• «тривиальные рифмы». Такие созвучия чаще всего употребляются среди новичков, обычно с них все начинают. Например, «мне — себе», «любовь — вновь», «розы — слезы» и другие. Тривиальные рифмы являются самыми банальными из всех существующих.·
  • «глагольные рифмы». Например, «придет — найдет», «читать — знать». Эти созвучия не несут новизны и требуют минимум авторских усилий. Такой тип рифм можно встретить и у классиков. Однако злоупотреблять ими не стоит. Глагольные рифмы хороши в пародиях, стилизациях — там, где это уместно.
  • неточные, приблизительные рифмы. Так называемые диссонансы (несовпадение согласных звуков) и ассонансы (несовпадение гласных звуков). С ними начинающему поэту следует обращаться предельно аккуратно. Виртуозно такими рифмами оперировать может лишь профессиональный литератор.

Строго говоря, рифма в каждом стихотворении должна быть уникальной, она не кочевать из одного произведения в другое. Важно помнить, что в произведениях каждого поэта должна быть своя изюминка. Постарайтесь найти свою. Но не переусердствуйте, ибо все гениальное — просто. Чрезмерно использовать сверх-оригинальные рифмы тоже не следует. Если не получается найти созвучие, стройте фразу иначе, пишите строку заново, меняйте строки местами. Думайте — и рифма найдется сама собой.

Для новичка в поэзии можно посоветовать использовать строгую классическую форму стихотворений. Еще будет время поэкспериментировать со стилями, рифмами, формами. Однако это совсем не значит, что нельзя выражать свои мысли свободным стилем, в вольной форме. Если рождаются белые стихи — пишите. В творчестве нет предела совершенству. Больше читать классиков и современных авторов, вновь и вновь пробовать свои силы в стихосложении, научиться искусно владеть языком и применять все его богатство в своих произведениях — вот главные советы, которые можно дать начинающему поэту.

  • И всё, действительно, очень и очень просто. Для того чтобы у вас получались хорошие стихи, чтобы они не казались вам корявыми и неотёсанными, нужно соблюдать всего лишь две нормы, два правила: стихотворный размер и структуру строф. Рассмотрим оба этих понятия более детально.


Стихотворный размер — что это такое? Это различные комбинации чередования ударных и безударных гласных звуков, сохраняющиеся на протяжении всего стиха или отдельных его частей. Это ритм. Определив ритм своего стиха, вы должны придерживаться его до самой последней строки, не сбиваться с него.

Но как выбрать ритм? — спросите вы. Как его определить? Для этого всего-навсего нужно знать, какой ритм как выглядит, что он из себя представляет. Это как в музыке: зная, что такое рок, что такое джаз, танго, диско, вы, услышав какую-либо мелодию, ранее вами не слышимую, без особого труда определите её направление. В стихотворных размерах всё обстоит примерно таким же образом.

Стихотворных размеров, как и музыкальных стилей, довольно много. Мы же рассмотрим только основные, наиболее часто встречающиеся. Затем вы, открыв любой учебник по стихосложению, свободно сможете найти другие размеры, также применив их в своей стихотворной практике. Главное — чтобы вы поняли, что это такое и с чем его едят. А для достижения данной цели достаточно и нескольких основных размеров. Итак!

Ямб — это двухзвучный стихотворный размер, в котором под ударением находится второй гласный звук. Например, «куда глядят мои глаза?..» Как видите, каждый второй гласный звук находится под ударением. Всего в строке 4 пары — это означает, что данная строка написана четверостопным ямбом, то есть одним из стихотворных размеров (в нашем случае ямбом), повторяющимся на протяжении одной строки четыре раза.

Хорей — своего рода перевёрнутый ямб. Он тоже состоит из двух гласных звуков, но под ударением находится первый звук. Например, «мы поедем, мы помчимся...» Тоже, как видите, четырёхстопная строка, то есть состоящая из четырёх стихотворных размеров.

Дактиль - это уже трёхзвучный стихотворный размер, в котором под ударением находится каждый первый гласный звук. Например, «я за тобою пойду...» Как видите, в приведённой строчке всего три повтора стихотворного ритма, причём третий повтор — неполный, что вполне допустимо.

Амфибрахий — также трёхзвучный стихотворный размер, но под ударением в нём находится каждый второй гласный звук. Например, «куда же пропала подруга моя?..» На строке четыре повторения ритма, один из которых — неполный.

Анапест — также трёхзвучный стихотворный размер, под ударением в котором находится каждый третий гласный звук. Например, «натопи ты мне баньку по-белому...» В строке четыре ритма, последний из которых неполный.

Вы, слагая свой стих, вольны выбрать любой из этих ритмов. Но, выбрав один из них, должны придерживаться его если не весь стих, то, по крайней мере, определённую его часть. Иногда допускаются комбинации ритмов, но не в одной строке. Можно, к примеру, одну строчку написать одним стихотворным размером, другую строчку — другим. Или же один куплет так, другой — иначе. Но на протяжении одной строки ритм должен быть только один.

