Разделы: Литература

Тема: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). 9-й класс.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека».

Методы обучения : словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «65-летию Великой Победы посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.

Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники ее вспоминают светлым чувством?

Видимо, потому, что были молоды, война была временем подлинных и безусловных ценностей, где проверялась любовь, безусловная дружба. Люди были сплочены, объединены одной общей целью - уничтожить врага, мужественно защищали каждую пядь родной земли, в любой момент готовы отдать самое дорогое – жизнь за свободу Родины, показывая чудеса героизма и стойкости, мужества и несгибаемости русского духа, русского характера.

II Мотивация учебной деятельности

Подготовка к написанию конкурсного сочинения «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»

III. Сообщение темы, цели урока, эпиграфа

Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага… А.Н. Толстой « Русский характер»

IV. Воспроизведение знаний учащихся

1) История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека». (Сообщение ученика.)

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. Исаковский

Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.
Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель.

2) Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот рассказ?

Прежде всего в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. М. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом.

Есть свидетельства солдат, с которыми писатель встречался под Сталинградом. У одного из них был роман «Война и мир» Л. Толстого, где Шолохов оставил запись красным карандашом: «Друзья мои! Ни шагу назад! Пусть слава Бородина вдохновит нас на ратные подвиги. Верю, реять красному знамени над рейхстагом! До встречи в Берлине. Ваш Шолохов».

Всякий раз новому пополнению, по приказу комбата, зачитывались, эти слова Шолохова, они заучивались наизусть.

3). История названия рассказа «Судьба человека». (Слово учителя.)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении « Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л. Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Все эти качества есть у А. Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

V. Словарная работа

Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.)

Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова? («Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством».)

Именно в этом значении употребил данное слово М. Шолохов. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.

VI. Работа по тексту рассказа

1. Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа?

Опишите его внешность.

2. Как называется эта часть композиции? (Экспозиция.)

3. Какова по настроению экспозиция рассказа? Какую роль здесь играет пейзаж?

(Экспозиция спокойна, нетороплива. Повествование от первого лица, взгляд, который подмечает множество подробностей весеннего дня (бездорожье, размокший снег, разлив реки, белые облака.)

4. Какова роль экспозиции?

(Она мотивирует рассказ Соколова, предваряя предельную искренность.)

5. Но только в этом ли ее значимость? Каков характер деталей, отобранных Шолоховым для описания внешности, мира и облика людей?

(Образ послевоенной весны; признаком уходящей зимы вторит напоминание об ушедшей войне; в облике людей: «солдатские ватные штаны», «новые солдатские ботинки», «ушанка»; вся картина мира как символ весеннего возрождения мира; глаза Соколова «словно присыпанные пеплом»); глаза Ванюши (светлые, как небушко)).

Вывод: экспозиция подготовила превращение рассказа о судьбе шофера А. Соколова в повествовании о судьбе человека.

6. Кратко вспомните историю жизни Соколова?

Соколов - Ирина (два одиночества).

7. Как складывается судьба Соколова на фронте?

Как попал в плен?
- Эпизод в церкви, случай с предателем.
- У коменданта лагеря Мюллера.
- «Наука ненависти» (в плену).

8. Играет ли эта деталь (выпил водку) в жизни героя? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

10. Как вы понимаете слово « подвиг»?

Побег из плена- это подвиг?

(Подвиг – русск., героический, самоотверженный поступок.)

Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели.

В рассказе об этом Шолохов ничего не сказал.

И до конца в живых изведав,
Тот крестный путь, полуживым, -
Из плена в плен – под гром Победы
С клеймом преследовать двойным!

11. Как складывается судьба Соколова после войны?

12. В чем Соколов увидел смысл своей жизни? (Ребенок – продолжение жизни. Рита Осянина - сын (мужское начало), «А зори здесь тихие…».)

13. Какой эпизод (эпизоды) рассказа можно назвать кульминацией? (У коменданта Мюллера. Усыновление Вани.)

14. В чем видит Шолохов истоки мужества своего героя? (Твердость, моральная стойкость, качества, воспитанные советской эпохой.)

15. В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? («Слово о полку Игореве», А. Толстой « Русский характер», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», Лесков «Левша», Н. Чернышевский «Что делать?», Л. Толстой «Война и мир».)

16. Как вы считаете, какая черта из всех перечисленных самая важная? (Патриотизм, любовь к Родине).

17. Что вы вкладываете в это понятие? (Само понятие Родина, во имя долга перед которой герой готов на величайшее самопожертвование, в рассказе М. Шолохова предстает как очень емкое понятие. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердил великое право на вечную жизнь на земле, на светлое будущее своей страны.)

18. Обращение к эпиграфу.

Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается красота души русского человека, его характер. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры.

И воистину справедливы слова Ф.Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.

