Описание Алеши как описание Горьким самого себя в повести "Детство"

"Детство" М. Горького - это не только исповедь собственнйо души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравов общества и предостережение, как нельзя жить, если ты - человек.

Писатель правдиво рассказывает о собственной семье и дарит нам надежду на возрождение доброй, светлой, человеческой жизни. О ней мечтает на протяжении всего повествования Алёша Пешков. Ему повезло родиться в семье, где отец и мать жили в настоящей любви. Ведь самое главное в жизни ребёнка - жить в семье, в которой тебя не воспитывают, а по-настоящему любят. Не сладок был путь Алёши после потери родителей, но заряд большой любви, полученный в детстве, позволил мальчику не пропасть и не ожесточиться от человеческой дикости, чуждых ему родственников. Плохо, когда осознанная жизнь человека начинается со смерти любимого отца, ещё хуже, когда после неё живёшь в атмосфере ненависти, где люди путают уважение со страхом, когда самоутверждаются за счёт слабого и завидуют друг другу, когда начинают войну за отцовское добро. Автор не испытывает ненависти к тем, кто калечил его детство. Алёша понимал, что дядья несчастны в своём духовном убожестве. Было желание у мальчика уйти из дома с ослепшим мастером Григорием и скитаться, прося подаяние, лишь бы не видеть пьяниц дядьёв, деда-самодура и забитых двоюродных братьев. У него было развито чувство собственного достоинства, он не терпел никакого насилия ни по отношению к себе, ни к другим. Алёша всегда был готов заступиться за обиженного, не мог выносить, когда уличные мальчишки мучили животных, издевались над нищими.

Примером доброты стала его любимая бабушка Акулина Ивановна, фактически ставшая Алёше матерью. С какой любовью рассказывает он о Цыганке, о верных друзьях детства, о нахлебнике Хорошее Дело. В восприятии Алёши Цыганок ассоциировался с героем русских народных сказок. Бабушка и Цыганок помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые,с распахнутой душой и добрым сердцем, они облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. Бабушка, великая сказочница, приобщила внука к народному творчеству. Странная дружба завязалась между Алёшей и Хорошим Делом. Хорошее Дело давал Алёше советы, привил ему любовь к чтению книг. Его эксперименты будили в мальчике любопытство, общение с ним раздвигало для Алёши мир далеко за пределы дома и семьи.

Помимо злых, алчных и несчастных людей, Алёша видел добрых и любящих его. Именно любовь спасла Алёшу в трудных жизненных ситуациях и заставила не прогибаться под сложный и жестокий мир.

/ / Алеша Пешков

Главным героем автобиографической повести Максима Горького был Алеша Пешков. После смерти своего отца, Алеша переехал в дом к своему деду и бабушке. Дом деда был пропитан мрачной, угрюмой атмосферой и именно в этом доме начал формироваться характер мальчика. Сразу хочется отметить, что эта неприятная атмосфера, царившая в дедовском доме, практически не отразилась на сознании Алеши.

Переехав к деду, маленький Алеша столкнулся с жадностью, беспощадностью, алчностью, самолюбием своих родственников. Деда он невзлюбил с первых дней, потому что не понимал его злости и жестокости. Также Алеша испытывал негативные эмоции к своим дядьям.

Кроме них, в доме деда, жил мастер Григорий. Это был старый и уже слепой человек. Так вот, дедовские сыновья и дядья часто издевались над слепым стариком, а затем тихонько наблюдали, как том мучается. Мальчику такие занятия были не по душе. Он относился к Григорию с сожалением и никогда не потешался над ним. Алеша даже иногда пытался поговорить со стариком, хотя тот не особо любил это дело.

Алеша Пешков не любил ходить на улицу и резвиться там с соседской ребятней. Дворовый мальчишки постоянно обсуждали драки, которые происходили в дедовском доме и смеялись над Алешей.

До переезда к деду, Алеша никогда не знал, что детей можно бить. Теперь он частенько и сам получал за малейшую шалость. Дед любил такой метод воспитания. Первое время Алеша пытался сопротивляться деду, но потом начал воспринимать это, как должное. Больше всего мальчику раздражали моменты, когда дед избивал бабушку. Алеша пытался заступиться за нее, но это приводило деда в еще большую ярость.

Единственным близким и родным человеком для мальчика была его бабушка. После того, как умер отец Алеши, бабушка заменила его. А когда уехала мама мальчика, бабушка полностью заменила ему родителей. Бабушка была очень образованным и мудрым человеком. Она знала множество историй, сказок и стихотворений, которые не редко рассказывала мальчику. Давала ценные советы, которыми всегда пользовался Алеша.

