Балетмейстер Владимир Васильев стал командором Ордена Звезды Италии (Ordine della Stella d’Italia). Государственная награда итальянской республики вручается за вклад в дружбу и сотрудничество с Италией, её получают итальянцы-резиденты других стран и иностранцы по решению Президента Итальянской республики. В торжественной обстановке в Посольстве Италии награду Владимиру Васильеву вручил Посол Чезаре Мария Рагальини (Cesare Maria Ragaglini).

«С Италией Владимира Васильева связывают особые отношения», – сказал Ч.М. Рагальини на церемонии вручения Ордена. Посол вспомнил, что В. Васильев впервые танцевал «Жизель» в Италии в 1968 году, со своей супругой балериной Екатериной Максимовой. С тех пор минуло 50 лет.

Позднее Васильеву довелось много работать в Италии, в том числе в паре с великой итальянской танцовщицей Карлой Фраччи. «Владимир Васильев - тончайший, галантнейший партнер и друг», – говорила она о танцоре.

Профессионализмом Владимира Васильева был впечатлён и Ч.М. Рагальини. «Рядом со мной – легенда танца, – сказал Посол. – В течение 30 лет он был не просто премьером-солистом Большого театра, но и новатором танца. Ф. Нитцше говорил, что человек должен иметь хаос внутри себя, чтобы воспроизводить танец. Этот внутренний хаос позволил Васильеву придать свежесть танцу». Глава итальянского посольства вспомнил искромётные пируэты, безукоризненные прыжки и яркие сценические образы орденоносца Звезды Италии.

«Рим я люблю больше всех других городов на свете», – как-то сказал балетмейстер Васильев в интервью. По его мнению, столица Италии – «самый великий город». Но он также признается, что никогда не смог бы жить вне России длительное время.

Биография Владимира Васильева

Владимир Викторович Васильев родился в Москве в 1940 году, в преддверьи Великой Отечественной Войны, в крепкой любящей семье шофёра и административной работницы. Васильевы прошли войну, вынесли тяготы послевоенного восстановления и способствовали развитию ребёнка. Владимир Васильев вспоминал, что пианино было куплено сыну отцом на последние деньги. «Если бы у меня была другая мать, все было бы у меня по-другому», – говорил балетмейстер и утверждал, что любовь к музыке он унаследовал от матери, а любовь к жизни – от отца.

В 1947 году Васильев начал танцевать, и педагог Е.Р. Россе заметила выдающиеся способности ребёнка. В возрасте восьми лет в составе хореографического кружка Дома пионеров мальчик впервые вышел на сцену Большого театра, исполняя русские и украинские народные пляски. Тогда же он ощутил сцену Большого как родной дом и зажегся желанием здесь работать.
В девятилетнем возрасте Владимир Васильев проявил осознанный выбор и пошёл в Московское хореографическое училище (сегодня оно носит название Московская государственная академия хореографии), в класс М.М. Габовича. Педагог ещё в раннее время отмечал, что юный танцор растворяется в движениях, в них участвует «каждая клеточка» тела.

По завершении учёбы в Хореографическом училище, в 1958 году Владимир Васильев был принят в труппу Большого театра. Здесь он обратил на себя внимание великой Галины Улановой, которая стала партнёршей танцора в балете «Шопениана». “Я отдала вам все, что во мне было”, – написала Уланова на одном из подарков Васильеву с супругой. И это, по его словам, было правдой. В знак почтения и благодарности Владимир Васильев – президент Фонда Галины Улановой.

В течение 30 лет танцор выступал в главных ролях в Большом театре, часто – в первых постановках. За время работы здесь Владимиру Васильеву довелось танцевать едва ли не все главные роли в балетах. Он и Принц в «Золушке» Прокофьева, и Базиль в «Дон Кихоте», и Спартак в одноименном балете на музыку А. Хачатуряна, и т.д. Сам танцор, кстати, не считает себя гениальным, ни один из собственных танцев так и не удовлетворил его.

Владимир Викторович Васильев знаком зрителям многих стран мира. Он гастролировал в итальянских театрах Ла Скала, Арена ли Верона, Сан-Карло, а также выступал в США, Франции, Бразилии и других государствах.

В 1982 году Владимир Васильев получил образование хореографа – балетмейстера, закончив профильный факультет института театрального искусства (сегодня Российская академия театрального искусства). Позднее он признавался, что хореография привлекала артиста балета со школьных лет, но до неё долго не доходили руки. С 1990 года Владимир Васильев стал профессором кафедры хореографии.

В 1995-2000 годах балетмейстер Васильев был художественным руководителем Большого театра. По собственным заверениям, в это время он «служил театру, а не руководил им».

Екатерина Максимова и Владимир Васильев на премьере “Дон Кихота” в Большом театре. Фото: Википедия

Кроме профессиональный занятий, у Васильева есть страсть к рисованию. «Я стараюсь рисовать каждый день, в любую погоду», – говорит он. Эта любовь возникла в детстве практически одновременно с любовью к танцу, даже немного раньше. Но на занятия рисунком в семье не хватило денег.

Личная жизнь балетмейстера Васильева укладывается в одну фразу – он был счастливо женат на своей партнёрше по танцу Екатерине Сергеевне Максимовой. Поженившись в 1961 году, они стали неразлучны, пока балерина не умерла в 2008 году. Детей у пары не было.

Балетмейстер Владимир Васильев

Первой постановкой, сделанной балетмейстером Владимиром Васильевым в 1971 году для Кремлёвского дворца съездов, был балет по либретто Слонимского на основе древнегреческого мифа об Икаре. Идея балета принадлежит Юрию Григоровичу.

За этим балетом последовали другие, в столице, регионах и других странах. Среди постановок балетмейстера Владимира Васильева – «Макбет» по сюжету У. Шекспира на музыку Кирилла Молчанова. Композитор написал этот балет для своей жены – балерины Нины Тимофеевой, и умер от инфаркта во время премьеры. «Макбет» открыл репертуар театра «Кремлёвский балет».

Владимир Васильев переложил в танец советскую рок-оперу «Юнона и Авось» и сделал ряд музыкально-танцевальных номеров на музыку русских и европейских композиторов.

За свою работу Владимир Васильев получил звание Народного артиста России в 1973 году, Ленинскую премию за Спартака, российские и иностранные ордена.

«Я ни разу их не надевал - их очень, очень много. Наверное, все мои награды можно будет увидеть, когда меня уже понесут», – сказал Владимир Васильев в интервью. Балетмейстер ратует не столько за награды, сколько за истинное творчество.

Навигация по записям

Искусство - сложная стезя. Внешняя гармония, утонченность и элегантность линий таят в себе упорный труд даже не лет, а целых десятилетий. Если постановкой танца занимался великий балетмейстер Васильев, то можно не сомневаться в качестве конечного результата. Он - звезда, с отблесками которой стремятся соприкоснуться как молодые, так и именитые артисты. Человек-эпоха, человек-легенда - балетмейстер Владимир Васильев. Биография его заполнена постоянной работой, творчеством и любовью к одной-единственной женщине.

В преддверии войны

В семье работников войлочной фабрики в далеком 1940 году, 18 апреля, на свет появился мальчик. Мама занимала ответственный пост начальника сбыта, а отец был простым шофером. Искренняя любовь, соединившая их сердца, подарила талантливую личность, которой не перестает восхищаться весь мир по обе стороны океана.

Сложные, трагические события, берущие начало 22 июня 1941 года, разъединили семью. Отец Владимира Викторовича ушел на фронт, а мама трудилась на родном заводе в 3 смены, разрываясь между годовалым сыном и работой. Спасением стали шесть старших маминых сестер - родные тети, для которых маленький мальчик был смыслом не потерять разум в то страшное и сложное время. Теплые душевные посиделки вечером за чашкой горячего чая, неспешные беседы за приготовлением очередного пирога и веселые празднования Нового года остались лучшими воспоминаниями о детстве.

Закалка характера

Владимир Викторович Васильев, балетмейстер в будущем, пережил голодные годы, которые принесла война. Разрушения, руины домов, смерть и непреодолимая жажда жизни в несформировавшейся еще личности оставили отпечаток навсегда. Испытания, которыми усеян путь человека, очищают его душу, а выпавшие на детские годы - формируют из него честного, благородного и щедрого на добрые поступки.

В 1945 году с фронта вернулся отец, и семья стала жить в полном составе. Некоторые разногласия в жизненных позициях родителей (мама посещала храм, а папа был идеологическим коммунистом) не помешали паре быть счастливой. Пока взрослые возрождали страну из пепла, будущий балетмейстер Васильев играл в мяч, ловко прыгал по крышам и не уступал в отваге и бесстрашии старшим товарищам, чем заслужил уважение всего двора.

Первые шаги к танцу

Васильев Владимир, балетмейстер в будущем, с детства был окружен огромным количеством друзей. И вот один из многочисленных приятелей, а по совместительству сосед пригласил его с собой в танцевальный кружок, находящийся в Кировском Доме пионеров. С первого взгляда чуткий педагог Елена Романовна Россе разглядела в белокуром сорванце любовь к танцу. Восьмилетний балетмейстер был прирожденный. Он с первого раза воспроизводил новый материал. На его примере разучивали движения и считали лучшим учеником.

Попав на сцену Большого театра с сольным выступлением народных танцев, он понял, что его судьба окончательно предрешена. Точеные и гибкие балерины, потрясающие прыжки, поддержки овладели мыслями мальчика. Природная целеустремленность и преданность своей мечте позволили ему в 1949 году поступить в хореографическое училище Большого театра, а через год добиться первенства среди однокурсников.

Почерк мастера

Владимир Васильев, балетмейстер-ученик, рано сформировал свой уникальный почерк. Его преподаватель Михаил Маркович Габович отмечал внутренний огонь юного студента, отражающийся в каждом его движении. Легкие виртуозные прыжки, филигранность линий, сила, покоряющая с первых движений, та экспрессия и неудержимая энергия, заполняющая собой все пространство сцены, на которой выступал будущий великий балетмейстер Васильев... Актерские задатки и невероятная харизма позволили передавать зрителю всю гамму чувств и мыслей его героев.

Дебют

В 1958 году он был принят в труппу Большого театра, где сразу зарекомендовал себя как танцор характерных образов. Будущий балетмейстер Васильев Владимир Викторович начал с исполнения ярких, колоритных образов в операх «Русалка» и «Демон». Сольная партия в «Вальпургиевой ночи» стала для него Именно в роли Пана он обратил на себя внимание встреча с которой повлияла на всю дальнейшую его жизнь.

Великая балерина стала одной из важнейших глав в книге жизни под названием «Васильев - балетмейстер. Биография», написанной самой судьбой. Её педагогический талант, дружба и вера в профессиональное будущее юноши помогли сформировать личность великого режиссера, постановщика и танцора. Совместная работа в «Шопениане» стала бесценным опытом и открыла Владимира Викторовича как прекрасного исполнителя классических партий.

Стремительный взлет

После прихода в Большой театр Ю.Н. Григоровича юный танцор принял участие в его постановке «Каменный цветок», чем завоевал расположение не только балетмейстера, но и любовь самого привередливого критика - зрителя. После такого триумфа Владимир Викторович был задействован в главных ролях всего разнообразного репертуара Большого театра: «Золушке», «Страницах жизни», «Дон Кихоте», Паганини в одноимённой постановке, «Лауренсии», «Жизели», «Ромео и Джульетте».

Баловень судьбы

Ему еще не исполнилось 25 лет, когда были воплощены на сцене сольная партия в «Танцевальной сюите» (постановка Иванушка в балете Р. К. Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А. И. Радунского, 1960), Раб в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (постановки Л. В. Якобсона), Лукаш в «Лесной песне» Г. Л. Жуковского (постановка О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури). Непростая задача - после очередного успеха доказывать, что ты лучший, и это - не предел твоих возможностей.

Упорство, которое помогало в детстве не спасовать перед старшими ребятами, вера в себя, нитью Ариадны ведущая через прерии закулисной жизни, и любовь к танцу позволили снова и снова делом доказывать свое мастерство. Точное понимание музыкального материала, совершенное владение каждой клеточкой гибкого тела, органичность воплощаемого образа восхищали и удивляли не только зрителей, но и именитых метров балетного искусства. Васильев Владимир (балетмейстер) легко погружался в доброго искреннего Иванушку, страстного Базиля, жестокого, погрязшего в крови тирана.

Одна и на всю жизнь

Красивая первая трогательная привязанность заполнила сердце Владимира Викторовича еще в годы обучения в танцевальном училище. Екатерина Максимова отличалась особой принципиальностью, иногда переходящей в упрямство, что мешало ей в предметном обучении, но было решающим в освоении танца. Сила, заключенная в столь хрупкой девочке, привлекала и одновременно пугала Владимира Васильева. Но неожиданная болезнь Максимовой сблизила их, и зарождающиеся чувства помогли преодолеть страшные мигрени, мучившие девушку на протяжении года.

Характерные для этого возраста ссоры разлучили молодых людей на целых три года. Это время каждый использовал для своего профессионального роста, и обоим удалось без всякой поддержки быть приглашенными на работу в Большой театр.

История одной любви

Владимир Викторович Васильев - балетмейстер, личная жизнь которого всегда была связана с одной женщиной. Три года в разлуке - и судьба подарила им встречу у общих знакомых, после чего уже пара не расставалась. Летом 1961 года молодые люди узаконили свои отношения, а медовый месяц состоялся в самом романтичном городе на планете - Париже.

