Алессандро Боттичелли - один из величайших художников Италии. Большинство людей помнит его как представителя прославившегося светлыми полотнами, изображающими юношей и девушек небесной красоты. Однако были у него и мрачные картины на религиозную тематику. Его заинтересовал самый ужасный сюжет в христианской теологии - Ад. Боттичелли, картина которого на эту тему находится в данное время в Ватиканской библиотеке Рима, закончил ее написание в 1480 году.

Ее полное название «Бездна ада». Она была создана художником в качестве иллюстрации к «Божественной Комедии» своего великого соотечественника.

«Ад» Боттичелли - картина-иллюстрация к Данте

Который дает нам много сведений о биографии различных художников, пишет о периоде, в котором живописец стал увлекаться подобными темами, следующее. Алессандро очень прославился своими работами, и был приглашен Папой в Рим. Там он заработал много денег, но имея привычку к веселой и беспечной жизни, практически все их потратил и вынужден был вернуться домой. В связи с этим художник преисполнился глубокомыслия и стал увлекаться чтением Данте. Он сделал несколько рисунков, иллюстрирующих великое произведение последнего - «Божественную Комедию».

В это время он не работал за деньги, и, таким образом, обеднел еще больше. «Ад» Боттичелли иллюстрировал вместе с другими частями этого произведения - «Раем» и «Чистилищем». Приблизительно так можно охарактеризовать историю создания этого рисунка.

Картина Боттичелли «Ад» - своеобразная «карта местности»

Известно, что художник является автором нескольких картин по мотивам знаменитого произведения сурового флорентийца. Однако именно этот цветной рисунок на пергаменте известен более других, потому что представляет собой своеобразную «адову карту». Ведь Данте в своей книге описал не только грехи и ужасные мучения, на которые осуждены те, кто их совершал. Он создал своего рода топографию Ада. Согласно поэту, преисподняя состоит из восьми кругов, а по периметру первого из них течет подземная река Ахерон. Из нее вытекают потоки, попадающие в пятый круг - болота Стигии, где наказываются гневные люди. Затем она превращается в кровавую реку Флегетон, а в девятом круге - с предателями - водопадом обрушивается в центр земли и замерзает. Эта ледяная бездна носит название Коцит. Так выглядит Ад. Боттичелли, картина которого фактически является картой преисподней Данте, пытается точно следовать слову поэта.

Круги Ада, описанные флорентийским визионером, сужаются. Поэтому преисподняя его представляет собой своеобразную воронку, поставленную на кончик. Он упирается в центр земли, где заточен Люцифер. Как говорится у автора, чем глубже ад, тем уже круг, тем страшней сотворенный грех. Самые страшные преступники, по мнению Данте - это предатели. Художник довольно подробно и тщательно изображает все перечисленные поэтом места, где томятся и мучаются грешники. Другие рисунки, подобно иконописи прежних времен, показывают, как Вергилий и

Данте посещают то один, то другой круг, и все их, перечисленные в поэме, остановки.

Современное искусство и произведение художника

Интересно, что эта карта, созданная живописцем, стала весьма популярной в двадцатом веке. Например, известный романист Дэн Браун, автор нашумевшего «Кода да Винчи», написал еще один бестселлер - «Инферно» (Ад). Боттичелли, картина которого фигурирует в данной книге в качестве своеобразного шифра, делается с легкой руки автора, пророком. Мол, в его «карте» указан способ «реализовать» некую модифицированную версию преисподней здесь и сейчас. Однако этот роман, несмотря на всю свою фантастичность, заставил многих почитателей Брауна внимательно разглядывать рисунок великого Боттичелли.

Данте Габриэль Россетти (12 мая 1828 - 9 апреля 1882) - английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник.

Биография Данте Габриэля Россетти

Данте Габриэль Россетти родился в мелкобуржуазной интеллигентской семье. Его отец Габриэль Россетти, карбонарий, бежавший в 1821 году из Италии, стал профессором итальянского языка в King’s College, его мать Фрэнсис Полидори.