VII. Итоги урока

Выставление оценок, обоснование.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»

Методическая разработка урока по теме

«Судьба Андрея Соколова и красота его души в рассказе М.А.Шолохова « Судьба человека»

Литература, 9 класс

Урок по теме «М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.».

Молоцило Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы II квалификационной категории МКОУ «Боровская СОШ», Иркутская область, Братский район, п.Боровской.

Цели

    Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание

    Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.

    Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать

Планируемые результаты:

    Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова « Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.

    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

    Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.

    Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование : портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу « Судьба человека», карточки с вопросами для работы в парах, карточки с отрывками из произведений русских писателей и поэтов, таблицы с опорными словами.

    Актуализация знаний .

Учитель :
-Прочитайте, пожалуйста, отрывки из повести Н.В.Гоголя» Тарас Бульба»(текст на каждой парте):

«…Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…Нет, братцы, так любить, как русская душа,-любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!»

« Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Как вы думаете, какое отношение эти слова имеют к рассказу « Судьба человека»?

Ответы учащихся. Слово учителя : Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время, и каждый по-своему изображал настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой... А каким изобразил его М. Шолохов, мы узнаем открыв страницы его рассказа «Судьба человека».

Целеполагание : -Попробуйте сформулировать тему урока и задачи, которые стоят перед вами.(Высказывания учащихся, запись темы на доске)

    Мотивационный этап . Реализация домашнего задания .

Индивидуальная работа . Выслушиваются ответы учащихся о различных моментах жизни героя рассказа Шолохова.(1. Портрет мужчины и мальчика. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть )
Народная мудрость
: «Г лаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
– «Словно присыпанные пеплом
» – то есть какие, какого цвета? (Серые, цвета пепла)
– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?
(Пепел там, где все сожжено, разрушено.В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.) Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.

2. Жизнь до войны . -Как жил герой до войны?
-Как вы думаете, был ли Андрей Соколов счастлив? Почему?

-Какие слова употребляет он, рассказывая о своей семье?

Работа кипела в руках.
Не хуже других.
Дети радовали.
всё в порядке

3. Война. Прощание с семьёй . Прокомментировать сцену.

4. При каких обстоятельствах герой попадает в плен ? Как этот эпизод характеризует героя?

5. Что ожидало героя после возвращения из плена? ( смерть семьи, гибель старшего сына)

Беседа

1. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.)

2.Произошло ли это с Андреем Соколовым?(Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить)

Обратиться к значению слова судьба (учащийся зачитывает значение слова)

Судьба - 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. История существования кого-чего-нибудь. 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова)

Какое из значений подходит к определении жизни героя Шолохова?(ответы учащихся)

4. Создание нового знания .

На какие части можно разделить рассказ?

Какие события в жизни Андрея Соколова можно считать значимыми для понимания его характера?(сцена в церкви, поединок с Мюллером, встреча с Ванюшкой).

Работа в парах. Анализ значимых эпизодов рассказа.

Карточки с заданиями.

Сцена в церкви: возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах

По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь. Что происходит ночью в церкви?
-С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?

4.Взводный
5.А.Соколов

Как ведут себя герои в этой ситуации? Какая позиция ближе всего Соколову.Как повёл себя сам герой?(Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели отказаться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырёх человек. Крыжнёв пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора вызывает у Соколова уважение и восхищение.)

Вывод : эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.

Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?

Сцена « Поединок с Мюллером».

Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова?
-Какую сцену видит Соколов?

-Что предложил ему Мюллер?

-Как повёл себя наш герой? Почему?

-Кто же победил в данном поединке

Вывод : диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

Сцена усыновление Ванюшки.

Учитель. Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

Кто кого нашёл? Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту? Как это характеризует Андрея Соколова? К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок? Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке.

Вывод . Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявляется сильный характер человека.

(Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова).

Анализ финала рассказа (Выразительное чтение эпизода учителем ) Беседа:

Какое время года изображено в начале и в конце рассказа? Как выдумаете, почему?
-Как вы думаете, выстоит ли Андрей Соколов?
-Что ждёт впереди героя и его сынишку?

В каком значении слово « судьба» использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера и красоту души настоящего русского человека )

В чём красота души героя Шолохова?

Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д. )На доске вывешивается таблица со словами.

Итог урока.

1.Творческая работа. (рефлексия)

Выскажите своё мнение о рассказе, продолжив одно из предложений:

    Прочитав рассказ « Судьба человека», я понял(а)….

    Рассказ Шолохова заставил меня задуматься ….

    Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)…

    Рассказ « Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что…

    Смысл рассказа « Судьба человека» заключается, по моему мнению, в…

2. Прочитать высказывания писателей и поэтов, отрывки из произведений, написанных в разное время. Какими из них вы могли проиллюстрировать события рассказа «Судьба человека»? А какие вы бы взяли для себя на вооружение? (ответы учащихся)

Оценки. Самооценивание. Комментарий учителя и учащихся.

