Заболоцкий Николай Алексеевич (24.04/7.05/.1903, Казань, - 14.10.1958, Москва) - поэт, переводчик. Родился на ферме под Казанью в семье агронома, человека религиозного, но почитавшего науку, стоявшего, по словам поэта, “между крестьянством и тогдашней интеллигенцией”. В 1910 г. семья переехала в с.Сернур (Уржумского уезда Вятской губернии), где прошли детские годы З. С 1913 по 1920 З. учился в Уржумском реальном училище. Уже в детстве перечитав обширное собрание русской классики в библиотеке отца, сочинив в 7-летнем возрасте первое стихотворение, З. навсегда выбрал для себя “профессию” поэта. В уржумский период З. создал множество шуточных и серьезных стихотворений и поэму “Уржумиада” (большая часть текстов утрачена), иногда подражал Блоку, Маяковскому и Есенину. В 1920 г. одновременно поступил на историко-филологический факультет Первого Московского университета и на медицинский - Второго, но через год отправился в Петроград и поступил на факультет русского языка и словесности педагогического института им. Герцена (окончил в 1925 г.). В годы учебы в пединституте начинающего поэта выделял и поддерживал проф.В.А.Десницкий. После окончания института З. на дебюте в Союзе поэтов познакомился с “чинарями” Д.Хармсом и А.Введенским. Хармс, по свидетельству И.Бахтерева, был “потрясён” стихами З., завязалась крепкая дружба. После службы в армии (1926 - начало 1927г.) З., “чинари” и Бахтерев организовывают ОБЭРИУ (однажды в 50-х гг. поэт расшифровал название группы как “объединение единственно реалистического искусства”). З. стремился стать “теоретиком” обэриутов: при организации группы он в качестве объединяющего принципа выдвинул требование “непохожести” поэтики каждого её члена, написал два важнейших раздела для манифеста ОБЭРИУ (о поэзии и “общественном лице”). В этом манифесте З. справедливо характеризует себя как “поэта голых конкретных фигур”. В 1927 г. поэзия З. получает широкое признание у посетителей обэриутских мероприятий и читателей городской прессы. В 1928 г. - несколько рассказов З. для детей в ж.”Ёж” (некоторые были изданы отдельными брошюрами). В 1929 г. была выпущена первая книга поэта - знаменитые “Столбцы”. По свидетельству автора (письмо М.Касьянову от 12 сент. 1932), книга “разошлась в несколько дней как в Ленинграде, так и в Москве” и “вызвала в литературе порядочный скандал”, а сам З. “был причислен к лику нечестивых”. Популярность З. - а зачастую и непонимание - зафиксировали литературные отзывы современников (см. пародию А.Архангельского с характерным названием “Лубок”: “Выходит капитан Лебядкин -/ Весьма классический поэт...”). “Столбцы” вызвали резко негативное отношение официальной критики (“На лит. посту”, 1929, №15; “Печать и революция”, 1930, №4; “Стройка”, 1930, №1). В феврале того же года начата работа над этапной поэмой “Торжество земледелия”.

