Тебе наверняка знакома такая «национальная русская забава» - периодически начинать с понедельника новую жизнь. Но это уже стало как-то слишком избито. Ради приличия, если и начинать - уж лучше со вторника. Да и вообще, каждый раз начинать новую жизнь - не слишком ли кардинально, чисто психологи­чески?

Гораздо проще, доступнее и реальнее менять что-то в разных сферах своей жизни постепенно. Мы живем в очень насыщенное информацией время - при нашем ритме жизни хорошо бы уметь еще что-то полезное и нужное, кроме двух (трех, четырех) дипломов на полке в шкафу. Оказывается, многими «скиллзами» (навыками) вполне можно овладеть всего за месяц!

Ну, например, у тебя не получилось поехать в отпуск - и впереди целый месяц в городе? А может, у тебя остался месяц до какого-то важного события в твоей жизни? Например, до «размена» нового десятка жизни, до выхода на новую работу или до возвращения любимой девушки.

Или просто наступило временное затишье в жизни и высвободилось немного свободного времени. Тогда - действуй! Ведь месяц - это много. В армии, например, за это время проходят курс молодого бойца: учатся строевому шагу, копать окопы, стрелять из АК и… много чему еще.

Месяц - это, как минимум, 672 часа, 40320 минут и 2419200 секунд. А как максимум - 744 часа, 44640 минут и 2678400 секунд!

Мы решили поделить все «скиллзы» по сферам жизни: хобби, спорт, работа, быт (повседневная жизнь). Речь идет именно о «научиться», а уж совершенствоваться в любом деле можно всю жизнь.

Итак, за месяц можно научиться…

СПОРТ

  • ездить верхом (управлять лошадью);
  • играть в настольный теннис, бильярд;
  • прыгать с парашютом (включая теорию/практику, и сделать не один, а серию прыжков);
  • танцевать вальс, полонез, сиртаки - любой массовый танец или же любой постановочный - по видеоурокам;
  • плавать вообще самому или хорошо/правильно - с тренером в бассейне;
  • подтягиваться «n-раз» за месяц: есть разные методики. Вот что предлагают на форуме: «Сегодня 5 раз подтянись, а завтра скажи себе: “Сдохну, но подтянусь 6 раз”. И так каждый день. Главное - поставить цель». Кстати, за месяц реально научиться подтягиваться 12-14 раз подряд;
  • отжиматься 100 раз подряд;
  • изменить питание: научиться, точнее, отучиться питаться фастфудом;
  • овладеть классическими позами йоги;
  • управлять парусником (довольно легко, около 70-100 часов) или яхтой (современные круизные яхты в управлении чуть ли не проще, чем машина с автоматической коробкой);
  • водить легкий самолет (права частного пилота можно получить через 50 часов в воздухе с инструктором - это не так долго и дорого, как кажется). А еще можно пользоваться Microsoft Flight Simulator - мощный симулятор, его используют даже для подготовки реальных пилотов;
  • кататься на лыжах, коньках, роликах или горном велосипеде;
  • уверенно стоять на сноуборде;
  • освоить виндсерфинг;
  • получить сертификат дайвера;
  • забавы ради: жонглировать, ходить на руках, садиться на шпагат (день за днем увеличивая растяжку).

У К.С.Станиславского однажды спросили:

— Сколько нужно времени, чтобы поставить спектакль?

— Год, - ответил Константин Сергеевич.

— Год? Но это же очень долго. Слишком долго.

— Тогда неделя, - усмехнулся Станиславский.

ХОББИ

  1. играть на музыкальном инструменте. Например, на гитаре - на форумах заверяют, что за месяц - вполне реально. Обязательные ежедневные тренировки по 20 минут на нейлоновых струнах. А, может, на скрипке - и можно будет бесконечно удивлять подругу? Или на маленьком инструменте: губная гармошка или блок-флейта. Можно взять частные уроки, где ты можешь научиться играть несколько любимых мелодий - это проще, чем учиться играть на инструменте вообще;
  2. рисовать - хотя бы на уровне умения нарисовать ребенку зайчика, котика или собачку. И чтобы они были похожи сами на себя. С такой потребностью тебе сюда: http://vk.com/draw30;
  3. написать рассказ, книгу и попробовать издать ее;
  4. научиться разбираться в людях: «Я бы много времени уделял изучению психологии», - пишет один из блоггеров. За месяц, кстати, вполне реально изучить какую-нибудь отрасль психологии - например, детскую или семейные конфликты (в этом сильно помогут расстановки по Хеллингеру или психологическое айкидо Литвака);
  5. выживать в диких условиях - пойти в поход: «…Это когда образ жизни постоянно сопряжен с преодолением всяческих трудностей, начиная от бытовых. Вот тогда есть, за что и с чем побороться, напрячься. А к тихому и размеренному мещанскому счастью я завсегда прийти успею», - пишет один из овладевших «скиллом» блоггеров;
  6. пройти курсы барменов (получишь кучу информации о самом различном алкоголе, как, что и с чем пить, как работать с кофе и чаем);
  7. классно фотографировать: за месяц можно очень сильно поднять свое мастерство, как в работе с техникой-фильтрами-объективами, так и с самой фотографией (фоторедакторами). И просто - брать в руки фотоаппарат и снимать, снимать каждый день!;
  8. играть в шахматы (пригодится, ведь можно будет блеснуть где-нибудь на пенсии в санатории или в отеле, и вообще - в любой мужской компании). Шахматы всегда будут оставаться игрой для интеллектуалов, а умение играть в них - полезным и приятным «скиллом».