Алеша Пешков рос очень добрым и отзывчивым мальчиком. Он помогал нуждающимся, сочувствовал обиженным, в злых людях пытался найти что-то доброе и светлое. Внутренний голос мальчика всегда подсказывал ему, какие люди по-настоящему добрые, а какие злые.

Только двух людей, которых мальчик повстречал за время жизни у бабушки и деда, Алеша частенько вспоминал. Это были сказочный герой Цыганок и старый человек Хорошее Дело. Именно эти два персонажа научили мальчика разбираться в людях и дали Алеше много нужных советов, которыми мальчик вскоре воспользовался.

Образ Алеши Пешкова – это образ доброго и чистого человека, умеющего творить добрые дела. Среди жадности, злости, самолюбия он умел отыскать доброту и любовь.

Главный герой автобиографической повести «Детство». Мальчик со сложной судьбой, на долю которого выпала масса несчастий, бедности и насилия после смерти отца.

История создания

Очерк, из которого впоследствии выросла повесть «Детство», назывался «Бабушка Акулина» и был опубликован в «Самарской газете» в 1895 году. Работа над повестью, тем не менее, затянулась, и закончил Горький этот текст только в декабре 1913 года в Италии.

Повесть «Детство» в 1938 году легла в основу биографического фильма «Детство Горького», который вышел на студии «Союздетфильм». Режиссером ленты стал Марк Донской, а роль Алеши Пешкова исполнил актер Алексей Лярский.


Литературоведы считают, что «автобиографическую» трилогию Горького «Детство», «В людях» и «Мои университеты» считать достоверным описанием жизни писателя в ранние годы нельзя. Это не художественные тексты, и реальные события здесь в значительной мере искажены воображением Горького. Повлиял на эти повести также и контекст, то, что тексты создавались в революционную эпоху с учетом новых обстоятельств и запросов общества.

Горький мифологизировал истории семейств Пешковых и Кашириных, и главный герой – Алеша Пешков – не всегда отождествляется собственно с Горьким. Кроме персонажей и событий, которые имеют под собой реальную основу и базируются на воспоминаниях Горького о детстве, в тексте много вымышленных эпизодов и героев. Считать повесть в буквальном смысле биографией писателя нельзя.


В Нижнем Новгороде во дворе Музея детства Максима Горького в 1957 году поставлен памятник «Алеше Пешкову», который изображает самого писателя в детстве с книгой в руках.

Повесть «Детство»

Имя главного героя повести «Детство» совпадает с настоящим именем самого Максима Горького - Алексей Максимович Пешков. У Алеши хрупкая внешность - длинный рост при тонкой и легкой фигуре, курносый нос, заметные скулы. При этом герой ловок и силен для собственных лет.

Алеша Пешков легко учится, быстро осваивает чтение и арифметику, но терпеть не может письмо и скверно понимает грамматику. У героя цепкая память и упрямый характер.


Родители Алеши первоначально живут в Нижнем Новгороде, во флигеле, окруженном садом. Там и рождается герой. Затем маленький Алеша вместе с семьей переезжает в Астрахань. Ранняя жизнь героя наполнена беззаботностью и счастьем. Мальчику редко случается плакать, к Алеше не применяют физических наказаний. Жизнь с родителями остается ярким пятном в памяти героя.

Отец героя - один из немногих положительных образов в повести, человек веселый и добрый. Однако он рано умирает, заболев холерой. Вслед за отцом умирает и новорожденный брат Алеши. После этого мать и бабушка героя вместе с мальчиком возвращаются в Нижний Новгород.

Там Алеша Пешков живет в семье матери – в доме Кашириных, где царит враждебная атмосфера, а люди ненавидят друг друга. Родственники постоянно ссорятся и даже дерутся. Непривычный к такой обстановке Алеша страдает, но пытается скрыть это состояние, ввязываясь в драки с мальчишками на улице и озорничая. Герой часто возвращается домой с расквашенным носом.


Дед Алеши - сухой старик, агрессивный человек, склонный к домашнему насилию, владелец красильной мастерской. Дед избивает героя розгами и однажды забивает мальчика до бессознательного состояния, так что герой некоторое количество дней проводит, болея. Насилие сделало Алешу необыкновенно обидчивым и чувствительным к боли. По мере того, как герой взрослеет и становится сильнее, дед все реже поднимает на него руку, обходясь руганью. Сам герой начинает часто нарушать запреты деда.

