Цель: Цель: Наблюдение над текстом романа, Наблюдение над текстом романа, выяснить причину взаимного неприятия П.П. Кирсанова и Е. Базарова, выяснить причину взаимного неприятия П.П. Кирсанова и Е. Базарова, определить отношение автора к своим героям, определить отношение автора к своим героям, отметить средства создания образов, использованные И.С. Тургеневым; отметить средства создания образов, использованные И.С. Тургеневым; работать над развитием монологической речи, умением анализировать работать над развитием монологической речи, умением анализировать


История создания романа. Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе.


И.С. Тургенев о романе «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?»


Работа над романом была продолжена в Париже в сентябре 1860 года Работа над романом была продолжена в Париже в сентябре 1860 года В течение зимы написаны первые главы. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В течение зимы написаны первые главы. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»). Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»). Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому. Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.




Изменение социально-политического строя (конституционная монархия); смягчение или отмена крепостного права; выделение крестьянам небольших наделов земли; национальная самобытность России; Земские соборы - голос народа; единственно верная и нравственная религия - православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма. Этим они объясняли особый путь России. Боролись с поклонением Западу


Выступали за развитие России в русле европейской цивилизации; выступали за развитие России в русле европейской цивилизации; объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России; объясняли отличие от Запада исторически сложившейся отсталостью России; отрицали особую роль крестьянской общины; отрицали особую роль крестьянской общины; ратовали за широкое просвещение народа. ратовали за широкое просвещение народа. Во всем равнялись на Запад, превозносили Петра I как великого преобразователя России Западники


Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму; ратовали за развитие общественных наук, литературы, искусства. Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А.И.Герцен, Н.П.Огарев Журналы «Современник», «Колокол»




Итак, роман «Отцы и дети» закончен автором в июле 1861 г., опубликован в 1862 г. Эти даты, безусловно, важны. Не случайно И.С. Тургенев в самом начале романа приводит целый ряд цифр и дат. Что они могут сказать внимательному читателю? Итак, роман «Отцы и дети» закончен автором в июле 1861 г., опубликован в 1862 г. Эти даты, безусловно, важны. Не случайно И.С. Тургенев в самом начале романа приводит целый ряд цифр и дат. Что они могут сказать внимательному читателю? Россия II половины XIX века жила в преддверии огромного социального события – отмены крепостного права, которое для страны должно было стать переломным моментом во всех сферах общественной жизни, включая ломку мировоззрения передовых общественных слоев. Что значит выражение «время раскололось»? II половина XIX века. «Время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян- либералов и «новых» людей России – разночинцев– демократов, «отцов» и «детей». II половина XIX века. «Время раскололось», разведя по разные стороны исторического барьера дворян- либералов и «новых» людей России – разночинцев– демократов, «отцов» и «детей».


Работа с текстом романа. Чтение. Наблюдение. Анализ - Как в первых главах романа рисуется противостояние «отцов» и «детей»? - Как в первых главах романа рисуется противостояние «отцов» и «детей»? Еще ярче противостояние это раскрывается в главе IV, когда на сцене появляется Павел Петрович Кирсанов, старший брат отца Аркадия. Еще ярче противостояние это раскрывается в главе IV, когда на сцене появляется Павел Петрович Кирсанов, старший брат отца Аркадия. Найдите эту сцену. Читаем по ролям. Найдите эту сцену. Читаем по ролям. Какие детали привлекли внимание? Какие детали привлекли внимание? Какой прием использует автор? В чем его суть? Какой прием использует автор? В чем его суть? Еще одно действующее лицо романа – автор. По описанию героев, по первому впечатлению можно ли предположить, на чьей он стороне? Еще одно действующее лицо романа – автор. По описанию героев, по первому впечатлению можно ли предположить, на чьей он стороне?




Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия, подчеркивает свое простое происхождение, резко прерывает Николая Петровича, когда тот цитирует строчки из «Евгения Онегина». Мы видим тайное превосходство Аркадия над отцом. Базаров не спешит поприветствовать отца Аркадия, подчеркивает свое простое происхождение, резко прерывает Николая Петровича, когда тот цитирует строчки из «Евгения Онегина». Мы видим тайное превосходство Аркадия над отцом. Николай Петрович не понимает сына, замечает в нем разительные перемены, не может «наладить» разговор, смущается, робеет, молчит. Николай Петрович не понимает сына, замечает в нем разительные перемены, не может «наладить» разговор, смущается, робеет, молчит. Автор романа «над схваткой», он одинаково ироничен и в описании Базарова, и в описании П.П. Кирсанова, но схватка обязательно будет, и первое серьезное указание на нее в гл. 5 Автор романа «над схваткой», он одинаково ироничен и в описании Базарова, и в описании П.П. Кирсанова, но схватка обязательно будет, и первое серьезное указание на нее в гл. 5


Анализ 5 главы Снова две центральные фигуры – Павел Петрович и Базаров. Найдите их описание, обратите внимание на прозвучавшее как гром среди ясного неба и озадачившее старших Кирсановых слово «нигилист». Снова две центральные фигуры – Павел Петрович и Базаров. Найдите их описание, обратите внимание на прозвучавшее как гром среди ясного неба и озадачившее старших Кирсановых слово «нигилист». - Заметили, как звучит первый вопрос Павла Петровича о Базарове? («Что такое?»). - Чему удивляется Николай Петрович, почему рука Павла Петровича замерла в воздухе? - Чему удивляется Николай Петрович, почему рука Павла Петровича замерла в воздухе? - Сравните толкования слова «нигилист», данные Николаем Петровичем и Павлом Петровичем, в чем разница? - Сравните толкования слова «нигилист», данные Николаем Петровичем и Павлом Петровичем, в чем разница? - Мастер детали, Тургенев и здесь верен себе, но теперь это другая деталь. Заметили ее? Что подчеркивается с помощью этой детали? - Мастер детали, Тургенев и здесь верен себе, но теперь это другая деталь. Заметили ее? Что подчеркивается с помощью этой детали? - Отношение Павла Петровича к нигилистам в каких фразах звучит? Какой он делает вывод? Понятен ли он вам? - Отношение Павла Петровича к нигилистам в каких фразах звучит? Какой он делает вывод? Понятен ли он вам?


Евгений Базаров Длинный балахон с кистями, «одёжонка»; Длинный балахон с кистями, «одёжонка»; обнаженная красная рука; обнаженная красная рука; представляется как человек из народа: «Евгений Васильев» представляется как человек из народа: «Евгений Васильев» Н.П. Кирсанову руку «не сразу… подал»; Н.П. Кирсанову руку «не сразу… подал»;


Павел Петрович Кирсанов Красивая рука с длинными розовыми ногтями; Красивая рука с длинными розовыми ногтями; снежная белизна рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом; снежная белизна рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом; Базарову «руки не подал и даже положил ее обратно в карман» Базарову «руки не подал и даже положил ее обратно в карман»


Итоги урока. Нам было важно увидеть противостояние старого и нового, отцов и детей, а также определить отношение автора к героям. Удалось ли это? Удалось ли это? Позже мы увидим, что Тургенев готов понять Павла Петровича, не случайно приводит он историю его жизни, ему старички Кирсановы ближе по духу, чем Базаров, которому тем не менее автор будет искренне сочувствовать, когда «простые» формулы жизни Евгения Базарова начнут разбиваться о «сложные» отношения с Одинцовой. И это еще раз докажет, что автор старается быть «над схваткой», что задача художника – показать правду жизни и навязывать читателю свою оценку он не будет.


Домашнее задание главы VI- X перечитать, главы VI- X перечитать, составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои. (Желающие могут сделать электронную таблицу) составить сравнительную таблицу: взгляды Базарова и Павла Петровича, в которую внести цитаты, характеризующие отношение героев к искусству, любви, русскому народу, природе, аристократизму и либерализму и другим вещам, о которых будут спорить герои. (Желающие могут сделать электронную таблицу) индивидуально: история Павла Петровича и история Базарова (их жизнь до встречи в Марьино); индивидуально: история Павла Петровича и история Базарова (их жизнь до встречи в Марьино); Чувства Павла Петровича и Базарова.(электронная таблица) Чувства Павла Петровича и Базарова.(электронная таблица)

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное - ценность семьи. Во второй - демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

История создания

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Анализ произведения

Основной сюжет

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа

Евгений Васильевич Базаров

Базаров - студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе - это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Один из центральных героев тургеневского романа - это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна - рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Анализ сюжета романа

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии - во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление - это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

Кормановский Родион. 10А Класс.

Начало Работы над Романом.

— Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. «...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» - писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».

