Путеводитель по архитектурным стилям

В Петербурге Третьяков увидел коллекцию картин Федора Прянишникова. Его поразили работы Тропинина, Венецианова и особенно «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Федотова. Владелец коллекции предложил ее за 70 000 рублей. У Третьякова таких денег не было, и тогда Прянишников рекомендовал покупать картины у самих художников: так дешевле.

Павел Михайлович отправился в мастерские столичных живописцев, и у Николая Шильдера увидел работу «Искушение»: на кровати тяжело больная женщина, а рядом сваха с предложением выгодного брака ее дочери. Героиня картины отказалась, но решимость ее таяла, ведь матери срочно нужны были деньги на лекарства. Этот сюжет всколыхнул самого Третьякова, чья возлюбленная в такой же ситуации не смогла отклонить предложение богатого ухажера. Павел Михайлович никому не раскрывал эту тайну, чтобы сохранить доброе имя девушки, но картину Шильдера купил. Так определился принцип коллекции: никаких парадных портретов - только реализм и живые сюжеты.

Павел Третьяков пополнял коллекцию на протяжении всей жизни. Располагалась она в его доме в Лаврушенском переулке. Третьяковы купили его у купцов Шестовых еще в 1851 году. А в 1860 Павел Михайлович написал первое завещание, где выделял 150 000 рублей на создание галереи картин русских художников. На это благое дело он завещал свое собрание и предлагал выкупить еще несколько коллекций. Его брат, Сергей Третьяков, также был коллекционером, но собирал западную живопись.

Павел Михайлович отдавал предпочтение исключительно русским художникам.

Например, он не покупал картины Семирамидского, так как тот свою лучшую работу подарил Кракову. При выборе картин Третьяков полагался на свой вкус. Однажды на выставке передвижников искусствоведы бросились критиковать «Варфоломея» Нестерова. Они убеждали Третьякова, что картину нужно убрать. Выслушав доводы, Павел Михайлович ответил, что купил эту работу задолго до выставки, и приобрел бы вновь даже после гневной тирады оппонентов.

Вскоре Третьяков стал оказывать огромное влияние на развитие искусства. Он мог требовать у художников внести правки. Он заказывал портреты тех лиц, которых считал достойными для галереи. Так там появились Герцен, Некрасов, Салтыков-Щедрин. А Константина Тона или Аполлона Майкова для него будто не существовало.

Каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею, а моей - тем более: ведь мой отец давно объявил мне полусерьезно, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я - «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее.

Правда, у Третьякова появился соперник на поприще коллекционирования. И какой - сам Александр III! Царь приходил в ярость, когда на выставках передвижников видел на лучших работах пометку «Собственность П.М. Третьякова». Но нередко ему удавалось перебивать предложенную Павлом Михайловичем цену. Так уже Николай II в память об отце выкупил у Сурикова за баснословные деньги «Покорение Сибири Ермаком». Художник пообещал эту картину Третьякову, но не устоял перед выгодной сделкой. А меценату он бесплатно отдал эскиз работы. Он до сих пор выставляется в галерее.

Все это не мешало расти собранию Третьякова, и архитектор Каминский несколько раз перестраивал здание галереи.

Зимой 1887 года от скарлатины умер любимый сын Павла Третьякова. Последними его словами была просьба сходить в церковь. И тогда Павел Михайлович начал собирать иконы.

В 1892 году после смерти Сергея Третьякова коллекции братьев соединились. Павел Михайлович подарил их и здание в Лаврушенском переулке Москве. Так появился музей Третьяковская галерея.

На момент основания собрание включало 1 369 картин, 454 рисунка, 19 скульптур, 62 иконы. Павел Третьяков получил звание почетного гражданина Москвы и до самой смерти оставался попечителем Третьяковской галереи. Он продолжал пополнять коллекцию Третьяковки за свой счет. И это требовало расширения экспозиционной площади, поэтому к особняку пристраивали все новые помещения. При этом галерея носила имя обоих братьев, хотя, по сути, была коллекцией Павла Михайловича.

После смерти мецената, фасад Третьяковской галереи перестроили по эскизам В.М. Васнецова в виде сказочного теремка. Над входом в музей появился барельеф святого и название, написанное древнерусской вязью.

В 1913 году Московская городская дума назначила попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря. Он превратил Третьяковку в музей европейского типа с экспозицией по хронологическому принципу.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Изменились и принципы выбора картин для коллекции. Уже в 1900 году галерея купила у фон Мекка васнецовскую «Аленушку». Ранее отвергнутую Третьяковым.

А в 1925 вопреки завещанию основателей Третьяковки, ее коллекцию разделили. Часть собрания передали в Музей западной живописи (сейчас Музей Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), а некоторые картины увезли в Эрмитаж.

