Помимо интересных для любого техноманьяка технических музеев , в которых можно поразглядывать технику былых времен, на свете существует еще одна категория музеев, ради которых можно отправиться за тысячи километров. Это — музеи-макеты, в которых абсолютно вся экспозиция представлена в виде масштабных моделей и панорам. Самый большой музей подобного класса — Miniatur Wunderland в Германии. Второй же по величине, находится у нас — это Музей «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге.

Сегодня я хочу показать вам музей «Гранд Макет Россия» таким, каким я его увидел в конце мая 2012 года — за несколько дней до его официального открытия.

Музей «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге: история создания

Музей «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге является частным проектом предпринимателя и инвестора Сергея Морозова. Сергей несколько лет обдумывал и «вынашивал» этот проект, прежде чем приступить к его реализации. Первоначальный замысел включал в себя только макет Санкт-Петербурга, но в процессе размышлений было принято решение реализовать в подобном ключе всю Россию. Естественно, возник вопрос с помещением для такой задумки. Так как приходилось отталкиваться от «международного» масштаба 1:87, принятого во всем мире для моделей железных дорог, то и все остальное должно плюс-минус соответствовать. А значит — макет России, выполненный в таком масштабе, займет по площади территорию реальной Великобритании. Не говоря уже о том, что такую работу нереально выполнить в сопоставимые с человеческой жизнью сроки, вне зависимости от размера команды. Просто представьте полноценный макет всей сибирской тайги в масштабе 1:87!

Так что — было решено делать макеты ключевых, узнаваемых мест — чтобы получились визуальные образы различных регионов России. И все равно, суммарная площадь «Гранд Макета» превысила 800 м 2 !

Идея создания подобного макетного комплекса не вызывала энтузиазма у властей Санкт-Петербурга и не получила никакой финансовой поддержки. Поэтому, Сергей Морозов реализовал ее самостоятельно, на собственные средства. Почти пять лет команда из более чем сотни специалистов воссоздавала Россию в миниатюре. Над макетом работали макетчики, моделисты, художники, архитекторы. Поверх подманенной металлической рамы воздвигались фанерные каркасы гор, холмов и оврагов. Дальше, для формирования ландшафта, накладывался гипс — его на весь макет потребовалось больше одиннадцати тонн.А после — прокладывались автомобильные и железные дороги. Суммарная протяженность железных дорог на макете — 2 километра! Плюс — все это нужно электрифицировать, синхронизировать различные события и как-то всем этим управлять.

В середине 2011 года, музей «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге открыл свои двери для первых посетителей — пока еще в тестовом режиме, по выходным дням. На панораме еще не все было доделано, постоянно велась работа над теми или иными кусочками, кое-где был виден фанерный каркас, еще не скрытый макетом горы — но это никого из посетителей не смущало.

Официальное открытие музейного комплекса «Гранд Макет Россия» состоялось 8 июня 2012 года. Фотографии, которые вы видите здесь, я сделал 29 мая 2012го — за неделю до открытия. Сейчас, спустя несколько лет, наверняка в музее многое изменилось — а это повод посетить его еще раз.

Экспозиция музея «Гранд Макет Россия»

Как я уже писал, музей «Гранд Макет Россия» в Санкт-Петербурге представляет собой собирательный образ России в миниатюре. На макет попали узнаваемые места со всей территории государства — от Москвы до Владивостока, от Карелии до Сочи. Только Крыма, само собой, нет — напомню, это же 2012 год. Хотя вот интересно — а вдруг сейчас уже добавили?

Территории оживили железными и автомобильными дорогами, по которым, по своим делам, бежит транспорт. Наблюдать за движением миниатюрных транспортных потоков — одно удовольствие, можно залипнуть на полчаса.

К сожалению, корабли сделаны статичными и не плывут по воде, как это сделано в Германии на Miniatur Wunderland. Но даже так все смотрится очень здорово.

Авиация тоже статична — самолеты и вертолеты замерли на миниатюрных полосах, готовые к взлету. А воображение дорисовывает все остальное.

«Вишенка на торте» — это освещение. На «Гранд Макете» сделана имитация смены дня и ночи, поэтому свет над миниатюрной Россией загорается и гаснет неравномерно. Электронная система управления освещением включает и выключает лампы в соответствие с циклом смены времени суток в зависимости от географической долготы. Когда наступает рассвет — с востока, как и положено, сначала начинает слегка светать, потом уже дальневосточные дороги и сопки заливаются утренним светом, а над центральной Россией еще ночь. В качестве источников света впервые в мире было использовано более 500 000 мощных светодиодов разного цвета, которые позволяют равномерно осветить всё макетное пространство, не создавая теней.

Музей «Гранд Макет Россия» — сотни маленьких историй

Но, конечно, самое классное в «Гранд Макете» — это миниатюрные сюжеты, десятки и сотни маленьких историй, которые встречаются чуть ли не на каждом сантиметре макета. Где-то дети играют в футбол, где-то — пожарные тушат пожар. Тут полиция штурмует дом с засевшими террористами, там — археологи откапывают остов похороненного горной породе паровоза.

Есть истории большие, масштабные — как возведение эстакады.

А есть — маленькие, камерные. Вот, например, полярники встречают вертолет «с Большой Земли».

В колонию прибывают новые осужденные:

На свалке мужички утилизируют автомобили:

Подростки прыгают на веревке со старого разрушенного моста. В то же самое время, по соседнему мосту проходит товарняк

В аэроклубе планеристы пристыковывают консоль крыла к планеру — собираются в полет.