Наброски

— Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет - не знаю, но Боткин, который находится здесь... весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию».

Работа над произведением.

— В течение зимы написаны первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в ее истории - отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в своем любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».

— Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике» (И. С. Тургенев. «По поводу «Отцов и детей»).

Послесловие.

— Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому







Класс: 10 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: И.С. Тургенев – создатель русского романа.

История создания романа "Отцы и дети"

Цели: выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева; познакомиться с историей создания романа «Отцы и дети».

Ход урока

  1. Лекция учителя

Роман написан в 1861 году. Время действия – 1855-1861 гг. – период, сложный для России. Роман посвящен памяти русского разночинца В.Г. Белинского и был создан в период отмены крепостного права. Россия переживала основательную ломку социальных, политических, духовных и нравственных отношений, это были годы бурных споров о будущем России.

Роман был начат в 1860 году на о.Уайте Франции и закончен в России в 1862 году (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

Проблема отцовства – одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков.

Действия в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Композиция в романе кольцевая: Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино – Никольское – дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же людям в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

  1. Комментированное чтение

Открываем первую страницу романа, читаем: «Посвящается памяти В.Г. Белинского».

Как вы думаете, почему автор посвятил свой роман В.Г. Белинскому? (Белинский был для Тургенева не только авторитетным критиком, отличавшимся резкостью, верностью, глубиной суждений, но и весьма характерным представителем демократического общества 40-х гг. Тургенев очень ценил Белинского).

Задание.

I глава. Зачитайте начало главы. Уже в первых строчках романа точно указывается год, месяц, число, когда начинается действие. Почему? Назовите основные моменты 1-3 гл.

(В первой главе знакомимся с Н.П. Кирсановым, который вместе со своим слугой приехал на постоялый двор встречать сына. Обращаем внимание на то, что Петр, слуга «новейшего» типа, приказания Н.П. Кирсанова выполняет снисходительно, к руке молодого барина не подходит, а издали кланяется. Во второй главе знакомимся с новым героем. Третья глава. Намечаются взаимоотношения Базарова с Павлом Петровичем.

Домашнее задание

Подготовить реферат «История создания романа «Отцы и дети»

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема: Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя (10 класс).

Цели: дать понятие о “нигилизме ”; сравнить понятие “нигилизм” и взгляды Базарова; развивать умение анализировать изучаемое.

Ход урока

  1. Слово учителя
  1. Базаров – нигилист

Николай Петрович даёт определение слову нигилист - “…который ничего не признаёт”. Для Павла Петровича нигилист - это, прежде всего, тот, кто “не склоняется” ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены “существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве”. Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, о чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов.

Сравним, определения, данные в словарях.

Учитель открывает доску:

Нигилизм - это..

  • (от лат, nihil - “ничто”) отрицание общеприняты: идеалов, моральных норм, культуры, форм об жизни. (Большой энциклопедический словарь)
  • “безобразное и безнравственное учение, отвергаю го нельзя ощупать”. (Толковый словарь В.Даля)
  • “голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм”. (Толковый словарь русского языка)

Запись первого определения нигилизма, сравнение определений и высказываний в тексте.

  1. Прав ли был автор, причисляя Базарова к нигилистам?
  2. Идентичны ли его убеждения с нигилистическими?
  1. Характеристика Базарова.

Внешность

Происхождение

Воспитание

Образование

Взгляды

Отношения с окружающими

Речь, лексика

Примерное заполнение

Внешность

Лицо выражает самоуверенность и ум, длинные волосы, красная рука, одет в балахон с кистями

Происхождение

Разночинец, отец – полковой лекарь

Воспитание

Домашнее, родители давали полную свободу. “Человек должен сам себя воспитывать”

Образование

Университет, естественные науки, будущий доктор

Взгляды

Нигилист (всё отрицает). “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, “Рафаэль гроша медного не стоит”, “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”

Отношения с окружающими

Общается с крестьянами как с равными. С аристократами вступает в спор

Речь, лексика

Резкость в суждениях, нет иностранной речи

Мы встречаемся первый раз с Базаровым во второй главе.

Первая встреча с Николаем Петровичем и Павлом Петровичем.

1. Чтение эпизодов (с. 62, 64, 70).

