Более полусотни победителей – в Москве вручили «Золотые маски». В списке номинантов театральной премии представлены все виды и жанры сценического искусства: балет, мюзикл, драма, кукольный театр. Чтобы выбрать лучших, эксперты в этом сезоне отсмотрели почти тысячу спектаклей, поставленных более чем в ста российских городах.

Это был самый масштабный театральный марафон за всю историю «Золотой маски». За два с половиной месяца зрители увидели 74 постановки. Создатели лучших из них стали участниками последнего и самого непредсказуемого представления этого фестиваля - вручения премии. По традиции, оно проходит на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Заранее были известны только имена лауреатов в номинации «За вклад в развитие театрального искусства». В этом году среди победителей - Владимир Этуш, Резо Габриадзе и Олег Табаков. Зал встречал их стоя.

«Вы знаете, уже почти 60 лет я выхожу на сцену и еще ничего не сказал, а люди аплодируют. Так что я привык к этому», - говорит народный артист СССР Олег Табаков.

Впервые за историю «Маски» волноваться не пришлось и претенденту в категории «Работа дирижера в балете». Интрига здесь заключалась не в том, кому отдадут награду, а за какой именно спектакль. Ведь все три номинации - у одного человека, Павла Клиничева. Лучшей его работой жюри признало балет «Ундина» в Большом театре.

«Приятно идти на церемонию, зная, что все равно получишь «Маску», - сказал дирижер.

Кстати, Большой - абсолютный рекордсмен этой премии. Соревновались сразу шесть его спектаклей, и представлены они были в 25 номинациях. В результате - три награды. Помимо Клиничева триумф праздновал Ричард Джонс, режиссер «Роделинды» Генделя. Ее же признали и лучшей оперой. А вот оперным дирижером года ожидаемо стал дирижер, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета им. Чайковского Теодор Курентзис. Его называют гением музыки. Это уже шестая «Золотая маска» на его счету - на этот раз за «Травиату».

«Если берешь какую-то современную оперу, про которую совсем не имеешь идею, о чем эта опера, ты идешь внутри, ты исследуешь. А оперы, которые мы думаем, что мы знаем хорошо, мы не так внимательно к ним относимся, подумайте об этом», - говорит он.

На сцене - черно-белое царство, зато эмоций у гостей - вся палитра. Некоторые даже бегали по сцене, танцевали и пели от счастья.

Но праздник этот - с грустными нотами. В феврале не стало бессменного президента фестиваля Георгия Тараторкина. Его память почтили минутой молчания. Новым президентом единогласно избрали Игоря Костолевского.

«Фестиваль - он же уникален. Ни в одной стране мира нет такого фестиваля. Он демонстрирует очень высокий уровень и режиссуры, и актерской игры. И что приятно, очень много театров из провинции», - говорит Игорь Костолевский.

Помимо Москвы и Петербурга - еще 23 города. Впервые участвовали коллективы из Кемерово, Набережных Челнов, Норильска, Твери. Дебют - и у театра из городка Шарыпово, в этой труппе всего десять актеров. И сразу победа Хольгера Мюнценмайера в номинации «Актер второго плана» в драме «Жили-были».

Быть или не быть награде Даниле Козловскому - для жюри не вопрос. Его Гамлета они признали лучшей мужской ролью.

«Я хочу сказать спасибо своей семье - и родителям, и маме, которая довольно часто спрашивала меня, а где ее «Маска»? И вот сегодня, наконец, я смогу ответить на этот вопрос», - сказал актер.

Самая жесткая конкуренция - в номинации «Лучший режиссер в драме». В шорт-листе премии оказалось 28 фамилий. Лев Додин, Миндаугас Карбаускис, Тимофей Кулябин, Дмитрий Крымов... остались сидеть в креслах. А на сцену вышел художественный руководитель Большого драматического театра им. Товстоногова в Санкт-Петербурге Андрей Могучий. В этой категории он побеждает второй год подряд. Его «Гроза» - отнюдь не очередная попытка актуализировать Островского.

«Мы больше смотрели в корни народные, корни притчевые, корни сказочные. Вопрос архаики меня интересовал больше, чем вопрос адаптации или привязки к современности», - поясняет режиссер.

Главный приз за лучший спектакль большой формы получил «Русский роман» театра Маяковского. История жизни Льва Толстого показана глазами его жены Софьи. За эту роль Евгения Симонова получила «Маску» как лучшая актриса. Награды удостоился и драматург Марюс Ивашкявичюс. Создатели постановки в шутку открыли секрет успеха: когда берешься за биографию одного из величайших писателей, просто не имеешь права сделать плохо.