Мамочки с ребенком беззаботно купаются в Черном море.

Спелеологи нашли себе симпатичную пещерку.

Кого-то провожают в последний путь…

А тут — просто валят лес.

Есть на макете истории анимированные, движущиеся. Например, можно посмотреть на скачки на ипподроме. Чтобы запустить забег — нужно всего лишь нажать кнопку на боковой стенке макета.

Вот тут простой челябинский завод — просто работает.

Киностудия с макетом «Авроры» и тарелкой НЛО на крыше. Кстати, обратите внимание на розовое пятно на заднем плане — этот кусок макета еще не доделан.

На какой-то старой фабрике менты повязали «братков».

Выброшенный на берег буксир.

Завод по ремонту вертолетов. Миниатюрные ремонтники тянут куда-то фюзеляж «пластикартовского» Як-24 в масштабе 1:100.

А в самом цеху — две милевские «шестерки».

Воинская часть. Зацените, что называется, «масштаб трагедии»:

Благодаря «Гранд Макету» я узнал как разгружают вагоны с углем.

Вообще, сценки — это главное, что завораживает в Гранд-Макете, их можно разглядывать не то, что часами — сутками. Их тысячи там, и ты просто поражаешься с какой тщательностью и любовью они сделаны.

Узнаваемые места в миниатюре на «Гранд Макет Россия»

Также очень классно узнавать определенные места на макете — особенно такие, в которых сам был. Вот, например — железнодорожный вокзал в Тюмени. В свою студенческую юность я проезжал мимо этого вокзала четыре раза в год, так что — очень хорошо его помню.

А вот — Кижи. Я не был, но согласитесь — узнается сразу!

Как и Питер.

А вот где у нас так спокойно стоит Ту-144 — я не знаю. Напишите в комментариях, если вы в курсе!

Крайний Север. Посмотрите — как красиво!.

Резюмируя, могу сказать, что это просто офигительное место, где у любого, даже у самого непробиваемого и серьезного "мачо" глаза загораются как у семилетнего мальчишки. Про детей и говорить нечего — они в совершеннейшем восторге. Особенно, когда солнце плавно заходит за горизонт и над страной в миниатюре наступает ночь. Или когда наступает рассвет — с востока, как и положено, сначала начинает слегка светать, потом уже дальневосточные дороги и сопки заливаются утренним светом, а над центральной Россией еще ночь. Или когда включается какая-нибудь из многочисленных анимаций — на ипподроме начинаются скачки, рабочие начинают долбить горную породу отбойными молотками, отряд ОМОНа производит штурм здания с бандитами…

Обязательно побывайте там, это необыкновенное место! Я, пожалуй, при случае тоже загляну — очень интересно увидеть, что же там изменилось за это время!

Совладелец крупного промышленного предприятия в прошлом и основатель музея «Гранд Макет Россия» в настоящем Сергей Морозов - о том, что заставляет успешного предпринимателя оставить привычный бизнес и решиться на необычный проект.

Миниатюра нашей страны разместилась на 700 квадратных метрах в Санкт-Петербурге. А вот ее значение определяется уже совсем другим масштабом.

Каково это: придумать и вынести что-то новое на суд обывателя?

Много путешествуя, я обратил внимание на то, как за границей устроено стандартное времяпрепровождение для туристов. Их сажают в автобусы, куда-то везут, что-то показывают, дают время на прогулку и покупку сувениров. Турист не понимает, хорошо или плохо то, что ему показывают, насколько полезна его туристическая программа. Потом я подумал, что в Петербурге есть классические музеи, которые могут поспорить с любыми музеями мира. Но таких объектов, куда можно было бы спокойно отпустить группу и не волноваться, что у них обшарят карманы или продадут какую-то подделку, не так много. Я стал рассуждать: чего именно не хватает городу? И мне пришла в голову идея создать некое новое сооружение, показывающее собирательный образ России. Показать, как и чем живет страна, дать почувствовать ее дух, объем, масштаб. Мне хотелось сделать что-то яркое, положительное. Мой проект должен был нравиться всем: от мала до велика, независимо от образования и вероисповедания, мужчинам и женщинам, россиянам и иностранцам. Весь интерес был – в решении задачи: найти, что бы это могло быть.

И как появилась идея «Гранд Макета»?

Изначально это была идея макета ночного зимнего Санкт-Петербурга. Хотелось создать мощный центр притяжения туристов и своих граждан. Однако с макетом Петербурга не вышло. Во-первых, город больше ассоциируется с летом, с белыми ночами. Во-вторых, подвела жадность партнеров. Я вел переговоры по поводу помещения в центре города, и условия по аренде были поставлены невыполнимые. Стал думать дальше, и возникла идея, что надо пытаться показать всю страну. Сделать макет России. Найти партнеров, чтобы воплотить идею, я не рассчитывал. Любой нормальный человек перед входом в бизнес задал бы три вопроса: сколько это будет стоить, сколько вкладывать денег, и когда это окупится? На такие вопросы я ответа не знал, потому что никогда не просчитывал свой бизнес. Было такое слово раньше – «чуйка». На нее я и полагался.

По «Гранд Макету»: я не представлял, сколько будет стоить входной билет, я не понимал, во сколько мне обойдется проект, сколько людей будет работать. Но я чувствовал, что если поверю в идею, если начну работать, то будет фурор. И у меня развилась удивительная убежденность: в тот момент я знал, где будет гардероб, куда можно поставить чемодан, как найти туалет, кафе и так далее. Было ощущение, что я уже вижу будущую структуру. Закрывал глаза и видел огромный макет – дороги, машины, домики.