Мать Алеши бросает сына на произвол деда и совершенно не интересуется воспитанием героя. В доме также живут дядья Алеши – взрослые мужики с семьями. Те не слишком рады появлению сестры с ребенком. Дядья Алеши - никудышные хозяева, и при этом давно мечтают разделить семейное имущество и разъехаться. Однако дед, предвидя, что это не закончится ничем хорошим, не отдает тем наследство. Единственным «положительным» человеком в доме оказывается бабушка, которая балует и защищает Алешу.


Кадр из фильма "Детство Горького"

В доме также живет приемный сын Иван Цыганок, которому дед постоянно грозит отписать хозяйство целиком, чем раздражает сыновей. Цыганок - надежный молодой работник с самостоятельным характером, мастер в своем дела, и этим нравится деду героя. Алеша знакомится с Цыганком и быстро с тем сходится, однако вскоре Цыганок погибает, придавленный громадным тяжелым крестом, который переносил вместе с дядьями героя. Дядья этой смерти необыкновенно радовались.

Жизнь в дедовой семье, в доме Кашириных, мрачна, тяжела и тосклива, из-за чего героя время от времени мучают приступы депрессии, когда Алеша «жил, как в глубокой яме... слепой и полумертвый». Справиться с обстановкой герою помогают размышления о Боге. Религиозное чувство было единственным светлым и вдохновляющим чувством в жизни героя, в то время как реальная жизнь с жестокостью и грязью только возбуждала в Алеше отвращение и обиду.


Главные герои повести "Детство"

С возрастом Алеша совсем перестает опасаться деда и «отбивается от рук». Мать отдает героя в школу, где тот учится сносно, но все равно оказывается под угрозой отчисления из-за хулиганского поведения. Несмотря на равнодушие к учебе, герой любит книги. Однажды на украденные у матери деньги Алеша покупает сказки Андерсена, которые с удовольствием читает. Однако мать избивает героя и отнимает книги.

В конце концов красильная мастерская деда все-таки отходит дядьям, а Алеша с дедом и бабушкой переезжает в новый дом. На новом месте у героя появляются новые приятели, среди которых – парализованный мальчик Ленька. Парни вывозят того из дома на тележке, которую специально для этого соорудили.

Мать тем временем выходит замуж второй раз, и Алеша становится свидетелем того, как отчим бьет женщину ногами. Позже герой вместе с бабушкой ютится в кухне, в то время как мать с новым мужем живут в двух комнатах.


Жизнь Алеши и бабушки финансово обеспечивает дед, однако дела у того идут скверно. После раздела мастерской и банковского краха старик лишается средств. Дед распродает добро, нажитое за долгие годы, но этих денег не хватает на жизнь. В конце концов дед Алеши впадает в нужду и превращается в попрошайку, который перебивается случайной милостыней.

После того как дед разоряется, и самому герою, и бабушке приходится подыскивать работу, чтобы выжить. По утрам мальчик с мешком обходит дворы, собирая бумагу, тряпки, гвозди и говяжьи кости, а затем продает собранную макулатуру и тряпки ветошникам по двугривенному за пуд. Деньги эта «подработка» приносила крошечные, поэтому Алеша начал воровать дрова на лесных складах.

Герой становится уличным мальчишкой и заводит приятелей среди других таких же оборванцев. Такая жизнь куда больше по душе Алеше, чем жизнь в семье. На улице герой ощущал себя независимым и испытывал симпатию к товарищам, которым постоянно хотел «сделать что-нибудь хорошее». Мальчишки жили дружно и не дрались друг с другом. В семье же герой чувствует одиночество, недовольство, злость и называет происходящее дома «безжизненной чепухой».


Алеша Пешков (кадр из фильма "В людях")

Закончив второй класс, герой бросает школу и возвращается к уличной жизни и работе. Тем временем мать Алеши умерла из-за чахотки, и уже через пару дней после похорон дед выгнал героя из дома. Так Алеша отправился «в люди» - стал жить самостоятельно.

Единственным значимым человеком в семье для Алеши Пешкова стала бабушка - добрая и неугомонная старуха по имени Акулина, которая оставалась лучшим другом героя на протяжении жизни. В детстве герой узнал горе, но во многом благодаря бабушке смог сохранить доброе сердце.

