Находившегося в бегах члена японской мафии якудза. Синехару Сираи, некогда возглавлявший одну из самых могущественных группировок - «Ямагути-гуми», скрывался от правосудия около 15 лет - он покинул Японию после того, как ему было предъявлено обвинение в убийстве другого мафиозо. К моменту ареста ему исполнилось 74 года. Разоблачить Сираи помогла случайность - местный житель сфотографировал на улице спину старика, полностью покрытую татуировками. Фотография попала в социальные сети и быстро стала вирусной. На нее обратили внимание сотрудники полиции Японии, которые и попросили тайских коллег найти и задержать этого человека.

Татуировки - один из важнейших внешних атрибутов японской мафии. Их сложный язык формировался на протяжении веков..

Услуга за услугу

В самой Японии вплоть до конца прошлого века мафия существовала фактически на легальных основаниях. Над штаб-квартирами большинства группировок до сих пор можно найти неоновые вывески, их адреса могут указываться в телефонных справочниках.

Жители страны узнают участников кланов по безупречным, на все пуговицы застегнутым костюмам (правда, часто весьма экзотических или как минимум броских расцветок), набриолиненным волосам (галантный поклон в адрес гангстеров Нью-Йорка). И пристрастию к большим машинам - в ходу у уходящего поколения якудза были американские Cadillac, а вот молодежь всё чаще пересаживается на представительские Mercedes.

Долгое время местные власти и правоохранительные органы закрывали глаза на деятельность якудза в обмен на мелкие услуги с их стороны, на финансовые пожертвования в адрес различных политических партий и готовность периодически выступать в роли информаторов.

Одну из главных услуг в истории современной Японии якудза оказали правительству в конце 1940-х годов. Незадолго до этого, в 1930-е, страну, как и США, накрыл экономический кризис. Сотни тысяч японцев оказались безработными. Люди нуждались в деньгах и, как это нередко случается именно в тяжелые времена, развлечениях. Пока власти опасались вступать в открытые конфликты с вышедшими на улицы гражданами, мафиози постепенно взяли под свой контроль почти всю индустрию развлечений - от игорных домов до кинотеатров.

Триумф мафии оказался недолгим - началась война, развлекательные заведения были разорены, а большинство бойцов якудза ушли на фронт, многие были убиты. В это же время японское правительство массово ввозило в страну корейцев и китайцев, которых использовали в качестве дешевой рабочей силы на заводах. Сразу после окончания войны, в 1946 году, в стране один за другим начали вспыхивать бунты «инородцев». И вот теперь уже само правительство вынуждено было обратиться с просьбой о защите к уцелевшим участникам раздробленных кланов якудза - гангстеры встали на защиту полицейских участков.

По самурайскому счету

Сами группировки начали формироваться в Японии еще в XVII веке в качестве своеобразного противовеса самураям - если ко вторым японские феодалы обращались в случае, когда нужно было вступить с врагом в открытый поединок, то якудза использовались для задач, где действовать нужно было тайком. При этом в якудза нередко попадали бывшие самураи, ронины. Отсюда и блестящее знание самурайской философии, и стремление у мафиози прошлых веков подражать самураям в виртуозном владении мечом и в манере одеваться.

В соответствии со знаменитым кодексом бусидо большинство якудза философски относились к смерти, должны были быть равнодушны к голоду, холоду и боли, исповедовали беспрекословную верность клану и готовность пожертвовать ради его интересов свободой или жизнью. А в случае серьезной провинности многие из них были готовы совершить сэппуку.

В той или иной степени следование самурайским принципам среди якудза сохранилось до сих пор. Правда, не обошлось и без влияния западных коллег - итальянской мафии и американских гангстеров. Современные группировки устроены по клановому принципу с жесткой иерархической системой, все участники которой живут по раз и навсегда установленным законам, беспрекословно подчиняясь главарю или боссу группировки. Те, в свою очередь, отвечают за «эффективный менеджмент» - например, переговоры с правоохранительными органами или властями.

Пересчитать по пальцам

Как и в большинстве закрытых обществ, ритуалы долгое время играли важное значение в жизни японских гангстеров. Для желающих вступить в ряды якудза существовал специальный обряд посвящения. Новичок сначала приносил клятву на изображении святого, предварительно смочив его собственной кровью, после чего выпивал вместе с главой клана особым образом приготовленное саке. Напиток, который символизирует кровь якудза, смешивали с солью и рыбьей чешуей - отпив по глотку, оба участника обменивались чашечками, чтобы «породниться».

А вот за попытку покинуть группировку, как и за провинности, многим приходилось расплачиваться увечьями. По старому обычаю в знак признания своей вины якудза должен отрубить себе фалангу пальца и передать обрубок главе клана. Если ошибка повторится, ему придется избавиться от второй фаланги, а потом перейти к следующему пальцу. Раньше это означало, что с каждой новой провинностью рука якудза всё меньше приспособлена для того, чтобы держать меч, а значит, он всё сильнее впадает в зависимость от главы клана.

Отсутствующая фаланга пальца стала второй приметой, по которой полицейские в Таиланде опознали в татуированном старике беглого якудза Синехару Сираи.

Впрочем, говорят, что сегодня войти в число якудза можно и минуя торжественные ритуалы, а при желании - относительно бескровно их покинуть. Единственное, что осталось практически неизменным, - это любовь гангстеров к татуировкам.

Между карпом и драконом

Сегодня эти сложные и красочные рисунки - предмет восхищения мастеров по всему миру. Однако появились они отнюдь не в эстетических целях. По одной из версий, нанесение татуировки на тело символизирует выход молодого якудза из-под контроля родителей (и, соответственно, переход под контроль «приемного отца»). По другой - обряд нанесения татуировки в древности использовался для того, чтобы проверить готовность новобранца к пыткам и физическим мучениям.

В любом случае со временем тату-культура развилась, и владение «языком татуировок» стало одним из базовых навыков любого участника клана якудза. При этом используются здесь традиционные для Японии образы - карп, лев, дракон, «золотой мальчик» Кинтаро или сакура. Использование того или иного образа может намекнуть на род занятий якудза. Например, «золотого мальчика» часто наносят те, кто занимается единоборствами, а лев может означать верного стража. Карп же почитается за свою силу, храбрость и неуклонное стремление к цели: качества, которые отличают настоящего борца или самурая.

Впрочем, несмотря на в общем-то довольно открытое существование гангстерских кланов, демонстрировать свои татуировки широкой публике среди якудза все-таки не принято - и возможно, опыт экс-главаря «Ямагути-гуми» их в этом только укрепит.

Друзья народа

Долгое время якудза старательно поддерживали добрососедские отношения не только с представителями власти, но и с жителями городов, оказавшихся под их контролем. На Новый год представители многих группировок одаривали маленьких «подопечных» сладостями и игрушками, и деньгами - взрослых. А руководители группировок не скупились на финансирование фильмов, в которых лишний раз подчеркивалось сходство между философией якудза и благородных самураев. Кроме того, правила якудза всегда поощряли наличие собственного легального бизнеса, занятие политикой, а также благотворительность.

В результате большая часть населения воспринимала якудза как местных Робин Гудов - представителей преступного мира, которые, впрочем, всегда готовы встать на защиту угнетенных.

Гангстеры этот образ пестовали. Они не только объединялись с нацией во время самых сложных испытаний - например, помогали пострадавшим после крупных землетрясений или мстили членам секты «Аум Синрике» за теракт в токийском метро, - но и следили за тем, чтобы к их действиям в этот момент было приковано внимание журналистов.

