Российский дирижер и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Лауреат государственных премий, народный артист России.

Биография Валерия Гергиева

Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в осетинской семье. Он вырос на Кавказе, в городе Орджоникидзе (Владикавказ) и рано остался без отца. Когда Валерию было семь лет, мать отвела его в местную музыкальную школу, где на тот момент уже училась старшая сестра мальчика, Лариса. Однако с первой попытка Валера в школу не попал - учитель принял его импровизацию на пианино за отстутствие слуха и рекомендовал матери отдать сына в футбол, которым тот интересовался гораздо больше. Вопреки этому совету, мать Валеры добилась его поступления в школу, и вскоре мальчик стал в ней лучшим учеником.

Дальнейшее образование Гергиев получил в Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова, в классе профессора И. А. Мусина. В возрасте 23 лет он стал победителем Международного конкурса Герберта фон Караяна в Берлине и Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве.

Творческая карьера Валерия Гергиева

Еще студентом консерватории Гергиев был принят в Академический государственный театр оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский) ассистентом главного дирижера. С 1981 по 1985 годы он руководил Государственным оркестром Армении. В 1988 году Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы Кировского театра, а спустя еще 8 лет, в 1996 году, становится художественным руководителем-директором. С приходом этого дирижера в истории Мариинского театра наступил новый период, когда бережное отношение к традициям сочетается с энергичным творческим развитием.

В 1996 году Валерий Гергиев стал народным артистом России. В 2003 году он получил почетное звание «Артист мира ЮНЕСКО»

В 1993 году по инициативе Валерия Гергиева в России впервые прошел фестиваль «Звезды белых ночей », ставший впоследствии ежегодным.

«Звезды белых ночей» вошли в десятку лучших фестивалей мира по версии австрийского журнала Festspiele Magazin.

Валерий Гергиев ввел традицию проведения тематических фестивалей. Некоторые из них были приурочены к юбилеям выдающихся композиторов. Так, в 1990 году состоялся фестиваль Чайковского, в 1991-м - Прокофьева, в 1994-м - Римского-Корсакова. Кроме того, Гергиев является инициатором создания и художественным руководителем многих международных музыкальных событий. В их числе фестиваль в Миккели (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Роттердам Филармоник-Гергиев фестиваль (Голландия), Московский Пасхальный фестиваль.

В 2004–2005 году Валерий Гергиев выступил инициатором проведения серии благотворительных концертов «Беслан. Музыка во имя жизни». Под его руководством состоялись выступления в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио, Риме и Москве.

За свои художественные достижения маэстро был удостоен множества званий и наград. Гергиев – дважды лауреат Государственной премии России (в 1994 и 1999 годах). Он неоднократно получал высшую театральную премию России – «Золотую маску » - как лучший дирижер года. Кроме того, Гергиев награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени и орденом Русской Православной Церкви Святого Благоверного Князя Даниила Московского III степени (за участие в благотворительных и культурных программах Русской Православной Церкви).

21 августа 2008 года Валерий Гергиев выступил с оркестром Мариинского театра на площади в Цхинвале с концертом, посвященным памяти жертв среди мирного населения во время военных действий в Южной Осетии.

Валерий Гергиев является одним из ведущих дирижеров мира и работает с известными музыкальными коллективами. С 1995 по 2008 он занимал место главного приглашенного дирижера Роттердамского филармонического оркестра, с 1997 года является главным приглашенным дирижером нью-йоркской Метрополитен-оперы. В 2007 года Гергиев занял пост главного дирижера Лондонского симфонического оркестра, проработав до 2015 года. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр.

Валерий Гергиев во время российской презентации на закрытии Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году дирижировал оркестром, который в это время находился на Красной площади. В том же году известного дирижера избрали деканом нового факультета искусств СПбГУ.

Валерий Абисалович известен как актер. Он снялся в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег» .

По утверждению «Российской газеты», Гергиева называют самым знаменитым осетином в мире. А журнал «Форбс» назвал дирижера самым финансово успешным российским музыкантом 2012 года и самым состоятельным деятелем культуры в России (2014 год).

В мае 2016 года симфонический оркестр Мариинского театра под руководством Гергиева дал концерт под названием «С молитвой о Пальмире» в древнем сирийском городе Пальмиры, который был освобожден российскими войсками от террористов.

Помимо музыкальной деятельности, Валерий Гергиев является активным футбольным фанатом петербургского клуба «Зенит» и владикавсказской «Алании».

