ЦВМ YouTube ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота
  • КОЛЛЕКЦИИ
  • ВЫСТАВКИ
  • ФИЛИАЛЫ
    • ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ МАСТЕРСКОЙ
    • СОСТАВ МАСТЕРСКОЙ
    • ХУДОЖНИКИ, РАБОТАВШИЕ В МАСТЕРСКОЙ
    • ИСТОРИЧЕСКИЕ НАИМЕНОВАНИЯ МАСТЕРСКОЙ

    Овчинников Вячеслав Иванович

    Вячеслав Иванович Овчинников родился в Петрозаводске в 1947 году. Начальное художественное образование получил в студии Народного художника Республики Карелия - Михаила ЮФА. В 1967 году он поступает в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова на отделение скульптура и заканчивает его в 1971 году с Отличием. Высшее образование получает в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица), заканчивает ЛВХПУ с отличием. По окончании академии художник работает в Государственном Русском музее, Главном управлении культуры Ленинграда.

    В 1979 году по приглашению Центрального военно-морского музея В. И. Овчинников занимает должность главного художника.

    В 1985 году директивой Главнокомандующего ВМФ, адмирала Флота Советского Союза Г.С. Горшкова Вячеслав Овчинников назначен главным художником 5-го тома «Атласа Океанов» «Человек и океан» (для последнего издания выполнено 234 иллюстрации). В этом же году художник переведен в студию военных художников-маринистов Военно-Морского Флота при Центральном военно-морском музее.

    Вячеслав Овчинников — участник 15-ти дальних океанских походов на кораблях и судах ВМФ России. В каждом из городов, где во время путешествий останавливался художник, организовывались его персональные выставки, которые вызывали неизменный интерес и были настоящим событием для горожан. За годы странствий В. Овчинников прошел весь Атлантический океан, 8 раз совершил переход вокруг Европы из Кронштадта в Севастополь. Результатом океанских походов стали не только богатейшие впечатления, но и многочисленные картины, в которых эти впечатления нашли отражение.

    В год 300-летия Российского флота В. Овчинников получил приглашение принять участие в Международной парусной регате «Катти-Сарк » на самом большом в мире 4-х мачтовом барке «Седов».

    На сегодняшний день Вячеслав Овчинников — действительный член Русского географического общества, Действительный член Санкт-Петербургского Морского собрания, член Союза художников Российской Федерации. В 1999 году ему присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации.

    Национальным комитетом общественных наград Российской Федерации В. Овчинников награжден орденом Святого Князя Александра Невского III степени, Санкт-Петербургским Морским собранием — орденом «За заслуги 2 степени», «За трудовую доблесть 2 степени», «За заслуги в морской деятельности 2 степени», «За заслуги в морской деятельности 3 степени».

    Интересными проектами, в которых довелось принять участие, Вячеслав Иванович считает создание и художественное оформление: Музея графов Орловых в усадьбе "Отрада" - село Семёновское, Музея первого русского военного корабля «Орел» в селе Дединово, Музея адмирала П.С. Нахимова на родине флотоводца в селе Хмелита (усадьба «Хмелита»).

    Произведения В. Овчинникова находятся в музеях Москвы (Третьяковская галерея), Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей истории Санкт-Петербурга, Центральный военно-морской музей, Музей городской скульптуры, Государственная публичная библиотека), в Королевском военно-морском музее г. Портсмута (Великобритания), Музее Ватикана, а также в галереях и частных собраниях Австрии, Вьетнама, Греции, Германии, Голландии, Дании, Италии, Ирландии, Израиля, Индии, Канады, Кореи, Китая, Монако, Норвегии, США, Финляндии, Швеции, Японии.

    К 100-летию подводного флота России художником написано более 40 картин для Кронштадтского морского кадетского военного корпуса.

    Продолжая традиции выдающихся русских маринистов, таких как Айвазовский, Боголюбов, Беггров, В. И. Овчинников работает в своей уникальной художественной манере. Поэтому творчество Вячеслава Овчинникова вызывает заслуженный интерес среди ценителей маринизма во всем мире. Внимание к каждой детали, составляющей не только парадную, но и будничную сторону жизни Российского флота — основная черта стиля автора.