Тучи над якудза начали сгущаться в 1990-х годах, когда в Японии приняли антимафиозный закон, нарушивший привычное статус-кво. С середины 2000-х этот закон начали постепенно ужесточать, пока под окончательным запретом не оказались социальные выплаты участникам гангстерских кланов (до этого они могли претендовать, например, на пособие по безработице) и перевод на счета группировок любых средств от коммерческих фирм. Жители некоторых городов и вовсе отважились на открытые протесты против местных группировок. Многие из активистов за это поплатились жизнями, что народной любви гангстерам не добавляло.

Якудза (яп. ヤクザ или やくざ) , известные также как гокудо (яп. 極道 гокудо) — члены соперничающих между собой групп традиционной организованной преступности в Японии, а также общее название таких групп. В японской юридической терминологииякудза называют «борёкудан» («bōryokudan») , что и означает «силовая группировка». Это название сами якудза расценивают, как оскорбительное, так как оно может быть применено к любому типу криминала. Согласно книге рекордов Гиннесса в наши дниякудза являютcя самым значительным криминальным феноменом в мире.


В ходе своего создания якудза приняли традиционную японскую иерархическую структуру оябун-кобун («oyabun-kobun») , где кобун (子分, «приёмный ребёнок») обязан выказывать лояльность по отношению к оябуну (親分, «приёмный родитель») . В гораздо более позднем периоде был разработан кодекс «дзинги» («jingi», 仁義, кодекс «справедливости и долга») , где было закреплено, что верность и уважение являются образом жизни. Отношения оябун-кобун («oyabun-kobun») закрепляются церемониальным обменом чаркой сакэ. Этот ритуал не является особенностью мира якудза и обычно встречается в традиционной японской синтоистской свадьбе и, возможно, был частью побратимских отношений. Во время Второй мировой войны более традиционная форма организации тэкия/бакуто уменьшалась, т.к. всё население было мобилизовано для участия в военных действиях, а общество находилось под бдительным и строгим оком военного правительства.

Однако, после войны якудза снова воспрянули. Предположительно, якудза проникли во все сферы человеческой жизни в Японии. Наиболее романтические сказочки говорят, чтоякудза принимают сыновей, которых бросили или отослали от себя родители. Многиеякудза начинали свою «профессиональную» деятельность в средней или старшей школе как уличные бандиты или члены босозоку-банд (bōsōzoku). Некоторые головорезы-якудза фактически не особо умны, если не сказать умственно отсталы, но их принимают в кланы из-за хорошей физической подготовки. Возможно из-за того, что они изначально обладают более низким социальным статусом якудза часто становятся буракумин и этнические корейцы. Лидеры кланов якудза это, как правило, очень хитрые, жёсткие и интеллектуальные мужчины, т.к. чтобы подняться до высшего уровня в иерархии якудза, нужно быть весьма конкурентоспособным и бессовестным. Кланы якудза возглавляет оябун или кумитё (kumichō, 組長, «глава семьи»), который отдаёт приказы своим подчинённым-кобун. В связи с этим организация якудза является своеобразной вариацией традиционных японских отношений сэмпай-кохай. Члены банд якудза переносят семейные отношения в кланы в том смысле, что относятся друг к другу, как к отцу или как к старшим / младшим братьям.
В кланах якудза практически все члены это мужчины и женщин очень мало. Однако, если они есть, их принято называть «o-nee-san» (お姉さん, «старшая сестра»). Когда глава Ямагути-гуми в конце 90-х гг. был убит, его жена, хоть и на краткий срок, приняла бразды правления семьёй. Якудза имеют очень сложную структуру: существует самый главный босс синдиката - кумитё , сразу за которым идёт сайко комон («saiko komon», 最高顧問, «старший консультант») , а за ним - со-хонбутё («so-honbucho», «начальник штаба») .

На следующем уровне командования стоит вакагасира («wakagashira») , который управляет несколькими кланами в регионе, а непосредственно кланом при этом управляетсятэйгасира (shateigashira) . Связь каждого члена клана подчинена иерархии (sakazuki): на самой вершине находится кумитё и контролирует различных сайко-комон, которые в свою очередь контролируют своих собственных подчинённых в разных районах или городах. У сайко-комон существуют свои собственные подчинённые, включая боссов младшего уровня, консультантов, бухгалтеров и др. Те, кто получил имя от оябуна являются частью одной большой семьи и ранжируются от младших до старших братьев. Вместе с тем каждый кобун может выступать в качестве оябуна для более низкого по рангу клана, который также может стать основой для появления ещё более низкорангового подразделения. В Ямагути-гуми, которая управляет приблизительно 2500 фирмами и 500 кланами якудза, есть даже организации пятого ранга.

Юбицумэ (yubitsume) , или отрезание пальцев: согласно этой традиции после первого проступка нарушитель отрезает кончик мизинца с левой руки и вручает отрезанную часть своему боссу.
Иногда босс клана может выполнить этот ритуал и передать отрезанную часть пальца оябуну, когда, к примеру, хочет сберечь одного из членов своего клана от дальнейшей расправы. Происхождение этого обычая сводится к японской манере держать меч. Три нижних пальца каждой руки используются для того, чтобы крепко держать меч, при этом указательный и большой пальцы слегка расслаблены. Удаление фаланг пальцев, начиная с мизинца, постепенно ослабляет хватку на рукояти меча и идея наказания, таким образом, заключается в том, что человек со слабой хваткой способен только на оборону.

В последнее время появились протезы для кончиков пальцев, чтобы скрыть эту особенность, а когда британский мультфильм «Строитель Боб» («Bob the Builder») импортировали в Японию, то даже разрабатывались планы по дорисовыванию персонажам ещё одного пальца, дабы не пугать маленьких детишек. У многих якудза по всему телу расположены татуировки, которые известны как ирэдзуми («irezumi») . Ирэдзуми до сих пор часто накалываются вручную, когда краска вводится под кожу с помощью бамбуковых или стальных игл. Такая процедура мало того, что болезненна и весьма ощутимо бьёт по карману, она ещё и может занять не один год для воспроизведения всего рисунка. Отсиживая срок в тюрьме некоторые якудза увековечивают каждый год одной жемчужинкой…введённой под кожу пениса. А когдаякудза играют друг с другом в карты ойтё-кабу (Oicho-Kabu) , они частенько распахивают свои рубашки или завязывают их вокруг талии, демонстрируя таким образом друг другу свои татуировки. Это один из немногих случаев, когда якудза показывают свои татуировки «на людях», т.к. как правило узоры тщательно скрываются высоко застёгнутыми рубашками с длинными рукавами.

Другим известным церемониалом у якудза является совместное распитие сакэ - таким образом скрепляется братская клятва между отдельными якудза или целыми мафиозными кланами. К примеру, в августе 2005 г. Кэнъити Синода (Kenichi Shinoda) и Кадзуоси Кудо (Kazuyoshi Kudo) провели такую церемонию, скрепляя побратимство своих кланов - Ямагути-гуми и Кокусю-кай.зы.

История появления и развития якудза.

Первые исторические предпосылки их появления относят к хатамото-якко (hatamoto-yakko) или Кабуки-моно (Kabuki-mono) XVII столетия, которые являются производными классами от низшего ранга «хатамото» (hatamoto). Другие теории, предложенные самими членами якудза, отстаивают их происхождение от «мати-якко» (machi-yakko), защищавших деревни от хатамото-якко, которые пытались, невзирая на силу и подготовленность мати-якко, их грабить. Несмотря на свои недостатки мати-якко расценивались как народные герои на уровне того же Робин Гуда. Теория, предполагающая происхождение якудза от хатамото-якко, считает так из-за принятых ими странных стилей укладки волос и возмутительных одежд, каковые носили в эру Гэнроку во время представлений актёры театра Кабуки.

