессмертный классик, говоря о том, что Онегин не имеет ничего общего с вами? Не являются ли черты его характера свойственными именно вам? Не ваша ли «хандра» на нем, не ваша ли разочарованность? Не ваши ли «черные эпиграммы» черкает он своим недругам?

А Ленский! Право, как он похож на вас, влюбленного, юного! На вас - другого, на того вас, которого вы не смели более открывать миру явно…

Ленский и Онегин... их обоих - ваш, о бессмертный Александр Сергеевич, пестрый и живой портрет на стене поэзии. Согласитесь ли вы с мыслью подобной дерзости?

Впрочем, как бы то ни было, позвольте, ввиду вашего молчания, каждому поклоннику вашего гения делать свои выводы, пустив в полет собственную фантазию.

Мы же сравним и сопоставим двух ярких едва касаясь граней непосредственно вашей личности. Во избежание навязчивых параллелей между вами, сударь, и персонажами вашей поэмы, приложим все усилия для осуществления сухой констатации их ярких характеристик.

Итак, Онегин. Красив, умен, статен. В описании его петербургского распорядка дня, любезный Александр Сергеевич, мы находим ваши строки о не менее чем трех часах, проводимых им у зеркал в прихорашиваниях. Вы даже сравниваете его с одетой по-мужски барышней, спешащей на бал. Духи, помады, стрижка по моде. Денди, педант и франт. Всегда элегантен в одежде. И, к слову будет сказано, ногти-с… Он, как и вы, сударь, проводит много времени за туалетным столиком, ухаживая за ними.

Увы, все действия, производимые им над собой с целью быть привлекательным, - всего лишь дань светской привычке. Он давно остыл к противоположному полу, разочарованный в любви. Ему вовсе не хочется нравиться женщинам. Нет! Любовь давно сменилась «искусством обольщения», не приносящим, впрочем, никакого удовлетворения.

Светские рауты давно утратили для него весь вкус. На балах он бывает часто, но по инерции, от скуки и от нечего делать. Светский скучен ему. Все опостылело, надоело! Но, другой жизни не зная, продолжает он влачить привычный образ жизни. Ни друзей, ни любви, ни интереса к жизни.

Образ мысли, мировосприятие Онегина - все подвергаете вы, Александр Сергеевич, беспощадной «русской хандре», или депрессии. Неизмеримая внутренняя пустота, отсутствие мечты, скука, безотрадность. Вместе с тем живость холодного, трезвого ума, отсутствие цинизма, благородство.

Его прозаичность вы подчеркиваете неспособностью «хорей от ямба отличить», а предпочтение им Скотта Смиту, с его политэкономическими книгами, лишь подтверждает наличие непоэтического точного мышления.

То ли дело Ленский!

Какая злая муза посетила вас, Александр Сергеевич, когда сводили вы в дружеских узах своих столь разных героев? Могли ли отношения Ленского и Онегина не привести к трагедии? Ваш Ленский…

Красив, но красив иначе, нежели Онегин. Вы наделяете его естественной красотою длинными, темными, вьющимися волосами. Вдохновенным взглядом поэта и живым, горячим сердцем, открытым миру.

Владимир Ленский чуток к восприятию природы и мироздания в целом. Во всем «подозревая чудеса», он по-своему понимает и чувствует мир. Идеалист, право слово!

Влюбленный в жизнь восемнадцатилетний мечтатель свято верит в существование своей второй половинки, которая его ждет и томится. В верную, преданную дружбу и «священную семью», как вы, почтенный Александр Сергеевич, изволили назвать Святую Троицу.

Своим же пером описывая взаимоотношения Онегина и Ленского, вы сравниваете их с союзом воды и камня, пламени и льда, поэзии и прозы. Как они непохожи!

Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика

Вам было угодно, властитель муз, играть этими двумя прекрасными юношами в печальной игре, по сей день побуждающей читателя окроплять слезами страницы Вашего великого романа. Вы родните их дружбою, сначала «от нечего делать», а после более близкой. А потом жестокосердно…

Нет, лучше по порядку. Итак, они сближаются: Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух, таких характерных для вашего, Александр Сергеевич, времени героев, может быть полной только при описании их дружбы.

