31 января 2014 года - дата выхода в свет интереснейшего Учебно-методического пособия и, одновременно, альбома одноименной выставки ". Искусство рисунка и акварели ".

Представленные в книге ученические работы являются ярким свидетельством мощи русской художественной школы. Школы, где владение академическим рисунком стоит до сих пор на практически недосягаемой высоте. Свободно владеющие языком графики, выпускники

Предисловие к изданию.

"Россия – единственная страна, где существует академическая школа рисунка. В Западной Европе, на родине академий, она давно разрушена. Иногда возникает вопрос о целесообразности дальнейшего сохранения академической традиции изобразительного искусства. Интересно, что никто не ставит подобные вопросы о школах классического балета или музыкального исполнительства.

В обществе, где главными целями жизни человека объявлены нажива и потребление, нет места культуре, и она неизбежно становится маргинальным явлением, уступая место сфере развлечений. Но «ничто не вечно под луной», не вечно и общество потребления.

Академическая школа изобразительного искусства часто описывается как традиция салонного стиля, скучной рутины, шаблонных приемов. В этом есть большая доля правды. Но глубинные, живые корни академической традиции – в великих, непревзойденных культурах античности и Возрождения. Леонардо да Винчи писал: «Разве ты не знаешь, что наша душа состоит из гармонии, а гармония зарождается только в те мгновения, когда пропорциональность объектов становится видимой или слышимой?» Это высказывание крупнейшего теоретика классической школы изобразительного искусства в античном, пифагорейском духе объясняет одну из стержневых задач академической традиции: создание гармоничного художественного образа. В старину красота почиталась сокровенной истиной, и художник занимался не «самовыражением», как это принято сегодня, но постижением сокровенной истины.

Красота и гармония (по-русски лад) являются ключевыми словами для определения сущности задач академической школы, что нетрудно заметить, читая изданные в XVIII–XIX вв. пособия для художников.
За столетия своего существования академическая школа наработала уникальную по эффективности методику обучения, основанную прежде всего на «осознанном рисовании», которое противопоставляется «наглядному», то есть неосмысленному копированию натуры. Недаром любимая поговорка академистов – «надо рисовать головою, а не руками». Поэтому совершенно несправедлива критика в адрес академической школы как института, который тиражирует «живые фотоаппараты», надобность в которых давно отпала, поскольку изобретена фотография.

Многие академические методы преподавания берут свое начало в системе обучения, практиковавшейся во времена Ренессанса – периода, когда искусство рисунка достигло высочайшего уровня за всю историю человечества. (К сожалению, до нас не дошла графика древнегреческих художников, которая, я убеждена, была не менее удивительна, о чем можно судить по древнегреческой скульптуре и вазописи). Академические методы осмысления формы аналогичны тем, что применялись лучшими рисовальщиками в мировой истории, такими как, например, Ганс Гольбейн Младший (см. его «Наброски голов и рук»).

Европейские академии художеств никогда не были изолированными «оранжереями» для выращивания профессиональных художников. Высокий уровень академического образования в XVIII и особенно в XIX в. обеспечивали многочисленные художественные школы, училища, клубы для профессионалов и любителей, а также производители и поставщики большого ассортимента художественных материалов; авторы, переводчики и издатели разнообразных пособий по рисунку и живописи.
Русская академическая художественная школа была национальной ветвью общеевропейской системы обучения изящным искусствам. В России использовались методические наработки ведущих учебных заведений Западной Европы. В российских магазинах продавались произведенные за рубежом наглядные пособия, переведенные на русский язык лучшие западноевропейские учебники для художников. Русские педагоги разработали ряд прекрасных учебно-методических пособий. Это прежде всего признанный классическим «Курс рисования» А. П. Сапожникова (впервые опубликован в 1834 г.).

Несмотря на то что в советский и постсоветский периоды академическая школа рисунка в России была в целом сохранена, многие ценные элементы метода и системы преподавания дореволюционной художественной школы оказались незаслуженно забытыми. Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки ставит одной из своих главных задач возрождение классической школы рисунка на самом
высоком уровне."

О выставке.

Открытие выставки «Императорская Академия художеств . Искусство рисунка и акварели » в Академии акварели и изящных искусств не случайно – именно в стенах этого учебного заведения практикуется академическая система обучения. «Без принципов высокого мастерства, реализма и духовности не может быть настоящего великого искусства» - утверждает Народный художник России, ректор Академии Сергей Николаевич Андрияка.

Выставка включает семьдесят учебных рисунков и акварелей XIX в. и состоит из нескольких разделов. Это так называемые головной, фигурный, натурный, манекенный, архитектурный и акварельный классы.

Главная задача экспозиции выставки – привлечь внимание профессионального зрителя и всех тех, кто любит и занимается изобразительным искусством к системе и методике академического художественного образования прошлого. Знакомясь с работами учеников Императорской Академии художеств , можно увидеть с чего начинался будущий художник, какие ступени обучения он проходил, приведшие его к вершине мастерства.

