Цитата сообщения Ела2012 Филиппино Липпи (Filippino Lippi), 1457-1504 гг.

Филиппино Липпи (Filippino Lippi), 1457-1504 гг.

Итальянский живописец эпохи Возрождения. Мастер флорентийской школы. Сын художника фра Филиппо Липпи, ученик Боттичелли.

ОТЕЦ Фра Филиппо Липпи, Fra Filippo Lippi (1406-1469)


Автопортрет Филиппо Липпи, деталь фрески в Сполетском соборе

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.

Особенно стоит выделить картину «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», написанную художником уже в зрелом возрасте. Фактически это семейный портрет: для образа Мадонны ему позировала его жена, для младенца и ангела, которого мы видим на переднем плане, — его дети. Обращает на себя внимание и то, что волосы Мадонны у самого пробора выщипаны — как предписывала флорентийская мода того времени.

Фра Филиппо Липпи «Мадонна с двумя ангелами»
Вторая треть 15 века
Дерево 92 x 63 см
Флоренция. Галерея Уффици


Фра Филиппо Липпи «Коронование Марии»
1441-1447
Дерево 200 x 287 см
Флоренция. Галерея Уффици



Фра Филиппо Липпи «Поклонение младенцу со св. Бернардом»
Около 1459
Дерево 127 x 116 см
Берлин. Картинная галерея


Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и сцены из жизни Святой Анны»
1452
Масло на панели, диаметр 135 см.
Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi (рус. тондо) и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат много таких произведений Липпи.


Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем, св. Фредианус и св. Августин»
1437-38
Панель, 208 x 244 см.
Лувр. Париж



1460-65
Панель, 146 x 157 см.
Музей Чивико. Прато


Фра Филиппо Липпи «Благовещение с донаторами»
Около 1455
Дерево, темпера 153 x 143 см
Рим. Палаццо Венеция


Фра Филиппо Липпи «Поклонение ребенку со святыми»
ок. 1463
Темпера, дерево, 140 x 130 см.
Галерея Уффици. Флоренция


Фра Филиппо Липпи «Благовещение»
После 1443
Дерево 203 x 186 см
Мюнхен. Старая Пинакотека
Первоначально алтарный образ в монастырской церкви Суоре Мурате во Флоренции

Фра Филиппо Липпи «Мадонна на троне»
Вторая треть 15 века
Дерево, темпера 121,2 x 62,5 см
Нью-Йорк. Музей Метрополитен


Фра Филиппо Липпи «Св. Джон прощается с родителями»
1452-65
Фреска
Кафедральный собор Святого Стефана (Дуомо ди Прато)

СЫН Филиппино Липпи, Filippino Lippi (1457-1504)

Lippi Filippino Self Portrai

После смерти своего отца и первого учителя Филиппе Липпи, Филиппино,которому было тогда 12 лет, поступает в мастерскую Боттичелли, влиянием которого отмечены его первые работы, созданные в 1478-1482. Филиппино заимствовал у своего учителя удлиненные и утонченные фигуры, элегантные и патетичные.
Он является самой яркой индивидуальностью среди мастеров круга Боттичелли; его искусство отмечено чертами изящества и прирожденного артистизма

Филиппино Липпи «Мадонна»
Последняя четверть 15 века
Дерево, масло
Рим. Национальная галерея античного искусства


Филиппино Липпи «Поклонение младенцу Христу»
1480-е гг.
Медь, темпера, переведена с дерева. Круг, диам. 53 см.
Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия.

Эрмитажное тондо со сценой Поклонение младенцу Христу» — превосходное произведение Филиппино Липпи, характерный образец искусства медицейской школы.

Группу переднего плана составляют фигуры мадонны и ангелов. Вытянутые пропорции, изящные формы резко отличают их от полнокровных, земных» образов в искусстве предшествующего времени. Впечатление нереальности события усиливает изображение двух парящих над землей ангелов, написанных легкими мазками белил и золота, отчего они кажутся бесплотными. Наряду с этим, в картине есть характерная для кватроченто конкретность обстановки и предметов: каменная балюстрада, украшенная вазонами, тщательно выписанные трава и цветы, мельчайшие детали одежды.