Дома : письменно ответить на вопрос учебника по выбору.

Тип урока: урок – поиск, урок – творчества

Методы: Интерактивные, информационно – коммуникативные, частично – поисковые, беседа. (Стратегии “Медитация”, “Пятиминутное эссе”, “Жигсо – 2”, “Аквариум”, многоуровневые вопросы.)

Оценка педагогической ситуации: Класс разноуровневый: есть сильные и слабые учащиеся. Не у всех учащихся сформирован стойкий интерес к чтению художественной литературы. Этим объясняется выбор методов и формы урока (групповая).

Я думаю, что тема урока обязательно заинтересует старшеклассников, так как военная тема современна и в наши дни; бабушки и дедушки многих из них, наверняка, участвовали в войне; совершенно другой предстанет перед ними личность писателя, написавшего такое потрясающее произведение.

Оборудование:

  • Аудиозаписи мелодии звуков войны.
  • Раздаточный материал: “Экспертные листы”, “Лист самооценки”.
  • Портрет М. А. Шолохова, иллюстрации.

Цели урока:

а) образования:

  • Постижение уникальности художественного мира писателя Михаила Шолохова на материале рассказа “Судьба человека”.
  • Показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простого русского солдата, выдержавшего все испытания, выпавшие на его долю.

б) развития:

  • Развитие аналитических умений работы с художественным текстом, его интерпретации.
  • Развитие коммуникативной компетенции учащихся.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

в) воспитания:

  • Воспитания духовно – нравственных качеств старшеклассников, развитие эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.
  • Воспитание глубокого чувства патриотизма, мужества.

Структурные элементы (этапы) урока.

Организационный момент.

Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.

– Открываем тетради, записываем число и новую тему урока: М. А. Шолохов. Рассказ “Судьба человека”.

Пробуждение интереса.

Медитация (на фоне записи звуков рвущихся снарядов, свиста пуль, крика людей).

Урок начинается с небольшой медитации. Ученики садятся удобнее, делают 3 глубоких вздоха, закрывают глаза и мысленно отвечают на мои вопросы:

  1. Что, кого вы видите?
  2. Какие звуки вы слышите?
  3. Какие чувства испытываете?

“Пятиминутное эссе”. Учащиеся пишут в течение 5 минут эссе, в котором они описывают воображаемые образы. Данная работа поможет подвести учеников к теме урока – теме войны.

Слово учителя. Объявление темы урока, определение целей работы.

– Война – это всегда трагедия для народов. Но такой ожесточенной, кровопролитной битвы, как Вторая мировая война, не знала история человечества. Более 50 млн. человеческих жизней – вот ее цена. Но сегодня мы вспоминаем не только о погибших, а той колоссальной цене, которую человечество заплатило за попытки нацистов добиться мирового господства. Память о войне – это и суровое предупреждение, урок на будущее. Поэт – фронтовик Сергей Орлов писал:

Когда это будет, не знаю,
В тени белоствольных берез.
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слез.
Поднимут старинные марши
Военные трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.

– О войне писали и пишут. И сегодня военная тема воспринимается как глубоко современная. Но все – таки лучшее из созданного принадлежит писателям, прошедшим эту войну, рассказывающим о незабываемых впечатлениях и чувствах. Сегодня мы познакомимся с рассказом “Судьба человека” Михаила Шолохова, который сам был участником Великой Отечественной войны.

В названии рассказа есть слово “судьба”. В русской литературе встречается очень много произведений, в которых есть слово “судьба”.

  1. П. Проскурин “Судьба”
  2. А. Гайдар “Судьба барабанщика”
  3. Жариков “Судьба Илюши Барабанова”
  4. Данилевский “Судьба музыканта”
  5. Давыдов “Судьба Усольцева”

– Так что же означает слово “судьба”? (Ученики, пользуясь сотовыми телефонами, заходят в интернет и определяют значение слова “судьба”.)

Словарная работа. Судьба-ы ж.р.

  1. Стечение обстоятельств, не зависящих воли человека; ход жизненных событий.
    Избранник судьбы.
  2. Доля, участь. Счастливая судьба.
  3. История существования кого-, чего-нибудь. У этой рукописи интересная судьба.
  4. Будущее, то, что случится, произойдет. Судьба человечества.

– Какое из этих значений по смыслу и значению больше всего подходит к рассказу М. Шолохова? Дайте ответ на этот вопрос в конце урока.

Слово учителя:

– Рассказ “Судьба человека” М. Шолохов написал в 1956 году всего за несколько дней. В основу произведения легла история, рассказанная писателю человеком, который явился прототипом Андрея Соколова. В этом произведении Шолохов не просто показывает войну. Он показывает войну как одно из самых тяжких испытаний, выпадающих на долю человека.

Работа в домашних группах.

