Олеся Моисеенко
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

Консультация для воспитателей на тему :

«Нетрадиционные техники рисования в ДОУ » .

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире. Рисование нетрадиционными способами - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Проведение ООД с использованием нетрадиционных техник :

Способствует снятию страхов;

Развивает уверенность в своих силах;

Развивает пространственное мышление;

Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

Знакомит с разнообразным материалом;

Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия ;

Развивает мелкую моторику;

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Виды нетрадиционного рисования .

Кляксография.

Научить детей делать кляксы (черные и белые) . Затем 3-х летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. Затем следующий этап – обведение или дорисовка клякс . В результате может получиться целый сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности : фактурность окраски, цвет. Материалы : жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает кисть в гуашь и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Т. о. заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками .

Средства выразительности : пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы : мисочка с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

Рисование ладошкой .

Средства выразительности : пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы : широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее кистью (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют левой и правой руками, окрашенными разными цветами.

Рисование с секретом в три пары рук.

Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяется кто первый, второй, третий. Первый ребенок рисует, затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставить чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения. Второй ребенок не видя ничего, продолжает. Третий ребенок заканчивает. Затем открывают лист.

Скатывание бумаги.

Средства выразительности : фактура, объем. Материалы : салфетки либо цветная двухсторонняя бумага и цветной картон для основы, клей ПВА налитый в блюдце. Способ получения изображения : ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Затем комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой.

Средства : пятно, фактура, цвет. Материалы : блюдце, в котором штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета, смятая бумага. Способ : ребенок прижимает смятую бумагу к подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки и акварель.

Средства : Цвет, линия, пятно, фактура. Материалы : восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ : ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.

Фломастер или карандаш поставить перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Лучше всего получается красками.

Средства : точка, фактура. Материалы : бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона (5*5 см) . Способ : ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Поролоновые рисунки.

Из поролона делают разные геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке. Затем его обмакивают в краску и методом штампов рисуют геометрические фигурки разного цвета.

Метод никтографии.

Из картона делают экран 25*25 см. На него наклеивают бархатный картон или фланель. Брут набор разных шерстяных ниток. Нитки, имеющие шерсть притягиваются сами. Прикрепить легким движением указательного пальца.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные техники рисования в ДОУ» «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ» Елена Зудина Нетрадиционные техники рисования – это способы создания чего–то оригинального, нового.

Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью.

Консультация для родителей первой младшей группы «Изодеятельность в детском саду. Нетрадиционные техники рисования» Цель: раскрыть роль изобразительной деятельности в жизни детей дошкольного возраста; познакомить с нетрадиционными техниками рисования в.

Цель: познакомить с видами нетрадиционного рисования в младшем дошкольном возрасте: дать характеристику и описать способы получения изображения,.

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить родителей с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Необычное начало работы, применение игровых приемов - все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Задачи в работе с детьми:

  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

1.Рисование ладошкой

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2.Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

3.Оттиск поролоном

  1. Рисование мятой бумагой
    Таким способом, например можно нарисовать силуэты животных, траву, небо, снег, стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно, примакивая на альбомный лист.

5.Рисование отпечатками листьев

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью

  1. Монотипия .

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

  1. Рисование методом тычка .

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

  1. Кляксография .

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

  1. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов
  • Развивает уверенность в своих силах
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. . Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Цель: Повышение компетентности родителей в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно - эстетического развития дошкольников.

Задачи:

Познакомить с различными видами и техниками нетрадиционного рисования;

Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности;

Развивать творческие способности;

Воспитывать чувство прекрасного.

Материал: акварельные краски, восковые мелки, кисти, листы бумаги, ватные палочки, крупа.

Размещение: участники мастер-класса рассажены за столы, на которых расположены материалы для изобразительной деятельности.

Ход мастер-класса:

Добрый день, коллеги. Сегодня я познакомлю Вас с некоторыми нетрадиционными способами рисования. Как Вы знаете, творческий подход к решению любой задачи возникает у ребенка только в том случае, если педагог познакомит его с множеством способов и вариантов ее решения.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз взрослый создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Одно из условий совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности - это использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов.

