Эта эмблема встречает зрителя в ГМИИ на выставке «Кранахи: между Ренессансом и маньеризмом».

Что не случайно: именно таким изображением (прозванным искусствоведами «дракончиком») подписывал свои работы основатель династии Лукас Кранах. И внимательный посетитель выставки это прекрасно заметит.

Более того, в родном городе художника, Кронахе (так он пишется сегодня) перед зданием ратуши установлена скульптура, воспроизводящая кранаховскую подпись. Именуется Cranach-Schlange.

По большому счету Лукас Кранах не основатель, а и сам тоже продолжатель династии. Поскольку уже родился в семье художника. В каких-то источниках его отца именуют Ханс Малер (что вряд ли было фамилией, поскольку «малер» и есть «художник»), где-то – Зондер, Зюндер или Зундер. Как бы то ни было, уже в юном возрасте Лукас взял себе псевдоним Кранах по названию родного города.

Но пора обратиться к выставке. Работы нескольких поклонений художников Кранахов, их мастерской и их ближайшего круга (что охватывает практически весь XVI век с заходом в XVII) извлечены для данной экспозиции не только из фондов самого ГМИИ, но также из музеев Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода и российских частных собраний, а также музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги и Будапешта. Полсотни работ живописных и столько же графических – словом, зрителю есть на что посмотреть.

Ну, на этом, собственно, переходим к первому Кранаху – Лукасу-старшему.

Конечно, здесь часты религиозные сюжеты. «Мадонна и младенец с кистью винограда» - нередкая у автора (и не только у него) иконография. Виноград как символ страстей Христовых – но здесь младенец вполне реалистично отрывает себе ягодку.

Еще один популярный для эпохи сюжет – «Мистическое обручение святой Екатерины».

А вот и сюжет не без политики – «Сожжение запрещенных книг перед правителем».

Возвращаясь к кранаховским мадоннам: среди многочисленных «мадонн в винограднике» есть и не совсем для него обычная иконография: «мадонна с младенцем под яблоней». Понятно, что яблоко – символ первородного греха. Но кроме того младенец держит в руке и ломоть хлеба – и тут тоже евангельские ассоциации.

О первородном грехе, кстати: конечно, сюжет грехопадения в иконографии этого времени (а это, не забудем, ранняя Реформация) также нередок.

На сцену взирает сверху довольно симпатичный змей (с которым у Кранаха, вспомним, особые отношения).

Разумеется, есть среди работ Кранаха-старшего и просто портреты (иногда изображенные известны, иногда нет). Но портреты весьма экспрессивны.

Но еще прелестней – небольшие жанровые сценки. Вот, к примеру, «Крестьянин и куртизанка».

Или «Старуха и молодой человек». Увы, и здесь не без корысти.

Но пора переходить и к следующим поколениям. Из детей Лукаса старшего всерьез живописью заняись двое: сыновья Ганс и Лукас. И именно на старшего, Ганса, возлагались особые надежды. Но увы – в возрасте 24 лет он скоропостижно скончался во время путешествия по Италии.

Собственных работ Ганса – во всяком случае, подтвержденных – сохранилось немного. На выставке представлено несколько работ, которые он, как считается, создавал вместе с отцом. Это, в частности, «Христос и грешница».

Также совместной работой отца и сына считается диптих из истории Юдифи и Олоферна. Символ женского коварства, в каком-то смысле.

Вот Юдифь еще только обольщает Олоферна.


А вот и результат.

Отметим в этой работе еще одну деталь: мужское изображение сбоку специалисты считают портретом Лукаса Кранаха-старшего. Что также поддерживает версию о написании части картины сыном Гансом.

В результате ранней смерти Ганса Кранаха эстафету в руководстве семейной мастерской (а это в то время означало и присутствие учеников и подмастерьев) взял на себя Лукас-младший. В чем-то он следовал отцу, в чем-то подстраивался под меняющуюся придворную моду.

Среди работ Лукаса-младшего на выставке – «Суд Париса», прибывший из Фонда замке Фриденштайн в Готе.