Но в собрании Третьяковской галереи остались настоящие сокровища. Наиболее полной является коллекция искусства второй половины XIX века - равных ей нет. Вот лишь некоторые шедевры Третьяковки: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Троица» А. Рублева, «Апофеоз войны» В. Верещагина, «Буря» И. Айвазовского, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Богатыри» В. Васнецова, Портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского, «Неизвестная» И. Крамского, «Золотая осень» И. Левитана, «Тройка» В. Перова, «Неравный брак» В. Пукирева, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Княжна Тараканова» К. Флавицкого. Есть отдельный зал, где экспонируется «Явление Христа народу» А.А. Иванова. Во Врубелевском зале можно увидеть «Принцессу Грезу», «Царевну-Лебедь», майолики. А картины П.А. Федотова обычно сопровождали стихи.

Я свежий кавалер,
И всем теперь понятно,
Я буду всем в пример,
И все пойдет в зачет.
Я свежий кавалер,
Я парень импозантный,
Атласный этот флер
Мне очень подойдет.
Открой пошире дверь,
Мне почему-то жарко,
Я крестик заслужил,
И слава надо мной,
Я свежий кавалер,
Прижмись ко мне, кухарка,
И ласку окажи,
Ты мне ночной порой.
Теперь я, как актер,
Я Гамлет, я Отелло,
Великолепный сан,
Мне светит, как портрет,
И мой атласный флер,
Наброшен так умело,
И даже мой топчан,
Всем излучает свет.
Есть крестик у меня,
Но этого мне мало,
Я свежий кавалер,
Я покоритель дам,
Дождусь такого дня,
Как стану генералом,
И буду всем в пример,
Для дочек и для мам…

Есть среди сокровищ Третьяковской галереи и настоящие тайны.

Например, на картине «Утро в сосновом лесу» автором указан только Шишкин, хотя медведей написал Савицкий. Но Павел Третьяков, которому не рассказали о втором авторе, лично скипидаром стер подпись Савицкого.

На картине Рокотова «Неизвестный в треуголке» изображена женщина. Изначально это был портрет первой жены друга художника. Когда, овдовев, он женился второй раз, то попросил Рокотова пощадить чувства второй жены, и живописец нанес второй слой, превратив женщину в мужчину, но не тронул лицо.

А когда в 1885 году Павел Михайлович купил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», ему запретили ее выставлять. Сначала он показывал полотно в узком кругу, а потом повесил его в специальной комнате. В 1913 году в галерею пришел старообрядец Абрам Балашев с ножом в сапоге и исполосовал полотно. К счастью, картину удалось отреставрировать.

25 мая 2018 года полотно Репина опять пострадало: житель Воронежа Игорь Подпорин разбил стекло и порвал холст. Он объяснил свои действия тем, что картина изображает недостоверные события. А 27 января 2019 года прямо на глазах посетителей из галереи украли полотно Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Преступника быстро нашли, и картину вернули.

Сейчас Третьяковская галерея встречает гостей сказочным фасадом. А во дворе стоит памятник основателю - П.М. Третьякову. Он сменил монумент И.В. Сталину работы С.Д. Меркулова 1939 года.

Говорят, что... ...здание Третьяковской галереи пострадало во время Великой Отечественной войны: две фугасные бомбы разбили стеклянную крышу в нескольких местах, разрушили межэтажные перекрытия некоторых залов и главный вход. Восстановление здания началось уже в 1942 году, и в 1944 работало 40 из 52 залов, куда вернулись эвакуированные экспонаты.
...девушкам не выданье нельзя долго смотреть на портрет Марии Лопухиной в Третьяковке. Она умерла вскоре после написания картины, а ее отец, мистик и магистр масонской ложи, заманил дух дочери в этот портрет.
...швейцары Третьяковской галереи не подпускали Илью Репина к картинам, если у него в руках были кисти. Художник был настолько самокритичен, что норовил поправить уже законченные картины.
...коллекция Третьяковской галереи едва не погибла в наводнении 1908 года. Когда Лаврушинский начало заливать водой, здание обнесли кирпичной стеной, которую постоянно надстраивали, чтобы сдерживать воду. А работники галереи на время наводнения перенесли все картины на второй этаж.
...в Третьяковке есть портрет Ивана Абрамовича Морозова на фоне натюрморта Анри Матисса. Хранители шутят, что Серов так точно скопировал французского художника, что в России стало на одну картину Матисса больше.

Третьяковская галерея на фотографиях разных лет:

А вы бы могли дополнить рассказ о Третьяковской галерее?

Коллекция галереи насчитывает десятки тысяч рисунков, скульптур, картин, икон… Но как часто мы, глядя на то или иное произведение искусства, можем вспомнить его точное название, его автора, иногда даже год его создания — а вот место хранения и демонстрации полотна или скульптуры начисто вылетает из головы. Где же мы видели этот шедевр — Эрмитаж, Третьяковка, Русский музей, Исторический, Кусково?..