А откуда пришло это видение? Просто родилось в голове?

Просто родилось в голове. А дальше началась история, в которую мало кто верит, многие считают, что я просто списал идею с Гамбурга, с Miniatur Wunderland. На самом деле, когда я узнал, что в Гамбурге есть такой макет, – просто не поверил. Я до чего-то додумался своим скудным умишком, а оказывается, кто-то уже подобное сделал.

Итак, я понял, что мне нравится, а что нет. И начал заниматься своей идеей. У меня был очень хороший контакт с талантливым инженером, моделистом Максимом Станиславовичем Иванцовым, он до этого изготавливал модели кораблей. Я буквально за руку втащил его в работу над «Гранд Макетом»: он с первого дня стал его техническим директором. Я сам по образованию инженер-механик, по второму – искусствовед, то есть, в сумме, инженер-искусствовед. И мне было легче смотреть на проект с точки зрения искусства. Максим же закостенелый технарь, для которого между 3,76 см и 3,75 см – огромная разница. Мне трудно было добиться от него осознания, что мы создаем не копию чего-либо, а художественный образ, работаем как художники. Поэтому у нас достаточно много времени ушло на притирку друг к другу, но сейчас мы мыслим по макету одинаково.

Когда вы стали начали воплощать свои замыслы?

В 2009 году. Только начало вырисовываться что-то, и мы сразу приступили к работе. Но до чертежей конкретных моделей шли целый год.

Что вас заставило уйти из доходного бизнеса в идею?

Мне тогда было 45 – возраст, когда человек по-другому начинает воспринимать некоторые вещи. На первый план вышло то, на что раньше не обращалось внимания. Более того, с точки зрения бизнеса появилась уверенность, что сумасшедшая идея более мощная и перспективная.

Было ли в том образе, который вы себе представляли в 2009–2010 годах, что-то, что потом не состоялось?

Нет, все получилось. Все, что хотел, сделал.

Консультантов европейских приглашали?

Чашу горя надо было выпить до дна. И я ее выпил. Лучше всего макеты строит Германия. Там это национальное увлечение. Я написал письма кое-какие, нашел фирму, готовую разработать макеты, но за очень большие деньги. Этот поступок был моей ошибкой. Когда я слышал какие-то некорректные вещи в адрес русского бизнеса, создавалось такое ощущение, что люди вообще не понимают, что такое этика. Фирма, с которой я столкнулся, строила «макетики», но на большую задачу у нее не хватило мощности. Поэтому мы долго терпели, оплачивали им билеты, гостиницы, рестораны, пока не разобрались: макет они не построят. Через полгода работы поняли все немецкие ошибки и начали делать по-своему. Ошибки, к слову, были большие: приписки, двойные документы, все некомпетентно, неграмотно...

Вы запустили проект в кризисный 2009 год. Как удалось справиться?

Я был на корабле между Австралией и Новой Зеландией, когда начали приходить смс, поступать звонки… Здесь уже люди вовсю строили макет. Мои доходы стали уменьшаться, а расходы продолжали расти. Работа набирала обороты и требовала все больше ресурсов. В этот период на алтарь идеи было брошено многое: мне пришлось расстаться с частью своей коллекции скульптуры. С дорогой коллекцией во всех смыслах. Пришлось и в долг брать. Было тяжело, но плакаться не интересно. И у меня все получилось, но не оттого, что я такой крутой и сильный, а потому, что я так привык.

Многие предприниматели говорят, что основные решения они принимают на уровне каких-то ощущений, «чуйки», как вы говорите, но потом все равно включается механизм расчета.

Я не мог ничего просчитать – это было невозможно. Я не мог сказать, сколько людей понадобится. Но я мог сказать, что нужно сделать для того, чтобы проект понравился людям. Здесь за один раз невозможно увидеть все. Я знал, какие нужно поставить «капканы», чтобы человек захотел прийти еще раз.

Как вы запустили проект?

Сначала делали тестовый осмотр раз в неделю для тех, кому интересно это уникальное зрелище. А формально открыли «Гранд Макет» прошлым летом. Сейчас работаем каждый день, без выходных.

Было ли что-то, что пришлось доделывать после запуска?

Было, к сожалению. Глобальной проблемой оказался менталитет современного человека. У нас эра демократии, которую путают со вседозволенностью. Отдельные люди поняли, что можно делать все, что угодно, и тебе за это ничего не будет, а другие решили, что можно ничего не делать, – и за это тоже ничего не будет. Однажды я был шокирован: проезжая мимо Медного всадника, увидел на копытах коня мужчину с распростертыми руками, а по хвосту коня в свадебном платье карабкалась невеста. Они так фотографировались. Если бы это случилось лет 30–40 назад, я подумал бы, что с ними что-то случилось, что они заболели. Теперь это обычное поведение современных людей. В «Гранд Макете» посетители стали вести себя аналогично: пытались перелезть за заграждение, потрогать все, попробовать пальцем. Причем взрослые лезли больше, чем дети. Это для меня оказалось самым большим шоком, самым большим отрицательным эмоциональным моментом – я полгода находился в состоянии, которое бывает у боксера, который получил сильный удар. Я этого не ожидал.

Не может быть, чтобы этого не ожидали.