Награды Валерия Гергиева

  • 2000 - орден Дружбы - за особые заслуги в подготовке и провидении важных гуманитарных внешнеполитических акций
  • 2003 - медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
  • 2003 - орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в музыкальную культуру
  • 2008 - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • 2009 - благодарность Президента Российской Федерации - за проведение концерта Большого симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в поддержку пострадавших в период грузино-осетинского конфликта жителей города Цхинвала
  • 2013 - Герой Труда Российской Федерации - за особые трудовые заслуги перед государством и народом
  • 2014 - медаль «Герой Кузбасса» (Кемеровская область) - за значительные заслуги и достижения в концертной и просветительской деятельности, а также за большой личный вклад в развитие и сохранение классического искусства
  • 2016 - медаль «За освобождение Пальмиры» (Минобороны России)
  • 2016 - орден «Слава Осетии» (Северная Осетия-Алания) - за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства Республики Северная Осетия-Алания
  • 2016 - орден Александра Невского - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность

Личная жизнь Валерия Гергиева

В 1998 году на одном из музыкальных конкурсов Валерий познакомился с осетинской девушкой Натальей Дзебисовой . Наталья на тот момент была юной выпускницей Владикавказского музыкального училища имени самого Валерия и мгновенно очаровала Гергиева, который был старше ее почти вдвое.

Несмотря на то, что до этого у Валерия было много увлечений женщинами из творческих кругов, прежде связывать себя узами брака он не спешил, и именно Наталья показалась известному дирижеру самой подходящей партией для женитьбы. Первое время их встречи носили скрытый характер, но спустя год, в 1999 году, состоялась пышная свадьба в Осетии, собравшая более тысячи гостей из разных стран СНГ.

Спустя год в семье родился первый ребенок - сын Абисал (2000), а следом за ним второй мальчик, получивший имя Валерий в честь отца (2001), и девочка Тамара (2003).

Беседу вела Валентина Серикова

Реальный успех Валерия Гергиева затмевает все мифотворчество «пиара». Гергиев принял Мариинский театр в тяжелейшем моральном и финансовом состоянии. Сейчас слово «Мариинка» превратилось в музыкальный брэнд мировой значимости.
Личная жизнь маэстро - тайна за семью печатями. Известно лишь, что в 1999 году он, знаменитый холостяк, взял в жены 19-летнюю Наталью Дзебисову. Год спустя родился первый наследник, названный в честь Гергиева-деда, а затем еще один сын и дочь.