Итак, противоречия встречаются, как утверждает Поначалу они скучны друг другу по причине несхожести суждений. Но немного погодя эта разность превращается в, притягивающий противоположности магнит. Каждый тезис становится причиной оживленных споров и обсуждений между друзьями, каждый спор превращается в предмет глубоких раздумий. Возможно, никто из них не принимал позиций товарища, но и интерес, уважение к течению чужой мысли они сохраняли. Слушая Ленского, Онегин не перебивает его по-юношески наивных суждений, стихов и древних сказаний. Будучи разочарованным реалистом, он не спешит упрекать Владимира в идеализации людей и мира.

Сходство героев

Ежедневные совместные конные прогулки, ужины у камина, вино и беседы сближают молодых людей. И, вместе с тем, с течением времени обнаруживаются сходства Онегина и Ленского. Наделяя их такими яркими чертами, вы, повелитель пера, вырываете их из обычного круга сельского общения, со скучными беседами о псарне, собственной родне и прочем вздоре. Образованность главных героев, являющаяся одной из немногих общих для них обоих черт, заставляет зевать их в кругу сельской знати.

Две судьбы, две любви

Онегин старше Ленского лет на пять-шесть. К такому выводу можно прийти, исходя из указанных вами, драгоценный Александр Сергеевич, двадцати шести годах его в окончании романа... Когда, приклоняя колени, он плакал от любви у ног ее... у ног Татьяны... Но, нет. Все по порядку.

О, великий знаток души человеческой, о, тончайший психолог глубинных чувств! Ваше перо являет пред мертвой душой Онегина светлый, чистый идеал девы юной - Татьяны Лариной. Ее юная, нежная страсть проливается пред ним в откровенном письме, которое вы приписываете ему сохранить на всю жизнь как свидетельство возможности искренности и красоты чувств, в которые он уже не верил. Увы, его хандрящее зачерствевшее сердце не было готово ответить взаимностью. Он старается избегать встреч с Татьяной после разговора с ней, в котором отказывает ей в высоких чувствах.

Параллельно этой нестройной любви Вы развиваете чувства Владимира Ленского к Татьяниной сестре - Ольге. О, как не похожи эти две любви, как сами Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух чувств была бы лишней. Любовь Ольги и Владимира полна целомудренной страсти, поэзии, юного вдохновения. Наивный Ленский, искренне желающий счастья другу, пытается подтолкнуть его в объятья Татьяны, зазывая того на ее именины. Зная нелюбовь Онегина к шумным приемам, он обещает ему тесный семейный круг, без лишних гостей.

Месть, честь и дуэль

О, сколько же сил прилагает Евгений для сокрытия своего бешеного негодования, когда, согласившись, он попадает на провинциальный бал с множеством гостей, вместо обещанного семейного ужина. Но более того он возмущен Татьяниным смятением при восседании им на уготованное ему заранее место… напротив нее. Ленский знал! Все подстроено!

Онегин, право, не желал того, что уготовило ваше, Александр Сергеевич, неумолимое перо, когда мстил Ленскому за его обман! Когда увлекал его возлюбленную Ольгу в свои объятья в танце, когда шептал ей вольности на ушко, изображал нежный взгляд. Цинично и недальновидно воззвав к ревности и презрению юного поэта, он послушно следовал предначертанному вами для них обоих року. Дуэль!

Утром у мельницы…

Оба уже отошли от глупых обид. Оба уже с трудом находили повод для дуэли. Но никто не остановился. Гордыня тому виной: никто не намеривался прослыть трусом, отказавшись от поединка. Результат известен. Юный поэт повержен пулей друга за две недели до собственной свадьбы. Онегин, не в силах предаваться воспоминаниям и сожалениям о смерти единственно близкого ему человека, покидает страну…

По возвращении он полюбит повзрослевшую и расцветшую Татьяну, только теперь уже княжну. Преклоняя пред ней колени, будет целовать ее руку, молить о любви. Но нет, слишком поздно: «Теперь другому отдана и буду век ему верна», - произнесет она, горько плача. Онегин останется совсем один, лицом к лицу с воспоминаниями о любви и друге, убитом его же рукой.