А вот и заимствованный от отца сюжет – «Мадонна и младенец с гроздью винограда».

Следующее поколение семьи было представлено Августином Кранахом (на данной выставке не присутствующим). Ну, а там появился и еще один Лукас – правнук первого, именуемый Лукас III. Вот вам в его (предположительно) исполнении «Поклонение волхвов».

Графики на выставке также много – но показать (в смысле, сфотографировать) застекленные работы непросто. Поэтому вот вам всего две графических работы Лукаса-старшего: «Пилат умывает руки» (это ксилография – гравюра на дереве).

И «Самсон, раздирающий пасть льва» (это рисунок).

Помимо семейства Кранахов в главном здании ГМИИ сейчас еще несколько временных выставок, которые также стоит не пропустить.

Вот в египетском зале – «Два Аменемхета»: два скульптурных портрета одного царя 12 династии (1853–1805 до н. э.), впервые выставленных вместе (один, базальтовый, находится в фондах ГМИИ, другой, из черного гранита – в Эрмитаже).

Фотограф из Голландии Эрвин Олаф представил сразу два проекта. Один представляет собой театрализованное воспроизведение живописной работы художника XIX века Луи Галле (признаться, я не поклонник такого жанра). Зато другой – фотографии всего лишь стены каменоломни – оказались очень неплохи.

Наконец, выставка «Понятие о совершенном живописце», которая знакомит зрителя с приемами обучения в русской академической школе ХVIII века. Причем с очень остроумным – и одновременно удобным для зрителя – дизайном.

Ну, и напомню, что в соседнем здании, в Галерее искусств XIX-XX веков, продолжается выставка «Путешествия доктора Живаго», о которой я

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Главное здание

На выставке зритель увидит 48 живописных и более 50 графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций. Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х годов; Музей изящных искусств, Будапешт), «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва), «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота). Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Лукас Кранах Старший (1472–1553) – реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем – внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.

Работа «Венера и Амур» (1509) была создана в тот период, когда Кранах Старший состоял придворным художником у курфюрста Саксонии Фридриха Мудрого. Художник изобразил античную богиню красоты и любви в полный рост, полностью обнаженной. После 1530 года Кранах и его мастерская многократно обращались к этому сюжету. Насчитывается около 35 картин кисти Кранаха, его учеников, последователей и подражателей с изображением Венеры и Амура.

К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, наряду с богородичным, культ четырех главных дев-заступниц: святых Екатерины Александрийской, Маргариты, Варвары и Доротеи. На картине Лукаса Кранаха Старшего мистическое обручение святой Екатерины происходит на фоне характерного южнонемецкого скалистого пейзажа и темного занавеса, который держат маленькие ангелы. В центре композиции – Младенец Христос, поддерживаемый Богоматерью: одной рукой Он надевает обручальное кольцо на палец святой Екатерины, другой касается символической виноградной грозди, которую держит Мадонна. Изображение дополнено образующими сложную композиционно-ритмическую группу фигурами присутствующих при этом сакральном действе святых дев в нарядных придворных платьях и с их атрибутами: драконом у Маргариты, корзиночкой с цветами у Доротеи и башней за спиной у Варвары.

Картина из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха; виноградная лоза означает “истинную Церковь Христову”, которую персонифицирует Богоматерь; изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе символический подтекст: гора – духовное возвышение над мирской суетой; скала – непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь, в первую очередь, повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах – от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Важные перемены произошли с началом следующего десятилетия, когда Лукас Кранах Младший начал постепенно отказываться от создания реплик отцовских картин. Он привнес в художественное решение своих работ немало новых деталей, по-иному расставил смысловые и стилистические акценты, что, несомненно, было не только следствием наступления его профессиональной зрелости, но и отражением определенных изменений в художественной моде при саксонском дворе. Одной из характерных черт творчества Лукаса Кранаха Младшего было пристрастие к созданию произведений сравнительно крупных размеров. В последующие три десятилетия, уже после кончины отца, в бытность художника полноправным хозяином и главой процветавшей мастерской, окончательно сложился его индивидуальный и хорошо узнаваемый живописный стиль. Наиболее последовательное воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий, заказчиками которых в основном были представители богатых патрицианских семей, исповедовавшие лютеранство.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает серию международных проектов, посвященных 500-летнему юбилею со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего.