Учащиеся в “домашних” группах (в каждой группе по 6 учеников, у каждого свой порядковый номер) знакомятся с содержанием части, соответствующей порядковому номеру.

Работа в “экспертных” группах.

Ученики пересаживаются в “экспертные” группы для того, чтобы обсудить возникшие вопросы, а также вопросы экспертных листов.

Экспертный лист № 1.

  1. Почему рассказчику стало не по себе, когда он взглянул на Андрея Соколова?
  2. Что удивило его во внешности Андрея Соколова?
  3. Что мы узнали о его жизни до войны?
  4. О чем он жалел, вспоминая свою довоенную жизнь?
  5. Как шли военные будни Андрея Соколова?
  6. Как Соколов отнесся к просьбе командира автороты?
  7. Как Соколов выполнял боевые задания?
  8. Как Соколов оказался в плену?

Экспертный лист № 2.

  1. Почему фашисты не убили Соколова сразу, а взяли в плен?
  2. Первый день плена Соколов провел в церкви. Символично ли место действия?
  3. Почему Соколов решил убить предателя?
  4. Какая мысль овладела Соколовым с первого дня плена? Как она осуществилась?
  5. Почему на Соколова донесли?
  6. Почему Соколов не выпил за победу немецкого оружия как предлагал Мюллер?
  7. Почему комендант Мюллер не расстрелял Соколова?
  8. Что помогла Соколову выжить?

Экспертный лист № 3.

  1. Как Соколов попал к русским?
  2. Какая весть пришла к нему из дома от соседа?
  3. Почему после демобилизации Соколов не вернулся в Воронеж, а поехал в Урюпинск?
  4. Почему Соколов пристрастился к спиртному?
  5. Какие чувства вызвал Ванюша в Соколове?
  6. Почему он решил взять его в дети?
  7. Как протекала жизнь с мальчиком?
  8. Что их ждет впереди?

Работа в “домашних” группах.

Учащиеся пересаживаются в “домашние” группах и каждый в группе рассказывает свою часть.

Ученики смотрят фрагменты художественного фильма “Судьба человека” с участием народного артиста СССР Сергея Бондарчука с установкой: после просмотра состоится аналитическая беседа по содержанию рассказа, в которой можно будет сопоставить видение режиссера фильма с авторской позицией в отношении главного героя.

Обобщающая беседа.

  1. Как вы понимаете название рассказа судьба человека? Подразумевается ли в данном случае судьба одного конкретного человека?
  2. Какова роль автора в рассказе? Выступает ли он только в качестве слушателя или это активное действующее лицо?
  3. Все ли обстоятельства жизни одинаково подробно излагаются Андреем Соколовым? На каких событиях, фактах своей биографии он акцентирует внимание?
  4. Каким вырисовывается характер Соколова из его рассказа? Какая черта преобладает в нем?
  5. Оптимистичен или пессимистичен финал рассказа?

Структурная дискуссия.

Ученики спорят на тему “Готова ли современная молодежь защищать Родину?”. Свои точки зрения по данному вопросу высказали “пессимисты”, “оптимисты” и “реалисты”.

Домашнее задание и самооценивание.

Придумать продолжение рассказа и записать в тетрадь.

Тема : М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека».

Цели:

Образовательные: познакомить обучающихся с биографией писателя , способствовать формированию обучающихся анализировать художественное произведение, работать с текстом, строить монологическое высказывание.

Развивающие: развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь,развивать навыки выразительного чтения, развивать интеллектуальные способности.

Воспитательные:

Планируемые результаты:

    Предметные: знакомство с биографией М.А. Шолохова, с историей написания рассказа М.А Шолохова « Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.

    Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественногопроизведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

    Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взаимопомощи, формировать чувство патриотизма.

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование : портрет М. Шолохова, видеопрезентация, тексты художественного произведения, карточка для рефлексии.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать на уроке, потому что в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок- это и есть наше с вами совместное творчество .

    Актуализация знаний

слайд

    Учитель начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва «Условия задачи»

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

    Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи.

Учитель: Действительно, во все времена человек спрашивал себя: « Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?» Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. Сегодня нам с вами предстоит поговорить о страницах жизни Шолохова и об одном из его рассказов.

- Ребята, как вы думаете, над каким произведением мы будем сегодня работать?(«Судьба человека»)

- Итак, тема нашего урока… («М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека»). слайд

Откройте тетради и запишите тему урока.

Давайте вместе сформулируем цели урока. Обратимся к теме нашего урока (читаю тему). Знакомы ли мы с биографией писателя?(нет)

Значит, мы должны познакомиться со страницами жизни писателя.

Мы выяснили, что сегодня будем работать над рассказом М.А. Шолохова « Судьба человека». Так как работа над рассказом рассчитана на несколько уроков, то сегодня мы более подробно остановимся на изучении одного из эпизодов.