И второй момент, на который также следует обращать внимание при написании стиха, это строфы.

Что такое строфа? Строфа — это своего рода стихотворный куплет; это определённая часть стихотворной конструкции, состоящая из определённого числа строк, зарифмованных в том или ином порядке.

Наиболее простые и, пожалуй, наиболее сегодня распространённые строфы: перекрёстная и параллельная. Обе они состоят из четырёх строк. Но в первом случае рифмуются первая с третьей, а вторая — с четвёртой; во втором же случае — первая со второй, а третья с четвёртой.

Вот, к примеру, так:

Куда же пропала подруга моя?
Ей письма пишу, но ответа всё нет.
Терзает мне сердце грусть словно змея.
Ведь к ней так привык я за несколько лет...

Это пример перекрёстной строфы. А вот пример параллельной:

Без тебя мне не жить.
Мне тебя не забыть.
Ты останься со мной,
человек дорогой!..

Обратите внимание ещё на то, что количество гласных звуков в строчках либо одинаковое, либо разное, но чередующееся в строгом порядке. Если, скажем, вы решили писать стих перекрёстными строфами, и в первой строчке у вас получилось семь гласных звуков, а во второй — шесть, то в третьей, соответственно, должно быть семь, а в четвёртой — шесть. И так весь стих, до самой последней строчки. Вы, как автор, вольны выбирать любую длину строчки, но на протяжении всего стиха стоит придерживаться изначально выбранных размеров.

Стихотворных строф тоже довольно много: это и сонеты, и октавы, и терцины, и ещё много других. Но об этом довольно подробно написано в большинстве учебников по стихосложению. Цель же данной статьи — не перечисление всех возможных стихотворных размеров и строф, а раскрытие данных понятий, подача тех самых азов, без которых невозможно обучаться далее. Надеемся, что вы теперь сможете во всём разобраться и исправить допущенные ранее ошибки, что среди великих поэтов станет ещё на одного человека больше!

Но все эти знания, конечно же, не являются основным. Всё это — техника, которая хоть и имеет большое значение, но всё же не заменит данный Богом талант. Талантливый поэт рано или поздно, но овладеет техникой стихосложения, но бездарь, изучив и вызубрив все правила, так и не напишет ни одного стиха, который мог бы вспомниться людям спустя многие десятилетия или даже века после смерти его автора.

Материал для статьи взят на просторах интернет - сообществ.

Следует дифференцировать понятия рифмы и рифмовки. Если первая является созвучием окончаний двух слов, то вторая представляет собой порядок чередования рифм в стихе. Соответственно, рифмовка является более широким понятием, чем рифма.

Виды рифм

В стихосложении опираются на несколько видов рифм. Так, по качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные. По специфике ударения - на мужские (ударение на последний женские (ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). Если строки, помимо гласного, совпадают по предударному (опорному) то такую рифму определяют как богатую. Если этого нет - рифма называется бедной.

Виды рифмовки

Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:

  • смежная (парная),
  • перекрестная (попеременная),
  • кольцевая (опоясывающая, охватная).

Также отдельный вид представляет свободная рифмовка.

Смежный (парный) вид подразумевает поочередное созвучие смежных строк - первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как "аабб". Пример:

«Только рвани нынче нет (а) -

По-другому сделан свет (а).

И поет гармоница (б),

Что исчезла вольница (б)».

(С. А. Есенин).

Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме "аааа".

Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк - первая рифмуется с третьей, вторая - с четвертой, пятая - с седьмой и т. д. рифмовки "абаб":

«Я помню чудное мгновенье (а):

Передо мной явилась ты (б),

Как мимолетное виденье (а),

Как гений чистой красоты (б)»

(А. С. Пушкин).

Кольцевой (опоясывающий, охватный) вид рифмовки строится по схеме "абба". Соответственно, рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья. Данный вид в стихосложении встречается реже, чем два предыдущих:

«Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)

И, вероятно, вправду мы поэты (б).

Когда, кропая странные сонеты (б),

Мы говорим со временем на «Вы» (а).

(И. А. Бродский).

Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует:

«Забором крался конокрад (а),

Загаром крылся виноград (а),

Клевали кисти воробьи (б),

Кивали безрукавки чучел (в),

Но, шорох гроздий перебив (б),

Какой-то рокот мер и мучил» (в).

(Б. Л. Пастернак).

Соответственно, в данном примере виды рифмовки совмещены: первая и вторая строки - смежный вид, с третьей по шестую - перекрестный.

Рифмовка и цельная строфа

Цельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы - ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку.

В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме "аа", имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет - схема "ааа". При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой.

Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая ("абба") и перекрестная ("абаб"). В случае же смежной рифмовки ("аабб") стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы.

Свободный и вольный стих

Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха, так как это не одно и то же. Свободные виды рифмовки в стихотворении образует т. н. вольный стих - форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки. То есть строки рифмуются в разном порядке. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:

«Послушайте (а)!