С условностью композиции первого плана контрастирует пейзаж, переданный вполне реалистично. Одиноко стоящее темное дерево помогает объединить передний и задний планы, уводя взгляд зрителя вдаль и подчеркивая глубину пространства. Предметы постепенно утрачивают четкость контуров и определенность колорита, у самого горизонта они как бы подернуты легкой дымкой. Филиппино использовал здесь воздушную перспективу, которая впоследствии была освоена практически и обоснована теоретически Леонардо да Винчи.

Известно, что картину купил в Ареццо князь В. Трубецкой и подарил ее сенатору Д. Мордвинову, который завещал тондо А. Муравьеву. У последнего Поклонение младенцу Христу» приобрел граф П. Строганов. Из его петербургского собрания по завещанию владельца картина поступила в Эрмитаж в 1911 году.


Филиппино Липпи «Поклонение ребенку»
ок. 1483
Дерево, масло 96 x 71 см.
Галерея Уффици. Флоренция

Филиппино Липпи «Signoria Altarpiece (Pala degli Otto)»
1486
Темпера на дереве, 355 x 255 см.
Галерея Уффици. Флоренция


Филиппино Липпи «Дева с младенцем и ангелами»
Дерево
Палаццо делла Касса ди Риспармио. Флоренция


Филиппино Липпи «Брак святой Екатерины»
1501
Темпера, дерево
Базилика Святого Доминика. Болонья


Филиппино Липпи «Вид часовни Карафа»
1489-91
Fresco
Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва. Рим

К числу лучших произведений позднего флорентийского кватроченто относится его алтарь «Видение св. Бернарда» (Флоренция, Бадия, ок. 1480), полный сдержанности, серьезности и той нежной, просветленной чистоты образов и изобразительного строя, которая будет утрачена искусством Высокого Возрождения.


Филиппино Липпи «Явление Богородицы к св. Бернару»
1486
Дерево, масло, 210 x 195 см.
Церковь Бадиа, Флоренция


Филиппино Липпи «Кающийся св. Джером»
ок. 1485
Темпера, дерево, 47 x 34 см.
Музей Изобразительных искусств, Будапешт

Филиппино Липпи «Св. Джером»
1490s
Дерево, масло 136 x 71 см.
Галерея Уффици. Флоренция


Филиппино Липпи «Товия и ангел»
Около 1472-1482
Дерево 33 x 23 см
Вашингтон. Национальная картинная галерея


Филиппино Липпи «Портрет молодого человека»
ок. 1485
Масло и темпера на дереве, 52 x 37 см.
Национальная галерея искусств. Вашингтон

Около 1484-1485 он заканчивает фрески в капелле Бранкаччи ц. Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, прерванные за 50 лет до этого смертью Мазаччо. Здесь Филиппино "отрекся и от себя самого, и от Мазаччо" (по выражению Бранди), испугавшись, вероятно, впечатляющего величия росписей Мазаччо; он закончил их в формах более искусственных, лишенных той какую он продемонстрировал в своих первых произведениях.


Филиппино Липпи «Пытки евангелиста Иоанна»
1487-1502
Фреска
Церковь Санта Мария Новелла. Флоренции

Около 1483 он исполнил два тондо <Благовещение> (Сан-Джиминьяно, музей), которые отмечают эволюцию его стиля; линия становится более закрученной и нервозной, драпировки более цветистыми, а колорит более металлическим.


Филиппино Липпи «Мадонна с младенцем и святыми»
ок. 1488
Дерево, масло
Церковь Санто-Спирито. Флоренция

Около 1484 Филиппино Липпи завершил фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции; в 1486 написал Мадонну для городской коммуны Флоренции (Уффици). С 1487 по 1502 работал над украшением капеллы Строцци во флорентийской церкви Санта Мария Новелла, а в 1488-1493 украсил фресками капеллу Караффа в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме.