ТОП-10 популярных запросов в поисковиках «Как научиться…»:

— целоваться;

— плавать;

— рисовать;

— подтягиваться на турнике;

— стоять на руках.

РАБОТА

  • выучить язык на разговорном уровне - реально ли это за месяц? Некоторые утверждают, что это возможно. Ускоренный курс - пять часов в день говорить по-английски, погружаясь в языковую среду все больше и больше. Не обязательно для этого уезжать за границу. Иногда бывает достаточно создать языковую среду искусственно (фильмы, переписка и т.п.) - как создают искусственные водоемы и бассейны для тех, кто хочет научиться плавать. По разным оценкам нужно потратить где-то 200 часов занятий (самообразования), чтобы выучить испанский язык. И где-то 300, чтобы изучить французский (около 1500 на китайский). С частным учителем может выйти еще быстрее;
  • освоить сайтостроение: блоггеры заверяют, что при должных усилиях эффект наступает уже через неделю;
  • писать каллиграфическим почерком и в разных стилях. На одном из форумов посетитель заверяет, что у него на подобное ушло дней 10-15;
  • пройти курс орфографии по русскому языку и не делать больше обидных и глупых ошибок в текстах деловых писем;
  • пройти курс скорочтения: когда читаешь медленно, то из-за этого прочитываешь мало, а без чтения никакое саморазвитие невозможно. Но - внимание! Скорочтение конфликтует с изучением иностранных языков. Точный механизм неизвестен, но проблема такая есть - желательно не делать этого параллельно;
  • научиться критическому восприятию информации (Стоит ли доверять автору? Почему эта информация появилась? Правдива ли она? Полная ли эта информация? Как она согласуется с критикой?). Один из посетителей форумов пишет: «…это то, что на английском называется critical thinking - один из самых необходимых “скиллзов”, важнее скорочтения или каких-то прикладных умений, потому что он развивает способность мыслить. Читай любые тексты критически в течение месяца, и эта привычка закрепится сама собой. Только не скептически, а критически - не путай! Первый - это не полезный “скилл”».

БЫТ

  • стричься: да-да, никогда не подумывал об этом? А вдруг решишь совместить этот «скилл» с жизнью в диких условиях, а жара на острове будет невыносимой? К тому же, можно самому приводить в порядок свои бакенбарды, бородку или любой другой элемент имиджа;
  • научиться сверхвкусно готовить - хотя бы пару блюд из каждой категории: супы, горячее, выпечка. В жизни точно пригодится, не говоря уже о «вау-эффекте» для близких и друзей;
  • окончить курсы юристов - не раз поможет в жизни;
  • водить машину: как говорится, водить можно научиться и за час. А вот водить по правилам может не то что месяца не хватить, а и всей жизни. В этом случае месяц - срок достаточно условный. Но мы ведем речь не о получении прав, а о наличии прав, но пока что отсутствии реального навыка, то есть именно о «скиллзах» - навыках вождения машины и опыте, приходящем раз за разом;
  • пройти курсы экстремального вождения (при попадании в экстремальные ситуации, где требуется принять сложное и единственно верное решение). Это может однажды спасти не только твою, но и десятки других жизней;
  • пройти курсы первой помощи: узнать, что делать, когда кому-то стало плохо или ты оказался рядом с аварией;
  • научиться быстро считать в уме - попробуй обходиться без своих девайсов на протяжении месяца;

А еще на форумах советуют за месяц научиться…быть мужем и отцом! Потому что «быть семейным человеком - это так здорово, да и в жизни очень пригодится», - делятся опытные и владеющие этим «скиллом» форумчане.

Ведь в жизни надо успеть попробовать всё, так что - вперед, за первой «галочкой» в списке!

Текст: Екатерина Герасимова

Речь в этой статье пойдет не о soft skills, тематике которых глобально посвящен наш ресурс, а о нескольких конкретных умениях. Освоив их, вы приобретете ценные навыки, которые могут пригодиться в жизни и работе, станут хобби, позволят не только узнать что-то новое, но и прокачать профессиональные навыки. Вместе с коротким описанием каждого из них мы собрали небольшой список ресурсов, где можно данные умения начать осваивать. Пользуйтесь!

Графические редакторы (Photoshop и т.п.)

