В соответствии с Гражданским кодексом "юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы" Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ//Российская газета, N 238-239, 1994, ст.53, поэтому вопрос о структуре и полномочиях органов управления в акционерном обществе является весьма актуальным. Российское акционерное законодательство, как уже отмечалось выше, закрепляет трехуровневую структуру управления акционерным обществом: общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), исполнительный орган акционерного общества.

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Оно формируется из всех участников данного общества - владельцев акций. Общее собрание акционеров имеет исключительную компетенцию, определенную непосредственно Законом об акционерных обществах в ст.48 Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.48. Она включает вопросы изменения устава, реорганизации и ликвидации общества, избрания наблюдательного совета, исполнительного органа и ревизионной комиссии и досрочного прекращения их полномочий, утверждения годовых отчетов и балансов общества и распределения прибылей и убытков, совершения некоторых крупных сделок и др. Эти вопросы не могут быть переданы общим собранием на решение как исполнительного органа, так и совета директоров общества. Вместе с тем общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, прямо не отнесенным законом к его компетенции.

Общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Оно проводится в сроки, устанавливаемые уставом акционерного общества, но не ранее чем через два и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Общие собрания акционеров, проводимые помимо годового, являются внеочередными. Внеочередное общее собрание акционеров проводится на основании требования совета директоров, ревизионной комиссии, аудитора общества, акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций. Собрание правомочно, если в нем приняли участие акционеры, в совокупности владеющие более половиной голосующих акций. Решение по вопросам, рассматриваемым на общем собрании акционеров, принимаются голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство акционеров - владельцев голосующих акций. По некоторым вопросам для принятия решения требуется три четверти голосов. Кроме того, решение общего собрания акционеров может быть принято без проведения собрания, т.е. путем заочного голосования. Такой порядок возможен при решения всех вопросов, кроме тех, которые указаны в ч.2 ст.50 Закона об акционерных обществах.

Руководство акционерным обществом в период между собраниями акционеров осуществляется советом директоров или наблюдательным советом (далее - совет директоров). Закон об акционерных обществах определяет совет директоров как орган акционерного общества, осуществляющий общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Российская газета, N 248, 1995, ст.64 Если общество насчитывает менее 50 акционеров, то выполнение функций совета директоров может быть возложено на общее собрание акционеров.

Члены совета директоров общества избираются общим собранием акционеров кумулятивным голосованием (если уставом не предусмотрено иное) на срок до следующего общего годового собрания акционеров. Лица, избранные в состав совета директоров, могут переизбираться неограниченное число раз. Из числа членов совета директоров избирается председатель, который организует его работу, созывает заседания и т.д. Решения на заседаниях по общему правилу принимаются большинством голосов членов совета директоров, после чего заносится в протокол заседания. Заседание совета директоров правомочно при кворуме не менее половины от числа избранных членов совета директоров. Совет директоров общества имеет исключительную компетенцию, определяемую не только Законом об акционерных обществах в ст.65, но и уставом конкретного общества. В нее входят вопросы подготовки и созыва общего собрания, образования исполнительного органа общества и досрочного прекращения его полномочий, использования резервных и иных фондов общества, утверждения внутренних документов общества, дачи согласия на заключение некоторых сделок, рекомендаций по размеру дивиденда и порядка его выплаты и др. К компетенции совета директоров отнесено создание филиалов и открытие представительств общества. Устав акционерного общества может предусматривать наличие у совета директоров и дополнительных полномочий. Совет директоров подотчетен в своей деятельности общему собранию акционеров, поэтому наряду с годовым отчетом акционерам обычно представляется и отчет совета директоров.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом (правлением, дирекцией) общества. Единоличный орган должен быть у общества во всяком случае, а коллегиальный - в случаях, предусмотренных уставом конкретного общества. Если в акционерном обществе образован коллегиальный исполнительный орган, то функции его председателя исполняет единоличный исполнительный орган. По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа могут быть переданы наемному управляющему (индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации - "управляющей компании"), с которым заключается соответствующий гражданско - правовой договор. По общему правилу вопросы образования исполнительного органа общества находятся в компетенции общего собрания акционеров (п.8 ч.1 ст.48 Закона об акционерных обществах). Исключение может быть установлено уставом в виде указания на то, что названные вопросы относятся к компетенции совета директоров.

Закон об акционерных обществах устанавливает: "к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров общества". Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Российская газета, N 248, 1995, ч.1 ст. 69 Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания и совета директоров. Таким образом, исполнительный орган общества обладает остаточной компетенцией.

На практике иногда возникают проблемы, связанные с определением размеров такой "остаточной компетенции", поскольку в Законе об акционерных обществах нет даже примерного перечня тех полномочий, которые должны закрепляться за исполнительным органом. Представляется нужным законодательно уточнить этот момент, дабы избавиться от трудностей определения полномочий исполнительных органов акционерных обществ в будущем.

Таким образом, для акционерных обществ характерна сложная трехзвенная система управления, которая предусматривает разграничение полномочий между общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом. Каждый элемент в этом перечне выполняет только собственные, определенные в уставе и внутреннем документе, функции. Четкое взаимодействие и соблюдение требований акционерного законодательства органами управления позволят максимизировать прибыль от деятельности акционерных обществ.

Особое внимание в современной правовой и экономической теории и практики привлекает глава 7 Федерального закона «Об акционерных обществах». При анализе этой главы закона возникает необходимость отметить основные присутствующие в ней новации. Именно они, как показывает опыт, очень существенно изменили, преобразовали, обогатили нашу жизнь, тем более, когда в сферу интересов акционерных обществ попадают многие миллионы российских граждан. Это обусловлено тем, что в России из 2,6 млн. юридических лиц более половины имеют форму акционерного общества.

Проблема волеобразования и волеизъявления акционерных обществ имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, хотя остается в значительной мере в стороне от научного исследования. Для ее рассмотрения необходимо исследовать людской субстрат акционерных обществ и его деятельность, обладающую юридической значимостью, а, следовательно, слагающуюся из юридических действий.

Права акционерного общества принадлежат ему самому и не принадлежат людям, составляющим его людской субстрат. Права акционерного общества, бесспорно, установлены ради людей и предназначены служить их интересам. Однако носителями прав интересов акционерного общества, которым оно призвано служить, далеко не во всех случаях являются именно участники его людского субстрата.

Основной задачей института акционерного общества является создание субъекта прав и обязанностей, существующего и действующего независимо от смены его людского субстрата. В этом важное свойство акционерного общества. Чем дальше продвинется процесс обособления акционерного общества и его имущества от входящих в него людей, тем совершеннее акционерное общество, тем устойчивее его служение поставленной перед ним цели - извлечению прибыли.

Деятельность акционерного общества есть деятельность его коллектива в самом широком понимании. Этот коллектив должен быть соответствующим образом организован для определенной деятельности на основе устава. Вместе с тем он должен быть соответственно возглавлен руководящим органом управления.