Цитаты

«Правил у нас много, а правды нет».
«Живая, трепетная радуга тех чувств, которые именуются любовью, выцветала в душе моей, все чаще вспыхивали угарные синие огоньки злости на все, тлело в сердце чувство тяжкого недовольства, сознание одиночества в этой серой, безжизненной чепухе».
«Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми».
«- Маленьких всегда бьют? - спрашивал я.
Бабушка спокойно отвечала:
«Было приятно, что она ни на кого не похожа, но грустно, что говорит она мало, а если не спрашивать ее, так она и совсем молчит».
«Долго спустя я понял, что русские люди по нищете и скудности жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными»
Алеша Пешков

Характеристика литературного героя

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Повесть “Детство” – это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Read More ......
  2. В центре повести Горького “Детство” – мальчик Алеша, волею судеб “заброшенный” в семью матери. После смерти отца Алешу воспитывают дед и бабушка. Поэтому можно сказать, что эти люди – главные в его судьбе, те, кто воспитали мальчика, заложили в него Read More ......
  3. Детство 1913 год, Нижний Новгород. Повествование ведется от имени мальчика Алеши Пешкова. I Мое первое воспоминание – смерть отца. Я не понимал, что отца больше нет, но в память мне врезался плач матери Варвары. Перед этим я сильно болел, и Read More ......
  4. Цыганок Характеристика литературного героя Цыганок (Иван) – второстепенный герой повести Максима Горького “Детство”. Иван – подкидыш, “раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке”. Цыганок работает в красильне деда, помогает в бытовых делах и др. Прозвали Read More ......
  5. У меня есть друг Алеша, который с семи лет занимается боксом. Он намного сильнее и выше меня. В нашем дворе мальчики его не трогают, но со всеми остальными задираются. Однажды вечером я возвращался от бабушки, и в подворотне встретил Шурку Read More ......
  6. “Нижегородский текст” в автобиографических повестях М. Горького (“Детство”, “В людях”) “Нижегородский текст” образует один из важнейших пространственно-временных планов на всем протяжении творчества М. Горького – от ранних рассказов и газетных репортажей 1890-х – начала 1900-х гг., когда “жизнь Нижнего рубежа Read More ......
  7. Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького “Детство”. “Яркое, здоровое, творческое в русской жизни” 1. Повесть М. Горького “Детство”. 2. Образ Алеши, главного героя повести. Автобио­графичность образа. 3. Образ бабушки. 4. Цыганок. 5. Хорошее дело. Русский Read More ......
  8. Повесть “Детство” – первая часть автобиографической трилогии М Горького. В ней писатель рассказывает о своих детских годах и о людях, повлиявших в то время на его становление. Несомненно, важнейшим человеком в жизни Алеши Пешкова – главного героя повести – стала Read More ......
Алеша Пешков (Детство Горький)

Главный герой повести – автобиографии А.М. Горького «Детство» это мальчик Алеша Пешков. Рассказывая о жизни своего героя, писатель повествует нам о своей собственной судьбе. Будущему классику пришлось расти в мрачной и тяжелой атмосфере дома своего деда. Испытав все трудности и невзгоды такой жизни, он понял, что так жить нельзя.

Отец мальчика умер рано, пришлось ему с матерью переезжать в Нижний Новгород, в дом деда. Семья там жила многочисленная - дяди, двоюродные братья, дед, бабушка. На жизнь зарабатывали они покраской тканей, работали в своих мастерских. Мальчику они сразу не понравились.

Алеша рос очень юрким и любопытным. Дома его не били никогда, даже оплеухи не отвешивали. Зато в доме деда ему пришлось хлебнуть сполна. Дед был жесток, внуки получали розгами за любую провинность. Доставалось и Алеше. После дедовой порки он долго болел. Когда это произошло впервые, он словно повзрослел, стал невероятно чутким к боли и обидам других людей. Для него это стало и душевной травмой тоже.

Очень он любил свою бабушку, Акулину Ивановну. Она была женщиной большой, с густыми, черными волосами. Движения ее были плавными, словно у кошки, улыбка была доброй и белоснежной. Она была мудрой женщиной, хоть и неграмотной. Многие шли к ней за советом. К Алеше она относилась хорошо, любила его, жалела. Рассказывала много удивительных историй из своей жизни. Знала она и множество народных сказок. Учила мальчика, советовала ему, как поступать в той или иной ситуации.

Семейные распри и неурядицы, то и дело происходящие в доме, жадность и глупость родственников, забитость их детей очень огорчали и расстраивали Алешу. На улице он тоже не мог найти себе друзей. Мальчики там дразнили нищих, мучили животных. Из-за этого ему нередко приходилось драться с ними.