Мне такое не могло прийти в голову, я думал о другом. Я вложил столько труда, столько сил, и люди, которые придут, неужели они будут… Людей как подменили, – они оказались варварами. Я не говорю, что все так поступали, ни в коем случае. Многие вели себя прилично. Но есть часть людей, которые…

И еще меня очень сильно удивила нацеленность людей на скандал. За границей, например, охранник объекта всегда может проверить сумку посетителя. У нас же каждый человек при этом доказывает права, ссылается на суд в Гааге, только чтобы не выполнять элементарных правил посещения музея. Мы расписали эти правила, опубликовали в Интернете, на сайте «Гранд Макета». Все заранее сказано, но все равно есть нацеленность на скандал. Есть тот, кто выполняет любой инструктаж, а есть тот, кто идет конфликтовать. Более того, я слышал один раз фразу, которая стала для меня ужасом, когда мама говорила ребенку: «Что ты! Мы же за границей!». То есть там нельзя, а дома – можно. Вот это страшно.

Как вы решили проблему в музее?

Пришлось доделывать сигнализацию. Но все равно оставили макет открытым. Как только его закроешь, он станет мертвым архитектурным объектом. Да, тогда его можно будет обезопасить, но уйдет красота, уйдет изюминка, не будет доверия. И сейчас могу сказать, что наш комплекс охранных мер работает, поломки и утраты свелись к минимуму.

Макет начал зарабатывать?

Но планируете сделать проект экономически самостоятельным?

Колоссальная победа – это уже то, что он перестал «сжирать» деньги. Гораздо легче теперь работать. Сделать проект окупаемым хочу, несомненно. Но сейчас он стал как-то... Знаете, это уже моя война за свою страну. Можете так и написать.

Справка:

Сергей Морозов родился 8 октября 1962 года в Ленинграде в семье кандидата технических наук. С 16 лет работал в литейном цехе. Окончил ЛМЗ ВТУЗ по специальности инженер-механик. В 2003 году получил квалификацию искусствоведа в Российской Академии художеств. В настоящий момент развивает несколько направлений бизнеса: автомобильное, туристическое, антикварное и музейное. В 2012 году стал победителем районного этапа конкурса «Лучший предприниматель Санкт-Петербурга – 2012» в номинации «инновационная деятельность: НИОКР, новая продукция». Весной 2013 года стал победителем премии «Собака.ru ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» в номинации «Наука / Соцсфера».

ООО Производственно-образовательный центр «ГРАНД МАКЕТ» основан в 2011 году. «Гранд Макет Россия» – это современный двухэтажный музейный комплекс. Здесь представлен собирательный образ Российской Федерации, расположены лекционный зал, парковки для автомобилей, гардеробная зона, кафе, сервисный центр, мастерская, магазин. Это самый большой макет в России и второй по величине в мире. Научные разработки, например, способ движения автомобилей на макете или использование более 500 000 мощных светодиодов, применены впервые в мире.

Интервью Тимофей Кареба

Фото Юрий Цой

В июне 2012 года в Санкт-Петербурге открылся национальный шоу-музей «Гранд Макет Россия», созданный по инициативе и при непосредственном участии Сергея Борисовича Морозова.

Летом мне удалось посетить это удивительное место, и сегодня я хочу рассказать Вам об увиденном. Как не трудно догадаться, начну я с наиболее интересного для меня — кораблей! Кликабельно!

1. Сторожевой корабль «Неустрашимый» проекта 1154 и подводные лодки неизвестного проекта.

2. Пограничный сторожевой корабль «Ладога» проекта 745П, задержавший «Арктик Санрайз»: 3. Туристический теплоход проекта Q-056 (без одной палубы) выходит в Онежское озеро: 4. Где-то на Волге идёт посадка на туристический теплоход «Сергей Быстров» проекта Q-056: 5. Бабушки с мешками и корзинами умиляют — теплоход ведь не пассажирский, а туристический: 6. Пятимачтовый парусник «Star clippers» в Санкт-Петербурге: 7. Станция метро «Кропоткинская» в Москве: 8. Из столицы перенесёмся в Сибирь! Место падения Тунгусского метеорита: 9. Вездеход утонул в болоте, вагонетка упала, но добыча золота продолжается: 1 0. КрАЗ-лесовоз едет по таёжной дороге, рядом женщины собирают ягоды: 11. Олень убегает, испугавшись самосвала: 12. Буксир привёл плот, и теперь идёт погрузка леса на лесовоз: 13. Россия живёт дорогами! (РДЖ) Дополню — автомобильными, железными и водными: 14. Скорый поезд № 15 Екатеринбург-Москва, идущий из Владивостока, вызывает лёгкий шок: 15. Маневровый тепловоз ЧМЭ3 прибыл в депо, завершив свою работу: 16. Поворотный круг разворачивает тепловоз, а рядом устраняют последствия аварии: 17. В некоторых депо на макете ещё можно встретить паровозы: 18. Хотя в реальной жизни они уже ушли в историю: 19. Каждые 15 минут в зале наступает ночь, и макет сияет сотнями огоньков: 20. Вот автозак доставил двух новых заключённых в тюрьму: 21. А эта троица решила совершить побег, но на свободе их ждёт «сюрприз»: 22. В чувстве юмора создателям макета не откажешь: 23. Обращение к посетителям, стилизованное под митинг. Оригинальная просьба, правда? 24. А как Вам аисты, подкладывающие детей? 25. Какой замечательный хрюндель! :) 26. Так мы незаметно подошли к жизни русской деревни. Сбор урожая: 27. Сельская идиллия — воз с сеном, коровы и одинокий путешественник: 28. 29. 30. Деревни сделаны с большой любовью и вниманием к деталям: 31. А где-то в Ростовской области, рядом с российско-украинской границей… 32. Стоят в полной боевой готовности части российской армии. Ждут приказа? :) Обратите внимание на хранилище для поездов!