Некоторых номинантов и победителей "Золотой маски" вы можете увидеть в лучших российских фильмах и сериалах на сайте

"Золотая маска 2017": Данила Козловский, Елизавета Боярская, другие герои вечера и полный список лауреатов

Вчера на сцене московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась 23-я церемония вручения наград "Золотая маска". Число номинантов на национальную театральную премию было рекордным - 213 режиссеров, актеров, художников, композиторов, драматургов. Гостями главной театральной премии страны стали Елизавета Боярская, Евгений Миронов, Евгений Табаков, Анна Чиповская, Ингеборга Дапкунайте и многие другие. Лауреатами премии стали актеры Данила Козловский и Евгения Симонова, режиссер Андрей Могучий, дирижер Теодор Курентзис. Всего в рамках фестиваля "Золотая маска 2017" были показаны 74 спектакля из 25 городов России.

Данила Козловский стал лучшим драматическим актером за главную роль в спектакле "Гамлет" Малого драматического театра в Петербурге, а лучшей драматической актрисой - Евгения Симонова, сыгравшая в спектакле "Русский роман" Театра имени Маяковского.

Владимир Мишуков Дмитрий Брусникин

Лучшим режиссером снова стал Андрей Могучий - он был отмечен за работу над спектаклем "Гроза" в петербургском Большом драматическом театре имени Товстоногова. В прошлом году награду лучшего режиссера также забрал Могучий - за спектакль "Пьяные".

Теодор Курентзис был признан жюри лучшим дирижером за оперу "Травиата" в пермском театре оперы и балеты имени Чайковского.

Гостья премии Елизавета Боярская поделилась впечатлениями от "Золотой маски" на своей страничке в социальной сети Instagram.

Вчера Данила получил "Золотую Маску" в номинации "Лучшая мужская роль" за Гамлета! Как же я бесконечно рада! Не мог не получить, он блистательно, неистово и страстно живет эту роль! Лучший из лучших партнеров, самый добрый и отзывчивый человек, верный, заботливый друг, преданный ученик, ответственный, талантливейший, уникальный, чуткий, тонкий артист, любимый однокурсник! Редкой души человек! Заслуживает всего самого лучшего и доброго! Поздравляю от всего сердца! Ура!

Елизавета Боярская на вечере "Золотая маска-2017"

"Золотая маска-2017" Надежда Павлова (опера)

Премии Союза театральных деятелей за выдающийся вклад в развитие театрального искусства получили Олег Табаков, Владимир Этуш, Резо Габриадзе, Николай Мартон, Айгум Айгумов, Ирина Богачева, Андрей Борисов, Георгий Котов (посмертно).



Полный список лауреатов премии "Золотая маска-2017":


Лучшим большим драматическим спектаклем стал "Русский роман" московского Театра им. Маяковского.

Лучшим драматическим спектаклем малой формы жюри признали "Магадан/Кабаре", Театр "Около дома Станиславского", Москва.

Награду за лучшую драматическую роль второго плана присвоили Елене немзер, за спектакль "Ворон", Александринский театр в Санкт-Петербурге.

Лучшим драматическим актером стал Хольгер Мюнценмаейр за роль Дьякона в спектакле "Жили-были" Драматического театра, Шарыпово.

Лучшим драматическим художником жюри назвали Николая Рощина, спектакль "Ворон", Александринский театр в Санкт-Петербурге.

Елена Соловьева получила награду как лучшая художница по костюмам, спектакль "Корабль дураков", Театр "Грань", Новокуйбышевск.

Александр Мустонен получил награду как лучший художник по свету. Спектакль "Плешивый Амур", Московский театр юного зрителя.

Лучшим драматургом назван Марюс Ивашкявичюс за "Русский роман", Театр им. Маяковского, Москва.

Лучший кукульный спектакль - "Колино сочинение", продюсерский центр "КонтАрт", Санкт-Петербург.

Лучший режиссер по куклам Наталья Пахомова, "Сказка с закрытыми глазами", "Ёжик в тумане", Московский театр кукол.

Лучшим художником по куклам стал Виктор Антонов, "Железо", Театр кукол Республики Карелии, Петрозаводск.

Награду за куклу (работа актера) получила Анна Сомкина и Александр Балсанов, "Колино сочинение", Продюсерский центр "КонтАрт".