Поэтому сегодня мы перечислим вам лишь некоторые, известные практически всем произведения, хранящиеся в Третьяковской галерее, чтобы в следующий раз при их виде вы смело могли воскликнуть: «Я знаю, где это можно увидеть!».

А поскольку всю коллекцию галереи можно разделить на пять категорий: иконопись, живопись, графика, скульптура и инсталляции, то и шедевров мы назовем именно пять, по одному в каждой. Хотя, повторимся, даже перечислить всех именитых мастеров, оставивших свой «след» в этом музее, очень сложно.

История галереи

Но, для начала, мы все-таки расскажем вам историю создания национального музея русского изобразительного искусства.

Московский художественный музей Государственная Третьяковская галерея был основан в середине XIX века. Купец Павел Третьяков долгие годы собирал коллекцию живописи русских и иностранных мастеров, выставлял ее на обозрение публике, а в 1892 году передал экспозицию в дар городу. Дом в Лаврушинском переулке Москвы , купленный специально для хранения коллекции, несколько раз достраивался, ремонтировался и расширялся. Позже музею было предоставлено еще несколько зданий, так как количество экспонатов все возрастало.

Сегодня в музее находится одна из крупнейших в мире коллекций русского изобразительного искусства. Помимо выставочных залов, в галерею входят запасники, детская студия, информационный центр, конференц-зал и депозитарий с реставрационными мастерскими.

Шедевры галереи

Иконопись

Галерее сегодня принадлежит богатейшее собрание древнерусской живописи XI—XVII веков. Здесь можно увидеть иконы Андрея Рублева, Симона Ушакова, Дионисия, а также великолепные произведения, созданные неизвестными иконописцами.

Представляем вашему вниманию знаменитую «Троицу» Андрея Рублева — одну из самых прославленных русских икон.

Живопись

Здесь, пожалуй, выбор был самым сложным: в галерее хранятся несколько тысяч живописных полотен разных лет, многие из которых принадлежат не просто мастерам кисти, а поистине великим художникам. Только прочитайте: Суриков, Репин, Васнецов, Шишкин, Рерих, Левитан, Кустодиев, Крамской, Рокотов, Врубель, Поленов, Антропов, Гроот, Левицкий… А ведь здесь представлены еще десятки и десятки замечательных авторов! Портреты, пейзажи, батальные и жанровые сцены; работы передвижников, членов знаменитых «Голубой розы» и «Бубнового валета»… В общем, это нужно видеть своими глазами!

Поэтому, пользуясь служебным положением, автор продемонстрирует вам одно из самых своих любимых полотен, а вы уж вольны выбирать то, которое ближе вам. Итак, Михаил Врубель «Сидящий демон».

Из других живописных произведений, которые у всех на слуху, в Третьяковке можно увидеть:

  • В. Васнецов «Богатыри», «Аленушка»,
  • И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван»,
  • В. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»,
  • И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»,
  • Н. Рерих «Заморские гости»,
  • В. Верещагин «Апофеоз войны»…

Графика

Коллекция графики Третьяковки не столь обширна, как живописная, однако представлена не менее громкими именами: Бакст, Бенуа, Брюллов, Врубель, Шагал, Малевич, Кустодиев, Поленова, Крамской, Борисов-Мусатов…

Любуйтесь — Федор Толстой «Ягоды красной и белой смородины».

Скульптура

Собрание скульптуры галереи также заслуживает самого пристального внимания. Здесь можно увидеть как привычную мраморную и бронзовую скульптуру разных лет и жанров, так и авторскую деревянную, а также керамическую пластику. Здесь представлены произведения Веры Мухиной, Марка Антокольского, Сергея Коненкова, Евгения Вучетича, Казимира Малевича…

Представляем вам — Валентин Серов «Похищение Европы».

Инсталляции

Помимо всех вышеперечисленных шедевров, в Третьяковке хранится ряд интереснейших произведений декоративно-прикладного искусства, а также созданы необычные инсталляции. Песок, металл, стекло, гипс, светодиоды, кожа, картон, пластилин — что только не использовали авторы при их создании.

Одни из работ заставляют задуматься, другие — улыбнуться, третьи, возможно, — недоуменно пожать плечами. Тем не менее, все эти произведения сочли быть достойными выставляться в знаменитейшей галерее России , так что посмотрите на них еще раз — а может вы что-то упустили при первом взгляде?

Знакомьтесь — Литичевский Георгий «Лошадь Пржевальского».

Что ж, если мы убедили вас, что приехать в Государственную Третьяковскую галерею стоит обязательно, то напоследок — информация для посетителей.