Размолвка в 1931 г. с Введенским привела к постепенному обособлению З., его охлаждению к идее групповых действий. В этом году З. переписывается с высоко почитаемым им К.Э.Цилоковским, штудирует присланные ученым брошюры. Создана поэма “Безумный волк”. В 1932 З. готовит к печати сборник “Стихотворения 1926-1932”, а в конце года вновь призван на военные сборы. В 1933 г. в ж.”Звезда” (№2-3) опубликованы стихотворение “Меркнут знаки Зодиака...” и поэма “Торжество земледелия”, которые вызвали новую волну “политической” критики (см., напр., пародию Арго “Ум за разум”: “Спит Звезда,/ И даже боле:/ Спит/ Редакция/ “Звезды”). Обличительный тон задала критик Е.Усиевич (“Лит. критик”,1933, №4), утверждавшая, что З. “развил враждебную пролетариату идеологию”, считавшая поэму “пародией, циничным издевательством… над материализмом”. Статья называлась “Под маской юродства”. Определение было найдено. “Юродствующей” назвали поэзию З. в г.”Правда” влиятельный В.Ермилов и С.Розенталь (№№ соответственно от 21.7.1933 и 30.8.1933); А.Тарасенков в ж.”Красная новь”(1933,№9) поместил статью “Похвала Заболоцкому” (названа по аналогии с “Похвалой Глупости”). Последствия таковы: книга в 1933 г. не вышла, а З. в силу складывающихся обстоятельств окончательно отошел от обэриутов в поэзии (хотя к 1933 г. относится триптих из вполне обэриутских поэм “Деревья”, “Птицы” и “Облака”, последняя из которых утрачена), не прекращая дружбы и общения. Потому же З., не теряя силы художественного таланта, к середине 30-х постепенно приходит к “правильной” тематике своих произведений: чувства, вызванные смертью С.М.Кирова, выходца из Уржума, отразились в стих. “Прощание”(1934); посещение родины И.В.Сталина обусловило создание “Горийской симфонии”(1936); покорителям Севера посвящены стих. “Север”(1936) и “Седов”(1937). В каждом случае сюжетность у З. подменена квазиреалистическим описанием природы. В те же годы З. создает киносценарий “Барон Мюнхгаузен”, изредка печатает стихи для детей (см. очень удачное “Мистер Кук Барла-Барла” в ж. “Чиж”, 1935, №1, с.25), создает для детей “обработки” шедевров мировой литературы (“Гаргантюа и Пантагрюэль” и др.). В 1935 - знакомство с Т.Табидзе и Г.Леонидзе, пробуждение интереса к грузинской культуре. Появляются первые переводы с грузинского (Важа Пшавела, С.Чиковани), которые позднее будут отмечены орденом Трудового Красного знамени (1958) и которые современники (Н.Тихонов, С.Чиковани) назовут “поэтическим подвигом”. “Художественным подвигом” (Н.Степанов, В.Каверин) назовут и едва ли не лучшее переложение “Слова о полку Игореве” на язык современной поэзии, над которым поэт начал работать в 1938-ом. В 1937 г. была выпущена “Вторая книга”, отразившая эволюцию тематики и поэтики стихов З.

19 марта 1938 г. З. был арестован, приговорен к пяти годам лагерного заключения и выслан на Дальний Восток. Трудясь землекопом, дорожным рабочим, техником-чертежником, З. не прекращал сочинять стихи. Многочисленные шуточные стихотворения и поэма “Осада Козельска”, две части которой были написаны в 1944 г., не сохранились. 18 августа 1944 г. З. был освобожден, но работал вольнонаемным в системе лагеря. В 1945 был переведен в Караганду, где к середине года завершил переложение “Слова о полку Игореве”. В январе 1946 З. приехал в Москву. Начался новый этап жизни и творчества. В ж.”Октябрь” (№10-11) З. публикует переложение “Слова...” в окончательном варианте, в котором учтены отдельные замечания Д.С.Лихачева, - отзывов со стороны критики не последовало. В 1947 г. в ж.”Новый мир”(№1) опубликовано с подзаголовком “Поэма” стих.”Творцы дорог” - через месяц “Лит.газета” жестко критиковала З. Только вышедшая в 1948 г. третья книга стихов “Стихотворения” (М., “Сов. писатель”) и новые переводы с грузинского принесли З. долгожданное официальное признание. Книга представила новый, “классический” стиль З. и подтвердила стремление автора к глубокому осмыслению важнейших философских проблем. В апреле 1951 г. З. прочел на заседании комиссии по “Слову...” доклад, опубликованный лишь в 1969г. (“Вопросы литературы”,№1) под названием “К вопросу о ритмической структуре “Слова о полку Игореве”. В том же 1951 З. задумывает составление “Свода русских былин” (по типу “Калевалы”), но замысел не осуществился. Расширяется круг переводимых авторов, в 50-е гг. З. переводит Руставели (“Витязь в тигровой шкуре”, 1953-1957), сербские эпические песни, произведения европейских поэтов XIX-XXвв.: Я.Араня, Ф.Рюккерта, Ф.Шиллера, И.В.Гёте, У.Саба и др., - и приобретает репутацию мастера перевода. В “Заметках переводчика” (ж.”Молодая гвардия”, 1956, №3), ставших сводом правил для переводчиков следующих поколений, З. отмечает: “Успех перевода зависит от того, насколько удачно переводчик сочетал меру точности с мерой естественности”.