Специальную премию жюри Драматического театра и театра кукол получили Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина - актеры спектакля "По ту сторону занавеса", Александринский театр, Санкт-Петербург.

Лучший актерский ансамбль - в спектакле "Три сестры", театр "Красный факел", Новосибирск.

Лучший режиссер оперы - Ричард Джонс "Роделинда", Большой театр, Москва.

Надежда Павлова получила награду как лучшая оперная певица "Травиата", Театр оперы и балета им. Чайковского, Пермь.

Лучшая мужская роль в опере - Липарит Аветисян, "Манон", Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва.

"Лучший спектаклем в балете" назван "Ромео и Джульетта", поставленный в Театре оперы и балета Екатеринбурга.

Лучший танцевальный спектакль "Все пути ведут на север", Театр "Балет Москва", Москва.

Павел Клиничев получил "Золотую маску" как дирижер в балете. Он был единственным претендентом на эту награду - за три разных спектакля, приз ему принесла "Ундина" Большого театра.

Две "Золотые маски" получил спектакль "Скрипичный концерт №2", Мариинский театр, Петербург: за работу балетмейстера/хореографа награжден Антон Пимонов, за лучшую женскую роль - Виктория Терешкина.

Награду за лучшую балетную постановку получил спектакль "Ромео и Джульетта" (хореограф Вячеслав Самодуров, Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета), "Золотую маску" также получил исполнитель партии Меркуцио Игорь Булыцын.

Спектакль красноярского ТЮЗа "Биндюжник и король" получил "Золотую маску" как лучший мюзикл, а "Лучшим режиссером в оперетте-мюзикле" стал красноярский режиссер Роман Феодори.

"Золотую маску" получил дирижер Андрей Алексеев за "Белый. Петербург", Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург.

"Золотую маску" получила Мария Биорк за женскую роль в оперетте-мюзикл "Преступление и наказание", Театр мюзикла, Москва. А "Золотая маска" за лучшую мужскую роль в оперетте досталась Виктору Кривоносову.

"Золотую маску" за лучшую роль второго плана в оперетте получил Владимир Гальченко, Театр драмы им. Горького, Самара.

Лучшим композитором стал Эдуард Артемьев "Преступление и наказание", Театр мюзикла, Москва.

"Золотую маску" как лучший художник в музыкальном театре получила Этель Иошпа.

Елена Турчанинова стала лучшим художником по костюмам, а лучшим художником по свету признан Робер Уилсон.

Специальную премию жюри музыкального театра получил спектакль "Геракл", Башкирский театр оперы и балета, Уфа и спектакль "the_Marusya", Кострома.

Премия 2017 года стала самой большой по количеству участников

Актер Данила Козловский, ставший лауреатом в номинации "Драма/Мужская роль", на торжественной церемонии вручения премии "Золотая маска"

Москва. 19 апреля. сайт - Андрей Могучий, Данила Козловский, Теодор Курентзис стали лауреатами 23-й Российской Национальной театральной премии "Золотая маска", церемония присуждения которой прошла в среду в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

"За 23 года это была самая большая "Маска" - больше чем за три месяца у нас было более 220 показов спектаклей, включая все проекты, конкурсную и внеконкурсную программу. Главное назначение "Маски" - актуализация театрального пространства всей России", - отметила директор фестиваля Мария Ревякина.

Она также вспомнила Георгия Тараторкина, скончавшегося в феврале 2017 года, который более 20 лет возглавлял "Золотую маску". "Что значит преданность своему делу, что значит понимать и принимать людей театра, прощать и любить их, Георгий Георгиевич знал точно. Он с равным интересом смотрел и столичные спектакли, и постановки из регионов. Была такая премия - "За честь и достоинство". И поистине, Георгий Георгиевич был человеком чести и достоинства, внутреннего аристократизма", - сказала Ревякина.

Председатель жюри "Драматический театр и театр кукол", худрук Российского академического Молодежного театра (РАМТ) Алексей Бородин рассказал "Интерфаксу", что в представленных в этом сезоне работах прослеживается тенденция поисков. "Это поиски в разных направлениях. И мне кажется, это хорошо", - сказал он.

Отвечая на вопрос, оказали ли дискуссии о цензуре влияние на атмосферу в театральной среде, Бородин отметил, что, на его взгляд, подобные дискуссии только освобождают людей. "Все реагируют сейчас на это (дискуссии о цензуре - ИФ) абсолютно спокойно и даже, может быть, в какой-то степени все эти разговоры провоцируют на какое-то творчество, которое свободно", - выразил уверенность худрук РАМТа.