Как обычно мы работаем с текстом произведения? (анализ, выразительное чтение)

Итак, обобщая всё выше сказанное, определим цели урока. слайд

Учитель: О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою»(эпиграф) .Эти слова я предлагаю вам в качестве эпиграфа к уроку.

- Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов – академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда (слайд). Он автор «Донских рассказов», рассказов «Нахаленок», «Судьба человека» и др., романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». Шолохов – лауреат Нобелевской премии (1965) Слайд

    Этап реализации новых знаний

Учитель : Что же можно ещё сказать об этом выдающемся человеке?

1)- Ребята получили творческое задание. Тема « Интересные факты из жизни М. Шолохова». Им нужно было найти в дополнительной литературе интересные сведения из биографии Михаила Шолохова. Давайте посмотрим на результаты.

1 биограф

Слайд

Слайд

В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Несмог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

2 биограф

Слайд

3 биограф . В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передает на строительство школы в станице Каргинской. В 1965 году Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон». На слайде вы видите, как шведский король Густав Адольф вручает Шолохову Нобелевскую премию. А так выглядит сам диплом. слайд

слайд

Закончить наш рассказ о жизни знаменитого писателя хотелось бы словами Константина Федина, произнесенными в честь 60 –летия Михаила Александровича: «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…»

Учитель: Спасибо! Молодцы, справились с заданием. Мне бы хотелось вам рассказать за что была присуждена Нобелевская премия Шолохову.

Слайд

- «За художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни русского народа». Тогда М. Шолохов ответил: «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я хоть в какой – то мере способствую прославлению своей Родины… Это важнее и дороже личных ощущений…»

Учитель: Да, интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всём мире.

    История создания рассказа «Судьба человека».

Учитель: Один из его рассказов основан на реальных событиях.Вы догадались, о каком рассказе идёт речь?(«Судьба человека»)

Слайд

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофёра», рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал «Судьбу человека».

В новогодние дни – 31 декабря 1956 г. И 1 января 1957 г. в газете «Правда» был опубликован рассказ «Судьба человека».

Люди писали письма, выражали свое сочувствие. Не остались в стороне даже знаменитые зарубежные писатели Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй, в творчестве которых отразилась тема войны, правда Первой Мировой.

3) Работа над содержанием рассказа

Учитель: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова - «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

- Мы видим с вами, ребята, что в разные времена воспринимали этот рассказ по-разному, о нем спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных читателей у него нет, потому что проблема этого произведения близка каждому. «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье», - говорил писатель.

слайд

И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.

Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

Кому Шолохов посвятил свой рассказ?

4)Реализация индивидуального задания.

- Об этом нам расскажет…

Слайд

Ученик:

5) Беседа по вопросам

Учитель: Ребята, как вы считаете, чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей?

- Как восприняли рассказ вы?

- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?(О судьбе героя мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе.)

А весь ли рассказ ведётся от первого лица? (Нет. В начале и конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

- Что мы можем сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?

- Автор пользуется особым композиционным приёмом (кольцевая композиция) – рассказ в рассказе. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.

6) Деление рассказа на основные этапы

Учитель: Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека». Каковы же основные этапы судьбы А.Соколова?

- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова?

Слайд

    Довоенная жизнь

    Уход на фронт и прощание с семьёй

    Плен

    Гибель семьи

    Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

7) Довоенная жизнь

Довоенная жизнь, какая она?

- Как жил до войны наш герой? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом. («Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты обуты, стало быть, всё в порядке.»)

Испытания войны. Какое из них самое главное? Почему?

А почему именно так?

Да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом.

Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

8)Уход на фронт и прощание с семьёй

Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война.)

Чем эта фраза отличается от предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место художественному настоящему времени.Эпический план изображения переходит в драматический)

Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..»

Какое изобразительное средство использовал здесь автор и почему? (градация – для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя – и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему)

9) Плен

Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.

- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? Как Соколов попал в плен? Найдите в тексте этот эпизод.

Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

Давайте обратимся к сцене в церкви. Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене? Солдат- христианин, взводный доктор, Крыжнёв? (в эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают разные жизненные позиции.)

Какая позиция ближе всего Соколову?

(Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

10)Анализ эпизода поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

Учитель: Как вы думаете, кто такой лагерфюрер?

Слайд

Давайте обратимся к словарной статье

Словарная работа

Лагерфюрер – комендант лагеря

Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

С какой целью ввёл Шолохов описание плена? (он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели)

Какие испытания выпали на долю солдата Соколова в плену?

За что его вызывают к коменданту лагеря Мюллеру?

Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идёт по вызову, готовясь к смерти. А можно ли подготовиться к смерти, привыкнуть к ней?(К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять её можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека)

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Сергей Бондарчук по этому рассказу снял одноименный фильм. Я предлагаю вам просмотреть фрагмент из этого фильма «Поединок Мюллера и Соколова»

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода?