Здоровье З. было подорвано в лагерные годы. В 1954 г. поэт перенес инфаркт, но упорно продолжал каждодневный труд. В 1957г. он подготовил и выпустил в свет последнюю книгу - “Стихотворения” (М., Госиздат). Осенью того же года поэт посетил Италию, а два последних лета провел в Тарусе. Чувствуя приближение смерти, З. составил свод своих произведений для будущего собрания сочинений, уничтожив тексты шуточных стихотворений и поэм. В конце жизни он работал над исторической поэмой “Рубрук в Монголии”. Последнее из написанных стихотворений - “Не позволяй душе лениться...”, ставшее поэтическим завещанием З. Поэт умер осенью 1958 г. в результате второго инфаркта. Похоронен в Москве, на Ново-Девичьем кладбище.

Уже первым самостоятельным стихотворениям З. 1926 года свойственны те черты, которые определят весь его дальнейший творческий путь, его особое место в истории русской поэзии: тема фантасмагорического города и пейзажная описательность (“Белая ночь”, “Красная Бавария”) - тема превосходящей человека красотой и разумом живой природы и философичность (“Лицо коня”, “В жилищах наших...”), одическая традиция - и традиции баллады и элегии, сплав медитативной лирики и социальной сатиры, едва ли не пародическое клиширование синтаксических схем при четырехстопном ямбе - и тяготение к свободному стиху. Принципы изображения действительности сближают стихи З. обэриутского периода с полотнами фламандских живописцев. По-брейгелевски гротескно З. представляет читателям “картины жизни” (1927 -“На рынке”; 1928 - “Игра в снежки”, “Пекарня”, “Рыбная лавка” и др.). Уникальной представляется та полнота, с которой подчинены задаче создания словесно-художественного полотна и пространство (“Был город осликом, четырехстенным домом./ На двух колесах из камней/ Он ехал в горизонте плотном...” - стих.”В жилищах наших...”), и время (“Младенец крепнет и мужает/ И вдруг, шагая через стол,/ Садится прямо в комсомол...” - “Новый быт”, 1927). Особенно поражали современников яркие сравнения и неожиданные метафоры З. (“Прямые лысые мужья/ Сидят, как выстрел из ружья...” - “Свадьба”, 1928). По свидетельству Т.Липавской, З. утверждал, что метафора, пока жива (т.е. не стала самоцелью), всегда алогична. Алогизм “Столбцов”оправдан целью сатирического изображения “совмещан” (напр., в стих. “Ивановы”, 1928), а последнее обусловлено складывающейся натурфилософской концепцией З., согласно которой разумом и красотой наделены (а иногда и превосходят человека) животные, птицы, деревья, даже неживое в природе. Поэтому в художественном мире З. происходит переоценка традиционных образов средствами поэтики: очеловечиваются “коровы с улыбкой бледной на губах” или “цыпленок, синий от мытья”, - опредмечиваются “мясистых баб большая стая”, часовой с “одервенелыми” глазами и т.д.

В годы обэриутства творчеству З. свойственны ироническое начало (“Купальщики”, 1928; “Сохранение здоровья”, 1929), романтический тон (“Поприщин”, <1928>). Часто в стихах поэт изображает жизненный круг общения: в бурлескном “Испытании воли”(1931) персонажи являются отражениями Е.Шварца и самого З.; в “Лодейникове” (1932-1947) прототипом героя стал Н.Олейников, а пейзаж выстроен с помощью характерных для стихов Олейникова художественных деталей и средств; во “Времени”(1933) представлены обэриуты и тематика их разговоров. Пантеистическая мифология В.Хлебникова и утопическая философия Циолковского отразились в поэмах “Торжество земледелия”(1929-1930), “Безумный волк”, “Деревья” и стихотворениях 1930-х гг. (“Школа жуков”, “Осень” и др.). З. утверждает изначальную наполненность природы смыслом (“Вчера, о смерти размышляя...”, 1936), а потому видит задачей поэзии извлечение этого смысла из окружающего мира (“Предостережение”, 1932; “Всё, что было в душе...”, 1936). Круговорот живого в природе, множественность форм жизни показаны в программном стих. “Метаморфозы”(1937): “Мысль некогда была простым цветком;/ Поэма шествовала медленным быком...”. Поэтика З. в середине 1930-х окончательно эволюционирует в сторону классического реализма, что особенно заметно в изысканной пейзажной лирике (“Ночной сад”, 1936; “Лесное озеро”, 1938).

“Классический” (определение Н.Степанова) период творчества З. охватывает 1946-1958 гг. и характеризуется учащенным обращением к тематике и стилистике лучших творцов русской медитативно-философской лирики - Пушкина, Баратынского и особенно Тютчева, многие стихи которого З. выучил наизусть. Влияние Тютчева в стихах З. этого периода будет проявляться отчетливо и часто (“Дождь”, 1953; “Гроза идет”, 1957; и др.).