Работа над следующими вопросами:

  1. Что особенно автор выделил в портрете Базарова?
  2. Что дает портрет для понимания характера этого человека?
  3. Как представляется Базаров? Почему?
  4. Чем занимается Базаров?
  5. Как встретили Базарова Николай Петрович и Павел Петрович?
  1. Идеологический конфликт
  1. Спор об аристократии. Павел Петрович в аристократах видит основную общественную силу, когда-то она Англии дала свободу. Базаров - от аристократов нет никому никакой пользы, их основное занятие - ничегонеделание
  2. Спор о принципах нигилистов. Базаров – “…в теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем”. Строить на разрушенном листе он не считает своим делом.Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение “всего” в обществе.
  3. С пор о русском народе. По мнению Павла Петровича, русский народ - патриархальный, ценит предания, не может жить без религии. Базаров видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Он видит необразованность, суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.
  4. Расхождение во взглядах на искусство и природу. Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его”. Его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. “Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта”. В природе видит только источник и поле человеческой деятельности. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Противником в этом споре становится Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Работа над следующими вопросами:

  1. Каковы ваши первые впечатления об Одинцовой?
  2. Как отнеслись к ней Базаров и Аркадий?
  3. Кто же такая Одинцова?
  4. Любовь к Одинцовой.

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего. Она - “герцогиня”, он - “лекарь”; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, - неравнодушный и страстный. В нём происходит что-то не базаровское: “что-то другое..., чего он никак не допускал”. Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве. Обновленного Базарова мы встречаем в сцене с родителями.

Работа над следующими вопросами:

  1. Как относятся к Евгению его отец и мать и как их чувства переданы автором?
  2. Как же Евгений Базаров относится к своим родителям?
  1. Отношение к родителям.

Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его “Енюшкой”; “…от волнения она пошатнулась…”; “…старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего…”. Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: “Люблю, Аркадий!”

  1. Смерть Базарова

Базаров умирает от случайного пореза пальца. Перед смертью к нему приехала Одинцова, привезла доктора, но помочь больному уже было невозможно.

Работа над следующими вопросами:

  1. Какое чувство вызывает эта сцена? Почему же умер Базаров?
  2. Остаётся ли он нигилистом?
  1. Итог урока

Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность. Смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить. Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую судьбу.

Домашнее задание

Подготовиться к анализу образов главных героев.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: «Отцы» и «дети» в романе

Цели: рассмотреть оба аспекта проблемы «отцов» и «детей» и определить, какой из двух для Тургенева важнее; научиться анализу произведения; развивать монологическую речь у учащихся.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Беседа по теме урока

Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука - показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)
- Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.) Итоги спора о «принсипах»:

Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга? (Позиции Базарова и Кирсанова - крайности. Им не хватило: одному - чувства почтения «сына», другому - любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с ХIII главы автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.)
- Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий... хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он - сам по себе, а идеи - сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»? (Увлечение Аркадия нигилизмом - это дань моде, времени.

Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.)
- Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе? (Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.)
- Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? (У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
- Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)


II. Итог урока.

  1. Слово учителя.

В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, так как Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети - это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.

Домашнее задание

Выписать цитаты, объясняющие отношение главных героев к любви.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Любовь в романе «Отцы и дети»

Цели: рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают выписанные цитаты из текста романа.

  1. Работа по теме урока
  1. Групповая работа с карточками.

Группа 1. Павел Петрович и княгиня Р.
1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.
Вывод. Эта любовь - любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, после смерти княгини он уже не мог жить по-прежнему. Эта любовь не принесла людям ничего, кроме муки.
Группа 2. Николай Петрович и Фенечка.
1. Расскажите историю Фенечки, выделите основные черты этой героини. Какова композиционная роль этого образа?
2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.
3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какую роль играют любовные истории братьев в понимании образа Базарова?
Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки - это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.
Группы 3 и 4. Базаров и Одинцова.
1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
4. Сравните две сцены объяснения Базарова - поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?
5. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
6. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?
Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Группа 5. Аркадий и Катя.
1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
2. Докажите текстом, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).
3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?
Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви отец и сын похожи.

  1. Итог урока.
  1. Слово учителя

Четыре любовные истории помогают глубже увидеть характер героев и отношение к ним автора. К тому же они тоже раскрывают проблему «отцов» и «детей», сближая Аркадия с отцом, а Базарова с Павлом Петровичем. Автор показывает сурового нигилиста Базарова человеком, умеющим любить. Здесь борются герой (тип) и человек. И побеждает человек, перешагивая через ограниченный нигилизм, так как нигилизм - это порождение разума, а любить можно только сердцем.