Дуэли творца Онегина и вполне уместные параллели

Вас упрекали, милейший Александр Сергеевич, в недостаточности оснований для дуэли между вашими героями. Смешно! Разве ваши современники не проводили параллелей этих двух юношей с вами непосредственно? Разве они не отметили сходств таких противоположных Онегина и Ленского с вашей противоречивой, двойственной натурой? Этого граничного раздвоения на Ленского - вдохновенного поэта, суеверного лирика - и светского повесу, охладевшего, уставшего Онегина... неужели не обнаружили они? Одному вы отдаете свой пламенный гений, любовь, жизнерадостность и, сами того не подозревая, вашу же собственную смерть. Другому отданы скитания, отчуждение и, в конце концов, длительная поездка за границу, о которой вы сами так мечтали. Характеристика Онегина и Ленского является всесторонним раскрытием вас самого, не так ли? А если столь очевидное сходство обоих героев с вами, многоуважаемый классик, было разоблачено вашими современниками, разве не ведомо было им, каких легких, незначительных поводов для дуэлей было достаточно вам самому? И сколько раз в каждую неделю своей жизни вы приступали к игре со смертью, бесстрашно и равнодушно взирая на холодный ствол в руках своего взбешенного противника?

1. Начало дружбы Ленского с Онегиным
2. Отношения с семейством Лариных
3. Дуэль

В романе А. С. Пушкина мы знакомимся с двумя молодыми людьми, образованными дворянами, достаточно богатыми для того, чтобы праздно проводить время и не зависеть ни от кого. Это Онегин и Ленский. Они познакомились в деревне; их поместья находились по соседству, и прибыли туда мужчины примерно одновременно: Онегин из Петербурга, а Ленский – из Германии, где он учился в университете. Евгений не понравился соседям: он не хотел с ними общаться и не говорил «да-с» и «нет-с». А Владимир, напротив, многим понравился, особенно девушкам.

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Евгений, разумеется, не был столь же образован: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Конечно, это ирония, но все же университета Онегин не оканчивал и стихов писать не умел. Основное его умение было в обольщении женщин, Онегин был избалован женским вниманием, праздным образом жизни, ведь большую часть своей жизни он проводил на балах и в развлечениях.

Ленский же не был испорчен высшим светом, он сохранил в своей душе возвышенные идеалы чести, любви и дружбы. Всю восторженность своих чувств, свою искренность Ленский выражал в поэзии, он не только увлекался творчеством великих поэтов, но и сам писал стихи. Ленский и Онегин не говорили о пиршествах и балах, так как Ленскому всё это было чуждо, а Онегину надоело. Молодые люди много спорили обо всем на свете: о добре и зле, о смысле жизни и о смерти…Онегин относился к Ленскому снисходительно, с улыбкой слушая его восторженные беседы, не пытаясь вставить свое «охладительное слово», считая, что с возрастом наивность Ленского исчезнет сама собой.

За молодого и красивого Ленского многие родители хотели бы выдать замуж своих дочерей, поэтому он всегда был желанным гостем во всех имениях, но Ленский искал не сердечных приключений, а сердечной дружбы, духовной близости, признания, наконец. Поэтому он сдружился с Онегиным:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Поэт даже в шутку замечает, что эта дружба образовалась от «делать нечего» (я думаю, что в шутку, потому что Пушкин сравнивает своих героев с самим собой, а все мы знаем, каким прекрасным другом был Александр Сергеевич!). Конечно, на первых порах различие во взглядах молодых людей отталкивало, затем эта разница, наоборот, нравилась им:

Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.

Отношения с семьей Лариных тоже по-разному характеризуют героев поэмы. Владимир очарован Ольгой, сестрой Татьяны. Он давно увлечен ею и именно ее мечтал бы видеть своей невестой. Ленский часто бывает в доме у Лариных, чему удивляется Онегин, считая такое времяпрепровождение Ленского скучным. И вот Ленский приглашает Онегина с собой в дом Лариных, где и происходит знакомство с Татьяной. Онегин, успевший повидать немало красавиц, обращает внимание на Татьяну: «Неужто ты влюблен в меньшую?»

Онегин проявляет себя как более опытный человек, умеющий разбираться в людях. Вкусы друзей расходятся даже в выборе женщин. Романтик Ленский увлекается внешними качествами Ольги, ее легкостью и веселостью, не замечая того, что она заурядна и не очень умна. Он верит в верность Ольги, в ее любовь и строит планы на счастливое будущее. Онегин же, умудренный опытом, ценит женщин за другие качества, ему более интересны глубокие и скромные девушки, в Татьяне он замечает прекрасную душу, благородство и нежность, считая, что она может стать прекрасной женой, способной быть верной своего мужу и любящей его до конца своих дней. И он не ошибается в этом. Мы в этом убеждаемся в финале романа, когда во время последнего свидания она доказывает свою верность мужу, говоря: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