Тягучим слогом, торжественной метафоричностью, возвращением к теме высокого творчества отмечены первые послелагерные стихотворения 1946 г. (“Гроза”, “Бетховен”). Жизнеутверждающий пафос и одическая интонация отличают стихи 1947 г., навеянные лагерными впечатлениями (“Урал”, “Город в степи”, “Творцы дорог” и др.) и посещением Грузии (“Храмгэс”, “Сагурамо” и пр.). В послевоенных стихах получают развитие основные мотивы предыдущего периода творчества. В них З. трактует искусство как средство преобразования живой окружающей среды (“Мы, люди, - хозяева этого мира,/ Его мудрецы и его педагоги...” - “Читайте, деревья, стихи Гезиода...”, 1946), периодически возвращается к теме бессмертия в виде метаморфоз (“Я не умру, мой друг./ Дыханием цветов/ Себя я в этом мире обнаружу...” - “Завещание”, 1947; “Я разве только я? Я - только краткий миг/ Чужих существований...” - “Во многом знании - немалая печаль...”, 1957), неоднократно подтверждает своё пантеистическое восприятие разумной и одухотворенной природы (“Всё лежал бы и думал я думу/ Беспредельных полей и дубрав...” - “Я воспитан природой суровой...”, 1953; “Горит весь мир, прозрачен и духовен...” - “Вечер на Оке”, 1957). Между тем поэтика З. на протяжении всего “классического” периода претерпевала изменения. Развитие противоречивого отношения поэта к формальному мастерству зафиксировано в стих. “Читая стихи” (1948). Однако в начале этого периода лирику З. переполняли неожиданные эпитеты и метафоры, которые то восхищали читателей (“Сумасшедшая стонет сирень...” - “Слепой”, 1946), то шокировали их (“Животное, полное грёз...” - “Лебедь в зоопарке”, 1948). “Прощание с друзьями”(1952), посвященное погибшим обэриутам, оказалось прощанием с прежней усложненной манерой повествования. Только в некоторых стихах цикла 1956-1957 гг. “Последняя любовь” (“Можжевеловый куст” и др.) поэт вернется к привычно изысканной метафорике. В 1950-х гг. З. стремился к опрощению стиля с целью прямого выражения острой поэтической мысли. В лирике этих лет выделяются мотивы величия искусства (“Портрет”, 1953; “Старая актриса”, 1956) и внутренней красоты человека (“Некрасивая девочка”, “О красоте человеческих лиц”, 1955). Стихи последнего года жизни З. (“Железная старуха”, “После работы”) имеют вид бытовых зарисовок и носят дидактический характер, подчеркивая движение автора к стилистической простоте. Полнее эволюция художественных взглядов З. отражена в стих. “Генеральская дача”, ритмика, сюжет и композиция которого восходят к традициям “городского романса”, а предельно отчетливое выражение эти взгляды получают в стих.”Городок”, своеобразном шедевре художественного минимализма.

Творчество З. оказало существенное влияние на развитие русской литературы. Стихи поэта переведены на многие европейские языки.

Список литературы

Тарусские страницы. Калуга, 1961

А.Македонов. Николай Заболоцкий. Л., Сов. писатель, 1968

Ю.М.Лотман. Н.Заболоцкий. Прохожий. - в кн.: Ю.Лотман. Анализ поэтического текста. Л., Просвещение, 1972

Воспоминания о Заболоцком. М., Сов. писатель, 1977

Н.Н. Заболоцкий. Н.А.Заболоцкий после создания “Столбцов”. - “Театр”, 1991, №11, с.153-160.

Николай Заболоцкий родился в Казани в 1903. Прожил Н.Заболоцкий 55 лет. Николай писал стихи еще с раннего детства, но пока никто не замечал каких-то результатов у маленького мальчика. После армии он находит группу молодых писателей, именно к ней он и присоединяется. С этого времени он пытается писать детские рассказы, некоторые его произведения публикуются в журнале "Еж". Еще в армии Николай находит и понимает свой истинный путь, там он работал в стенгазете, где и смог открыто показать себя, как начинающего писателя.

В 1929 году Заболоцкий приносит себе славу, написав свой первый сборник "Столбцы", с которого и начался, можно сказать, весь творческий путь Николая Заболоцкого. Далее в его творчестве поднимается проблема человека и природы, он пишет стихотворения исключительно на данную тематику.