- Валерий Абисалович, кто помог в свое время преодолеть трудности и поднять театр?
- Прежде всего - коллектив: он трудился. Ведь можно найти спонсора, уговорить дать деньги. Но все усилия сведутся к нулю, если нет качественной труппы, способной, как магнитом, притягивать зрителей не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и других мировых столиц. Конечно, помогли и мои молодые годы, и способность работать чуть-чуть больше остальных. Если б я работал меньше, люди сразу бы почувствовали. Да, я не жалел коллектив, и ему приходилось трудиться в пять, в десять раз интенсивнее, чем прежде, но еще больше не жалел себя. Это все знают. Я никогда не уходил из театра раньше часа ночи.
Очень много было сделано. Надо знать и понимать, что у нас оркестр - 250 человек, Академия молодых певцов - 150 человек, огромная балетная труппа. Ее многие считают лучшей в мире, по крайней мере, одной из двух-трех лучших совершенно точно. За последние 15 лет мы поставили более 100 новых спектаклей, это очень большая цифра.
- Гастроли вашего театра проходят на сценах театров - мировых музыкальных лидеров: нью-йоркской Метрополитен-оперы, лондонского Ковент-Гардена, миланского Ла Скала, парижской Гранд-опера и др.
- Да, Мариинка довольно часто бывает за границей. На гастроли выезжает по 300-400 человек. Правда, не всегда с моим участием. Так что театр активный, и мы стараемся распределять свои силы одновременно чуть ли не на все пять континентов.
В Америке мы выступаем на самых известных площадках с идеальной акустикой, это крайне важно.
- Как продвигается ваша собственная работа в Америке?
- Я много дирижирую в Метрополитен-опере, может быть, даже слишком много. Среди самых интересных последних работ - произведения Стравинского: балет «Весна священная», опера «Соловей» и опера-оратория «Царь Эдип». Но событием едва ли не более важным стало для меня выступление оркестра Мариинского театра на открытии сезона в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Для Америки открытие сезона - очень большая и важная акция, даже не знаю, с чем можно сравнить. В российской современной культуре нет таких параллелей. А там начало и конец театрального сезона, безусловно, главные события года. Один этот концерт, собравший, кажется, всех патронов и спонсоров, принес Карнеги-холлу $2,6 млн.
Оркестр играл замечательно. Мы оказались в центре внимания всей музыкальной Америки. Обычно я не люблю расписывать свои достижения, нет необходимости. Но США - государство, где много всего происходит, один из центров мировой культуры, поэтому такой резонанс важен. А Россия закрепила за собой славу страны, продвигающей на мировую сцену талантливых певцов и музыкантов. Тут мы лидируем. Мою точку зрения, кстати, разделяют многие.
- В Метрополитен-опере работают артисты, уехавшие из России, певцы, в частности. Встречаете ли старых знакомых?
- Там, наверное, 20% - российские певцы. Из них примерно 70% - из Мариинского театра. Америка жителей всего постсоветского пространства считает и называет русскими - и русских, и армян, и украинцев. Я, например, осетин, но мне не обидно, когда меня называют русским, потому что мы всем обязаны колоссальной советской музыкальной школе. Но Россия, может, чуть раньше других бывших республик поняла, что надо укреплять свои главные культурные символы.
- Все это хорошо, Валерий Абисалович, но ведь нужен слушатель, зритель.
- На Пасхальном фестивале в Москве, а он уже стал ежегодным, на открытом воздухе нас слушает до полумиллиона людей. Цифра сопоставима с населением крупного французского или немецкого города. Поэтому я бы не говорил об упадке.
У классической музыки масса поклонников. Уменьшилось ли их число, я не знаю. Но до сих пор на своих концертах я вижу множество людей, в том числе молодых, которые хотят слушать такую музыку. Следовательно, ситуация с классической музыкой не такая уж плохая. И неважно, есть при этом световое шоу или нет.
- Деньги тоже имеют не последнее значение, и вы их нашли…
- Должен сказать, что лет шесть назад спонсорская поддержка в России отсутствовала. А сегодня только спонсорские средства составляют $10 млн в год, причем большая часть - российские деньги.
Я в очередном перелете из Америки не спал и посмотрел два фильма - замечательный чешский и менее качественный американский. И это при том, что бюджет чешской картины раз в сто меньше, чем американской. Мой «мэссидж» читателю в связи с этим такой: далеко не все зависит от денег. Талант, интеллект, острота важнее, чем финансовые вложения.
- Согласна, но вы себе такие «мэссиджи», или послания, позволяете, потому что есть поддержка.
- Да, наш генеральный спонсор - «Газпром». Все изменилось, когда поднялись и железные, и бархатные занавесы. Мы летаем над Европой десятки раз в год и в принципе можем приземлиться и выступить в любом городе. Однажды примерно по такой схеме мы организовали концерты Ла Скала. Я договорился с «Газпромом», который дал два самолета. Останавливались в Вильнюсе, Петербурге и Москве, еще и в Польшу залетели. Красивая получилась акция. «Газпром» и не заметил трат, а для зрителя и слушателя приезд национальной гордости Италии стал грандиозным событием.
Немаловажно, что многих первых лиц страны я знаю лично: прямой разговор всегда результативен.
В целом в России дела идут намного лучше, чем три года назад. Намного! Это касается и поддержки культуры. Правда, вкусы становятся несколько буржуазными, что называется, новорусскими. Но со временем все станет на свои места.
- В ваших, замечу, нечастых интервью вы говорите в основном о работе. Расскажите о собственной жизни. От кого у вас любовь к классической музыке?
- От родителей. Правда, отец - офицер, бывший фронтовик - рано ушел из жизни: сказались полученные раны. Мне тогда было 13 лет, а ему 49. Но он многому успел меня научить.
В музыкальной школе сказали: «У этого мальчика нет чувства ритма и музыкальной памяти». Хотя я упрямо и настойчиво выстукивал нужный ритм (точнее, чем экзаменовавшие), все равно получил двойку. Маме не хотелось мириться с мнением педагогов, и мы пошли к другим.
В школе я побеждал на математических олимпиадах, и в конце концов учителя вызвали родителей в школу и заявили: «Ваш сын - прирожденный математик, а вы отвлекаете его музыкой». Родители рассудили иначе, и я продолжил занятия, поскольку страсть к музыке оказалась сильнее.
В том, что у меня все так сложилось, огромная заслуга моей семьи. Мама никогда не руководила театром, но, когда я в своей работе готов был сделать ошибку, она всегда это понимала и предупреждала меня. И что удивительно, всегда оказывалась права.
- Вы сформулировали для себя принцип руководства театром?
- Безусловно. Лидер должен быть лидером. Если он не идет впереди дивизии или театра, дело не двинется. Вот в семь часов вечера в зрительном зале потушили свет - и надо что-то делать на сцене. Приказами: делай это или то - здесь не ограничишься, тут природные качества нужны. Творческому организму надо ощущать присутствие вожака.
Я не стараюсь намекать на свои лидерские качества, но должен сказать, что себя я не щадил. Не говорю, что был талантливым дирижером, или очень красиво дирижировал, или много думал о музыке - это все лишние слова. Но в жизни физически вожак должен беречь себя в последнюю очередь, а коллектив - в первую, прежде всего. Других удачных рецептов я не знаю.