Это уникальный случай, ведь в Советском Союзе не выпускали совместно супругов за границу. Там была представлена картина, в которой по мистическому совпадению Максимова и Васильев сыграли влюбленных. «СССР с открытым сердцем» позволила молодоженам насладиться пьянящим воздухом Франции, пусть даже под пристальным наблюдением чиновников.

Жизненные перипетии

Великий Владимир Васильев - балетмейстер, семья и работа в жизни которого тесно переплетались. Любимая женщина, бесценная Муза, прекрасная партнерша всегда была рядом, понимала все тонкости и аспекты столь непростого искусства.

В 1971 году супруги попали в автомобильную аварию. Неожиданно на трассу выбежал лось, а мчавшаяся на высокой скорости иномарка чудом не превратилась в прессованную консервную банку. Екатерина Максимова получила серьезную Очередные проблемы со здоровьем проявились во время репетиции, через пять лет после происшествия на дороге. Травма оказалась настолько серьезной, что балерина могла остаться в инвалидном кресле. Владимир Васильев готов был свернуть горы, и он свернул, добившись лечения жены в кремлевской больнице, где она быстро пошла на поправку и снова смогла танцевать.

К сожалению, семья состояла всегда из двух человек, и детский смех так и не посетил их дом. Но свои сердца талантливые преподаватели вкладывали в своих многочисленных учеников, для которых стали творческими родителями.

Всемирное признание

Потрясающую пластичность и актерский талант высоко ценили за рубежом, где всегда овациями встречали жемчужину русского балета. Владимир Васильев активно сотрудничал со многими выдающимися балетмейстерами. Морис Бежар, Ролан Пети, Лорка Мясин приглашали его в свои постановки на главные роли. Любовь публики не знала границ - французы боготворили русскую легенду, аргентинцы провозгласили национальным героем, а в США, несмотря на сложную политическую ситуацию, Васильев стал почетным гражданином одного из городов. Особые отношения сложились с гостеприимной Италией. Римская опера, «Ла Скала», «Сан-Карло» не раз принимали на своих сценах балетмейстера, где зрители наслаждались его виртуозной игрой и совершенной пластикой.

Творческие поиски

Кипучая энергия не умещалась в рамках исполнителя, даже такого гениального. Первую собственную работу балетмейстер Васильев поставил в 1971 году, это был балет «Икар». Сюжетные линии, жанр не интересовали творца, его привлекало развитие образа через музыку, многогранность, передаваемая танцем. Свое мироощущение мастер воплотил во «Фрагментах одной биографии», «Ностальгии», «Лебедином озере» и многих других произведениях.

Актерский талант запечатлён в таких картинах, как «Фуэте», «Жигало и жиголетта». Огромная работа как режиссера и постановщика проделана Васильевым в «Анюте», «Доме у дороги», «Евангелии для лукавого», «Принцессе и Дровосеке», «Юноне и Авосе». Разноплановость произведений в который раз раскрывает многогранный балетмейстер Васильев без оглядки открывается любимому зрителю.

Окончив в 1982 году ГИТИС, он начинает преподавательскую деятельность как балетмейстер-постановщик, а через несколько лет становится профессором и заведует кафедрой хореографии. В середине 90-х назначается на должность художественного руководителя родного Большого театра. В этот кризисный период для искусства В. В. Васильеву удается не только сберечь, но и возродить храм Мельпомены, привлекая внимание зрителя через телевидение, Интернет, печатные издания. Проводя благотворительные акции и концерты, великий балетмейстер приумножил былую славу Большого театра.

С начала нового века народный артист, лауреат множества премий активно работает по всему миру, дает мастер-классы, ставит спектакли, участвует в благотворительных концертах. Увлечение литературой выливается на бумагу целым сборником стихотворений. Вдохновленный живописью Виктор Владимирович пишет родные пейзажи, которые успешно выставляются.

В 2009 году ушел из жизни главный человек для знаменитого балетмейстера - Екатерина Максимова, которая на протяжении полувека разделяла успехи и падения, все радости и печали, была его вдохновением и единомышленницей. Для сильного, энергичного Васильева, окруженного любовью друзей и учеников, это невосполнимая утрата, но сила духа столь совершенного божественного произведения заставляет его каждый день просыпаться и создавать новые шедевры, которые заставляют людей чувствовать, осознавать гармонию окружающего мира.

Виктор Васильев - балетмейстер, фото которого всегда проникновенны. Взгляд красивых мудрых глаз скрывает в себе целую вселенную эмоций, которыми так талантливо великий человек делится с любимым зрителем.

Владимир Васильев - актер, режиссёр, хореограф, солист балета, народный артист СССР. Участник спектаклей самых известных театров мира (Арена ди Верона, Сан-Карло и др.). Обладатель множества государственных и международных премий. В статье будет представлена краткая биография Владимира Васильева. Итак, приступим.

Знакомство с танцами

Владимир Васильев (биография, семья артиста описаны ниже) появился на свет в Москве в 1940 году. Родители мальчика были рядовыми работниками на войлочной фабрике. Мама возглавляла отдел сбыта, а отец трудился шофёром директора. Как-то Володя отправился вместе с другом в хореографический кружок Дома пионеров. Танцы очень понравились мальчику, и он решил ими заниматься. Елена Россе (первый педагог Васильева) отметила его особую одарённость. Она предложила Владимиру сразу пойти в старшую группу. Через год мальчик уже выступал с ансамблем на сцене Большого театра.

Учёба

Московское хореографическое училище - вот куда в 1949 году был принят Владимир Васильев. Балет стал главным занятием его жизни. Преподавала мальчику Е. Лапчинская, а потом с Владимиром занимался знаменитый М.М. Габович.

Уже в годы учёбы Васильев поражал окружающих редким сочетанием актёрского таланта, виртуозной техники, экспрессии и умения перевоплощаться. В 1958 году на отчётном концерте выпускников он не только показал па-де-де и классические вариации, но и потрясающе воплотил на сцене образ ревнивца Джотто из спектакля «Франческа да Римини».

Начало карьеры

Сразу после окончания училища молодого человека взяли в основной состав танцоров Большого театра. Поначалу Владимир исполнял лишь две характерные роли: лезгинку в опере «Демон» и цыганский танец в «Русалочке». Первой сольной партией Васильева был Пан в одной из сцен «Вальпургиевой ночи». А потом танцор познакомился с Галиной Улановой. Великая балерина сразу разглядела дремлющий во Владимире огромный потенциал и предложила стать её партнёром в «Шопениане». Также в талант Васильева поверил и Юрий Григорович. Начинающий балетмейстер предложил ему центральную партию в постановке «Каменный цветок». После этого спектакля Васильев Владимир сразу завоевал признание и любовь не только зрителей, но и критиков.

Потом последовали главные партии в таких балетах, как «Золушка» (Принц, 1959), «Страницы жизни» (Андрей, 1961), «Дон Кихот» (Базиль, 1962), «Паганини» (Паганини, 1962), «Лауренсия» (Фрондосо, 1963), «Жизель» (Альберт, 1964). Но подлинным триумфом для Васильева стала роль Спартака (1968) в одноимённой постановке Григоровича. Музыку к балету написал Хачатурян.

Уход из Большого

На начальном этапе карьеры Владимира практически все его лучшие образы и спектакли создавались при участии Юрия Григоровича. Это и «Голубая птица» (1963), и «Щелкунчик» (1966), и принц Дезире в балете Чайковского, и упомянутый выше «Спартак». Кстати, за роль предводителя рабов Васильев получил Ленинскую премию. Но со временем между танцовщиком и балетмейстером появились серьёзные противоречия в творческих принципах, которые переросли в затяжное противостояние. В начале 1988 года Владимир вместе с женой Екатериной Максимовой и рядом ведущих солистов остались без ролей и ушли из Большого театра.

Выступления за границей

После этого они начали выступать за рубежом: Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Колон, Римская опера и т. д. Специально для героя данной статьи Морис Бежар поставил в собственном театре «Балет XX века» (версия Стравинского - «Петрушка»). В 1987 г. Васильев Владимир исполнил роль профессора Унрата в «Голубом ангеле» (музыка М. Константа). А через год принял участие в постановке «Грек Зорба». Также танцовщик исполнил главные партии в таких одноактных балетах, как «Парижское веселье» и «Пульчинелла». В 1989 году Владимир появился в ключевой роли в спектакле «Нижинский», который поставил Беппо Менегатти.

Всем известна главная партнёрша Васильева по сцене и по жизни - супруга Екатерина Максимова. Владимир Викторович называл её музой. Но за всю карьеру ему доводилось танцевать с такими легендарными балеринами, как Людмила Семеняка, Ирина Колпакова, Наталья Бессмертнова, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Раиса Стручкова, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Жужа Кун (Венгрия), Рита Пулворд (Бельгия), Карла Фраччи и Лилиана Кози (Италия), Ноэль Понтуа и Доминик Кальфуни (Франция), Хосефина Мендес и Алисия Алонсо (Куба).

Хореограф

Имея большой творческий потенциал, Васильев Владимир смог реализоваться и в этой области. Его дебютной работой стал «Икар», вышедший в 1971 году на сцене Кремлёвского дворца съездов. В дальнейшем Васильев предлагал зрителю как оригинальные балеты («Анюта», «Макбет», «Я хочу танцевать», «Эти чарующие звуки»), так и спектакли в собственной интерпретации («Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Золушка», «Ромео и Джульетта»).

Также Владимир Викторович занимался постановкой хореографических миниатюр и концертных номеров: «Синкопа», «Элегия», «Петрушка», «Шут», «Карузо», «Вальс», «Менуэт», «Ария», «Русская», «Классическое па-де-де», «Двое». Есть на счету балетмейстера и большая хореографическая композиция - опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Публика отлично принимала постановки Васильева. Особенно те, где он исполнял центральные партии вместе с Екатериной Максимовой. В данный момент постановки героя этой статьи можно увидеть не только на сцене Большого, но и в девятнадцати других театрах нашей страны и мира.

Кинематограф

Такие творческие люди, как Васильев Владимир, не ограничиваются лишь одной сферой. Как драматический актёр он снялся в нескольких художественных картинах: «Жиголо и Жиголетта», «Фуэте» и «Евангелие от лукавого». Помимо этого, танцовщик принимал участие в оригинальных телебалетах «Дом у дороги» и «Анюта». Причём он был не только исполнителем, но ещё и хореографом, а также режиссёром-постановщиком. У Васильева обнаружился редкий талант и в монтаже музыкального видеоряда, и в ощущении общей конструкции, и в построении кадра. Владимир Викторович придумал понятие «монтажная хореография» и вполне успешно внедрил его в собственные экранные работы. Специалисты отмечают, что при этом он ориентируется только на один критерий - музыку. А в данном плане вкус у артиста безукоризненный.

Новая должность

В 1995 году Владимир Викторович Васильев, биографическая справка о котором представлена в этой статье, был назначен руководителем Большого театра. Герой данного повествования занимался исключительно организационными вопросами. Васильев смог вывести театр из тяжёлого кризиса, в котором тот находился долгое время. Владимир Викторович утвердил контрактную систему, организовал видеостудию при учреждении, подготовил цикл программ на канале «Культура» и возродил бенефисы оркестра, хора и кордебалета.

После того как работа театра наладилась, Васильев занялся постановкой спектаклей и хореографией. Также он провёл много благотворительных акций, чтобы поддержать реконструкцию театра. В сентябре 2000 года Владимира Викторовича освободили от занимаемой должности по причине «сокращения штата». Но поставленную перед ним задачу хореограф выполнил: Большой вернул себе былую славу.

Увлечения

Самым серьёзным и давним хобби Васильева является живопись. Владимир Викторович посвящает ей всё свободное время. Самые любимые художники артиста - Маслов, Зверев, Фонвизин, Врубель, Коровин, Левитан, Серов, Дюрер, Босх, Рембрандт, Монэ, Ван-Гог. В основном на полотнах Васильева можно увидеть пейзажи, в которых он пытается передать всю красоту и великолепие русской природы. Пишет бывший танцор в двух местах - деревне Рыжевка (Костромская область) и на даче в Снегирях.

В разном возрасте артист увлекался такими видами спорта, как плавание, прыжки в воду, бокс, фехтование, волейбол и футбол. Сейчас играет только в теннис. Владимир Викторович очень много читает - книги по искусству, историческую и мемуарную литературу. Любимые писатели - Астафьев, Булгаков, Чехов, Достоевский; поэты - Ахматова, Бунин, Пушкин. Также герой данной статьи обожает слушать классическую музыку. Артист симпатизирует таким композиторам, как Прокофьев, Стравинский, Мусоргский, Чайковский, Бах, Моцарт.

  • В 1993 году в честь Васильева прошёл Московский фестиваль балета.
  • Артист отлично пишет пейзажи. На данный момент прошло уже десять персональных выставок живописи Васильева.
  • В 1995 году хореограф получил литовское гражданство.
  • Жена Екатерина Максимова была постоянной партнёршей танцора и выдающейся балериной.
  • У супругов нет детей.
  • Пять лет Владимир Васильев, биография которого представлена выше, был во главе Большого театра (1995-2000).
  • В 2001 году герой данной статьи опубликовал сборник стихотворений «Цепочка дней».

Сегодня солист Большого и Михайловского театров Иван Владимирович Васильев, несмотря на свою молодость, известен во всем мире. Что ни день, то новое достижение, и все благодаря трудолюбию и целеустремленности. Тем не менее, 2015-й был для него по-настоящему знаковым. Он женился на своей партнерше по сцене, невероятно красивой балерине Марии Виноградовой, а также дебютировал в качестве хореографа, поставив свой первый спектакль "Балет №1" зале "Барвиха Luxury Village". В данной статье мы вам расскажем о раннем периоде жизни, о становлении в качестве артиста балета и о том, каким человеком является вне сцены талантливый танцовщик и уже хореограф Иван Васильев.

Биография

Будущая звезда Большого и петербургского Михайловского театров родился в селе Тавричанка (Приморский край), в семье, которая не имела никакого отношения к искусству. Его отец, Владимир Викторович Васильев, кстати, полная тезка известного премьера Большого театра 60-70 гг., был военным офицером, а мама нигде не работала, оставаясь его верной спутницей, которая всюду, из одной республики в другую, из воинской части в часть, следовала за ним, вела хозяйство и занималась воспитанием их сыновей. Когда Ване было 4 года, семья переехала в Украину, Днепропетровск. Вскоре после этого мама решила отдать старшего сына в детский народный ансамбль. Ваня был еще совсем мал, но ему так понравилось в танцевальном зале, и он стал там такое вытворять, что руководитель ансамбля заинтересовался музыкальным и пластичным крохой, и решил сделать для него исключение, приняв вместе со старшим братом в группу.

Знакомство с балетом

Так сложилось в жизни танцора, что где бы Иван Васильев ни учился, он всюду оказывался на парочку лет моложе своих одноклассников. В 7-летнем возрасте мальчик с мамой впервые попал на балет. На протяжении всего спектакля он не проронил ни слова и только его восторженно блестящие глазки лучше всяких слов говорили о том, что творится в его душе. Из театра он уходил всецело влюбленный в этот вид высокого искусства. Дома он стал просить родителей отправить его в балетную школу. Для военного было нелегко свыкнуться с мыслью, что его сын желает связать свою жизнь с таким “не мужским “ занятием. Однако мама сумела убедить отца, что их сын, наверное, рожден именно для этого, и отец сдался. Вскоре в списке поступивших в первый класс Днепропетровской хореографической школы числился Иван Васильев. Балет с этого момента стал неотъемлемой частью его жизни. Мальчик особо не выделялся своими физическими данными, наоборот, некоторым хореографам казалось, что с таким типом фигуры, совсем не стройными и недлинными ногами (главным “инструментом” танцовщика) он не сможет достичь больших высот в этом виде танцевального искусства, однако время показало, что они ошибались. А пока мальчик всех удивлял свой работоспособностью, невероятной энергетикой и целеустремленностью.

Образование

Далее судьба занесла семью будущего солиста лучших театров страны в Республику Беларусь, и здесь Иван Владимирович Васильев поступает в Белорусский государственный хореографический колледж, где начинает заниматься классическим балетом под руководством заслуженного деятеля РБ балетмейстера А. Коляденко. Кстати, несмотря на юный возраст (12 лет) Ваню приняли сразу на 3-ий курс, поскольку на вступительном экзамене он стал выполнять такие сложные элементы, которым в колледже начинали обучать только к концу второго курса. Вскоре его отправили на конкурс, где он исполнил вариации, которые входили в программу танцоров старшего возраста и этим, естественно, удивил членов жюри.

Внешние данные

Танцор рассказывает, что некоторые педагоги не желали видеть очевидное и не верили, что из него выйдет что-то путное, исходя из его физических параметров. Они даже не могли предположить, что столько всего нового привнесет Иван Васильев. Балет, рост для которого имеет большое значение, довольно консервативное искусство. Рост Ивана, конечно же, был далеко не высоким, и хореографы сомневались, сможет ли он красиво смотреться на сцене, да и ноги были коротковаты, и как говорили некоторые учителя, выдавали его плебейские корни. Но, как видите, они ошиблись. Иван Васильев доказал, что для достижения высот в карьере танцовщика внешность - не самое главное, хотя юноша до изнеможения работал над своим телом, в результате тренировок он, слово скульптор, изваял из него нечто совершенное. Его торсом невозможно не залюбоваться, он достоин восхищения, похожий на повернутый вершиной к талии равнобедренный треугольник.

В Москву

Еще не окончив училища, Иван Васильев, балет в жизни которого в тот период играл самую важную роль, проходил стажировку в Белорусском Большом театре и исполнял сольные партии в постановках «Дон Кихот» и «Корсар». Однако все его помыслы были связаны с Москвой - именно здесь он видел себя в будущем. И вот, получив диплом, он взял билет на поезд и на свой страх и риск отправился в столицу страны, которую считал своей родиной. Его, конечно же, отговаривали, однако в Москве, что ни говори, ценится истинный талант.

Премьер главного театра страны

В 2006 г. талантливый танцовщик был принят в Большой театр, где дебютировал в спектакле “Дон Кихот" в роли Базиля. Через 4 года он уже стал премьером труппы балета, причем минуя звание ведущего солиста, что происходило крайне редко. Здесь он исполнял главные партии в легендарных спектаклях: “Жизель”, «Спартак», “Щелкунчик”, «Дон Кихот», «Петрушка». Его руководителем-хореографом был Юрий Владимиров. До того как стать премьером, Иван Васильев успешно принял участие в великолепном проекте международного уровня «Короли танца» (2009 г.). Здесь он танцевал на одной сцене с такими известными танцовщиками, как Дэвид Холберг, Хосе Мануэль Карреньо, Хоакин Де Лус, ну и соотечественниками - Николаем Цискаридзе, Денисом Матвиенко и др.

Иван Васильев: Михайловский театр

Не секрет, что быть премьером Большого театра - заветная мечта всех балетных танцоров, вершина карьеры. И представьте, каким было удивление всех посвященных, когда они узнали о том, что Иван Васильев и Наталья Осипова (его партнерша по многим спектаклям и его подруга) отказались репетировать “Дон Кихота” и решили уехать в Санкт-Петербург, причем не в Мариинский, а Михайловский театр. Конечно, это прозвучало как гром среди ясного неба. Дирекция Большого была в недоумении. Вот такую странную информацию содержит профессиональная биография. Иван Васильев позже объяснил свое решение тем, что ему нужен был новый стимул, новая жесткая мотивация. Однако Большой не пожелал полностью расстаться со своим любимчиком, и он сегодня является для театра “guest star - "приглашенной звездой". Кстати, в том же качестве он выступает в «Ла Скала», в Римском оперном театре, Баварском балете, в Мариинском и Новосибирском театрах оперы и балета, а также регулярно выходит на сцену Американского театра балета. Он сумел поднять до невероятного уровня Михайловский театр. Здесь он является исполнителем ведущих партий в балетных постановках "Дон Кихот", "Спящая красавица", "Баядерка", "Жизель", "Пламя Парижа", "Корсар", "Лебединое озеро", "Лауренсия", "Привал кавалерии", "Сильфида", "Тщетная предосторожность" и др. Иван Васильев, безусловно, сумел достичь самой вершины в карьере танцора. Он входит в число самых высокооплачиваемых артистов балета во всем мире. Разве это не все, к чему он стремился?

Хореограф

Нет. И. Васильев рассказывает, что уже в 12-летнем возрасте, анализируя работу своих хореографов, и в душе не соглашаясь с ними, он мечтал о том, что придет время, и он сам сможет сделать собственную постановку. В 2015 году в конце весны ему удалось осуществить свою мечту. Его дебютным спектаклем стал «Балет № 1», где он использовал невероятные трюки и элементы, словно желая показать, куда могут дойти возможности человеческого тела, как в сольных, так и дуэтных партиях. Премьера состоялась на сцене зала "Барвиха Luxury Village" и имела невероятный успех. Главное, что сам балетмейстер был доволен собой, и он сообщил, что это только начало, впереди всех ждут новые невероятные постановки.

Иван Васильев: личная жизнь

После того как Васильев приехал в Москву и устроился в Большом театре, у него завязались отношения с коллегой, Натальей Осиповой. В тандеме с ней они в течение 4-х лет шли к званию премьера и примы главного театра страны. После этого все знакомые ждали, что пара узаконит свои отношения и сыграет грандиозную свадьбу, однако вдруг она распалась, а вскоре Ивана стали замечать в компании другой балерины Большого театра, Марии Виноградовой. Они танцевали в дуэте в балете «Спартак». После этого молодые встали встречаться и после репетиций, причем на первое свидание И. Васильев пригласил свою девушку в Большой театр, но не на балет, а на оперу. Наверное, им забавно было оказаться хотя и в знакомой обстановке, но не на родной сцене, а перед ней, в зрительском зале.

Свадьба

Свое предложение руки и сердца Ваня сделал Марии в очень романтической обстановке. Он усеял всю комнату лепестками роз и украсил ее воздушными шарами. Он встал на одно колено, словно средневековый рыцарь, и протянул возлюбленной коробочку с невероятно дорогим кольцом. Оказалось, это была дизайнерская работа известного ювелирного бренда “Графф”, которая обошлась артисту в 50.000 долларов. Ну какая девушка могла устоять перед таким признанием? Мария, естественно, дала свое согласие, и они стали готовиться к свадьбе, которая состоялась летом 2015 года. Церемония бракосочетания была очень красивой, а молодые выглядели более чем счастливыми. Ровно через год после этого у Марии и Ивана родился первенец - дочь Анна.

Владимир Викторович Васильев

Владимир Викторович Васильев. Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссёр, актёр, художник, поэт, педагог. Народный артист СССР (1973).

Отец - Виктор Иванович Васильев, шофер.

Мать - Татьяна Яковлевна Васильева, работала в отделе сбыта на войлочной фабрике.

В хореографии оказался совершенно случайно. Тогда он ходил во второй класс школы. Как-то гулял во дворе и его друг позвал во Дворец пионеров заниматься танцами. Как вспоминал Васильев, на первое занятие он пришел босиком. Прежде всего, мальчика поразила учительница: "Мы же были дети дворов, после войны, а здесь явилось такое волшебное создание. У нее была потрясающая прическа, ее сопровождал аромат духов, и мне показалось, что вышла какая-то богиня. И она нас начала учить вальсу. Знаете - первый танец, а для меня это действительно оказалось просто".

Он оказался настолько способным учеником, что после того, как закончилось его первое занятие, учительница попросила Владимира остаться, чтобы... показать другой группе, как правильно нужно танцевать вальс! "Я был просто потрясен: первое занятие - и мне сразу предложили такое! Потом еще было много чего, она вызвала мою маму, рассказала, что у меня талант...".

Так с 1947 года он начал заниматься танцами, это, как оказалось, определило всю его дальнейшую судьбу.

Позже поступил в Московское хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), которое окончил в 1958 году, класс знаменитого педагога М.М. Габовича.

В 1958-1988 годах - ведущий солист балетной группы Большого театра. Дебютировал в 1959 году в партии Данилы в балете «Каменный цветок» Сергея Прокофьева. А год спустя стал первым исполнителем роли Иванушки в балете «Конёк-горбунок».

За годы своей блестящей карьеры он станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов. Среди наиболее значимых работ - Базиль в балете «Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса, Петрушка в одноимённом балете И.Ф. Стравинского, Щелкунчик в балете П.И. Чайковского, Спартак в балете А.И. Хачатуряна, Ромео в «Ромео и Джульетта» Прокофьева, принц Дезире в «Спящей красавице» П.И. Чайковского и многие другие.

Владимир Васильев в балете "Спартак"

Выступал также в балетах зарубежных постановщиков - Р. Пети, М. Бежара, Л. Ф. Мясина. Создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение. Артист обладает высочайшей техникой танца, даром пластического перевоплощения и большим актёрским мастерством.

Сам он, отвечая на вопрос о своих лучших работах на балетной сцене, говорил: "Могу назвать лишь две самые, которые я сильно не любил: одна - это голубая птица в "Спящей красавице", а вторая - юноша в балете "Шопениана". Я их просто ненавидел - в них не было какого-то развития: ну что, ну голубая птичка, ну порхает и порхает. Эти две роли меня просто абсолютно не цепляли".

При этом большого мастера, строгого к себе, неизменно одолевало чувство неудовлетворенности: "За всю жизнь я станцевал много спектаклей, даже не скажу, сколько именно, но ни один меня никогда не удовлетворял, по крайней мере - мое выступление. Знаете, никогда не оставалось такого чувства: "Боже, я сделал это просто здорово!". Всегда было - то в первом акте что-то не так, то во втором. В другом спектакле вроде и все получилось, а вот какого-то слияния с музыкой не было. Не знаю, наверное, художник всегда должен оставаться неудовлетворенным. Вообще, я себя никогда не считал гениальным".

С 1961 года снимался в кино, дебютировав в роли Иванушки в фильме-балете «Сказка о Коньке-Горбунке» режиссеров Зои Тулубьевой и Александра Радунского по одноименной сказке П. Ершова.

Позже снялся в лентах «Похищение» (артист Васильев), «Ромео и Джульетта» (Ромео), «Жиголо и Жиголетта» (Сид Котмен).

Владимир Васильев в фильме "Жиголо и Жиголетта"

В качестве режиссера снял фильм-спектакль «Анюта», в котором также сыграл роль Петра Леонтьевича, а позже - музыкальную драму «Фуэте», в которой исполнил главных персонажей - Андрея Ярославовича Новикова и Мастера.

Владимир Васильев в фильме "Анюта"

Владимир Васильев в фильме "Фуэте"

С 1971 года начал работать как хореограф, поставил множество балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты.

В 1982 году окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа. В 1982-1995 годах преподавал тамже хореографию. В 1985-1995 годах - заведующий кафедрой хореографии (с 1989 года - профессор).

В 1989 году случился грандиозный скандал в Большом театре. Тогда ведущие артисты театра, среди которых были Владимир Васильев и Екатерина Максимова, написали открытое письмо в газету «Правда». Они утверждали, что русский балет деградирует и обвиняли в диктате художественного руководителя труппы Юрия Григоровича.

Скандал закончился увольнением Васильева и Максимовой. Они работали за рубежом: парижская Гранд-Опера, Миланская Ла-Скала, Метрополитен Опера, Римская опера. Позже вернулись на родину.

"Балет занимает всю мою жизнь, и все мое творчество было посвящено только ему" , - говорил Владимир Васильев.

В 1995-2000 годах работал художественным руководителем балетной труппы и директором Большого театра.

С 1989 года - действительный член Международной академии творчества, с 1990-го - Академии российского искусства. Также с 1990 года - секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

С 1992 года - член жюри Российской независимой премии в области высших достижений литературы и искусства «Триумф».

С 1995 года - почетный профессор МГУ.

С 1998 года - президент Фонда Г.С. Улановой.

В 1990-1995 годах - председатель жюри, а с 1996-го - художественный руководитель Открытого конкурса артистов балета «Арабеск» (Пермь). В 2008 году «Арабеск» совпал с пятидесятилетием творческой деятельности супружеской пары и поэтому X конкурс был посвящён им.

В 1999 году по инициативе и непосредственном участии В. Васильева была открыта балетная школа Большого театра в Жоинвилле (Бразилия).

В 2003 году был в составе жюри конкурса «Евровидение для молодых танцоров 2003» в Амстердаме.

С 2004 года - председатель жюри ежегодного Международного детского фестиваля «Танцолимп» в Берлине.

В 2014 году выступил в партии Ильи Андреевича Ростова в мини-балете «Первый бал Наташи Ростовой» на сборную музыку (хореография Раду Поклитару), показанном на открытии Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи.

В 2015 году в честь 75-летнего юбилея танцора состоялась премьера балетного спектакля «Donna nobis pasem» на музыку Баха. Юбиляр выступил как постановщик балета, партии исполнили танцоры Татарского академического театра имени Мусы Джалиля.

Пишет стихи и картины. "Это иммунитет для меня - воплощать себя в стихах, живописи", - пояснял Васильев.

Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Больше, чем любовь

Рост Владимира Васильева: 185 сантиметров.

Личная жизнь Владимира Васильева:

Жена - (1939-2009), балерина, народная артистка СССР, его постоянный сценический партнёр.

Екатерина была внучкой расстрелянного в 1937-м учёного-философа. Познакомились они в Москве в конце сороковых годов. Владимиру тогда было девять лет, а Екатерине - десять. Они оба страстно увлеклись балетом. Екатерина долго не обращала на него особого внимания, лишь в последнем классе балетного училища Владимир понял, что не может без нее и признался Максимовой в любви. Она ответила взаимностью.

Они стали одной из самых красивых пар мирового балета, им рукоплескали президенты и монархи, королева Великобритании называла их "гениями балета". Они были знакомы 60 лет, и почти полвека женаты - до смерти Максимовой.

Жили в посёлке Снегири под Москвой, куда перебрались в начале 1970-х.

Очень хотели иметь детей, но не получилось.

Фильмография Владимира Васильева:

1961 - Сказка о Коньке-Горбунке - Иванушка
1961 - СССР с открытым сердцем (документальный)
1969 - Похищение - артист Васильев
1969 - Москва в нотах
1970 - Трапеция (фильм-спектакль)
1970 - Парад аттракционов (документальный)
1973 - Дуэт (документальный)
1974 - Ромео и Джульетта - Ромео
1975 - Спартак (фильм-балет) (фильм-спектакль) - Спартак
1978 - Щелкунчик (фильм-спектакль) - Щелкунчик, принц
1980 - Жиголо и Жиголетта (Zhigolo i Zhigoletta) (короткометражный) - Сид Котмен
1980 - Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 - 50 лет театру кукол Сергея Образцова (фильм-спектакль)
1982 - Дом у дороги (фильм-спектакль) - Андрей
1982 - Анюта (фильм-спектакль) - Петр Леонтьевич, отец Анюты
1985 - Анна Павлова (документальный)
1986 - Фуэте - Андрей Ярославович Новиков / Мастер
1987 - Балет от первого лица (документальный)
1988 - Гран па в белую ночь
1990 - Катя и Володя (документальный)
1991 - Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
2005 - Взлеты и падения Мариса Лиепы (документальный)
2006 - 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
2006 - Как уходили кумиры. Арам Хачатурян (документальный)
2007 - Как уходили кумиры. Марис Лиепа (документальный)
2007 - Нериюс (Nerijus) (документальный)
2009 - Фуэте длиною в жизнь... (документальный)
2009 - Синее море... белый пароход... Валерия Гаврилина (документальный)
2009 - Савелий Ямщиков. Числюсь по России (документальный)
2010 - Татьяна Вечеслова. Я - балерина (документальный)
2011 - Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)

Режиссерские работы Владимира Васильева:

1981 - Мир Улановой (документальный)
1982 - Анюта (фильм-спектакль)
1986 - Фуэте

Балетные партии Владимира Васильева:

Большой театр:

1958 - «Русалка» А. Даргомыжского, хореография Е. Долинской, Б. Холфина - цыганский танец;
1958 - «Демон» А. Рубинштейна - танец «лезгинка»;
1958 - хореографическая картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского - Пан;
1958 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина - Солист;
1959 - «Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Данила;
1959 - «Золушка» С. Прокофьева, хореография Р. Захарова - Принц;
1959 - «Танцевальная сюита» на музыку Д. Шостаковича в постановке А. Варламова - Солист - первый исполнитель;
1960 - хореографическая миниатюра «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского - Нарцисс - первый исполнитель («Вечер новых хореографических миниатюр»);
1960 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Бенволио;
1960 - «Шурале» Ф. Яруллина в постановке Л. Якобсона - Батыр;
1960 - «Конёк-горбунок» Р. Щедрина в постановке А. Радунского - Иванушка - первый исполнитель;
1961 - «Лесная песня» М. Скорульского, балетмейстеры О. Тарасова, А. Лапаури - Лукаш - первый исполнитель;
1961 - «Страницы жизни» А. Баланчивадзе, хореография Л. Лавровского - Андрей;
1962 - «Паганини» С. Рахманинова в постановке Л. Лавровского - Паганини;
1962 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона - Раб - первый исполнитель;
1962 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского - Базиль;
1963 - «Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича в постановке А. Мессерера - Солист - был в числе первых исполнителей этого балета;
1963 - «Лауренсия» А. Крейна, хореография В. Чабукиани - Фрондосо;
1963 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича - Голубая птица;
1964 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа в редакции Л. Лавровского - Альберт;
1964 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Фокина - Петрушка;
1964 - «Лейли и Меджнун» С. Баласаняна, хореография К. Голейзовского - Меджнун - первый исполнитель;
1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковского в постановке Ю. Григоровича - Щелкунчик-принц - первый исполнитель;
1968 - «Спартак» А. Хачатуряна в постановке Ю. Григоровича - Спартак - первый исполнитель;
1971 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке - Икар;
1973 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Ромео;
1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа во второй редакции Ю. Григоровича - Принц Дезире - первый исполнитель;
1975 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича - Иван Грозный;
1976 - «Ангара» А. Эшпая в постановке Ю. Григоровича - Сергей - первый исполнитель;
1976 - «Икар» С. Слонимского в собственной постановке (вторая редакция) - Икар - первый исполнитель;
1979 - большое адажио из балета «Ромео и Юлия» Г. Берлиоза, хореография и постановка М. Бежара - Ромео - первый исполнитель в СССР;
1980 - «Макбет» К. Молчанова в собственной постановке - Макбет - первый исполнитель;
1986 - «Анюта» на музыку В. Гаврилина по А. Чехову в собственной постановке - Пётр Леонтьевич - первый исполнитель;
1988 - концертный номер «Элегия» на музыку С. Рахманинова - Солист;
«Золотой век» Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича - Борис

Другие театры:

1977 - «Петрушка» И. Стравинского, хореография М. Бежара - Юноша (театр «Балет ХХ века», Брюссель);
1987 - «Голубой ангел» на музыку М. Констана, хореография Р. Пети - профессор Унрат (Марсельский балет, Франция);
1988 - «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса, хореография Лорки Мясина - Зорба («Арена ди Верона», Италия);
1988 - «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха, хореография Л. Мясина - Барон (Театр Сан-Карло, Неаполь, Италия);
1988 - «Пульчинелла» на музыку И. Стравинского, хореография Л. Мясина - Пульчинелла (Театр Сан-Карло);
1989 - «Нижинский», режиссёр Б. Менегатти - Нижинский (Театр Сан-Карло);
1994 - «Золушка» С. Прокофьева - хореограф и роль мачехи Золушки (Кремлёвский балет);
2000 - «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» на музыку П. Чайковского и И. Стравинского, режиссёр Б. Менегатти - Маэстро (Римская опера);
2009 - «Дягилев Мусагет. Венеция, август 1929» на сборную музыку, режиссёр Б. Менегатти - Дягилев (Римская опера на сцене Муниципального театра)

Постановки Владимира Васильева:

1969 - «Принцесса и Дровосек», сказка-комедия Г. Волчек и М. Микаэлян (Театр «Современник»;
1971 - «Икар», балет С. Слонимского (Большой театр, 1976 - вторая редакция);
1977 - «Тахир и Зухра», опера-балет Т. Джалилова (Большой театр имени Алишера Навои, Ташкент);
1978 - «Эти чарующие звуки...», балет на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В.-А. Моцарта, Ж.-Ф. Рамо (Большой театр);
1980 - «Макбет», балет К. Молчанова (Большой театр; 1981 - Новосибирский театр оперы и балета; 1984 - Немецкая государственная опера, Берлин; 1986 - Будапештская опера, Венгрия; 1990 - театр «Кремлёвский балет»);
1981 - «Юнона и Авось», рок-опера А. Рыбникова, режиссёр М. Захаров (Ленком);
1981 - вечер памяти «В честь Галины Улановой» / Hommage d’Oulanova (постановщик и один из исполнителей, концертный зал «Плейель», Париж);
1981 - «Я хочу танцевать» на музыку русских композиторов (Государственный центральный концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр);
1981 - «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (концертный зал «Россия»; 1990 - Большой театр);
1983 - хореографическая композиция на музыку П. Чайковского (Балет Елисейских полей, Париж; 1990 - Большой театр);
1986 - «Анюта», балет на музыку В. Гаврилина по рассказу А. Чехова (Большой театр, театр «Сан-Карло», Рижский театр оперы и балета; 1987 - Челябинский театр оперы и балета имени М. И. Глинки; 1990 - Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань; 1993 - Пермский театр оперы и балета имени П. И. Чайковского; 2008 - Омский музыкальный театр; Воронежский театр оперы и балета; 2009 - Красноярский театр оперы и балета; 2011 - Самарский театр оперы и балета);
1988 - «Элегия», концертный номер на музыку С. Рахманинова (Большой театр);
1988 - «Паганини», новая редакция балета Л. Лавровского на музыку С. Рахманинова (театр «Сан-Карло»; 1995 - Большой театр);
1989 - «Сказка о Попе и работнике его Балде», музыкально-драматическая композиция на музыку Д. Шостаковича (Концертный зал им. П. И. Чайковского, постановщик и сорежиссёр Ю. Борисова; первый исполнитель роли Балды);
1990 - «Ромео и Джульетта», балет С. Прокофьева (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; 1993 - Литовская национальная опера, Вильнюс; 1999 - Латвийская национальная опера, Рига; 2002 - Муниципальный театр Рио-де-Жанейро);
1991 - «Дон Кихот», балет Л. Минкуса (Американский театр балета; 1994 - «Кремлёвский балет»; 1995 - Литовская национальная опера; 2001 - «Токио-балет», Япония; 2007 - Национальный театр, Белград);
1993 - «Аида» Дж. Верди, хореографические сцены в опере (режиссёр Ф. Дзеффирелли (Римская опера; 2004 - Арена ди Верона; 2006 - театр «Ла Скала»);
1994 - «Золушка», балет С. Прокофьева («Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель роли мачехи Золушки; 2002 - Челябинский театр оперы и балета; 2006 - Воронежский театр оперы и балета);
1994 - «Жизель», балет А. Адана, новая хореографическая редакция на основе хореографии Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа (Римская опера; 1997 - Большой театр);
1994 - «Ностальгия» на музыку русских композиторов (театр «Кремлёвский балет», постановщик и первый исполнитель главной партии);
1994 - «Художник читает Библию», музыкально-драматическая композиция (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина);
1995 - «О, Моцарт! Моцарт...», реквием на музыку В.-А. Моцарта, Н. Римского-Корсакова, А. Сальери («Новая опера», Москва);
1995 - «Хованщина» М. Мусоргского, хореографические сцены в опере (режиссёр Б. Покровский, Большой театр);
1996 - «Лебединое озеро», балет П. И. Чайковского, хореографическая редакция с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова (Большой театр);
1996 - «Травиата» Дж. Верди (Большой театр);
1997 - хореографическая композиция на музыку увертюры к опере М. Глинки «Руслан и Людмила» (Большой театр);
1999 - «Балда», балет на музыку Д. Шостаковича (Большой театр; 2006 - Театр оперы и балета Санкт-петербургской консерватории);
2009 - «Заклятие рода Эшеров», балет на музыку Г. Гетти (Большой театр, новая сцена);
2015 - «Даруй нам мир», балет на музыку Мессы си минор И. С. Баха (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля)

Библиография Владимира Васильева:

2001 - «Цепочка дней» (сборник стихов)