В 1496 Филиппино написал алтарный образ Поклонение волхвов для флорентийского монастыря Сан Донато а Скорпето (в настоящее время находится в галерее Уффици). Филиппино был одаренной поэтической натурой, искусным мастером с богатым воображением.


Филиппино Липпи «Поклонение волхвов»
1496
Дерево, масло 258 x 243 см.
Галерея Уффици. Флоренция


Филиппино Липпи «Аллегория музыки»
Последняя четверть 15 века
Дерево 61 x 51 см
Берлин. Картинная галерея

Фра Филиппо Липпи (Filippo Lippi) (около 1406–1469)
Липпи (Lippi), итальянские живописцы эпохи Раннего Возрождения, мастера флорентийской школы. Фра Филиппо Липпи – учитель Сандро Боттичелли. Филиппо Липпи родился во Флоренции около 1406 года. Оставшись сиротой в восьмилетнем возрасте, он был отдан в монастырь, где позднее стал монахом, однако в глубине души Филиппо Липпи чувствовал себя созданным для мирской жизни.

В 1421 Липпи принял монашеский сан и жил в кармелитском монастыре во Флоренции до 1431. Фра Филиппо Липпи был монахом братства кармелитов с 1421 по 1456 год. Как художник Фра Филиппо Липпи сложился под влиянием Мазаччо и Фра Анджелико; помимо Флоренции работал в Падуе (1434–1437), Прато (1452–1464, с перерывами) и Сполето (с 1466).

Фра Филиппо Липпи исполнял алтарные композиции, отмеченные проникновенным лиризмом и просветленной задушевностью (“Коронование Богоматери”, 1441–1447, Уффици; “Поклонение младенцу”, конец 1450–х – начало 1460–х годов, Картинная галерея, Берлин-Далем), фресковые циклы, отличающиеся тонкостью линейного рисунка, мягкой светотеневой лепкой, гармонией светлого, сдержанного колорита, индивидуальной портретностью образов (росписи хора собора в Прато, 1452–1464). В 1442 году Филиппо Липпи был возведен в сан священника в Сан Кирико близ Флоренции.

К 1447 году Филиппо Липпи закончил композицию “Коронование Марии” (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сант Амброджо. С четкой иерархической дифференциацией представлены ряды ангелов, святых, церковных лиц и донаторов, наблюдающих за коронованием Мадонны. Множество объемных фигур в углубляющемся пространстве не производит впечатления ирреального зрелища.

Используя правила перспективы и тонкую светотеневую моделировку форм, художник основывает композицию на рациональных закономерностях. Взгляд зрителя втягивается в изображение с помощью таких приемов, как фигура ангела, помещенная на границе между картинным и реальным пространством, и направленный из картины прямо на зрителя взгляд епископа в зеленой мантии. Эта фигура священнослужителя является автопортретом Липпи.

В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико. Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь – Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни.

Филиппино Липпи (около 1457–1504), сын Фра Филиппо Липпи. Помимо Флоренции работал также в Риме (1488–1489 или 1493). Станковым композициям (“Сцены из жизни Лукреции”, около 1475–1480, Галерея Питти, Флоренция; “Поклонение волхвов”, 1496, Уффици) и фрескам (росписи капеллы Строцци церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, 1487–1502) Филиппино Липпи присущи эмоциональная выразительность контурных линий, изысканность цветовой гаммы. Богатые, навеянные искусством античности архитектурно-декоративные мотивы придают им нарядность и оттенок поэтической сказочности. Филиппино был одаренной поэтической натурой, искусным мастером с богатым воображением. Его лучшие произведения отличаются безмятежным спокойствием и совершенной красотой образов. Умер художник во Флоренции в 1504 году.

Филиппо Липпи, деталь фрески в Сполетском соборе

Имя при рождении: Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Работы на Викискладе

Биография

Был учителем Сандро Боттичелли.

Творчество

Мадонна с двумя ангелами

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи . Его мадонны - очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы - прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены. Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»).