В соответствии с требованием ГК РФ и Федерального закона «Об акционерных обществах» структура органов акционерного общества в системе его организационных связей по общему правилу выглядит следующим образом:

Общее собрание акционеров;

Совет директоров (наблюдательный совет), который в обязательном порядке создается в обществе с числом акционеров более 50;

Исполнительный орган общества (единоличный или коллегиальный).

Общее собрание и совет директоров (наблюдательный совет) являются волеобразующими элементами управления и формирования внутренней воли акционерного общества.

Нормы Закона об АО, определяющие порядок созыва общего собрания, участия акционеров в его работе, компетенцию собрания и порядок принятия решений, позволяют этому органу нормально функционировать и выполнять все возложенные на него обязанности.

Общее собрание может рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены Законом об АО к его компетенции, причем перечень данных вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров. Более того, императивно устанавливается, что собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции (ст. 48 Закона об АО).

Российское законодательство различает две разновидности общих собраний: очередные (годовые) и внеочередные (чрезвычайные).

Сроки и форма проведения годового собрания, а также вопросы повестки дня годового собрания определены ст. 47 Закона об АО.

Годовое общее собрание акционеров должно быть проведено не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества, т.е. не ранее 1 марта и не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Конкретный срок проведения годового общего собрания может быть установлен уставом.

На годовом общем собрании акционеров в соответствии с п. 1 ст. 47 Закона об АО решаются вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора), утверждении аудитора, утверждении годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределении его прибылей и убытков. Определенная законодательством повестка дня носит общий рекомендательный характер, поскольку годовое собрание вправе рассматривать и принимать решения и по иным вопросам. В то же время некоторые вопросы, выносимые на очередное собрание акционеров, могут рассматриваться также и на внеочередном собрании (избрание совета директоров и утверждение аудитора).

Согласно ст. 47 Закона об АО все общие собрания акционеров, проводимые помимо годового, являются внеочередными (чрезвычайными). Особенность созыва и проведения подобного собрания состоит в том, что внеочередное собрание может быть созвано не только советом директоров общества, но и ревизионной комиссией (ревизором), аудитором общества, а также акционером или акционерами, являющимися владельцами не менее чем 10% голосующих акций на дату предъявления требования о созыве. Заявление о созыве внеочередного собрания, которое исходит от акционера (акционеров), должно содержать указание на количество и категории (типы) принадлежащих ему акций для обоснования права созыва внеочередного общего собрания (п. 3 ст. 55 Закона об АО). При этом совет директоров не вправе изменить форму собрания, включая и повестку дня, если таковая указана инициаторами в заявлении о созыве общего собрания.

Наиболее важным этапом подготовки общего собрания акционеров общества является определение его повестки дня. В формировании повестки дня годового собрания вправе принимать участие все акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций (ст. 53 Закона об АО).

Совет директоров, основываясь на внесенных акционерами предложениях, утверждает повестку дня общего собрания. Утвержденная повестка дня собрания не может быть изменена ни акционерами, ни самим советом директоров, ни общим собранием акционеров в ходе собрания или при переносе собрания (ст. 49 и ст. 53 Закона об АО).

Право на участие в общем собрании акционеров предоставлено всем акционерам общества, зарегистрировавшимся в реестре акционеров на определенную дату, устанавливаемую советом директоров общества (ст. 51 Закона об АО). При этом в соответствии с Законом об АО дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней до даты проведения собрания, а в ряде случаев - более чем за 65 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

Закон об АО предусматривает две формы проведения собрания: путем совместного присутствия акционеров на общем собрании, решения на котором принимаются очным голосованием, или путем проведения заочного голосования, т.е. без совместного присутствия акционеров, также Законом допускается проведение общего собрания в смешанной форме.

Годовое общее собрание акционеров может быть проведено только в очной или смешанной форме (абз. 2 п. 1 ст. 50 Закона об АО), а внеочередное собрание - в любой форме. Порядок ведения общего собрания акционеров и принятия им решений устанавливается уставом или внутренним документом общества, утвержденным решением общего собрания (п. 5 ст. 49 Закона об АО).

Общая норма Закона об АО (ст. 58) определяет, что общее собрание акционеров считается правомочным (имеет кворум), если на момент окончания регистрации для участия в собрании зарегистрировались акционеры (их представители), которые обладают в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

Вопросы повестки дня собрания акционеров рассматриваются обычно по следующей схеме: председатель собрания объявляет о рассмотрении вопросов; предоставляется слово докладчику; выступают желающие, докладчик отвечает на различные вопросы участников собрания; проводится коллективное обсуждение; собранию предлагается проект постановления по рассматриваемому вопросу; проводится общее голосование по принимаемому вопросу и подсчет голосов; оглашаются результаты голосования.

Организационную работу по оформлению результатов общего собрания, как правило, осуществляет счетная комиссия общества. Сообщение об итогах голосования доводится до сведения акционеров общества либо непосредственно на собрании, на котором состоялось голосование, либо путем опубликования отчета о голосовании, либо путем направления данного отчета акционерам. Окончательный срок предоставления акционерам сведений о результатах собрания составляет 45 дней с даты принятия этих решений.

На основе протокола об итогах голосования не позднее 15 дней после закрытия общего собрания акционеров составляется документ, называемый протоколом общего собрания. Таким образом, принимая во внимание то, что общее собрание акционеров создает всю систему управления в акционерном обществе, в рамках санкционированного Законом локального нормотворчества обеспечивает правовую базу как для своей деятельности, так и для деятельности иных органов общества; а также на основании того, что участие в общем собрании является способом осуществления права акционера на участие в управлении обществом, мы полагаем, что общее собрание акционеров как орган управления имеет свойства, дающие основания для вывода о его своеобразном положении среди других органов управления акционерного общества.

Следующим волеобразующим элементом управления и формирования внутренней воли акционерного общества является совет директоров или наблюдательный совет общества, который избирается кумулятивным голосованием на срок до следующего годового общего собрания акционеров и осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества, за исключением тех вопросов, которые отнесены Законом об АО к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов (п. 3 ст. 66 Закона об АО).

Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества может быть определена тремя основными направлениями: самостоятельное ведение дел акционерного общества, принятие решений с обязательным учетом мнения других органов общества, осуществление контрольно-надзорных функций.

В соответствии с Законом об АО совет директоров (наблюдательный совет) вправе самостоятельно принимать решения по таким организационным вопросам, как созыв общих собраний (п. 2 - 4 ст. 65), создание филиалов и открытие представительств акционерного общества (п. 14 ст. 65), утверждение некоторых внутренних документов общества (п. 13 ст. 65), рекомендации о размере вознаграждений и компенсаций членам ревизионной комиссии, а также определение размера оплаты услуг аудитора (п. 10 ст. 65).

Совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества в области имущественных отношений Законом об АО предоставлено право самостоятельно определять денежную оценку имущества (п. 7 ст. 65), принимать решение о приобретении размещенных обществом акций, облигаций и других ценных бумаг (п. 8 ст. 65), давать рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты (п. 11 ст. 65), принимать решение об использовании резервного и иных фондов общества (п. 12 ст. 65), принимать решения о предварительном одобрении крупных сделок (п. 15 ст. 65, ст. 79) и сделок, предусмотренных гл. XI Закона об АО (п. 16 ст. 65).