Ведь, если звезды зажигают (б) -

значит это кому-нибудь нужно (в)?

Значит кто-то хочет, чтобы они были (г)?»

(В. В. Маяковский).

При этом свободный стих нельзя приравнивать к прозе по принципу: раз нет рифмы, то чем это отличается от, например, обычного газетного объявления? Одно из отличий от прозы - это тенденция к декламированию, что отличает стихотворный текст от прозаического. Данная тенденция создается за счет специфической эмоциональности, особого настроения поэтического текста, не приемлющего монотонного чтения. Вторым существенным отличием свободного стиха является его ритмичность, формирующаяся за счет определенного выравнивания количества слогов и ударений.

Цель: выявление и развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  • прививать любовь к родному слову;
  • развивать ассоциативное мышление;
  • формировать коммуникативные компетентности;
  • учить составлять простейшие рифмованные стихи.

Оборудование: экран, проектор, рисунки, маршрутные листы для каждой группы участников, конверты с разрезными строчками стихов;

Ожидаемый результат: проявление интереса к поэтическому творчеству, создание собственных поэтических произведений.

1. Оргмомент

Учащиеся занимают места тремя за столами, образуя группы, в которых они будут работать.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня мы отправимся в путешествие по поэтической тропе. У каждой группы есть маршрутный лист с заданиями, выполняя которые, мы пойдем навстречу рифме. Как вы можете объяснить понятие «рифма»?

– Рифма – это совпадение, повтор звуков, связывающих отдельные слова или строки. Например:

фонарь, сухарь;
дочка, точка, бочка…

– Думаю, вы сможете сочинить простые рифмы. Продолжите четверостишие:

Над рекою голубою
Гнется удочка дугою.
Поплавок ныряет зыбко –
На крючок поймалась… (рыбка).

– Для стихов важна не только рифма, важно и содержание. Вспомним Незнайку, героя известного произведения Н. Носова. Незнайка сочинял стихи, не задумываясь о смысле, он лишь соблюдал рифму: (пакля, рвакля, шмакля).

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

– Сегодня мы попытаемся рифмовать слова, строки и сочинять продолжение целых стихов.
Итак, по поэтической тропе мы отправляемся в поход за рифмами. У вас есть маршрутные листы с заданиями (Приложение 1 ), которые попробуем выполнить по пути. Надеюсь, мы справимся, если будем помогать друг другу.

– Давайте поиграем в рифмы. Кто из вас сможет подобрать как можно больше рифм к словам? Предлагайте свои примеры записывайте в маршрутные листы.

1. Можем мы как дважды два в рифму подбирать слова.

Подберите слова, которые рифмуются с данными:

  • Березы, слезы, морозы, угрозы, занозы, грозы
  • Цветы, мечты, мосты, лишь ты, кусты, листы, красоты, коты.
  • Букет, привет, ответ, их нет, совет, пакет, банкет,
  • Облака, рука, пока, слегка, далека, огонька,
  • Весна, сосна, не до сна, ясна, она, тишина, у окна, до дна, волна, луна,
  • Улитка, калитка, плитка, нитка,
  • Мышка, шишка, крышка, шалунишка, мальчишка, малышка, трусишка ,
  • Елка, полка, иголка,
  • Слоненок, ребенок, утенок, тонок,

2. Мы умеем рифмовать, строки в рифму сочинять.

– Придумайте и запишите вторую строку в рифму с данной. Давайте для примера подберем рифму к строчке на этой картинке: (на экран проецируется <Рисунок 1>)

Божья коровка ползла по ромашке.

Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?

  • У Божьей коровки в горошек рубашка.
  • Черный горошек на красной рубашке.

А как бы вы продолжили такую строку:

Божья коровка ползла по листочку.

  • Красная спинка в черную точку.
  • Красные крылышки в черную точку.

А если бы было так:

Божья коровка ползла по травинке.

  • Черные точки на красненькой спинке.
  • В черненьких крапинках красная спинка.

– Думаю, вы убедились, что рифмовать строки совсем не сложно. Теперь продолжите сами.

Пролетела стрекоза

  • Бирюзовые глаза

Мороз разрисовал окошко (См. Приложение 3 )

Подари мне ромашек букет

  • Я тебя поцелую в ответ.
  • Ведь цветов для меня лучше нет.

Ветер качает березы

  • Подул ветерок, закачались березы,
  • Роняя на землю хрустальные слезы.

Взошла на небе полная луна

  • Какая одинокая она!
  • Звезд много, а она всегда одна.
  • Как дева круглолицая она.

Взошла на небе полная луна.
Звезд много, а она всегда одна.
И грустно, и тоскливо ей одной.
Как плохо одинокой быть луной.

Плывут по небу облака

  • И я кричу им вслед: «Пока!»
  • У них дорога далека.

Нет ничего на свете краше

  • Земли Большеулуйской нашей.