11) Отрывок из фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека»

Учитель: Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.

О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?(Автор подчёркивает его моральную стойкость)

Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Вывод: Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере.Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)

Приглашение к размышлению: Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

12)Гибель семьи

Учитель: Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

Ещё одно испытание – гибель семьи.

Ребята, найдите в тексте отрывок с описанием гибели семьи героя.

Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)

Эта мысль отразилась и в финале рассказа. В нём утверждается идея органической преемственности поколений.

13)Встреча с Ванюшкой, ставшим ему сыном

Учитель: всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Но там он встречает чудесного мальчишку Ванюшку и сердце его оживает.

    Просмотр отрывка из кинофильма Сегрея Бондарчука « Судьба человека». Встреча Соколова с Ванюшкой .

15) Анализ эпизода

Учитель: почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

- После встречи с мальчишкой, у которого « глазёнки- как звёздочка после дождя», у Соколова « сердце отходит, становится мягче», « на душе стало легко и как-то светло. Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

- Итак, Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?

- Как вы думаете, что ждёт впереди наших героев?

Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы - человек несгибаемой воли)

- Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.

16) Смысл названия рассказа

Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека , воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные «не одному какому – либо социальному слою, но – народу. Поэтому и рассказ называется не «Судьба солдата», а «Судьба человека».)

Судьба А. Соколова – это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов. Таких судеб миллионы.

17. Итоги урока

Учитель: Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом.

Чему научил вас сегодняшний урок?

Сегодня мы рассмотрели только один из этапов жизни Андрея Соколова. Не менее важным является и эпизод встречи главного героя и Ванюшки.

Этот эпизод и будет вашим домашним заданием

    Домашнее задание

Слайд

анализ эпизода встречи А. Соколова с Ванюшкой,

творческое задание: продолжите одно из предложений:

    Рассказ Шолохова заставил меня задуматься о (….

    Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)(…

    Смысл рассказа « Судьба человека» заключается, по моему мнению, в(…

    Рефлексия

Слайд

Учитель: Перед вами на столах лежит анкета « Как вы оцениваете свою работу на уроке» (подчеркните нужное слово)

Зачитайте свои итоги

ПРИЛОЖЕНИЕ

1 биограф . Михаил Александрович Шолохов - выдающийся писатель и общественный деятель.

24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

Мать – из крестьянской семьи, отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на казачьей земле, был управляющим мельницей.

Перед нами фото из семейного альбома. Родители с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища. Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Потом зачислен помощником бухгалтера заготконторы.

В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

Здесь встречается с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия».

2 биограф . В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Бухановскую, и женился на Марии Петровне Громославской. Некоторое время они жили в Москве, Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

Шолоховы прожили вместе 60 супружеских лет, вырастив и воспитав четверых детей, у них много внуков и правнуков.

В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А. Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих учителей.

В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон.

В 1932 году начинает работать над романом «Поднятая целина».

Когда началась Великая Отечественная война, писателю было уже 36 лет. Он повидал многое на тот момент. Гражданская война, разорение земель на Дону.… Во время войны М.А. Шолохов уходит на фронт, работает корреспондентом. Получает ранение. В 1942 году от разрыва бомбы у него погибает 75-летняя мать.

3 биограф. В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передает на строительство школы в станице Каргинской. В 1965 году Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».

21 февраля 1984 года Шолохов умер в станице Вешенской и похоронен в саду у своего дома, на высоком берегу воспетого им Дона. В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей – заповедник М.А. Шолохова.

Закончить наш рассказ о жизни знаменитого писателя хотелось бы словами Константина Федина, произнесенными в честь 60 – летия Михаила Александровича: «Громадная заслуга Михаила Шолохова в той смелости, которая присуща его произведениям. Он никогда не избегал свойственных жизни противоречий… Его книги показывают борьбу во всей полноте прошлого и настоящего…»

Свой рассказ Михаил Шолохов посвятил редактору издательства «Московский рабочий» Евгении Григорьевне Левицкой. Они познакомились в 1928 году, когда Шолохов принёс в издательство рукопись «Тихого Дона». Евгения Григорьевна прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ?

Самоанализ урока литературы в 9б классе

по теме « М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека»

В настоящее время в России на государственном уровне признано, что гражданско-патриотическое воспитание школьников является условием построения правового государства. Гражданско- патриотическое воспитание молодёжи всегда являлось одной из важнейших задач школы, потому что детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Особенно актуальной становится проблема в наши дни, когда идёт процесс разрушения личности, когда всё наше общество отличается агрессией, нетерпимостью, духовной бедностью. Поэтому главной задачей учителя является умение помочь ученикам разобраться в бурном потоке информации и найти себя в этом мире.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию- это не только разные виды и формы воспитательной работы с классом, но и учебная деятельность. Особенно большие возможности для формирования гражданственности и патриотизма у школьников представляют уроки литературы. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир.