Через несколько лет выпускается еще и "Вторая книга", прочитав ее, люди увидели все мастерство и новаторство поэта.

Кроме написания стихотворений Заболоцкий занимался и переводом, так была переведена на русский язык грузинская поэма и другие различные произведения, которые были написаны на немецком, сербском и иных языках. В следующие годы его арестуют, окажется, что донесение было ложным. Но даже под арестом он не бросает писать, когда же его выпускают, то он уезжает жить в Москву. Арестовывают его за пропаганду против советского союза.

Его произведения и стихотворения становятся частью русской лирики. В них он описывает свое душевное состояние, а также часто затрагивает больные философские аспекты.

Большой вклад Заболоцкий внес в переводы с грузинского языка, после его долгой работы над переводами с грузинского, выходит, наконец, книга «Грузинская классическая поэзия".

В последние годы свое жизни Николай Заболоцкий не пишет, потому что боится власти. Его творчество видит свет только во время оттепели, когда у власти встал Хрущев.

Умер Николай от сердечного приступа, похоронили его на Новодевичьем кладбище, которое находится в Москве.

Биография по датам

Н. А. Заболоцкий появился на свет 24.04.1903г. возле Казани. Папа у него агроном, а мама – учительница. Талант к творчеству проявился еще в детстве.

1913г. поэт поступил в училище. Где ему стала интересна химия, история, рисование и так же увлекся творчеством Блока.

В 1920г. поэт поступает в медфак в столице России. Но уже буквально через полгода забрасывает занятия и едет к себе на родину. Потом переезжает в город Петроград уже там учиться в педагогическом институте им. Герцена. В 1925г. успешно заканчивает учебу.

В 1926-1927гг. Н. А. Заболоцкий идет служить в Ленинград, вошел в редакционную коллегию военной стенгазеты. В этот промежуток времени поэт оттачивает свой стиль творчества.

В 1927г. вместе с писателями создает ОБЭРИУ, куда вошли многие известные люди того времени. Так же начинает работать в отделении детской книги.

В 1933г. издается поэма «Торжество земледелия», где писатель затрагивает разные вопросы, как философии, так и нравственности. Так же у него начинается работа в разных журналах для детей.

В 1937г. издается новый том «Вторая книга».

В 1938г. – поэта, который раньше нигде не светился, как нарушитель, арестовывают, обвиняя его в антисоветской пропаганде и до 1943г. находится в многочисленных лагерях.

С 1944г. живет в городе Караганде. Завершает проект переложения «Слово о полку Игореве».

В 1946г. поэту было дано разрешение, возвратиться, в столицу России, где был восстановлен в Союзе писателей.
1948г. выходит новый третий сборник его стихов.

С1949г. поэт, фактически не пишет. Боится властей.
1957г. выходит огромный том работы поэта.
1955г. инфаркт подрывает здоровье Н. А. Заболоцкому.
14.10.1958 умирает после второго инфаркта.

Несколько интересных фактов из жизни Николая Заболоцкого:

1. Николай был женат на Екатерине Клыковой, которая училась на педагога в Питере. Она родила двух детей.

2. Николай Заболоцкий очень любил Циолковского, его работы повлияли и на творческий путь писателя и на тематику в произведениях. Он любил широкие, философские темы, касающиеся Вселенной и смысла жизни.

3. В начале сороковых годов Николай еще не определился с жанром своих произведений, поэтому можно встретить и стихотворения в авангардистском стиле, но в конце писатель уже определился, он перешел на философские стихотворения.

4. Заболоцкого знают, как отличного переводчика с грузинского и итальянского языка. Именно он смог сделать доступнее зарубежную поэзию и прозу для русского народа.

Путь писателя был трудный, в творчестве были и переломные моменты, когда приходилось писать в стол, но все это Николай смог пережить, поэтому до сих пор люди могут читать его произведения, его творчество все еще актуально.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Куприн Александр Иванович

    7 сентября 1870 г именно в этот день родился замечательны писатель Куприн Александр Иванович. Сразу после рождения, он остался без отца, который умер от страшной болезни. Через 4 года

  • Булгаков Михаил Афанасьевич

    Родился писатель на территории столицы Украины. В семье был самым старшим из семи детей. Был весьма образованным, успешно закончил университет и после учёбы пошёл работать в госпиталь, так как это было популярно среди его ровесников.