Почетный экспонент выставки – Петербургская Академия художеств. С момента основания Императорская Академия художеств завоевала большой авторитет не только в России, но и за рубежом, благодаря творческой активности ее профессоров и воспитанников. За сравнительно короткий срок учебное заведение взрастило плеяду творцов, которые подняли отечественное искусство на уровень мировых достижений. Академия художеств была и остается методическим центром всех художественных учебных заведений России, и именно на примере системы и метода преподавания в Академии можно попытаться восстановить классическую школу рисунка. Методика преподавания строилась на последовательном выполнении усложнявшихся упражнений и заданий, где в результате воспитанники Академии должны были в совершенстве овладеть искусством рисунка. Рисунок в системе художественного образования рассматривался как основа основ.

Экспозицию выставки открывает «Головной» рисовальный класс, в котором учеников ожидал класс гипсов, где моделями служили «антики» – античные образцы (гипсовые слепки), точно воспроизводившие знаменитые античные скульптуры.

Восхищает мастерство и профессионализм, с которым выполнена учебная работа Голова Геракла (1849) Гедике Роберта Андреевича. В Императорской Академии художеств его главным наставником был профессор архитектуры Александр Павлович Брюллов, старший брат художника К. П. Брюллова. Роберт Андреевич работал и в мастерской своего учителя Константина Андреевича Тона по постройке храма Христа Спасителя в Москве, а затем старшим архитектором в Санкт-Петербурге. На этом посту Гедике совместно с профессором Академии А. И. Кракау создал одну из известных своих построек - Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Второй класс – «Фигурный», так же являлся обязательным для всех воспитанников Академии. Здесь учили изображать фигуры в различных поворотах и движениях, размещать их в пространстве, улавливать и передавать их характер. Особой замысловатостью и крепкой композиционной слаженностью интересна двойная постановка Эрот и Психея (1858) Павла Александровича Брюллова.

Павел Александрович, сын профессора архитектуры Императорской Академии художеств А. П. Брюллова, племянник знаменитого живописца К. П. Брюллова, вошел в русское искусство XIX в. как пейзажист, архитектор, академик, член Совета Императорской Академии художеств и член Правления Товарищества передвижных художественных выставок. Художник-передвижник
Я. Д. Минченков, автор книги «Воспоминания о передвижниках» писал о даровитой и многогранной личности П. А. Брюллова: «Художники говорили о Брюллове, что он хороший математик, окончил университет и слушал лекции по математике в Англии. Математики уверяли, что он музыкант, кончивший консерваторию, а музыканты возвращали его снова в лоно художников».

Важным шагом в пути освоения академической системы был высший рисовальный класс – «Натурный», в котором ученикам позировали натурщики. Сторонник строгого академического рисунка К. П. Брюллов, обучая своих учеников рисованию с натуры, говорил: «Рисуйте антику в античной галерее, это так же необходимо в искусстве, как соль в пище. В натурном же классе старайтесь передавать живое тело: оно так прекрасно, что только умейте постичь его, да и не вам еще поправлять его; здесь изучайте натуру, которая у вас перед глазами, и старайтесь понять и почувствовать все ее оттенки и особенности».
«Натурный» класс представлен рядом работ учеников, ставших впоследствии знаменитыми художниками, архитекторами, педагогами: Маковский К. Е. Два натурщика (пер. пол. 1850-х); Померанцев К. П. Натурщик лежачий; Чистяков П. П. Натурщик (1853).

Константин Егорович Маковский в свое время был активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой И. Н. Крамским. Покинув стены Академии, Маковский примкнул к участникам «бунта четырнадцати». Произведения художника, созданные в 1860-х гг., отличались жанровой окрашенностью. Особенной известностью пользовалась его картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869).

Константин Петрович Померанцев учился в Академии художеств вместе с И. Н. Крамским и К. Е. Маковским. В 80-х гг. XIX в. художник переезжает в Нижний Новгород, где ведет преподавательскую деятельность в Мариинском институте благородных девиц, участвует в выставках и принимает активное участие в организации Нижегородского художественного и исторического музея.

В ряду талантливых учеников Академии имя Павла Петровича Чистякова – крупнейшего деятеля искусства втор. пол. XIX в., выдающегося педагога стоит отдельно. Педагогическое кредо мастера можно сформулировать его словами: «Техника – это язык художника; развивайте ее неустанно, до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту». Говорили, что у Павла Петровича было безошибочное чутье на личность и масштаб способностей ученика. Ярким доказательством тому может служить целая плеяда русских мастеров, вышедшая из его мастерской: В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, В. А. Серов.

С приходом в Императорскую Академию художеств в апреле 1817 г. Алексея Николаевича Оленина, который стал ее президентом, открывается «Манекенный» класс. Это был специальный класс, в котором ученики изучали драпировки и костюмы. Для всех воспитанников Академии выполнение рисунков с манекенов, одетых в римские и греческие костюмы было обязательным. Правильность рисунка, отличная лепка формы, искусная укладка драпировки – характерные черты, отличающие многие работы учеников, представленных на выставке.