Несмотря на некоторые различия во мнениях, большинство исследователей сходится в том, что большинство событий, связанных с появлением якудза, относятся к периоду Эдо. Поскольку в то время клан Тоётоми Хидэёси уже не угрожал власти Токугава, то в стране воцарился мир и огромное количество солдат уже не требовалось для поддержания всеобщего порядка и они перебрались в замки своих даймё.
Из-за изоляции Японии и ограничения внешней торговли, её собственная торговля и сельское хозяйство значительно улучшились, что привело к накоплению власти внутри класса торговцев, а самураев поставило в зависимость от них - «зарплата» самураямвыплачивалась в виде натурального продукта - риса, который затем продавался на местных рынках. Последующие стихийные бедствия, голод и повышение налогов привели к дестабилизации положения в обществе, падению морали и общественному недовольству правительством. Тогда стали появляться такие личности, как ронины, сыгравшие немалую роль на исторической сцене Японии. Именно ронины перешли от простой кражи денег и насилия к охране деревень от разбойников и прочего нехорошего люда взамен за определённую плату, конечно же.

Современные якудза, однако, утверждают, что вышли именно из рядов мати-якко, опровергая происхождение из рядов хатамото-якко, т.к., видите ли они [хатамото-якко] связаны с воровством, чего честные современные якудза себе никак позволить не могут. В больших городах несколько таких групп часто существовали одновременно и, как следствие, боролись за территорию, деньги и влияние - совсем как многие современные банды, - игнорируя всяких гражданских лиц, по чистой случайности оказавшихся на линии огня. Опять таки, первопроходцем популярной темы якудза в японском кино и телевидении стал известный - в том числе и на Западе - фильм Акиры Куросавы «Yojimbo», в котором бродячий ронин настраивает друг против друга две группировки якудза и в конечном счёте разрушает их. На самом деле якудза получили понемногу и от мати-якко (например, некоторые методы защиты), и от Кабуки-моно (например, вычурная мода и язык).

Несмотря на некоторую определённость в точном происхождении якудза, большинство современных якудза проистекают из двух группировок, возникших в период Эдо: «тэкия» («tekiya»), которые в первую очередь торговали вразнос незаконными, крадеными или дрянными товарами; и «бакуто» («bakuto»), которые были связаны или участвовали напрямую в азартных играх. Тэкия («коробейники») считались одной из самых низших каст периода Эдо.

Когда они стали формировать собственные организации, они приняли на себя некоторые административные обязанности, как то торговля только в определённых районах (т.е. у каждого был свой участок) или защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских фестивалей тэкия открывали киоски, а некоторые члены группировки нанимались в качестве охраны. Каждый тэкия платил за аренду в обмен на киоск и защиту во время проведения фестиваля. Наконец правительство Эдо официально признало организации тэкия и предоставило их «служащим» («оябун», «oyabun») право на ношение фамилии и меча.

Это стало огромным шагов вперёд для торговцев, т.к. до этого момента только самураи и знать могли иметь при себе мечи. Бакуто («игроки») стояли гораздо ниже по социальной лестнице, нежели торговцы, т.к. азартные игры являлись незаконными (и, в общем-то, продолжают являться таковыми сейчас - на деньги, во всяком случае. Но и тут, впрочем, существует определённое количество уловок). Мелкие игорные дома множились в заброшенных храмах и святынях на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство из них могло предоставлять некоторую ссуду своим клиентам и держало собственную службу безопасности. Бакуто презирались всеми слоями общества в целом и большинство негатива, связанного с якудза, происходит именно от «игроков» и их занятий. Собственно, название «якудза» является самоназванием бакуто.

Из-за экономической ситуации в середине периода и преобладания купечества, развивающиеся группировки якудза состояли из неудачников, не могущих адаптироваться в обществе, и преступников, которые занимались вымогательством на местных рынках и продавали подделки или дрянные товары. Корни якудза всё ещё можно обнаружить в обрядах посвящения тэкия и бакуто. Несмотря на то, что современные якудза куда более разнообразны по области деятельности, многие из них всё ещё причисляют себя к одной или другой первоначальным группам. Например, якудза, чей первичный источник доходов составляют незаконные азартные игры, вполне могут считать себя бакуто.

Как только Япония вступила в эпоху урбанизации и индустриализации, появилась третья группа якудза, получившая название «гурэнтай» («gurentai», 愚連隊), причём это название было получено ещё до начала Второй мировой войны. Подпадают ли гурэнтай под традиционное понятие якудзаили нет, это ещё спорный вопрос, но они, вне всякого сомнения, породили группировки якудза другого рода, которые получили название «борёкудан» («bōryokudan») - «силовые группировки». Если вкратце, то гурэнтай - это банда недисциплинированных молодых головорезов, которые устраивают силовые «представления» за деньги. Т.е. воюют за тех, кто больше заплатит. Они часто участвовали в борьбе профсоюзов и других организаций рабочих, что поставило их намного ближе к традиционным японским силовым структурам подполья. В процессе милитаризации Японии некоторые из них стали представлять воинствующее крыло японской политики, известное, как «уёку» (右翼, «правое крыло»), или ультра-националисты.

В отличие от более традиционных якудза уёку не устанавливали своё влияние над какими-либо территориями - они учиняли насилие исключительно в политических целях. Самой известной группировкой уёку перед Второй мировой войной была Кокурю-кай (Kokuryū-kai, 黒龍会) - «Общество Чёрного дракона». Кокурю-кай была секретной ультра-националистической зонтичной организацией (такая организация поддерживает несколько других организаций, работающих в определенной области; или же такое учреждение является представителем объединения (союза) этих организаций и имеет собственное название), членами которой было множество правительственных чиновников и офицеров, а также множество мастеров боевых искусств и обитателей японского подполья, занимавшихся политическим терроризмом и убийствами. Также члены Кокурю-кай предоставляли услуги шпионажа для японских властей и занимались контрабандой, включая торговлю китайским опиумом, проституцией и азартными играми за рубежом - все эти области деятельности поставляли Кокурю-кай как денежные средства, так и информацию. они начали контролировать крупные морские порты и индустрию развлечений.
Самой большой зонтичной группировкой якудза стала Ямагути-гуми (Yamaguchi-gumi), появившаяся в регионе Кансай и владевшая крупной индустрией развлечений в Осаке и не менее крупными морскими портами в Кобэ. Оккупационные силы США пытались бороться с Ямагути-гуми и другими группировками, но напрасно, признав в итоге поражение в 1950 г. Постепенно якудза стали применять огнестрельное оружие и всё больше стали походить на классических западных гангстеров.

На данном этапе и тэкия, и бакуто не ограничивались своими традиционными отраслями деятельности и расширялись в любой области, которую находили выгодной. Гурэнтай в то же время приступили к принятию традиционных ролей тэкия и бакуто, что в итоге привело к столкновению между всеми тремя крупными группами якудза и борьбе за власть и престиж. В 1960-х гг. Ёсио Кодама (Yoshio Kodama), экс-националист, начал договариваться с различными группировками, первыми из которых стала Ямагути-гуми во главе с Казуо Таокой (Kazuo Taoka), Тосэй-кай (Tōsei-kai) во главе с Хисаюки Матии (Hisayuki Machii) и, в конечном счёте, с Инагава-кай (Inagawa-kai). Стычки между отдельными бандами, однако, продолжались.