  • Иван Федорович Крузенштерн

    Иван Крузенштерн – русский мореплаватель, совершивший первое в России кругосветное плавание. Иван Фёдорович Крузенштерн появился на свет 8 ноября 1770 года в маленьком поселении Хаггуд

  • Виктор Васнецов

    Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье приходского священника. Родившийся в глубинке Вятской губернии в селе Лопьял Виктор мог бы тоже стать священником и окончил духовную семинарию

  • Бруно Джордано

    Джордано Бруно, философ и поэт эпохи Возрождения, автор многих трактатов, развивший гелиоцентрическую идею Коперника, родился в городе Нола на юге Италии в 1548 году.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Заболоцкого Николая Алексеевича

Николай Алексеевич Заболоцкий относился к тому поколению русских писателей, творческая пора жизни которых настала после революции 1917 года. Все в его биографии говорит об исключительной преданности любимому делу, непрерывном совершенствовании стихотворного мастерства, а также упорном преодолении различных барьеров, то и дело возникавших на протяжении всей его жизни.

Он родился 27 апреля 1903 года на ферме Казанского губернского земства, расположенной неподалеку от Казани. Его отец был агрономом-управляющим в Кизической слободе, а мать – сельской учительницей. Детство поэта прошло там же, а также в селе Сернур, располагающегося на территории нынешней республики Марий Эл. Первые пробы пера Николая Заболоцкого относятся к третьему классу сельской школы, где он регулярно «издавал» журнал, написанный от руки.

В 1913 году Николай отправился в Уржум, где вплоть до 1920 года учился в реальном училище, посвящая свободное время изучению истории, химии и рисования.

Ленинград

В 1920 году Николай Заболоцкий уехал сначала в столицу, поступив сразу на филологический и медицинский факультеты Московского университета, а спустя год оказался в Ленинграде. В городе на Неве он стал студентом Педагогического института им. Герцена. Несмотря на активную работу в литературном кружке, он все никак не мог найти «собственного голоса». В 1925 году он получил диплом.

Примерно в это же время он стал «обэриутом» – участником «Объединения реального искусства». Эта группа молодых поэтов, редко и мало печатавшихся, выступала с чтением стихов собственного сочинения. Участие в этом объединении позволило Николаю Заболоцкому найти свой путь в поэзии.

Армия

В 1926 году Николай Алексеевич получил призывную повестку, отправившую его на военную службу, которая вся прошла на Выборгской стороне. Через год его уволили в запас. Несмотря на краткосрочность, армейская служба сумела показать мир казармы, который показался Николаю Заболоцкому «вывернутым наизнанку». Военный мундир, одетый не по своей воле, послужил своеобразным катализатором, открывшим его как поэта. Именно в 1926-27-х годах из-под его пера вышли первые стоящие поэтические произведения с непохожей ни на что другое стилистикой. Отдав долг Родине, Николай Заболоцкий устроился в отдел детской книги ленинградского ОГИЗа, который в те годы возглавлял .

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


«Враждебная вылазка»

Николай Алексеевич увлекался живописью Брейгеля, Шагала, Филонова, что помогло взглянуть на окружающий мир глазами художника. Увольнение из армии пришлось на закат НЭПа, изображение которой с точки зрения сатиры стало основной темой стихов, вошедших в первый поэтический сборник «Столбцы». Он был издан в 1929 году в Ленинграде и наделал много шума. Сначала в печати появились положительные рецензии, автор был замечен ведущими поэтами и литераторами тех лет, начиная от В.А. Каверина и заканчивая . Но затем риторика быстро сменилась на противоположную – сборник охарактеризовали не иначе, как «враждебную вылазку». При этом никаких оргвыводов или распоряжений не последовало. Более того, вскоре после скандала в журнале «Звезда» было напечатано еще около десятка стихотворений, вошедших во вторую редакцию «Столбцов», которая так и не была издана.

После того, как была опубликована поэма под названием «Торжество земледелия», у Николая Заболоцкого не было шансов избежать жесткой критики. Молодой поэт сразу же был заклеймен как ярый поборник формализма и апологет буржуазной идеологии. Из-за этого второй сборник стихов так и не увидел свет. Несмотря на это, Николай Алексеевич не забросил творческую деятельность, полностью переключившись на детскую литературу. Вплоть до своего ареста в 1938 году он писал рассказы и стихи, которые публиковались в журналах «Чиж» и «Еж».