Кранах-гравёр

Расцвет гравировального творчества Лукаса Кранаха Старшего приходится на первое десятилетие его работы при дворе Фридриха Мудрого, одного из наиболее образованных и могущественных курфюрстов Германии. В период с 1506 по 1516 год были созданы почти все основные работы мастера в станковой гравюре, характеризующие его как разностороннего художника, умевшего удивлять зрителя богатством тематических и стилистических решений.

Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» - большая, сложная, многофигурная композиция. В отличие от трех других гравюр, посвященных только турнирам, на данном листе, помимо самого состязания, изображено множество жанровых сцен. Вокруг огороженного центра, где происходило сражение рыцарей, художник разместил пеструю, шумную, многоликую толпу: всадники и пешие, женщины, старики и дети, музыканты и знать. На заднем плане – ложа курфюрста. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, этим способом часто пользовался и Кранах Старший.

В 1509 году художник сделал первые пробы в цветной гравюре на дереве (кьяроскуро), а также обратился к новой для него технике резцовой гравюры. В начале 1520-х годов Кранах почти перестал работать в станковой гравюре.

Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» является совместным проектом ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Фонда замка Фриденштайн в Готе. Организаторы признательны Посольству Германии в Москве за поддержку.

Расписание сборных экскурсий по выставке:

Подробнее о том, как купить билет на экскурсию, смотрите .

Лукас Кранах Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония - 1553, Веймар) вернулся в ГМИИ после выставочного вояжа.

Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. Грехопадение, фрагмент. 1527. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / The Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow. Photo by

Кранах был другом и сторонником Лютера в борьбе за Реформацию. Для той эпохи библейский рассказ о грехопадении Адама и Евы был связан с острейшей религиозной проблемой моральной ответственности человека за свои поступки и грехи. Кранах представляет библейский рай в виде густого леса в Германии. Характерные для его искусства изящные, несколько манерные светлые фигуры красиво выделяются на фоне темной листвы.

3.

Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. Дерево (дуб), темпера, масло. 56,5 х 38,5 см. Инв. № Ж-603. Ранее – в собрании Д.И. Щукина в Москве, в середине XIX в. - в собрании Христиана Шухардта. ГМИИ им. А.С. Пушкина / Lucas Cranach the Elder. The Effects of Jealousy (The Silver Age). . Вариант: фотография картины , 14.10.2016

Знакомство Кранаха с гуманистической культурой своего времени открыло путь античным и мифологическим темам в его искусстве, а дружба с Лютером пробудила интерес к дидактике.

Сюжет картины «Плоды ревности», созданной между 1527 и 1535 годами, навеян, вероятно, сочинением древнегреческого поэта Гесиода (между 750 и 650 гг до н.э.) «Труды и Дни», популярным среди гуманистически образованных людей эпохи Возрождения: за счастливым «золотым» веком в истории человечества последовал век «серебряный», когда между людьми стали возникать распри и войны, люди серебряного века впадают в безумие, нападают друг на друга и быстро гибнут.

4.

Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Плоды ревности (Серебряный век). 1530. ГМИИ. Photo by

Очевидно, сюжет был подсказан художнику его гуманистически образованными друзьями, связанными с Виттенбергским университетом, интересовавшимися морально-этическими проблеми «детства человечества», его первозданной безгрешности. Праведная жизнь и богоугодные дела, как полагали гуманисты, способны после смерти на земле возвратить душу человека в потерянный Прародителями Рай. Возможно, что сюжет также связан с бытовавшими в то время представлениями о легендарной «праистории» Германии, в частности - Саксонии и Тюрингии, описанными в сочинениях римских авторов и средневековых хрониках.

Античный сюжет в данном случае давал Кранаху повод выразить моральную сентенцию о вреде людских раздоров, а также обратиться к теме обнаженного тела.