Хотя корейцы составляют в Японии ничтожную часть (0, 5%) от общего количества жителей, они являются очень важной составляющей якудза, возможно, потому что корейцы страдают от жестокой дискриминации наряду с буракумин. От общей численности якудза корейцы составляют около 15%, а в начале 1990-х гг. 18 из 90 крупных начальников в группировке Инагава-кай были этническими корейцами. Национальное полицейское агентство Японии предполагает, что корейцы составляли около 10% от общего числа буракумин в Ямагути-гуми. Также корейцы входили в число борёкудан.

Значимость корейцев была неприкасаемым табу и одной из причин того, что японская версия «Якудза» (1986) Каплана (Kaplan) и Дубро (Dubro) не публиковалась вплоть до 1991 г., плюс из неё были вырезаны описания, к примеру, корейца из Ямагути-гуми. Хотя этнические корейцы, родившиеся уже в Японии, составляют существенную долю японского населения, их до сих пор считают иностранцами, просто проживающими в стране, из-за их национальности. Но корейцы, которые зачастую избегают заниматься законной торговлей, принимаются в кланы якудза именно по той причине, что соответствуют образу «изгоев» общества.

Человек, который проложил путь для японо-корейцев в японском обществе, был японо-корейский якудза, основавший Тосэй-кай (Tōsei-kai) - крёстный отец Хисаюки Матии. При рождении в 1923 г. он получил имя Чхон Квон Ён (Chong Gwon Yong) и постепенно стал крупным уличным бандитом, видящим в Японии множество возможностей. В итоге Матии удалось покорить эту страну, после чего он стал налаживать контакты с США, в частности, он сотрудничал с их контрразведкой, в которой оценили его стойкие анти-коммунистические убеждения. В то время, как японские якудза были брошены в тюрьму или находились под пристальным надзором со стороны оккупационных сил США, корейские якудза чувствовали себя вполне свободно и постепенно прибрали к руками самые прибыльные чёрные рынки. Но вместо того, чтобы конкурировать с японскими якудза, Матии заключил с ними союз и на протяжении всей своей подпольной карьеры оставался в близких отношениях с Кодамой и Таокой (см. выше).

В 1948 г. Матии создал свою группировку Тосэй-кай («Голос Восточного Ган») и вскоре прибрал к рукам район Гиндза. Тосэй-кай стала настолько мощной группировкой в Токио, что даже была известна как «полиция Гиндзы» и всесильному Таоке из Ямагути-гуми пришлось договариваться с Матии о том, чтобы его группировка продолжала действовать в пределах Токио. Огромная империя Матии включала в себя туризм, развлечения, бары и рестораны, проституцию и импорт нефти. Он и Кодама без посторонней помощи сделали себе состояние на инвестициях в недвижимость. Что ещё более важно, так это то, что Матии выступал посредником между корейским правительством и якудза, что позволило японскому криминалу заняться бизнесом (т.е. рэкетом) в Корее, которую терроризировали японцы в течение многих лет. Благодаря Матии, Корея для японских якудза стала вторым домом. Дабы ещё больше соответствовать роли скрепляющего раствора в отношениях преступного мира обоих стран, Матии было разрешено приобрести крупнейший паромный сервис, соединяющий Симоносэки (Япония) и Пусан (Южная Корея) и являющийся самым коротким маршрутом между двумя странами.

В середине 1960-х гг. давление со стороны полиции вынудило Матии официально распустить Тосэй-кай. В то время он даже сформировал две якобы законные организации: «Toa Sogo Kigyo» (Восточно-азиатская бизнес-компания) и «Toa Yuai Jigyo Kumiai» (Ассоциации дружественных организаций Восточной Азии), которые стали ширмой для ведения преступной деятельности. По широко распространённому мнению Матии способствовал похищению лидера корейской оппозиции Ким Дэ Чуна (Kim Dae Jung) из отеля в Токио. Предполагалось, что Ким должен был быть выброшен в море, связанным по рукам и ногам, с завязанными глазами и привязанным грузом, чтобы тело никогда не всплыло. Но внезапно казнь через утопление была отменена и Кима тайно доставили в гостиницу в окрестностях Сеула. Вмешательство американцев, как утверждается, тогда спасло ему жизнь. А дальнейшее полицейское расследование показало, что люди Матии снимали все другие номера на этом этаже гостиницы. Тем не менее, объявление в похищении людей Матии никогда предъявлено не было. Матии «ушёл на пенсию» в возрасте около 80 лет и с тех пор его частенько видели отдыхающим на Гавайях. Он скончался 14-го сентября 2002 г.
Кроме этого Токутаро Такаями был «кайтё» («kaicho») четвёртой банды якудза - Айдзукотэцу (Aizukotetsu). Он был этническим корейцем и пришёл к власти в качестве главы киотской банды, которой и управлял вплоть до «отставки» в конце 1990-х гг. Несмотря на всё вышеописанное, в современной Японии, точное происхождение якудза до сих пор остаётся предметом дискуссий.

Во-первых, якудза не какое-то там тайное общество, как их коллеги из итальянской мафии или китайских триад. Организации якудза очень часто имеют на входной двери деревянную дощечку с названием клана/семьи или эмблемой. Очень часто многие члены якудза носят яркие костюмы и солнцезащитные очки, поэтому они легко распознаются простыми жителями («катаги», «katagi»). Даже манера ходить выдаёт якудза из толпы: их высокомерная и размашистая походка заметно отличается от походки простых жителей, занятых своими обычными ежедневными делами. Или же, к примеру, якудза может одеться вполне скромно, но при этом при необходимости выставит часть татуировок напоказ, указывая свой род деятельности. Иногда якудза носят маленькие эмблемки на лацканах пиджаков, а одна семья якудза как-то даже издавала ежемесячный бюллетень с детальной информацией касательно сроков отсидки, свадеб, похорон, убийств членов семьи. Также в бюллетень входили стихи лидеров семьи.

До недавнего времени большинство доходов якудза поступало из торговых и развлекательных районов, а также кварталов красных фонарей, которые находились под защитой якудза от разного рода рэкетиров. Как правило, такие районы избегают связываться с полицией, предпочитая быть под «тёплым крылышком» якудза. Японские полицейские также в свою очередь отказываются вмешиваться во внутренние дела таких общин, как торговые ряды, школы/университеты, «ночные» районы и иже с ними. В этом смысле якудза всё ещё расцениваются, как полузаконные организации.

Например, после землетрясения в Кобэ местная штаб-квартира Ямагути-гуми быстро мобилизовалась, чтобы помочь местному населению бороться с последствиями землетрясения. Был даже пригнан вертолёт и событие в целом широко освещалось в СМИ в пику заторможенной реакции японского правительства. По этой причине многие якудза рассматривают свои доходы как своеобразный налоговый сбор. Якудза активно участвуют в секс-индустрии, занимаясь контрабандой порнографии из Европы и Америки, импортируя её в Японию. Также якудза контролируют крупные артели «ночных бабочек» по всей стране.

