Сначала немного теории. Наверное, может показаться, что теория не очень важна, но изучение теории – это один из главных этапов становления художников. Что бы научится рисовать реалистичные эскизы необходимо знать девять основных законов рисования:

1. Перспектива: те фигуры, которые находятся ближе кажутся большими, а те, которые расположены далеко, они кажутся небольшими.

2. Положение: те фигуры, которые расположены ниже на листе, они и зрительно кажутся ближе.

3. Размеры: чем крупнее нарисована фигура, тем ближе она будет казаться.

4. Перекрытие: тот объект, который нарисован впереди другого объекта, зрительно, кажется ближе

5. Тень: плоскость, на которой находится фигура, в противолежащей стороне должна быть темнее, нежели источника света.

6. Заливка: та часть фигуры, которая будет располагаться на другой стороне от того источника, с которого будет поступать свет, эта часть должна быть наиболее темной для того что произвести эффект глубины.

7. Линии контуров: для того чтобы получилось нарисовать фигуры круглой формы нужно прорисовывать контурные линии.

8. Линия горизонта: нужно проводить линию горизонта – что бы нарисовать объемное изображение.

9. Расстояние: для создания имитации расстояния между фигурами, дальние фигуры нужно изображать немного светлее и прорисовывать не так четко.

Без выполнения данных законов не получится нарисовать рисунок. Знание девяти основных законов рисования – основа успешного обучения рисованию. Чем чаще будете рисовать, и применять эти законы, тем скорее начнете их запоминать, и все легче будет ими пользоваться и применять их на деле.

Важные принципы

Следующим этапом после изучения основных законов рисования является знание трех прицепов, о которых всегда нужно помнить: настрой, детали и практика.

1. Настрой : для того чтобы настроиться на позитивную работу, нужно убедить себя в том что вы готовы и сказать, что все в ваших силах! Только с позитивными мыслями можно получать и применить новые художественные навыки.

2. Детали : добавление различных деталей делает рисунок более живим, а если постараетесь добавить что-нибудь новое, возможно, рисунок получится гораздо необычнее.

3. Практика : для того чтобы владеть в совершенстве, теми навыками,которые, вы успели выучить, эти навыки необходимо каждый день использовать в работе, для закрепления.

Тренировка этих принципов очень важна для развития художественных навыков.

Инструменты

Следующий этап – выбор необходимых инструментов для рисования, они должны быть удобны и практичны:

1. Понадобится блокнот или альбом. Хотя для того чтобы начать рисовать, может подойти любая бумага, она может быть просто белой или же может быть тонированной, тонкая или плотная. Если, решитесь взять специальную бумагу, безусловно, сможете достичь гораздо лучших результатов, чем с простой бумагой. Важно знать, с какого сырья изготовлена бумага для рисования. Тестера бумаги, тесть зернистость имеет
большее значение.

Существует два вида бумаги, мелкозернистая и крупнозернистая бумага. Если брать мелкозернистую, то такой вид бумаги будет, подходить для любого типа рисования, а вот крупнозернистая подходит для того, чтобы писать на ней акварелью. Художник сам выбирает на крупнозернистой или мелкозернистой бумаге ему рисовать. Бумага высшего сорта отмечена в углу водяными знаками.

2. Для рисования эскизов прекрасно подходят школьные карандаши, у которых четыре степени твердости: №1 -2В, №2-В, №3-Н, и №4- 2Н. Для того чтобы получались хорошие рисунки, лучше пользоваться карандашами под номерами 2 и 3. Если вы серьезно намерены учиться — лучше будет купить полный набор карандашей для рисования высшего качества. Существует 19 степеней твердости: Н – твердые, HB и F – средней твердости, B – мягкие.

3. Календарь и планинг – один из самых важных этапов. Для того чтобы в будущем добиться хороших результатов, необходимо каждый день рисовать как минимум по двадцать минут. Так что для этого и потребуется создать план действий и все время контролировать выполнение плана.