Мы живем в цифровом мире. И умение пользоваться графическими редакторами в нем способно сослужить хорошую службу. Неважно для каких целей вами может быть использовано это знание – для устранения дефектов на собственных фотографиях, рисования или нужд веб-дизайна. Более того, это может стать как хобби, так и профессией.

Например, с помощью Photoshop – одного из самых популярных графических редакторов – можно создавать коллажи, макеты, инфографику, анимацию, делать ретушь портретов, рисовать картины. И это – лишь малая часть. Освоение подобных программ можно начать с более простых и бесплатных редакторов, предлагаемых рынком.

Excel

Большинство пользователей пакета офисных программ Microsoft Office не знакомы даже с базовым функционалом Excel (программы для работы с электронными таблицами). А это, между прочим, одно из наиболее популярных приложений в мире. Excel предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты и язык макропрограммирования VBA. В наиболее простом понимании – это инструмент для создания и работы с таблицами, вычислений и графического их отображения. Своеобразный must know.

Ссылки, которые могут пригодиться

Помимо большого количества разных самоучителей, доступных в Интернете, для обучения подойдут:

Основы финансовой грамотности и управление финансами

Финансовую грамотность не совсем верно относить к навыкам. Это, скорее, комплекс знаний, применяя которые, человек может научиться умно распоряжаться своими деньгами. Зачем? Каждый из нас ежедневно имеет дело с финансами. И зачастую то, как мы тратим, чем руководствуемся при совершении покупок и оценке выгодности того или иного предложения, остается нами . В результате становится сложно контролировать свои расходы. Кому-то не удается начать откладывать, экономить, обрести финансовую независимость. Почему это происходит, как научиться управлять своими средствами, грамотно ими распоряжаясь? Ответы на эти и другие смежные вопросы необходимо знать практически каждому современному человеку.

Ссылки, которые могут пригодиться

Фотография

Сегодня трудно найти человека, который бы не фотографировал – с помощью камеры смартфона, любительского или профессионального фотоаппарата, экшн-камеры. В наше время фотографом-аматором в той или иной мере может считаться каждый. И научиться основам фотографии, снимая для себя, а со временем и для продажи фотографий – вполне посильная задача для любого. Все что нужно – изучить теорию (работа с используемой техникой, свет, композиция и т.п.) и практиковаться, совершенствуя мастерство.

Ссылки, которые могут пригодиться

Ввиду популярности тематики обучению фотографии посвящено множество материалов: от того, как правильно делать снимки на телефон, включая селфи, до советов по профессиональной фотографии. Вот лишь некоторые ресурсы:

При написании статьи частично использованы материалы сайта lifehack. org

Хотели бы заполучить полезный навык, который Вам пригодится в будущем или поможет освоить новую профессию? За небольшой период времени, например, полгода можно научиться многому. А это обязательно станет для Вас полезным и обеспечит развитие новых навыков. Что можно выучить за 6 месяцев, читайте далее.

Скорочтение . Однажды Билл Гейтса спросили, какую сверхспособность он бы хотел получить, если бы была такая возможность. Он ответил, что именно скорочтение. Это вполне логично, так как чем быстрее читаешь текста, тем больше информации может освоить и воспользоваться ее для достижения цели. Это серьезный и перспективный навык. На сегодня огромной популярностью пользуются курсы скорочтения. Например, он-лайн уроки. Просто введите в поисковик запрос “освоить навык скорочтения” и Вы увидите, сколько разнообразных результатов выдачи получите. Обучение скорочтению при желании и регулярных занятиях даст хороший результат. При этом таких курсов в сети предостаточно, как платных так и бесплатных. На то, чтобы освоить скорочтение на хорошем уровне понадобится менее чем полгода.

ЧТО СОВЕТУЮТ : Вы можете посетить бесплатные онлайн-курсы Read Speeder или воспользоваться приложением Spitzlet, оно позволит молниеносно читать статьи в браузере и не только.

Риторика или ораторское искусство . Если Вы испытываете страх перед выступлением на публике, то такой навык обязательно следует освоить. Чем свободней и естественней будете чувствовать себя перед большой аудиторией, тем легче Вам будет в повседневной жизни: в телефонных переговорах, в продажах, в общении с клиентами и не только. Как выступать перед публикой Вас научат специальные курсы и тренинги от профессионалов в данной области.

Миллиардер Уоррен Баффетт, выступая перед студентами-выпускниками, постоянно утверждал, что умение выступать на публике – навык без которого не обойтись в жизни тем, кто мечтает стать успешным и богатым.

Уже за пару занятий Вы сможете избавиться от подобного страха и начать практиковать свои выступления. А за полгода такой навык можно отлично отточить и стать настоящим профессионалом. Ваша речь сможет достичь сердца каждого слушателя.

ЧТО СОВЕТУЮТ : англоязычное сообщество Toastmasters, которое организовывают встречи по всему миру и обучает этому мастерству всем желающим.