3. Подключи воображение и придумай продолжение.

– Сочините две строки в рифму с данными:

Осень. Листья пожелтели,
Отцвели в саду цветы . (См. Приложение 3 )
Птицы к югу улетели,
Расстаемся я и ты.

4. Из рассыпавшихся строк собери стихи, дружок

Каждая группа получает конверт с разрезными строками (Приложение 2 ), составленные стихи читают вслух. Вот что может получиться:

Под луной блестит ледок,
Во дворе у нас – каток.
Как остры и как легки
На катке мои коньки!

Летом солнце светит ярко,
Не спасают облака.
Очень душно, очень жарко,
И спасение – река.

5. Как археологи из древних черепков, воссоздадим стихи из этих слов

В маршрутных листах записаны слова, по которым нужно восстановить рифмованные строки. Вот что может получиться:

Почему не мерзнет ель
Даже в сильную метель ?
Потому что елка
И зимой в иголках .

Замела в лесу метель ,
Завернулась в шубу ель .
Сохранит иголки
От мороза ёлка .

Тихо падает снежок ,
Я иду, со мной Дружок .
На прогулку мы идем ,
Как всегда, с Дружком вдвоем .

За окном идет снежок .
Выходи гулять, дружок !
На каток с тобой пойдем ,
Покатаемся вдвоем .

6. На рисунок посмотрите, 2-3 строчки сочините.
Чтобы легче было вам, я подсказку-рифму дам.

На экран проецируются картинки (<Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>). Если экрана и проектора нет, рисунки можно распечатать и раздать по группам.

– Посмотрите на эти картинки и подумайте, о чем можно написать, если подключить фантазию.

Наряжала мышка елку,
Укололась об иголку.

Захотела обезьяна
Стать отважным капитаном . (См. Приложение 3 ).


Мыло ребенку в глазки попало .

Мама-слониха купала слоненка,
Мыло попало в глазки ребенку .

Ребята записывают сочиненные строки, затем по желанию зачитывают то, что получилось:

Мама слоненка в корыте купала.
Мыло ребенку в хобот попало.
Мать в назиданье ему говорит:
– В бане твой хобот быть должен закрыт.

Мама слониха купала слоненка.
Мыло попало в глазки ребенку.
Мама ему говорит в назиданье:
– Надо глаза закрывать при купанье.

– Я же хотел надувать пузыри.
Мама, смотри, как красиво! Смотри!
В мыльную пену он хобот макает,
Из пузырей фейерверк выпускает.

Наряжала мышка елку,
Укололась об иголку.
Шар из лап свалился на пол,
Отругает мышку папа.

Мышка елку наряжала,
Вдруг из лап ее упала
На пол шишка, покатилась,
В фею шишка превратилась.

Украшали вместе елку
Сын-мышонок, мышка-папа.
Об еловую иголку
Уколол мышонок лапу.

Быстро он отдернул лапу,
Шар упал, разбился об пол.
– Ты зачем ушами хлопал? –
Строго спрашивает папа.

Захотела обезьяна
Стать отважным капитаном.
Быстро смастерила плот,
По морю она плывет.

Подарил корове конь
Красные тюльпаны.
Говорит ей нежно он:
«Поздравляю, пани!»
И ответила, краснея,
Прожевав букет:
«В жизни ничего вкуснее
Я не ела, нет!»

– Вы молодцы! Всем спасибо! На следующем занятии мы узнаем о рифмовке. До встречи на поэтической тропе!

Литература :

1. Дорожкина В. Т. Основы стихосложения – школьникам. М., Аркти, 2006.
2. Данилова Е. В. Книга для раскрашивания. Коллекция художников студии «Союзмультфильм». Ростов-на-Дону, 1992.

Рифма

В русском стихосложении есть стихотворения без рифмы. Причём существует довольно много разновидностей нерифмованных стихотворений.

Первая разновидность - это белые стихи, стихи без рифм. В белых стихах обязан присутствовать размер . Классическими примерами белых стихов могут являться произведения А. Кольцова:

Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного.
(А. Кольцов)

Технически белый стих весьма прост: достаточно соблюдать размер и следить за смыслом. Ввиду простоты технического исполнения белые стихи обязаны содержать в себе нечто такое, что «затмит» собой отсуствие рифмы. У Кольцова таким элементом является стилизация под народное творчество, мастерская, между прочим.

Далёким предком белого стиха был так называемый безрифменный стих ,к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода,когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха:

О том. что ждёт нас, брось размышления,
Прими, как прибыль, день нам дарованный
Судьбой, и не чуждайся друг мой,
Ни хороводов, ни ласк любовных.
(Гораций)

Белые стихи, в отличие от безрифменных, - это сознательное отступление отсформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём. Отметим, что в безрифменном стихе размер также соблюдается.