Домашнее задание

Ответить на вопросы

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Смерть Базарова.

"Умереть так, как умер Базаров, -
все равно, что сделать великий подвиг" .

Писарев.

Цели: проверить и закрепить знания; подвести учащихся к ответу на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти главного героя; развивать устный речь.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания
  2. Вступительная беседа

Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя - самые важные. По словам Д. И. Писарева: "Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное".

Тургенев вспоминает: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".

  1. Анализ сцены смерти

Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:

  1. Почему Тургенев так заканчивает жизнь Базарова? ("фигура... обреченная на погибель"). Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию.
  2. Как писатель показывает героя в момент смерти? "Когда я писал заключительные строки "Отцов и детей", я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись", - писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения.
  3. Как Тургенев приводит своего героя к смерти?

Обратимся к последним станицам романа. Какое чувство вызывают последние станицы романа?

Как вы думаете, что имел в виду Писарев, написав: «Умереть так, как умер Базаров – это все равно, что сделать великий подвиг?

(В это момент проявились сила воли и мужество Базарова. Чувствуя неотвратимость конца, он не струсил, не попытался обмануть себя, и главное, остался верен себе и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм Базарова, но и человечность его поведения).

Почему же все-таки Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя, несмотря на его превосходство над другими героями?

(Базаров умирает от случайного пореза пальца, но смерть его, с авторской точки зрения, закономерна. Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Вот почему он «умертвил» героя. Две причины: одиночество и внутренний конфликт героя).

Какова причина смерти и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?

Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам? (Перед лицом смерти исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира .)

  1. Итог урока

В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?

Домашнее задание

  1. Ответить на вопрос: Почему роман заканчивается смертью главного героя?

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению. Выбор темы

Цель: предложить учащимся несколько тем для написания сочинения и помочь в ыборе и составлении плана.

Ход урока

  1. Выбор темы сочинения
  1. Отцы и дети в изображении И.С. Тургенева (По роману «Отцы и дети»).
  2. Система взглядов «новых» людей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
  3. Столкновение Базарова с собственной теорией.
  4. «Бунтующее сердце» (образ Е. Базарова).
  5. Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня?

Примерные темы:

  1. Обсуждение темы «Отцы и дети в изображении И.С. Тургенева».

1.Составление примерного плана:

1. Время создания романа «Отцы и дети»

2. Столкновение представителей отцов и детей.

3. Устарела ли проблема отцов и детей сегодня?

  1. Обсуждение темы «Система взглядов «новых» людей в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
  1. Составление примерного плана:
  1. Основная проблематика романа.
  2. Тема «нового» человека – одна из главных в творчестве И.С. Тургенева.
  3. В чем автор видит суть взглядов «новых» людей.
  4. Причина несостоятельности взглядов героя.
  1. Обсуждение темы «Столкновение Базарова с собственной теорией».
  1. Составление плана:
  1. Конфликт отцов и детей как основа романа.
  2. Образ Базарова в романе «Отцы и дети».
  3. В чем суть столкновения Базарова с самим собой.
  4. Восприятие романа критикой.

Домашнее задание

Написать сочинение по выбранной теме


Тяжело переживал Тургенев уход из "Современника": он принимал участие в его организации, сотрудничал в нем пятнадцать лет; с журналом была связана память о Белинском, дружба с Некрасовым, литературная слава, наконец. Но решительное несогласие с Чернышевским и Добролюбовым, нараставшее с годами, достигло кульминации. Что же раздражало Тургенева в добролюбовских статьях?

В рецензии на труд казанского философа Берви "Физиологическо-психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни" Добролюбов утверждал: "Ныне в естественных науках усвоен положительный метод, все выводы основываются на опытных, фактических знаниях, а не на мечтательных теориях... Ныне уже не признаются старинные авторитеты... Молодые люди... читают Молешотта... Фохта, да и тем еще не верят на слово... Зато г. Берви очень остроумно умеет смеяться над скептиками, или, по его выражению, "нигилистами".

В другой рецензии Добролюбов-"нигилист" так обличал писателей, любящих "поидеальничать": "Кто не убирал розовыми цветами идеализма - простой, весьма понятной склонности к женщине?.. Нет, что ни говорите, а... врачи и натуралисты имеют резон". Получалось, что чувство любви вполне объясняется физиологией, врачами и натуралистами.