В сцене именин Татьяны Евгений проявляет себя не с лучшей стороны: он ведет себя некрасиво и бессердечно, любезничая с возлюбленной друга, приглашая ее на мазурку и нашептывая ей «какой-то пошлый мадригал». Горячий и романтичный, Владимир не может извинить поведение своего друга и вызывает его на поединок. Онегин ведет себя хладнокровно, спокойно принимая вызов. Хотя сам себя он ругает за то, что так зло пошутил с Ленским:

Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно…

Все дело в том, что он был слишком раздражен, видя толпу презираемых им соседей, растерянность и взволнованность Татьяны, и был зол на Ленского, который обманом завлек его на это сборище. Бесспорно, Ленский погорячился с вызовом дуэль, Онегин же слишком равнодушно отнесся к ней. Евгению следовало бы извиниться перед своим другом, и дело бы разрешилось мирным путем. Онегин понимает, что он старше Владимира и должен был быть осмотрительнее его, остудив его пыл, не принимая дурачество молодого поэта. Теперь же отменить дуэль Онегин не мог, так не хотел «хохотни глупцов», к тому же в деле участвовал старый дуэлянт Зарецкий: «Он зол, он сплетник, он речист…». После того, как Ленский был убит, Онегин побегает к нему, зовет, но поздно.

Можно сказать, что к этой истории приятели изначально отнеслись совершенно по-разному. Ленский относился к ней со всей серьезностью, он хотел защитить честь Ольги, наказать Онегина, а Онегин же к дуэли относился совершенно хладнокровно, даже проспал, опоздав на нее. Владимир волнуется перед поединком, он сочиняет стихи, посвященные Ольге – свое любовное завещание, стремится провести с возлюбленной последние минуты, Евгений же абсолютно спокоен.

Подводя итог, можно сказать, что Владимир Ленский в произведении — олицетворение романтизма, а Онегин — холодного опыта. «Лед и пламень», как верно подмечено в одной из глав. Эти два героя очень разные, но они словно бы дополняют друг друга. В Ленском можно отметить те качества характера, которых так не хватает Евгению, а в Онегине было то, чего недоставало Ленскому. Онегин мог бы своим «льдом» остудить «пламень» Ленского, но не сделал этого. И поэт погиб.

Роман в стихах «Евгений Онегин» - это произведение отражающие жизнь, нравы и быт людей, относящихся к разным группам российского дворянского общества начала XIX века. Основной темой можно, бесспорно, назвать описание передовой личности, ее отношения к дворянскому обществу. Пушкин раскрывает эту тему на основании образов Евгений Онегина , Владимира Ленского и Татьяны Лариной . Именно они - самые яркие и прогрессивные представители дворянской интеллигенции.

Центральный действующий персонаж - это Евгений Онегин. Определить это нетрудно, так как роман носит его имя. Но также мы понимаем, что становление личности Евгения немыслимо без Татьяны и Владимира.

Читая роман, мы понимаем, что сам Пушкин относился к Евгению с симпатией и одновременно с некоей долей иронии. Автор пишет, что юноша чуть не стал главной причиной разорения своей семьи, но «судьба Евгения хранила», поэтому воспитан он был в духе дворянских традиций. В юношеские годы Евгений ничем не отличался от окружающего дворянского мира:

Он по-французски говорил совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно…

По тем меркам это было все, что нужно, чтобы «свет» считал человека умным и милым.

Однако Онегин не отдается полностью ни одному из увлечений. Он принимает участие в светских развлечениях, ему присущи кратковременные минуты наслаждений, но полностью душой в них он не погружается.

Проявление колебаний мы видим, когда Онегин погружается в излюбленное для себя искусство: «науку страсти нежной».

Парадокс, так как страсть не подчиняется законам, поэтому не может быть наукой, где все идет строго по правилам, по графику. Но в Онегине все иначе, все его движения «страсти нежной» рассчитаны до мелочей.

Главный герой ведет бездельный образ жизни, проводя все своей время на балах, в театрах, в ухаживаниях за женщинами. Так жили все представители дворянского сословия от млада до стара. Но нельзя о нем сказать, что он свой в этом обществе гуляк и весельчаков. Нет, совсем наоборот, Евгений не занимают ни балы, ни театры, а ходит он туда, чтобы хоть как-то проводить время. Как писал русский критик В.Г. Белинский: «Онегин - эгоист поневоле». И я с этим полностью согласна.