Следует отметить, что вопросы, отнесенные Законом об АО и уставом к компетенции совета директоров, не могут быть переданы на решение общему собранию акционеров, т.е. вся компетенция совета директоров является исключительной. Исключение составляют лишь три вопроса. Это: образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий и увеличение уставного капитала общества путем размещения им дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций. Эти вопросы уставом могут быть делегированы от общего собрания совету директоров.

Заседания совета директоров созываются его председателем по собственной инициативе, требованию члена (членов) совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, исполнительного органа общества, а также иных лиц, определенных уставом (ст. 68 Закона об АО). Порядок созыва и проведения заседания, а также периодичность заседаний определяются в уставе общества или его корпоративном акте - положении о совете директоров (наблюдательном совете).

Как правило, совет директоров собирается не реже одного раза в месяц. Председатель, приняв решение о созыве совета директоров, готовит повестку дня и в письменной форме уведомляет всех членов совета директоров о дате, времени и месте проведения заседания. В повестку дня заседания совета директоров общества включаются вопросы, заранее предложенные членами совета директоров, ревизионной комиссии (ревизором), аудитором, исполнительным органом общества или акционерами, владеющими в совокупности, как правило, не менее чем 2% голосующих акций (по аналогии с формированием повестки дня общего собрания акционеров).

В соответствии с п. 2 ст. 68 Закона об АО кворум для проведения заседаний совета директоров не должен быть менее половины от числа избранных членов совета директоров. Таким образом, Закон позволяет определить конкретный кворум для проведения заседаний совета директоров в уставе общества.

Обычно принятие решений советом директоров осуществляется путем очного голосования. Однако согласно положениям п. 1 ст. 68 Закона об АО уставом может быть предусмотрена возможность заочного голосования или опроса членов совета директоров.

Все решения совета директоров отражаются в протоколе с обязательным указанием результатов голосования и хода работы. При этом требования, которые Закон предъявляет к протоколу, являются императивными (п. 4 ст. 68 Закона об АО). Протокол заседания совета директоров должен быть составлен не позднее 10 дней после проведения заседания и подписан председательствующим, который несет ответственность за правильность составления протокола. Отсутствие в протоколе хотя бы одного из реквизитов (место и время заседания, присутствующие лица, повестка дня заседания, вопросы и итоги голосования, принятые решения) лишает протокол юридической силы

Решение совета директоров (наблюдательного совета) может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным как в случаях, когда возможность оспаривания предусмотрена в Законе (ст. 53, 55, п. 5 ст. 68 Закона об АО), так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям Закона и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому делу является акционерное общество.

Таким образом, к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) относятся все вопросы, отнесенные Законом об АО к его ведению. Это означает, что они не могут быть отнесены к компетенции других органов общества. Исключение составляют три вопроса: образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий и увеличение уставного капитала общества путем эмиссии им дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций. Настоящие вопросы уставом могут быть делегированы общему собранию, совету директоров. Также уставом исполнительному органу могут быть переданы полномочия по утверждению ряда внутренних документов общества. В связи с этим можно констатировать, что четкое определение места и роли совета директоров общества как профессионального органа управления, а также правильный подбор его состава приобретают особое значение в современных условиях - при возникновении большого количества специальных вопросов для эффективного управления обществом все они должны решаться профессионалами, обладающими необходимыми знаниями и квалификацией.

Законодательство предусматривает возможность создания в акционерном обществе нескольких разновидностей исполнительных органов, причем имеется расхождение между ГК РФ и Законом об АО в отношении структуры исполнительного органа в конкретном акционерном обществе.

В соответствии с п. 3 ст. 103 ГК РФ исполнительный орган акционерного общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Таким образом, ГК РФ допускает три возможных варианта структуры исполнительной власти в акционерном обществе: коллегиальный исполнительный орган; единоличный исполнительный орган; одновременное существование коллегиального и единоличного исполнительного органа с разделением в уставе функций.

Закон об АО ограничивает возможности общества в формировании структур исполнительной власти, допуская только два варианта-либо единоличные, либо единоличные и коллегиальные (п. 1 ст. 69). Разрешая указанное расхождение, практика отдает предпочтение Закону об АО.

В некоторых случаях совет директоров (наблюдательный совет) общества может принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа (управляющей организации, управляющего) даже в том случае, если образование исполнительных органов уставом отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

Единоличный исполнительный орган в разных акционерных обществах может называться по-разному (генеральный директор, директор, президент, управляющий, председатель правления и др.). В случае создания в обществе коллегиального исполнительного органа (т.е. наличия и единоличного, и коллегиального исполнительных органов) директор также осуществляет функции председателя правления (дирекции). Если же такового органа не создается, то директор становится действительно единоличным исполнительным органом, принимая на себя функции правления (дирекции).

Кандидатуру директора выдвигает либо совет директоров, либо общее собрание (п. 3 ст. 69). Но чаще всего директора утверждают еще учредители общества при его создании, включая в повестку дня учредительного собрания вопрос «Формирование органов управления».

Срок полномочий единоличного исполнительного органа общество также устанавливает самостоятельно в уставе или корпоративном акте. При этом, по нашему мнению, целесообразно установить единый срок в интервале от одного года до пяти лет (по аналогии со ст. 58 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ) .

К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением тех вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (п. 2 ст. 69 Закона об АО), или переданы на решение коллегиальному исполнительному органу в рамках разграничения полномочий с последним.

Таким образом, директор акционерного общества наделяется многочисленными и важными полномочиями: 1) формирует, а также представляет на утверждение состав коллегиального исполнительного органа общества; 2) распределяет обязанности между членами коллегиального исполнительного органа; 3) организует работу, председательствует на заседаниях коллегиального исполнительного органа и обеспечивает ведение протоколов заседаний; 4) утверждает организационную, управленческую и производственно-хозяйственную структуру общества; 5) организует общую разработку, утверждает и обеспечивает реализацию программы развития персонала; 6) утверждает штатное расписание общества и должностные инструкции работников; 7) заключает трудовые договоры (контракты) с членами коллегиального исполнительного органа, должностными лицами и работниками, устанавливает должностные оклады; 8) реализует право увольнения, перевода сотрудников, применяет к ним меры поощрения и взыскания; 9) совершает от имени общества все юридически значимые действия, распоряжается имуществом, за исключением случаев, отнесенных к компетенции общего собрания; 10) в пределах своей компетенции использует средства создаваемых в обществе фондов и резервов, открывает банковские счета, является распорядителем кредитов; 11) руководит разработкой и представлением годового отчета и бухгалтерского баланса; 12) обеспечивает реализацию решений общих собраний акционеров и совета директоров, а также обязательств перед бюджетом и контрагентами по договорам; 13) устанавливает перечень сведений, которые содержат коммерческую тайну или являются конфиденциальными; 14) предъявляет от имени общества претензии к юридическим и физическим лицам, удовлетворяет предъявляемые претензии; 15) контролирует использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 16) обеспечивает создание благоприятных и безопасных условий труда работникам общества, соблюдение требований законодательства о труде; 17) обеспечивает разработку, заключение и исполнение коллективного договора; 18) обеспечивает соблюдение законности в деятельности общества; 19) организует и обеспечивает бухгалтерскую и статистическую отчетность и несет ответственность за ее достоверность; 20) издает приказы, распоряжения и другие акты, входящие в его компетенцию и обязательные для исполнения

всеми работниками; 21) решает иные вопросы руководства. Указанный перечень является примерным, поскольку конкретные полномочия директора по ведению текущих дел общества определяются различными акционерными обществами по-разному.

Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени акционерного общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (заключает договоры / контракты, соглашения, выдает доверенности на их совершение) (п. 2 ст. 69 Закона об АО). При совершении сделок директор должен действовать исключительно в пределах своих полномочий, иначе такие сделки могут быть признаны недействительными.

В своей деятельности директор подотчетен общему собранию и совету директоров акционерного общества. Он действует на основании устава, договора и положения о директоре (генеральном директоре).

Коллегиальный исполнительный орган акционерного общества действует в соответствии с законодательством, уставом и внутренним документом общества - положением о правлении (дирекции), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия им решений (п. 1 ст. 70 Закона об АО).

Как правило, правление состоит из директора общества, который осуществляет функции председателя данного органа, заместителей директора, исполнительных директоров, руководителей основных структурных подразделений общества, главного бухгалтера. При этом законодательство не предъявляет никаких особых требований к членам коллегиального исполнительного органа, за исключением того, что членом правления не может быть член ревизионной комиссии / ревизор (ст. 85 Закона об АО), член счетной комиссии (п. 2 ст. 56 Закона об АО) и аудитор общества (ст. 103 ГК РФ).

После утверждения состава коллегиального исполнительного органа (в порядке, установленном корпоративным актом общества) с каждым членом правления заключается договор. Срок полномочий правления законодательством не определяется, т.е. решение данного вопроса передается на усмотрение самого общества.

К основным задачам правления можно отнести: организацию управления оперативной (текущей) деятельностью общества, обеспечение реализации планов и решений общего собрания акционеров и совета директоров, выработку и осуществление хозяйственной политики общества в целях повышения прибыльности и конкурентоспособности, издание корпоративных актов управления.

Согласно ст. 70 Закона об АО проведение заседаний правления организует лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (директор), который подписывает все документы от имени общества и протоколы заседаний правления, действует без доверенности от имени общества в соответствии с решениями правления, принятыми в пределах его компетенции. Пункт 2 ст. 70 Закона об АО императивно предписывает, что на заседании правления ведется протокол.

Таким образом, в рамках данного параграфа исследования рассмотрен процесс формирования волеизъявления акционерных обществ, основной упор был сделан на изучение органов управления акционерных обществ: их правового статуса, порядка образования, компетенции, функций, организации работы. Кроме того, обзорно освещены особенности подготовки и принятия органами управления акционерных обществ корпоративных актов управления, а также исследована специфика проявления методов корпоративного управления при использовании их в управленческих отношениях.

Управление акционерным обществом значительно отличается от управления предприятий других форм собственности.

Органами управления акционерного общества являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет и исполнительный орган - правление или дирекция.

✓ Общее собрание акционеров

Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Акционерное общество должно прово­дить как минимум одно отчетное обшее собрание акционеров в год, причем не позднее 1 июля года, следующего за отчетным. Кроме того, общество может проводить и внеочередные общие собрания.

Дата и порядок проведения общего собрания акционеров, спо­соб сообщения акционерам о его проведении, перечень предостав­ляемых акционерам материалов (информации) при подготовке к про­ведению общего собрания устанавливаются наблюдательным сове­том акционерного общества.

Общее собрание акционеров может принимать решения только по вопросам, включенным в повестку дня. По вопросам, не отне­сенным к исключительной компетенции общего собрания, реше­ние общего собрания акционеров закрытого акционерного обще­ства может быть принято без проведения самого собрания путем заочного голосования (так называемым опросным путем). При этом в голосовании должны участвовать акционеры, владеющие в сово­купности не менее чем 75 процентами голосующих акций общества. Особой процедурой является определение списка акционеров, име­
ющих право участвовать в общем собрании акционеров. Этот список должен быть составлен на основе реестра акционеров не раньше даты принятия решения о проведении общего собрания наблюда­тельным советом общества и не более чем за 60 дней до даты прове­дения общего собрания акционеров. Список должен содержать имя (наименование) владельца, каждого акционера, его адрес, а также данные о количестве принадлежащих ему акций. Любой акционер вправе запросить у общества этот список для ознакомления.

Сообщение о проведении общего собрания акционеров публику­ется по установленной форме в печати, а также направляется каж­дому акционеру. В процессе подготовки к общему собранию акцио­неров последние могут ознакомиться с годовым отчетом, заключе­нием ревизионной комиссии, проектом изменений и дополнений, вносимых в устав, и другими документами общества. Акционерное общество обязано обеспечить доступ акционеров к этим доку­ментам.

Акционер или группа акционеров, являющиеся владельцами не менее одного процента голосующих акций акционерного общества, не позже 30 дней после окончания финансового года могут внести вопросы в повестку дня будущего годового общего собрания, а так­же выдвинуть кандидатов в состав наблюдательного совета и реви­зионной комиссии.

S Вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания акционеров:

Утверждение регламента общего собрания акционеров;

Внесение изменений и дополнений в устав или утверждение устава в новой редакции;

Реорганизация, ликвидация общества, назначение ликвидационной ко­миссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидацион­ных балансов;

Определение количественного состава наблюдательного совета обще­ства и избрание его членов и досрочное прекращение полномочий;

Определение предельного размера объявленных акций; увеличение или уменьшение уставного фонда;

Выкуп собственных акций;

Образование (избрание, назначение, наем) исполнительного органа ак­ционерного общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом это не относится к компетенции наблюдательного совета;

Избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и дос­рочное прекращение их полномочий; утверждение аудитора общества;

Утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибы­лей и убытков, распределение прибылей и убытков общества;

Принятие решения о неприменении преимущественного права акцио­нера на приобретение ценных бумаг, конвертируемых в акции;

Дробление и консолидация акций;

Заключение крупных сделок, предметом которых является имущество, составляющее свыше 50 процентов балансовой стоимости активов об­щества, а также сделок, в которых имеется заинтересованность, если сумма оплаты по сделке и стоимость имущества, являющегося предме­том сделки, превышает 5 процентов активов общества.

В акционерном обществе может быть проведено и внеочередное общее собрание акционеров. Основанием для его проведения могут быть решение наблюдательного совета, требования ревизионной ко­миссии, аудитора или акционеров, являющихся владельцами не менее 10 процентов голосующих акций общества. При этом собра­ние должно быть проведено не позднее 45 дней с момента представ­ления требования о его проведении.