Арест

Спустя год после выхода в 1937 году сборника стихов «Вторая книга» Николай Алексеевич Заболоцкий был арестован за антисоветскую пропаганду. Основанием для ареста послужил отзыв о творчестве поэта как о контрреволюционной борьбе против социалистического строя, написанного критиком Николаем Лесючевским. Несмотря на тяжелейшие пытки, Николай Алексеевич не признал эти обвинения, что позволило ему избежать расстрела. Пребывая в заключении, он в 1944 году закончил начатое еще 7 лет назад переложение «Слова о полку Игореве». Отзывы критиков, назвавших эту работу лучшей среди многих русских поэтов, позволили Заболоцкому в 1946 году вернуться в Москву, а вскоре после этого восстановиться в Союзе писателей.

На излете дней своих

Возвращение поэта из «мест не столь отдаленных» пришлось на период крайнего ужесточения идеологического гнета со стороны государства. Опасаясь за свою свободу, Николай Алексеевич практически полностью переключился на художественные переводы. Только с началом «хрущевской оттепели» в 1957 году он опубликовал стихотворный сборник «Последняя любовь». Он был закончен в Тарусе на Оке, где Николай Алексеевич Заболоцкий провел два последних года в своей жизни, скончавшись 14 октября 1958 года от инфаркта.

Заболоцкий Николай Алексеевич (1903 - 1958) - советский поэт, переводчик. Много писал для детей, осуществлял переводы зарубежных авторов.

Николай Заболоцкий родился вблизи Казани 24 апреля (7 мая) 1903 года. Отец мальчика был агрономом, мать - учительница. Впечатления от детства, проведенного в деревенской атмосфере, ярко отразились в стихах, которые Заболоцкий начал писать с первых классов школы.

В Уржумском училище мальчик активно занимался историей, живописью, химическими опытами, познакомился с творчеством А. Блока. После поступления в Москву на историко-филологический и медицинский отделения, Николай перебирается в Петроград и заканчивает там факультет языка и литературы в Институте им. Герцена.

После окончания ВУЗа поэт два года служит в армии недалеко от Ленинграда, является одним из журналистов местной стенгазеты. Впечатления от казарменного быта, столкновение с различными характерами и ситуациями становится отправной точкой в нахождении собственного литературного стиля.

Ранее творчество

После военной службы Заболоцкий приступает к работе в отдел детской книги Государственного издательства под руководством С. Маршака. Затем в детские журналы «Еж», «Чиж». Поэт много пишет для детей, адаптирует для восприятия юными читателями перевод «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле.

Его первый сборник стихов выходит в 1929 году под названием «Столбцы» и вызывает целый скандал в литературном обществе. В стихотворениях сборника явно прослеживалась насмешка над повседневностью и мещанством. Подготовленные читатели также заметили тонкие пародии на поэтические стили Бальмонта, Пастернака, образы Зощенко и Достоевского.

Следующий сборник публикуется в 1937 году и носит название «Вторая книга».

Арест и ссылка

По обвинению в антисоветской пропаганде, которое было сфабриковано из рецензий критиков и доносов, мало касающихся истинных тем творчества поэта, в 1938 году поэт был арестован. Попытки повесить на него организацию заговорческого объединения и приговорить к расстрелу не дали результатов, не смотря на пытки поэт не согласился подписывать ложные обвинения. События этого периода рассказаны поэтом в «Истории моего заключения» (мемуары напечатаны в 1981 году за границей, в 1988 в СССР).

5 лет Заболоцкий провел в лагерях на Дальнем Востоке, затем два года (1944-46) в Караганде. Там был завершен поэтический перевод «Слова о полку Игореве».

40-е годы стали переломными не только в жизни, но и творчестве поэта. От авангардных произведений раннего периода, полных сарказма, иронии, различных аллюзий, он переходит к классической поэзии с простыми и понятными образами и ситуациями.

Московский период

В 1946 году по разрешению властей Заболоцкий вернулся в столицу и ему был возвращен статус члена Союза писателей. Третий сборник «Стихотворения» публикуется в 1948 году.

После творческого подъема первых годов освобождения наступает период затишья. Заболоцкий почти не пишет, опасаясь идеологического преследования и повторения истории с арестом. В довершении к этому в 1955 году у поэта случается первый сердечный приступ, который значительно подорвал его здоровье. Причиной его К. Чуковский, близкий друг Заболоцкого, называл временный уход жены поэта Екатерины к другому мужчине.