Бухгалтерский учет . Знание элементарных основ бухгалтерии поможет освоиться в любом бизнесе и обязательно пригодится в жизни. Вам не обязательно быть профессиональным бухгалтером, но про правильное обращение с финансами необходимо знать каждому здравомыслящему человеку. Такой навык поможет управлять своими доходами и качественно улучшить свою жизнь. Ведение бухгалтерского учета полезное умение для тех, кто планирует развиваться.

ЧТО СОВЕТУЮТ : поищите самоучители по учету или онлайн курсы, которые помогут освоить данный навык за небольшой отрезок времени – 6 месяцев.

Выучить иностранный язык , например, испанский. Это второй по популярности язык в мире после китайского. Как выучить иностранный язык за полгода? Утверждают, что испанский наиболее легкий язык для освоения. На нем говорят полмилиарда человек во всем мире. Одна из основных проблем, почему людям не удается изучить той или иной язык – неправильный выбор метода изучения. Научно доказано, люди запоминают лишь 5% того, что они изучили на лекции, 20% – через приложения с визуальными элементами, и 90% – из жизненных ситуаций. Как выучить язык? Для этого в помощь языковые школы (лекции), книги и Duolingo (приложения) – они ускорят Ваш процесс обучения.

ЧТО СОВЕТУЮТ : на просторах Интернет существует большое количество ресурсов и сообществ, которые помогут Вам освоить этот или другой любой язык.

Фото и видеомонтаж . В современном цифровом мире контент в виде фотографий и видеороликов еще очень долго будет иметь свою ценность. Поэтому умение правильно и качественно обрабатывать его один из полезных и очень достойных навыков. А если он еще и на профессиональном уровне, то это неплохая возможность найти высокооплачиваемую и творческую работу по душе.

Начать обучение можно с любой понравившейся Вам программы или с Photoshop, или с его бесплатных аналогов. Для редактирования видео наиболее часто используют iMovie или Final Cut Pro. Вокруг этих программ сформированы целые сообщества. Они могут стать для Вас наилучшими учебниками. На тематических форумах можно всегда найти ответ на интересующий вас вопрос. А на YouTube – тысячи бесплатных видеоуроков, посвященных как базовым инструментам обработки, так и более продвинутым эффектам. За несколько месяцев упорной работы вы самостоятельно освоите редактирование фото и видео на достаточно высоком уровне и, возможно, даже станете профессионалом в этой области.

ЧТО СОВЕТУЮТ : в сети много полезных видеоуроков, с помощью которых можно самостоятельно изучить фото и видеоредакторы. Например, изучение Adobe Photoshop CS6 или уроки по изучению более простого Paint . Введите в поисковик “уроки Photoshop” и Вы удивитесь сколько самых разнообразных предложений получите.

Блоггинг. Как создать свой блог?

Блог – это не только мощный инструмент для распространения своих идей, но и прекрасная возможность создания бренда или расширения своего бизнеса. Не важно, какую должность или профессию Вы имеете, Вы можете без проблем создать свой блог и найти читателей на просторах Интернета.

ЧТО СОВЕТУЮТ : для ведения блога необходима система управления контентом, например, бесплатный WordPress. Для написания качественный статей лучше потренироваться. О том, как вести блог, в Сети масса полезной информации. На данную тему отдельная статья “ ”.

Стать программистом за полгода?

Программирование – один из самых популярных в последнее время направлений для обучения, в том числе самообучение. Говорят, что программировать может научиться каждый, было бы желание и время для этого. Каждый может это проверить на себе. Для этого воспользуйтесь онлайн-курсами, например, бесплатными. Их можно освоить не выходя из дома. Также существует много тематических форумов, где можно спросить совет у специалиста, и вообще найти много полезной информации для развития своих навыков. Как стать программистом – необходимо изучать теорию и применять ее сразу же на практике. Если хорошо потрудиться, то за 6 месяцев можно добиться отличных результатов.

ЧТО СОВЕТУЮТ : Codecademy – англоязычный ресурс, которым пользуются много специалистов. Процесс обучения должен состоять из нескольких этапов: выбор языка, знакомство с теоретической подводкой, практика в интерактивной консоли. Курсы Stepic.org – введение в языки программирования С/С++, Java, Python. Хабрахабр – полезные материалы сферы компьютерной и ИТ. Здесь также можно задать вопросы и получить на них ответы от людей с опытом в данной сфере.

Изучаем Excel .

Вы знакомы с базовым функционалом Excel (программы для работы с электронными таблицами). Это одно с наиболее популярных и используемых приложений в мире. Excel позволяет делать разнообразные расчеты, имеет графические инструменты и язык макропрограммирования VBA. Это отличный инструмент для создания и работы с таблицами, вычислений и графического их отображения. Его должен знать каждый.