Местонахождение: Россия , г. Москва , Лаврушинский переулок, 10.

Как добраться: метро «Третьяковская» или «Полянка».

Время работы: ежедневно кроме понедельника с 10:00 до 18:00 (чт и пт — до 21:00).

Вход: около 12 $ иностранцам, около 8 $ жителям СНГ (действует система скидок).

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть картины «Девочка с персиками», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Утро в сосновом лесу» и многие другие произведения русского изобразительного искусства, знакомые даже всем далеким от живописи людям по конфетным оберткам и интернет-мемам.

сайт покопался в коллекции художественного музея и выбрал 10 картин с интересной историей. Надеемся, они вдохновят вас на поход в Третьяковскую галерею.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин

Картина была написана в 1871 году под впечатлением военных действий в Туркестане, поразивших очевидцев своей жестокостью. Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана», войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов. Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда жестокий полководец приказал каждому солдату из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено 7 пирамид из голов.

«Неравный брак» Василий Пукирев

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. Юная невеста-бесприданница против воли выходит замуж за старого чиновника. По одной из версий, на картине - любовная драма самого художника. Прототипом в образе невесты изображена несостоявшаяся невеста Василия Пукирева. А в образе шафера, изображенного у края картины за невестой, с руками сложенными на груди, - сам художник.

«Боярыня Морозова» Василий Суриков

Гигантская по размерам (304 на 586 см) картина Василия Сурикова изображает сцену из истории церковного раскола в XVII веке. Картина посвящена Морозовой Феодосии Прокопиевне - сподвижнице духовного вождя сторонников старой веры протопопа Аввакума. Около 1670 она тайно постриглась в монахини, в 1671 была арестована и в 1673 отправлена в Пафнутьев-Боровский монастырь, где ее уморили голодом в земляной тюрьме.

На картине изображен эпизод, когда боярыню Морозову провозят по Москве к месту заточения. Рядом с Морозовой - ее сестра Евдокия Урусова, разделившая судьбу раскольницы; в глубине - странник, в лице которого читаются черты художника.

«Не ждали» Илья Репин

На второй картине, написанной в 1884–1888 годах, изображен момент неожиданного возвращения домой политического ссыльного. Мальчик и женщина за фортепьяно (видимо, его жена) рады, девочка смотрит настороженно, горничная - недоверчиво, в сгорбленной фигуре матери на переднем плане чувствуется глубокое душевное потрясение.

В настоящее время обе картины являются частью собрания Третьяковской галереи.

«Троица» Андрей Рублев

Третьяковская галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI–XVII веков, включающим произведения Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева. В 60 зале галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон - «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы.

«Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки, в специальном стеклянном шкафу, в котором поддерживается постоянная влажность и температура, и который защищает икону от любых внешних воздействий.

«Неизвестная» Иван Крамской

Место действия картины сомнений не вызывает - это Невский проспект в Петербурге, Аничков мост. А вот образ женщины до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о личности неизвестной. Критики соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, с Настасьей Филипповной Федора Достоевского, назывались имена известных дам света. Существует также версия, что на картине изображена дочь художника, София Ивановна Крамская.

В советское время «Неизвестная» Крамского стала почти что русской Сикстинской мадонной - идеалом неземной красоты и духовности. И висела в каждом приличном советском доме.

«Богатыри» Виктор Васнецов

Почти двадцать лет писал Васнецов эту картину. 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.

В былинах Добрыня всегда молод, как и Алеша, но Васнецов почему-то изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника. Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого Васнецов ранее запечатлел на одном из этюдов.

К слову сказать, Илья Муромец не сказочный персонаж, а историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Состарившись и закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печерского монастыря, где и скончался в 1188 году.

«Купание красного коня» Кузьма Петров-Водкин

Картина «Купание красного коня», поразившая современников своей монументальностью и судьбоносностью, принесла художнику Кузьме Петрову-Водкину мировую известность. Красный конь выступает в роли Судьбы России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. По другой версии Красный конь и есть сама Россия. В этом случае нельзя не отметить провидческий дар художника, символически предсказавшего своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик. Для создания образа подростка, сидящего на коне верхом, художник использовал черты своего ученика - художника Сергея Калмыкова: «К сведению будущих составителей моей монографии. На красном коне наш милейший Кузьма Сергеевич изобразил меня. ...В образе томного юноши на этом знамени изображен я собственной персоной».

«Царевна-Лебедь» Михаил Врубель

Картина была написана в 1900 году на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель оформлял этот спектакль, а партию Царевны-Лебедь исполняла жена художника Надежда Забела-Врубель. «Все певицы, поют, как птицы, а Надя - как человек!» - говорил о ней Врубель.

Спросите любого жителя России, знают ли они самый знаменитый художественный музей в Москве и большинство опрошенных ответят, что это — Третьяковская галерея. О музее слышали даже те, кто не интересуется искусством. А уж те, кто интересуется, приравнивают его к настоящему храму!

Его коллекции поистине бесценны, и не только с материальной точки зрения — экспозиция Третьяковской галереи охватывает период с XI по XX века, начиная с Древней Руси и заканчивая Советским периодом, благодаря чему можно проникнуться русской историей и приблизиться к пониманию национального самосознания.

История и общая информация

Сегодня Третьяковская галерея – это целый комплекс отреставрированных зданий, расположенных на разных улицах Москвы. К наиболее значимым можно отнести:

  • основное здание — бывший особняк Павла Третьякова по адресу: Лаврушинский переулок, 10 (сюда же можно включить примыкающий к нему инженерный корпус — Лаврушинский переулок, 12, — где помимо выставочных и конференц-залов расположены инженерно-технические службы музея);
  • так называемая «Новая Третьяковка» — новый павильон, построенный в 80-х годах прошлого века на набережной Москвы-реки по адресу: Крымский вал, 10.

Кроме того, филиалами Третьяковской галереи являются:

  • действующий храм-музей Святителя Николая (расположенный по адресу: Малый Толмачевский переулок, 9 — это соседнее с инженерным корпусом в Лаврушинском переулке строение. Именно здесь хранится бесценная икона Владимирской Божией матери, которой почти 900 лет);
  • дом-музей Виктора Васнецова (переулок Васнецова, 13);
  • мемориальный музей-квартира Васнецова (Фурманный переулок, 6);
  • музей-мастерская А.С. Голубкиной (Большой Лёвшинский переулок, 12);
  • дом-музей П.Д. Корина (Малая Пироговская улица, 16).

Тем, кого больше интересует дореволюционный период живописи (с XI по XIX век), следует направиться в красивое здание, похожее на древнерусский терем, которое находится в Лаврушинском переулке. Современные шедевры XX века – нашли себе пристанище в новой галерее в стиле раннего советского модернизма на Крымском валу.

Обратите внимание!
Ежегодно Третьяковскую галерею посещают около 1,5 млн. человек. Не трудно подсчитать, что за день полюбоваться на картины приходит в среднем около 5 тыс. посетителей, но на выходных их количество значительно выше. Так что для посещения галереи, по возможности, следует выбрать будний день.

Третьяковской галерее больше 160 лет! Краткий экскурс в историю

Известно, что представитель купеческого сословия Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию в 1856 году (ему тогда было всего 24 года). Свое внимание он сосредоточил на работах русских мастеров. Первоначально картины держали в специально выделенных комнатах купеческого особняка, однако их количество так быстро росло, что для размещения новых экспонатов пришлось построить рядом отдельный двухэтажный дом. В связи с дальнейшим расширением коллекции на территории имения появлялись все новые здания и помещения, позже объединенные в единый комплекс.

Брат Павла Третьякова Сергей также собирал предметы искусства, однако он отдавал предпочтение западноевропейским мастерам, что позволяло избежать конкуренции между братьями. Преждевременная смерть Сергея (в 1892 году), который помимо собственной коллекции завещал городу Москве значительную часть своего состояния, в том числе половину дома в Лаврушинском переулке, стала поводом для объединения Павлом Третьяковым обеих коллекций в одну и передачи их городу. На тот момент экспозиция галереи насчитывала более 1,000 полотен знаменитых художников (вместе со скульптурами, украшениями, эскизами, графическими рисунками – около 2,000 предметов).

Сейчас сокровищница русского искусства насчитывает более 180,000 экспонатов!

Помимо братьев Третьяковых, большую роль в становлении музея сыграл Игорь Эммануилович Грабарь, назначенный попечителем музея в 1913 году. Именно ему принадлежит заслуга систематизации оставленного наследия и превращении частной, по сути, коллекции в музей мирового уровня. Так, Игорь Грабарь:

  • провел большую научно-исследовательскую работу по изучению картин;
  • внедрил новый принцип их размещения (хронологический);
  • составил первый научный каталог;
  • был инициатором создания реставрационной мастерской и являлся ее руководителем.

Стоит упомянуть и о том, как много он сделал для сохранения шедевров в сложные годы революции и Гражданской войны.

Игорь Грабарь был не только хорошим организатором, но и талантливым художником. Одной из его картин нашлось место в самой Третьяковской галерее — в зале №38 можно увидеть знаменитую «Февральскую лазурь», написанную в 1904 году.

Экспозиция и главные достопримечательности

Шедевры Лаврушинского переулка

Наиболее известным и популярным у москвичей и гостей столицы является старое здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Оно подверглось масштабной реконструкции, которая длилась с 1986 по 1996 год. Залы музея получили современное освещение и обновленный интерьер.