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму - писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «

"Видение блаженного Августина" (1452-65)

Филиппо Липпи родился в 1406 году в бедном квартале города Флоренции на улице Ардильоне. Его отец, Томмазо ди Липпи, был мясником. Филиппо был первенцем в молодой, но очень бедной семье. К несчастью, мать умерла спустя несколько дней после родов, оставив сына на попечении отца. Но и тут все обернулось печалью. Через два года умирает Томмазо ди Липпи. Мальчик остается сиротой. Но, несмотря на всеобщую бедность, его на воспитание к себе берет сестра отца, тетка монна Лапаччи. Когда мальчику минуло восемь лет, она отдала его в находящийся на одной улице монастырь кармелитов дель Кармине, так как не могла больше прокормить его.

В 15 лет Филиппо не по своей воле принял монашеский обет, который ему удалось снять только несколько десятилетий спустя. С самого начала жизнь для в монастыре для мальчика стала невозможной. Монахи были недовольны им, так как маленький Филиппо проявлял нерадивость к различным наукам, которые преподавали для воспитанников. Больше всего он любил пачкать пергамент различными человеческими фигурками и карикатурами, а также проводил много времени в капелле Бранкаччи своего монастыря, которую начал расписывать Мазолино и не смог закончить внезапно скончавшийся Мазаччо. В конце концов, его наставник решил направить интересы Филиппо в нужное русло. Вместе с другими мальчиками он посещал различные церкви Флоренции, подражая знаменитым мастерам и копируя их фрески. На фоне остальных воспитанников Филиппо выгодно отличался своим талантом и новизной в манере писания картин, поэтому монахи решили поручить ему завершить росписи, которые оставил после себя Мазаччо. Успешно справившись с этим заданием, Филиппо постепенно начинает получать заказы для росписи других церквей. В связи с этим в 1431 году он покидает стены монастыря, дабы пуститься в свободное плавание. Вплоть до 1434 года о нем ничего неизвестно, хотя Вазари и пишет на этот счет несколько довольно любопытных сюжетов, якобы из его жизни. Правда, они представляют собой настолько фантастические истории, что принимать их за правду бессмысленно.

Самым необычным «эпизодом» из жизни Филиппо Липпи было, пожалуй, его приключение в Африке. По хронологии оно как раз приходится на то время, когда он покинул свой родной монастырь во Флоренции. Якобы вместе с друзьями Филиппо отправился путешествовать по морю, как внезапно их лодку захватили мавры и отправили пленников рабами в свою страну. Филиппо, естественно, посадили в темницу, где он от нечего делать вздумал рисовать на стенах углем. В том числе написал он и портрет предводителя мавров. Последний был так польщен своим изображением, что отпустил Филиппо обратно в Италию.