Большинство других стихотворений Россетти относится к 60-70-м гг.; они были изданы под общим заглавием «Ballads and sonnets» (Баллады и сонеты) в 1881. Сестра Габриэла, Кристина Россетти, также была известной поэтессой.

В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство Прерафаэлитов. Хант, Милле и Россетти сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании «Росток».

Впоследствии Россетти отходит от прерафаэлитизма.

С 1854 по 1862 год он также преподавал рисунок и живопись в первом в Англии образовательном заведении для низших классов общества. При этом оказался превосходным преподавателем, и студенты его боготворили.

Творчество Данте Габриэля Россетти

Наиболее известны картины Россетти позднего периода. Их основными чертами являются эстетизм, стилизация форм, эротизм, культ красоты и художественного гения.

Практически во всех этих работах присутствует одна и та же модель - возлюбленная Россетти Джейн Бёрден, супруга Уильяма Морриса.

С ухудшением душевного здоровья Россетти увеличивается его зависимость от Джейн, он был одержим ею и посвятил ей огромное количество полотен, обессмертив её имя так же, как и имя Элизабет Сиддал.

Среди самых известных его работ - «Дневная греза», «Прозерпина» (1877). Кроме того, он много работал как иллюстратор и оформитель книг, выполнял (сотрудничая с У. Моррисом) эскизы для витражей и панно, обращался к фотографии, монументально-декоративной живописи.

В 1857 г. Россетти вместе с другими мастерами (в числе которых был и Моррис) расписал стены одного из новых зданий Оксфорда сценами из книги «Смерть Артура» Томаса Мэлори.

Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра», изобразив в роли жены короля Артура свою будущую супругу Джейн Бёрден. Моррис и Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней черты романтической средневековой красоты, которой оба так восхищались. Известны также другие модели Россетти - Фанни Корнфорт, отношения с которой длились на протяжении многих лет, Алекса Уайлдинг.

В 1852 году Россетти посетил выставку фотографий.

В последующие годы он использовал фотографии в качестве ландшафтного фона или как посмертные портреты. Он часто сам фотографировал свои картины, а однажды даже расписал красками фотографию.

Его увлечение нашло выход в серии фотографий Джейн Моррис, сделанных в доме Россетти в Челси в июле 1865 года. Сам фотограф неизвестен, но каждая фотография несет на себе отпечаток художественного вдохновения Данте Габриэля, который сам усаживал модель.

Известные работы художника

  • Автопортрет (1847), Национальная портретная галерея (Лондон).
  • «Юность Девы Марии» (англ. The Girlhood of Mary Virgin), 1848, галерея Тейт, Лондон.
  • «Благовещение» (лат. Ecce Ancilla Domini), 1850, галерея Тейт, Лондон.
  • Two Mothers, 1852, Художественная галерея Уокера, Ливерпуль.
  • Carlisle Wall или The Lovers (1853), галерея Тейт, Лондон.
  • «Годовщина смерти Беатриче» (англ. The First Anniversary of the Death of Beatrice) или «Данте рисует ангела» (Dante drawing an angel) (1853)
  • Elizabeth Siddal (1854), музей Делавэра.
  • Found (1854), Вилмингтонское общество изящных искусств, Делавэр.
  • Arthur’s Tomb или The last meeting of Launcelot and Guenevere (1855), галерея Тейт, Лондон.
  • Dante’s Vision of Rachel and Leah (1855), галерея Тейт, Лондон.


  • The Passover in the Holy Family: Gathering Bitter Herbs (1855-56), галерея Тейт, Лондон.
  • Dante’s Dream at the Time of the Death of Beatrice, 1856, галерея Тейт, Лондон.
  • «Надписи на песке» (англ. Writing on the Sand), 1857-58, Британский музей, Лондон.
  • Sir Galahad at the Ruined Chapel (1859), Бирмингемский музей и художественная галерея.
  • Dantis Amor (1860), галерея Тейт, Лондон.
  • Bocca Baciata (1860), Музей изящных искусств Бостона.
  • Лукреция Борджиа (Lucrezia Borgia), 1860-61, 1868, галерея Тейт, Лондон.
  • «Блаженная Беатриса» (Beata Beatrix) (1864), галерея Тейт, Лондон.