Особенно ценные шедевры были помещены в специальные капсулы из пуленепробиваемого стекла, подключены к сложной системе контроля за состоянием температуры и влажности.

Был построен специальный зал для большого панно Михаила Врубеля «Принцесса Грёза», почти столетие пролежавшего в запасниках. Переоборудованы другие помещения.

Если Вы намереваетесь посетить галерею без гида, следует заранее составить маршрут экскурсии. Подумайте, какой период времени (или какой художник) Вам интересен более всего. Следует отдавать себе отчет, что увидеть все экспозиции за одно посещение практически невозможно — в галерее 62 зала и не все из них открыты одновременно.

Топ-10 самых знаменитых картин Лаврушинского переулка:

  • 1) «Явление Христа народу» А. Иванова (зал №10)
  • 2) «Неравный брак» В. Пукирева (зал №16)
  • 3) «Тройка» В. Перова (зал №17)
  • 4) «Неизвестная» Крамского (зал №20)
  • 5) «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина (зал №25)
  • 6) «Богатыри» В. Васнецова (зал №26)
  • 7) «Боярыня Морозова» В. Сурикова (зал №28)
  • 8) «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репина (зал №30)
  • 9) «Демон (сидящий) М. Врубеля (зал №33).
  • 10) Икона «Троица» Андрея Рублева (зал №60).

В этот список не попали картины Серова, Левитана, Кустодиева, Айвазовского, однако они также достойны внимания! Помимо картин и икон в главном здании можно увидеть графику, эскизы, скульптуры, наброски.

Зал древнерусской живописи

Любителей истории, православных христиан привлечет зал иконописи, расположенный на первом этаже. Особенно ценные иконы помещены здесь в специальные стеклянные киоты, внутри которых поддерживается необходимая температура и влажность. Здесь можно увидеть работы Андрея Рублева, а также православные святыни, написанные неизвестными мастерами в период с XI по XVII века.

Напомним, что самая знаменитая из икон — икона Владимирской Божией матери — размещена в отдельном здании — церкви Святого Николая. Попасть сюда можно как через инженерный корпус (Лаврушинский пер., 12), так и с Малого Толмачевского переулка.

Зал Ильи Репина

Работы одного из самых известных русских художников размещены в зале №30. До недавнего времени здесь висела и печально известная работа Репина «Иван Грозный и сын его Иван», однако в мае 2018 года она подверглась очередному нападению, получила серьезные повреждения и вновь отправилась на реставрацию. Суд Москвы оценил стоимость восстановительных работ в сумму от 5 до 10 млн. рублей.

Тем не менее в зале остались другие знаменитые картины великого русского художника:

  • «Не ждали»,
  • «Стрекоза»,
  • «Осенний букет»,
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,
  • «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»,
  • портреты Мусоргского, Шевченко, Толстого.

Кроме того, именно в зале Репина можно увидеть портрет самого Павла Михайловича Третьякова.

Зал Михаила Врубеля

Один из новых залов был построен во время последней реконструкции специально для экспозиции огромного полотна «Принцесса Грёза» (его размер 7,5 х 14 метров), а также других масштабных работ художника. На самом деле под произведения Михаила Врубеля отведено 2 зала (№32 и №33). В одном из них предусмотрен подиум для размещения оркестра, так как здесь проводятся музыкальные вечера.

Искусство ХХ столетия в филиале на Крымском валу

В 1986 году главное здание (в Лаврушинском переулке) закрыли на длительную реставрацию. Большая часть полотен была перевезена в новое здание – только что построенный филиал на Крымском валу. В 1996 году реконструкция была окончена, но произведения искусства XX века обратно не вернулись. Приняли решение оставить самые современные экспонаты в новом филиале. Сегодня именно в этом здании можно увидеть русский авангард: работы Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина.

Следует отметить тот факт, что новое здание гораздо более просторное, к тому же расположено оно в очень живописном месте на берегу реки Москва, напротив парка культуры и отдыха им. Горького с его прудами и прекрасными аллеями. Так что увидеть этот уголок Москвы, конечно же, стоит. Под крышей «Новой Третьяковки» собрано более 5,000 экспонатов. Кроме того, здесь регулярно проводятся выставки, посвященные современному искусству.

Эксперты выделяют главные шедевры филиала на Крымском валу:

  1. «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича (зал №6);
  2. «Композиция VII» Василия Кандинского (зал №9);
  3. «Над городом» Марка Шагала (зал №9);
  4. «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина (зал №13);
  5. «Будущие летчики» Александра Дейнеки (зал №16).

Информация для посетителей

  • Третьяковская галерея не работает в понедельник. Время работы во вторник, среду и воскресенье: с 10-00 до 18-00. В четверг, пятницу и субботу: с 10-00 до 21-00.
  • Стоимость билета для взрослого (на момент написания статьи) составляет 500 р. Правом бесплатного прохода в музей обладают: ветераны и инвалиды ВОВ, военнослужащие срочной службы, инвалиды I и II группы, лица, не достигшие 18 лет, а так же некоторые другие категории граждан (подробный список находится на официальном сайте музея — см. ниже).
  • По средам можно посещать бесплатно инженерный корпус и филиал музея на Крымском валу. Также прийти в Третьяковскую галерею бесплатно можно в «ночь музеев» (проводится обычно во второй половине мая).

Обратите внимание, что знаменитые полотна Третьяковской галереи часто бывают «в отъезде», путешествуя по другим странам и континентам. Если хотите увидеть определенные картины, уточняйте заранее, есть ли к ним свободный доступ.

Интерактивный тур по музею в Лаврушинском переулке

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Зал с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».

2. Зал с шедевром А.А. Иванова «Явление Христа народу».

3. Зал И.И. Шишкина. (Лаврушинский пер.10).

4. Зал М. Врубеля и его панно «Принцесса Грёза».

5. Залы Древнерусского искусства XII-XVII веков.

Где находится и как добраться

Главное здание Третьяковской галереи, где сосредоточена большая часть самых известных экспонатов, находится в Лаврушинском переулке, 10. Удобнее всего добираться сюда на метро. Ближайшие станции: «Третьяковская» (Калужско-Рижская или Калининская ветки, около 400 м до музея) и «Новокузнецкая» (Замоскворецкая линия, чуть более 800 м до музея).

Филиал на Крымском валу, 10 расположен рядом со станцией метро «Октябрьская» (Кольцевая линия). Расстояние от станции метро до музея — около 1 км. Кроме того, в непосредственной близости от галереи (примерно — в 400 м) есть автобусная остановка Парк Горького (маршрут автобуса №2).

Официальный сайт Третьяковской галереи: https://www.tretyakovgallery.ru

Знаменитая на весь мир «Третьяковка» (Государственная Третьяковская галерея) - это музей, в котором хранится и экспонируется одна из крупнейших коллекций изобразительного национального искусства. Российским и иностранным туристам обычно не терпится узнать, где в Москве находится Третьяковская галерея. Художественные сокровища музейной коллекции можно увидеть по нескольким адресам города.

Славное объединение

Третьяковская галерея - это комплекс, состоящий из главного здания, Инженерного корпуса, экспозиции в храме Святителя Николая в Толмачах, филиала на Крымском Валу и домов-музеев русских живописцев.

Дом-теремок

Главное здание художественного музея не трудно найти в самом центре столицы. Адрес, где находится Третьяковская галерея: Лаврушинский переулок, дом 10. Уютное старомосковское местечко вблизи Москвы-реки. Фасад здания в сказочной стилизации привлекает к себе внимание, и мимо музея трудно пройти. Здесь любознательный посетитель найдет впечатляющую коллекцию русских икон и картин, которые считаются по праву драгоценными шедеврами отечественного искусства. Собрание содержит образцы русской живописи 10-19 веков.

Замоскворецкий маршрут

Своим названием подскажет, где находится Третьяковская галерея, станция метро «Третьяковская». Она носит имя музея и его основателя Павла Михайловича Третьякова. Станция располагается на оранжевой ветке метрополитена (Калужско-Рижская линия) и на пересекающей ее желтой ветке (Калининская линия). Маршрут, начатый отсюда, поможет быстрей всего оказаться у цели. Дорога займет 5 минут. Из метрополитена имеется только один выход. Поднявшись наверх по эскалатору и выйдя на улицу, вы окажетесь на Большой Ордынке. Улицу следует пересечь. Сделав это, вы очутитесь перед баром-рестораном. Поверните налево, дойдите до Ордынского тупика и двигайтесь по нему, пока не увидите Лаврушинский переулок. На другой его стороне находится Третьяковская галерея, а к югу от нее расположился Инженерный корпус музея. Он появился в период реконструкции, в 1989 году, рядышком со старинным зданием, фасад которого был спроектирован Васнецовым. В новом строении расположились информационный центр, конференц-зал, детская творческая студия, демонстрационные помещения, в которых можно не только насладиться русскими и зарубежными предметами искусства, но и познакомиться с экспозициями региональных музеев нашей страны.

За Инженерным корпусом виден храм Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, дом 9). Здесь можно посмотреть церковные художественные раритеты. Если вы передвигаетесь на автомобиле, то знайте: со стороны переулка легче всего достичь галереи.

Другая станция в Москве, где находится Третьяковская галерея, расположена рядом с «Третьяковской», она называется «Новокузнецкая» и располагается на зеленой ветке метрополитена (Замоскворецкая линия). Обе станции сообщаются друг с другом посредством перехода. Можно не поднимаясь из метро перейти на станцию «Третьяковская». Если вы воспользовались выходом Новокузнецкой станции, сначала дойдите до улицы Большая Ордынка и дальше следуйте маршрутом, описанным выше.

Другой вариант

Еще одно место, помогающее отыскать в Москве, где находится Третьяковская галерея, - метро «Полянка». Станция находится на серой ветке (Серпуховско-Тимирязевская линия). Но оттуда ехать придется наземным транспортом с остановки автобуса №700 или троллейбуса №1. Дорога займет 20 минут. Выходите на остановке «Улица Большая Якиманка» и увидите галерею.

Экспозиции в Лаврушинском переулке доступны во все дни, кроме понедельника. Время работы: вторник, среда и воскресенье с 10 до 18 часов. В четверг, пятницу и субботу музей можно посещать с 10 до 21 часа.

Отделение на Крымском Валу

Так называемая Новая Третьяковская галерея, где находятся работы русских и российских мастеров живописи периода 20 - начала 21 века, располагается по адресу: Крымский Вал, дом 10. Музей работает по такому же расписанию, как и в основном здании.

Станция метро, где находится Третьяковская галерея на Крымском Валу, носит название «Октябрьская». Она расположилась на пересечении Кольцевой и Калужско-Рижской линий. Поднявшись из метрополитена в город, нужно пройти по подземному переходу на другую сторону улицы Большая Якиманка, а потом идти по Крымскому Валу до здания Центрального дома художника. В этом современном здании вы найдете филиал Третьяковки. Добраться до нее можно также от станции «Парк культуры», которая располагается на пересечении Кольцевой и Сокольнической линии (красная ветка). Покинув метро, идите в сторону Москвы-реки по Новокрымскому проезду, перейдите по Крымскому мосту на другой берег и двигайтесь до поворота на ул. Крымский Вал. Здесь вы увидите серое строение Центрального дома художника, где экспонируется коллекция Третьяковки, посвященная современному искусству.

Домашние экспозиции - тоже часть Третьяковки

В Мещанском округе Москвы, по адресу переулок Васнецова, дом 13, перед почитателем искусств предстает дом-музей Виктора Васнецова. Здесь выставлены малоизвестные произведения живописца, все в квартире «дышит» неповторимой атмосферой, в которой жил и трудился великий русский мастер. Добраться до музея проще всего от станции «Проспект мира», что на Кольцевой линии. Наверху поверните налево и идите по ул. Гиляровского до улицы Дурова. Там поверните направо, пройдя ул. Щепкина, сверните к Мещанской и двигайтесь до переулка Васнецова. Через 100 метров вы окажетесь у дверей музея.

Музей-квартира младшего брата художника - Аполлинария Васнецова, пейзажиста и историка, известного зарисовками старой Москвы, которые он делал на археологических раскопках - находится в Фурмановском переулке, доме № 6. Дойти до него вы можете со станции метро «Чистые пруды» (Сокольническая линия). Из метро пройдите на Гусятников переулок и двигайтесь по нему до Большого Харитоньевского. Сверните налево и идите до ул. Чаплыгина, которая появится справа. По ней вы доберетесь до Фурмановского переулка, 6. На третьем этаже вы обнаружите квартиру и увидите скромную изящную обстановку, знаменитые эскизы облаков, которые любил рисовать хозяин дома, и другие любопытные объекты.

По адресу Большой Левшинский переулок, 12 расположилась музей-квартира Анны Голубкиной, скульптора Серебряного века. До нее вы доберетесь от станции «Парк культуры». Выйдя из метро, найдите на Зубовском бульваре остановку «Метро Парк культуры» в направлении Крымского моста. Сядьте в автобус №Т10 либо №Т79 и поезжайте до остановки «Первый Неопалимовский переулок». Выйдя на улицу, вернитесь назад до Большого Левшинскогопер., в 1-м слева доме вы и найдете мемориальную мастерскую.

Еще одна точка, где находится Третьяковская галерея (филиал) - это дом-музей Павла Корина, русского портретиста и педагога. Он расположен по адресу: Малая Пироговская, дом 16, флигель №5.

Квартиры-музеи открыты для посещения со среды по воскресенье с 10 до 17 часов. Понедельник и вторник - выходные. Каждый из музеев в определенные периоды может быть закрыт на реконструкцию, поэтому заранее нужно узнавать, работает ли объект в те дни, когда вы решили его навестить.

Достояние отечества

В 1995 году объединение под названием Третьяковская галерея указом президента было включено в число наиболее ценных объектов российской национальной культуры. Сейчас в собрании музея имеется больше ста тысяч художественных шедевров.