В Китае, где закон ограничивает количество детей в семье, а предпочтение традиционно отдаётся мальчикам, якудза могут покупать нежеланных девочек всего лишь за 5000$ и отправить их на работу в «мидзу сёбай» («mizu shōbai», «water trade»), т.е. в контролируемые якудза ночные бары, рестораны и клубы. Филиппины являются ещё одним источником молодых женщин. Якудза обманывают местных девочек из обедневших деревень, обещая им респектабельные рабочие места и хорошую зарплату в Японии. Но, разумеется, вместо вожделенных златых гор девочки быстро осваивают одну из древнейших профессий в мире, становясь проститутками и стриптизёршами. Причём часть девушек это вполне устраивает, т.к. они получают больше денег, чем могли когда-либо заработать на Филиппинах. Очень часто якудза занимаются специализированной японской формой вымогательства, известной, как «сокая» («sōkaiya», 総会屋). Сокая по сути является специализированной формой защиты от рэкета. Якудза не третируют малый бизнес, предпочитая запугивать акционеров крупных корпораций. Например, они пугают обычного держателя акций присутствием головорезов из своих кланов и получают право на участие в совещании и небольшой покупкой акций. Занимаются якудза и обычным шантажом, получая уличающую или компрометирующую лидеров или участников тех или иных компаний информацию. После того, как якудза закрепляются в той или иной компании, они становятся её защитниками, оберегая от воздействия внутренних скандалов на общественность.
А некоторые компании по-прежнему считают взятки частью своего ежегодного бюджета. Якудза оказывают сильное влияние на японскую профессиональную борьбу - «пурорэсу» («puroresu», от англ. «professional wrestling»). Их интерес в этом деле, разумеется, чисто финансовый. Якудза, в основном, поддерживают и продвигают своих бойцов, а также в ведении якудза находятся многие арены и стадионы, на которых проводятся состязания. Якудза также получают определённый процент от сборов. В целом считается, что якудза являются своеобразными покровителями борьбы и смешанных боевых искусств, и для борцов нет ничего необычного в том, чтобы обратиться за покровительством к тому или иному клану. Можно сказать, что ни одно из крупных мероприятий по борьбе в Японии не провалилось, потому что в них были заинтересованы якудза.

Пионер японской борьбы, Рикидозан (Rikidozan), был убит якудза, а бывший участник Мирового чемпионата по борьбе, Ёсихиро Тадзири (Yoshihiro Tajiri), отказался показывать «уловку якудзы», боясь, что станет мишенью для настоящих якудза. Профессионального борца Ёсиаки Фудзивару (Yoshiaki Fujiwara) частенько называли «кумитё» («kumicho», т.е. «крёстный отец») и он часто играл якудза в различных японских комедиях и драмах. Есть у якудза связи и на японском рынке недвижимости, и в банковском деле - в этом им способствуют «дзиагэя» («jiageya», 地上げ屋), которые специализируются на том, чтобы убедить владельцев малых форм недвижимости продать свою собственность, и обогащают таким образом компанию. За экономику «мыльного пузыря» 1980-х гг. также возлагают ответственность на спекулянтов с недвижимостью из банковских филиалов. После краха японской экономики в то время был убит менеджер главного банка в Нагое, в связи с чем было выражено предположение о связи банковских дельцов с преступным миром. Также, как известно, якудза вкладывают обширные инвестиции во вполне законные и крупные компании. В 1989 г. Сусуму Исии (Susumu Ishii), оябун Инагава-кай, купил акции Tokyo Kyuko Electric Railway на 255 млн. долларов. В принципе, кражи не считаются законной деятельностью якудза - все их действия как бы полуприкрыты, а кража является целиком и полностью тайным деянием. И, что более важно, такой акт со стороны якудза будет расценен, как злоупотребление отношением общества. Также фактически якудза не проводят действительные экономические операции самостоятельно. Основные бизнес-мероприятия, такие как мерчендайзинг, выдача займов, управление игорными домами и т.п., осуществляются не самими якудза, а теми, кто платит мафии за защиту своей деятельности.

Существует множество доказательств того, что якудза участвуют и в международных преступных операциях. Например, в азиатских тюрьмах по обвинению в торговле наркотиками или контрабанде оружия сейчас находится множество татуированных членов группировок якудза.
В 1997 г. один из доверенных членов якудза был задержан с четырьмя килограммами героина в Канаде. В 1999 г. спецслужбами было подслушано, как член итало-американского мафиозного клана Боннано (Bonnano), Микки Заффарано (Mickey Zaffarano), говорил о выгоде для обеих семей от торговли порнографией. Другим видом рэкета, которым не гнушаются якудза, является привлечение женщин других национальностей рас, в особенности это касается европеек, всеми возможными благами, которые им может дать Япония, а потом выставление их на панель. Из-за своего происхождения в качестве легитимной феодальной организации и связи с японской политической системой через «уёку» («uyoku», ультраправые силы), якудза в некотором роде являются влиятельной силой, обладающей определённой властью.

В начале 80-х гг. в Фукуоке разразилась война якудза, которую никак не удавалось взять под контроль и в результате несколько гражданских получили ранения. Тогда в дело вмешалась полиция и вынудила боссов обеих сторон официально объявить перемирие между кланами.

В различные времена общественность японских городов приступала к борьбе с якудза, которая шла с переменным успехом и увенчалась самыми разнообразными результатами. В марте 1995 г. японское правительство приняло законопроект под названием «Закон о предотвращении незаконной деятельности членов преступных группировок», который значительно усложнил жизнь традиционному рэкету. И наконец хочется привести краткие данные о пяти самых влиятельных кланах якудза.

Yamaguchi-gumi (六代目山口組, Rokudaime Yamaguchi-gumi)


Создан в 1915 г. и является самой крупной семьёй якудза с численностью свыше 39000 членов, разделённых на 750 мелких кланов, которые составляют около 45% от всех якудза в Японии. Несмотря на полицейские гонения, длящиеся уже свыше 10 лет, Ямагути-гуми продолжает расти. Штаб-квартира семьи находится в Кобэ, откуда осуществляется руководство преступной деятельностью по всей Японии. Также семья участвует в операциях в Азии и США. Синобу Цукаса (Shinobu Tsukasa), также известный как Кэнъити Синода (Kenichi Shinoda), является нынешним главой («оябун») Ямагути-гуми. Он является приверженцем экспансионистской политики и увеличивает число операций в Токио (который традиционно не входил в территорию Ямагути-гуми).

Sumiyoshi-rengo (住吉会), иногда называется как Sumiyoshi-kai (住吉会)
Сумиёси-рэнго это вторая самая крупная семья якудза, в которой состоит около 10000 членов в 177 кланах. Сумиёси-кай, как её иногда называют, является конфедерацией малых групп якудза. Её нынешним оябуном является Сигэо Нисигути (Shigeo Nishiguchi). По своей структуре Сумиёси-кай отличается от своего главного соперника, Ямагути-гуми. Цепь из нескольких кланов представляется более слабой и, хотя Нисигути является высшим оябуном, руководство семьёй вместе с ним делят несколько других членов Сумиёси-кай.
Инагава-кай - третья крупнейшая семья якудза в Японии, в неё входит 7400 членов, которые распределены по 133 кланам. Штаб-квартиры семьи расположены в Токио и Иокогаме, а сама Инагава-кай была одной из первых семей якудза, которые расширили область своего влияния за пределы Японии. Нынешний оябун семьи - Какудзи Инагава (Kakuji Inagawa).

Основанная в 1948 г. Хисаюки Матии, Тоа-кай быстро стала одной из самых влиятельных семей якудза в Токио но в маштабах всей якудза пока лишь пятая. Эта семья состоит из якудза корейского происхождения, а её численность составляет свыше 3000 человек, организованных в 6 кланов. Нынешний оябун семьи - Сатору Номура (Satoru Nomura).

Айзукотетсу-кай основана 1954г. в Киото, является четвертым по величине якудза организации Японии. Его название происходит от региона Айдзу, “Kotetsu”, типа японского меча, и суффикс “-кай”, или общества. Вместо того, чтобы автономно банды, Aizukotetsu-Кай Федерации около 100 различных групп Киото якудза, включающий оценкам 7.000 членов. В октябре 2005 года группа заключила союз с шестого Ямагути-гуми, крупнейшая банда якудза в Японии. В настоящее время ее оябуном является Митсуги Баба.