5.

Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Лукас Кранах Старший. Около 1520. Дерево, масло. 58х46 см. Инв. № Ж-2630. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 г. Эрмитаж. Картина значительно обрезана в правой части и, в меньшей степени, внизу. В ГМИИ с 1930 г. из Эрмитажа. Ранее - с 1825 года находилась в Эрмитаже. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Photo by . Вариант изображения на сайте музея . Эта работа есть на Google Art Project : zoom, 3038 x 4026 , но, кажется, на Google Art она темнее, чем в жизни.

Значительное место в творчестве Кранаха занял образ Богоматери. Написанная в двадцатые годы XVI века картина «Мадонна с младенцем» дошла поврежденной: утрачены нижняя и правая часть композиции, изображающие беседку, увитую виноградом.

В картине заключены общехристианские символы: виноградная лоза, кисть винограда, струя воды, гора, скалы.

Виноград – «мистическая гроздь» в руке Богоматери, к которой прикасается младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления Первородного греха. Виноградная лоза обозначает «истинную церковь Христову», которую персонифицирует собой Богоматерь. В левой части – типичный для региона Юго-Восточной Германии гористый ландшафт. Источник-водопад намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Отдельные элементы пейзажа также заключают в себе вполне конкретный символический контекст: гора - духовное возвышение над мирской суетой; скала слева на заднем плане - непоколебимую твердость и нерушимость истинной веры, опорой которой является Христос.

6.


Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике). Около 1520. ГМИИ. Photo by

7.

Лукас Кранах Старший. Голгофа с предстоящими. 1515. Дерево (липа), темпера, масло. 50,5 х 34. Инв. № 1235. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Трофей из Готы. Photo by . Другой вариант: скан из каталога

8.

Лукас Кранах Старший. Портрет рыжеволосого мужчины с бакенбардами. 1526 / Lucas Cranach the Elder. Portrait of a Man with Whiskers. 1526. Photo by . Вид без рамы

Кранах был как автором картин на библейские темы, так и выдающимся портретистом. Имя человека, изображенного на этом портрете, до сих пор не установлено; ясно только, что моделью послужило высокопоставленное лицо. Художник умело использует великолепный костюм, чтобы создать декоративное художественное целое.

9.


Фрагмент: дракончик Кранахов. Лукас Кранах Старший. Портрет мужчины с бакенбардами. 1526. ГМИИ. Photo by

10.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / Lucas Cranach the Elder. Portrait of a Woman. Photo by

Исполненная а те же годы, что и Портрет мужчины с бакенбардами» (1526), картина сильно отличается от наго по художественному решению. Если в мужском портрете яркие полосы костюма выделяются на темном фойе, то в женском выразительный сисуэт выступает на светлом фоне. Кранах передает не только характерную внешность, но и духовный строй моделей – спокойное достоинство мужчины, оттенок иронической отстраненности в улыбке женщины.

11.

Фрагмент. Лукас Кранах Старший. Женский портрет. Около 1526. ГМИИ. Photo by

Эти шесть картин Кранаха Старшего находятся в Главном зданим ГМИИ в зале №8 на первом этаже.

Жаль, что в постоянной экспозиции Пушкинского не нашлось места картине с сожжением книг:

12.


Лукас Кранах Старший (?). Сожжение запрещенных книг перед правителем (Сожжение книг Ария перед императором Константином?). Около 1530 года (?). Дерево, темпера, масло. 41 х 69 см. Инв. № 968. С 1946 года - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва. Трофей из Готы. В запасниках музея / Lucas Cranach the Elder (?). The Burning of Forbidden Books in Front ofa Prince (The Burning of Arians Books before Emperor Constantine ?). Скан из каталога.

С 4 марта по 15 мая в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые в России пройдет масштабная выставка, посвященная творчеству выдающегося мастера Северного Возрождения Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553) и представителей нескольких поколений этой прославленной династии.

Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, где сочетаются интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготической сказочности. Экспозиция прослеживает важные почвенные перемены, произошедшие в художественном сознании немецких мастеров в период между Ренессансом и маньеризмом.