ЧТО СОВЕТУЮТ : существует большое количество самоучителей, которые без проблем можно скачать в Интернет. Например: Начальный уровень, знакомство с программой ; Базовый курс из более чем 50 уроков по Excel

Спортивные тренировки, например, подьем тяжестей .

Спортивные возможности, к примеру, подьем тяжестей тоже навык. За полгода в данной сфере можно добиться хороших результатов. Конечно же, вы не станете Шварцнеггером, но вы быстрее получите желаемый результат, если поймете, как правильно качаться. Соблюдение безопасности и регулярные тренировки дадут свой результат за 6 месяцев. Главное, не останавливаться.

ЧТО СОВЕТУЮТ : посмотрите для общего понимания канал Bodybuilding.com на Youtube. Найдите хорошего тренера и приступайте к занятиям.

Как перестать бояться перемен в жизни? Способы изменить жизнь в статье.

Надеюсь, Вам хватит терпения и упорства для освоения нового навыка. Возможно, Вы научились чему-то другому за полгода? Поделитесь своим опытом с нашими читателями.

10412 раз(а) 20 Сегодня просмотрено раз(а)

Здравствуйте!

В одной из наших прошлых статей мы с вами говорили о том, как важно в общении с детьми (и не только!) удерживать свои границы. В своих письмах вы пишете, что эта тема не до конца понятна. И поэтому сегодня мы поговорим про личностные границы . Это непосредственно и очень ощутимо касается любого из нас, и каждый день влияет на то, как мы воспринимаем нашу жизнь и мир вокруг нас.

Задуматься на тему границ меня подтолкнула моя дочка Маля. Мы шли с ней из школы домой, по пути у нее из рук выпала игрушка и упала в грязь. Я в тот момент была уставшая и вся в своих заботах, и поэтому отреагировала автоматически – цоканьем. Непосредственная и искренняя реакция дочки мгновенно вернула меня в состояние осознанности: «Мам, ну что ты цокаешь то? Ты что ли никогда ничего не роняешь?!»

Как вы думаете, о чем говорит такая ее реакция? Она говорит о том, что с границами моего ребенка все в порядке.

Когда-то давно в социальных сетях я видела пост одной женщины, в котором она описывала случай из своей жизни: на отдыхе с семьей, она случайно и очень сильно придавила сыну пальцы багажником машины. В этой ситуации ее «накрыло» виной и тревогой, муж впал в панику и итак страдающему ребенку досталась, вместо поддержки, такая родительская реакция: «О чем ты только думаешь?! Вечно руки суешь, куда ни попадя!» Так вот, тот мальчик тоже был с целостными границами, поэтому, защищая себя, он крикнул: «Мне итак больно, а вы еще на меня набросились!»

Давайте подумаем, как бы мог отреагировать в этой ситуации ребенок с уже нарушенными границами? Он мог бы: ощутить стыд и вину, внутренне съежиться, сжаться, внешне сгорбиться. Может быть, расплакаться, начать оправдываться, уйти в себя, замкнуться и т.д. Мысли его могли бы быть такими: « C о мной что-то не так. Я плохой, я все время все роняю и пачкаю».

Многие уже взрослые люди испытывают трудности в жизни именно из-за нарушенных личностных границ. Такими людьми легко манипулировать и управлять, у них часто болезненное, искаженное восприятие жизни, любые сложности выбивают их из колеи. Вспоминая свое детство, они рассказывают, что их часто стыдили, винили, как бы заставляя чувствовать себя плохими. Учили не думать о себе, пренебрегать своими желаниями ради других людей или ради долга. Помните прекрасную сказку «Морозко»? Где младшая дочь, замерзая в лесу, говорила, что все с ней в порядке и ей не холодно.

Для чего же нам нужны наши границы, и как научиться не позволять их переходить? Как и границы государства, наши границы нужны нам для того, чтобы обеспечить безопасность нашей личности и сохранить ее целостность. Знакомы ли вам такие выражения: «Она потеряла себя» или «Никак не найду себя» или «Она воспринимает все слишком близко к сердцу», «Она слилась с ним» и т.д. Все эти выражения указывают на то, что у описываемого человека нарушены личностные границы.

Для того чтобы научиться не позволять переходить наши границы, нужно почувствовать и понять когда, кем и чем (какими словами или действиями) эти границы нарушаются. И здесь у каждого свои истории… Кто-то раз за разом почему то позволяет людям определенного типа помыкать собой. Кто-то в похожих критических ситуациях совсем теряет силы и внутренне начинает разрушаться, теряет силы, энергию, желание жить. Но в любом случае многое зависит от нас. Если наши границы крепкие, целостные, и мы осознаем, чувствуем их, то их мало чем можно нарушить.

И нам важно уметь защищать и отстаивать как свои собственные границы (в том числе, и от наших детей!), так и уметь передать детям эту способность.

Давайте обобщим, в каких же ситуациях происходит вторжение в личностные границы?

