Родился Михаил 27 января 1948 года в Риге. Туда после войны для дальнейшего прохождения службы был направлен его отец, офицер и ярый сталинист Николай Барышников - человек жесткий, строгий и авторитарный. Искусство его не впечатляло, да и не интересовало вовсе, общего языка с сыном они не находили. Мать, Александра Васильевна, которую Михаил очень любил, напротив, была женщиной мягкой и впечатлительной. Занимаясь его воспитанием, она много времени уделяла походам в латвийскую драму и оперетту, научила слушать и любить музыку. С её подачи Барышников начал занимался в балетной студии.

Мише было всего 12-ть, когда семью постигла неожиданная и страшная трагедия, причина которой так и осталась неизвестной – Александра Васильевна, отправив сына к бабушке, покончила с собой. Лишь спустя год он узнал, что это было самоубийство. Не найдя контакта с отцом, который вскоре завел новую семью, Михаил полностью погрузился в танец, в нем нашел спасение и утешение.

Решение о поступлении в Рижское хореографическое училище было принято самостоятельно. Случай свел в одном классе два юных дарования – Барышникова и Александра Годунова. Оба в то время были маленького роста, изрядно беспокоились об этом и вместе придумывали способы, как подрасти: спали на полу, литрами пили томатный сок. Кстати невысокий рост чуть было не стоил Барышникову балетной карьеры, ведь самые миниатюрные балерины на пуантах были для него велики. Преподаватели говорили: для сольных партий нужно подрасти. И волею природы или собственного упорства он дотянулся, дозанимался, добрал те несколько сантиметров, которые решили его судьбу. Рост артиста - 167 см.

Сцена была для него фетишем, целью, смыслом. На ней он расцветал и, кажется, только там становился самим собой, превращаясь из скромного, слегка отчужденного юноши в магнит для зрительских глаз. Учителя отмечали, что на Барышникова хочется смотреть и смотреть, среди прочих танцоров его выделяло буквально все: позы, движения, эмоции, лицо, точеная фигура, гордая осанка. Как яркий цветок на унылом поле, он не мог остаться незамеченным.

Юный танцор ни на минуту не давал себе поблажек, не уставал делать гимнастику на растяжку дома, бегать, заниматься акробатикой и делать сложнейшие упражнения на занятиях в училище. Садясь в позу йоги, просил однокурсников становиться на свои согнутые колени. После таких упражнений ноги нещадно болели.

В 14 лет Миша Барышников танцует свою первую сольную партию. Это была «Тарантелла». В 15 лет его принимают в Вагановское училище в Ленинграде, где танцоров для Кировского театра готовит Александр Пушкин – прекрасный педагог, наставник Нуреева, который всего лишь тремя годами раньше окончил училище.

Барышников со своей феноменальной работоспособностью и харизматичной внешностью быстро занял видное место в труппе Кировского театра, дебютировал в «Дон Кихоте» и «Сильфиде», танцевал партии Нуреева (в оставленных им же костюмах) в «Жизели» и «Спящей красавице». Он стал первым исполнителем партии Гамлета в одноименном балете и Адама в «Сотворении мира», охотно участвовал в экспериментальных постановках. Его танец отличала блестящая техника, эмоциональность и артистизм. Вращения, прыжки и другие элементы он делал мощно и безукоризненно, что и принесло ему победу в 1966 году в Варне и в 1969 году в Москве на международных балетных конкурсах. Звезда Барышникова загорелась быстро и ярко. Он обладал просто уникальными профессиональными данными – идеальной координацией движений, необычайной силой, незаурядным артистическим даром, владел безупречной техникой исполнения и такими сложнейшими элементами, как прыжок с баллоном и элевацией – зрительские сердца были завоеваны окончательно и бесповоротно.

Вся жизнь Михаила Барышникова посвящена творческим амбициям. Именно они и заставили его во время гастролей в Канаде в 1974 году сделать сложный выбор между родиной и творчеством. Репертуар российского академического театра был для него настолько узок, так удушающе мал, что не мог удовлетворить жажду танцовщика познать творческую свободу. Он хотел постигать свободное движение в его абсолютной форме, непрерывно увлекаться танцем, вырваться из рутины и застоя.

Здесь, на Западе, он начал участвовать в новаторских постановках и работать с хореографами разных направлений.

Вскоре Барышников переезжает в США, где поступает в труппу «Америкен Балле Тиэтр» (American Ballet Theatre), становясь сначала ведущим танцовщиком, а затем и руководителем.

Он демонстрировал высочайший исполнительский уровень, вынуждал равняться на себя, расширил свой творческий репертуар от старинной хореографии до модерна и постмодерна. Специально для него создавались многие номера и балеты. «Другие танцы», «Опус 19», «Месяц в деревне», «Пиковая дама», «Гамлет: сопутствующие» - лишь некоторые громкие постановки, в которых он танцевал.

Руководство Американским балетным театром в какой–то момент истощило его физически и морально. В 1990 году он решил вместе с Марком Моррисом основать собственную труппу «Уайт оyк Данс Проджект», с которой в течение шести лет выпустил три великолепных хореографических программы с участием различных балетмейстеров. Снимался в кино, выступал на телевидении, участвовал в драматическом спектакле «Метаморфозы», организовал вместе с Бродским ресторан «Русский самовар» в Нью-Йорке.

Это один из немногих русских артистов, который оказал существенное влияние на формирование американского балетного искусства. Он состоялся в творчестве, бизнесе и личной жизни. Четверо детей и мировое творческое признание, похоже, Михаил Барышников – счастливый человек.

Михаил Барышников родился в Латвии, балетным танцором стал в России, а свое признание нашел в США, где его он известен как Misha

Он не вернулся в 1974 году из Канады, где был на гастролях с Большим театром. На родине из него сделали врага, имя до поры до времени «забыли», имущество конфисковали. Но в Америке не мучившийся чувством ностальгии Барышников раскрыл свой творческий потенциал в полной мере: танцор, постановщик, актер, режиссер, фотограф, ресторатор, обладатель множества премий, в том числе номинант на «Оскар». 27 января у Михаила Барышникова юбилей – ему исполняется 70 лет.

Человек без родины

Будущая звезда балетной сцены родился в Риге в семье офицера. Любовь к искусству ему привила мать. Но, когда мальчик был подростком, женщина как-то раз отправила сына к бабушке, а сама покончила жизнь самоубийством. Отец женился заново, но в этой семье мальчик чувствовал себя чужим. Единственной его отрадой стал балет.

Миша окончил Ленинградское хореографическое училище. Говорили, что он особо не выделялся и даже был угрюмым, но совершенно преображался во время танца. Интересные роли ему не доставались из-за малого роста, тогда Барышников разработал собственный комплекс упражнений и вытянулся до «положенных» 167 см.

С 1967 по 1974 год он танцевал в Мариинском театре оперы и балета (ранее Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова), где был признан лучшим танцором, получал главные партии в постановках. Уже в 24 года Барышников был обласкан властью: жил в собственной квартире в центре города, ездил на престижной по тем временам «Волге». Но материальное никогда не держало его там, где было душно и откуда хотелось вырваться. Михаил позже говорил, что однажды осознал, как же ему не хочется жить в России, видеть людей с вечно недовольными лицами и заверять окружающих в своей любви к компартии. Барышникову хотелось расширить границы и в танцевальном прыжке перелететь на другой конец света.

Беги, Миша, беги!

Это удалось сделать в 1974 году в Канаде. Блистательно выступив на гала-концерте советской балетной труппы Большого театра, Михаил вышел на улицу, где его тут же обступили поклонники. Танцор раздавал автографы и слегка нервничал, его уже ждали друзья, которые помогали ему навсегда распрощаться с Советами. Барышников сказал фанатам, что вернется буквально через минуту, и побежал, а они за ним. Мужчина остановился, рассмеялся, подписал еще несколько фотографий, блокнотов и исчез.


Его прятали на ферме, где он напился, мысленно прощаясь с ленинградскими друзьями, любимой собакой... Через месяц Барышников уже танцевал в «Жизели» на сцене «Метрополитен-опера». Как-то он сказал, что Рига – это всего лишь географическая точка на карте, а родины у него нет в обывательском понимании. Хотя образ именно русского человека танцор неоднократно эксплуатировал в США: сыграл его в фильме «Белые ночи» и в сериале «Секс в большом городе».

Вместе с поэтом Иосифом Бродским и литературоведом Романом Капланом в 80-х Барышников открыл на Манхэттене ресторан «Русский самовар». Интересно, что его герой из сериала – художник Александр Петровский – приводит в это заведение Кэрри Брэдшоу (Сару Джессику Паркер) и угощает русским чаем с вишней.

Человек столетия

После эмиграции Михаил Барышников жадно работает, открывая для себя все новые и новые горизонты: классический балет, modern dance, бродвейский степ, ставит спектакли, снимает кино и сам снимается в фильмах, фотографирует, организовывает выставки, крутит романы с Лайзой Минелли, Джессикой Лэнг, на которой женился и от которой у него дочь Александра. Сегодня он в браке с балериной Лизой Райнхарт. У пары – сын Петр и две дочери – Анна и София. Настоящее воплощение self-made man – американской мечты.

27 января великий танцовщик Михаил Барышников отмечает свой 69-й день рождения. В это сложно поверить: Барышников и выглядит минимум на 20 лет моложе, и полон энергии. ELLE собрал факты биографии человека, которого в США называют единственным стопроцентно узнаваемым русским эмигрантом.

Барышников Родился в Риге в семье офицера. Отец был равнодушен к искусству - в отличие от мамы: именно она привила сыну интерес к музыке и отдала в балетную студию. Когда мальчику было 12, мать отвезла его на лето к своей матери, вернулась домой и покончила с собой. Причины, толкнувшие ее на это, неизвестны. Вскоре отец Миши женился вновь, но отношения с ним и приемной матерью у будущей звезды не складывались. Вскоре, в пятнадцатилетнем возрасте, он перебрался в Ленинград, поступил в Вагановку и перестал общаться с отцом.

Артист остался на Западе в 1974 году, когда труппа Большого находилась на гастролях в Канаде. Его старый приятель Александр Минц предложил ему войти в состав знаменитого American Ballet Theatre (его Барышников возглавит спустя шесть лет). Отказаться было невозможно, и было ясно, что официально его работать туда никто не отпустит. Надо было бежать. После заключительного выступления Барышников вышел на улицу, и тут же был окружен толпой желающих получить автографы. Тем временем Минц ждал его в машине, припаркованной за несколько кварталов от здания театра. «Желающих получить автограф было довольно много, и я сказал: «Извините, я должен на минуту уйти, но я вернусь». И побежал. Но они побежали за мной. Я начал смеяться, остановился, еще несколько раз подписался», - вспоминал он потом. Через месяц Барышников дебютировал на сцене «Метрополитен-опера» в «Жизели».

В 1978 году Михаил возглавил легендарный New York City Ballet, затем девять лет, с 1980-го по 1989 год, руководил не менее знаменитым American Ballet Theatre. Последние десять лет Барышников управляет арт-центром, носящим его имя. Задача этой организации - дать возможность артистам попробовать нечто новое. В Центре три этажа и шесть залов, и цены на аренду минимальные, чтобы начинающие труппы и постановщики могли себе это позволить. Часто там выступают российские артисты, например, Театр Фоменко. Ради запуска Центра Барышников продал одну из картин своей обширной коллекции - «Вид на Санкт-Петербург» Петра Верещагина. Картина ушла с молотка за 740 000 долларов.

Несколько лет назад Барышников устроил в Нью-Йорке выставку своей коллекции - картины и рисунки Бенуа, Кокто, Бакста. Ее также можно было увидеть в Москве осенью 2013 года в Музее изобразительных искусств.

Он увлекается фотографией и занимается ею последние тридцать лет. У Барышникова-фотографа регулярно случаются выставки. На это занятие его вдохновил Леонид Лубяницкий, снимавший для известных глянцевых изданий.

Барышников, а также Лубяницкий, Минц и другие персонажи русской богемы Нью-Йорка 70-х выведены в романе Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка». Барышников там фигурирует под фамилией Ладыжников.

Был другом Барышникова и Иосиф Бродский. Ему посвящены несколько стихотворений Бродского, таких как «Раньше мы поливали газон из лейки…» и «Классический балет есть замок красоты…». В последнем есть такие строки:

Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,

Барышникова зреть. Талант его не стерся!

Усилие ноги и судорога торса

с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа

как в девках заждалась, готовая озлиться!

Говорят, что их отношения не были традиционными рабочими отношениями двух творческих людей, а основывались на человеческом взаимном интересе.

Вот что говорил Бродский о Барышникове: «Мы с ним видимся довольно часто - просто потому, что он совершенно потрясающий человек. Человек потрясающего ума и интуиции... Он на меня произвел - и производит - колоссальное впечатление. Причем вовсе не своими качествами танцовщика, тем более что в этой области я специалистом ни в коем роде не являюсь. А прежде всего своим совершенно невероятным природным интеллектом. Я вообще отношусь к людям, которые меня моложе, с некоторым - как бы это сказать? Ну, как старшеклассники относятся к приготовишкам? Такой взгляд сквозь пальцы, да? А Барышников моложе меня почти на десять лет. Но Барышников - это существо абсолютно уникальное. Он родился день в день с Вольфгангом Амадеем Моцартом. И у них, я думаю, масса общего».

Сергей Довлатов приводит в «Записных книжках» четверостишие, которым Бродский подписал свою книгу, подаренную Барышникову: «Пусть я - Аид, а он - всего лишь - гой, и профиль у него совсем другой, и все же я не сделаю рукой того, что может сделать он ногой!»

Как и в свое время Иосиф Бродский, Михаил Барышников не стремится в Россию - он ни разу не был здесь за все время, проведенное в эмиграции. Поступающие предложения приехать с гастролями он также отвергает: «У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него [Бродского]. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии - точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».

Фильмография Барышникова весьма разнообразна. Несколько картин с его участием вышли еще в Советском Союзе, но это были либо документальные ленты, посвященные балету, либо постановки, в которых Барышников играл практически себя. Зарубежный дебют состоялся в 1977 году - это был фильм «Поворотный пункт», также посвященный миру балета. Картина, в которой снималась еще и Ширли Маклейн, пользовалась большим успехом и получила массу номинаций на «Оскар». Номинирован - как лучший актер второго плана - был и Барышников. Правда, не выиграл.

После трех киноверсий классических балетов - «Щелкунчик», «Кармен» и «Дон Кихот» Барышников появился в триллере «Белые ночи», где сыграл беглого советского танцовщика, случайно оказавшегося на родине. Вышедшие в разгар холодной войны «Белые ночи» были типичным продуктом этой поры, при этом вполне удачным. Номер Барышникова под песню Высоцкого «Кони привередливые» - настоящий шедевр: это стоит посмотреть.

Затем был фильм «Танцоры» (названный знаменитым кинокритиком Роджером Эбертом одним из худших фильмов года), крайне странная лента «Кабинет доктора Рамиреса» и конечно, сериал «Секс в большом городе» , благодаря которому многие впервые услышали и узнали, что есть такой человек - Барышников. Некоторые, впрочем, до сих пор так реагируют на великого танцовщика: «А, этот, из «Секса».

Cара Джессика Паркер отзывается о Барышникове как о единственном из мира балета, чье имя вызывает у нее трепет. «Для нас была большая честь - что он согласился сняться в нашем проекте», - говорила позже актриса, считающая русского танцовщика tough boy, «крутым парнем».

Британская супермодель и российский миллиардер были темой номер один многих российско-английских таблоидов. Кэмпбелл уговорила нового ухажера расстаться с женой Екатериной, с которой Владислав прожил 22 года и воспитывал дочь. Впрочем, брак Доронина и так уже давно стал формальностью, и супруга спокойно смотрела на все интрижки своего партнера. Но ради Наоми Владислав окончательно порвал с прежней жизнью. Это решение обошлось Доронину недешево: за развод он отдал бывшей жене $10 миллионов.

Пресса с нетерпением ждала свадьбы, которую Черная пантера мечтала провести в египетском храме бога Солнца в Люксоре. Впрочем, пятилетний роман так ничем и не завершился. Наоми не прижилась на русской земле, а кофр со свадебным платьем Dolce & Gabbana остался не распакованным.

Борис Ельцин-младший и Тамара Лазич

Популярное

В марте 35-летний Борис расстался с сербской моделью Тамарой Лазич, которую сплетники считали без пяти минут женой русского холостяка. Борис известен своей слабостью к моделям: его встречали с Еленой Максимовой и Олесей Сенченко, однако сербка была одобрена семьей и, главное, младшей сестрой Бориса Машей, к мнению которой наследник всегда прислушивается. Несмотря на серьезные намерения по отношению к Тамаре, пара распалась, и Ельцин-младший снова в поиске.

Егор Тарабасов и Линдси Лохан

А в этой мультинациональной паре все только начинается. Линдси Лохан начала встречаться с 22-летним москвичом Егором Тарабасовым в октябре прошлого года. Ранее сплетники уверяли, что, несмотря на возраст, молодой человек владеет собственным бизнесом: Тарабасову приписали владение агентством недвижимости Home House Estates. Позже выяснилось, что бойфренд ЛиЛо не так уж богат. Деятельность Егора действительно связана с недвижимостью, но он не владеет агентством, а работает агентом. Более серьезные суммы Тарабасову присылает отец-бизнесмен, 50-летний Дмитрий Тарабасов, который владеет несколькими компаниями, в том числе железнодорожными грузоперевозками и магазинами стройматериалов.

В паре Тарабасова и Лохан царит идиллия: молодые люди стали жить вместе. Линдси уже познакомила бойфренда с родителями, а Егор, в свою очередь, представил возлюбленную маме.

Антон Заславский и Селена Гомес

В начале 2015 года певица Селена Гомес встречалась с 26-летним музыкантом Антоном Заславским, который известен как DJ Zedd. Отношения пошли на пользу обоим: Селена смогла относительно легко пережить разрыв с Джастином Бибером, а Заславский записал вместе с подругой композицию I Want You to Know , которая прибавила ему очков в мире шоу-бизнеса. Правда, к осени Гомес в очередной раз вернулась к Биберу, а Заславский решил покорить еще одну вершину — под его чары попала актриса Нина Добрев.

Михаил Барышников и Лиза Райнхарт

« Этот русский» очаровал не только выдуманную героиню Сары Джессики Паркер в сериале« Секс в большом городе», но и вполне себе настоящую голливудскую красотку Джессику Лэнг, которая в 1981 году родила от балетмейстера дочь Александру. Чуть позже пара разошлась, и Барышников женился на американской балерине Лизе Райнхарт, с которой воспитывает старшего сына и двух дочерей.