Яркий пример тому – произведение о Великой Отечественной войне - рассказ М.А. Шолохова « Судьба человека».

Тема урока : « М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека»

Место урока в системе уроков по творчеству М.А. Шолохова: первый урок

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Форма урока : урок-размышление

Мною были поставлены следующие цели:

Образовательные: знакомить обучающихся с жизнью писателя ,учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание.

Развивающие: развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь, развивать навыки выразительного чтения, развивать интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

Предметные: знакомство с биографией М.А Шолохова, историей создания « Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.монологического и диалогического высказывания.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взаимопомощи, развивать чувство патриотизма.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Урок был начат организованно. Тему, цели урока ребята обозначили сами. Эта тема затронула детские души, взволновала их.

В условиях перехода на ФГОС считаю необходимым научить ребят самостоятельно добывать знания, уметь из потока информации вычленять главное, использовать дополнительную литературу, представлять продукт своей мыслительной деятельности, доказывать свою точку зрения, творчески подходить к уроку литературы. Поэтому использовала различные методы и приемы творческих работ, активизировала ребят на самостоятельный поиск изучение дополнительного материала (материалы биографии М.А. Шолохова). Пыталась научить их проводить исследовательские работы(Шолоховская концепция человека), уметь смело выступать перед аудиторией,развивать монологическую речь.

В этой связи использую принципы наглядности, доступности, прочности, системности, научности, интеграции(связь с историей).

Методы: наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, работа по тексту с элементами беседы.

Виды учебной деятельности : аналитическая работа с текстом, опережающее задание, проблемный диалог.

Технологии : проблемное обучение, технология сотрудничества, ИКТ.

Межпредметная область: история, литература.

Своей основной задачей ставлю воспитание современного ученика, способного саморазвиваться и самовыражаться, свободно выступать перед аудиторией, быть тонким наблюдателем жизни во всех ее фазах.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Все этапы урока выдержаны и тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности.

Структура урока

    1. Самоопределение к деятельности

      Актуализация

      Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной2 задачи

      Этап реализации новых знаний

      Домашнее задание

      Рефлексия

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была познавательна для детей. За счёт разнообразных видов деятельности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.Несомненно, всеми силами хотелось помочь обучающимся почувствовать силу, стойкость русского человека, прошедшего через ад войны – плен, выстоявшего и сумевшего жить по-новому.

Перегрузки детей не было. Цель урока достигнута. Задачи урока решены. Этому помогло чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коровяковская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области

Карыжский филиал

САМОАНАЛИЗ УРОКА

ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

Г.В.Мартыновских, преподаватель русского языка и литературы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №2»

Урок литературы.

Тема: М.А. Шолохов "Судьба человека". Судьба человека и судьба Родины.

Цель:

обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях;

ознакомить обучающихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе, обучать вдумчивому чтению, умению анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды;

развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать;

воспитывающие : воспитывать уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны; способствовать воспитанию духовного богатых людей, учить состраданию, любви к другим.

Наглядность: компьютерная презентация, текст рассказа в оригинале.

Жить жизнью народа, сострадать страданиям людей, радоваться их радостям, целиком войти в их заботы и нужды – вот тогда у писателя будет настоящая, волнующая сердце читателей книга.

М. А. Шолохов.

Ход урока

Вступительное слово преподавателя.

1. Преподаватель читает стихотворение поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва "Условия задачи"

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека". Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и о его рассказе. Учащиеся записывают тему урока (на слайде)

Вся жизнь писателя - это великий подвиг. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером народу. О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку (стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества). Если это удалось в какой-то мере, я счастлив».

Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов - академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Он автор "Донских рассказов", рассказов "Нахаленок", "Судьба человека" и др., романов "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Они сражались за Родину". Шолохов - лауреат Нобелевской премии (1965)

Что же можно ещё сказать об этом выдающемся человеке?

Показ презентации

«Родился в 1905 году, в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области» - сообщал о себе М. Шолохов в автобиографии. Там же, в ст. Вешенской, в 1984 году оборвалась жизнь писателя.

(слайд 3-4)

Между этими двумя датами - большая жизнь полная событий величественных и трагических. Балки, курганы, возвышенности, маленькие речки, прибрежные кусты. Шолоховская земля. А вот и дом писателя. Тихо вокруг...

Мать его была дочерью крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины, а отец, выходец из Рязанской губернии сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. С самого рождения на мальчике лежала своеобразная печать отчуждения: ведь его отец не был казаком, считался «иногородним», а сам он был незаконнорожденным. Родители узаконили свои отношения, когда Шолохов уже был подростком. Свои впечатления о горьком детстве писатель позже отразил в рассказе «Нахаленок».