Алеша в семье деда был «другая кровь, другое племя». Он рос очень похожим на своего отца. По характеру он тоже отличался от всего остального семейства. Алеша добрый, отзывчив к чужой боли, сопереживающий чужим бедам. Окружающие наоборот, злые, завистливые, жадные и трусливые. Тяжело ему жилось в таком обществе. Но благодаря своим качествам мальчику удавалось находить хороших людей. Он сами тянулись к нему, чувствуя его душевную чистоту, которая встречается в людях крайне редко.

Алеша родился в совершенно другой семье. Там его любили, а не воспитывали побоями. Поэтому он знал, что можно и нужно жить по – другому, в любви и уважении. Живя в доме деда, мальчик не стал жестоким и безразличным, а сохранил в себе доброе отношение к людям. Уроки, полученные в детстве, Алеша запомнил, и это очень помогло ему в будущем.

Вариант 2

Произведение писателя является автобиографическим и в нем автор повествует о собственных воспоминаниях своего далекого детского прошлого.

Алеша Пешков изображен в образе главного героя повести, оставшийся в раннем детстве сиротой и вынужденный воспитываться в доме своих родственников, где преобладает угрюмая и тяжелая атмосфера.

Главой семейства является дед, отличающийся самодурством и бессердечностью, остальные члены семьи беспрекословно слушаются пожилого мужчину, поскольку для них характерны трусость и жадность.

До того момента, как попасть в дом деда, Алеша не сталкивается с домашним насилием и, только начав жить в дедовской семье, он видит каким злым и несправедливым может быть человек, держащий в страхе всех членов семьи.

Домочадцы подвергаются избиению и телесным наказаниям за любую шалость или провинность независимо от наличия вины, поскольку дед приходит в ярость по любому поводу.

Бездуховность и алчность старого деда создают в доме атмосферу злобы и унижения. Мальчик растет в постоянном стрессе на фоне насмешек и издевательств родственников, вынужденный терпеть данное положение из-за безвыходности ситуации.

Единственным дорогим человеком для Алеши в дедовой семье становится бабушка Акулина Ивановна, заменившая малышу маму и ставшая ему самым близким другом. Несмотря на свою неграмотность и малообразованность, бабушка наделена незаурядной артистичностью и одаренностью, благодаря которым развивает в Алеше любовь к творчеству, рассказывая многочисленные сказочные истории и мифы. Преодолевать тяготы жизни помогала бабушке безудержная вера в Иисуса Христа, а также бескорыстная любовь и доброта, бесчеловечность мужа не ожесточает характер женщины, а наоборот делает ее сильнее духом. Бабушка Алеши оказывается решающим человеком, повлиявшим на развитие внутреннего мира мальчика и способствовавшим раскрытию его лучших человеческих свойств.

Помимо бабушки поддержку Алеше оказывают и несколько живущих в доме мужчин, среди которых - слепой мастер Григорий, обладающий благородством и состраданием, мужчина по прозвищу Хорошее дело, бескорыстный образованный человек, с которым Алеша проводит многие часы в беседах, а также подкидыш Цыганок, склонный к воровству, но отличающийся искренней честностью.

Познав суровую правду жизни в раннем детстве и пережив много страданий, унижений, автор преодолел все жизненные трудности и смог стать не только прекрасным писателем, но и неординарным человеком.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Ракши Поле куликово (описание)

    Юрий Ракша - известный советский живописец. За свою жизнь он написал более десяти картин.

  • Образ и характеристика Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    В своем романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин воссоздал все представления об идеальной русской девушке, создав образ Татьяны, которая была его любимой героиней.

  • Сочинение рассуждение по рассказу Астафьева Конь с розовой гривой

    Это история мальчика, оставшегося сиротой и живущего у своей бабушки. Его мама утонула, переправляясь через реку на лодке с другими сельчанами

  • Сочинение Что такое Родина (Что значит для меня Родина) рассуждение

    У меня, наверное, как и у всех людей, Родина это то место, где я родилась, где живу и учусь – это отечество, родная страна, теплая и солнечная. Место, где мне хорошо и комфортно, где я могу отдохнуть и телом и душой

  • Анализ произведения Собачье сердце повести Булгакова

    Булгаков Михаил Афанасьевич является одним из самых знаменитых русских писателей, который смог подарить миру бессмертные произведения, известные всеми миру. Его творчество популярно и сегодня.