На общем собрании акционеров последние могут присутствовать лично или через своих представителей. Общее собрание акционеров имеет кворум только тогда, когда на нем присутствуют акционеры, обладающие в совокупности более 60 процентами голосов распрос­траненных и размещенных голосующих акций. Голосование на об­щем собрании, как правило, производится по принципу “одна го­лосующая акция - один голос” Если число акционеров общества более ста - голосование осуществляется только бюллетенями. В этом случае создается специальная счетная комиссия, количественный и персональный состав которой утверждается общим собранием ак­ционеров по предложению наблюдательного совета. s Наблюдательный совет

Общее руководство деятельностью акционерного общества осу­ществляет наблюдательный совет (кроме вопросов, являющихся ис­ключительной компетенцией общего собрания акционеров). Если число акционеров - владельцев голосующих акций общества - менее 30, функции наблюдательного совета могут возлагаться на общее собрание акционеров общества.

Члены наблюдательного совета избираются общим собранием ак­ционеров, при этом они не могут быть членами исполнительного органа. Для закрытых акционерных обществ с числом владельцев го­лосующих акций более 500 число членов наблюдательного совета не может быть менее семи, а для обществ с числом акционеров более одной тысячи - менее девяти. Председатель наблюдательного совета избирается членами совета из его состава большинством голосов. Лица, избранные в состав наблюдательного совета общества, могут переизбираться неограниченное число раз. Государственный пове­ренный в акционерном обществе, в уставном фонде которого доля государства превышает 25 процентов, а также доверительный управ­ляющий государственным пакетом акций акционерного общества (его представитель) по должности являются членами наблюдатель­ного совета и не подлежат избранию общим собранием акционеров.

Компетенция наблюдательного совета акционерного общества:

Определять приоритетные направления деятельности общества;

Созывать годовые и внеочередные общие собрания акционеров;

Готовить повестку дня общего собрания акционеров;

Определять дату составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;

Вносить на решение общего собрания акционеров установленные за­конодательством вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания акционеров;

Увеличивать уставный фонд общества путем увеличения номиналь­ной стоимости акций в пределах количества и видов, объявленных ак­ций, если в соответствии с уставом общества или решением общего собрания акционеров такое право ему предоставлено;

Размещать облигации и ценные бумаги, если иное не предусмотрено уставом общества;

Определять рыночную стоимость имущества;

Приобретать размещенные обществом акции, облигации и иные цен­ные бумаги, если такое право ему предоставлено уставом;

Устанавливать размеры выплачиваемых исполнительному органу воз­награждений и компенсаций, если уставом общества это отнесено к его компетенции;

Утверждать документы, определяющие порядок деятельности органов управления обществом;

Создавать филиалы и открывать представительства общества;

Создавать дочерние и зависимые предприятия общества;

Заключать крупные сделки, связанные с приобретением и отчуждени­ем имущества, сделки, в которых имеется заинтересованность. Заседание наблюдательного совета созывается его председателем

по собственной инициативе, по требованию члена наблюдательного совета, ревизионной комиссии или аудитора, исполнительного орга­на, а также лиц, определенных Уставом общества. Кворум для про­ведения наблюдательного совета устанавливается Уставом, но не должен быть меньше 75 процентов членов совета. Решения наблюда­тельного совета принимаются большинством голосов присутствую­щих на нем членов.

Распределение функций между членами наблюдательного совета осуществляется председателем конкретно для каждого члена совета. При этом общим собранием акционеров может быть установлен и размер вознаграждения для каждого члена совета персонально.

Считается, что члены наблюдательного совета имеют личную фи­нансовую заинтересованность, если их супруги, родители, дети, бра­
тья, сестры, а также все аффилированные лица:

Являются стороной сделки или участвуют в ней в качестве пред­ставителя или посредника;

Владеют двадцатью или более процентами акций (долей) юри­дического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника;

S Исполнительный орган управления

Руководство текущей деятельностью акционерного общества осу­ществляется его исполнительным органом, который может быть еди­ноличным (директором) или коллегиальным (правлением, дирекци­ей). Если управление осуществляется одновременно и единоличным, и коллегиальным органами, уставом общества должна быть предус­мотрена компетенция каждого из них. Решением общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа могут быть переда­ны по договору коммерческой организации (управляющей компании) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Количественный состав исполнительного органа определяется наблюдательным советом на основании и в пределах сметы админи­стративно-хозяйственных расходов, принятой в порядке, устанав­ливаемом общим собранием акционеров. В исполнительный орган могут входить заместитель руководителя исполнительного органа, главный бухгалтер, главный инженер, руководители основных про­изводственных подразделений. Руководитель и персональный состав исполнительного органа назначается наблюдательным советом, при этом решение принимается простым большинством голосов. Между исполнительным органом и председателем наблюдательного совета подписывается договор, в котором определены права и обязанности сторон.

К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, кроме тех, которые составляют исключительную компетенцию общего собра­ния и наблюдательного совета.

Основные обязанности руководителя исполнительного органа акционерного общества:

Осуществление в пределах своей компетенции руководства текущей

деятельности общества, обеспечение его эффективной и устойчивой

Организация исполнения решений общего собрания и наблюдатель­ного совета;

Обеспечение эффективного взаимодействия производственных единиц;

Обеспечение договорных обязательств общества;

Обеспечение получения прибыли в размерах, необходимых для разви­тия производства и социальной сферы;

Руководство разработкой программ и бизнес-планов развития обще­ства, организация и контроль их выполнения;

Обеспечение соблюдения законодательства в деятельности общества; обеспечение организации, надлежащего состояния и достоверности бухгалтерского учета и отчетности в обществе, своевременного пред­ставления ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соот­ветствующие органы, а также сведений о деятельности общества, на­правляемых акционерам, кредиторам;

Организация проведения заседаний коллегиального исполнительного органа общества, подписание документов от имени общества;

Подбор и расстановка кадров, поддержание трудовой и технологичес­кой дисциплины;

Обеспечение соблюдения социальных гарантий и охраны труда работ­ников общества;

Соблюдение всех прав акционеров по получению ими предусмотрен­ной действующим законодательством информации, участию в общих со­браниях акционеров, начислению и выплате дивидендов.

Руководитель исполнительного органа самостоятельно решает все

вопросы деятельности общества за исключением вопросов, отне­сенных к исключительной компетенции общего собрания и наблю­дательного совета. Он имеет право:

Без доверенности действовать от имени акционерного общества, представлять его интересы во взаимоотношениях с другими органи­зациями, заключать договоры и контракты, включая трудовые;

Выдавать доверенности;

Открывать в банках расчетный и другие счета;

Издавать приказы и указания, обязательные для всех подчинен­ных ему работников;

Утверждать штат сотрудников, проводить его укомплектование. Заседания исполнительного органа проводятся по мере необхо­димости, но не реже одного раза в месяц. Исполнительный орган на своем внутреннем заседании предварительно обсуждает вопросы, выносимые на обсуждение наблюдательного совета.

Управление деятельностью акционерного общества связано с осо­бым контролем со стороны наблюдательного совета и общего собра­ния акционеров за совершением крупных сделок, а также сделок, в которых имеется заинтересованность.