33. Помните, украинские СМИ писали о перекраске нашей боевой техники в цвета ООН? Это правда! Кстати, красят не только технику, но и бордюры — всё реалистично!

34. Авиабаза Украинка. Стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС идут на задание: 35. 36. Серпантин уходит в горы: 37. Плантация чая и виноградник — мы на Кавказе! 38. Вдоль пляжа в сторону Абхазии идёт эшелон с танками: Как Вам визуализация истории? Я этот эшелон полчаса по всему макету ловил! :)

39. На Кавказе всегда любили «Волги», и авторы макета это учли: 40. Сцена из кинофильма «Кавказская пленница»: 41. А это современная версия картины «Охотники на привале»: 42. В плавнях шорох — и легавая застыла чутко. Ай-да выстрел, только повезло опять не мне… На макете большое количество сцен, в мельчайших деталях отображающих события нашей жизни.

43. Вот пастух пасёт отару овец: 44. Вот тихая заводь небольшой речки в жаркий полдень: 45. А это не менее тихое и очень даже уютное кладбище:

Текст: Евгений Николаев | 2014-04-04 | Фото: Евгений Николаев | 20481

Россия – самая большая страна мира, почти в два раза превышающая по территории занимающую второе место Канаду. Протяжённость государства с запада на восток приближается к 10 тысячам, а с севера на юг – превышает 4 тысячи километров. Сформировать в своём сознании целостную картину страны с разбросанными по всей её территории неповторимыми природными уголками и культурными пространствами – практически невозможно, поэтому в повседневной жизни образ России для каждого из нас подменяется образом «малой Родины», дополненным отрывочными наблюдениями, сделанными в ходе путешествий или знаниями, полученными из книг. А это значит, что ту страну, в которой мы живём, и с которой связано наше будущее, мы знаем очень плохо. Сегодня мы расскажем об уникальном проекте, который во многом позволяет снять эти вопросы. Речь идёт о санкт-петербургском музее «Гранд Макет Россия», в котором образ нашей страны представлен в качестве миниатюрной собирательной модели. Тщательность проработки и внимание к деталям делают эту модель настоящим произведением инженерного искусства. Наш собеседник, Сергей Морозов, – автор этого проекта.

Вконтакте

Одноклассники

- Сергей Борисович, как появилась идея создать такой музей?

Это было одномоментное озарение. Но причины, которые подводили меня к этому, были разными. Одно время я много путешествовал по загранице и видел, как там организованы туристические объекты. Классическая схема: в составе организованной группы турист идёт за экскурсоводом, как ослик за морковкой, и делает то, что ему скажут: «Вот здесь надо фотографировать, здесь - кушать, здесь - смотреть». У нас же в Петербурге современная подача классических музеев отсутствовала. С точки зрения бизнеса, это было упущением, и я понимал, что на этом можно заработать.

С другой стороны, я с болью в сердце видел то, что произошло с развалом Союза. К СССР можно относиться по-разному, но факт, что в нём была масса положительных вещей и существовали основополагающие ценности, многие из которых мы, к сожалению, потеряли. Было ощущение, что ценности рушатся, людей больше ничто не объединяет, страну больше никто не чувствует. Из-за плохих дорог, плохого сервиса, отсутствия гостиниц и многих других причин мало кому приходит в голову проехаться по своей стране. Я сам многие европейские столицы знаю лучше, чем российские города. Мне казалось это неправильным, было желание раззадорить интерес ко всей России.

Наконец, у меня есть сын, который постоянно сидит за компьютером. Силой отбирать его было бы неверно, поэтому мне захотелось сделать что-то, что удивит его и заинтересует.

И так, через некий симбиоз разных факторов и родился этот проект. При этом я понимал, что поскольку не являюсь государственным деятелем и не владею крупной корпорацией, он должен быть как минимум самоокупаемым.

Задачу я ставил практически нерешаемую, чтобы музей был интересен всем: и трёхлетнему, и девяностолетнему, и мужчине, и женщине, и чиновнику, и спортсмену, и военнослужащему, и преподавателю, и иностранцу, и россиянину... Так у меня родилась идея, что макет должен стать произведением искусства, имеющим свой художественный смысл, захватывающим как игра или кинофильм.

- Подобные макеты где-нибудь ещё существуют?

Несколько. Самый большой по площади - гамбургский. Наш - второй, но при этом он находится в отдельном здании с прилегающей территорией. Также есть макет в Берлине, и по размеру он вполовину нашего.

- С чего началась реализация проекта?

Сильнее всего моделирование развито в Германии. Там каждый 10-й увлекается железнодорожными моделями, а это порядка 8-9 миллионов человек. Поэтому самые лучшие фирмы-производители моделей именно немецкие. Ставя первые задачи, мы смотрели, какие изделия есть у этих фирм, и из них выбирали те, которые можно использовать нам. Свои первые вещи изготавливали в мастерской. Внутри рисовались глобальные планы всей конструкции, хотя точный чертёж всего макета разработать было невозможно, как, наверное, художники не делают чертежей своих картин. Макет, который я видел у себя в голове, был динамичным: что-то обязательно должно было шевелиться, мигать - страну хотелось преподать как можно интересней.

- На что Вы делали акцент при разработке макета?