Жизнь в любви

О нет, не в теле — жизнь, а в этих милых
Устах, глазах и пальцах дорогих;
В них Жизнь являет славу дней своих,
Отодвигая мрак и плен могилы.
Я без нее - добыча тех унылых
Воспоминаний и укоров злых,
Что оживают в смертных вздохах - в них,
Часами длясь, пока уходят силы.

Но и тогда есть локон у груди,
Припрятанный - последний дар любимой,
Что разжигает жар, в крови таимый,
И жизнь бежит скорее, и среди
Летящих дней вкруг ночи неизменной
Сияет локон красотой нетленной.
(перевод Валерия Савина)




Dante Gabriel Rossetti, Roman de la Rose 1864



Portrait of Mrs Georgin A Fernandez 1874


Dante Gabriel Rossetti Drawing of Georgiana Burne-Jones.


La Bella Mano (Красивые руки) 1875 холст, масло Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон

La Ghirlandata (Женщина с гирляндой) 1873 холст, масло
галерея Гилдхолл, Лондон


Monna Rosa 1867


Regina Cordium I860

Rosa Triplex, Dante Gabriel Rossetti

Sibylla Palmifera (Сивилла Палмифера) 1866-1870 холст, масло Национальный музей (Галерея леди Ливер), Ливерпуль


The Blessed Damozel Study - Dante Gabriel Rossetti 1873


The Daydream - Dante Gabriel Rossetti. 1878


The Lady of Pity (La Donna della Finestra) 1870


Чаша любви 1867
холст, масло
Национальный музей западного искусства, Токио


Астарта Сирийская 1877,
холст, масло.
Художественная галерея, Манчестер


Аурелия 1863-1873
дерево, масло
Галерея Тейт, Лондон


Беседка на лугу 1872
холст, масло
Городская художественная галерея, Манчестер


Венера Вертикордия (Обращающая сердца) 1864-1868
холст, масло
Художественная галерея Рассела Коуэса, Борнмут, Ист-Клифф

Видение Фьяметты 1878 холст, масло


Возлюбленная (Невеста) 1865-1866 холст, масло Галерея Тейт, Лондон


Голубая беседка 1865 Институт искусств Барбера, Бирмингем


Госпожа Лилит холст, масло Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон


Данте Габриэль Россетти Пия де Толомеи, 1868
(Pia de" Tolomei) Холст, масло.
105,4x120,6 см Музей искусств Спенсера, Лоуренс

Дева-избранница1871-1877
холст, масло
Художественный музей Фогг, Кембридж Массачусетс


Девушка в окне 1862
холст, масло
Музей Фитцуильям, Кембридж

Дневные мечты 1880
холст, масло
Музей Виктории и Альберта, Лондон


Елена Троянская 1863
дерево, масло
Кунстхалле, Гамбург

Женщина в зеленом платье

Женщина в окне (La Donna della Finestra) 1870
Художественные галереи и музеи, Брэдфорд

Женщина в окне (La Donna della Finestra) 1879
Музей искусств Фогг, Гарвардский университет, Кембридж

Золотая цепь (Портрет миссис Моррис) 1868 бумага, цветнеой мел Музей искусств Фогг, Гарвардский университет, Кембридж

Иоанн, целующий меч освобождения

Кристина Россетти с матерью 1877 бумага, пастель Национальная портретная галерея, Лондон

Марианна 1870, холст, масло Художественная галерея, Абердин

Мечтательность

Мона Ванна 1866 холст, масло, галерея Тейт Лондон

Морские чары 1877 холст, масло Музей искусств Фогг, Гарвардский университет, Кембридж