Inagawa-kaï (稲川会)

Toua Yuai Jigyo Kummiai (東亜友愛事業組合), иногда называется также Tōa-kai (東亜会)

Aizukotetsu-kai (六代目会津小鉄会)

Как и многие другие этнические преступные группировки образ якудза популярен в современной массовой культуре. Так в Японии и в мире очень известна серия фильмов о якузда с известным японским актёром Такэси Китано — “Брат якудзы ” и другие. Также вопрос о якудза рассматривался в аниме “Побочная история о якудза” и многих других известных аниме.

В любой стране существует преступность, это неизбежно. Где-то это разрозненные группировки, но есть и хорошо организованные структуры с жёсткой дисциплиной и иерархией. Многие, наверняка, слышали про колумбийскую мафию, про итальянскую Коза Ностра, но самой известной и значительной криминальной структурой является японская мафия или, как её ещё называют, Якудза.

Слово «якудза» (яп. ヤクザ или やくざ) имеет значение «полный ноль» или «никчёмный», то есть что-то ненужное, бесполезное. Это слово используется в японской карточной игре ойтё-кабу. Худшей комбинацией в этой игре является восьмёрка («я»), девятка («ку») и тройка («са»). Имея такую комбинацию карт, выиграть очень сложно и необходимо обладать большой удачей и везением, чтобы победить. Исходя из этого, слово «якудза» имело значение выдержки человека.

Также членов японской мафии в наши дни иногда называют «хати-кю-сан». Так на современном японском языке звучит «восемь-девять-три».

Из истории якудза

С начала 17 и до середины 19 века в якудза набирались люди низших сословий, то есть различные крестьяне, торговцы и ремесленники. Также в якудза попадали те, кто скрывался от власти или в силу тех или иных обстоятельств, потерявшие своё жильё и имущество. У якудза они всегда могли получить кров и работу.

Самураи, в мирное время не способные найти применение своим боевым навыкам, часто вступали в ряды полиции. Они называли членов якудзы выскочками, которые не почитают кодекс чести Бусидо. В силу этого между полицией и группировками якудзы часто происходили конфликты. Но такое противостояние было не повсеместно и в некоторых областях якудза и полиция могли даже сотрудничать.

Очень хорошо прослеживается развитие современных группировок якудза из двух групп, которые начали своё становление в 18 веке. Это были игроки (бакуто) и коробейники (тэкия).

Тэкия начинали своё развитие с торговли на рынках, где часто обманывали и обвешивали своих покупателей, за что могли пострадать. Поэтому они начинали объединяться в группировки и брать под контроль целые рынки. На подконтрольной им территории они обеспечивали порядок, распределяли торговые места, нанимали охрану и ловили карманников.

Организация бакуто была создана правительством для развлечения рабочих, которые строили государственные объекты. Кроме того, за игрой рабочие проигрывали значительную часть своей зарплаты, которая благополучно возвращалась в казну. Часто члены бакуто совершали преступления. Узнать бакуто можно было по татуировкам, которые в том числе были и испытанием силы воли, ведь на то, чтобы наколоть цветную татуировку на всю спину, уходило более 100 часов. При этом боль была адская.

Членам бакуто принадлежит и другая традиция, которая сохранилась до наших дней. Это так называемый обряд отрезания фаланги пальца («юбицумэ»). Юбицумэ совершал бакуто с помощью танто или молотка за совершённую им провинность. Отрезание фаланги пальца символизировало то, что без фаланги уже нельзя также твёрдо держать в руках меч или карты. За следующие преступления бакуто могли либо отрезать следующую фалангу, либо вовсе выгнать из группировки.

Да и собственно сам термин «якудза» пришёл именно из сословия бакуто, которые играли в ойтё-кабу.

Позже организациям тэкия и бакуто пришлось объединиться, так как начались реформы и борьба с азартными играми, в то время как мелкая и средняя торговля переживали расцвет. Приходилось приспосабливаться к новым реалиям жизни.

В это же время якудза стали наращивать взаимосвязи с политиками. Они научились применять свои таланты, обманывая, шантажируя, подкупая избирателей. Иногда даже приходилось запугивать или убивать, ради достижения поставленных целей. За свои услуги якудза получали относительную свободу действий от политиков, которым они помогали.

Становление современных якудза

Когда началась вторая мировая война, часть членов якудза забрали в армию, а других посадили в тюрьму. Как это часто бывает, из-за вооружённых действий начался дефицит товаров, что в свою очередь привело к появлению чёрного рынка и современных якудза бандитов или «гурэнтай».

Гурэнтай сделали выводы из действий своих предшественников и постепенно взяли под контроль всю страну, тем более, что чёрный рынок уже был им подвластен. По большому счёту им никто не мог противостоять, ведь американцы уничтожили японскую верхушку или взяли их под стражу. В итоге, в 1950 году, можно сказать, американцы признали своё поражение от якудзы и заявили, что больше не могут защитить обычных японцев от гурэнтай.

Примерно в это же время сложился современный образ якудза. Японские мафиози хотели быть похожими на гангстеров из американских фильмов и стали носить тёмные очки, чёрные костюмы с белыми рубашками и галстуками. Самурайские мечи ушли в прошлое, а им на смену пришли ножи и пистолеты.

Начались войны за раздел сферы влияния между группировками. В этих войнах доставалось и мирным гражданам. К 1963 году численность якудза достигла 184 тысяч из 5200 группировок, что превышало численность японских Сил Самообороны.

В сложившейся ситуации был необходим человек, способный навести порядок в стране. И такой человек нашёлся, им оказался Кодама Ёсио, который во время войны был советником премьер-министра и контр-адмиралом. Он был заключён американцами в тюрьму, где и начал с ними сотрудничать. Для начала он примирил американцев с якудза. После чего стал посредником между крупнейшими кланами, с целью их объединения. Благодаря усилиям Кодамы, система кланов якудза приняла современный вид.

Основой иерархической структуры якудза является принцип традиционный для Японии: «отец — дети» и «старшие братья — младшие братья». Глава клана зовётся шефом («оябун») или старшим начальником («кумитё»). Ему подвластны все остальные члены синдиката.

Следующей ступенью в иерархии расположился старший советник («сайко комон»), глава штаб-квартиры («со-хомбутё»), помощник шефа («фуку-хомбутё»), заместитель («вакагасира»). Они руководят определённым количеством человек и их влияние определяется собственно этим самым количеством. В случае гибели кумитё, его место занимает один из его подчинённых.

Советники («комон»), секретари («кумитё хисё»), консультанты («сингиин»), бухгалтеры («кайкэй») - все они также подчиняются кумитё.

Каждая банда состоит из старших бригадиров сятэй («младшие братья»), младших бригадиров вакасю («юнцы») и обычных якудза. Их численность, как правило, составляет от 20 до 200 человек. В свою очередь клан может состоять из десятков тысяч членов. Такому клану могут быть подвластны несколько городов.


Встречаются банды, не принадлежащие к кланам, но их очень мало, так как вся территория уже поделена. А одиночке здесь вообще не выжить.

Ритуалы, знаки и традиции якудза

Уже несколько столетий якудза используют обширные татуировки, как знак отличия и часто, как принадлежность к какой-либо группе или клану. Этим же они обозначают своё положение в группе.