Апогеем безрифменной поэзии являются верлибры (франц. vers libre - свободный стих). Верлибр не имеет ни рифмы, ни слога. По сути, это проза, разделенная на строки. Верлибры появились много раньше других видов стихотворений и развивались параллально с ними. Высокого уровня достигли верлибры в американской поэзии.

Я славлю и воспеваю себя,

И что я принимаю, то примете вы.

Ибо каждый атом, принадлежащий мне, принадлежит и вам.

Я, праздный бродяга, зову мою душу,

Я слоняюсь без всякого дела и, лениво нагнувшись,

Разглядываю летнюю травинку.

Мой язык, каждый атом моей крови созданы из этой почвы, из этого воздуха;

Рождённый здесь от родителей, рождённых здесь от родителей, тоже рождённых здесь,

Я теперь, тридцати семи лет, в полном здоровье, начинаю эту песню

И надеюсь не окончить до смерти.



Догматы и школы пускай подождут.

Пусть отступят немного назад, они хороши там, где есть, мы не забудем и их.

Я принимаю природу такою, какова она есть, я позволяю ей во всякое время, всегда

Говорить невозбранно с первобытною силою.

(У.Уитмен, перевод К.Чуковского)

Близки к верлибрам так называемые стихотворения в прозе - небольшие эмоционально насыщенные лирические произведения в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты - мелодичность и напевность.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев)

Другие типы нерифмованного стихотворения - это хокку ,танка и несколько других. Хайку (хокку, хаи-каи) - жанр японской поэзии; нерифмованное трехстишие, произошедшее от танка и состоящее из 17 слогов (5+7+5). Зародились в 16 веке в период необычайного расцвета дзэн-буддизма, имевшего государственный статус. Писать истинные хайку мог только подготовленный мастер, прошедший долгий путь совершенствования и оттачивания литературного мастерства. Знание хайку и умение их сочинять со временем стали неотъемлемой частью воспитания японского воина-самурая, который должен был обладать невозмутимостью духа, отрешённостью и умением восхищаться красотой бренного мира. Классиками японской поэзии, создавшими непревзойдённые образцы хайку, были Басё (1644-1694) и Рансэцу (1654-1707).



На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
(Басё, перевод В.Марковой)

Танка (миика-ута) - это также жанр японской поэзии. Нерифмованное пятистишие, состоящее из 31 слога (5+7+5+7+7). Отличается поэтическим изяществом и лаконичностью.

На ночную луну
Подняла я свой взор и спросила:
«Милый мой
Отправляется в путь,
О, когда же мы встретимся снова?»
(Манъесю, перевод А.Глускиной)

К менее известным типам японского стихосложения относится ката-ута (схема 5+5+7), ута сендока (удвоенная ката-ута, 5+5+7 | | 5+5+7 с цезурой между ката-ута), буссоку-секитаи (форма, вытекшая из хокку, 5+7+5+7+7+7), ханка (стихотворение, написанное без соблюдения определенных законов слоговой строфики, но завершенное строфой танка... 5+7+5+7+7), нага-ута (стихотворение, построенное на попарном чередовании пяти и семисложных стихов, законченное строфой ката-ута 5+7+5+7+5+7... 5+7+7). Особняком стоит нетвердая (бесконечная) форма има-ио-ута 7+5+7+5 | | 7+5+7+5 | | ... с большой цезурой после каждого 4-го стиха. Она противоречит общему закону японской строфики, требующему цифру 5 на первом месте. Форма привилась под китайским влиянием. В качестве примера приведу ката-ута:

Дом мой стая не дом.

Ах, я в нем, как гость... где ты?

Там, где смерть, иль там, где жизнь?

Верлибры, танка, хокку и тому подобные формы не имеют слога и размера, это поэзия сугубо иностранного происхождения. Корни белого же стихосложения исконно русские: так переложено со древнерусского на современный язык «Слово о полку Игореве». В оригинале оно было написано просто сплошным текстом, без абзацев и разделения на слова, только несколько буквиц выделяли части поэмы. Но читать его можно было довольно легко, делая ударения в правильных местах и разграничивая строки. Из классических белых стихов можно привести ещё «Песню о буревестнике» Горького.

Песня очень смешная, а характерная мелодия позволяет обойти как рифму, так и слог (хотя намётки и на то, и на то есть). Такой приём - сочетание нерифмованных и рифмованных строк - называется арифмией .

Очень своеобразную разновидность рифм, которые, тем не менее, нельзя отнести к полноценным, в 20-е годы вводит в обиход И. Рукавишников. Это так называемые полурифмы . Полурифмы основаны на созвучии окончаний строк, но они не являются полноценной рифмой, так как не подчиняются общим правилам рифмования, не соблюдают количество рифмующихся слогов, отличаются искусственной небрежностью. Примерами полурифмы могут служить следующие строки:

Лицо твое глазам моим приятно.

Я пояс твой рукой хочу обнять.

Гляди в меня, гляди в меня любовно.

И, может быть, войдет в меня любовь. (И. Рукавишников)

Поиск такой рифмы частенько приводит к необходимости совершенствования техники.