Нашел 1869
холст, масло

Пандора 1878
цветная пастель
Художественная галерея Уокера, Ливерпуль

Ящик Пандоры бумага, цветной мел Фарингтонская коллекция, Оксфордшир


После поцелуя (Восса Baciata) 1859
дерево, масло.
Бостон музей изящных искусств

Прекрасная Розамунда 1861
холст, масло
Национальный музей Уэльса, Кардифф

Приветствие Беатриче 1880-1881
Музей искусств, Толидо


Прозерпина 1874 холст, масло


Регина Кордиум— Alexa Wilding 1866
холст, масло
Музей и Художественная галерея, Глазго

Речная ива
холст на дереве, масло
Художественный музей штата Делавэр, Уилмингтон


Святая Екатерина 1857
холст, масло
галерея Тейт, Лондон


Святой Георгий и принцесса Сабра 1862 Тейт


Данте Габриэль Россетти. Портрет кисти Джорджа Фредерика Уоттса 1871 Национальная портретная галерея, Лондон

Dante Gabriel Rossetti

Английский поэт, переводчик, иллюстратор и художник.

Б иография

Данте Габриэль Россетти родился в мелкобуржуазной интеллигентской семье. Его отец Габриэль Россетти, карбонарий, бежавший в 1821 году из Италии, стал профессором итальянского языка в Кингс-колледж, его матерью была Фрэнсис Полидори. В 1850 Россетти опубликовал своё первое стихотворение «Блаженная дева» (англ. The blessed damozel), навеянное «Вороном» Эдгара По. Большинство других стихотворений Россетти относится к 1860-1870-м гг.; они были изданы под общим заглавием «Ballads and sonnets» (Баллады и сонеты) в 1881. Сестра Габриэла, Кристина Россетти, также была известной поэтессой.

В 1848 году, на выставке Королевской Академии художеств, Россетти знакомится с Уильямом Холменом Хантом, Хант помогает Россетти закончить картину «Детство Девы Марии», которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Дж. Э. Милле. Вместе они основывают Братство прерафаэлитов. Хант, Милле и Россетти сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании «Росток». Впоследствии Россетти отходит от прерафаэлитизма.

С 1854 по 1862 год он также преподавал рисунок и живопись в первом в Англии образовательном заведении для низших классов общества. При этом оказался превосходным преподавателем, и студенты его боготворили.

В 1848 он вместе с художниками Уильям Холманом Хантом и Джоном Эверетом Миллэ (William Holman Hant and John Everett Millais) создал братство Прерафаэлитов.

Для распространения своих идей небольшая группа начала издавать журнал “Микроб”, редактором которого стал брат Данте Габриэля – Уильям Майкл Россетти (1829-1919).

«Bocca Baciata» - первый одиночный женский портрет, написанный Россетти, ставший поворотным пунктом в его творческой биографии. Натурщицей для картины была Фанни Корнфорт. Одним из возможных источников вдохновения мог послужить портрет Софи Грей, написанный Джоном Эвереттом Милле двумя годами ранее, отличительной чертой которого является передача чувственности модели. Название картины дословно обозначает “губы, которые поцеловали”, слова взяты из итальянской пословицы, которая указана на обороте картины: «Bocca baciata non perde ventura, anzi rinnova come fa la luna» – «губы после поцелуя не теряют свой вкус, напротив, он обновляется как луна». Россетти, будучи признанным переводчиком средневековой итальянской литературы, скорее всего взял эту строку из «Декамерона» Джованни Боккаччо.

Л иззи Сиддал

В 1850 году Россетти встретил Лиззи Сиддал, которая стала его ученицей, моделью, возлюбленной и главным источником его вдохновения.

Когда они познакомились, Лиззи уже была больна туберкулёзом. Она была его ученицей, моделью и возлюбленной. Россетти сделал множество зарисовок с Элизабет, некоторые из них потом послужили эскизами для его картин. Они прожили вместе почти десять лет, но поженились только 23 мая 1860 года. После рождения в мае 1861 года мёртвого ребенка её здоровье окончательно пришло в упадок. Она начала принимать в больших количествах лауданум.