Лидер ставит перед собой грандиозные цели и идет к ним без ссылок на плохое государство и «про нас забыли». Я категорически не принимаю такие установки. Если ты лидер - пробейся к президенту, премьер-министру, дай гневное интервью, сделай что-то! 1991-1995 годы были для нас самыми жуткими. Но мы были молоды, а я - так еще, можно сказать, и зверски энергичен. Потому что не мог спокойно видеть, как национальные символы рушатся один за другим, будто карточные домики. Сегодня уже можно говорить об этом без надрыва, а в то время все разваливалось и все разбегались. Но нам удалось сохранить былое величие Мариинки.
- Откуда берет начало ваш опыт руководителя?
- С молодости. Дирижеру перед генеральной репетицией с участием 300 человек: оркестра, хора, певцов, ассистентов режиссера, осветителей и так далее - надо уметь заинтересовать их. Как только дал слабину, или даже еще до того - и тебя уже никто не слушает. Иногда стоит решиться на неординарный поступок, неожиданный, заставляющий обратить на себя внимание. Мне едва исполнилось 28 лет, когда мне предложили возглавить оркестр в Армении. Наездами: я не мог уехать из Ленинграда. По сравнению с театром оркестр показался совсем маленьким коллективом. Но он мне был необходим, несмотря на то что затея стоила здоровья: приходилось очень много летать. Зарабатывал я прилично, к тому же меня всегда вкусно кормили в домах моих друзей, спасибо им. Но все гонорары уходили на перелеты. С Божьей помощью я все выдержал и вышел из этой истории с колоссальным опытом.
- Скажите, а солистов из других театров страны вы в свои проекты не думали привлекать?
- Я не хочу никого перетаскивать к себе специально. Мы живем уже в совершенно другом мире: не обязательно приносить трудовую книжку и отмечаться в табеле. Метрополитен-опера, например, не имеет собственных солистов, она просто заключает контракты с дарованиями и дает им возможность через два-три года проявить себя.
Наша система гораздо мобильнее. Если я сам замечаю или мои помощники рекомендуют мне талантливого исполнителя, есть все шансы буквально за три-четыре месяца вывести его в звезды. Я люблю рисковать, хотя иногда риск заканчивается неудачей. Может, и не стоит взваливать на молодые плечи такие испытания, но так мы работали в 90-х годах в трудных финансовых условиях. Не бегали по кабинетам в поисках денег, а просто делали много чего интересного и хорошего. Потом скорее за нами бегали, чтобы показать в Японии, Европе или Америке. Богатство наше измерялось не бюджетами, а идеями.
Не так давно мы поставили весь цикл «Кольцо нибелунгов» Вагнера на немецком языке - огромный труд с фантастическим сценографическим решением. Кому-то нравится, кому-то нет. Но эта работа не уступает образцам, которые по многим показателям считаются сегодня лучшими в мире…
- Кстати, насчет «кому-то нет». Вы следите за критическими отзывами о постановках Мариинки?
- Знаете, великий дирижер Джордж Шолти однажды сказал мне: «Никогда ничего о себе не читай. Потому что если будешь верить хорошему, то должен поверить и плохому». Я его послушался и не читаю, хотя, разумеется, и не пренебрегаю мнением о наших спектаклях.
- О вас изредка можно услышать: «менеджер Мариинки»…
- Для генерального руководства театром не обязательно быть менеджером, но важно не быть полным дураком. Я не Сорос и не Билл Гейтс, у меня нет своего бизнеса. Но я возглавляю один из самых крупных и динамичных театров России и мира. У нас есть спектакли по $3 млн, большие проекты. Что-то я беру на себя, что-то берут на себя мои помощники. Бывает, ругаемся, не сходимся во мнениях, но без оскорблений и без ненависти. Мы стараемся полностью изжить в театре желчную зависть друг к другу. Проявления недружелюбия абсолютно не поддерживаю, эту отраву надо искоренять.
- Своих сыновей на родину, во Владикавказ, уже возили?
- Наверное, я виноват перед сыновьями, что пока не привез их в Осетию. Сам я рос без выставления на показ. У меня были причины считаться не самым незаметным мальчиком в этом городе, но меня никогда специально не «демонстрировали». И слава богу. Я не думаю, что надо портить детство ребенку. Я в этом убежден, иначе с человеком происходят вещи, которые потом трудно поправить.
- Музыкальное училище, где вы учились, носит ваше имя. Что вас с ним теперь связывает?
- Вы знаете, училище названо моим именем, скорее всего, для того, чтобы поощрить надежды как родителей, так и самих юных музыкантов. Все-таки по происхождению я осетин, вырос в Осетии, многие меня там знают и, глядя на мою творческую судьбу, планируют собственное творческое и артистическое будущее. Я бы очень хотел, чтобы на всем Кавказе жизнь быстрее вошла в нормальное русло. Это замечательно красивый край, и там много талантливых людей.
- Вы много лет связаны с Питером. Можете назвать себя петербуржцем?
- Я не случайно попал в Петербург 30 лет назад. Вообще ничего не бывает случайным. Первый раз приехал в апреле, помню, шел снег, дул промозглый ветер - огромная разница с Владикавказом. А экзамены проходили в июне, в период белых ночей. Это было замечательно! Да и кто может выдержать искушение белыми ночами? Только человек без воображения, не способный видеть красоту вокруг себя. Хотя тогда я никак не думал, что свяжу жизнь с этим изумительным городом.
- Вам в Америке не предлагали постоянный контракт?
- Мое будущее здесь. А в Америке у меня масса друзей. Пять лет назад они отказывались верить, что я не ищу постоянное место в Нью-Йорке, хотя я совершенно определенно высказывался на этот счет. Единственный человек, который меня понял, - генеральный менеджер Метрополитен-оперы Джозеф Вольпе. Он сказал: «Мы, конечно, предложим Гергиеву позицию руководителя, но я знаю, что он не согласится, потому что “женат на Маринке”».
- Вы можете на репетиции появиться перед оркестром в футболке с коротким рукавом и на спектакле за пультом - в черной стильной рубашке. Что вам в одежде важно?
- То, что нравится и удобно. Одежда должна быть комфортной, ласкать тело. Не человек должен служить одежде, а она ему. Тем более что мне еще иногда надо размахивать руками. Модные марки для меня особой роли не играют, хотя я уважаю всех, кто добился успеха, модельеров в том числе.
- И последний вопрос. Вы живете в крайне насыщенном временном графике. Наверное, очень устаете?
- Я в таком графике живу уже много лет. Не считаю, что он самый лучший, но иного пока не смог наладить. Те, кто делает девять дел одновременно, всегда найдут время для десятого. Другие не могут сделать ничего, но постоянно жалуются на нехватку времени. По-настоящему деловые люди на поверку оказываются гораздо более талантливыми. Есть даже такая поговорка: хочешь, чтобы что-то было сделано, попроси об этом самого занятого человека.
Хотя в последнее время для меня гораздо более важно чуть больше бывать с семьей, чуть больше заботиться о здоровье. А одно из главных удовольствий в жизни я нахожу в общении. Особенно если оно приносит мысли. С человеком, способным подарить мне мысль, я готов проговорить до трех часов ночи, даже если он и не музыкант. Справка «БОССа» Гергиев Валерий Абисалович, директор и главный дирижер Мариинского театра. Родился в 1953 году в Москве в осетинской семье, вырос во Владикавказе. В 1977 году окончил Ленинградскую консерваторию. В 1976 году одержал победу на конкурсе дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине. С 1978 года - дирижер Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, с 1995-го - руководитель Роттердамского филармонического оркестра, с 1997-го - главный приглашенный дирижер Метрополитен-оперы в Нью-Йорке. Народный артист России, лауреат Государственной и Президентской премий, премии «Триумф» и многих других международных наград.