  • Когда мы уверенно утверждаем, что другой человек должен чувствовать, хотеть, думать, делать. Например: «Да как это ты не голоден? Ну ка быстро садись за стол!»
  • Подводим, нарушаем обещания, делаем не то, о чем договаривались. Например: ситуация скрываемой супружеской измены. Это тоже нарушение границ потому что другая сторона не подозревает об измене, она не видит реальную ситуацию и оказывается втянутой в треугольник не по своей воле. В том числе, по этой причине, измены всегда воспринимаются и переживаются очень болезненно. И некоторые даже говорят: «Я ощущаю себя грязной», «Как будто кто-то чужой влез в мою постель и растоптал все самое дорогое и ценное». «Он превратил всю мою жизнь в дурацкую шутку!» Здесь явно прослеживается ощущение нарушения границ.
  • Принижаем или отрицаем чувства другого человека. Например: «Да нечего тут бояться!», «Да чего ты придумываешь, все не так было!»
  • Игнорируем другого, не слушаем, перебиваем (в общении с детьми многие из нас «грешат» этим). Или резко прерываем контакт (если общение уже начато).
  • Заходим без спроса на территорию другого, берем без спроса вещи, читаем личные письма, навязчиво обнимаем, прикасаемся к другому (неуважаем личную территорию). Например: заходим к ребенку в комнату без стука (от 5-ти лет лучше уже стучать), выбрасываем игрушки без спроса, читаем переписку ребенка в социальных сетях.
  • Не воспринимаем, не уважаем чужое «нет».
  • Угрожаем наказанием. Например: «Если ты не прекратишь сейчас, я уйду, и не вернусь…уеду и живи с папой…и т.д.»

Эта одна сторона вопроса о границах. Она касается того, как нам не нарушать их в общении с другими людьми (в том числе, детьми).

Но есть и другая…Многие родители, стараясь быть хорошими мамами и папами, переусердствуют в этом стремлении, и начинают позволять ребенку то, что превращает самих детей в нарушителей чужих границ. Как писал Антон Семенович Макаренко «нет никого несчастнее ребенка, победившего собственных родителей». Это так и потому, что у такого ребенка будет отсутствовать понятие о границах и ощущение границ.

Для того чтобы ребенок, став взрослым, был принят социумом, успешен и при этом глубинно личностно удовлетворен своей жизнью, его необходимо научить, как защищать свои границы, так и уважать границы другого человека (начиная, конечно, с родителей).

Наверняка, вы не раз видели в транспорте или других общественных местах детей, ведущих себя вызывающе, мешающих окружающим людям. И их родители спокойно допускали все это. Обычно это связано с благими намерениями последних «дать детям свободу», воспитать из ребенка человека без комплексов и т.д. Но во всем нужна золотая середина и мера. Как говорил Иммануил Кант: «Твоя свобода заканчивается у кончика носа другого человека» .

Так как же нам научить ребенка замечать и учитывать в своем поведении эти «кончики носа»?

Часто бывает так, что мы позволяем своим детям то, что в отношениях с другими людьми нас бы обидело или привело к желанию прекратить общение.

Какие это могут быть ситуации?

  • Ребенок нас перебивает;
  • Ребенок игнорирует наши слова, просьбы, не отвечает нам;
  • Ребенок не берет в расчет наши потребности и желания, не уважает их (в том случае, если мы сообщаем о них ребенку);
  • Ребенок говорит с нами пренебрежительным тоном;
  • Ребенок бьет нас по лицу, кидает в нас предметы (малыш);
  • Ребенок заставляет нас играть с ним;
  • Ребенок (постарше) не выполняет договоренности, не помогает по хозяйству.

Абсолютно во всех вышеописанных случаях ребенок будет вести себя подобным образом только в том случае, если мы это ему позволяем (или когда-то позволили).

  • Если мы не отстаиваем свое право быть услышанными;
  • Если мы реагируем на любую просьбу ребенка, даже если это идет в разрез с нашими собственными желаниями, планами и т.д.;
  • Если мы в принципе не умеем сказать твердое «нет» ребенку;
  • Если у нас не хватает сил, времени, желания на то, чтобы добиться от ребенка нужного поведения, помощи;
  • Если мы не приложили достаточно усилий, чтобы обучить его режиму, систематическим занятиям и т.д. (под усилиями я имею в виду не давление и жесткий контроль, а грамотное, мотивирующее и развивающее взаимодействие с ребенком).

Мои друзья и знакомые часто удивляются, что моя дочка, которой 7 лет, такая заботливая и внимательная к другим людям. На самом деле, все просто. С раннего возраста я спокойно делилась с ней своими чувствами и желаниями. Помню, часто было так, что я делаю что-то, мои руки заняты, а она вдруг просит что-то подержать, сделать или дать ей. Я никогда просто так, не объясняя, не отказывала ей. Я направляла ее внимание на то, что происходит, спрашивала: «Ты видишь, что я сейчас делаю? Ты видишь у меня сколько рук?» Конечно, это повторялось неоднократно, и постепенно она привыкла обращать внимание на то, чем я занята и учитывать это. Подобное происходило и когда она пыталась перебить меня в разговоре.