Этапы рисования

Первый шаг

Для начала нужно будет взять ваш карандаш и календарь — теперь нужно будет создать расписание тех уроков, которые будете выполнять на протяжении недели. Конечно, нужно брать в расчет то, что помимо рисования есть и другие занятия, поэтому даже эти двадцать минут можно разделить и сделать два 10 минутных занятия.

Чтобы добиться успехов, необходимо усердно трудиться ежедневно, приобретать все новые навыки изучать техники, просматривать работы известных художников для вдохновения. Уже после месяца усердных занятий будут видны результаты.

Второй шаг

Самое главное - это просто нужно сесть за стол и начать рисовать! Когда сели за стол, вам нужно будет сделать глубокий вдох, а затем нужно улыбнуться. Потом берите листок бумаги и положите его перед собой и теперь пробуйте рисовать.

Теперь нужно проверить самого себя . Для начала нужно будет нарисовать несколько объектов. Вам нужно расслабиться! Также вы должны понимать, что это вы делаете для себя, и только вы можете нарисовать этот рисунок. Нужно чтобы вы сейчас нарисовали именно такой рисунок, который потом в дальнейшем поможет вам улучшать свои навыки. Но если даже у вас появляется чувство лени или просто не хотите рисовать эту часть рисунка, вы обязательно должны будете заставить себя нарисовать этот момент картинки. Потом, к концу месяца, сами поймете, что это делали не зря!

Третий шаг

Не забывайте показывать свои работы более опытным художникам, спрашивать у них совета и внимательно выслушивать их критические замечания, а потом исправлять свои ошибки. Если у вас нет знакомых художников, существует множество сайтов в интернете, на которых можно будет разместить свои работы и спросить совета.

Четвертый шаг

Попробуйте разные техники рисования и выберите для себя самую подходящую. Если у вас что-то не получается, не отчаивайтесь, и пытайтесь еще раз, ведь вы только учитесь и умение придет со временем.

Видео урок

Мечтаете научиться рисовать? И ищите подробные пошаговые уроки рисования для начинающих художников? Я постараюсь помочь вам в этом не простом деле и расскажу о многочисленных нюансах при написании красивых рисунков и портретов карандашом и акварелью! С помощью моих поэтапных уроков, овладеть азами изобразительного искусства смогут не только взрослые, но и дети!
В данной рубрике я публикую все своих пошаговые уроки рисования, и отдельно, в рубрике Уроки рисования для детей , я собираю простые уроки рисования для начинающих художников. Поэтому, если вы только делаете первые шаги в рисовании карандашом и акварелью, я рекомендую начать обучение именно с этого раздела. Обязательно посмотрите все уроки рисования и советы художникам, собранные в моём блоге!

Рисование портрета для начинающего художника кажется невероятно сложной затеей. Часто новички спешат создавать потрет, не изучив его основные принципы и техники. Каждый рисунок лица завершается разочарованием, что может привести к абсолютной потере интереса. Не стоит опускать руки, ведь каждый портретист начинал с изучения базовых правил, практиковал их, совершал десятки ошибок и в конце-концов достигал положительных результатов. Сейчас мы разберем построение портрета карандашом , его особенности и правила. Они помогут добиться правильности, а что самое важное – реалистичности и высокого качества портрета.


Почти каждый человек желает иметь дома свой портрет, который считается одним из самых сложных рисунков, что может нарисовать художник. Не удивительно, что существует большой спрос именно на этот тип рисунков. Поэтому обязанность начинающего и опытного художника в том, чтоб шаг за шагом усовершенствовать свои навыки в рисовании черт лица человека, ведь через лицо можно передать не только пол и возраст, но и характер и темперамент персоны. По своим особенностям портреты делятся на три вида: детский, женский и мужской. Сегодня мы будем учиться рисовать последний вид — мужской портрет простым карандашом . В нем есть свои особенности и секреты, о которых расскажем в этом пошаговом уроке.


Поэтапный урок о том, как нарисовать женский портрет простым карандашом. Пройдя всего несколько этапов можно понять основные черты, которые присуще женскому портрету и отсутствуют в остальных. Лицо будет расположено в анфас, волосы убраны назад. Это важно знать перед началом работы. Теперь можно приступать.