Если ударение лежит на последнем слоге строки, то это мужская рифма; на предпоследнем - женская ; на третьем от конца - дактилическая ; на четвёртом или пятом - гипердактилическая . Также иногда употребляют термин супергипердактилическая : когда ударение лежит на шестом и выше слоге от конца. Но это специфический случай, который практически не применяется в поэтической практике. Например: выкристаллизовавшиеся - выбаллотировавшиеся

Авторская рифма, как и многие другие разновидности хороших рифм относятся к группе так называемых акустических рифм - рифм, состоящих из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно - конечно , красавица - кудрявиться , ящик - оснастчик , рыться - злится , существо - ничего , снова - младого ...

К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке - от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные. Объективные акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мыш ь - рыж , слуг - стук , сы р - пи р, вот - комод , поп - лоб , локти - когти , ра д - ря д, нас - раз ...

Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз .
Лучше жить в темноте.
(И. Бродский)

Субъективные акустические рифмы - созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии. Такие рифмы могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми для других. Ступа - рупор, ваши - фальши, они - раним, сласти - счастье, длинный - дивный... Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные - к приблизительным.

Наиболее красивой и уютной разновидностью неточной рифмы является надстроечная (усечённая, добавленная ) (рассказ - тоска), где после точно рифмующегося слога в одной половинке рифмы нет ничего (оканчивается на гласную), а в другой присутствуют ещё согласные (одна или две, редко три). Йотированная рифма - наиболее распространённый вариант усечённых рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на «й» (j - йот). Поле - волей , этой - лето , бури - фурий , почила - могилой , оковы - новый , думы - угрюмый , волны - полный , нашей - чаше ...

Мы растём, развёртывая плечи ,
Завоёвываем воздух, радио, кино ;
Но - сквозь новый облик человечий
Просквозит внезапно век иной .
(Н.Асеев)

Также красиво выглядят неравносложные рифмы (как у Маяковского: врезываясь - трезвость) и, конечно, ассонансные рифмы. Это те самые, о которых я уже писал, где чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним - максимум созвучно, но не является точной рифмой.

Я ехал на верхней полке, сопел-грустил об ушедшем счастье,

Практически не держали меня ни ноги, ни тормоза,

Когда, будто взрыв гранаты, возник за окном белоснежный ястреб

Где-то неподалёку от маленькой станции Амазар. (О.Медведев)

В этом примере замечательная усечённая рифма в 2-4 строках и шикарное просто созвучие в 1-3. Такое созвучие называется дружественной рифмой.

Рифма с вклинением - рифмосочетание слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. противоположность рифме с выпадением: медь - се льдь , брег - поверг , год - ло рд , литр ы - фи льтр ы, вас - ва льс , клетк а - студе нтк а, радугой - игра ть дугой ...

Скажите ж, коль пространен свет ?
И что малейших дале звезд ?
(М. Ломоносов)

Рифма с выпадением - противоположность рифме с вклинением.
зо нтика - экзотика , го ре - двое , отвёр тка - уборка, пу сть - путь

Уж сколько их упало в эту без дну ,

Разверстую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли. (М. Цветаева)

Рифма с чередованием (перестановкой) - рифма, в составе которой согласные звуки или даже части слова чередуются между собой, создавая иллюзию звукового сходства. ксерокс - вереск , рифм а - нимф а, юрт а - утр о, алиби - грабили , карла - крала , прут - труп , схема - смеха , пёстр ый - разношёрст ый, прискорбн о - подробн о… Единственное, что отмечу: этот случай лучше использовать в рифмах 1-3 строк катрена, то есть не в тех, на которые делается основной упор в стихотворении, так как они являются довольно-таки приблизительными.

Немалая часть слов русского языка имеет предрасположенность к двоякой рифме: это позволяет рифмовать их с разными словами, которые, в свою очередь, между собой никак не рифмуются. Двоякая рифма - разновидность надстроечных (усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную возможность рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают полностью).

1. Табор - рапорт . В данной рифме «т» может скрадываться.

2. Запад - рапор т . В данной рифме «р» выпадает.

Верес - ксерокс , скатерть - богоматерь , крест - реестр , мылить - милость , смелость - пелось

Русской женщины тихая прелес ть,
И откуда ты силы берёшь?
Так с тобой до конца и не спелис ь
Чужеземная мода и ложь.
(И. Уткин)

Интересной и хорошей разновидностью рифмы является абсолютная рифма - рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением ударной гласной (твёрдая в одном слове и мягкая в другом).
Сло г - слё г, завя ленный - зава ленный, обро к- обрё к, мы ло - ми ло, блу за - блю за, то мный - тё мный, забы ть - заби ть, ло жа - лё жа, ме тр - мэ тр, гро зы - грё зы, минё р - мино р, пото мки - потё мки, просты л - прости л, то мен - тё мен, слы ть - сли ть, вы селится - ви селица, кло н - клё н..