Изначально, когда ремесленники и крестьяне вступали в якудза, они получали новые звучные имена, например, Девять драконов или Тигр и журавль. Затем соответствующие изображения наносились им на спину или на грудь и дополнялись различными узорами. В итоге, очень часто получалось, что татуировка покрывает всё тело якудза.

И в наши дни в Японии татуировка в первую очередь ассоциируется с якудза. Однако, на самом деле это стереотип, потому что после официального запрета якудза, многие из них стараются не отличаться от окружающих.

О другом обряде уже упоминалось выше. Это, так называемый ритуал юбицумэ, то есть отрубание пальца за провинность. Сегодня старые якудза, у которых отсутствует несколько пальцев, стараются скрыть это с помощью протезов.

Ещё одним видом наказания является сэппуку или по-другому ритуальное убийство путём вспарывания живота. Cэппуку было более популярно среди самураев, однако, иногда его совершали и якудза.

Принципы и убеждения якудза

, а также за традиционные семейные ценности.

У якудза существует разделение на якудза и простаков («катаги»), то есть тех, кто к ним не относится. Убивать катаги не разрешается, так как якудза придерживаются кодекса чести самураев. Сделать это можно лишь в том случае, если катаги угрожает деятельности клана. Однако, всё остальное (шантаж, изнасилование, рэкет) разрешается.

Естественно, что других якудза убивать разрешается. Иногда, в период , ими могут использоваться киллеры-камикадзе («тэпподама»).

Якудза не доверяют женщинам и уверены, что они должны заботиться о домашнем очаге. Именно поэтому в ряды якудза жещин не принимают. Якудза уважают лишь жён главы клана и называют их «старшие сёстры» (анэ-сан). В некоторых случаях, когда кумитё в больнице или в тюрьме, с ними даже могут советоваться. А с остальными женщинами обращаются, как с подстилками.

Собственная честь и честь клана — это самое главное для любого якудза. Поэтому якудза не переносят, когда их унижают и оскорбляют. Также они почти никогда не признают своих ошибок и не извиняются.

У якудза принято поддерживать и помогать друг другу. В случае, если один из членов группировки попал в тюрьму, ему всячески пытаются помочь выбраться оттуда. А прикрыть «коллегу» почитают, как большую доблесть.

Современная жизнь якудза

Членов якудза можно встретить в Японии повсеместно, однако, иностранцам опознать их сложно, так как очень часто они выглядят, как обычные бизнесмены. Японская мафия проникла почти во все сферы жизни, в том числе и финансовые рынки. Кроме того, у них есть свои люди в политике.

Не бросила японская мафия и свои традиционные сферы деятельности, такие как наркоторговля, незаконный игорный бизнес, контроль за проституцией и «крышевание». Не брезгуют они и различными видами шантажа. Для этого у них есть специалисты по корпоративному шантажу («сокайя»). Кроме того, якудза отлично управляется с операциями по недвижимости и строительством, что приносит им неплохие доходы.

Как правило, головные офисы или штаб-квартиры якудза располагаются в престижных районах. Японская мафия может чувствовать себя спокойно, так как она имеет связи с чиновниками и часто с полицией. Кроме того, полиции сложно взять под стражу всю группировку якудза, потому как вину за совершённое преступление, по негласному правилу, берёт на себя один из членов бандформирования.

Издавна якудза сотрудничает с преступными группировками корейцев и китайцев, как правило, это сотрудничество в сфере наркоторговли. Однако, иногда сотрудничество перерастает в разборки и столкновения.

В 1992 году правительство Японии приняло меры по борьбе с членами преступных группировок. Кроме всего прочего, принятый акт запретил один из главных видов деятельности якудза, а именно "защитный рэкет". Этот закон вызвал море негодования якудза, их семей, а также всех тех, кто имел с ними тесные контакты (отдельные политики, юристы и другие).

Но, несмотря на протесты, правительство не пошло на уступки. Общественность также поддержала принятые меры правительства. Так, теперь в некоторые заведения не пускают людей с татуировками.

Но этот закон оказался куда меньшим злом, по сравнению с экономическим кризисом, начавшимся в стране в начале 90-ых годов. Из-за него многие кланы понесли огромные потери, в результате чего даже пришлось уволить часть сотрудников низшего сословия.

Однако в целом, пока существует теневой бизнес, искоренить якудза полностью почти невозможно.


  • Добавлено: 18.02.2012
  • Просмотров: 157499
  • Теги:

Кто не слышал о знаменитых японских бандитских группировках — якудза? Благодаря все тем же японским видеомагнитофонам, в начале 90-х мальчишки с упоением просматривали в видеосалонах зарубежные боевики с татуированными самураями современности, мечом и пистолетом прокладывающих себе путь к вершине иерархической клановой пирамиды.

Стоит отметить, что достаточную известность за пределами Японии якудза получили благодаря своей отличительной особенности ведения дел — кланы не пытаются находиться в тени, тщательно конспирируя имена своих главарей, как это делает итальянская мафия или скрывая расположение своих штаб-квартир и корпоративных угодий, что больше пристало группировкам Центральной Америки. Большинство могучих бандформирований в стране восходящего Солнца находятся на виду, под пристальным вниманием полицейских структур, но при этом они имеют значительное долевое участие в общественно-социальной жизни страны, оказывают влияние на фондовый рынок, владеют ценными бумагами и контролируют деятельность крупных корпораций и правительственных структур. Давайте обратим внимание на некоторые удивительные особенности этого необычного феномена криминального мира — якудза.

Диплом якудза

Вы будете удивлены, но если произвести своеобразный конкурс между представителями всех крупнейших преступных группировок мира, то бандиты якудза окажутся самыми образованными. Ещё бы! Ведь руководство самых значимых японских кланов внедряет специальную образовательную программу для своих “сотрудников”. Знания государственных законов и социальных норм, по мнению боссов мафии, сумеет предотвратить рядовых членов организации от ненужного попадания в поле зрения правоохранителей, избавит синдикаты от лишних трат и позволит не отвлекаться от серьезных дел. Так как принадлежность к мафии при совершении преступлений является отягчающим обстоятельством, то стремление уберечь рядовой состав от попадания в неприятности с законом из-за совершения “несанкционированных” преступлений стало в последнее десятилетие для якудзы одним из приоритетов. Настолько, что, например, самый могущественный клан из всех существующих в Японии — Ямагути, внедрил проведение регулярных экзаменов по “предметам” государственного права и норм морали!

12-страничные анкеты содержат вопросы о том, как грамотно украсть автомобиль и не попастся при даче взятки, как избежать налоговых штрафов или не угодить в полицейский участок за не к месту выброшенный мусор. Так что стоит обратить внимание на уровень социального развития в стране восходящего Солнца, где последний бандюган изучает юриспруденцию! Так что если вы твердо настроились когда-нибудь пополнить ряды влиятельнейших восточных синдикатов, нанесением традиционных цветных татуировок по всему телу вам не обойтись — сперва не помешает получить диплом юриста Осакского Императорского Университета. Ваши новые “работодатели” оценят.

Гоп-стоп, мы принесли из-за угла…

Во все времена якудза отличались жестокостью и категоризмом, преследуя цели возвышения своей “семьи”, повышение её благосостояния и веса, согласно кодексу.