    Вячеслав Иванович полон сил и творческих планов, осуществление которых он видит в служении делу прославления и поддержания престижа российского Военно-Морского Флота.

    Основные выставки

    Выставка «Санкт-Петербургская пастель. 2002, 2011 гг. Союз Художников

    Выставка натюрморта «Натюржив». 2002 г. Союз Художников

    Выставка «Нам 70 лет», посвященная 70-летию Санкт Петербургского Союза Художников. 2002 г. Санкт-Петербургский манеж

    Выставка «200 лет со дня рождения адмирала П. С. Нахимова на его Родине». 2002 г. Смоленская область, село Хмелита.

    Выставка «300 лет Санкт-Петербургу».2003 г. Санкт-Петербургский Манеж.

    Выставки «Андреевский флаг».2003-2012 гг. Союз Художников

    «Выставка портрета». 2005 г. Союз Художников

    «Весенняя выставка». 2005 г. Санкт-Петербургский манеж

    Выставка «Осень». 2006-2015 гг. Союз художников

    Выставка «Весна». 2006-2015 гг. Союз художников

    Выставка «Образы морских стихий».2008 г. Галерея «Либерти» Санкт-Петербург.

    Юбилейная выставка «75 лет Санкт-Петербургскому Союзу Художников». 2008 г. Санкт-Петербургский Манеж

    Выставка «65 лет Победы». 2010 г. Союз Художников

    Выставка художников-маринистов. 2010 г. Фонд поддержки Российского Флота, г. Москва

    Выставка «VI Международная Биеннале» Арт - Мост - Акварель». 2011 г, Союз Художников

    Владимир Овчинников родился 4 октября 1941 года в семье ленинградцев, уехавших в эвакуацию в Пермскую область. В сорок пятом семья вернулась в деревянный дом, стоящий в ленинградском пригороде Шувалово. В детстве мама водила Владимира и его друзей в Эрмитаж, непременно с заходом в Рыцарский зал или же рассматривать наконечники стрел в отделе первобытного искусства.

    Практически каждому ребенку однажды попадают в руки карандаш и бумага. Для Овчинникова они с самого детства стали единственно родным средством воспроизведения запавших в душу впечатлений и наблюдений. По словам художника, когда он почувствовал что с помощью рисования и живописи он может «обрести свой язык», то серьезно занялся самообразованием. Тогда вокруг него начал складываться особый круг общения. В частности, большое влияние на него оказало знакомство с художником Евгением Семеошниковым.

    Овчинников признается, что в молодости не чувствовал себя достаточно сильным для того, чтобы погрузиться в систему советского художественного образования и не оказаться сломленным как личность. Советская идеология была ему чужда с юности, генетически. Поэтому он искал иных, нестандартных для своего времени путей в искусство. Он работал помощником маляра-декоратора в Кировском театре, а позже - в хозчасти Эрмитажа вместе с другими молодыми художниками и литераторами.

    Зимой 1971 года художник организовал в своей мастерской в Кустарном переулке одну из первых так называемых квартирных выставок в послевоенном Ленинграде. В выставке участвовали такие же, как он, работающие вне официальной системы, художники. Результатом выставки были знакомства с будущими соратниками и единомышленниками, а также лишение художника мастерской «за использование не по назначению».

    Владимир Овчинников был одним из организаторов знаменитых выставок в домах культуры имени Газа и Невском в 1974 и 75 годах. Это были первые разрешенные официальными властями выставки неофициальных художников. Рядовой советский зритель впервые смог увидеть направления современного искусства, от абстракции до сюрреализма, о существовании которых в отечественном искусстве даже не подозревал.

    Овчинников участвовал в этих выставках уже зрелой своей живописью, фигуративными и сюжетными работами, в которых современность причудливо смешивалась с библейскими и мифологическими сюжетами. Советские чиновники от искусства с большим подозрением отнеслись к его картинам, подозревая художника в скрытой антисоветской пропаганде.

    На самом деле художника и тогда, в советские годы и намного позже, когда его персональные выставки прошли во многих странах мира, увлекала тема чуда и - как его оборотной, бытовой стороны - абсурда в человеческой жизни. В поисках сюжетов для картин он охотно обращается к любимым им писателям-абсурдистам - Борхесу, Ионеско, Беккету, а зачастую придумывает истории сам. Вне зависимости от времени, от исторических обстоятельств, его картины полны метких зарисовок, неожиданных ассоциаций, и неизменного юмора, с которым он повествует о самых серьезных вещах.

    4 октября 2017 года в Государственной Третьяковской галерее (Москва, Лаврушинский переулок, д. 12) состоится презентация книги «Владимир Овчинников. Дневник художника». В издание вошли ранее не публиковавшиеся дневниковые записи и графика известного русского художника Владимира Овчинникова.

    Владимир Афанасьевич Овчинников (1941–2015) – петербургский живописец и скульптор, один из лидеров движения неофициального искусства 1960–1980-х годов, организатор и участник исторически значимых выставок художников-нонконформистов в Ленинграде. Характерной чертой его всегда фигуративной, повествовательной живописи стало совмещение в едином пространстве реалий современной жизни и мифологических персонажей и сюжетов. В советское время такое комбинирование мифа и реальности воспринималось властью как критика существующего режима, что определило место Овчинникова в художественном андеграунде. В постсоветский период живопись Владимира Овчинникова широко экспонировалась в России и других странах, и многие его работы вошли в крупнейшие отечественные и зарубежные музейные собрания – Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей Метрополитен и другие.

    Начиная с 1968 года и на протяжении всей жизни Владимир Овчинников вел дневник, в котором описывал события, наблюдения, и главное – фиксировал свой творческий процесс. Как верно заметил искусствовед Павел Герасименко, автор вступительной статьи к изданию, главное слово, чаще всего встречающееся в «Дневнике художника» – слово «работа». Художник записывал мысли, сопутствовавшие поиску новых сюжетов, формулировал задачи, которые ставил перед собой в ходе создания картин, оценивал результаты, пунктуально отмечая дни, месяцы и годы.

    Графика Владимира Овчинникова впервые публикуется в таком объеме. Наброски будущих произведений возникали на страницах тетрадей дневника, равно как и на отдельных листах. Значительная часть этих рисунков вошла в настоящее издание. Также в книге опубликованы многие упомянутые в рукописи живописные и скульптурные работы Владимира Овчинникова.

    Книга «Владимир Овчинников. Дневник художника» является ценнейшим источником сведений для исследователей творчества мастера, позволяющим идентифицировать и точно датировать множество его произведений. Также она будет интересна всем, кто увлекается историей отечественной культуры позднего советского периода, неофициальным искусством Москвы и Ленинграда, его важнейшими событиями и действующими лицами.

    В рамках презентации состоятся выступления составителей книги и искусствоведов, будут демонстрироваться архивные фото и видео-материалы.

    “Хоровод”. Владимир Овчинников. Холст, масло. 100х75 см. 1975 год

    “Связанный ангел”. Владимир Овчинников. Холст, масло. 140х110 см. 1998 год

    “Мансарда” (по роману С. Беккета “Мерфи”). Холст, масло. 90х110 см. 1999 год

    “Салон красоты”. Владимир Овчинников. Холст, масло. 90х110 см. 2006 год

    “Медитация”. Владимир Овчинников. 90х70 см. 2008 год

    Родился в деревне Мижули Мариино-Посадского района Чувашской республики. Учился в Алатырском художественно-гравёрном училище (1937). В 1939-1945 гг. участвовал в Финской кампании на Карельском перешейке, в Великой Отечественной войне. С 1944 года - член Союза художников СССР. В 1951 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде (мастерская профессора Р. Р. Френца). В 1954 году Овчинникову было присвоено звание кандидата искусствоведения.

    С 1960 года - доцент кафедры изобразительных искусств художественно-графического факультета Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева.

    В 1963-1983 гг. занимал пост секретаря правления Союза художников РСФСР.

    В 1963-1989 гг. - председатель правления Союза художников Чувашской АССР.

    Народный художник ЧАССР с 1968 года. Профессор кафедры живописи (1973). Действительный член Академии наук и искусств ЧР (1995). Народный художник РСФСР (1984). Участник зональных, всесоюзных, всероссийских и зарубежных выставок. Персональные выставки прошли в США, Японии, Франции, Англии, Германии. Картины Н. В. Овчинникова хранятся в 34 музеях России и мира, в частных коллекциях.
    Награждён орденами Отечественной войны 2 степени и Дружбы народов (1978). Лауреат Государственной премии ЧР им. К. В. Иванова (1975). Занесен в Почётную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (1989). Награждён золотой медалью НАНИ ЧР (2002).

    В творчестве Н.В. Овчинникова особое место занимает историческая и жанровая картина, а также пейзаж.

    Начало творческого пути Николая Васильевича приходится на вторую половину 40-х годов - послевоенный период жизни страны. Художник стремился передать в своих полотнах радость Победы и мирного созидательного труда.

    Величайшие события времени - подвиги человека в освоении космического пространства, полет нашего земляка А.Г. Николаева в космос - глубоко взволновали Н.В.Овчинникова, вдохновили его на создание новых произведений. В творчестве художника начинается новый этап - рождается космическая тема.

    Н.В.Овчинников с самого начала пути в творчестве уделяет исключительное внимание изображению человека. Им создана целая галерея портретов. В 70-х годах он выступает как один из первых организаторов творческих бригад художников в республике.

    Николай Васильевич - один из тех, кто создавал художественно-графический факультет в Чувашском государственном педагогическом институте имени И.Я.Яковлева, единственного в то время в стране, а также один из первых организаторов художественных выставок «Большая Волга».

    В творческой деятельности Н.В. Овчинникова особое место занимает историческая тема. В ней он, как ни в каком другом жанре изобразительного искусства, строго придерживается традиций классической живописи. Здесь он - ученик не только русских передвижников, но и Императорской Академии художеств. В последние годы художник пристальный взгляд обращает к известным и великим личностям. В их ряду Н.Я.Бичурин, А.С.Пушкин, И.Я.Яковлев и др.

    Многие произведения Николая Васильевича в развитии реалистического искусства выступают как фундаментальное, цельное творение.

    Пушкин в картинах Н. Овчинникова

    Народный художник РФ и Чувашии Николай Васильевич Овчинников посвятил Пушкину 3 полотна.

    «У ручья» («У родника»)

    В ней Овчинников продолжает традиции Сверчкова. Сюжет простой: Пушкин сходит с кареты и встречается с девушкой - чувашкой. На девушке - красивый, праздничный наряд. На голове - тухья. На картине «У родника» художник изобразил А.С.Пушкина в чувашской деревне. Сельский люд сбежался и смотрит на гостя. Эта картина - последняя работа из всех его работ, написана она в 1998 году. Картина является историческим событием. Очень богато содержание картины: тройка лошадей, остановившихся у родника, кони пьют чистейшую родниковую воду, к кучеру подошёл сельский староста, все смотрят на поэта, а сам поэт залюбовался чувашской девушкой, которая несёт воду в вёдрах на коромысле, девушка в национальном костюме, она идёт по засыпанной листьями тропинке. Художник ярко передал красоту и особенность природы чувашской деревни. Деревья в осеннем наряде, дорога, усыпанная золотом листьев. Старая ива у колод с водой. Пушкин любил путешествовать особенно осенью. Осень - его любимая пора.

    "Пушкин и Никита Яковлевич Бичурин в Петербурге "

    Вот описание портрета Бичурина, сделанное в прошлом веке: «Был он высокого роста, держался совершенно прямо. Открытый большой лоб…губы довольно толсты, глаза большие, темные, блестящие и живые. Движения быстрые, нетерпеливые. Характер вспыльчивый, раздражительный, иногда - резкий. Сердце доброе, великодушное. Прямой и простодушный. Он никогда не фальшивил и потому терпеть не мог лукавых и заискивающих». Художник сумел верно передать на холсте суть этого замечательного сына России, выходца Чувашской Республики! О чем говорят собеседники? Возможно, о предстоящей экспедиции на Восток, в Китай, куда Пушкин мечтал попасть, но царь не разрешил ему. Бурная Нева гонит пенистые волны. На полотне нас настораживает фигура сфинкса. Сфинкс - это загадочный человек (иносказательно). В этом значении, вероятно, изображен Н.Я.Бичурин.

    «А.С.Пушкин и Н.Я.Бичурин» в кабинете»

    Пушкин изображен в домашней обстановке. На нем халат, белая рубашка с воротником. Бичурин в домашнем одеянии. Сразу видно, что Пушкин и Бичурин - близкие друзья.