В музее им. И. Н. Крамского 13 декабря открылась выставка «Юрий Купер. Иллюстрации к трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Юрий Купер – один из самых известных современных художников, его работы хранятся в известных музеях мира – от Третьяковской галереи до музея Метрополитен в Нью-Йорке.

В центре экспозиции представлена книга «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина, иллюстрированная Юрием Купером. В коллекции музея хранится один из пятидесяти экземпляров этого уникального произведения – «книга художника». Её форма традиционна для этого жанра – книга состоит из отдельных листов, которые сложены в специальную папку-футляр. От начала до конца художник является автором создаваемой книги, прорабатывая не только содержание и иллюстрации, но и все остальные элементы листа. При этом текст книги становится лишь одной из составляющих комплексного художественного сообщения.

В музее рассказали, что специфика работ не позволяет экспонировать «книгу художника» Юрия Купера в открытом доступе посетителям музея, увидеть внутреннее авторское оформление и оригинальные литографии, каждая из которых представляет самостоятельное произведение искусства и подписана художником. Для выставочного проекта были сделаны компьютерные копии, которые очень необычно оформлены, как будто встроены в затуманенное стекло. Однако на выставке представлены и несколько оригинальных литографий Юрия Купера из книги иллюстраций к трагедии Пушкина.

На выставке представлены 17 иллюстраций Юрия Купера. На них зритель не увидит очевидных сюжетов и главных героев трагедии Пушкина. Как рассказала заведующая экспозиционным отделом музея Ольга Рябчикова, проходят иллюстрации к иллюстрации вместе с художником, можно почувствовать историю приближения к поэту, уловить дух времени, в котором он творил.
Практически до самого открытия не было известно, сможет ли приехать Юрий Купер в Воронеж. Однако 77-летний художник решил лично представить свои работы в музее им. И. Н. Крамского. Юрий Купер рассказал, что работал над иллюстрациями к «Моцарту и Сальери» около года, а вдохновило на их создание посещение музея-заповедника «Михайловское», где Пушкин работал над «Маленькими трагедиями».

— Что касается иллюстраций, как, впрочем, и других форм в театре и кино, мы живем во времена такого шлягера, то есть эпатажа, когда режиссер, иллюстратор совершенно без чуткости влезает в поэзию, пьесу и находит возможность интерпретировать ее, как ему хочется, — сказал на открытии Юрий Леонидович. – Для меня самым важным в иллюстрации всегда было место действия. Но, в трагедии «Моцарт и Сальери» место действия – это Зальцбург, корчма. Персонажей в основном двое и слепой скрипач. Если я буду рисовать улицы Зальцбурга, эту корчму, два сидящих персонажа, то это будет не достойно поэзии Пушкина. Когда я думал, что мне делать с этими иллюстрациями, я поехал в «Михайловское». И был поражен предметами, которые там представлены. Я себя почувствовал детективом на месте преступления. Я увидел бокал, из которого был отравлен Моцарт, кусок ткани, перо… Я решил иллюстрировать поэзию Пушкина через предметность и гобеленность.

Иллюстрации выполнены в технике литографии. Художник рассказал, что делал многослойные изображения, которые давали богатство фактур. Произведения Юрия Купера сложно перепутать с работами других авторов благодаря его особенному, узнаваемому стилю. На его картинах, иллюстрациях все предметы подернуты дымкой, то есть сфумато.

— Эта дымка из моего детства, из пыльного коридора в коммунальной квартире. Он никогда не ремонтировался, в нём светила маленькая лампочка и все предметы сквозь пыль казались фантастическими, — рассказал Юрий Купер.

И хотя выставка открывалась в будний день, на третьем этаже музея был многолюдно. Посмотреть работы Юрия Купера пришли его воронежские коллеги, студенты академии искусств.

— Ещё до открытия я посмотрел всю экспозицию. В работах Юрия Купера читается, что автор признался в любви и Моцарту, и Пушкину, — отметил на открытии воронежский художник Алексей Загородных. – Иллюстрации не буквальны, но каждая работа здесь наполнена предощущением. У каждого зрителя есть свой жизненный опыт, и посетитель будет по-своему воспринимать изображенные предметы. Меня очень тронуло перо. Перо, которым Моцарт писал ноты, Пушкин писал трагедию, а кто-то из злопыхателей – доносы. И все это сошлось в иллюстрациях.