"Золотую маску" в номинации "Лучший спектакль в драме. Большая форма" получил "Русский роман" театра имени Вл.Маяковского, а лучшим драматическим режиссёром стал Андрей Могучий ("Гроза" Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова).

За лучшую мужскую роль в драме жюри отметило Данилу Козловского ("Гамлет" Малого драматического театра - театра Европы), а за женскую - Евгению Симонову (Софья Толстая в "Русском романе" московского театра имени Вл.Маяковского).

Лучшей оперной постановкой стала "Роделинда" Большого театра, а Теодора Курентзиса назвали лучшим дирижером в опере ("Травиата" пермского театра и балета имени П.И.Чайковского).

Лучшим балетным спектаклем признали "Ромео и Джульетту" Театра оперы и балета Екатеринбурга, а лучшим дирижёром стал Павел Клиничев. В этой номинации было представлено три работы, над каждой из которых работал Клиничев. Жюри отметило его "Ундину", представленную в ГАБТе.

Первым в номинации "Оперетта/Мюзикл" стал "Биндюжник и король" Красноярского театра юного зрителя.

Лауреатом премии Союза театральных деятелей (СТД) за выдающийся вклад в развитие театрального искусства стали Айгум Айгумов, Ирина Богачева, Андрей Борисов, Резо Габриадзе, Георгий Котов (скончавшийся в марте 2017 года), Николай Мартон, Олег Табаков, Владимир Этуш.

"Золотая маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства.

Всего на участие в 23-й "Маске" было подано более 900 заявок - в отборе принимали участие 130 городов, 614 драматических спектаклей и 325 постановок музыкальных спектаклей.

19 апреля закончился ежегодный фестиваль «Золотая маска». Итогом фестиваля стала торжественная церемония вручения Российской национальной театральной премии. На сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича‑Данченко огласили результаты, которые отчасти повергли в шок, отчасти были предсказуемы и не предугадывались разве что людьми, не связанными никак с театральным миром. Кратко опишем результаты «Золотой маски» 2017 года.

«В опере больше всего наград собрал пермский Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского и московский Большой театр»

И если большое количество наград в коллекции Большого является почти традицией любой премии, то пермский театр вырвался в лидеры относительно недавно. Так на Урал отправились сразу несколько наград. Скандальная опера «Травиата», которую из-за акустических моментов не смогли привезти в Москву (в рамках конкурса все конкурсанты из разных городов России привозят свои постановки на московские сцены) и которую в итоге жюри оценивало в стенах родного театра, принесла заслуженные плоды. Теодор Курентзис – дирижер-экспериментатор– стал благодаря этой постановке победителем в номинации опера/работа дирижера, исполнительница главной партии Виолетты Валери – Надежда Павлова –одержала победу в номинации опера/женская роль. За пермскую «Травиату» лучшей работой художника по свету в музыкальном театре был признан Роберт Уилсон.

Второй оперой, заслуженно получившей звание лучшей и одержавшей победу в номинации опера/спектакль, стала «Роделинда» – совместная постановка двух крупнейших театров: Большого театра и Английской национальной оперы, премьера Большого 2015 года. Барочная музыка под управлением чуткого и проницательного дирижера Кристофера Мулдса смогла не только очаровать зрителей Большого театра, но и оставить неравнодушными жюри конкурса. За постановку этой оперы в номинации опера/работа режиссера награду получил Ричард Джонс.

Не оставили без наград и другие оперные премьеры прошлого года: Липарит Аветисян стал лучшим в номинации опера/мужская роль за партию Шевалье де Грие в опере «Манон» Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича‑Данченко, Этель Иошпа стал победителем в номинации работа художника в музыкальном театре за оперу «Саломея», включенной в репертуар московской «Новой оперы».

«В сфере балета блистал другой уральский город – Екатеринбург в паре с Санкт-Петербургом»

Лучшим балетом стал екатеринбургский балет Вячеслава Самодурова «Ромео и Джульетта», по-новому переосмысливший шекспировскую драму. Игорь Булыцын за партию Меркуцио в этой постановке был удостоен звания лучшего мужского танцовщика. Произведения В. Самодурова дважды оценили на фестивале: за управление вторым балетом «Ундина», поставленном на сложную для восприятия и исполнения музыку Ханса Вернера Хенце, в номинации балет/работа дирижера премия досталась Павлу Клиничеву (единственным номинантом в этой категории, интрига сохранялась только в названии балета, за который дирижер получен награду).