Шолохову очень хотелось учиться, но ему удалось закончить всего четыре класса гимназии - сперва началась первая мировая, а затем гражданская война, и пятнадцатилетний подросток записался добровольцем в продовольственный отряд. Рассказывают, что однажды он попал в руки банды Махно, но атаман пожалел его по малолетству и отпустил на все четыре стороны. Об этих событиях потом будет написана небольшая повесть «Путь-дороженька». В своей автобиографии писатель вспоминал те годы: «Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 г. и банды гонялись за нами. Все шло как положено. Приходилось бывать в разных переплетах.»

В 1922 году, когда большевики окончательно взяли власть в свои руки, Шолохов приехал в Москву. Здесь он принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», а чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, делопроизводителем, каменщиком, счетоводом. В 1923 г. в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г., в той же газете первый рассказ - «Родинка». Шолохов чувствовал, что ему не хватает образования, и поступил на рабфак, после чего собирался учиться в институте.

Летом 1924 года Шолохов вернулся в родную станицу, где почти безвыездно прожил всю оставшуюся жизнь. Вернувшись на родину, молодой писатель полностью отдается творчеству. В 1925 году в Москве вышел сборник фельетонов и рассказов писателя о гражданской войне под названием «Донские рассказы». (сообщение обучающегося о «Донских рассказах»)

(слайды 7, 8, 9,)

И с 1926 г. по 1940 г. Он работал над произведением о первой мировой войне, революции, гражданской войне, где воссоздал сложную историю жизни казака Григория Мелехова и давал характеристику событий первой мировой и гражданской войны на Дону.

Обобщение учителя. Да, действительно, интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всём мире.

В 1934 году в печати появились первые главы романа «С потом и кровью». Издатели переименовали его в «Поднятую целину» в соответствии с цитатой из одной из сталинских речей о «громадном значении обработки целины». Сам Шолохов по поводу этого исправления пишет своему наставнику Е.Г. Левицкой: «На название до сих пор смотрю враждебно. Ну что за ужасное название ажник самого иногда мутит. Досадно.»

«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922); «Поднятая целина» (1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.

В 1941 Присуждение Государственной премии первой степени за роман «Тихий Дон».

Полученную Сталинскую премию передаёт в фонд обороны.

1943-1944 Печатаются главы романа «Они сражались за родину»

1960 Присуждена Ленинская премия за роман «Поднятая целина», передана на строительство новой школы в станице Каргинской. Слайд 14-15

В течение последних 40 лет жизни Шолохов занимался общественной деятельностью и практически ничего нового не написал. Лишь в 1956 году появился рассказ «Судьба человека» и 1959-60гг.- вторая книга «Поднятой целины»

Какие впечатления остались у вас от знакомства с личностью Шолохова?

На сегодняшнем уроке мы начнем работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. Незабываемый след в истории многих народов оставила Вторая мировая война. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена – мужа, дети – отца. А как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором никто его не встречал, потому что все погибли… Каждой семьи коснулось черное крыло войны: кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой. Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила советскому народу победить в этой страшной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

Слайд 18-19

Рассказ «Судьба человека» был напечатан в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году (промежуток в 10 лет между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом А. Соколова. Небольшое по объёму произведение отличается колоссальной ёмкостью, оно воплотило часть жизни народа. Особенностью рассказа является стремление автора раскрыть трагедию советского народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека.

Композиция слайд 20

– Рассказ М. Шолохова о войне. Но мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя. У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя.

Плен. Исторический комментарий слайды 21-28

(сообщение обучающейся)

Эпизод в церкви

Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.

Как Соколов попал в плен? (текст)

Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

– Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене: солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор? (В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.)

– Какая позиция ближе всего Соколову? (Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером (чтение отрывка)

Лагерфюрер – комендант лагеря

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода? (тест или рассказ, или фильм) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям.Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

– Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой? («Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»)
– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?
– Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?
– Меняется ли отношение фашистов к пленному? (Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)
– Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя? (Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере.Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)
– В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)

Назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово «война» (ужас, боль, смерть, страх, кровь, сражение, танки, взрывы, бомбёжка и т. д.)

Все это пришлось пережить нашему народу, такая у него была судьба. Объясните, как вы понимаете значение слова «судьба» (то, что произойдет в будущем )

Слайд 29

Словарная работа :

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого – чего - нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

– В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
– Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

рефлексия

Продолжите фразу: «Познакомившись с историей Андрея Соколова, я понял(а), что…)

Итог урока:

Чем поучительна для вас история А.Соколова? (беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования)

Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение "Судьба человека", а не "Судьба солдата"?

Использованные материалы:

    Недобега Наталья Ивановна, учитель русского языка ГБС(К)ОУ общеобразовательная школа – интернат №7 станицы Казанской Краснодарского края

    Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МОУ «Многопрофильный лицей №1»

Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

    Лахина Юлия Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ Подгоренской СОШ №1
    Подгоренского муниципального района Воронежской области