Юрия Купера многое связывает с Воронежем. В 2012 году была закончена реставрация воронежского драмтеатра им. А. В. Кольцова, интерьеры которого проектировал Купер. В 2013 году в музее им. И. Н. Крамского была персональная выставка художника. В 2015 году вышел роман Юрия Купера «сфумато», презентация книги прошла в книжном клубе «Петровский».

— Я горд тем, что притащил Купера в Воронеж, — сказал на открытии художественный руководитель драмтеатра Владимир Петров. – Я рад, что он согласился делать со мной проект реставрации театра, несмотря на свою его занятость, углубленность во многие сферы художественной деятельности. Эстетика Юрия Леонидовича мне очень близка. Это человек, который может стоять в Петербурге возле обваливающейся стены и восторгаться тем, как там кусок отломился. Это очень греет, потому что он не парадный художник. Но сам он по натуре человек-праздник, имеющий огромное количество друзей, который способен встать утром и написать стихотворение. У него такое жизнелюбие, которое никак не сочетается со сфумато – сквозным образом его работ.

Выставка «Юрий Купер. Иллюстрации к трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» будет работать до 14 января 2018 года. Стоимость входного билета – 50 рублей.

ПОЛЕЗНОЕ

Совет Юрия Купера начинающим иллюстраторам

— В иллюстрации важно стараться внедряться в текст автора очень тактично и особенно не самовыражаться, а думать об авторе. Сейчас питерское издательство «Редкая книга» предложило мне проиллюстрировать Экклезиаст (раздел Ветхого Завета). Что там можно проиллюстрировать, если там сплошные сентенции, что можно внести в эту божественную книгу? Главное ощущение от этой книги, которое у меня было, – необычайное спокойствие и тишина. Поэтому можно иллюстрировать это травой, морем, цветами, но с атмосферным состоянием. Тогда это вас приблизит к книге. И таких вариантов много, но главное – не прямое иллюстрирование.

СПРАВКА

Юрий Купер (родился в 1940 году в Москве) - художник, график, иллюстратор, сценограф, ювелир, чьи работы выставляются в музеях и галереях по всему миру. Художник-постановщик фильма «Солнце» Александра Сокурова, автор книги «Московский натюрморт» (Лондон, 1975), пьесы «12 картин из жизни художника», а также декораций и костюмов к спектаклю по ней в постановке Владимира Петрова (МХАТ, 2007).

Фото : из группы музея им. И. Н. Краскогого в «ВКонтакте».

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Юрий Купер уехал из России несколько десятилетий назад: умудрился вырваться на двадцать лет раньше, чем большинство, и за десять лет до того, как русские художники бесплатно начали высылать свои работы за границу. Он превосходно вписался в парижскую галерейную жизнь, покорил Лондон и Нью-Йорк. Его работы есть в коллекциях Министерства Культуры Франции и Библиотеки Конгресса. Сейчас кураторы позиционируют его как русско-американского художника, но это скорее заигрывание с отечественным покупателем – ведь с приставкой «американское» всё выглядит и дороже, и моднее. Несмотря на явную любовь к северной столице, картины Купера выставляются в Петербурге всего второй раз – потому в родной Москве он известен куда больше.

На открытии хор Исаакиевского собора и его директор, Николай Буров, не просто так – картины Купера, выставленные в Эрарте, из хранилища собора, которому они достались в дар от художника. Вопрос, зачем дарить картины Исаакиевскому собору, где нет ни помещения для их экспозиции, ни условий для хранения – остаётся без ответа. Возможно, в курсе присутствующий на открытии некий бизнесмен, который прочёл ужасно скучную речь, но так и не представился.

И вот, после хора, шампанского и приветственных слов, трое - Купер, Владимир Назанский (руководитель музея) и собственно таинственный бизнесмен - расчленяют красную ленту, а немногочисленная публика, состоящая в основном из коллег по цеху да журналистов, получает возможность увидеть о чём, собственно речь.