Меланхоличная и больная туберкулёзом, Лиззи умерла через два года после женитьбы (11.02.1862) от передозировки лауданума, спиртовой настойки опиума. Ей посвящено одно из лучших полотен Россетти - «Беатриче благословенная» (Beata Beatrix, 1864-1870). Беатриче изображена сидящей, она пребывает в полусне, похожем на смерть, в то время как птица, вестник Смерти, кладет ей на ладони цветок мака.

Россетти в приступе горя, терзаемый чувством вины, что отдавал слишком много времени работе, похоронил вместе с Элизабет рукописи с большим количеством своих поэм. В 1870 году он добился разрешения на эксгумацию трупа и достал стихи, чтобы опубликовать их в своём первом собрании сочинений. Сборник появился в 1870 году.

Н овая любовь

В 1871 году Россетти снова влюбился. Это была жена его друга Уильяма Морриса. Они стали любовниками, и Джейн много позировала Россетти.

Со временем образ жизни поэта становится замкнутым, и его видели лишь самые близкие друзья. Поздние годы Россетти отмечены все более болезненным настроением, он стал склонным к алкоголю и хлоралгидрату, жил жизнью затворника.

В июне 1872 года Россетти предпринял попытку самоубийства, выпив целую бутылку настойки опиума. Он выжил, но начал страдать манией преследования и какое-то время считался безумным. Несмотря на это, Россетти продолжал работать и писать, у него было много последователей как в художественном искусстве, так и в поэзии.

Один из многочисленных портретов Джейн Моррис. «Сон наяву», 1880, Музей Виктории и Альберта, Лондон
В 1879 году Россетти написал портрет одного из своих покровителей, мецената и коллекционера предметов искусств Фредерика Ричардса Лейлэнда.

С 1881 года он начал страдать галлюцинациями и приступами паралича. Его перевезли на морской курорт Берчингтон-он-Си и оставили на попечение сиделки. Там он и умер 9 апреля 1882 года.

П оэт

Хотя Россетти зарабатывал на жизнь живописью, более всего он известен как поэт. Впрочем, поэзия и живопись в его творчестве дополняют друг друга: самые известные его полотна вдохновлены литературой, тогда как лучшие стихи отличает изобразительность. Нередко, как было с “Благословенной отроковицей”, он разрабатывал ту же тему в стихах и на полотне, и сонеты зачастую озвучивали его портреты и картины. В поэзии, как и в живописи, Россетти остается прерафаэлитом: в ней обычны средневековый колорит и пристрастие к символике, а каждый штрих тщательно отобран. Россетти почти не касался острых проблем своего времени – общественных, политических, религиозных. Основная тема его стихов – любовь.

Цикл из 101 сонета Дом жизни (The House of Life), где преобладают мотивы юности, любви, недолговечности, обреченности, смерти, – одно из наиболее характерных для него произведений. Сильное чувство к жене, которая была и его натурщицей, определило характер изображения большинства женских фигур на полотнах, созданных до ее смерти, – длинная линия шеи, длинные волосы, томная красота. Лишь впоследствии он стал отдавать предпочтение более чувственным и пышным женским формам. Впрочем, по сути своего искусства Россетти принадлежит новому времени, и в его картинах, изображения святых модернизированы до такой степени, что автор навлек на себя нападки общественного мнения. Россетти Данте Габриел скончался в 1882 году.

Данте Габриэль Росетти переводился на русский язык очень мало, и еще меньше переводов его стихов представлено в Сети.

Такой она всегда была:
Мы удивляемся тому,
Что не дают нам зеркала
Исчезнуть полностью во тьму.
Мне кажется, она вот-вот
Вздохнёт, рукою шевельнёт,
И с губ, раскрывшихся едва,
Слетят сердечные слова…
Над ней теперь трава растёт.