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Тычок жесткой полусухой кистью. Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками. Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой. Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля. Возраст: от трех лет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск поролоном. Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой. Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель. Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Печать по трафарету. Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из пролифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

Монотипия предметная. Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная. Возраст: от пяти лет.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой . Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг. Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев. Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Тычкование. Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

Монотипия пейзажная. Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

А сейчас я предлагаю вам на практике освоить нетрадиционные техники рисования, стать непосредственными участниками нашего мастер - класса. И хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования - рисование воском и акварелью, а также рисование крупами.

Надеюсь, использование их в работе с детьми дома позволит сделать занятия по изобразительной деятельности более интересными, насыщенными и разнообразными.

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования - путь к свободному творчеству"

Я рисую белым мелом облака,

Я рисую, будет день наверняка...

Рисование - способ самовыражения внутреннего мира ребенка. И насколько ярок внутренний мир маленького художника, настолько живо воплощение его идей, фантазий, образов. Дети очень любят рисовать, потому что через данный вид деятельности проявляются творческие возможности нераскрытого еще в полной мере маленького таланта. Каждый свободно выражает свои чувства, желания, восторги, мечты, предчувствия, ...страхи. Рисование само по себе увлекательно, познавательно, приносит радостные нотки ощущения окружающего мира.

Рисовать дети начинают рано, и уже к 2,5-3 годам они достаточно ярко и точно могут выразить свои мысли и фантазии. Подрастая, ребенок может заявить"Я не умею рисовать" и отстраниться от этой деятельности, так как по его словам" не видит значимых результатов". Здесь выражается страх ребенка перед оценкой взрослых его работ, отражается неуверенность, осторожность в оценке творчества. Почему так происходит? Причины, на мой взгляд могут быть разные, и заключаются в следующем:

Взрослый часто навязывает определенные стереотипы(дом - только такой, трава -только такая)и т.д.

Отрабатывается алгоритм изобразительной деятельности (повторение по образцу);

Исключается возможность самовыражения дошколенка в линии, цвете.

Возможно, некоторая боязнь предоставить ребенку множество разнообразного материала для рисования.

Чаще всего ребенку предлагается обычный набор для рисования:

Папа даст мне карандаш,

Мама даст мне краски,

Сяду я скорей за стол

Раскрашивать раскраску...

Известный художник В.Фаворский отмечал:"Когда ребенок обращается к искусству, ему дают карандаши, краски и бумагу, и это ошибка; необходимо дать ему всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге,на стене, делает рисунки для своего платья, делает наряды из газет."Вспоминая свое детство, кто из вас не пытался рисовать первым попавшимся в руки камешком, гвоздиком, палочкой

Какие же необычные материалы я включаю в детское творчество? Их достаточно много: зубная щетка, пух, полая трубочка, целлофан, ватная палочка, печатки, нитки, бутылки, камешки, листья, восковые свечки, мыльная пена, жгутики, ладошка, тампон. Любой новый материал и каждый новый приобретенный навык - это предмет гордости для ребенка.

Так, тонирование листа для последующего рисования превращается в интересную игру, когда смяв бумагу и сделав из нее жесткий тампон, он обмакивается в краску и заполняет весь лист. Увлекательно для дошколят и тонирование листа целлофаном. На целлофан наносится краска, а затем раскрашенный целлофан накладывается на лист,ладонью разглаживается и снимается- фон готов, очень необычный. Чтобы быстро нарисовать волны, я предлагаю "волшебную бутылочку". На пластиковую бутылку клеем ПВА наклеиваются по косой линии нитки, потом они раскрашиваются. При прокатывании бутылочки по листу бумаги остаются волны. Мы с детьми пользуемся остатками пенопластовых плиток, наносим краску на плитку и пропечатываем ими весь лист. Фон получается необычный. Можно тонировать лист цветными мелками, угольком, поролоном.

Используя разнообразные нетрадиционные материалы, педагог сам должен отработать технику рисования и показать ожидаемый результат детям, чтобы они в дальнейшем самостоятельно их применяли для создания творческих работ.

Очень интересен в этом плане прием кляксографии, когда "прогоняется краска" по листу бумаги с помощью трубочки при продувании воздухом и появляются необычные очертания.

1,2,3- клякса, клякса, оживи!

Стань скорей мышонком,

Лесным олененком,

Зайчиком, медвежонком,

Послушным поросенком,

Или кем -нибудь еще,

Я нарисую хорошо!