Напротив «горбуновского» пассивно-агрессивного розового – серая мгла работ Купера. Представленные полотна фактически нельзя назвать ни картинами, ни коллажами. Перед зрителями сложное сочетание фотографии, шелкографии и красок, порождающее Питер в его мистическом виде – влажном, дымчатом, потустороннем. Эти photo-based работы представляют Санкт-Петербург в довольно банальном свете, таком, каким его принято считать. Тем не менее, выполнены они тонко и со вкусом, сто оттенков серого растекаются и проникают в горизонтальные композиции, населённые безлюдными домами и каналами.

«Я помню старые работы [Купера, прим. ред.]– замечательная, тонкая живопись», - говорит Николай Сажин, петербургский художник. Зал с его картинами тоже на третьем этаже, но в другой части музея, с постоянной экспозицией. «Неровная поверхность, залессированная акриловыми красками, получалась [у него] тонкой и богатой. Казалось, будто случайно затекло, но на самом деле очень красиво и продумано. Мне кажется, это возрастное – здесь появилась какая-то вялость, несмотря ни на что. Нельзя бесконечно утончать, утончать, это поворачивается против него самого. Где-то есть граница, где надо уметь остановиться, иначе теряется страсть, авторская энергия».

О выставке говорит руководитель музея Эрарта , Владимир Назанский: «Я сразу же среагировал на фамилию. Редко, когда есть возможность нью-йоркско-парижско-лондонского художника заполучить безо всякого бюджета. Я пошел в Исаакиевский собор, где в толще стен узкие коридоры, где нужно проходить боком, нашел нишы, в которых устроили хранилище, и, мучаясь клаустрофобией, смотрел на эти серые композиции и думал, что если их хорошо осветить, они будут [выглядеть] намного эффектней».

В России, к сожалению, работы мастера не представлены в полной мере – их можно увидеть в Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина и Московском музее современного искусства, но не более того. Несколько раз картины Купера были представлены в регионах, в Петербурге это вторая экспозиция художника.

Купер говорит о Санкт-Петербурге с огромной любовью, отмечает отсутствие той «теремковости», которой болеет Москва. Его работы, возможно и делались с расчётом на то, что пойдут в дар – но сохранили особо нежное отношение художника к местам, где и он гулял.

Театральный музей им. А.А. Бахрушина представляет в пространстве Каретного сарая Главного здания выставку «Юрий Купер. Театральный роман». Один из самых успешных русских художников, добившихся признания на Западе, на счету которого более 50 персональных выставок в престижных галереях мира, как сценограф сотрудничал со множеством именитых театральных режиссёров. Первая исключительно театральная выставка художника представит эскизы декораций и костюмов, созданные за последние 10 лет для театров России и Белоруссии.

Юрий Купер рисует на металле, стекле, шёлке, делает коллажи, использует принты. Его театральные эскизы также не обходятся без необычных материалов и особой техники, придающей работам художника редкую пронзительность и красоту – Юрий Купер любит состаривать свои творения, словно накидывая на них пелену времени.

Известный искусствовед Михаил Герман сказал о художнике: «Юрий Купер принадлежит к тем редким сейчас мастерам, которые соединяют в своей творческой практике отвагу современного эксперимента с высокой пробы мастерством и с тончайшей пластической культурой». Купер сочетает в себе художника, архитектора, писателя, мыслителя. Одним из его проектов в России стало реконструкция интерьеров Воронежского театра драмы им. Кольцова. В сценографии он ищет новый театральный язык: он не создаёт декорации, а вырабатывает идею особого пространства, формирует эстетический образ спектакля.

С Юрием Купером работали Роберт Альтман из Чикаго и Марсель Марешаль из Парижа, прославленные российские режиссёры Олег Ефремов, Олег Табаков, Александр Алов, Владимир Наумов, Владимир Петров и др. Отдельно следует отметить работу художника с Никитой Михалковым, им вместе удалось придумать собственный театральный мир. Итоги этого сотрудничества – спектакль «Неоконченная пьеса для механического пианино», поставленный в Италии в 1988 году с Марчелло Мастроянни в главной роли, и премьера 2016 года в Государственном Театре киноактёра – спектакль «Метаморфозы» по произведениям А. Чехова и И. Бунина. Материалов итальянского спектакля почти не сохранилось, а «Метаморфозы» можно будет увидеть на выставке.