Спустя три года он отправляется в Падую. Посещение северных городов Италии молодыми художниками вошло в традицию того времени. Там Филиппо наверняка познакомился с работами нидерландских и французских художников, потому как после возвращения во Флоренцию его стиль терпит изменения. В 1438 году его берет под покровительство Козимо Медичи, который вплоть до самой смерти художника обеспечивал его деньгами и заказами. Именно с помощью мецената Филиппо назначают сначала капелланом в церковь Сан Джованно, а потом переводят в церковь Сан Кирико, что под Флоренцией. Эти годы считаются самыми плодотворными в жизни художника. Именно в это время он создает самые свои известные работы, целиком отображающие неповторимый и оригинальный стиль мастера. И все было бы хорошо, если бы в 1455 году Филиппо не осудили за подлог и махинации с деньгами. Его спасло высокое положение его покровителей. За него заступился не только Козимо Медичи, но и сам папа Евгений IV. В результате этого художник отделался легко: он был переведен в другой монастырь, да еще и повышен в должности. Отныне он капеллан в женском монастыре святой Маргариты в Прато. Здесь надо внести определенную ясность в характер художника. Дело в том, что Филиппо был очень влюбчивым человеком. Его натура была страстной и порывистой. Он был без ума от хорошеньких женщин и делал все возможное, чтобы они отвечали ему взаимностью. Из-за его характера ему приписывались всевозможные приключения и похождения, которые Вазари не преминул записать. Интересен такой анекдот. Для того, чтобы Филиппо все свое время посвящал живописи и заказам, его патрон, Козимо Медичи, однажды запер его в комнате. Художник не выдержал даже двух дней. Порезав простыни на длинные лоскуты, он связал их и с помощью такого приспособления спустился через окно на улицу. Козимо не смог его найти, поэтому о местопребывании художника остается только гадать. Тем не менее, спустя несколько дней Филиппо вернулся к работе и завершил заказ. С тех пор Козимо Медичи не только не запрещал ему предаваться удовольствиям, но и всячески потворствовал ему. Но среди этих «историй» есть и вполне правдоподобные. Так вот, будучи назначенным капелланом в женский монастырь, Филиппо не преминул воспользоваться случаем, так удачно предоставляемым ему судьбой. Он соблазнил одну из монахинь, Лукрецию Бути, и предложил ей вместе бежать с ним из монастыря. Напомню, что на тот момент художнику было около пятидесяти лет. Молодая девушка согласилась, но особо долго им пожить вместе не получилось. Спустя несколько недель Филиппо арестовали и только благодаря очередному вмешательству Козимо Медичи его отпустили. Он возвратился обратно в Прато, где по особому указу папы Филиппо снял монашеский обет и законно вступил в брак. От этого союза родились сын Филлипино, который пошел по стопам отца, став художником, и дочь Александра. Именно в это время к нему в ученики поступает еще молодой и неопытный Сандро Боттичелли, впоследствии усвоивший многое у своего учителя. Об этом напоминают и ранние работы Боттичелли, со своими изящными Мадоннами, так похожими на манеру Филиппо.

Скончался мастер в возрасте 63-х лет, во время работы в Сполето, над очередным циклом фресок. Тот же Вазари предполагал, что Филиппо был отравлен родственниками Лукреции. Тем не менее, когда Козимо захотел забрать останки художника, дабы захоронить их на родине, во Флоренции, жители Сполето воспротивились и упросили оставить его прах у себя в городе.

Самым умелым и даровитым художником из учеников Сандро Боттичелли был Филиппино Липпи, сын нашего художника. Он рано остался сиротой и Сандро практически стал его опекуном, попутно обучая всем прелестям художественного ремесла. Не удивительно, что стиль Филиппино, формировавшийся под влиянием столь замечательных художников, был близок к манере его учителя и отца. Но в отличие от них, произведения Филиппино отличают большее изящество фигур и театрализованный композиции. Его Мадонны предстают легкими, тонкими и грациозными барышнями из аристократических семей. Несомненно Филипинно стал первооткрывателем принципов стиля, который в последствии назовут маньеризмом.