Поворачивая и рассматривая рисунки, дети проявляют свою фантазию, воображение и получаются незамысловатые картинки, главное дорисовать детали- и образ готов. Есть возможность разнообразить рисование красками, добавив в нее мыльные пузыри и нанеся на оргстекло. Прикладывается лист, разглаживается- рисунок с набросками готов, остается дорисовать, включить фантазию. В этой технике красивыми получаются пейзажи.

Можно детям предложить приготовить из отработанных фломастеров "тычки", вставив кусочки поролона,и нарисовать ими букет цветов для мам к 8 Марта, достаточно необычно. Также детям предлагались разные нетрадиционные материалы: нитки, бусы, пуговицы, ватные палочки, восковые мелки, поролон, гуашь с солью, манкой. Каждый самостоятельно делает выбор, чем ему рисовать.

Вот уже подряд два дня я сижу рисую...

Много средств и техник разных - выбирай любую!

Я раскрашу белый свет

В самый свой любимый цвет...

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным в плане выбора способов воплощения задумок и творческих идей. Они дают детям возможность удивляться и радоваться миру. Рисуйте как дети! Рисуйте вместе!

Тема проекта – технологии:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами.
Цель: Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы, путем проведения занимательных занятий рисования красками.
Задачи: 1) Исследование художественных способностей детей старшего возраста в изодеятельности.
2) Разработка путей развития творческих способностей в области рисования живописными материалами.

3) Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
I этап – подготовительный.
Цель: 1) Создание развивающей среды и соответствующей материальной базы.
2) Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.
3) По итогам диагностики подготовить детей к дальнейшей работе через систему игр, упражнений и т.д.
Создание развивающей среды.
Создание развивающей среды имеет большое значение для успешного обучения рисованию. При создании развивающей среды в группе мы опирались на ряд принципов:

  • Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта; помещение и расстановка мебели должны быть такими, чтобы удовлетворить возможное желание ребенка уединиться в процессе творчества.
  • Принцип стимулирования активности, самостоятельного творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем для рисования.
  • Принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рационального содержания, позволяющем реализовать замыслы в любое время и, по возможности, в различной обстановке. Дети могут изменять эту среду и по своему усмотрению если этого требуют их настроение, желание.

В уголке ИЗО находятся в достаточном количестве бумага разного цвета, фактуры и формы; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь и акварель), кисти тонкие и толстые, кусочки картона, различные по толщине нитки и веревочки, печатки и шаблоны, баночки для воды, салфетки, палитры. Все выше перечисленное хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам. рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения; технологические карты по аппликации, лепке и рисованию. На специальном стенде находятся рисунки детей. В группе имеется магнитофон, записи с музыкой для использования музыкальных произведений на занятиях по ИЗО. Имеются также мольберты, ребенок может передвинуть их в любое место. К шкафам свободный доступ.

Формы взаимодействия с родителями.

Сроки выполнения

1.Совместная экскурсия с детьми и родителями в лес. (Подготовить материал для нетрадиционных техник рисования – листочки, веточки, шишки, мох и т. д.)
2. Анкетирование на тему: « Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей».
3. Выставка « Подарки осени» - поделки из природного материала, овощей, композиции из цветов.

Сентябрь

1. Собрание на тему: « Развитие творческих способностей детей старшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».
2. Практикум « Творим без кисточки» - познакомить родителей с приемами фотокопии – рисовании свечей, кляксографии с трубочкой, рисовании ниткой и др.

1. Оформить папку – раскладушку на тему: « Советы родителям по работе с краской».
2. Открытое занятие по изодеятельности для родителей.

1. Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку с использованием нетрадиционных техник.

1. Советы родителям « В музей с ребенком».
2. Экскурсия детей с родителями в музей изобразительного искусства.

1. Консультация для родителей « Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке».
2. Фотовыставка « Уголок изодеятельности в семье».

  • Рекомендации родителям « Рецепты приготовления соленого теста для лепки».
  • « Придумай и сделай герб своей семьи» - использовать соленое тесто, пластилин.

1. Совместное занятие по рисованию с использованием нетрадиционных методик.
2. Коллаж « Моя любимая сказка» - использование открыток, фантиков, аппликации, оригами, рисования и т. д. (Совместная работа родителей и детей).

1. Выставка детских рисунков с использованием нетрадиционных методик для родителей.
2. Праздник рисования с участием родителей.