Бороться за умы взрослого поколения, как показывает мой личный опыт, практически бесполезно. Такие люди не делают выводов, не хотят меняться. Чтобы отстоять государство, нужно бороться за новое поколение, и оно с детства должно понимать, что наша страна - единое целое. Поэтому одной из задач было сделать так, чтобы макет не состоял из кусочков, а был одним целым. Эту связь мы обеспечили при помощи железной дороги. Т.е. у ребёнка появляется ощущение, что от Северо-Западного региона до Дальнего Востока проходит один поезд. И это очень хорошо фиксируется в его голове. Россия должна оставаться в памяти как огромная страна, единое целое, которое нельзя взять и разделить, а наши дети уже с детства должны начинать понимать её. Ведь разве можно любить и уважать то, чего даже не знаешь? Представляете, сегодняшние мальчишки идут служить, имея потенциальную готовность отдать свою жизнь, даже не понимая за что. Это неправильно.

В некоторых случаях мы пошли на утрирование и подчёркнутую простоту. Мне хотелось, чтобы независимо от образования и социального статуса любой родитель, посмотрев на макет, мог что-то рассказать и объяснить своему ребёнку: «Вот видишь, вертолёт осуществляет такелажные работы на высоте. А вот люди пошли за грибами. А здесь механик ремонтирует свою машину». В этом случае родитель может почувствовать себя нужным, а у ребёнка возникает уважение к родителю, потому что тот что-то знает. Здесь у нас вообще много вещей, на которых можно чему-то научиться, набраться жизненного опыта. При этом если ребёнок видит, насколько качественно сделана модель, то когда он станет, допустим, модельером или автомобилестроителем, то и свою работу он будет делать хорошо, потому что с детства видел хорошее и качественное. Я считаю, что наш макет может работать для них как образец того, что хорошо сделано.

В большей мере у нас представлены два города - Петербург, потому что макет находится именно в нём, и Москва, потому что это столица нашей Родины. Остальные города и регионы носят собирательный образ. В стране 2,5 тысячи городов и показать их все на макете было невозможно. Но если бы мы одни города сделали, а другие нет, то что бы это означало? Что там живут люди другого сорта? Поэтому хотелось с самого начала дать посыл: не ищите свой город или регион, искать надо другое. Я пытался передать дух России, так, как на сегодняшний день вижу его. Макет - это искусство, а искусство должно удивлять людей, должно им что-то нести. Макет - это сотни тысяч сценок из нашей повседневной жизни, часто сделанных с юмором. Вот «Москвичонок» чинят, перевернув его на бок, вот прорубь, в которой купаются, а вот гоголевский чёрт по кладбищу бегает. Мне кажется, что всё, что можно было придумать, в той или иной степени на макете отражено - все виды человеческой деятельности. Мне именно это и хотелось показать: как люди работают, учатся, женятся, трудятся, живут, отдыхают и даже умирают.

- То есть макет - это фактически набор микросюжетов, и всю его собирательность формировали лично Вы?

Я контролирую макет от первого и до последнего вздоха, ни кусочка не было сделано без моего ведома, хотя и у мастеров, конечно, есть некая степень свободы. Я заранее говорю, что должно оказаться на конкретном куске макета - какое здание, какие люди, какое действие. То есть как режиссёр задаю то, что хочу увидеть. А вот сколько необходимо фигурок людей, мы с макетчиком определяем уже совместно. Чтобы получить то, что меня удовлетворит, уже проделанную работу в половине случаев приходится переделывать. Моя задача как руководителя - видеть огрехи. Все говорят: «Морозов цепляется, только плохое видит». Но я и хорошее замечаю, просто мне важно увидеть именно плохое, чтобы устранить его.

- Как Вы подбирали команду для реализации своего замысла?

Изначально у меня на примете был очень хороший моделист-макетчик - прекрасный человек с высшим техническим образованием и золотыми руками. В своё время он изготовил для меня великолепную коллекцию из 20 макетов кораблей. Он и стал моим первым сотрудником. Потом у нас появился второй работник - радиоэлектронщик. Как и положено учёному, он немножко не от мира сего в житейских вопросах, но микросхемы заложены у него в голове. Им я и поставил первые задачи. Надо сказать, до этого я вообще не имел никакого опыта макетостроения и точно не понимал, как и что надо делать. Только интуитивно видел, что должно получиться.

Постепенно начали привлекать новых сотрудников. Моей ошибкой было то, что я считал, что надо набрать тех, кто разбирается в железнодорожном моделировании. Думал, что они всё сделают и с ними будет легче разговаривать. Потребовалось полгода, чтобы понять, что единственный способ построить макет - это разогнать их всех. Как только я это сделал, дело пошло. Для объяснения этого момента приведу другой пример. Когда СССР рухнул, и стали появляться первые частные рестораны, в них не брали людей из системы советского общепита, потому что опыт, которым они обладали, был неправильным.

Макетчиков не готовит ни одна организация. Конечно, в архитектурных институтах макетирование изучается, но специфика там другая. Поэтому мы просто стали искать талантливых людей. И они к нам приходили из совершенно разных областей. Брали и тех, кто не имел опыта работы - молодых ребят и девчонок, закончивших художественные ремесленные училища. Учили их сами, больше интуитивно. Этим занимались я и технический директор - Иванцов Максим Станиславович. А электронщиками занимался наш изобретатель - Арапов Владимир Валентинович.