Крупными сделками являются: сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением или отчуждением имущества, стоимость которого составляет более двадцати пяти процентов балансовой стоимости активов (за исключением сделок, совершаемых в процессе осуще­ствления обычной хозяйственной деятельности);

сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с размещением простых акций либо привилегированных акций, кон­вертируемых в простые, составляющих более двадцати пяти процен­тов ранее размещенных обществом простых акций.

Определение стоимости имущества, являющегося предметом круп­ной сделки, осуществляется наблюдательным советом акционерно­го общества. Решение о совершении крупной сделки, предметом ко­торой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, принимается реше­нием наблюдательного совета единогласно. Если же среди членов совета единогласие отсутствует, данный вопрос может быть выне­сен на общее собрание акционеров. Решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которо­го составляет свыше 50% балансовой стоимости активов общества, принимается решением общего собрания акционеров, большинством в три четверти голосов акционеров-владельцев голосующих акций, присутствующих на собрании.

Лицами; заинтересованными в совершении обществом сдел­ки, признаются члены наблюдательного совета общества, лицо, за­нимающее должность в иных органах управления общества, акционе­ры, владеющие совместно со своим зависимым аффилированным лицом 20 и более процентами голосующих акций общества, если ука­занные лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры, а также их аффилированные лица:

Являются стороной такой сделки или участвуют в ней в качестве представителя или посредника;

Владеют 20 или более процентами акций (долей) юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в ка­честве представителя или посредника;

Занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или участвующего в ней в качестве представителя или посредника.

Решение о заключении акционерным обществом сделки, в кото­рой имеется заинтересованность, принимается наблюдательным со­ветом большинством голосов членов наблюдательного совета, не за­интересованных в ее совершении. Если сумма оплаты по сделке и стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 5 процентов активов общества: а если сделка или несколько взаимо­связанных между собой сделок являются размещением голосующих акций или иных ценных бумаг общества, конвертируемых в голосу­ющие акции в количестве, превышающем пять процентов ранее раз­мещенных голосующих акций, и в этих сделках имеется заинтересо­
ванность, то решение по ним принимается общим собранием акци­онеров - владельцев голосующих акций большинством голосов ак­ционеров, не заинтересованных в сделке. Следует иметь в виду, что наблюдательный совет или общее собрание общества могут признать недействительной сделку, в которой имелась заинтересованность. В этом случае заинтересованное лицо должно возместить обществу убытки, причиненные им обществу.

Члены наблюдательного совета, единоличный исполнительный орган и члены коллегиального исполнительного органа, а также управляющая организация несут ответственность перед акционер­ным обществом за ущерб, причиненный ему в результате неиспол­нения или ненадлежащего исполнения ими своих функций, в пол­ном объеме по возмещению ущерба, причиненного акционерному обществу. От ответственности освобождаются члены наблюдательно­го совета и исполнительного органа, не принимавшие участия в го­лосовании или голосовавшие против решения, которое повлекло при­чинение обществу убытков.

Как уже отмечалось, в Узбекистане значительная часть акцио­нерных обществ создана на базе государственных предприятий в ре­зультате приватизации. На этих предприятиях определенная часть (как правило, 25 процентов) акций принадлежит государству.

Для обеспечения интересов государства, наиболее эффективного контроля и управления такими акционерными обществами соответ­ствующие пакеты принадлежащих государству акций могут быть пе­реданы в доверительное управление юридическим и физическим ли­цам. Другим способом контроля деятельности предприятий с госу­дарственной долей акций (где доля государства превышает 25 про­центов) является назначение по ним государственных поверенных.

Предприятия, государственные пакеты акций которых подлежат передаче в доверительное управление, определяются специальными решениями правительства Узбекистана. Государственные пакеты ак­ций, по которым отсутствуют правительственные решения, переда­ются в доверительное управление Госкомимуществом. Государствен­ные пакеты акций могут передаваться в доверительное управление юридическим и физическим лицам при условии, что эти лица обла­дают необходимым опытом работы в сфере маркетинга и менедж­мента.

Назначение доверительного управляющего и заключение с ним соответствующего договора о доверительном управлении от имени государства осуществляет Госкомимущество на основании решения правительства, самого Госкомимущества или созданной им конкур­сной комиссии. Передача государственного пакета производится на
основании заключенного договора доверительного управления по­средством перевода акций по поручению Госкомимущества на счет “депо” доверительного управляющего. Договор заключается, как правило, на срок до 5 лет. Стоимость пакета акций переданного в управление, учитывается на забалансовых счетах доверительного управляющего по номинальной стоимости. Им же производится и оплата услуг депозитария по хранению переданных акций. Довери­тельный управляющий государственным пакетом акций акционер­ного общества по должности является членом наблюдательного со­вета акционерного общества, не подлежит избранию или переизб­ранию общим собранием акционеров. Он также входит в состав пре­зидиума общего собрания акционеров. Доверительный управляющий имеет право осуществлять в отношении полученного в доверитель­ное управление государственного пакета акций все юридические и фактические действия в соответствии с законодательством и усло­виями договора, кроме отчуждения и использования его в качестве залога; использовать все свои полномочия в качестве члена наблю­дательного совета и участника общего собрания акционеров; в слу­чаях, предусмотренных законодательством, приобретения в собствен­ность акций, принадлежащих государству, переданных ему в дове­рительное управление, получать вознаграждение в соответствии с условиями договора.

Доверительный управляющий обязан представлять интересы го­сударства в данном акционерном обществе, осуществлять деятель­ность с целью повышения эффективности производства, курсовой стоимости и ликвидности акций, способствовать расширению ас­сортимента и улучшению качества выпускаемой продукции, требо­вать устранения нарушения интересов государства в отношении го­сударственного пакета акций, обеспечивать целевое использование дивидендов по принадлежащим государству акциям на реконструк­цию и техническое перевооружение управляемой акционерной ком­пании. При возникновении задолженности акционерного общества по обязательным платежам в бюджет, заработной плате, а также в случаях ухудшения финансово-хозяйственного положения предпри­ятия доверительный управляющий обязан потребовать созыва вне­очередного общего собрания акционеров с целью переизбрания со­става наблюдательного совета и исполнительного органа акционер­ного общества. Доверительный управляющий должен ежеквартально отчитываться о своей деятельности перед Госкомимуществом и Ми­нистерством финансов, которые осуществляют мониторинг за над­лежащим исполнением договоров доверительного управления и фи­нансово-хозяйственным состоянием предприятий.

Деятельность доверительного управляющего курируется Госком­имуществом, которое получает от последнего сведения и отчеты о
деятельности акционерной компании, предъявляет требования по исполнению условий договора, возмещению материального ущерба и упущенной выгоды в случае нарушений договора управления, если доверительным управляющим не будет доказано, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы. Со своей стороны Гос­комимущество обязано передать доверительному управляющему все документы и сведения, необходимые для выполнения обязанностей и осуществления прав по договору доверительного управления, ока­зывать содействие в управлении предприятием.