Чернилами я не марал бы пальцы ,
Не засорял бумагою чердак,
И за бюро, как девица на пяльцы ,
Стихи писать не сел бы я никак.
(А.С. Пушкин)

Созвучия , или неверные рифмы . Всем известна строка «…и целуй меня везде, восемнадцать мне уже…». «Везде - уже», «тебя - меня» - это просто плохие, неверные рифмы, точнее, это созвучия. Что-то общее в этих словах есть, они созвучны (не «селёдка - таракан»), но это не является рифмой . Так рифмовать просто нельзя, потому что эти слова в действительности не рифмуются. Кроме помянутых мной «везде - уже» и «тебя - меня», можно отметить ещё «балконе - голубое», «дорога - книга» и так далее.

Однокоренные рифмы . КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется рифмовать однокоренные слова. Это жуткий примитив: мол. Каноническим примером такой «рифмы» я бы назвал кинчевское «столетий - тысячелетий». Также часто бывает «ботинки - полуботинки», а замечательный бард

К этому же подвиду относятся эпифоры или тавтологические рифмы - когда слово рифмуется само с собой.

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
(А.С. Пушкин)

К полутавтологическим рифмам относятся помянутые мной выше «ботинки - полуботинки», а также «люби - возлюби», «нас - вас».

Здесь сделаю одно отступление. Существует такой тип рифм, как омонимическая (илиредиф) . Она не является однокоренной и относится к хорошим рифмам. Дело в том, что омонимы, несмотря на то, что пишутся одинаково, - не однокоренные слова, и не одинаковые. Пример:

Вдруг на Мишку, вот напасть ,

Пчёлы вздумали напасть . (Я. Козловский)

При этом напасть-1 и напасть-2 тут - вовсе разные части речи.

Бедные рифмы - недостаточные рифмы, в которых созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс .

Бедными принято считать также рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах, особенно если рифмословарный запас таких слов очень велик. Так, в силу своей незатейливости - подобрать такую рифму не составляет труда - бедными рифмами называют глагольные рифмы, как, например, на «ать»: летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать... ; рифмы из прилагательных на "ой" (свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...; рифмы из существительных на «ание» (более 1000 слов): гадание - желание - знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание... Наиболее распространённой разновидностью бедных рифм являются параллельные рифмы, в которых рифмуются одинаковые части речи в одной форме (к ним относятся и глагольные) Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

Однородные рифмы - разновидность бедных рифм. Такая рифма встречается практически только в глагольных рифмах. Вообще, хороших глагольных рифм очень и очень мало. Чаще всего получается что-то вроде «передал - забодал» или «проскочил - обличил». Или инфинитивы: «хотеть - свистеть». Вроде как и корни разные, но одна и та же форма слова отдаёт всё той же примитивностью. Таким образом рифмовать допустимо, но просто нежелательно: красоты это не добавляет. То же самое относятся к рифмам прилагательное - прилагательное (к примеру, «смешной - смурной»). Существительные с существительными рифмовать можно, но здесь встречается другая опасность.

Графические рифмы - рифмы из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется. Большого - немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно - нарочно (очно-ошно), вечно - конечно (ечно-ешно), смелый - веселый (елый - ёлый).

Банальные (заезженные) рифмы . Бывает и так, когда корни разные, формы пусть даже различные, и рифма хорошая с технической точки зрения, а звучит плохо. Странно! Дело в том, что такая рифма ввиду своей явности сотни раз уже использовалась в стихах и потому стала просто избитой: Вновь - любовь - кровь (канонический пример). Ночь - дочь - прочь. Тебя - любя. Трудный - чудный. Радость - младость. Вечер - встреча - свечи. Слёзы - морозы - грёзы - розы. Борьба - судьба. Век - человек. Чувство - искусство. Неплохие рифмы, но чересчур часто используются. Как и в предыдущем случае, такие рифмы допустимы.

Наивысшим приоритетом в поэзии пользуются, конечно, составные рифмы, то есть такие, где одно слово рифмуется с несколькими. К составным рифмам можно так же отнести и рифмы-переносы (илирассечённые рифмы) .

Гляди, мол, страна, как молве вопреки,

Монарх о поэте печётся!

Почётно - почётно - почётно - архи-

Почётно, - почётно - до чёрту! (М.Цветаева)

Впытываются - и сти-

Снутым кулаком - в пески! (М.Цветаева)

Виртуозно-сложной разновидностью составной рифмы является разнословная рифма, то есть рифма одного слова с частями двух или даже трёх слов. Сродни составной рифме, но более усложнённая. Солнце - сон це лое, судорог - разнесу дорог , раб расти - храбрости , тех, кто р ушащееся - архитектор , шёпот - хорошо под , за сто и - глазастые ...(В. Маяковский)

Один взойду на помост
Росистым утром я,
Пока спокоен дома
ст рогий судия.
(Фёдор Сологуб)

В примере Сологуба рифма великолепна тем, что «ст» в ответной рифме перескакивает на следующую строку.