Когда стали закрываться казино, оттуда высвободилось много инженеров, электронщиков, механиков, которые раньше занимались ремонтом и обслуживанием игровых автоматов. Некоторые из них пришли к нам. Текучка сначала была, конечно, достаточно большая, но сейчас она сведена к минимуму. Электронщики в основном сидят очень плотно, хотя макетчики, бывает, долго не задерживаются.

- Почему?

Всё очень просто. У нас в стране почти никто не хочет работать, ходить на работу изо дня в день, делать что-то системное. Нужны приключения и проблемы. Я три раза был в Японии и в моём представлении эта страна - последний оплот порядка на планете. Дворник, который отвечает за чистоту - больше, чем дворник. Он не метлой машет, а обеспечивает порядок на вверенном ему участке вселенной, и не может себе позволить делать это плохо, стыдно перед самим собой будет. Смотришь ему в глаза и понимаешь, как это для него важно. И он это с таким же значением делает, с каким главный японец будет документ о передаче Курильских островов подписывать. Мне с детства рассказывают про какое-то японское чудо. А ведь нет его - просто там все вкалывают. Японцы готовы каждый день делать одну и ту же работу. А у нас этого нет. Зато есть второстепенная, неинтересная, так себе работа.

Кроме того, наши люди отучены от ответственности. В советские времена была даже уголовная статья за технические нарушения - они прямо назывались хозяйственными преступлениями. Мы очень расстраиваемся, когда слышим, что у нас ракета не взлетела, самолёт упал, дом рухнул… И во многих случаях причина - человеческий фактор. У меня, например, начальник котельной запорол котёл - тот взорвался. Я ему замечание делаю, а он встаёт, хлопает дверью и уходит. То есть чувство ответственности размыто, оно почти отсутствует. Можно перелезть через забор, кому-то нахамить, не уступить дорогу - нет ответственности за своё поведение, за самого себя, за ту работу, которую ты делаешь. Не стыдно сделать брак.

- За счёт чего осуществлялось финансирование проекта?

Проект полностью коммерческий. Средств, привлечённых со стороны, не было совсем. Источником инвестиций послужили мои небольшие бизнесы - туристическая компания и антикварный магазин. В результате они были обескровлены, полностью выжаты. Только сейчас снова начинаю уделять им внимание. Но все они работают, ничего не похоронили, всё удалось удержать. А проект с музеем, несмотря на то, что он изначально был побочным, сейчас становится основным.

- Глядя на макет, создаётся впечатление его удивительной жизненности. Каким образом этого удалось достичь?

Как ни странно, но основная причина в том, что он не огорожен стеклом. Мне многие советуют сделать это, потому что посетители постоянно что-то ломают. Но если этого я не сделал раньше, то, поверьте, неспроста. Как только мы поставим оргстекло, макет станет архитектурным, потеряет свою жизненность.

Вторая причина - то, как по макету движутся машинки. Мы сами разработали систему передвижения, какой нет ни у кого в мире. Немцы, когда её увидели, были в восторге.

Вы говорите, что посетители часто ломают элементы макета. А положительные моменты от общения с ними остаются?

Для меня во всём проекте самым сложным и неожиданным явилось состояние людей, посещающих музей. Хороший, воспитанный человек не оставляет следа своего пребывания. Таких людей достаточно много, но зато другая категория людей… Как Вы думаете, какой самый расходуемый материал у девушек-смотрителей и администраторов? Валерьянка. Их доводят до истерик, когда здоровенные мужики, пришедшие с детьми и жёнами, трёхэтажным матом обкладывают смотрителей за элементарную просьбу сдать рюкзак в камеру хранения! Причём тут же идут утверждения, что «Вы нарушаете права человека и хотите у меня что-то украсть из рюкзака». Степень озлобленности людей крайне высока. Нежелание выполнить элементарные правила, не носящие никакого оскорбительного характера, поражает.

Именно в таком ключе сегодня воспитаны люди. Я шокирован, видя те вещи, которые происходят в Петербурге. Для меня чудовищно, что люди забираются в фонтаны и на скульптуры, чтобы сфотографироваться. В Летнем саду, когда я был ребёнком, у газонов было двадцатисантиметровое ограждение, но для меня это была линия, соразмерная с линией, отделяющей минное поле; я понимал, что туда просто нельзя. Теперь к ограждениям публика относится так: если его можно преодолеть, то это и не ограждение вовсе.

И у нас в музее многие ведут себя точно так же. Мы были вынуждены установить сигнализацию, которая непрерывно рычит, но не помогает даже она. Везде расставлены таблички, но люди их не читают и упорно лезут портить макет. Причём нельзя сказать, что из каких-то городов люди приезжают более дикие, невоспитанные. Весь срез общества сегодня становится таким - одинаково нежелающим думать, одинаково желающим потреблять, одинаково воспринимающим демократию как вседозволенность. С повышенным, обострённым чувством собственного «я», у которого желания превалируют над любыми общественными нормами.

Но, конечно, есть и положительные моменты. Важным критерием оценки для меня является книга отзывов. Её нам хватает дней на 10. Когда я читаю отзывы, у меня часто на глаза наворачиваются слёзы. «Наконец-то появился смысл жить в этой стране», «Вот теперь можно и умереть счастливо», «Хоть что-то в нашей стране сделали нормально» и тому подобное. Таких отзывов очень много, и они адресованы всему коллективу. Это высочайшая оценка тому, что мы сделали.

- Сколько времени заняла реализации проекта?

Порядка пяти лет.

- Получается, в течение пяти лет Вы были полностью погружены в эту задачу?

7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Бывало, от переутомления уже не мог заснуть. Если куда и выезжал, то только по делам. Я жил и продолжаю жить проектом ежедневно, ежечасно, и уже достаточно устал. Поэтому у меня есть такое желание - когда почувствую, что я достиг какого-то предельного момента, то, наконец, возьму отпуск. Но при всём при этом это мои счастливейшие годы, когда каждый день жизнь ставит перед тобой какую-то задачу, и ты пытаешься её решить.

- Можете рассказать про какие-то инженерные решения, реализованные в Вашем макете, которыми Вы гордитесь?

Впервые в макетном мире мы применили светодиодное освещение для системы день/ночь. Изначально была идея сделать так, чтобы свет гас очень плавно. Жутко дорого, но такое освещение мы сделали, установив полмиллиона светодиодов на потолке и триста тысяч на макетном поле.

Второе - у нас применены револьверные обменники для поездов. Т.е. один состав заезжает, проворачивается, а другой выезжает. На немецких макетах таких штук нет. А ещё у нас летающая тарелка в воздухе на системе электромагнитов висит - крутится, светится, мигает лампочками. Электроэнергию она получает с помощью электромагнитной индукции дистанционно. Казалось бы, примитивная вещь, но на самом деле там применены достаточно серьёзные технические решения.

Но основное наше достижение, и о нём я уже упоминал, - это smart-система движения автомобилей. Допустим, как движутся машинки на макете в Гамбурге? Ездят они по заранее заложенной программе. Останавливаются только в строго отведённых местах - там, где стоят стоп-магниты. Для поворотов используются специальные стрелки-переключатели. Для зарядки аккумуляторов в кабины вставлены усики. Когда батарея садится, машинка заезжает под макет и останавливается в определённом месте. Контакт при зарядке искрит, и это пожароопасно.

А мы с самого начала сделали бесконтактную зарядку, применив электромагнитную индукцию. Подъезжает, допустим, автобус на остановку и пока стоит там - заряжается. А потом и вовсе от аккумуляторов отказались. Т.е. мы разработали систему, в которой машинка получает питание с помощью электромагнитной индукции из-под макета. В принципе, она может ездить по макету вечно, ей даже не надо уезжать ни на какую зарядку - она всегда на виду. При этом у неё есть инфракрасное управление, то есть она едет и всё время подаёт сигнал и чувствует сигналы других машин. В случае сближения машины могут замедляться или вовсе останавливаться - в совершенно любом месте. И если немецкие машинки ездят с одной скоростью, то у наших их 7 или 9. Вот это и есть наше колоссальное ноу-хау.

Наши машинки чем-то сродни рыбкам в аквариуме - за пределы аквариума они выйти не могут, но в аквариуме ведут себя самостоятельно. Стрелки на макете переключаются хаотично, а значит, движение машинок не повторяется. То есть никогда не получится так, чтобы в определённом месте машинки два раза проехали бы с абсолютно одинаковой скоростью, в определённое время, с определённым чередованием. При движении они даже включают поворотники, фары и стоп-сигналы. Бывает, сталкиваются, но аварии у нас крайне редки.

Кстати, стрелки-переключатели у нас гораздо меньшего размера, чем у немцев, потребляют в 20 раз меньше энергии и дешевле в производстве. Поэтому когда я даю интервью, то часто шучу, что мы занимаемся исконно русским делом - подковываем зарубежных блох.

Когда нашу систему увидел владелец одной из немецких компаний, он схватился за голову и произнёс: «Я не верю своим глазам, такого не бывает!» А вот мы сделали. Больше нигде в мире такого нет, это я могу сказать со всей ответственностью.

Бизнесмен из Санкт-Петербурга построил целую страну. Макет России площадью 800 кв. м. В нем есть города с улицами и домами, озера, леса, горы, автотрассы с движущимися машинами и железные дороги с поездами. День сменяется ночью. Макет почти ничем не отличается от оригинала.

С вами снова Вероника veronikanews из сообщества strana_mechta . Для доброго утра и отличного настроения покажу вам видео-интервью с Сергеем Борисовичем Морозовым - автором и создателем уникального макета, аналогов которому нет в мире.



Создать объект, который мог бы привлечь к себе множество туристов, бизнесмен решил после своих путешествий по миру. Изначально планировалось показать лишь вид Санкт-Петербурга. Но предприниматель решил, что одним Санкт-Петербургом ограничиваться не стоит и лучше показать всю страну и днем, и ночью, и утром.


На площади в 800 кв. м разместилась вся Россия от Владивостока до Калининграда. Это сочинские пляжи и деревенская ферма, корабельный док в Калининграде и отель в Нижнем Новгороде. Работают над миниатюрной страной около 100 человек — художники, дизайнеры и специалисты по электронике. Многие воссоздавали те места, откуда они родом. Спутниковыми снимками создатели макета не пользовались. «Это в большей степени проект художественный. Собирательный образ», — объясняет Сергей Морозов.


На макете Солнце встает на востоке — садится на западе, в Калининграде. За 10 минут небо над страной трижды меняет цвет: от дневного белого к красноватому закатно-рассветному и к темно-синему ночному. Достичь такого эффекта помогли 500 тыс. светодиодов и лампочек. В ночное время на земле включается городское уличное освещение, огни автомобилей, свет в окнах домов и подсветка рекламных вывесок.

За съемки и монтаж благодарим Сергея yegres.ru.

Читайте истории о сбывшихся мечтах и публикуйте свои в нашем сообществе