Юрий Купер также покажет эскизы декораций и костюмов для музыкального театра: оперы «Борис Годунов» в Большом театре в Москве /2007, реж. Александр Сокуров/, «Отелло» в Перми /2008, реж. Владимир Петров/, «Кармен» в Ростове /2008, реж. Юрий Лаптев/, «Евгений Онегин» в Самаре /2012, реж. Владимир Петров/, «Орестея» /неосуществлённая постановка в Михайловском театре, реж. А. Сокуров/, балет «Щелкунчик» в Большом театре в Минске /2010, реж. Александра Тихомирова/.

Юрий Купер родился в 1940 году в Москве. Закончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института. В 1967 году стал членом Союза художников СССР. В 1972 году эмигрировал в Израиль, затем жил во Франции и Великобритании. В 2016 году вновь получил российское гражданство. Работы Юрия Купера работы хранятся в Третьяковской галерее, Музее Метрополитен, в коллекциях Министерства культуры Франции, Библиотеки Конгресса США и др., выставляются лучшими галереями мира.

Театральный музей им. А.А. Бахрушина с 21 апреля по 28 мая 2017 года представляет в пространстве Каретного сарая Главного здания выставку «Юрий Купер. Театральный роман». Один из самых успешных русских художников, добившихся признания на Западе, на счету которого более 50 персональных выставок в престижных галереях мира, как сценограф сотрудничал со множеством именитых театральных режиссёров. Первая исключительно театральная выставка художника представит эскизы декораций и костюмов, созданные за последние 10 лет для театров России и Белоруссии.

Юрий Купер рисует на металле, стекле, шёлке, делает коллажи, использует принты. Его театральные эскизы также не обходятся без необычных материалов и особой техники, придающей работам художника редкую пронзительность и красоту – Юрий Купер любит состаривать свои творения, словно накидывая на них пелену времени.

Известный искусствовед Михаил Герман сказал о художнике: «Юрий Купер принадлежит к тем редким сейчас мастерам, которые соединяют в своей творческой практике отвагу современного эксперимента с высокой пробы мастерством и с тончайшей пластической культурой». Купер сочетает в себе художника, архитектора, писателя, мыслителя. Одним из его проектов в России стала реконструкция интерьеров Воронежского театра драмы им. Кольцова. В сценографии он ищет новый театральный язык: он не создаёт декорации, а вырабатывает идею особого пространства, формирует эстетический образ спектакля.

С Юрием Купером работали Роберт Альтман из Чикаго и Марсель Марешаль из Парижа, прославленные российские режиссёры Олег Ефремов, Олег Табаков, Александр Алов, Владимир Наумов, Владимир Петров и др. Отдельно следует отметить работу художника с Никитой Михалковым, им вместе удалось придумать собственный театральный мир. Итоги этого сотрудничества – спектакль «Неоконченная пьеса для механического пианино», поставленный в Италии в 1988 году с Марчелло Мастроянни в главной роли, и премьера 2016 года в Государственном Театре киноактёра – спектакль «Метаморфозы» по произведениям А. Чехова и И. Бунина. Материалов итальянского спектакля почти не сохранилось, а «Метаморфозы» можно будет увидеть на выставке.

Юрий Купер также покажет эскизы декораций и костюмов для музыкального театра: оперы «Борис Годунов» в Большом театре в Москве /2007, реж. Александр Сокуров/, «Отелло» в Перми /2008, реж. Владимир Петров/, «Кармен» в Ростове /2008, реж. Юрий Лаптев/, «Евгений Онегин» в Самаре /2012, реж. Владимир Петров/, «Орестея» /неосуществлённая постановка в Михайловском театре, реж. А. Сокуров/, балет «Щелкунчик» в Большом театре в Минске /2010, реж. Александра Тихомирова/.

Выставка проходит в Каретном сарае.
Телефон: +7 /495/ 953 44 70, +7 /499/ 238 61 30.