Украшением экспозиции станут знаменитые творения Лукаса Кранаха Старшего:

  • «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» (вторая половина 1510-х, Музей изящных искусств, Будапешт);
  • «Венера и Амур» (1509; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург);
  • «Плоды ревности. Серебряный век» (1530; ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва);
  • «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1531; Фонд замка Фриденштайн, Гота).

Дополнят экспозицию гравюры и рисунки отца и сына Кранахов из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, а также Фонда замка Фриденштайн в Готе.

Центральная фигура выставки — Лукас Кранах Старший, реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. В первой трети XVI века творческие поиски Лукаса Кранаха Старшего ознаменовали окончательный переход от идеалов Ренессанса к маньеризму. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — внуку и правнуку. Он также явился создателем легко узнаваемого и запоминающегося мира ярких художественных образов. О Кранахах следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего XVI столетия.


Расписание сборных экскурсий по выставке:

  • по воскресеньям 13, 20, 27 марта, 10, 17, 24 апреля в 15:00 и 17:00;
  • по вторникам 15, 22, 29 марта, 5, 12, 19, 26 апреля в 15:00 и 18:00;
  • по средам 16, 23, 30 марта, 6, 13, 20, 27 апреля, 4, 11 мая в 18:00.

Стоимость билетов:

В рабочие дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 300 руб., льготный 150 руб.;
  • с 13:00 до 17:00 — 400 руб., льготный 200 руб.;
  • с 17:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

По пятницам, во время проведения мероприятий «Пятницы в Пушкинском»:

  • с 17:00 до закрытия музея — 700 руб., льготный 350 руб.

В выходные дни:

  • с 11:00 до 13:00 — 400 руб., льготный 200 руб.
  • с 13:00 до закрытия музея — 500 руб., льготный 250 руб.

В Государственном музее им. А.С. Пушкина начала работу уникальная выставка работ выдающихся представителей северного Возрождения - Старшего и Младшего Кранахов под названием "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом". В столице выставляется около сотни картин и гравюр, хранящихся во многих европейских и российских музеях, а также частных коллекциях.

Настоящим украшением выставки стали полотна Лукаса Кранаха Саршего, стоявшего у истоков реформирования немецкой живописи. Его новаторские поиски в создании композиции и представлении образов повлекли за собой разрыв с идеалами Возрождения и окончательный переход к маньеризму.

Интересно, что великий мастер способствовал изменениям не только в живописи, но и в религии. Он поддерживал процесс Реформации церкви, начатый Мартином Лютером, которому принадлежит идея одного из его полотен. Оба реформатора были убеждены - искусство должно служить делу и вере.

В экспозиции музея представлено немало работ, получивших всемирное признание. Среди них картина "Мадонна с младенцем", наполненная глубоким символическим подтекстом, где каждая деталь отражает ценности христианской веры. В работе"Венера и Амур" маэстро изобразил римскую богиню любви обнаженной в полный рост, показывая своему зрителю всю прелесть и совершенство героини античных мифов.

Расцвет таланта гравера пришелся у Кранаха-старшего на период 1506-1516 гг. Именно в это время он создает все свои значимые произведения, поражающие зрителя многообразием стилистических решений. Замечательная ксилография "Первый турнир" представляет собой многофигурную композицию, наполненную сложными жанровыми сценами. Позднее мастер увлекся техникой резцовой гравюры, а также цветной графикой на дереве.

Лукас Кранах Младший известен не только как блестящий мастер многожанровых повторений оригиналов отца, но и как автор талантливых эпитафий, которые он писал по заказу богатых клиентов-лютеран.

Шедевры Лукаса Кранаха Старшего были заново переосмыслены в прошлом веке, когда многие художники стали обращаться к творческому наследию мастера. Образы его полотен заимствовали экспрессионисты, а идеи маньеризма органично переплелись в когнитивном контексте с постмодернизмом. Поэтому в XXI веке мы открываем в хорошо знакомых картинах новые смысловые слои.

Фотографии: