Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе

час русской лирики

«Золотая пора листопада»

Подготовил преподаватель русского языка и литературы: Туз Наталья Владимировна

Внеклассное мероприятие предназначено для студентов среднего профессионального образования (1,2 курс – 16-17 лет)

Предварительная работа: распределение ролей и текстов; репетиции со студентами по прочтению наизусть стихотворений русских поэтов, посвященных осени; оформление выставки книг «Унылая пора, очей очарование» (по краям размещены специально заготовленные разноцветные листочки, логотип Года литературы), возможны рисунки обучающихся к конкретному стихотворению. Приготовить аудиозаписи: П. И. Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня", песню группы ДДТ «Что такое осень?», песню «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой, «Осенний вальс» Ф. Шопена (или на усмотрение организатора).

Предполагаемые результаты:

повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, повышение интереса к изучению поэзии,

появление умения подчинять свое поведение целому ряду поставленных целей и задач, независимо от мнения окружения в соответствии с требованиями педагога,

развитие личности студентов во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.

Цель: показать разнообразие художественных индивидуальностей в русской лирике

Задачи:
Образовательные:
- вспомнить произведения, посвященные удивительному времени года - осени;

Помочь обучающимся почувствовать поэтическое обаяние и музыкальность текстов;


Развивающие:
- Развитие интереса к литературе как виду искусства;
- Развитие коммуникативных навыков учащихся;
- Развитие навыков выразительного чтения;

Развитие чувства прекрасного;

Воспитательные:
- Воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
- Воспитывать любовь к родной природе;
- Воспитывать любовь к русской литературе, музыке.


Подготовительная работа:

выучить наизусть стихотворения русских поэтов, посвященные осени, оформить выставку книг «Унылая пора, очей очарование» (по краям размещены специально заготовленные разноцветные листочки, логотип Года литературы), возможны рисунки обучающихся к конкретному стихотворению.

Музыкальное оформление: аудиозапись П. И. Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня", песня группы ДДТ «Что такое осень?», песня «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой, «Осенний вальс» Ф. Шопена.

Ход мероприятия:

Преподаватель:
Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех на нашей встрече! В этот осенний день мы собрались на час русской лирики «Золотая пора листопада», чтобы послушать и почитать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени.

Звучит произведение Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня".
Преподаватель:

Вы послушали завораживающие мелодии Петра Чайковского!
Напоминаю вам, уважаемые студенты и гости, что наше мероприятие проводится в год литературы. Посмотрите на официальный логотип Года литературы и скажите, кто из писателей здесь представлен?
Ответ: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.А. Ахматова.

Преподаватель:

Верно! Обращаю ваше внимание на выставку книг с названием «Унылая пора, очей очарование», на которой представлены сборники стихов разных поэтов: А. С. Пушкина, Б. Л. Пастернака, С. А. Есенина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, К. Д. Бальмонта и других замечательных поэтов-пейзажистов!

Дорогие друзья, скажите, пожалуйста, кто автор этих восхитительных строк:

Унылая пора, очей очарование…

Приятна мне твоя прощальная краса…

Конечно же, А. С. Пушкин, для которого осень была любимейшей порой! Поэт оставил нам гениальные, ясные и простые, как сама природа, поэтические строки, которые приходят нам на память при виде осенней красоты! Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.

Чтец 1:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Преподаватель:
В творчестве Александра Сергеевича есть понятие «Болдинская осень». Это нижегородское имение
Пушкиных , которое писатель посещал, и которое вдохновляло его на создание нежных, романтических стихов! Полагаю, вы согласитесь со мной, что никогда природа не выглядит так восхитительно и красочно, как осенью.

Давайте вспомним, какие краски, оттенки нам дарит чудесная осень?

Какими эпитетами характеризуют эту пору поэты?

Дорогие друзья, кому из вас нравится осень и чем?

Осень - это золотая и багряная листва,

Осень - это шелест падающих листьев,

Осень - это ветви рдеющей рябины,

Осень - это запах антоновских яблок,

Осень - это прощальный крик журавлей,

Осень - это тишина и душевный покой,

Осень - это любимая пора А.С.ПУШКИНА!

Как вдохновенный певец природы вошёл в сознание читателей Фёдор Тютчев. Природа для него является источником впечатлений и раздумий. Поэт писал, что природа «не слепок, не бездушный лик. В ней есть любовь, в ней есть язык». Фёдор Иванович показал природу в движении, в смене явлений, переходных состояниях от зимы к весне, от лета к осени. Нам близок и дорог Ф. Тютчев – вдохновенный созерцатель природы!

Чтец 2:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Преподаватель:

Друзья, скажите, какие эмоции вызывают тютчевские строки?

Осенняя грусть, тоска по уходящему времени года, прощание с птицами, ощущение, что чего-то будет не хватать, например, птичьего гомона.