В первом номере "Современника" за 1838 год Тургенев с нарастающим чувством возмущения прочел добролюбовскую рецензию на седьмой, дополнительный том Собрания сочинений Пушкина, подготовленный П. В. Анненковым. Пушкину приписывался взгляд на жизнь "весьма поверхностный и пристрастный", "слабость характера", "чрезмерное уважение к штыку". Утверждалось, что поздний Пушкин "окончательно склонялся к той мысли, что для исправления людей нужны бичи, темницы, топоры". Пушкин обвинялся в "подчинении рутине", в "генеалогических предрассудках", в служении "чистому искусству". Так бесцеремонно обращался молодой критик с творчеством поэта, которого Тургенев боготворил.

По зрелом размышлении можно было в какой-то мере оправдать такие полемические выпады молодым задором критика, возмущенного дружининскими статьями о Пушкине, проповедующими "чистое искусство". Но с какой стати за Дружинина должен расплачиваться Пушкин? И откуда у Добролюбова развивается столь пренебрежительное отношение к художественному слову?

Наконец, во втором и четвертом номерах "Современника" за 1859 г. появилась статья Добролюбова "Литературные мелочи прошлого года", явно полемическая по отношению к общественным и литературным взглядам Тургенева. По Добролюбову, современная прогрессивная молодежь видела в поколении сверстников Тургенева едва ли не главных своих врагов. "Люди того поколения, писал Добролюбов,- проникнуты были высокими, но несколько отвлеченными стремлениями. Они стремились к истине, желали добра, их пленяло все прекрасное; но выше всего был для них принцип... Отлично владея отвлеченной логикой, они вовсе не знали логики жизни..."

На смену им идет молодое поколение - "тип людей реальных, с крепкими нервами и здоровым воображением", отличающийся от "фразеров" и "мечтателей" "спокойствием и тихой твердостью". Молодое поколение "не умеет блестеть и шуметь", в его голосе преобладают "звуки очень сильные", оно "делает свое дело ровно и спокойно".

И вот с позиции этого поколения "реалистов" Добролюбов с беспощадной иронией обрушивался на либеральную гласность, на современную печать, где обсуждаются общественные вопросы. Для чего же с таким опрометчивым радикализмом надо губить на корню благородное дело гласности, для чего же высмеивать пробудившуюся после тридцатилетней спячки николаевского царствования живую политическую мысль? Зачем же недооценивать силу крепостников и бить по своим? Тургенев не мог не почувствовать, что из союзников либеральной партии молодые силы "Современника" превращались в ее решительных врагов. Совершался исторический раскол, предотвратить который Тургенев был не в силах.

Летом 1860 года Тургенев обратился к изучению немецких вульгарных материалистов, на которых ссылался Добролюбов. Он усердно читал труды К. Фогта и писал своим друзьям: "Ужасно умен и тонок этот гнусный матерьялист!" Чему же учат российских "нигилистов" эти умные немцы, их кумиры? Оказалось, тому, что человеческая мысль - это элементарные отправления мозгового вещества. А поскольку в процессе старения человеческий мозг истощается - становятся неполноценными как умственные, так и психические способности человека. Со времен классической древности старость была синонимом мудрости: римское слово "сенат" означало "собрание стариков". Но "гнусный матерьялист" доказывает, что "молодое поколение" вообще не должно прислушиваться к опыту "отцов", к традициям отечественной истории, а верить только ощущениям своего молодого мозгового вещества. Дальше - больше: утверждается, что "вместимость черепа расы" по мере развития цивилизации "мало-помалу увеличивается", что есть расы полноценные - арийцы, и неполноценные - негры, например.

В дрожь бросало Тургенева от таких "откровений". Ведь в итоге получалось: нет любви, а есть лишь "физиологическое влечение"; нет красоты в природе, а есть лишь вечный круговорот химического вещества; нет духовных наслаждений искусством - есть лишь "физиологическое раздражение нервных окончаний"; нет преемственности в смене поколений, и молодежь должна с порога отрицать "ветхие" идеалы "старичков". Материя и сила!

И в сознании Тургенева возникал смутный образ героя, убежденного, что естественнонаучные открытия объясняют в человеке и обществе буквально все. Что стало бы с таким человеком, если бы он попытался осуществить свои взгляды на практике? Мечтался русский бунтарь, разбивающий все авторитеты, все культурные ценности без жалости и без пощады. Словом, виделось какое-то подобие интеллектуального Пугачева.

Отправившись в конце июля 1860 года в городок Вентнор на английском острове Уайт на морские купания, Тургенев уже обдумывал план нового романа. Именно здесь, на острове Уайт, был составлен "Формулярный список действующих лиц новой повести", где под рубрикой "Евгений Базаров" Тургенев набросал предварительный портрет главного героя: "Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского.) Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая.- Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязанностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки".

Добролюбов в качестве прототипа здесь, как видим, указывается первым. За ним идет Иван Васильевич Павлов, врач и литератор, знакомый Тургенева, атеист и материалист. Тургенев относился к нему дружески, хотя его часто смущала и коробила прямота и резкость суждений этого человека.

Николай Сергеевич Преображенский - приятель Добролюбова по педагогическому институту с оригинальной внешностью - маленький рост, длинный нос и волосы, стоящие дыбом, несмотря на все усилия гребня. Это был молодой человек с повышенным самомнением, с бесцеремонностью и свободой суждений, которые вызывали восхищение даже у Добролюбова. Он называл Преображенского "парнем не робкого десятка".

Нельзя не заметить, что в первоначальном замысле фигура Базарова выглядит очень резкой и угловатой. Автор отказывает герою в душевной глубине, в скрытом "художественном элементе". Однако в процессе работы над романом характер Базарова настолько увлекает Тургенева, что он ведет дневник от лица героя, учится видеть мир его глазами. Работа продолжается осенью и зимою 1860/61 года в Париже. Писатель-демократ Николай Успенский, путешествующий по Европе, обедает у Тургенева и бранит Пушкина, уверяя, что во всех своих стихотворениях наш поэт только и делал, что кричал: "На бой, на бой за святую Русь!" Еще один образчик базаровского типа берется на заметку, еще одна русская натура "при широком взмахе без удара", как говаривал Белинский. Но в Париже работа над романом шла медленно и трудно.

В мае 1861 года Тургенев вернулся в Спасское, где ему суждено пережить утрату надежд на единство с народом. Еще за два года до манифеста Тургенев "завел ферму", то есть перевел своих мужиков на оброк и перешел к обработке земли вольнонаемным трудом. Но никакого нравственного удовлетворения от своей хозяйственной деятельности Тургенев теперь не почувствовал. Мужики не хотят подчиняться советам помещика, не желают идти на оброк, отказываются подписывать уставные грамоты и вступать в какие бы то ни было "полюбовные" соглашения с господами.

В такой тревожной обстановке писатель завершает работу над "Отцами и детьми". 30 июля он написал "блаженное последнее слово". По пути во Францию, оставляя рукопись в редакции "Русского вестника", Тургенев попросил редактора журнала, М. Н. Каткова, обязательно дать прочесть ее П. В. Анненкову. В Париже он получил сразу два письма с оценкой романа: одно от Каткова, другое от Анненкова. Смысл этих писем во многом совпадал. И Каткову, и Анненкову показалось, что Тургенев слишком увлекся Базаровым и поставил его на очень высокий пьедестал. Поскольку Тургенев почитал за правило в любом, даже самом резком замечании видеть долю истины, он сделал ряд дополнений к роману, положил несколько штрихов, усиливающих отрицательные черты в характере Базарова. Впоследствии многие из этих поправок Тургенев устранил в отдельном издании "Отцов и детей".

Когда работа над романом была завершена, у писателя появились глубокие сомнения в целесообразности его публикации: слишком неподходящим оказался исторический момент. Поэт-демократ М. Л. Михайлов был арестован за распространение прокламаций к юношеству. Студенты Петербургского университета взбунтовались против нового устава: двести человек были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. В ноябре 1861 г. скончался Добролюбов. "Я пожалел о смерти Добролюбова, хотя и не разделял его воззрений,- писал Тургенев своим друзьям,- человек был даровитый - молодой... Жаль погибшей, напрасно потраченной силы!"

По всем этим причинам Тургенев хотел отложить печатание романа, но "литературный купец" Катков, "настойчиво требуя запроданный товар" и получив из Парижа исправления, уже не церемонился. "Отцы и дети" увидели свет в самый разгар правительственных гонений на молодое поколение, в февральской книжке "Русского вестника" за 1862 год.