КОГДА 35-летнего Валерия Гергиева назначили руководителем Мариинки, ленинградские бабушки-балетоманки со стажем, переступая порог театра, морщили нос и шептали: "Тут пахнет овчинкой". Так они говорили и при Темирканове, прежнем главном дирижере, кабардинце по национальности. И тут еще один с Кавказа - "чабан". Может быть, это театральная легенда. А может быть, и правда.

О борьбе футбола с музыкой

В 7 ЛЕТ мать привела Валеру в музыкальную школу. Преподаватель не удивился. У Тамары и Абисала Гергиевых там уже училась дочь Света, которой прочили большой успех. Мальчик выглядел очень озабоченным и все время поглядывал в окно. Еще бы, его отвлекли от футбола, а там наши проигрывают!

- Ну что, начнем, - сказал педагог и простучал на столе мелодию, - сможешь повторить?

Мальчик, не задумываясь, тут же повторил ритм. Учитель нахмурился.

Попробуй еще раз.

Ритм в пальцах Валеры окончательно запутался.

- Спасибо, постой за дверью, я с мамой поговорю... К сожалению, мальчику ближе футбольный мяч, а слуха у него нет. Может быть, он станет Пеле, - пытался успокоить мать учитель музыки.

Позже Валерий Гергиев, вспоминая тот день, говорил, что он пытался сделать тот музыкальный ряд лучше, но его не поняли. Зато мать с самого начала знала, что ее Валера - гений, и все же добилась, чтобы сына приняли в музыкальную школу. Уже через месяц его преподаватель взял свои слова обратно.

В лучшей владикавказской общеобразовательной школе Валера вообще ничем не огорчал ни учителей, ни родителей. Побеждал на всех математических олимпиадах, и в конце концов директор потребовал у мамы, чтобы будущего выдающегося математика не отвлекали такими глупостями, как музыка. Но с пристрастием к футболу бороться было еще труднее, чем с музыкой. Сколько раз он выбегал на улицу к друзьям с нотами в руках и не замечал вокруг ничего, кроме мяча. А потом, вспомнив о неразученной музыкальной пьесе, возвращался. В общем, ничем не отличался от своих сверстников, даже в Терек прыгал с крутого берега. Там каждый год тонули десятки владикавказских мальчиков, но, если не можешь прыгнуть в бурлящую реку, какой же ты мужчина?

А что такое быть настоящим кавказским мужчиной? Отец-фронтовик, умерший, когда Валерию было 13 лет, успел научить его, что это значит - всегда выполнять данное слово и добиваться цели. После его смерти мать одна воспитала троих детей. До сих пор для всей большой семьи Гергиевых она - центр вселенной, опора и поддержка. Это она смогла найти лучших преподавателей для детей - сначала во Владикавказе, а затем и в Северной столице. "Общежитие Ленинградской консерватории - это моя школа жизни", - обмолвился как-то Валерий Абисалович. Там его ждала первая влюбленность - в русскую классическую музыку и Вагнера, - пронесенная через всю жизнь.

Первый настоящий успех пришел, когда в 24 года он стал обладателем престижной премии Герберта фон Караяна. Затем был Ереванский театр оперы и балета. Гергиев летал туда каждую неделю и тратил на дорогу денег больше, чем зарабатывал. А что делать? Во Владикавказ не то чтобы не пустили, но местная музыкальная элита сделала все, чтобы молодой талант работал где угодно, только не на родине.

О Золушке и Британской Королеве

О ЛИЧНОЙ жизни дирижера даже слухов никаких не ходило. Как только Валерий увлекался какой-нибудь оперной дивой, мать тут же ее отбраковывала, а Валерию говорила: "Подумай, какой она может быть матерью для твоих детей". И на этом все заканчивалось. До определенного момента главным для маэстро считалось восхождение на музыкальный Олимп. А когда вершины одна за другой были покорены, все спохватились - Валерию Абисаловичу за 40, а семьи нет, и все достойные кандидатуры уже имеют взрослых детей. Именно тогда, в 1998 году, Гергиев случайно попал на конкурс молодых исполнителей национальной музыки в Санкт-Петербурге. В число лауреатов попало трио гармонистов из Северной Осетии, и юная студентка Владикавказского училища искусств Наталья Дзебисова сумела, сама того не ведая, завоевать сердце знаменитого дирижера. Роман начался практически сразу и развивался тайно. До объявления даты свадьбы об избраннице ничего не знали даже вездесущие журналисты.

Жених был старше невесты более чем в два раза. Несмотря на его мировую славу, родители девушки согласились на свадьбу только тогда, когда поняли, что Наташа действительно влюблена. И Валерий Абисалович тоже.

Грандиозная свадьба состоялась во Владикавказе осенью 1999 года. Более тысячи гостей собрались в гостиничном комплексе "Интурист", который до 1917 года принадлежал родственникам матери жениха. В годы перестройки им вновь стали руководить потомки бывших владельцев - двоюродный брат Гергиева. Были приглашены все хоть мало-мальски близкие родственники, которых в России назвали бы "седьмая вода на киселе".

Согласно местной традиции жених на своей свадьбе присутствовать не должен. Вся церемония организовывалась исключительно для невесты и гостей. А Гергиев... подглядывал за всем происходящим то из одного гостиничного номера, то из другого. Невеста пыталась вести себя скромно, но даже под тройной фатой, скрывающей лицо, было видно, как сверкают счастьем ее глаза. А на руках и на шее блестели подарки друзей и родных жениха - золотые украшения и бриллианты...

Через год с рождением первенца - сына Абисала - дирижера поздравил Владимир Путин. Президент как раз отмечал свое 48-летие. После дружеского застолья - открытие сезона в Мариинском театре. Кстати, праздновать дни рождения на спектакле Мариинки - это признак хорошего тона. Сама английская королева-мать Елизавета в свой 100-летний юбилей пришла на гастрольный спектакль и встретилась с Гергиевым. Она сказала много добрых слов, а в конце огорченно добавила: "Я надела свое лучшее платье, а вы его даже не заметили". Хотя на что она надеялась? У него уже была Наталья.

О дисциплине и милиции

АВСТРИЙСКИЙ журнал, пишущий об опере, как-то задался целью выяснить, когда спит маэстро Гергиев. Сопоставили графики гастролей, репетиций, перелетов, пресс-конференций и торжественных приемов. И выяснилось - никогда. Видимо, тогда же он ест, общается с семьей (у него теперь два сына), отдыхает. Секрет удивительной работоспособности - в железной дисциплине, которой он подчинил не только себя, но и музыкантов, и даже зрителей. Однажды на гастролях на репетицию оркестра были допущены студенты музыкальных учебных заведений и их преподаватели. Обстановка была непринужденной, и в итоге разговоры в зале заглушили музыку. Гергиев обернулся и на превосходном английском сказал:

Я обращаюсь к вам, полицейские. Если через минуту в зале не станет тихо, концерт будет отменен, и в этом будете виноваты вы.

От страха зрители готовы были залезть под кресла. До конца репетиции (она длилась 4 часа) никто не встал и не чихнул.

К сожалению, московская милиция не испытывает подобного трепета перед маэстро. Для наших стражей порядка всемирно известный режиссер - всего лишь "лицо кавказской национальности". Однажды у него и у знаменитого музыканта Юрия Башмета потребовали на улице паспорта. Сначала друзья подумали, что милиционер шутит, а тот решил, что над ним издеваются, и продержал великих музыкантов до 5 утра, пока друзья не привезли их документы. По признанию Гергиева, нигде в мире подобного с ними не происходило.

Единственное, что ему до сих пор не подчиняется, - это погода. Редкое выступление на открытом воздухе проходит без дождя. Последнее столкновение со стихией произошло на Красной площади в Москве в день 50-летия маэстро. Шел такой ливень, что на сцене остались лишь дирижер в плаще и пианистка. Газеты тогда написали, что господину Гергиеву теперь подвластно все.

Кто-то назвал приезд оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в разрушенную столицу Южной Осетии грамотным пиар-ходом. Другие решили, что самому известному музыканту России просто не хватает для творчества острых ощущений.

А по щекам местных жителей, пришедших к подножию лестницы разрушенного правительственного здания, с площадки перед которым на израненный город лилась великая музыка, текли слёзы искренней благодарности, а их измученные лица озаряли улыбки надежды.

Мир должен узнать

За несколько часов до начала концерта Валерий Гергиев смотрел сквозь выбитое взрывом окно единственной оставшейся от цхинвальского дома обгоревшей стены. За провалившимся в собственный подвал строением был виден пролом в обсыпавшейся стене дома напротив. Затем ещё и ещё - на много сотен метров вперёд. Взгляд маэстро искал и не находил вокруг ни одного хотя бы частично сохранившегося дома. Далеко не с первой попытки журналистам удалось докричаться до буквально раздавленного увиденным человека.

В. Гергиев: Я не понимаю, как надо было «постараться», чтобы от цветущего мирного города за считаные часы осталось такое... Это звериная, бесчеловечная жестокость! Все, кто видел, что же произошло на самом деле, понимают: за время, пока югоосетинские ополченцы оставались один на один с грузинской армией, погибло очень много мирных людей… Для небольшого осетинского народа смерть полутора-двух тысяч человек - страшная, несоизмеримая ни с чем потеря…

Не любитель в привычной жизни давать интервью, в этот день Валерий Гергиев покинул журналистов, лишь когда его оркестр начал репетицию. Некоторое время он даже работал переводчиком, пересказывая западным репортёрам историю свидетеля событий - местного жителя: «Когда прямо с неба на вас падают сразу десятки ракет «Града», спрятаться невозможно... В подвал этого дома спустились более 40 человек, они не выходили на улицу три дня… »

В. Гергиев: Крайне важно, чтобы мир узнал правду о трагедии Цхинвала. Мировое сообщество уже содрогается при словах «русские танки вошли в Грузию», «Путин хочет переписать карту Европы». При этом никто не говорит о том, что тысячи человек были заживо сожжены в спящем городе. В разных странах много людей, у которых всё в порядке с совестью, которых нельзя ангажировать и заставить думать по заранее подготовленному сценарию. Моя цель - сделать так, чтобы они узнали о том, как на самом деле развивались события этой войны.

Игрушка для кукловодов

Лучшие дня

Неподалеку от Гергиева стояла старушка в чёрном. Она опиралась на клюку, глядя то на беседовавшего с журналистами музыканта, то на пепелище собственного дома. «А кто этот человек? - спрашивала она у окружающих. - Валерий Гергиев, музыкант? Он не двоюродный брат Алана Гергиева? А то Алан погиб вместе со всеми тремя сыновьями...»

В. Гергиев: Я родился в Москве, живу в Санкт-Петербурге, побывал во многих странах мира, но всё равно остаюсь осетином, сыном своего народа. Я не против грузин - среди этой нации есть немало моих хороших друзей. Я буду продолжать рассказывать им о том, что я увидел в Цхинвале. Уверен, что для будущего Грузии не менее важно, чтобы народ этой страны узнал в подробностях, что же здесь произошло. Бить из танков по детям - это не мужская доблесть воина, который вырос на Кавказе, а позор. Боюсь, что и жители Грузии, и Осетии - сегодня лишь игрушка в руках кукловодов, имеющих свои, совершенно не связанные с этим регионом задачи. Возможно, эту кровоточащую рану нашим народам нанесли извне. Почему маленькие нации должны страдать из-за того, что США не нравится, как встаёт во весь свой рост могучая Россия?

За пару часов до начала концерта к месту, где только начали устанавливать аппаратуру, стал стекаться народ. «Может быть, лучше, чтобы вам вместо симфоний привезли побольше еды и одеял?» - спросил кто-то из журналистов. Старик, кативший на тележке несколько канистр с родниковой водой, покачал головой: «Без одеял мы как-нибудь проживём. А вот без мира - точно нет. Если слышно музыку, значит, не рвутся снаряды. Пока звучат симфонии - смерть отступает».

В. Гергиев: Я не любитель говорить о подобных концертах. Мы приехали к людям, чтобы попробовать сделать для них то хорошее, что мы можем. Я не сторонник того, чтобы останавливать концерты и обращаться с призывами к публике, переходить с музыки на крик. 7-я симфония Шостаковича является величайшим музыкальным произведением, летописью блокадного Ленинграда, напоминанием миру о том, что ужас бомбёжек мирных городов не должен повториться.

Когда оркестр умолк, стало казаться, что аплодисменты будут длиться дольше, чем играла сама музыка. К ногам музыкантов полетели охапки местных, собранных в чудом не затронутых обстрелами дворах цветов. По улицам погрузившегося во мрак города поплыли огоньки светильников, стоявших во время концерта на ступенях перед сценой. Язычки их пламени освещали не закопчённые разрушенные стены и воронки в асфальте, а полные веры в будущее глаза людей.

В. Гергиев: Прежде всего меня волнует вопрос, что же на этой земле будет на многие годы вперёд. Исторически народы Грузии и Осетии очень близки, ещё не так давно их связывала крепкая дружба. Понятно, что сейчас нет силы, способной быстро примирить осетин с грузинами. Однако надо начинать преодолевать возникшие между ними преграды, протянуть друг другу руку дружбы. Но для этого необходимо, чтобы люди узнали всю правду о том, что же произошло.

Как талант дирижера Валерия Гергиева помог ему стать всемирно известным? Кто его жена?

Т алантливейший музыкант Валерий Гергиев – дирижер всемирно известных оркестров и художественный руководитель Мариинского театра – восхищает своей внутренней энергией, которая выплескивается в музыке, им творимой. У него множество поклонников по всему миру, и в этой статье мы больше расскажем о становлении Гергиева, а также поведаем о семье: кто его жена, и сколько у мужчины детей.

Биография неординарной личности

Валерий появился на свет в Москве незадолго до празднования победы СССР в Великой Отечественной войне – 02.05.1953 года. Он родился в полной семье, но отец, бывший командир батальона, умер, когда будущему музыканту исполнилось 13 лет. Помимо мальчика в семье росло две дочери.

Отношения с музыкой у Валерия не сразу заладились: в детстве ему нравилось больше играть в хоккей, чем вслушиваться в ритм на занятиях в музыкальной школе. Дело дошло даже до того, что его хотели отчислить из заведения из-за отсутствия таланта, но родители Гергиева побудила сына заниматься хорошо.

Отец, пока был жив, учил Валерия добиваться поставленных задач, и мальчик это запомнил: вскоре он стал лучшим учеником «музыкалки» помимо того, что и в обычной школе проявлял себя хорошо, особенно в области математики.

С 1972 года Валерий начал пятилетнее обучение у педагога И. Мусина в консерватории Ленинграда (Санкт-Петербурга), и здесь его увлечение музыкой превратилось в настоящую любовь. Молодой человек последовательно раскрывал свой талант и через четыре года показал первый серьезный результат – он завоевал победу на дирижерском конкурсе-фестивале в Берлине.

На последнем курсе обучения Гергиев был приглашен на работу в Кировский театр в роли ассистента дирижера, и уже в 1978 году дирижировал в опере «Война и мир». Следующие десять лет мужчина активно трудился, в том числе в Армянской ССР, и в 1988 году стал главным дирижером. Тогда же Гергиев стал организатором первого музыкального фестиваля по произведениям российских классиков, который стал очень успешным. Профессионал блестяще дирижировал различные спектакли, концерты и симфонии.

Зарубежные ценители искусства хорошо знают о талантливом Валерии Гергиеве. Вскоре после распада Советского Союза дирижер начал выступать в известных местах: Метрополитен-опера в Нью-Йорке, оркестр в Роттердаме и т.д. С последним музыкант сотрудничал более 10 лет до 2008 года.

В 1996 году он занял должность худрука и директора Мариинского театра; труппа под его руководством стала одной из лучших в мире. В то время он тратил много времени на работу со своей командой – порядка 250 дней в году.

Также музыкант сотрудничал с известнейшими оркестрами мира: Берлинским, Венским, Чикагским, Лондонским; последний он возглавил в 2007 году.

За свое творчество Гергиев участвовал в организации различных фестивалей в городах России и мира: Великобритании, Голландии, Финляндии и в других странах.

Мастерство Валерия принесло ему множество орденов, премий и наград как в России, так и за рубежом. Он является Народным артистом России.

В 2010 году мужчина дирижировал на закрытии Олимпиады 2010 года в Ванкувере, Канада.

В 2016 году Валерий выступил с концертом в древнем амфитеатре г. Пальмира в Сирии, освобожденном от боевиков.

Кто жена Гергиева?

Во времена своей яркой молодости музыкант увлекался оперными певицами, на его счету множество романов. Но те отношения не привели ни к чему серьезному.

В первой половине восьмидесятых годов мужчина встречался с филологом Еленой Остович, которая родила ему дочь Наталью в 1985 году. Но рождение ребенка не стало причиной вступления людей в брак.

В 1998 году Валерий познакомился со своей будущей женой, ею стала осетинка Наталья Дзебисова. Дирижер влюбился в нее на одном из конкурсов в Северной столице, в котором девушка принимала участие. Люди познакомились, между ними сразу пробежала искра.

Первые месяцы пара встречалась тайно, поскольку факт наличия романа в то время не стоило раскрывать, к тому же избранница Валерия была в два раза моложе музыканта.

В 1999 году они сыграли большую свадьбу во Владикавказе со множеством гостей. Дети появились вскоре: в 2000-2001 годах Наталья родила сыновей Абисала и Валерия, а еще через два года – дочь Тамару.

Такова история всемирно известного дирижера Валерия Гергиева, огромный талант которого почитаем людьми на разных континентах. Он продолжает успешно работать и радовать поклонников своим блестящим творчеством. Валерий счастлив в семье: у него любящая жена и подрастающие дети, которые тоже могут стать выдающимися музыкантами. Нам остается пожелать счастья и новых творческих достижений этому удивительному человеку.