Осень в стихах русских поэтов самая утонченная, нежная и в тоже время,

полная мудрости пора. Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении. Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в стихах об осени, подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии.

А сейчас проведём литературную разминку «Мы играем - рифмы подбираем ». Вам нужно подобрать рифмы к словам: пейзаж, чайка, озеро, лес, картина, цветы, грустно, лист, просека, соловей, дожди, свист.

(участники мероприятия называют соответствующие слова)

Все молодцы! Спасибо за активность и фантазию!

Чтец 3:

Алексей Плещеев "Осень"

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Преподаватель:

В конце августа и весь сентябрь земля надевает самые дорогие наряды: парчовые и золотые. Теплый красный свет идёт от осинок, пронзительно-жёлтый от стройных берёзок, огненный от кудрявых рябин! Выглянет солнце – всё вспыхнет яркими красками, и сердце замрёт в восторге от такой дивной красоты! Есть ли в году время, подобное этому? Нет, «пышное природы увяданье» неповторимо! Осени посвящены не только стихи, но и песни. Предлагаю послушать одну из них.

Звучит песня группы ДДТ «Что такое осень?

Преподаватель:

Ребята, догадайтесь, о каком из осенних месяцев говорится в предложении: дружен он с холодными ночами, дождями текучими, хороводом листьев.

Безусловно, речь идет о месяце октябре!

Рыжий октябрь на пригорке прилег,

Теплый ласкает его ветерок.

Шепчутся тихо поникшие травы

Возле широких и пыльных дорог.

Желтые листья роняют леса.

В небе прощальные птиц голоса.

В тихие рощи, поля и дубравы.

Крадётся щедрая осень – краса.


Преподаватель:
Об осени есть много примет. К примеру, весна красна цветами, а осень плодами.

В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина. В октябре и лист на дереве не держится. Октябрь землю покроет, где листком, где снежком. Плачет октябрь холодными слезами. Октябрьский гром – зима белоснежная. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой и многие другие.

Певцом осенней грусти выступает в русской поэзии И. Бунин. И хотя его творчество относится к XX веку, он остался верен традициям XIX века, и все его поэтические корни в «золотом» веке русской поэзии! С яркой и даже щеголеватой живописностью он изображает все краски осеннего леса - от багряного и лилового до тёмного и бесцветного.

Чтец 4 читает фрагмент стихотворения:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Преподаватель:
Не менее интересен в поэзии Борис Пастернак. В его стихах мы видим неспешное любование красотой наступающей осени, философское размышление о жизни, о смене времен года, о вечности природы. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные - липа в венце и береза «под фатой подвенечной и прозрачной». Послушайте стихотворение «Золотая осень»!
Чтец 5:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Чтец 6 продолжает:

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Преподаватель:

Вот такой видит осень Борис Пастернак. Читая любые строки на осеннюю тему, как будто бы оказываешься в жёлтом лесу, пылающем как жаркий костёр, чувствуешь себя листочком берёзы, летящим на блёклую траву, и ощущаешь, что осень несёт в себе тишину, молчание и умиротворение!

Продолжая разговор об осени, невозможно не сказать о лирике Сергея Есенина. Его стихотворения чем-то похожи на него. Они такие же простые, искренние, легко понимаемые. Есенин родился в простой крестьянской семье, потому, став поэтом, он воспевал природу родного края с особым трепетом, его стихи будто льются из глубин души, из зелёных рощ и дубрав России. Есенин много стихотворений написал о природе, об осени!

Чтец 1: (можно прослушать песню в исполнении Ольги Стельмах)

Закружилась листва золотая .

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер по самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец.

За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть.

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,

Мордой месяца сено жевать...

Где ты, где, моя тихая радость -

Все любя, ничего не желать?

Преподаватель:

Есенинскую поэзию мы любим за доступность, лиризм, мелодичность, народность. За те искренние чувства, которые вложил лирик в свои произведения. За его огромную любовь к Родине с ее березовыми рощами, небесной синью, раздольной крестьянской песней. Прожив непростую и очень короткую жизнь, Сергей Есенин оставил о себе вечную память в виде неповторимых и ярких стихов. А сколько произведений положено на музыку. Его песни по нраву всем людям. Они такие лиричные, задушевные, нежные.

Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении Н. Кадышевой

Преподаватель:
- Уважаемые студенты, попрошу выйти ко мне тех, кто родился осенью! В честь сегодняшнего праздника вам вручаются памятные медали! Поздравляем осенних именинников! Аплодисменты.

«Осень проходит и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы» - так писал Константин Паустовский. А певец русской природы Михаил Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек - это единое целое. Важно, чтобы каждый человек любил и ценил природу!

Настало время подвести итог:

осень - пора листопада, симфония музыки и грусти опавшего сада. Это пора яркого взгляда на жизнь, сезон творчества и созидания. Пора мечтаний и время преображения. Именно поэтому осень – любимое время года художников и поэтов, воспевших её красоту.

Дорогие гости поэтического праздника! Вы очень внимательно слушали стихи и старались увидеть, вообразить, воссоздать картины, на которых изображена осень, которой любовались в 19 веке А. Пушкин, А. Фет, в начале 20 века И. Бунин, С. Есенин, Б. Пастернак.
Дорогие друзья, участники нашего мероприятия, всем огромное спасибо!

Вот и закончился час русской лирики. Я уверена, что равнодушным не остался никто. Завершается наш поэтический праздник вальсом Шопена.

До новых встреч!

Звучит «Осенний вальс» Ф. Шопена

Литература:

1. Тютчев Ф.И. “О, вещая душа моя!..” - М.: “Школа-Пресс”, 1995
2. Константин Бальмонт. Избранное. Москва, Аделант, 2011
3. Интернет-ресурсы: uchportal.ru , http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html .

Сегодня, 26 апреля, учащиеся 5 «а», «д» классов приняли участие во Всероссийской акции на тему «Что такое экзамены?». В Тюменской области акция прошла в формате онлайн-урока (классного часа) в форме ВКС-подключения из студии Департамента образования и науки Тюменской области. Урок являлся продолжением региональной акции #Яверю в будущее.

Ребятам рассказали, что такое государственные экзамены и всероссийские проверочные работы, показали видеосюжет, а в завершении была проведена интерактивная игра по заполнению «Карты желаний 5-классника» (#Яверювбудущее). Итоги этой игры классные руководители смогут использовать в период подготовки к экзаменам через несколько лет.

Конкурс " Педагог года-2019" завершен...

Сегодня, 18 февраля, завершился муниципальный конкурс профессионального мастерства " Педагог года!" В финале конкурса (номинация " Учитель года") наши педагоги Демин И.М., Белозерцева А.В представили мастер-классы, обсудили с ребятами МАОУ "СОШ №4"(условие конкурса) , проблемы, связанные с профилактикой вредных привычек (" Жизнь без табака"),самосохранительным поведением (" Береги свою жизнь"), приняли участие в обсуждении образовательного проекта.

15 февраля в первой городской школе завершились конкурсные испытания финалистов номинации «Классный руководитель года», в состав которых вошла Троицкая А.Ю. Участники провели классные часы по темам: «Профессии будущего, или Зачем развивать свои soft skills («мягкие навыки»), «Жизнь - это …», «Моя жизненная позиция», «Быть здоровым - хорошо», «Секрет успешного репортажа как профориентация для учащихся» и другие. Критериями оценивания были информационная и языковая грамотность, методическая компетентность и творчество, организационная культура, эффективная коммуникация, поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся, обращение к практическому опыту детей, наличие рефлексии.

Совсем скоро будут объявлены итоги конкурса! Ждем результатов!

Большое спасибо всем участникам конкурса Демину И.М., Белозерцевой А.В., Троицкой А.Ю., Анохиной Н.В., ребятам 10 б класса МАОУ " СОШ №2", " СОШ №4", 6 класса МАОУ "СОШ №4"! Творческих Вам успехов, дорогие коллеги и ребята!

Положения областных конкурсов в 2019 году
  • Конкурсы Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»

    Положение об областном конкурсе социальных проектов "Символы региона"
  • Положение об областном конкурсе буклетов "Моя безопасность"

  • Положение о проведении областного конкурса по решению шахматных композиций

    Положение о проведении областного конкурса творческих работ «Удивительные шахматы» 23 января 2019
  • Положение о проведении областного шахматного турнира среди школьных шахматных клубов 23 января 2019

  • Положение об областном конкурсе музыкально-литературных композиций «Весь мир — театр...» 23 января 2019

  • Положение об проведении областного фестиваля школьных спектаклей «Премьера-2019»

    16 января 2019
  • Положение об областном конкурсе видеоэкскурсий по лагерям с дневным пребыванием детей «Добро пожаловать»

    16 января 2019
  • Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет "За нравственный подвиг учителя "

    16 января 2019
  • Положение об областном конкурсе творческих работ, посвященном 30-летию вывода советских войск из Афганистана, «История одной фотографии»

    15 января 2019
  • Положение об областном конкурсе стихов о театре и актерах «Любите ли вы театр так, как люблю его я...»

    15 января 2019
  • Положение о конкурсе детского патриотического рисунка «Что такое подвиг?»
"Следуй за мной"

23 января состоялась конкурсная программа в рамках окружного слета активистов детского движения «Следуй за мной». Участниками стали: команда СОШ № 1, команда СОШ № 2, команда СОШ № 4, команда ГДО «Тин таун, команда вожатского отряда "Искра", команда клуба "Волонтер", команда Новолыбаевская СОШ и команда Падунской СОШ. Ребята погрузились в атмосферу креатива, выполняя творческие задания. Участники программы проявили себя в конкурсах на артистизм, интуицию, лидерские качества, умение мобильно действовать и работать в команде. По итогам игры команда нашего образовательного учреждения заняла 2 место. Поздравляем ребят и желаем дальнейших успехов!

Спортивные соревнования «Вместе весело шагать по спортивным тропам»

19 января в рамках клуба выходного дня, учителями физической культуры и членами спортивного клуба «Олимп» прошли спортивные соревнования «Вместе весело шагать по спортивным тропам» в 1 классах. В соревнованиях приняли участие учащиеся и родители. В программе предусматривались: подвижные, спортивные игры, массовые соревнования ""Веселые старты"", открытые старты на лучшего бегуна, прыгуна, метателя.

Тематическая пятница "Безопасный интернет"

18 января в нашем образовательном учреждении прошла тематическая пятница

«Безопасный интернет».

План мероприятий:

1. Работа информационного киоска «Безопасный интернет - детям» (1-11 классы)

2. Работа стенда «Интернет- друг или враг?» (1-11 классы)

3. Игровые переменки «Информационная паутина» (1-3 классы)

4. Конкурс рисунков «Интернет - глазами детей» (4-е классы)

5. Конкурс стихов «Безопасность в сети интернет» (5-7 классы)

Открытое внеклассное мероприятие «Круг чтения»,

посвящённое Году литературы в России

(в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы на базе МОУ-СОШ №4 г. Маркса).

Дата проведения 02.03.2015г.

Учитель русского языка и литературы

МОУ-СОШ № 4 г. Маркса

Медовкина Татьяна Николаевна.

Оформление сцены: символ года литературы, портреты писателей, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

    Ведущий 1. Отражение исчезнувших лет,
    Облегчение житейского ига,
    Вечных истин немеркнущий свет –
    Ведущий 2. Чистых радостей светлый исток,
    Закрепленье счастливого мига,
    Лучший друг, если ты одинок,-
    Это – книга. Да здравствует книга!

    Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствуем вас на торжественном мероприятии, посвященном открытию в нашей школе Года литературы.

    Ведущий 2. 2015 год официально объявлен Годом литературы. Указ о его проведении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года.

    Ведущий 1. Государство, вузы, школы, писательские организации, библиотеки и СМИ хотят привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать – нужно, полезно и модно.

    Ведущий 2. К Году литературы в нашей стране приурочено проведение огромного числа мероприятий, включая литературные конкурсы и «битвы», выступления современных авторов, как молодых, так и наших знаменитых современников, планируется опубликовать собрания сочинений различных авторов.

    Ведущий 1. В планах Года литературы масштабные и интересные мероприятия. Это Международный писательский форум "Литературная Евразия", проект "Литературная карта России", "Библионочь – 2015", проекты "Книги в больницы" и "Лето с книгой”: дни чтения в летних лагерях", творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах, пилотный проект "Всемирный День Книги", конкурс "Литературная столица России".

    Ведущий 2. 28 января 2015 года в Московском художественном академическом театре состоялась торжественная церемония открытия Года литературы. Президент РФ присутствовал на открытии Года литературы в России .

    Ведущий 1. Во время своего выступления, президент напомнил, что идея объявить 2015 Годом литературы была одобрена еще несколько лет назад во время съезда российских литераторов. Давайте внимательно послушаем, что сказал Владимир Владимирович Путин. Внимание на экран.

    Просмотр видео. Выступление президента РФ Путина В.В.

    Ведущий 2. Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать. (И. А. Гончаров)

    Ведущий 1. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Все ценности человек черпает из книг. Книга – источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение .

    Ведущий 1. Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

    Ученики 5- 6-х классов.

    Обращение писателя к читателям.

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)

    Как бы жили мы без книг?

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!


Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской –
Начиная с Букваря!

(С. Михалков)

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

    Николай Гумилёв «Шестое чувство». (Вотинцева Екатерина. 10 класс).

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком - скоро ли, Господь? -

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,

Звезды жались в ужасе к луне,

Если, точно розовое пламя,

Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,

Как домашний, подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку

Покоривший и добро и зло,

Не решаясь обратиться к звуку,

Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

    Марина Цветаева «За книгами». (Диева Елена, Федукина Татьяна. 8а класс).

"Мама, милая, не мучь же!

Мы поедем или нет?"

Я большая,- мне семь лет,

Я упряма,- это лучше.

Удивительно упряма:

Скажут нет, а будет да.

Не поддамся никогда,

Это ясно знает мама.

"Поиграй, возьмись за дело,

Домик строй".- "А где картон?"

"Что за тон?"- "Совсем не тон!

Просто жить мне надоело!

Надоело... жить... на свете,

Все большие - палачи,

Давид Копперфильд"... - "Молчи!

Няня, шубу! Что за дети!"

Прямо в рот летят снежинки...

Огонечки фонарей...

"Ну, извозчик, поскорей!

Будут, мамочка, картинки?"

Сколько книг! Какая давка!

Сколько книг! Я все прочту!

В сердце радость, а во рту

Вкус соленого прилавка.

1909-1910

    Вадим Шефнер «Слова». (Потина Л. 7б класс).

Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит - я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

    Борис Пастернак «Быть знаменитым некрасиво». (Абзалов Данил. 8а класс).

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, что бы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

    Романс на стихи А.А.Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад...» (Груздева Татьяна. 9а класс).

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить , обнять и плакать над тобой .

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

    Выход и построение учащихся 5-11-х классов на сцене и в зале около сцены.

    Литература рождается из глубины народной души. Адам Мицкевич. (Груздева Татьяна 9а класс).

    Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать. .

    Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты... . (Богдашева Дарья 9а класс)

    Нравственность человека видна в его отношении к слову.

Лев Николаевич Толстой. (Черкасова Ольга 9а класс)

    Чтение – вот лучшее учение! Александр Сергеевич Пушкин. (Жевакина Ксения 5в класс)

    У писателя только и есть один учитель: сами читатели. Николай Васильевич Гоголь. (Суховеева Дарья 6а класс)

    Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть ПРАВДА. Откровение. И здесь абсолютно все равно - кто смелый, кто сложный, кто "эпопейный"... Есть правда - есть литература. Ремесло важно в той степени, в какой важно: начищен самовар или тусклый. Был бы чай. Был бы самовар не худой. Василий Макарович Шукшин. (Самойлова Вероника 10 класс)

    Иногда кажется, и живем-то мы именно потому, что предвкушаем чудесные перемены. Завтра, думаем мы, случится такое, чего не случалось никогда, ну, по крайней мере, ни позавчера, ни вчера, ни сегодня уж точно не случалось! А когда мы устаем ждать, мы приходим на поклон Литературе – и в ней проживаем те самые жизни, которых не знали и не узнаем в действительности. Евгений Клюев. (Черкасова Ольга 9а класс)

    Анна Ахматова «Мужество». Груздева Татьяна.9а класс.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Мужество (1942)

    Иосиф Бродский. Нобелевская лекция. ( Казакова Елизавета 11 класс).

Язык и, думается, литература - вещи более древние, неизбежные,

долговечные, чем любая форма общественной организации. Негодование, ирония

или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по

существу, реакция постоянного, лучше сказать -- бесконечного, по отношению к

временному, ограниченному. По крайней мере, до тех пор пока государство

позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право

вмешиваться в дела государства. Политическая система, форма общественного

устройства, как всякая система вообще, есть, по определению, форма

прошедшего времени, пытающаяся навязать себя настоящему (а зачастую и

будущему), и человек, чья профессия язык, -- последний, кто может позволить

себе позабыть об этом. Подлинной опасностью для писателя является не только

возможность (часто реальность) преследований со стороны государства, сколько

возможность оказаться загипнотизированным его, государства, монструозными

или претерпевающими изменения к лучшему -- но всегда временными --

очертаниями.

    Песня на стихи Сергея Есенина «Над окошком месяц. П од окошком ветер. (Плотникова Татьяна Игоревна, Семерикова Татьяна Юрьевна, Григорьева Наталья Анатольевна).


Облетевший тополь серебрист и светел.

Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу. Август 1925

    Ведущий 2. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку. (Луи Жан Жозеф Блан).

    Николай Заболоцкий «Читая стихи». (Пантелеев Владислав. 11 класс).

Любопытно, забавно и тонко:

Стих, почти непохожий на стих.

Бормотанье сверчка и ребенка

В совершенстве писатель постиг.

И в бессмыслице скомканной речи

Изощренность известная есть.

Но возможно ль мечты человечьи

В жертву этим забавам принесть?

И возможно ли русское слово

Превратить в щебетанье щегла,

Чтобы смысла живая основа

Сквозь него прозвучать не могла?

Нет! Поэзия ставит преграды

Нашим выдумкам, ибо она

Не для тех, кто, играя в шарады,

Надевает колпак колдуна.

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

    Ведущий 2. На этом наше мероприятие окончено.

Спасибо за внимание!


Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Открытию

Года литературы в России

Цель: знакомство учащихся с проведением в 2015 году Года литературы в России

Задачи: 1. Познакомить учащихся с важным проектом РФ – проведением Года литературы в России.

2. Рассказать о роли литературы и книги в современном обществе.

3. Воспитывать любовь к литературе, книге, чтению, патриотизм.

Ход мероприятия:

Зал празднично украшен. На стене- макет огромной раскрытой книги, цветы, воздушные шары, на которых прикреплены портреты писателей. Звучит музыка. На сцену поднимаются ведущие.

1 ведущий . Семь чудес света создали люди в древности: величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской, исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Галикарнасский мавзолей и маяк в Александрии.

2 ведущий . Есть и еще одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Это- книга.

(на сцену выходит группа читающих людей с книгами под музыку, учащиеся 6-7 классов)

3 ведущий . С момента появления на свет человек начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать мир и людей. Его учат солнечный луч и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая книга.

4 ведущий. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.

1 ведущий . Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей своего читателя. Ты еще знакомишься с азбукой, учишь буквы, складываешь из них слова, а книга уже знает, что придет день и час, когда ты сам откроешь ее.

2 ведущий. Протяни руку - и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать.

Чтец 1 . Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересней бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Чтец 2 . Ведь без книги, как без света,

Как без доброго совета,

Мы без книги как без рук,

Книга- это первый друг.

Чтец 3. Кто с книгой по жизни шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает:

Учиться, работать и жить.

3 ведущий . 13 июня 2014 года президент Р.Ф. Владимир Владимирович Путин подписал указ о проведении Года литературы в России в 2015 году.

"Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет и Год литературы, указ о его проведении в 2015 году подписан", - сказал он на церемонии вручения государственных премий за 2013 год в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.

Российская эмблема этого значительного события - три профиля: А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и А.Ахматовой в цветах триколора.

4 ведущий " Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать" - сказал великий классик Иван Александрович Гончаров. С приобщением к книге начинается интеллектуальное, духовное развитие и становление человека и нации.

1 ведущий Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

Просмотр видео «История письменности. Году Литературы посвящается»

2 ведущий. На Руси книги появились с принятием христианства. Писали их летописцы. Рукописная книга писалась в течение года или даже нескольких лет. Каждая книга была настоящим шедевром. Двух совершенно одинаковых книг не было, да и быть не могло. Тексты писались на дорогом и редком пергаменте, переплеты изготовлялись из сафьяновой кожи, оклады украшали золотом и серебром.

3 ведущий Самые старые книги, появившиеся на Руси и дошедшие до нас, относятся к 11 веку. Это «Остромирово евангелие» и «Изборник великого князя Святослава Ярославича».

4 ведущий Началом русского книгопечатания принято считать 1 марта 1564 года, когда Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили в государственной типографии созданной по указу Ивана 4, первую книгу- «Апостол».

1 ведущий Первые русские библиотеки появились во времена Киевской Руси. Само слово « библиотека» в те времена почти не употреблялось, а помещения для книг называли по- разному: «книгохранилище», «книжная клеть», «книжная палата».

(Звучит запись стихотворения "Слово" Бунина)

2 ведущий Примерно в то же время появились и библиотекари - люди, которые все на свете читали, все на свете знают. Сегодня к нам на праздник пришла библиотекарь Ичалковской ЦРБ __________________________________________

3 ведущий Художественная ценность лучших образцов русской литературы признаётся во всем мире и остаётся неизменной на протяжении столетий. Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П.Чехова читают на всех континентах.

Наша страна всегда была самой читающей страной и такой она должна быть в будущем и оставаться в настоящем. Лейтмотивом Года литературы должны быть справедливые слова: «Книга стала ценностью, а чтение - любимым и модным занятием».

4 ведущий. Ребята, мне хочется попросить вас ответить на вопрос: что лично вам дает чтение книг?

Один из ведущих спускается в зал с микрофоном и предлагает ребятам ответить на вопрос.

1 ведущий

Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы нарягая, Мужала с гением Петра

(Звучит музыка русского барокко 18 века)

(на фоне музыки)

2 ведущий XVIII век - столетие перемен, в котором господствовала идеология Просвещения. Грандиозные преобразования Петра I не могли не затронуть и сферу словесности. В Россию проникают западноевропейские научные и литературные труды, которые переводятся на русский язык, вводится гражданский шрифт, появляются первые газеты и журналы. За сто лет русская литература осваивает путь от классицизма к сентиментализму.


3 ведущий Масштабные преобразования Петра I, сменившего титул московского царя на императора всероссийского и поставившего Русь в ряд современных европейских государств, открыли новую эпоху и в развитии русской литературы. Она превращается в важный элемент государственной идеологии и призвана соответствовать новому положению России как великой державы. Литература окончательно становится светской, закрепляется институт авторства.

4 ведущий В 1731 г. с далекой северной окраины из-под Архангельска прибыл в Москву получать образование сын поморского крестьянина-рыбака Михайло Ломоносов, которому суждено было сыграть колоссальную роль в развитии отечественной науки и литературы. Он заложил основы русского литературного языка, довел до конца и преобразование нашего стихосложения, начатое Тредиаковским. В творчестве Ломоносова наша словесность впервые начала становиться художественной литературой.

1 ведущий Высшим достижением русской драматургии XVIII в. стало творчество Д.И. Фонвизина, в пьесах которого перед зрителем предстали самые насущные нравственные и общественные вопросы. В своих комедиях писатель отступает от нормативов классицизма, идет к правдивому изображению жизни. Персонажи Фонвизина - не условные комические маски, чье поведение определяется каким-то одним пороком, как в комедиях Сумарокова. Это более сложные характеры, живые типы времени.

2 ведущий Романович Державин совершил в русской поэзии подлинный литературный переворот. Писатели-современники, восторгались автором «Фелицы». «Первым живым глаголом юной русской поэзии» назвал его В. Г Белинский.

3 ведущий «Радищев - рабства враг» - так сжато и точно определил позднее основной пафос радищевского творчества Пушкин. Вопрос всех вопросов тогдашней русской жизни - крепостное рабство - стоит в центре «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Радищев готов был опрокинуть до основания устройство великой империи, истребить дотла порядок, если он основан на рабстве, «скорби, отчаянии».

ведущий Крупнейшим русским писателем конца XVIII в. был виднейший представитель сентиментализма Николай Карамзин. Глубокий исторический мыслитель и смелый художественный новатор, он дал образцы во многих жанрах поэзии и прозы, реформировал литературный язык. Активный проводник европейской культуры и почитатель российских «древностей».

1 ведущий Сколько бы ни прошло времени, XVIII век останется в памяти поколений одной из самых замечательных культурных и литературных эпох.

Звучит песня группы «Белый орел» «Как упоительны в России вечера».

2 ведущий XIX век - один из самых интересных веков истории! Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский и многие другие имена связаны с веком, именуемым «золотым».

3 ведущий Из тьмы веков светлеющие лики…

Как много их, несущих явь и свет,

Как много их, прекрасных и великих,

Оставивших в душе глубокий след.

4 ведущий 19 век - это время, когда музыка впервые наравне с литературой, век дуэлей, балов, нарядов, локонов, гусаров, дам и кавалеров, сплетен, интриг...

Сценка: "Две дамы"

Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!

Вот, капитан Васильев - душка -

Со мной мазурку танцевал!

Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын

Ко мне неравнодушен, знаю!

Он здесь без матушки, один!

Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.

На нас он смотрит не мигая.

Ну, просто, чудо кавалер.

А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.

Сейчас к нам подойдет поближе.

Он, кстати, сказочно богат.

О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!

Товар удачно сбыл папаша,

Гостинцев ворох ей привез.

А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!

- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.

Явилась старая сова!

Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.

И мы, с тобой, не лыком шиты.

Себя в обиду не дадим.

Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!

Вино французское рекою!

И будем танцевать всю ночь!

Танец под музыку вальса "Первый бал Наташи Ростовой"

1 ведущий Вы, конечно же, узнали мелодию первого бала Наташи Ростовой, любимой героини Л.Н.Толстого из романа - эпопеи "Война и мир". Слушая эту музыку ты видишь как в вихре танца....

Чтец 1. Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих,

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают;

Одежды легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают.

Чтец 2. Вокруг пленительных харит

И суетится, и кипит

Толпа поклонников ревнивых;

Толкует, ловит каждый взгляд.

Шутя, несчастных и счастливых

Вертушки милые творят.

Чтец 3. В движенье всё. Горя добиться

Вниманья лестного красы,

Гусар крутит свои усы,

Писатель чопорно острится,

И оба правы; говорят,

Что в то же время можно дамам,

Меняя слева взгляд на взгляд,

Смеяться справа эпиграммам.

Чтец 4: Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

2 ведущий Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы пробиваемся к их постижению, даже пройдя через горький опыт исторических потрясений 20 века. Нам всем есть над чем задуматься. Нам нужны уроки литературы - уроки жизни...

монолог Анохиной Марины

3 ведущий XХ век... С каждым годом он все дальше и дальше от нас. Это был век удивительный - век космоса, атома, автомобилей, компьютеров и ракет, но вместе с тем и век мировых катастроф, жестоких правителей. За каждым крупным событием XX века стоят личности - символы своего времени, талантливые актеры и композиторы, поэты и писатели, художники, знаменитые ученые, прославленные военачальники.

4 ведущий. Хочу привести высказывание известного поэта Расула Гамзатова. «Для того чтобы узнать самих себя, нужна книга. Для того чтобы узнать других, нужна книга. Народ без книги похож на человека без зеркала: ему нельзя увидеть свое лицо. Народ без книги похож на человека с завязанными глазами: он не видит мира."