Онегин рано постиг пустоту светского общества и почувствовал себя чужим, лишним человеком в нем. Он ищет уединения, тишины, спокойствия и едет в деревню, но там преимущественное его состояние - скука.

Но что мы видим? Встреча с Татьяной Лариной, «милым идеалом», невольно подкашивает размеренную жизнь Евгения. Онегин, как нам может показаться, специально дает влюбиться в себя девушке, а потом, получив ее письмо, отвергает ее любовь, да еще при этом читает ей нравоучения. Хотя сам сильно тронут признанием, он отказывает девушке. Почему? По-моему, этот поступок достоин внимания и даже уважения.

Я думаю, что Онегин сделал так лишь для того, чтобы не вселять в молодое, неопытное сердце надежды на взаимность. Ведь Евгений отлично знал себя, знал, что девушки для него - игрушки, т.к. он не романтик. И это подтверждается тем, что, приехав в деревню, Онегин пробует писать стихи, но быстро бросает, начинает читать, но скоро и это ему наскучивает.

Его одолевает хандра, он мучается от безделья, и именно тогда в деревню приезжает красавец Ленский , «с душою прямо геттингенской», - романтик немецкого склада, «поклонник Канта». Наверно, он с рождения был избран стать поэтом-романтиком, чтоб сеять везде свои «вольнолюбивые мечты».

Ленский наделен благородной и возвышенной душой, но, в отличие от Онегина, не имеет ни малейшего представления о реальной жизни.

Онегин и Ленский сходятся и становятся друзьями, что, наверное, произошло только из-за желания хоть с кем-нибудь пообщаться.

Онегин и Ленский - это лед и пламень. Так как характер Ленского - это совершенное противоположное проявление характера Евгения.

Пушкин показал Владимира, как человека не из мира сего, для него действительность кажется чем-то чуждым и неестественным. Объяснить это достаточно просто, ведь Ленский - яркое олицетворение романтического склада личности. Он больше понимал и принимал все прекрасное и высокое, чем серость обыденного мира. Но в то же время, как говорил Белинский: «Он сердцем милый был невежда», так как, не зная всей правды жизни, говорит и рассуждает так, как будто постиг ее всю и вся.

Ленский рассказывал о прелестях жизни Онегину, который только слушал и молчал, тем самым не желая разочаровать «милое дитя». Но, по-моему, настоящий друг так поступать не должен, т.к. «горькая ложь». И именно поэтому эта фиктивная дружба с самого начала не несла для Онегина и Ленского ничего хорошего. Ведь всегда, когда появляются совершенно противоположные мнения, то обязательно одно их них затмевает другое. Так случилось и в этом случае…

Переломные моменты во взаимоотношениях друзей явилась прихоть Онегина отомстить Ленскому, а тот в свою очередь не преминул ответить на обиду, вызвав обидчика на дуэль. Поединок кончается трагически для Владимира, а Онегин впадает в глубокую меланхолию. Он осознает, что поступил подло, ведь нет ничего хуже, чем пасть от «приятельской руки». Бессмысленность этого поступка становится для него очевидной.

Позже, отойдя от потрясения, Онегин обрел способность к большому чувству, так как он вновь встретил Татьяну. Как говорят: «Нет худа без добра». Ведь не произойди всех трагических событий (гибели Ленского, уезда Татьяны из деревни и выход ее замуж за генерала), то, встретив спустя много лет Татьяну, в Онегине не дрогнуло б сердце.

Он бы так и остался бы бездушным, черствым человеком, ведь именно встреча с Татьяной превратила его из льда в пламя. Даже можно сказать, что к концу романа Онегин стал не антиподом Ленского, а его продолжением. Он также мечтал о любви, взаимном чувстве, счастье. Он даже стал писать стихи.

Но давайте поговорим о Ленском.

Кем бы он стал, если бы его не забрала смерть в столь юном возрасте?

Но он ведь мог стать и помещиком, который, подобно Дмитрию Ларину, завершил бы свою жизнь весьма обыкновенно и обыденно. Так что, как писал В.Г. Белинский: «В Ленском было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить - значит развиваться и идти вперед. Это - повторяем - был романтик, и больше ничего».