Увы! пробился лучик в щель,
И горший мрак в тюрьме возник,
За ночь и день смогла капель
Дать одиночеству язык.
Вот всё, что от любви такой
Осталось – кроме скорби той,
Что в сердце сохраняет свет,
И тайн, в которых смысла нет
Над небесами, под землёй.
(Данте Габриэль Россетти)

Картина «Возлюбленная» является иллюстрацией к библейской Песни песней Соломона, и название работы взято от-туда же. На раме высечены две строки из этого произведения: “Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему” (2:16) и “Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина” (1:2). На картине невеста приоткрывает вуаль фаты, рядом с ней находятся четыре девушки и африканский мальчик-паж.

При работе над «Возлюбленной» Россетти вдохновлялся произведениями Эдуарда Мане, в частности «Олимпией», создававшейся в том же году (в частности, эта работа навела его на создание сильного контраста между яркими волосами и чертами невесты, остальными девушками на картине и мальчиком), а также работами Тициана. Моделью для образа «невесты» стала натурщица Мария Форд, моделью слева от главной героини стала натурщица Элен Смит. Украшение на голове невесты - перувианское, а платье - японское; фата также изображена созданной из экзотических тканей. Россетти закончил картину в 1866 году, но в течение жизни продолжал вносить на холст некоторые изменения. «Самые сильные чары и самые живые воспоминания передаются ценителю красоты через женский взгляд», - отмечал Фредерик Майерс в эссе “Россетти и религия Красоты” (1883).

Rossetti was born in London. His father, an Italian political refugee, was a poet and Dante scholar and from 1831 Professor of Italian at King’s College, London. His mother, who was half Italian and half English, was a private teacher. His sister Christina (1830-94) later became a poet. He entered Sass’s Drawing Academy probably in late summer 1841. He joined the Royal Academy Schools as a probationer in 1844, becoming a full student in December 1845. By 1847 he was considering careers in both poetry and painting. He was briefly a pupil of Ford Madox Brown in March 1848.

In August 1848 he moved with William Holman Hunt to a studio in Cleveland Street and around September that year founded, with Holman Hunt and J.E. Millais, the Pre-Raphaelite Brotherhood. He finished his translation of Dante’s Vita Nuova in October 1848. He exhibited his first major oil painting, The Girlhood of Mary Virgin (Tate Gallery N04872), at the Free Exhibition in March 1849. In September and October of that year he visited Paris and Flanders with Holman Hunt, and was greatly impressed by mediaeval and Renaissance art. He probably met his future wife and frequent model Elizabeth Siddall late in 1849; they married in 1860. He was largely responsible for the Pre-Raphaelite magazine The Germ, published in 1850. In April 1850 he exhibited Ecce Ancilla Domini! (Tate Gallery N01210) at the National Institution, but rarely showed in public thereafter following the picture’s negative reception.

Источники – Википедия, liveinternet.ru, tate.org.uk

Данте Габриэль Россетти — английский поэт, живописец и иллюстратор, ставший одним из основателей «Братства прерафаэлитов». В своих работах - картинах, поэмах и сонетах — он утверждал чистоту искусства, свободного от академизма, воспевал романтику Раннего Возрождения. Одной из любимых тем прерафаэлитов была И вся жизнь Россетти, так или иначе, вертелась вокруг неё. Женщины вдохновляли его, становились героинями его полотен. Однако отношения художника с возлюбленными нельзя назвать простыми, как, впрочем, и всю его жизнь.

Семья

Данте Габриэль Россетти родился 12 мая 1828 года. Его отец, Габриэле Россетти, был итальянцем, который по политическим причинам эмигрировал в Англию. Он преподавал в Королевском колледже родной язык и литературу. Отец привил сыну любовь к итальянскому искусству, в частности к творениям Данте Алигьери, что отразилось не только в имени мальчика, но и в интересах и устремлениях, которые он пронесёт через всю жизнь.

Мать Россетти — Фрэнсис Мэри Лавиния Полидори — происходила из семьи Гаэтано Полидори, учёного и эмигранта из Италии. С детства Данте Габриэль рос в атмосфере искусства и рано проникся отцовским увлечением произведениями великого поэта и богослова, в честь которого и получил имя. Литературный талант имели и его сёстры, а также брат. Мария Франческа стала автором книги «Тень Данте». Младшая сестра, Кристина, прославилась как поэтесса. А брат Уильям стал сооснователем общества прерафаэлитов и литературным критиком.