Как художник, Филиппо Липпи сформировался самостоятельно. В то время были широко распространены мастерские под началом какого-нибудь именитого художника. Родители, узнав, что их ребенок проявляет интерес к рисованию, посылали его учиться в мастерскую такого рода. Самых даровитых мальчиков учитель брал под свое покровительство и оставлял в качестве подмастерья. Но так как Филиппо был из очень бедной семьи, платить за него было некому, и он совершенствовался самостоятельно. Нечего и говорить, что на него повлияли такие мастера как Мазаччо и Мазолино, фрески которых будущий художник видел с раннего детства. Посещение Падуи и знакомство с новым для него стилем северных мастеров предопределили развитие собственной оригинальной манеры Филиппо. Его работам характерна тщательная проработка деталей, насыщение картины множеством мелких и разнообразных элементов. Филиппо любил писать сцены Благовещения и сюжеты из жизни Мадонны, в лице которой (как считают многие исследователи) он изображал своих возлюбленных, а позже и жену. Женские образы выходили у художника очень нежными и лиричными. Мы не увидим у него Мадонну как мать человека, который должен своей смертью искупить грехи человеческие. Мадонны у Филиппо всегда юны и полны любви к своему непоседливому ребенку. Любовью к молодости и жизни можно объяснить и то, что в произведениях художника почти не встречаются люди преклонного возраста. Также он любил включать в композицию и фигурки детей, которые у него получались пухлыми и улыбающимися. Вообще, манеру изображения детей Филиппо почерпнул у Донателло. Кажется, будто скульптурные ангелочки обрели новую жизнь, но уже в живописном решении. Следует также отметить и некоторые нововведения, которые применил художник. Он одним из первых начинает писать картины к круглой раме. Позднее это превратится в так любимый итальянцами формат тондо. Несомненную популярность ему принес Сандро Боттичелли, который, в свою очередь, усвоил этот прием у своего учителя. Еще одним интересным фактом стало то, что, как отмечает Вазари, «был он также первым, показавшим гротески, сходные с древними, применяя их в фризах одноцветных или цветных с лучшим рисунком и большим изяществом, чем это делали до него». Также работы Филиппо Липпи характеризуется практически постоянным включением архитектурных объектов. И хоть они не всегда соответствовали правильным пропорциям, это помогло во многом разнообразить живопись. Также, согласно Вазари, за свою жизнь Филиппо выполнял заказы на скульптурное украшение гробниц, в том числе первой в этом списке была гробница его отца, деньги на которую ему дал Козимо Медичи. В связи с заказами церкви Филиппо всегда писал только на религиозные темы, но, несмотря на это, произведения получались со светским налетом. Поэтому в его картинах мы не найдем каких-либо тайных и скрытых символов. У него все предельно ясно и просто. Фрески или картины несут на себе всего лишь роль иллюстрации библейского сюжета, либо призваны просто украсить помещение. Тем самым можно смело поставить Филиппо Липпи первым в один ряд с последующими художниками новой волны, которые, помимо картин с религиозной тематикой, писали и на светские сюжеты.




Fra Filippo Lippi (1406-1469) - один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

"...Дивная прелесть моей кисти - у всех на устах.
Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,
Набожных души умел - голосом бога смутить.
Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,
Принуждена меня звать мастером равным себе".
(
эпитафия на могиле Филлипо Липпи )

Фра Филиппо Липпи ( итал . Fra Filippo Lippi , 1406 — 1469 ) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения .Филиппо Липпи (по отцу — Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции , предположительно 8 октября 1406 г., в семье бедного мясника. В раннем детстве потерял родителей и остался на попечении тетки, от которой несколько времени спустя был взят на воспитание, из милости, братией монастыря дель-Кармине, где 15 лет от роду принял обет монашества («фра» — сокращение от итал. frate , то есть брат). Как художник развился под влиянием Мазолино и Мазаччо , на его художественное образование также повлиял Фра Анджелико Фьезольский .Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю. Однако это предание не подтверждается документами.Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи — похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству Козимо Медичи , не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брака законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе ( 1434 ), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето , где и умер 9 октября 1469 г.Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи . Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены. Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»). Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов. Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное « Коронование Марии » (галерея Уффици ) и « Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти . Из картин Липпи, встречающихся вне Италии , особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Иоанн-Предтеча» в лондонской национальной галере и « Крещение Господне» там же.


Мадонна с двумя ангелами


Мадонна на троне . Tempera et dorure sur bois, 1437

Sts Augustine and Ambrose

В 1442 Филиппо стал священником в Сан Кирико близ Флоренции. К 1447 он закончил композицию Коронование Марии (Флоренция, галерея Уффици) для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сант Амброджо. Когда он начал работу над фресками в хоре собора в Прато (1452-1464), его тондо Мадонна (Флоренция, галерея Питти) еще не было закончено. В 1455 Филиппо Липпи был осужден за подлог и оставил свое место в Сан Кирико. Назначенный в 1456 капелланом в женский монастырь в Прато, он бежал с одной из монахинь - Лукрецией Бути, которая родила ему двоих детей: Филиппино в 1457 и Александру в 1465. Позже, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Несмотря на скандальное поведение, Филиппо пользовался покровительством семейства Медичи и получал от них заказы на протяжении всей своей творческой жизни. В 1457 он выполнил алтарный образ Св. Михаил, который Джованни Медичи послал в качестве дара неаполитанскому королю. В 1466 ему поручили украсить фресками апсиду собора в Сполето, эта работа была завершена уже после смерти мастера его помощником фра Диаманте. Испытав в начальный период своего творчества сильное влияние Мазаччо, фра Филиппо стал последовательным приверженцем ренессансного натурализма. Совершенствуя свой стиль, делая его все более утонченным, он смог создать такие нежные образы, как Саломея (Прадо) и Богоматерь в берлинском Поклонении младенцу Христу.