Руки часть тела личная и уникальная. Часто они могут рассказать о жизни человека своей формой и размером. Долгие годы люди изучают их линии и строение, пытаются по линиям читать будущее. Сегодня мы научимся рисовать руки простым карандашом с помощью поэтапного урока. Уделим особое внимание их построению и наложению теней, чтоб рисунок вышел наиболее реалистичный.


Прежде, чем приступить к полноценному написанию портрета, нужно научится рисовать детали лица. Из сегодняшнего урока мы узнаем, как нарисовать губы карандашом, благодаря поэтапному описанию. Урок не сложный и рассчитан на начинающих художников, но не стоит спешить. Чтобы достичь результата, а именно красиво нарисовать губы человека , нужно внимательно следовать правилам построения и тени.


Нарисовать портрет своих родных и близких мечтают многие. Но прежде, чем рисовать лицо в целом, нужно научится рисовать детали лица. Данный урок для начинающих художников посвящен вопросу «как нарисовать нос ». Эта задача не сложная, стоит лишь воспользоваться информацией о построении и наложении теней. Форма и размер носа может отличаться, но основная схема остается неизменной. Давайте скорее узнаем, как легко нарисовать нос карандашом .


Для многих начинающих художников, одной из непростых задач является вопрос «как нарисовать ухо ?». Из-за сложной структуры уха его часто зарисовывают волосами, но это не выход. Бывают ситуации, когда такой подход не уместен, например, если у человека короткая стрижка. Поэтому я расскажу вам, как нарисовать ухо поэтапно .

Раз вы попали сюда, значит хотя бы немного верите, что сможете научиться рисовать. И это действительно так! Даже если вы рисовали совсем чуть-чуть, вообще не рисовали или сомневаетесь в своих способностях, найдите простой карандаш и 20 минут в день - и за месяц вы научитесь создавать поразительные изображения.

Самое сложное — начать

Чтобы научиться рисовать, человеку сначала надо просто начать. Нужно подтолкнуть его к тому, чтобы он взял в руки карандаш и начал проводить линии на чистом листе бумаги. Многие считают, что чистый лист бумаги — это проблема, справиться с которой может только талантливый художник. На самом деле, освоив , вы обретете достаточную уверенность в себе, чтобы наслаждаться рисованием.

Пройдя этот курс, за тридцать дней вы добьетесь первых творческих успехов, получите стимул к постоянной практике, укрепите уверенность в себе и сохраните интерес к рисованию на всю жизнь.

Основы рисунка - я рассказываю о способе обучения, благодаря которому мне, в свое время, удалось пройти курс училища за четыре месяца и поступить с первого раза в престижный художественный институт, набрав на экзаменах 298 баллов из 300 возможных. Надеюсь, мой опыт поможет и вам. После изучения материала вы поймете, что рисунок не такая уж сложная наука, как кажется с первого взгляда. Очень важно перед началом изучения основ рисунка посетить страницу о том, как правильно держать в руке карандаш. Эти знания нужны для правильной постановки руки. Изучите материал, я вас подожду.

Основы рисунка

Если вы начинающий художник, то вам сейчас нужны базовые знания основ рисунка. Не смотрите на работы великих художников, вы будете понимать их немного позже. Сконцентрируйтесь на себе. А начинать мы будем с понимания самого рисунка.

Все предметы находятся в пространстве, они окутаны им, гармонично в него вписываются и подчиняются его законам. В самом простеньком натюрморте нужно воспринимать не отдельные предметы, а целый ансамбль, созвучие линий и форм. Нужно смотреть на это как на непрерывный тондем линий, форм, света и тени. Рисунок- это условное пространство листа , в котором есть предметная плоскость, пропорциональные соотношения всех предметов и свето-тень, распределяющаяся по форме предметов.

Основные элементы изобразительной грамоты:

Плоские фигуры (двухмерные)

Объемные фигуры (трехмерные)
Все предметы, так или иначе имеют в себе, в своей основе построения- эти фигуры.

Куб- как основа трехмерного изображения в условном пространстве листа:

Основы рисунка. Понимание.
Для начала я хочу вам рассказать небольшую историю о маленьком муравье. Представляете? Маленький муравей, лазил себе по травке и набрел на что-то... На что- неизвестно. Он незнал и сам. И захотелось ему узнать, что-же преградило ему дорогу. Муравей с трудом залез на это что- то, облазил со всех сторон, вдоль и поперек но так ничего и не понял. Непонял, потому- что сам-то он был очень маленький и видел только отдельные участки предмета и не мог составить о нем картину. Тогда он вскарабкался на высокое дерево, взглянул с высоты и увидел общую картину....

Ну а что он увидел нам впринципе и не важно, зато смысл, думаю, ясен. Так и мы, чтобы было быстрее и яснее начнем с общей картины.

Продолжим. Куб является основой трехмерного изображения в условном пространстве листа. В нем есть вертикаль, горизонталь и глубина. В нем самом заложено понимание рисунка вообще. Вот для начала мы и поработаем с нашим кубом. Мы будем развивать логическое мышление на анализе реальной формы с помощью образно- логических построений.

В словосочетание "логическое мышление" вложено не так уж и мало. Это и наблюдательность, и воображение, и фантазия, в конце концов особое видение мира, которое в нашем случае позволяет создавать иллюзию видимого мира в пространстве листа. Мы будем учиться правильно видеть объемную форму предмета и логически последовательно изображать его на понимании основной нашей рабочей формы- куба.

Развить в себе логическое мышление это ваша первостепенная задача, это ваш инструмент , с помощью которого вы сможете самостоятельно понимать рисунок. И на самом деле это не сложно и даже не скучно. Это доступно каждому для понимания.

И перед работой избавимся от маленьких форматов. Отныне, ваш главный рабочий формат бумаги- А2. Переходите на большие размеры, если до сих пор вы этого не делали. Можно использовать планшеты 40/60 или 40/50 или даже больше. По началу кажется, что перед вами просто громадная белая стена и совсем не понятно, как ее заполнять. Не страшно. Вспомните об этом через пару недель. Тогда обычный альбомный лист вам покажется крохотным и совершенно неудобным.

Основы рисунка

Упражнение 1 для понимания основ рисунка:

Садимся за мольберт , крепим к нему половинку листа ватмана, можно использовать недорогую бумагу , даже обои. Обои даже лучше, если ваш бюджет ограничен и вы не хотите разориться на дорогом ватмане. Итак, давайте начнем с малого. Рисуем квадрат. Постарайтесь рисовать как можно более прямые линии, естественно, противоположные стороны должны быть в квадрате параллельны и равны.

Что мы видим перед собой? Это обычный квадратик, который никак не дает нам ощущения условного пространства в листе. Скучно и совсем не интересно. Но это пока.

А сейчас вам нужно будет превратить квадратик в куб. От углов квадрата проводите линии- грани вдаль, у меня наклон их примерно равен 45 градусам. Придерживайтесь этой цифры. Ну и нужно дорисовать наш кубик, по ощущению определяем и рисуем заднюю сторону куба.

У нас получился куб, но, пока никакого условного пространства в листе здесь тоже не чувствуется. Запросто можно перепутать ближние и дальние грани. Это плоский рисунок и не более того. Что- бы чувствовалось пространство в листе, должна присутствовать ПЛАНОВОСТЬ - некоторые детали или предметы будут находиться к нам ближе, другие дальше и эту плановость нужно правильно передать. Для начала передадим ее, а потом подумаем над словом "правильно". Плановость передаем следующим образом: та сторона куба, которая к нам ближе должна быть выделена, должна быть четче, передана активнее. Возьмем свой уголь или сангинку и наведем эту сторону более активнее.