К этому времени относится множество переводов сочинений грузинских поэтов Руставели, Чавчавадзе, Пшавелы А. Церетели и др., которые помогали поэту поддерживать себя и свою семью на плаву.

Новый творческий подъем начинается после развенчания культа Сталина и началом оттепели в 1956 году. Этот этап в истории страны нашел отражение в стихах «Где-то в поле возле Магадана», «Казбек». За три года до кончины в 1958 году Заболоцкий создает большую часть произведений, вошедших в последний период творчества.

В 1957 году публикуется последний поэтический сборник - цикл «Последняя любовь». Это лирические стихи поэта, в том числе знаменитое стихотворение «Зацелована, околдована».

14 октября 1958 года у Николая Заболоцкого случился второй инфаркт, который стал смертельным. Поэт был похоронен в Москве.

Заболоцкий – из тех поэтов, которые не оставляют равнодушными. Одни в восторге от его оригинальных рифм и «ребусного стиха», у других его творчество вызывает протест. Но просто скользнуть взглядом по строчкам и тут же забыть их невозможно. Жизненный путь автора «Столбцов» и талантливого переводчика «Слова о полку Игореве» оказался столь же неровным и извилистым, с крутыми заломами, как и его литературные наработки.

О жизни и судьбе

Николай Заболоцкий родился 24 апреля 1903 г. – практически на стыке эпох. Среди представителей творческих профессий существует интересное мнение: когда люди чувствуют себя неуверенно, когда в обществе происходят крутые перемены, буквально переворачивающие представление о добре и с ног на голову, - тогда и рождаются такие стихи, странные, полные иносказаний, тоже «переломные» - словно мятущаяся душа находит в них успокоение и отдых.

Николай рано стал сочинять и к 3 классу уже издавал литературный (школьный) журнал. Получив среднее образование, юноша решил учиться дальше и поступил в медицинский. Но вскоре понял: выбранный путь ему совершенно не подходит. Его призвание – «глаголом жечь сердца людей». И Николай продолжил учебу в Петроградском университете, на факультете языка и литературы.

Закончив учебу, юный поэт попадает в армию, честно отдает долг Родине. Затем он занимается литературными трудами, создает вместе с и другими поэтами Объединение реального искусства. Этот период стал расцветом авангарда в творчестве Заболоцкого.

В 1938 г. случается страшное: поэта обвиняют в антисоветской пропаганде, арестовывают. Впереди – 5 страшных лет лагерей. В 1946 г. Заболоцкому позволили вернуться в столицу и даже восстановили в Союзе писателей. Он снова пишет, но отныне его стихи становятся внешне спокойнее и наполняются глубокой мудростью – это мысли человека, прошедшего тяжелейшие испытания судьбы.

Скончался Заболоцкий в 1958 г., пережив первый инфаркт и не выдержав второго.

Стихи

Если вы – ценитель классической поэзии и выросли на произведениях Пушкина, Лермонтова, Есенина, то первое знакомство с Заболоцким может стать сюрпризом, ведь его стихи стиль сильно отличаются от «старой доброй» классики. Хотя почему – первое знакомство? Разве вы не знаете любимого учителями всех эпох: «Не позволяй душе лениться. Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!». Это тоже – «многовалентный» Заболоцкий!

Произведения сборника «Столбцы» включают все: здесь и игра слов, и гротескные образы, и размышления о переломной эпохе, и философские, с ироничной усмешкой (вспомним Омара Хайяма – кое-какие аналогии можно заметить) стихи о жизни и смерти.

Ранний Заболоцкий иллюзорно доступен. С одной стороны, знакомые слова и звуки, с другой –не каждый сразу сложит образы в целостную картину.

Позднее язык поэта становится мягче, легче, зрелые мысли облекаются в простые и понятные слова. Много стихотворений у взрослого Заболоцкого о природе, о ее вечном умирании и возрождении, и о месте человека в этом удивительно гармоничном мире. Прочтите «Начало зимы», «Весну в лесу» - перед нами живой, исполненный ярких красок, находящийся в вечном движении мир.

У Николая Заболоцкого есть свои горячие поклонники. Пусть вы не принадлежите к их стану, все же открывайте иногда книжку с его стихами, чтобы почувствовать слово на вкус – Заболоцкий умел так обращаться с русским языком, что его можно буквально осязать.