Coronation of the Virgin 1441-1447

Adoration of the Magi 1445

Madonna and Child Enthroned with Saints

Madonna and Child with Saints and a Worshipper

Благовещение

Поклонение младенцу.

Портрет мужчины и женщины

Мадонна в лесу.

Поклонение младенцу.

Обрезание.

Мадонна с младенцем.

С четкой иерархической дифференциацией представлены ряды ангелов, святых, церковных лиц и донаторов, наблюдающих за коронованием Мадонны . Множество объемных фигур в углубляющемся пространстве не производит впечатления ирреального зрелища. Используя правила перспективы и тонкую светотеневую моделировку форм, художник основывает композицию на рациональных закономерностях. Взгляд зрителя втягивается в изображение с помощью таких приемов, как фигура ангела, помещенная на границе между картинным и реальным пространством, и направленный из картины прямо на зрителя взгляд епископа в зеленой мантии. Эта фигура священнослужителя является автопортретом Липпи. Оставшись сиротой в восьмилетнем возрасте, он был отдан в монастырь, где стал монахом, однако чувствовал себя созданным для мирской жизни. Из монастыря Филиппо бежал вместе с монахиней (которая послужила моделью многих его Мадонн ), и хотя позднее был освобожден от монашеского обета, чтобы иметь возможность жениться на ней, это бракосочетание так и не состоялось .Сын фра Филиппо и Лукреции Филиппино Липпи (1457-1504), ученик Боттичелли, унаследовал живописное дарование отца. , он также был известным ренессансным художником.

Коронование Марии.

«Коронование Марии» (итал. Incoronazione Maringhi ) — алтарный образ художника Фра Филиппо Липпи, известный также как «Коронование Мариньи». Выполнен в 1441—1447 годах для флорентийской церкви Сан-Амброджио. Ныне хранится в галерее Уффици во Флоренции. В конце 1430-х годов Филиппо Липпи оставил монастырь Кармине во Флоренции, чтобы открыть свою мастерскую. Он не имел достаточно средств для оплаты труда помощников и учеников. С Липпи работали лишь его постоянные сотрудники: Фра Карневале, Фра Диаманте и ещё один неизвестный «художник Пьеро ди Лоренцо». Возможно, это был Мастер Кастельского Рождества (итал. Maestro della Natività di Castello ). Картина была заказана согласно последней воле каноника собора Сан-Лоренцо и прокуратора Сан-Амброджио, Франческо Мариньи (ум. 1441), пожертвовавшего деньги на создание нового алтарного образа для собора. По документам Липпи получал деньги на выполнение заказа Мариньи частями с 1439 по 1447 годы. Картина вызывала восхищение своей новизной как у художников, так и у простых зрителей. Сохранилось множество копий её самой и её деталей. По сообщению Вазари, алтарный образ очень понравился Козимо Медичи, который стал большим поклонником творчества Липпи и его покровителем. Картина находилась в церкви до 1810 года, когда она была похищена. С 1890 года — в галерее Уффици. Картина выполнена на одной большой панели, однако, Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» — «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее.Художник избрал самый распространённый в то время в Италии иконографический тип Коронования, когда Мария преклоняет колени перед Богом-Отцом, возлагающим на её голову венец. В основе композиции лежит треугольник, его вершина, корона Девы Марии, является точкой схода линий перспективы. Доминирующее положение центральных фигур подчёркнуто их размером, бо́льшим, чем у окружающих персонажей. Платформу с престолом окружают ангелы — Липпи повторяет традиционное композиционное решение, встречающееся, например, в «Короновании Марии» (1414) у Лоренцо Монако.Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы — символ семи небес (итал. Cieli del Paradiso ). Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы. В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых, художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета — Коронование и Святое собеседование . Среди святых — Магдалина, Святой Евстафий с двумя детьми и женой — Теофистой, взгляд которой обращён прямо на зрителя.Ангел, держащий картуш с надписью PERFECIT IS OPUS («он заказал работу»), указывает на донатора. Рядом с ним стоит Иоанн Креститель. Слева, у ног святого Амвросия, Липпи изобразил себя в одежде кармелита.Поместив в верхних круглых «окошках» сцену Благовещения, Липпи отступил от традиции, по которой Коронование обычно совмещалось с Успением Марии . Лилии в руках ангелов — напоминание о Непорочном зачатии.Монументальность и пластичность фигур «Коронования» роднит их с персонажами Мазаччо. Однако Липпи создавал более изящные округлые формы, уделяя большее внимание плавности линий и созданию объёма с помощью светотени.