Сейчас мы можем четко различать, где ближняя к нам сторона куба, а где дальняя. Так мы довольно просто и незамысловато передали плановость, дабы добиться результата- получить условное пространство в листе. Но это еще не все. Теперь пришло время поговорить о правильной передачи плановости, что бы получить не плоский рисунок, а объем в плоскости листа. Звучит странно, но это так.

Давайте тренировать свое логическое мышление на анализе реальной формы- нашего куба. Куб понимаем- как основа трехмерного изображения в условном пространстве листа . В нем есть вертикаль, горизонталь и глубина. В нем самом заложено понимание рисунка вообще.

Все предметы находятся в пространстве, они окутаны им, гармонично в него вписываются и подчиняются его законам. Мы не делаем с вами чертеж, мы рисуем. А без понимания пространства наш рисунок как раз и будет выглядеть жалким подобием чертежа. В пространстве- же, присутствует воздух, все стороны, грани, углы куба окутаны им. То, что мы видим перед собой мы будем видеть отчетливее, то, что расположено к нам дальше будет угасать из- за окутываемого воздуха. Значит нам нужно выделить то, что находится к нам ближе- ближние грани и углы нашего куба.

К этому еще нужно добавить следующее: то, где происходят изломы формы или пересечения плоскостей нужно выделять, потому как это некое действие в пространстве листа, акцент, НЕ статичность, динамика. Но так- же точно как и все остальное эти акценты будут угасать по мере удаления от наших глаз.

Сейчас делаем следующее: берем и выделяем углы нашего куба, так как там происходит излом формы. Углы будут наиболее отчетливы. Выделяем все углы куба, но при этом не забываем, что передние к нам углы будут более четко выражены, так как они к нам ближе. Задние уходят в пространство и будут иметь тенденцию к угасанию.

Еще раз, ближние углы и стороны будут выглядеть четче , те что уходят в глубину мы будем делать менее четко чтобы добиться ощущения пространства , ибо все, что уходит в перспективу имеет тенденцию к угасанию, из-за окружающего воздуха. Грани, уходящие в перспективу рисуем менее четко, и к тому-же их четкость будет угасать постепенно. Невидимые грани нужны для построения. Вот берем и выделяем то, что к нам ближе- углы, стороны, грани.

Ведите линии начиная от угла по направлению к другому углу. По середине грани четкость будет несколько ниже, так как напряжение на грани меньше, чем в угле. Вообще, в рисунке линия не должна быть монотонной, там, где происходит какое- то действие, поворот, пересечение линий- она четче, сильнее, отчетливее. Там, где напряжение меньше- и линия мягче. Так и в нашем случае здесь. Напоминаю еще раз: то, что к нам ближе- грани и углы- будет выражено сильнее, все, что уходит в пространство- менее выражено, угасает. Посмотрите на получившиеся рисунки. Примерно так как здесь и у вас должно получиться. И вот вы уже и создали пространство в листе с помощью простой фигуры.
Если вы понимаете, что вы делаете и знаете, чего я от вас ожидаю, эта работа совсем не кажется сложной или трудной.

Вы можете использовать сангину, пастель, уголь , рисовать карандашом. Если карандаш, он должен быть мягкий, М2 и выше.

Ну а теперь давайте нарисуем перед нашим кубиком второй! И к нему будут применимы все те условия, которые применимы для первого. Но заметьте ключевое слово- "перед ". Все так- же точно, как мы делали до этого- рисовали первый кубик, но здесь теперь второй кубик окажется к нам ближе. И мы должны его выделить четче чем первый, дабы наше уже созданное пространство в листе сохранилось.

А потом попробуйте нарисовать третий кубик, который будет расположен позади двух первых. Естественно, что третий кубик будет прорисован намного легче, мягче предыдущих.

Рисуйте и невидимые грани обязательно, конструктивное начало формы должно быть показано. Фигуры не должны наезжать и врезаться друг в друга, вы должны видеть и понимать- где заканчивается одна фигура и начинается другая. Четко.
Первый кубик находится к нам ближе, значит он будет выглядеть четче. Второй слабее и все его грани будут слабее дальних граней первого кубика, так-как второй находится позади первого кубика. Это вы должны четко понимать, это основа пространственного видения , основа рисунка.