Обучение

Данте Габриэль Россетти, произведения которого начали издаваться, когда ему было 15, учился в лондонском Кингз-колледже с 9 лет. Первые творческие шаги молодого автора были проделаны в литературе. В 5 лет Россетти сочинил драму, в 13 — повесть. Художественное же образование мальчика было отрывочным. Началось оно с рисовальной школы, куда Россетти поступил в 16 лет и где обучался под руководством Д. С. Котмена. Затем, с 1841 года, была Академия живописи Генри Сасса. Ещё через пять лет он стал студентом класса античной живописи, который функционировал при

Позже какое-то время учителем Данте является Медокс Браун, художник-романтик, не меньше Россетти увлечённый литературой. В 1848 году он знакомится с Холменом Хантом, который поможет ему отточить технику работы с масляными красками во время создания первых полотен прерафаэлитов.

Образование братства

Тайное общество, породившее новое направление в поэзии и живописи, было образовано в 50-х годах XIX века. Россетти тогда было 18 лет. Но благодаря темпераменту и оформившемуся взгляду на искусство, он смог стать лидером «Братства прерафаэлитов». Вместе с Холменом Хантом и юным Джоном Эвереттом Миллесом они приходят к выводу, что академизм, главенствовавший в живописи того периода, полон условностей и слепого подражания. Он душит искусство, отвергая практически любые новшества. По мнению участников братства, реанимировать английскую живопись могло только возвращение к традициям итальянского искусства Раннего Возрождения.

Возврат к простоте и чистоте

Идеалом для прерафаэлитов была манера письма великих художников, творивших до Рафаэля: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Англичан восхищала простота и искренность полотен итальянских мастеров Раннего Возрождения. Чистота и правда, почитание прошлого и романтизм, неприятие настоящего и неприязнь к академизму сочетались в творениях прерафаэлитов со смелым прочтением устоявшихся сюжетов, новаторством в технике живописи. Они ориентировались на мастеров былых эпох, но сами породили течение, приведшее впоследствии к развитию модерна и давшее начало символизму. Манифест «Братства прерафаэлитов» был напечатан в журнале «Росток», издававшемся с января по апрель 1850 года членами общества.

Новый взгляд на привычный сюжет

Впервые буквы P. R. B., означавшие Pre-Raphaelite Brotherhood («Братство прерафаэлитов»), появляются на картине Россетти «Юность Девы Марии» (1848-1849). Моделями для полотна стали мать и сестра художника. И в этом одно из отличий прерафаэлитов от академизма: члены братства в стремлении к естественности намеренно отказывались от услуг профессиональных натурщиц, отдавая предпочтение друзьям и родственникам.

В творчестве прерафаэлиты нередко обращались к библейским сюжетам. Однако их прочтение существенно отличалось от устоявшихся в искусстве образов. Пример этого — одна из картин, которую написал Данте Габриэль Россетти, — «Благовещение». В академической живописи Дева Мария всегда изображалась неземным существом, принимающим с почтением божий дар и связанную с ним ответственность. На картине Россетти мы видим самую обычную девушку, напуганную ангелом и принесённой им вестью. Такая трактовка отвечала стремлению прерафаэлитов к правдивости и, естественно, вызвала бурю негодования.

Россетти — художник

Лучшие произведения Данте Габриэль Россетти создал в период с 1850-х по 1860 годы. Его стиль хорошо узнаваем: внешне статичные герои, на лице которых отражается кипящая внутренняя работа, композиция с несколькими крупными фигурами на первом плане и мельчайшая проработка элементов фона. Его картины полны символов, рождающихся из соединения реальных деталей и фантастических образов. Россетти не применял тёмных тонов, сводил к минимуму светотень — его полотна будто чистые и яркие. Художник мастерски использовал линию в своих работах, придавая экспрессивность или нежность образам при помощи чётких или дрожащих контуров.

Искусствоведы определяют живопись Россетти одновременно декоративной и монументальной. Последнее свойство лучше всего выразилось в процессе работы над росписью стен, расположенных в одном из зданий Оксфордского университета. Выбранный сюжет — иллюстрации к роману Томаса Мэлори «Смерть короля Артура».

Россетти — поэт

Данте Габриэль Россетти, стихи которого по значимости нередко ставятся в один ряд с произведениями Шекспира, часто использовал одни и те же сюжеты для сонетов и полотен. Живопись и поэзия в его творчестве неразлучны. Он черпал темы для картин в стихах и наполнял особой изобразительностью поэмы и сонеты. Идеалы прерафаэлитов Россетти соблюдал и в поэтических произведениях. Он практически никогда не высказывался на злободневные темы, наполняя стихи средневековым колоритом. Сонеты и поэмы Данте Габриэля полны символов и отличаются тонкой проработкой деталей, подобно его полотнам. Он использовал архаичные обороты, намеренно переставлял ударение в словах, помещал привычные выражения в неожиданный контекст и тем самым добивался особой выразительности.

Главное поэтическое произведение, которое создал Данте Габриэль Россетти, — «Дом жизни». Это сборник, включающий 101 сонет. Каждый из них описывает какой-то момент жизни поэта: определённый час или мимолётное настроение, увиденную или написанную картину. Нередко Россетти обращался и к балладам. Он умело использовал старинные сюжеты и приёмы, соединяя их с современными ему техниками и создавая впечатляющие по выразительности произведения.

Музы

Будущую жену Россетти встретил в 1850 году. Элизабет Сиддол воплощала идеал красоты прерафаэлитов и позировала многим художникам братства. Одна из самых впечатляющих картин, увековечивших её образ, принадлежит кисти Россетти. «Беатриче благословенная» изображает возлюбленную Данте Алигьери в сонном состоянии в тот момент, когда птица, символизирующая близкую смерть, кладёт ей в ладони цветок мака. Элизабет, больная туберкулезом, умерла через два года после свадьбы, в 1862, от передозировки опия (по одной из версий, это было самоубийство). Безутешный вдовец положил в гроб любимой свой «Дом жизни». Однако через несколько лет Россетти согласился на эксгумацию тела и последующее издание стихов.

Ещё одной музой художника была Фанни Корнфорт, изображённая им на картине «Леди Лилит» (Lady Lilith). Данте Габриэль Россетти познакомился с красивой, но необразованной девушкой в 1858 году, и их отношения длились почти всю жизнь, несмотря на женитьбу художника и его связь с Джейн Моррис. Фанни часто позировала Россетти. Её легко узнать на картинах «После поцелуя», «Лукреция Борджиа» и уже названной «Леди Лилит». Данте Габриэль Россетти расстался с Фанни в 1877 году, когда физическое и психическое здоровье художника стало совсем слабым.

Последние годы

После смерти Элизабет Россетти стал затворником. В это время наряду с Фанни первостепенное значение для него приобретает Джейн Моррис, жена его друга Уильяма. Её образ появляется на картинах «Прозерпина», «Мариана», «Вероника Веронезе» и многих других. Здоровье художника начинает слабеть. Он отказывается от участия в выставках, увеличивается его зависимость от хлоралгидрата. Джейн долгое время жила с Россетти с молчаливого согласия мужа, уехавшего в Исландию в 1871 году. Однако, замечая всё большее ухудшение психического состояния возлюбленного и его наркотическую зависимость, она отдаляется от Россетти, и их отношения сводятся к переписке.

Данте Габриэль Россетти умер 9 апреля 1882 года. А спустя два месяца состоялась выставка всех его работ, имевшая большой успех в Англии. Данте Габриэль Россетти, биография которого полна ярких взлётов и трагических событий, оставил внушительный след в искусстве. Его работам подражали, на них учились мастера конца XIX — начала ХХ века. Сегодня в искусстве существует термин «россетизм», объединяющий мастеров, творивших в манере великого прерафаэлита.