То есть, мы просто спокойно не позволяем ребенку нарушать наши границы. Это не так сложно, как может показаться. Поступая подобным образом мы не только учим ребенка уважать границы другого человека, но и даем пример того, как защищать свои!

Что нам может помешать это делать?

  • Невротическое чувство вины (это тема отдельной статьи). Люди, испытывающие чувство вины, с трудом говорят «нет».
  • Жертвенная внутренняя позиция. Это когда мы ищем виноватых вовне и очень хотим сами быть хорошими. Например: «Да вся в отца, гены такие, ничего не поделаешь» . Или: «Видно судьба у меня такая, все на мне ездят». И т.д.
  • Хроническое истощение. Когда мы теряем себя от усталости, забывая о своих истинных желаниях и потребностях. Перестаем сами заботиться о себе. Не позволяем себе иметь время и пространство только для себя.
  • Внутреннее слияние матери с ребенком, «безумная» любовь к нему. Когда ребенок маленький, такие отношения между мамой и малышом абсолютно нормальны, целесообразны. Так задумано природой, потому что иначе ребенок просто не выживет. Любая женщина, которая растила сама малыша знает, что жертвы и постоянное ущемление собственных потребностей на том этапе просто неизбежны. И все это переносится гармонично именно благодаря отсутствию границ между матерью и младенцем. Они одно! Но часто бывает так, что это слияние затягивается. Ребенку 5 лет, а женщина все говорит про него: «Мы». «У нас ушко болело» . Здоровый детина помыкает матерью, грубит ей, а она позволяет ему это или даже восхищается им в ответ. И т.д. То есть внутреннего разъединения не происходит. Часто это бывает связано с тем, что у женщины нет своей жизни, интересов, полноценных и питающих отношений с мужчиной, любимого дела и т.д.

При этом, дорогие родители, существует интересная закономерность: если у нас нет своих границ (мы не держим их) в общении с детьми, то мы неизбежно лишаем границ своих детей. Думаю, Вы ни раз встречали уже взрослых людей, болезненно привязанных к матери, внутренне зависимых от нее, не самостоятельных. Такие люди не умеют ощущать себя целостными в своей отдельности от матери.

Как вы думаете, что же является признаком того, что мы все таки позволили нарушить наши границы?

  • Сильное раздражение;
  • Дискомфорт;
  • Злоба;
  • Непонятная тоска при внешнем благополучии;
  • Желание уйти из контакта, «забиться в свою норку».

К сожалению, многие из нас не готовы осознать и признать в себе подобные чувства, а поэтому и свои границы такие люди ощущают слабо.

Вообще, в жизни абсолютно любого человека бывают моменты, когда границы размываются, перестают ощущаться, нарушаются. Важно, чтобы это были именно редкие моменты, которые мы осознаем.

Дорогие родители, уверена, что вы сказали бы, что бывают ситуации (и их много!), когда мы многим жертвуем ради своих детей, и это нормально. Согласна с вами! Разница в том, что в норме это наш осознанный выбор – делать что-то для ребенка, даже ценой своего дискомфорта, усталости. А если выбор наш, тогда с нашими границами все в порядке!

Давайте учиться замечать в себе как жертву, так и нарушителя чужих границ? А, замечая, постепенно учиться другим способам взаимодействия!

Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту или в скайп: El.Shev.

Мы состоим из множества привычек. Одни пришли к нам из детства – это те ритуалы, о которых мы уже не помним, как они появились: сказать «будь здоров» чихнувшему человеку, перейти дорогу на зеленый свет, выключить свет, уходя из дома. Другие приросли в течение жизни – неизменная чашка кофе утром, день пиццы по субботам, 25% от зарплаты, отложенные на депозит…

Прямо сейчас на наших глазах привычки приобретают наши дети. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их продиктует природа и среда, окружающая ребенка. Но есть вещи, которым мы можем научить детей в раннем возрасте, чтобы эти полезные навыки в будущем помогали им взаимодействовать с другими людьми и облегчали жизнь.

Быть вежливым. Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста», и умение пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и доброжелательное поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми, украшают любой разговор, открывают не поддающиеся на первый взгляд двери.

Уметь говорить «нет». Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пройти вместе с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, что постоянно одалживает вещи и не отдает их без напоминания. Ровеснику, предлагающему выпить коктейль на школьной дискотеке. Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени.

Соблюдать гигиену. Если с юных лет приучить ребенка заботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены, в будущем эта привычка сослужит хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.

Не опаздывать. Непунктуальность – один из самых больших раздражителей. Она может подводить и ученика в школе, и офисного работника, поэтому с медлительными детьми стоит с раннего возраста взять за правило выходить из дома на десять минут раньше, готовить одежду и учебники с вечера, чтобы избежать утренней суматохи, а также самим родителям показывать пример прихода к назначенному времени на дни рождения, дружеские встречи или к врачу.