Нужна тренировка, практика, понимание. И еще раз, рисуем кубик, который будет расположен впереди двух первых. Чтобы было видно что он впереди, его нужно выделить! Вот мы и выделяем его стороны и грани, чтобы они были четче сторон и граней кубиков на заднем плане:

Не нужно заблуждаться, это не простое рисование кубика, так кажется с первого взгляда. У этой системы обучения рисунку есть маленький, но очень хитрый секрет: возможно вы того не замечаете, но уже на этом простейшем начальном этапе обучения вы учитесь:

1. Рисовать прямые линии, ваша рука привыкает к воспроизведению четких осознанных движений, рука учится держать карандаш и управлять им осознанно. Вам ведь трудно сейчас рисовать прямые линии?

2. Уже на этом этапе вы начинаете учиться воспринимать лист не как плоскость, а как условное пространство.

3. Вы учитесь создавать объем, трехмерное изображение в пространстве листа.

4. Учитесь передавать плановость в пространстве листа и понимаете как этого всего добиться.

5. К этому можно добавить еще такой немаловажный момент, как получение навыка ведения правильной штриховки, но об этом попозже.

Вот так вот много вы уже начинаете получать, когда выполняете это нехитрое упражнение. Но делаете его осознанно- самое главное. Особо не заморачиваясь, получаете начальные знания для понимания такой точной науки , как рисунок. В этом главное преимущество данной системы обучения рисунку.

Написанное выше вам для того, что бы вы понимали смысл происходящего и повнимательней относились к этим упражнениям. И если вы понимаете, о чем я вам говорю, значит, логическое мышление у вас начинает работать.



Закрепите пройденный материал, порисуйте еще, рисуйте много. Учитесь работать с различным материалом. Учитесь "чувствовать" его- где нужно надавить, где провести жирную линию, а где только легонько ее наметить. Когда движения вашей руки будут более уверенными, возьмите обычный графитный карандаш и проработайте все то- же самое более "строгим" материалом (можно использовать планшет). Карандашом рисовать несколько сложнее, чем например углем. Но принцип вы уже знаете, а это главное. Вместе с тем, что вы уже знаете и понимаете- пусть и ваши руки тоже учатся вас слушаться. Возьмите карандаш мягкости самой большей, который у вас есть и пробуйте варьировать тональность нажимом.

Всю эту работу можно проделать на одном листе. Но для нас этого будет маловато. Рисуйте сколько у вас есть времени и терпения, пока не будет получаться все четко и грамотно.

ПЕРЕСТРАИВАЕМ ЗРЕНИЕ

Старайтесь рисовать уже сейчас не каждый кубик по отдельности, то- есть, когда рисуете один кубик, то забываете о присутствии уже нарисованного. Пытайтесь видеть сразу два кубика, все сразу. Постоянно рассеивайте свое внимание на все пространство листа. Попробуйте. Смотрите в одну точку (на грань кубика, например), но и замечаете все остальное. Используйте "боковое" зрение.

Уже на этом этапе вы учитесь видеть общую картину, а не все по отдельности. Развивается общее видение картинки, всего пространства листа. Глаза начинают видеть соотношения: объем к объему, угол к углу, высота к ширине.

Все углы кубов должны быть примерно одинаковы, как у нас- 45 градусов, все противоположные стороны- грани параллельны, другие- перпендикулярны, а этого нельзя достигнуть, если вы не будете наблюдать за всем происходящим у вас в пространстве листа, а будете смотреть на все по очереди, отдельно одно от другого.