Обыкновенно к составным рифмам относят те, в которых принимают участие служебные части речи (местоимения, союзы, предлоги, частицы), а к разнословным - те, в которых принимают участие целые или частично используемые основные части речи.

Отмечу ещё такую характерную вещь, как оборванная рифма - рифмосочетание, в котором одно из слов обрывается, но его значение остаётся понятным читателю(слушателю) из контекста. Чаще используется как комический приём. Душе - сумасше... , времена - припомина... Упомянутое мной стихотворение Светлова «Гренада» включает именно такой тип рифмы. Ещё пример:

Зал заливался минуты две:
- Медведь,
медведь,
медведь,
медве-е-е-е-е...
(В. Маяковский)

Наконец, существуют так называемые панторифмы . Это созвучие, включающее в себя не только отдельные слова или их окончания, а стихотворные строки целиком.

Седеет к октябрю сова,

Се деют когти Брюсова. (В.Маяковский)

Сорвано, уложено, сколото -

чёрное надёжное золото. (В. Высоцкий)

Оргмомент

Учащиеся занимают места за тремя столами, образуя группы, в которых они будут работать.

2. Вступительное слово учителя. Сегодня мы отправимся в путешествие по поэтической тропе. У каждой группы есть маршрутный лист с заданиями, выполняя которые, мы пойдем навстречу рифме. Вы сегодня должны представить проект «Рифма». Как вы можете объяснить понятие «рифма»?

– Рифма – это совпадение, повтор звуков, связывающих отдельные слова или строки. Или: Рифма- это созвучие концов стихотворных строк.Например:

фонарь, сухарь;
дочка, точка, бочка…

– Думаю, вы сможете сочинить простые рифмы. Например:

Жук увидел одуванчик

И присел, как на _____________________.

Продолжите четверостишие:

Над рекою голубою
Гнется удочка дугою.
Поплавок ныряет зыбко –
На крючок поймалась… (рыбка).

– Для стихов важна не только рифма, важно и содержание. Вспомним Незнайку, героя известного произведения Н. Носова. Незнайка сочинял стихи, не задумываясь о смысле, он лишь соблюдал рифму: (пакля, рвакля, шмакля).

Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.

У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

Сегодня мы попытаемся рифмовать слова, строки и сочинять продолжение целых стихов.
Итак, по поэтической тропе мы отправляемся в поход за рифмами. У вас есть маршрутные листы с заданиями, которые попробуем выполнить по пути. Надеюсь, мы справимся, если будем помогать друг другу, вспомните правила работы в группе.

– Давайте поиграем в рифмы. Кто из вас сможет подобрать как можно больше рифм к словам? Предлагайте свои примеры записывайте в маршрутные листы. Для каждой группы свои примеры-задания.

Можем мы как дважды два в рифму подбирать слова.

Подберите слова, которые рифмуются с данными:

· Березы, слезы, морозы, угрозы, занозы, грозы

· Цветы, мечты, мосты, лишь ты, кусты, листы, красоты, коты.

· Букет, привет, ответ, их нет, совет, пакет, банкет,

· Облака, рука, пока, слегка, далека, огонька,

· Весна, сосна, не до сна, ясна, она, тишина, у окна, до дна, волна, луна,

· Улитка, калитка, плитка, нитка,

· Мышка, шишка, крышка, шалунишка, мальчишка, малышка, трусишка ,

· Елка, полка, иголка,

· Слоненок, ребенок, утенок, тонок

· Ножки, рожки, кошки, ложки, серёжки, босоножки, крошки, сороконожки

· Шубка, трубка, губка, юбка

· Игрушка, старушка, ватрушка, душка, кружка

Мы умеем рифмовать, строки в рифму сочинять.

– Придумайте и запишите вторую строку в рифму с данной.

Пролетела стрекоза (Бирюзовые глаза)

Подари мне ромашек букет (Ведь цветов для меня лучше нет)

Ветер качает березы (Роняя на землю хрустальные слезы)

Плывут по небу облака (И я кричу им вслед: «Пока!»)

3. Игра «Собери потешку».

4. На рисунок посмотрите, 2-3 строчки сочините.
Чтобы легче было вам, я подсказку-рифму дам.

На экран проецируются картинки (Рисунок 1,2,3,4).

– Посмотрите на эти картинки и подумайте, о чем можно написать, если подключить фантазию.

Ребята записывают сочиненные строки, затем по желанию зачитывают то, что получилось:

Кролик мчится в огород,

Там его морковка ждёт.

Поиграть он может в прятки

С другом на морковной грядке.

Пёс весёлый громко лает,

Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?

Кости грызть он обожает.

Птичка не любит в клетке сидеть,

Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?

Хочет на волю- мир посмотреть.

Плавает в аквариуме

Рыбка золотая,

Как можно продолжить? Какую рифму подобрать?

В море оказаться

Каждый день мечтая.