Соблюдать правила безопасности. Жизненно важные правила необходимо выработать до автоматизма, пока дети еще маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз, пока не впечатаются в памяти: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнем.

Уметь слушать. Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе (воспринимать информацию), и в работе (проходить собеседования, вести переговоры), и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными.

Сосредотачиваться. Сейчас о прокрастинации говорят с некоторым вызовом и бравадой. А меж тем и современные дети, и взрослые утрачивают способность быть усидчивым, концентрироваться на одной задаче и доходить до сути. Мы можем научить детей отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредоточиваться на одном деле, а по его завершении приниматься за другое.

Класть вещи на место. Приучая ребенка убирать за собой игрушки и вешать на место одежду, в которой он пришел из школы, можно уменьшить энтропию разбросанных вещей сейчас и в будущем.

Извиняться. Важно не относиться к ошибкам как к чему-то постыдному, не вырабатывать у ребенка чувство стыда за любую оплошность. Но ввести в лексикон простое слово «извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел, необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей. Способность попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжелый груз с души, когда чувствуешь свою неправоту.

Питаться правильно. Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы ставим на стол. Привередливые дети и из правильного продуктового набора составят список исключений, но все-таки, если в родительском рационе присутствуют только полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребенку захотелось съесть овощной салат или кусок рыбы.

Знакомиться. Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.

Уважать личное пространство. Некоторым тактильным детям ничего не стоит познакомиться с человеком и через пять минут сидеть на его коленках. Но совсем не многие люди готовы радостно принять столь доверительное к себе отношение. Поэтому и открытых, тактильных детей нужно мягко учить понятию личного пространства, подсказывать, как близко можно подходить во время разговора с незнакомым человеком, кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может поначалу испугать.

Выражать свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначать, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.

Задавать вопросы. В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей и тем самым будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.

Уметь сострадать и сочувствовать. Помощь больному котенку, покупка продуктов для одинокого соседа, благотворительный взнос позволят ребенку понять, что он в этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному могут складываться обстоятельства.

Содержать вещи в порядке. Умение организовать школьные принадлежности, аккуратно раскладывать одежду в шкафу, рассортировать свои творческие материалы здорово упрощает быт. Родители сами могут решить, с какого возраста доверить детям уборку своей территории, но до того, как этот вопрос окончательно положить под детскую ответственность, помощь по дому должна войти в привычку.

Готовить еду. Дети, которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах, могут помочь на семейных пикниках да и просто не чувствуют себя беспомощными, если родитель занят или неважно себя чувствует.

Делать зарядку. Здорово, когда спорт с детства – часть жизни. Но если ваш ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на приятельской ноге.

Выступать на публике. Как бы ни противились некоторые родители муштре на детсадовских утренниках, наивные четверостишия про зайчиков и елочку пушистую – это первый опыт публичных выступлений, которые будут практиковаться в школе и институте, а во многих случаях и на работе. Умению справиться со страхом выступлений психологи посвящают тома книг, мы же можем подбадривать и радоваться сначала стишкам для Деда Мороза, а в школьные годы – помогать продумывать концепцию выступлений и настраивать детей на успех.

Понимать природу денег. Первое представление о деньгах ребенок получит, играя в магазин, но настоящую цену заработанному он узнает не скоро. Родительская задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его. Важно, чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.

Верить в лучшее. Оптимистам все-таки легче живется, в конце их тоннеля всегда есть свет. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим детям, но можем вселять уверенность в загрустивших меланхоликов, настраивать их на лучшее, верить в своих детей и собственным примером демонстрировать позитивное отношение к жизни.

Доводить дело до конца. Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не получается – не самое распространенное детское качество. Но его все-таки стоит развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить, как недостроенную башню. Чтобы ребенок учился добиваться поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о помощи, как искать способ решения проблем и доводить начатое до конца. И обязательно дать прочувствовать удовлетворение от хорошо проделанной и завершенной работы.

Делиться. Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребенка делиться вещами, если он этого не хочет. И, в общем, с этим сложно не согласиться, достаточно лишь спроецировать на себя ситуацию, когда нас, взрослых, попросят отдать кому-то вещь, которая нужна самим. Но все-таки есть большой человеческий смысл в том, чтобы уметь разделить то, что у тебя есть, с другим человеком. Еще Джек Лондон писал, что милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.

Заботиться о близких. Видеть, что кому-то необходима забота и участие (живущей одной бабушке, заболевшей тете, другу, сломавшему руку), и просто так предложить свою помощь – очень важно и для дружбы, и для будущей семейной жизни, и для того, чтобы, став родителем самому, уметь безусловно отдавать свою любовь, время и силы детям, не задумываясь о том, что получишь взамен.