В вашем листе кубики могут располагаться не только как солдатики, они могут летать как им вздумается. Выполняйте это упражнение до тех пор, пока не освоите его. Рисуйте за мольбертом любым материалом. Вот несколько примеров выполнения задания:

Когда кубик располагается вот так:

ближний к нам угол и ребро будут активнее. Мы их должны выделить - все остальное угасает. Не важно, сколько вы потратите бумаги на это упражнение. Не используйте ластик, лучше лишний раз подумайте. Пока не усвоите это упражнение, ко второму переходить нельзя. Здесь вы можете учиться быстро, но если не усвоите азов- все труды пойдут на смарку. Не нужно сейчас добиваться красоты и чистоты в рисунке. Главное, чтобы вы сами не запутались в том, что рисуете. Главное сейчас научиться понимать что вы делаете .

ВРЕМЯ и СРОКИ

Я не знаю, на каком уровне вы начали обучение и что умеете. Потому не могу дать четкого ответа- сколько дней вам так работать. Для кого дня достаточно будет, для кого- неделя, для других- больше. Одно могу точно сказать: пока вы не будете понимать этот материал, о нем забывать нельзя и нужно при необходимости к нему возвращаться. Что касается качества выполнения- линии не параллельны, углы разные, фигуры кривые, грязно в листе- нужна практика и время. Сразу всего не будет. То же самое относится к каждому последующему заданию.

Вы не умеете рисовать? Кажется, вам давно пора научиться этому! Берите в руки кисточки и краски и заходите на любой сайт из нашего списка!

Рисуем с Анной Кошкиной - обширная подборка различных видеуроков по рисованию. Объясняется всё доступно и понятно.

Научиться рисовать за 30 дней - подборка уроков по всем известной книге «Как научиться рисовать за 30 дней». От вас требуется только 20 минут времени, блокнот и карандаш с резинкой, и уже через месяц вы можете рисовать!

Подборка уроков от группы «Уроки рисования» - есть уроки для различных техник и множество советов. Также есть раздел уроков по живописи, где вы можете научиться рисовать акварелью, маслом или пастелью.

Уроки рисования для начинающих и детей - множество уроков по рисованию как карандашом, так и фломастерами.

Рисовать могут все! - полный бесплатный курс по рисованию карандашом и акварелью.

Простой карандаш - много видеуроков по рисованию в различных техниках, также есть раздел для детей, видеоуроки по рисованию в Photoshop и обзор различных графических онлайн-редакторов.

Уроки рисования и черчения для начинающих - большой курс по рисованию и черчению, а также множество статей и советов, включая даже упражнения для развития глазомера и «набивания» руки.

Рисование: видеоуроки - сотни обучающих видео на тему рисования целой картины или какой-либо детали.

Как научиться рисовать - простые и сложные уроки поэтапные уроки по рисованию различных животных, людей и не только!

DrawSpace - портал с уроками по рисованию, всего восемь уровней, каждый из которых поделён на разделы, единственный минус/плюс, что он на английском.

Learn to draw - тоже на английском. Обучают в основном тому, как рисовать людей, также можно поучиться тому, как рисовать карикатуры.

Carol’s Drawing Blog - блог профессионального художника Кэрол Росински, на котором она выкладывает уроки. Все уроки поделены на несколько уровней, также есть видео и статьи, в которых Кэрол делится своими секретами. Ещё один ресурс на английском.

About: Drawing/Sketching - раздел большого проекта About, посвященный рисованию, также на английском. На сайте опубликовано множество подборок, обучающих видео и статей на тему скетчинга и рисования.

DrawSchool - ресурс для обучения рисованию. Есть как бесплатные, так и платные вебинары.

Purmix - с помощью этого ресурса вы научитесь рисовать и аниме, и мангу, и татуировки, при этом можно воспользоваться как видео, так и фото-уроками.

Как научиться рисовать - целый канал на Youtube, по обучению рисованию. Сможете научиться рисовать и жучка, и червячка, и медведицу.

PaintMaster - здесь вы можете обучиться графическому дизайну, академическому рисованию и даже дизайну интерьера!

DrawMaster.ru - множество уроков, пригодных не только для Photoshop, но и для обычных карандашей и бумаги.

ArtDrawing.ru - можно получить полный курс обучения рисованию от талантливого художника Юрия Синчукова.

Уроки рисования карандашом - полное разнообразие стилей, вкусов, цветов, и тем для рисования.