Государственные поверенные в акционерных обществах, занима­ющих ведущее положение в структуре экономики республики, пе­речень которых устанавливается решением правительства, назнача­ются Комиссией при Премьер-министре Республики Узбекистан по представлению Госкомимущества. В остальных акционерных об­ществах, где доля государственного имущества в уставном фонде превышает 25 процентов, государственные поверенные назначают­ся Коллегией Госкомимущества по предложениям Комплексов Ка­бинета Министров.

Функции государственного поверенного весьма схожи с функ­циями и задачами доверительного управляющего. Он является упол­номоченным государственным представителем на общем собрании акционеров и наблюдательном совете акционерного общества, по должности является членом наблюдательного совета, входит в со­став президиума общего собрания акционеров.

Государственные поверенные назначаются сроком на 5 лет из числа физических лиц, имеющих экономические знания и опыт работы в соответствующей сфере экономики. Их главными задачами являются:

Защита интересов государства, как акционера, обеспечение со­хранности и рационального использования государственного иму­щества в акционерных обществах;

оказание содействия в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, совершенствовании управления и маркетинга, пост- приватизационной поддержки;

Обеспечение целевого использования дивидендов по государствен­ному пакету акций на реконструкцию и техническое перевооружение предприятия и другие задачи, определяемые правительством;

Контроль осуществляемых мер по недопущению возникновения задолженности перед бюджетом и ухудшения экономического со­стояния предприятия;

Организация контроля за соблюдением акционерным обществом прав акционеров и законодательства о труде и другие.

Государственный поверенный не может быть представителем дру­гих акционеров в органах управления акционерного общества без согласия Кабинета Министров.

Еще по теме ГЛАВА 19. УПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ:

  1. ГЛАВА 16. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
  2. Глава V. Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации
  3. 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ современных АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ в россии
  4. § 2.4. Страхование ответственности членов органов управления хозяйственных обществ.
  5. Глава 6. Организация управления и деятельности хозяйственного общества
  6. § 1. Понятие и правовая природа корпоративных информационных правоотношений в деятельности хозяйственных обществ

Механизм создания, функционирования и управления акционерным обществом осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 25 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ). В соответствии с данным Законом акционерным обществом признается коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к акционерному обществу (далее – обществу). Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Открытым акционерным обществом является общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федерального законодательства. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества. Число акционеров открытого общества не ограничено. Минимальный размер уставного капитала открытого общества должен быть равен не менее чемтысячекратной сумме минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

Учредителями акционерного общества являются граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении. Число учредителей открытого общества не ограничено.

Учредительным документом акционерного общества являетсяустав , требования которого обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Органами управления акционерного общества являются общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества, который может быть коллективным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором), которые осуществляют руководство текущей деятельностью общества.

Высшим органом управления акционерным обществом являетсяобщее собрание акционеров. Годовое собрание акционеров проводится в сроки, установленные уставом общества, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года.

12. Управление закрытым акционерным обществом.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) – это общество, акции которого распределяются только среди его учредителей. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на выпуск акций. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами данного общества.

Учредительным документом закрытого акционерного общества являетсяустав, утвержденный учредителями. В нем должны содержаться сведения о категориях выпускаемых обществом акций, их номинальной стоимости и количестве, размере уставного капитала общества, правах акционеров, составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений.

Акция удостоверяет тот факт, что ее владелец, акционер, внес определенный вклад в капитал акционерной компании.

Закрытое акционерное общество отвечает по своим обязательствам, несет возможные убытки, рискует в ограниченных пределах, не превышающих стоимости принадлежащего ему пакета акций. В то же время акционерное общество не отвечает по имущественным обязательствам отдельных акционеров, принятых ими частным образом.

Закрытое акционерное общество отличается от открытогопо числу акционеров . В ОАО число акционеров не ограничено, а в закрытом – число участников не должно быть более 50. Если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50 человек, то в течение года АО должно преобразоваться в открытое акционерное общество. Другим отличием является порядок выпуска и размещения акций: в ОАО он носит публичный характер, а в ЗАО – ограниченный конкретными физическими и юридическими лицами.

13. Управление финансово-промышленными группами (на основе Федерального закона «О финансово-промышленных группах» от 27 октября 1995 г.)

Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Определение финансово-промышленной группы с течением времени трансформировалось, что было обусловлено теми задачами, которые должны были решать эти группы в изменяющейся экономической обстановке.

Основными организационно-правовыми формами, в которых реализовывалась концепция финансово-промышленных групп на первом этапе, были акционерные общества открытого типа и холдинги.

В настоящее время эти формы могут быть разнообразными, учитывающими финансовый, производственный и научный потенциал участников финансово-промышленной группы. При множественности вариантов организационно-правовых форм ФПГ основные из них заключаются в объединении участников групп вокруг:

    коммерческой организации, имеющей в качестве имущества одно или несколько промышленных предприятий;

    коммерческой организации, основным видом деятельности которой является торговля;

    коммерческого банка.

Помимо состава участников и характера, консолидирующего тип ФПГ, эти группы могут различаться:

    по формам производственно-хозяйственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);

    по отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые);

    по степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные);

    по масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, межгосударственные или транснациональные).

Если финансово-промышленная группа создается в виде основного и ряда дочерних обществ, то в роли центральной компании выступает основное общество. В этом случае дочерние общества – участники финансово-промышленной группы – находятся изначально в зависимости от центральной компании, поскольку она владеет пакетами их акций.

Если же финансово-промышленная группа создается на основе договора, заключаемого ее участниками как равноправными партнерами, тогда и центральная компания ФПГ учреждается как юридическое лицо на договорной основе.

Создание финансово-промышленных групп преследует главным образом, три цели. Во-первых, восстановление там, где это возможно, ранее существовавших технологических, кооперационных взаимосвязей с прежними партнерами для производства той или иной продукции. Во-вторых, установление таких связей с новыми партнерами на основе экономической целесообразности либо объединения усилий ряда производителей для расширения рынков сбыта товаров и услуг. В-третьих, привлечение инвестиций и целенаправленное их использование.

Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих финансово-промышленной группы, включающий представителей всех ее участников.

Направление участникам финансово-промышленной группы представителя в состав совета управляющих финансово-промышленной группы осуществляется решением компетентного органа управления участника финансово-промышленной группы.

Компетенция совета управляющих финансово-промышленной группы устанавливается договором о создании финансово-промышленной группы.

Закон, определяя совет управляющих как высший орган управления финансово-промышленной группы, не регламентирует вопросов его формирования, компетенции, организации деятельности, оставляя их на усмотрение участников группы. Предполагается, что все эти вопросы должны быть отражены в договоре о создании финансово-промышленной группы.

акционерный общество гражданский

Органом юридического лица является часть юридического лица, которая состоит из одного лица или группы лиц, действующих в пределах своей компетенции, установленной законом, иными правовыми актами и учредительными документами, образующая и изъявляющая вовне волю юридического лица.