И хотя есть все основания считать деятельность японских кланов кровавой, преступной и крайне противозаконной, им, оказывается, не чужды гуманность и человеколюбие — достоверно известно, что при устранении последствий землетрясения в Кобе (1995), где у крупнейшего в Японии преступного синдиката Ямагути-гуми находится штаб-квартира, и ликвидации бедствий от цунами (2011) местная организованная преступность одна среди первых организовала поставку гуманитарных грузов и спасение пострадавших от стихии. Остается только догадываться, в чем причина такой высокой социальной ответственности мафиозных боссов — возможно это простой имиджевый ход и желание усилить свою популярность среди населения на фоне непрекращающегося противостояния банд и государства, а возможно всё дело в искреннем сочувствии к самым незащищенным слоям населения, являющимся основным поставщиком новых рекрутов для пресловутой якудза. Тем не менее, факты на лицо — в то время, когда государственная машина демонстрирует свою нерасторопность в трагических для страны ситуациях, мафия является порой единственной надеждой для тех, к кому природа не проявила достаточно милосердия. Подобные благородные действия кланов регламентированы “кодексом чести” (дзинги) и имеют устойчивое определение — “нинкье”.

Меч калибра 9 мм

Якудза, терроризирующие Японию с семнадцатого века и по сегодняшний день можно считать наследниками самураев — настолько близка их система патриархальной подчиненности, клановой преданности и привязанность к традиционному холодному оружию древности — самурайским мечам. Заколоть неугодного “семье” гражданина — визитная карточка визита якудза. Не единичные случаи расправы над современными политиками и бизнесменами произведены с использованием самурайской катаны — как эффектное назидание несговорчивым чиновникам и зарвавшимся конкурентам. Однако, если вы думаете, что могущественным японским бандитам присуща исключительная консервативность, то вы заблуждаетесь — ребята выпускают и обслуживают собственные сайты, участвуют в производстве и распространении порно-контента в интернете и даже издают свой собственный корпоративный журнал!

Более того, все эти новоявленные политические веяния, заставляющие мало-мальски значимую социальную группу создавать свою партию в органах правительства не могли пройти мимо внимания якудзы и на сегодняшний день большая часть правящей элиты Японии находится на дотациях преступного мира, усердно защищая интересы своих кураторов и оберегая их от посягательств блюстителей порядка. Такая тенденция — прямое наследие всего политического строя страны в последние полвека, где лидер правящей партии в 1971-м году даже помог освободиться из под стражи криминальному боссу, осужденному за убийство. Хотя нужно отдать японцам должное — для того, чтобы вывести на чистую воду весь связанный с якудза депутатский корпус всех политиков достаточно разок сводить в баню! Обилие колоритных цветных татуировок сразу бы расставило все точки в подобном вопросе, являясь красноречивым аналогом явки с повинной. Видимо предугадав столь коварный ход со стороны правительственных агентов, мэр Осаки в своё время подписал указ, запрещающий государственным служащим ношение татуировок под страхом увольнения.

Сколько пальцев на руке?

Кому нужна достойная идея для старт-апа? Пожалуйста — открыть в Японии клинику по трансплантации пальцев руки. Или хотя бы их протезирования с использованием реалистичных муляжей. Уверяем вас — спрос опережает предложение. Связан он с традицией у якудза наказывать своих провинившихся соратников, принуждая их к несложной процедуре избавления от фаланги пальцев в знак признания и искупления своей вины. Вот только обществом такие отметины не приветствуются и потерянный отнюдь не в бою за дело процветания синдиката палец является отметиной позора для близких и причиной ненужного внимания со стороны полиции. И хотя процедура отрезания конечностей предоставляет некоторую возможность отточить своё мастерство владения холодным оружием, наскоро лишившийся своего кровного член банды попытается всячески замаскировать свою потерю перед близким окружениям, несомненно прибегнув к услугам современной транспланталогии. Наверное поэтому такой мощный толчок развития получили в Японии технологий печати живых органов на 3D-принтерах!

Мафия и соцгарантии

Кстати, развивать свой маленький бизнес в Японии можно не опасаясь сколь-нибудь серьёзных наездов со стороны могущественных якудза. Те считают третирование малого и среднего бизнеса недостойным делом. Куда заманчивей внедрить агента в управляющий комитет крупной компании, “накопать” соответствующего компромата или создать прецедент для дискредитации какого-либо его члена, а затем методом шантажа вымогать крупные суммы денег или лоббировать свои интересы в вопросах производственного характера — ведь вопросы трудоустройства и выхода на государственную пенсию рядовых членов банды тоже забота высоких боссов, от которой они, как порядочные люди, вовсе не отказываются!

Японская мафия выросла из вольных самураев – ронинов. Традиции занимают важное место в синдикате. Поэтому тому, кто решил стать якудзой, в первую очередь нужно пройти обряд инициации.

Инициация


Собирается вся банда. Посвящаемый «кобун» (младший) садится напротив своего покровителя «оябуна» (старший). Дальше наступает время «сакатзуки гото» – совместного распития саке. Каждому наливают по его статусу – новичок получает меньше всего, чаша его будущего главаря наполняется до краев. Во время обряда новичок разрывает связь с родителями и становится членом семьи якудза. Псевдосемейные отношения у японской мафии не простой звук, члены клана как братья, а оябуна — их отец и защитник.

Юбитсуме

На рассвете якудзы в инициацию входил обряд юбитсуме — отрезание фаланг пальцев. Таким образом новичок демонстрировал искреннюю преданность своей будущей семье. Впоследствии, юбитсуме убрали из посвящения и сделали наказанием за провинность перед синдикатом. Сегодня отрезанный палец в Японии – символ позора или бывшей принадлежности к криминальным группировкам. На этой почве в Японии процветает спрос на искусственные фаланги.

Экзамены


Чтобы стать членом японского криминала одного умения пить саке недостаточно. Нынче за якудзой открылась большая охота со стороны государства, а значит нужно быть хорошо образованным в юридической сфере, чтобы не попасться и не утащить с собой всю банду. В 2009 году организация Ямагути-гуми ввела обязательный экзамен для своих членов. Помимо юриспруденции в нем есть самые разные вопросы по преступной практике. Начиная с того, как воровать транспорт, до проблем сбыта производственных отходов.

Татуировки

Якудза – не якудза без собственной татуировки. Это его паспорт, без которого путь в криминальный мир заказан. Рисунок может полностью покрывать тело, и если вы умеете правильно его читать, то можете узнать о его хозяине все – принадлежность к преступному клану, положение, историю преступлений, даже характер. Причем здесь члены мафии легких путей не ищут – рисунок наносят самым больным методом, называемым «ирэдзуми» – ручным введением чернил под кожу. Такая татуировка служит символом храбрости и в последнее время стала популярна среди простых обывателей – жив еще в японцах самурайский дух.

Техника Сокайя

Если новичку удалось пройти все испытания, то за этим следует изучение криминальных практик. Одна из самых распространенных техник «выкачивания денег» — Сокайя. Мафиози покупает часть акций компании, внедряется в совет директоров, а дальше начинает копать под главного босса. Компрометирующая информация может быть сугубо личной. Страх быть опозоренным – уязвимое место японцев. Ну а дальше начинаются торги – «заплатите, или ваши тайные увлечения станут достоянием общественности». Если жертва клюнула, то она так и останется на крючке.

Ямагути-гуми синпо

Надо отдать японской мафии должное – живя традициями, они постоянно находятся в тренде сегодняшнего дня. Например, в 2013 году упомянутая Ямагути-гуми запустила корпоративный журнал Ямагути-гуми синпо, который распространяется среди членов группировки. По сообщениям агентства France-Presse, цель издания – сплотить семью, рассказать о тяжелых временах японского криминала и поговорить о насущных проблемах – рыбалке и настольных играх го и сеги. В начале апреля Ямагути сделали себе собственный сайт. Портал синдиката должен изменить негативное отношение к якудза в Японии, сделать ребрендинг банды. «Мы не антисоциальная сила», — передает позицию сайта Times.