Фра Филиппо Липпи. Автопортрет. Деталь «Коронования Марии»




The Annunciation with two Kneeling Donors


Благовещение.


Видение Блаженного Августина. прибл. 1450-1460 гг.
Темпера на деревянной панели

Картина хранится в Эрмитаже. Сюжет ее заимствован из старой легенды и рассказывает о том, как святому Августину в видении явился Христос в виде мальчика, который переливал воды моря в ямку, выкопанную на берегу. Невозможность вместить море в эту ямку означало здесь бессилие человека, пытающегося проникнуть в тайны религии. Несмотря на то, что сюжет картины проникнут духом уходящей эпохи, фра Филиппо и здесь проявил себя как человек нового времени. Это особенно чувствуется в пейзаже, который для тех лет представлял собой новую область живописи. Перед зрителем развертывается уходящая вдаль панорама холмов, чувствуется их объем и рельеф, переданный контрастами тени и света. Использование светотени и перспективы в живописи принадлежит к числу важнейших завоеваний искусства Возрождения.

Мадонна с Младенцем в окружении ангелов, со святыми Фредиано и Августином .

В трактовке деталей интерьера и ландшафта видно влияние мастеров нидерландской школы живописи, с творчеством которых художник явно был знаком. В зрелые годы творчества Липпи пишет полиптих для алтаря капеллы Барбадори в церкви Святого Духа во Флоренции. В этой работе он сумел соединить возвышенные, почти скульптурные формы Мазаччо с подлинной жизненностью фигур и предметов. Для алтаря им была выбрана форма полиптиха, потому что она точно соответствовала задачам единого действия и единого пространства. Колонны на картине Липпи немного не совпадают с делением ее на три части, что создает иллюзию расширения пространства. Ангелы, непринужденно расположившиеся вокруг статной Мадонны и крупного, но как будто невесомого Младенца Христа, которого она лишь слегка поддерживает около своего бедра, посматривают в разные стороны. Богоматерь свободно движется, встав с трона навстречу двум коленопреклоненным и сосредоточенным святым. Демонстрация подчеркнутого благочестия, характерная для более ранних алтарей, здесь явно не главная задача изображения. Это святое собрание уже близко к тому, чтобы превратиться в святое собеседование, ставшее позже нормой искусства Ренессанса.Прохладные тона сдерживают общий колорит картины. Но на этом фоне отчетливо звучат более яркие, теплые ноты. Красные цветовые пятна вместе с золотистым светом отражаются в складках одежд, в оттенках ликов и рук. Они привносят свежесть в пространство изображения, создавая предощущение полноты и богатства живописи. Мадонна Филиппо Липпи из алтаря Барбадори попала в Лувр в 1814 году в составе коллекции картин раннего Ренессанса, вывезеннной бароном Виван-Деноном из Тосканы.


Portrait of a Woman


Madonna with the Child and Scenes from the Life of St Anne (detail )


Madonna with the Child and Scenes from the Life of St Anne (detail)


St John Taking Leave of His Parents


St John Taking Leave of his Parents (detail)

Herod"s Banquet

Herod"s Banquet (detail)

Coronation of the Virgin

http://www.bibliotekar.ru/muzeumLuvr/7.htm