В зависимости от способа формирования можно выделить избираемые и назначаемые органы. К избираемым органам относятся совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионная комиссия общества. Что касается исполнительных органов общества, то, анализируя формулировку ст. 69 Закона об АО, можно сделать вывод, что общее собрание акционеров (или совет директоров, если это отнесено уставом к его компетенции) вправе как назначать, так и выбирать членов коллегиального исполнительного органа и единоличный исполнительный орган.

Уязвимость данного классификационного критерия в том, что общее собрание акционеров не может быть отнесено ни к избираемым, ни к назначаемым органам. В общем собрании, как правило, принимают участие акционеры и их представители.

По числу входящих в них лиц, принимающих решения, выделяют единоличные и коллегиальные органы. Особенность единоличных органов проявляется в том, что они состоят из одного лица, которое самостоятельно (разумеется, в рамках его компетенции) принимает и (или) исполняет решение. Также единоличный орган всегда только физическое лицо. В акционерном обществе к единоличным органам относятся исполнительный орган и ревизор. Коллегиальный орган состоит из группы физических лиц, которые принимают решение коллективно путем совместного обсуждения согласно определенной в законе и учредительных документах процедуре. Как отмечается в литературе, отличительными особенностями коллегиального органа являются: в нем должно быть не менее двух членов, лица, входящие в состав коллегиальных органов, как правило, избираются. К коллегиальным органам относятся общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, ревизионная комиссия.

Органы управления осуществляют управление в правовых формах, т.е. именно они совершают от имени акционерного общества (а не предприятия) акты, которые имеют юридическое значение (принятие локальных актов, заключение договоров и т.п.). Д.В. Ломакин, правда, отмечает, что в некоторых случаях и органы управления могут осуществлять управление в неправовых формах. Речь идет о некоторых действиях исполнительных органов общества и совета директоров Ломакин Д.В. Акционерное правоотношение. М.: Статут. 2011. С.109 .

Органы управления акционерным обществом можно в свою очередь подразделить на высшие органы, органы общего руководства и исполнительные органы.

Согласно п. 1 ст. 47 Закона об АО высшим органом управления является общее собрание акционеров. Общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества (п. 1 ст. 64 Закона об АО).

От органов управления следует отличать контрольные органы. В российских акционерных обществах к контрольным органам относится ревизионная комиссия (ревизор) общества, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества (п. 1 ст. 85 Закона об АО).

На наш взгляд, ревизионную комиссию нужно относить к органам общества, так как она, являясь частью общества, оказывает влияние на процесс формирования воли юридического лица. В зависимости от того, обязательно ли их наличие в акционерном обществе, можно выделить обязательные органы и органы, создаваемые по усмотрению самого общества. К обязательным органам относится прежде всего общее собрание акционеров. Исключение составляют акционерные общества, в которых все акции принадлежат одному лицу. В данном случае общее собрание, естественно, отсутствует (так как сам термин "собрание" подразумевает наличие как минимум двух участников). В обществах с одним акционером решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания, принимаются этим акционером единолично (п. 3 ст. 47 Закона об АО).

В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций пятьдесят и более в обязательном порядке создается совет директоров (наблюдательный совет). В тех обществах, в которых число акционеров - владельцев голосующих акций меньше пятидесяти, совет директоров может не образовываться. В этом случае функции совета директоров осуществляет общее собрание акционеров.

В целом, характеризуя структуру органов управления акционерным обществом в России, можно выделить следующие особенности Долинская В.В., Васин И.А. О соотношении компетенции исполнительных органов акционерных обществ // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 7..

  • 1. В законодательстве четко распределяется компетенция между различными органами управления. Органы наделяются полномочиями для решения тех вопросов, которые не могут передаваться на решение другим органам общества (п. 2, 3 ст. 48, п. 2 ст. 65, п. 2 ст. 69 Закона об АО).
  • 2. Механизм принятия решений определяется не только законами и иными правовыми актами, но и внутренними документами общества. К ним относятся: устав, положение об общем собрании акционеров или его регламент, положение о совете директоров, положение об исполнительном органе и т.п.
  • 3. Факт участия в акционерном правоотношении различных участников требует обеспечения их права и интересов в процессе управления обществом. Защита интересов акционеров достигается путем законодательного закрепления их права в определенных случаях заявить о прекращении юридических отношений с акционерным обществом и потребовать выкупа принадлежащих им акций (ст. 72, п. 1 ст. 75 Закона об АО). В других случаях требования акционеров к обществу об оплате принадлежащих им акций или выделении доли имущества удовлетворению не подлежат.
  • 4. Велика роль законодательного регулирования управления. Закон об АО значительно развил краткие указания ГК РФ об управлении в акционерном обществе, где этому посвящена лишь ст. 103. В Законе об АО органам управления посвящены две главы (VII и VIII) общей совокупностью в 25 статей, а также отдельные фрагменты в большом количестве статей в других главах

Однако хотелось бы выделить и недостатки акционерного законодательства в части, посвященной органам управления.

В связи с созданием в акционерном обществе одновременно и совета директоров, и правления структура управления российскими акционерными обществами становится достаточно громоздкой. Возможным вариантом выхода из этой ситуации стал бы переход к двухзвенной системе управления, в таком случае вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров, могли бы быть переданы правлению как коллегиальному органу. При такой постановке система органов управления может быть представлена следующим образом: общее собрание акционеров (высший орган управления), исполнительные органы - единоличный исполнительный орган и правление (создается в обязательном порядке в обществах с числом акционеров - владельцев голосующих акций более пятидесяти). Полномочия единоличного исполнительного органа могут быть переданы управляющему (индивидуальному предпринимателю) или управляющей организации (коммерческой организации). Наблюдательный совет мог бы создаваться в качестве органа контроля за деятельностью исполнительных органов общества. В связи с этим термин "наблюдательный совет" не должен употребляться как тождественный термину "совет директоров". В отличие от этого другой контрольный орган - ревизионная комиссия контролирует финансово-хозяйственную деятельность общества.

Говоря о специфике каждого органа управления, отметить, что анализ норм Закона об АО дает возможность классифицировать собрания акционеров по двум признакам - периодичности проведения и форме проведения.

По признаку периодичности проведения общие собрания акционеров могут быть двух видов: годовое общее собрание и внеочередное общее собрание.

Российское акционерное законодательство устанавливает достаточно громоздкую систему управления и фактически у нас действуют два исполнительных органа: совет директоров (наблюдательный совет) и собственно исполнительные органы. Поэтому неудивительно, что исследователи вынуждены при анализе соответствующих положений законодательства различных государств сравнивать полномочия директоров и управляющих, с одной стороны, и совета директоров и исполнительных органов - с другой.

В том случае, если устав предусматривает наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, необходимо четко распределить компетенцию между ними. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа (абз. 2 п. 1 ст. 69 Закона об АО).

Решения, принятые правлением или дирекцией, отражаются в протоколе заседания соответствующего коллегиального исполнительного органа. Протокол заседания коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) предоставляется (по требованию): членам совета директоров (наблюдательного совета) общества (органа, которому подотчетны исполнительные органы общества), также ревизионной комиссии (ревизору) общества, аудитору общества, в компетенцию которых входит проверка финансово-хозяйственной деятельности общества.