1 ведущий . 2015 год знаменателен важным, памятным и скорбным событием 20 века. В этом году вся страна отмечает 70 - летие Великой Победы.

Презентация о ВОв (под музыку "О той весне)

1 ведущий Да, действительно, война – это боль, страдания, слезы. О войне написано огромное количество книг, о том, как русские люди выдержали все и победили. И этой Победе 70 лет. И мы помним! Мы гордимся!

3 ведущий Каждый выбирает для себя...

Выбирает добро или зло, верность или предательство, черствость души или сострадание, любовь или ненависть. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Именно об этом стихотворение Владимира Высоцкого, поэта - барда, актера, которое называется "Баллада о борьбе"

Звучит песня

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Изнывая от мелких своих катастроф.

Детям вечно досаден их возраст и быт,-

И дрались мы до ссадин, до смертных обид.

Но одежды латали нам матери в срок,

Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Липли волосы нам на вспотевшие лбы,

И сосало под ложечкой сладко от фраз,

И кружил наши головы запах борьбы,

Со страниц пожелтевших стекая на нас.

И пытались постичь мы, не знавшие войн,

За таинственный клич принимавшие вой,

Тайну слова «приказ», назначенье границ,

Смысл атаки и лязг боевых колесниц.

А в кипящих котлах прежних боен и смут

Сколько пищи для маленьких наших мозгов!

Мы на роли предателей, трусов, иуд

В детских играх своих назначали врагов.

И злодея следам не давали остыть,

И прекраснейших дам обещали любить,

И друзей успокоив, и ближних любя,

Мы на роли героев выводили себя.

Только в грезы нельзя насовсем убежать:

Краткий век у забав- столько боли вокруг!

Попытайся ладони у мертвых разжать

И оружье принять из натруженных рук.

Испытай, завладев еще теплым мечом

И доспехи надев, что почем, что почем!

Разберись, кто ты- трус иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус настоящей борьбы.

И когда рядом рухнет израненный друг,

И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,

И когда ты без кожи останешься вдруг

Оттого, что убили его- не тебя,-

Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал

По оскалу забрал: это смерти оскал!

Ложь и зло,- погляди, как их лица грубы!

И всегда позади воронье и гробы.

Если, путь прорубая отцовским мечом,

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал, что почем,-

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

Если мясо с ножа ты не ел ни куска,

Если руки сложа наблюдал свысока

И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом-

Значит в жизни ты был ни при чем, ни при чем!

Выходят все ведущие

4 ведущий Год литературы открыт! Желаем всем больше читать, узнавать новое, побольше интересных встреч с классиками, поэтами и писателями.

1 ведущий Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой к

2 ведущий «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». А.И. Герцен

3 ведущий «Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.» Достоевский Ф. М.

Сценарий тематической линейки, посвящённой Году литературы в России

Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями! (Пер. с английского А. Матюхина)
Ведущий 1. Ежегодно в России лучшие люди получают высшие премии и награды. Книги, как люди, тоже соревнуются и становятся победителями в той или иной номинации. Давайте посмотрим список произведений - победителей 2014 года, получивших престижные награды и премии.
1.Захар Прилепин «Обитель» - «Проза года», «Большая книга», 1 премия.
2.Борис Якимов «Пиночет» - премия «Ясная поляна», номинация «Современная классика»
3.Владимир Шаров «Возвращение в Египет»- «Русский букер», «Большая книга», 3 премия.
4.Владимир Набоков «Теллурия» - «Большая книга», 2 премия
5.«Россия в Первой мировой войне. 1914-1918 гг.» - «Книга года». В эту трёхтомную энциклопедию вошло более 1400 статей - биографии военачальников и выдающихся персон той эпохи, истории военных дей¬ствий, боевое искусство россий¬ской армии и т. д. Плюс более 1000 уникальных фотографий и графики.
6.Ксения Букша «Завод «Свобода» - «Национальный бестселлер»
7.Светлана Алексиевич «Время секонд-хэнд» - «Большая книга», приз читательских симпатий.
8.Арсен Титов «Тень Бехистунга». - «Ясная Поляна», номинация «ХХI век».
9.Андрей Иванов «Харбинские мотыльки».- Премия «НОС».
10.Сергей Яров. «Повсе¬дневная жизнь блокадного Ленинграда». - Премия «Просветитель».
Ведущий 1. Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)
Ведущий 2. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.(Луи Жан Жозеф Блан)
Предлагаем вам посмотреть видео «Самые красивые библиотеки мира» (2мин. 30 сек.)
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Ведущий 1. На этом наша тематическая линейка окончена. Спасибо за внимание!