Многие годы, особенно во времена революционных потрясений, роман «Евгений Онегин» рассматривался через политическую призму: героев делили на «лишних» и «нелишних», соотносили итог романа и социальные реалии того времени. Однако мы считаем такой подход неверным. Так как в первую очередь «Евгений Онегин» - это произведение о романтической истории влюбленных, об их чувствах и переживаниях.

Может, в разносторонности романа и кроется его прелесть. В нем каждый найдет ту сторону, которая мила и приятна именно ему.

Онегин и Ленский - два центральных персонажа произведения. Для лучшего представления героев, понимания их поступков, уяснения концепции личности, проникновения в замысел автора, проведем их сравнительное описание.

Воспитание главных героев

Евгений происходит из дворянского рода. Он, «молодой повеса», получил соответствующее своему времени воспитание под присмотром гувернера из Франции - воспитание в духе словесности, не привязанной ни к какой национальной прослойке.

Ленский - располагающий к себе юноша. Красивый («кудри черные»), богатый, эмоциональный, полный возвышенных ожиданий от жизни. Уделяя большое внимание описанию внешности и характера героя, Александр Сергеевич умалчивает о воспитании.

Идеалы Евгения и Владимира

Для верного восприятия идеалов Онегина, вначале необходимо уяснить, что означает «идеал». Понятие «идеал» подразумевает наши стремления. К чему же тянулась душа Онегина? К гармонии. А как он этого достигал? Боролся между вечным (национальным) и временным (тем, что появилось в его характере под влиянием общества и посторонних взглядов на жизнь).

Идеалами Ленского выступают преданная любовь и искренняя дружба до конца дней.

Реалист Онегин и мечтатель Ленский

Сложный и противоречивый характер Евгения соответствует его времени - такому же трудному и неоднозначному.

Онегин ленивый, преисполненный гордыни и равнодушия. Лицемерный и льстивый. Ему нравится злословить и критиковать. На празднике жизни, скорее всего, лишний. Заметно отличается от своего окружения, пытается отыскать смысл жизни. Нежелание трудиться, уныние, тоска, отсутствие жизненных целей, скептический настрой - отличительные черты «лишнего человека», к которым причислен Онегин.

Владимир Ленский - антипод своего соседа. Не бунтарь. Восторжен, вольнолюбив, всегда пребывает в мечтах. Романтик. Его неподдельная искренность, душевная чистота, честность и прямота подкупают, однако Ленский - не идеал. Смысл жизни - тайна. Какую же функциональную нагрузку, по задумке автора романа, несет данный персонаж в произведении? Значение Владимира - подчеркнуть характер Евгения.

Эти два персонажа различны. Но при этом заметно их сходство: отсутствие перспектив, подходящего занятия в жизни, нерешительность характера.

Отношение персонажей к поэзии

«Зевая, за перо взялся, хотел писать…». Интересно, к какому литературному жанру тяготеет Евгений? Маловероятно, что к поэзии («не мог он ямба от хорея… отличить…»). Но нельзя говорить и о том, что ему было чуждо написание стихотворений. Настоящего смысла великой поэзии недопонимал, но подбором рифмы все же пытался занять себя.

Эпиграммы - вот на что у Онегина хватало фантазии. (Здесь сделаем небольшое отступление и поясним, что эпиграмма - это короткое стихотворение, цель которого высмеять человека или событие). Онегин любил эпиграммами «возбуждать улыбку дам».

В противопоставление Онегину, Ленский с уважением относится к поэзии. Ведь он - поэт. Свои стихи посвящает невесте Ольге.

Любовь в жизни героев

Евгений, «в любви считаясь инвалидом», относится к возвышенному чувству скептически, с некоторой иронией и прагматизмом. В конце романа его отношение меняется. В нем просыпаются чувства, доселе неведанные, к Татьяне.

Ленский пребывал в состоянии влюбленности («пел любовь»).

Различие в восприятии жизни

По мнению Онегина, существование бессмысленное и пустое. Дни наполнены тоской и унынием. Цели отсутствуют, нет стремления вперед.

Ленский парит на суетой. Его романтичной, эмоциональной и наивной натуре не свойственно глубокое понимание жизни.

Заключение

Онегин и Ленский - явные противоположности. Их отличают склад характера, идеалы, отношение к жизни и любви. Глубоко в душе Онегина таится доброе начало, но внутренние конфликты и дисгармония читателю налицо.

Ленский предстает свободолюбивым и мечтательным, искренне верящим в свои идеалы. Он не привязан к реальности, в нем нет основы.