Завершает экспозицию «Архитектурный» класс. Этот раздел выставки касается скорее методики обучения будущих архитекторов, нежели живописцев, скульпторов или граверов. Как известно, в Императорской Академии художеств существовала традиция посылать своих самых лучших выпускников за границу (преимущественно в Италию и Францию). Выпускникам назначался пенсион (содержание), отчего они и получили название – пенсионеры. Это были выпускники, окончившие курс в Императорской Академии с Большой золотой медалью. За границей они знакомились не только с культурой, но и делали архитектурные зарисовки, копии, обмеры, писали руины античного Рима, расчищенные развалины Помпей или византийские храмы Италии.

В архитектурной графике Бенуа Николая Леонтьевича (Внутренний вид церкви Санта Марии делла Кверча в Витербо), Горностаева Алексея Максимовича (Вид развалин дома в Помпеях) и других учеников ставших в будущем известными архитекторами демонстрируются хороший вкус, профессионализм, их листы наполнены знанием пропорций, масштаба, чувством колорита.
Н. Л. Бенуа работал в Москве помощником архитектора Константина Андреевича Тона, получив в мае 1840 г. награду в тысячу рублей ассигнациями «за труды по постройке храма во имя Христа Спасителя». Начиная с 1850-х гг. Бенуа занимал должность главного архитектора Петергофа.

А. М. Горностаев, ученик Доменико Жилярди, был блестящим архитектором, художником, педагогом. За время преподавания в Императорской Академии художеств он воспитал таких известных архитекторов, как И. П. Ропет, В. А. Гартман, И. С. Богомолов. А. М. Горностаев вошел в историю искусства, как архитектор, возродивший национальный русский стиль. Помимо работы в Санкт-Петербурге, Троице-Сергиевой пустыни, Старой Ладоге, на Валааме Алексей Максимович проектировал Успенский собор в Хельсинки (1868), построенный уже после смерти автора и названный памятником эпохи российского правления в Финляндии.

Представленные ученические работы являются ярким свидетельством мощи русской художественной школы. Школы, где владение академическим рисунком стоит до сих пор на практически недосягаемой высоте. Свободно владеющие языком графики, выпускники Императорской Академии художеств становились прекрасными художниками, способными выполнять творческие работы самого высокого уровня.

Приобрести пособие Вы сможете в Художественном салоне

Публикации раздела Архитектура

Академия художеств: ретроспективный взгляд

В 1757 году решением Сената в России была учреждена Академия художеств. Больше века она оставалась единственным в стране высшим учебным заведением, где обучали изобразительным искусствам.

Императорская Академия художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина), Санкт-Петербург

В начале пути

Идею о том, что России следовало бы обзавестись собственной «кузницей кадров» в области изящных искусств, не раз высказывал еще Петр I . И даже успел за год до смерти подписать указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Исполнение завета государя-реформатора привело к появлению в составе новоучрежденной Академии наук специального художественного отделения. Однако структура получилась не очень жизнеспособной: ученые мужи постоянно конфликтовали со служителями муз и, говоря откровенно, оных затирали. Попытки организационно разделить две эти сферы долго не удавались, пока за дело не взялся меценат и просветитель Иван Шувалов. По совету Ломоносова именно он, имея влияние на императрицу Елизавету Петровну, добился учреждения «особой трех знатнейших художеств академии». Под «знатнейшими» подразумевались живопись, ваяние и зодчество.

Илларион Мошков. Вид Императорской Академии художеств. Ок. 1800

Императорская Академия художеств, Санкт-Петербург. Дореволюционная открытка

Илларион Мошков. Вид Императорской Академии художеств от обхваты. 1799-1802

Хотя академия первое время формально причислялась к Московскому университету , в действительности это был сугубо петербургский сюжет. За отсутствием казенных помещений занятия проходили прямо у Шувалова дома, в особняке на Садовой улице. Даже заграничных преподавателей он поначалу приглашал на собственные деньги. С восшествием на трон Екатерины II сей «образовательный проект» обрел второе дыхание. В 1764 году царица своим указом даровала заведению «Привилегию», наделив его императорским статусом. Тогда же на Васильевском острове началось строительство величественного здания в духе классицизма по проекту Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота и Александра Кокоринова. Академия художеств вступила в пору своего процветания.

Свое и заграничное

С момента возникновения эта школа целиком и полностью была ориентирована на европейскую модель обучения. Прототипов хватало: знаменитые академии искусств уже довольно давно существовали в Париже, Риме, Болонье, Флоренции... Россия со своим почином не слишком отставала. Например, Королевская Академия художеств в Лондоне была основана на одиннадцать лет позднее. Хотя дело тут, разумеется, не в том, кто кого обогнал с официальными институциями. Гораздо важнее, что в Петербурге в середине XVIII столетия заработал механизм, позволивший отечественным живописцам, скульпторам, архитекторам (а также граверам и медальерам) попадать в одну систему координат с иностранными творцами, которые прежде казались недосягаемыми кумирами.

Илья Репин. Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану). 1880-1891. Государственный Русский музей

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Государственная Третьяковская галерея

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1884-1887. Государственная Третьяковская галерея

Однако и национальные приоритеты были незамедлительно обозначены. Буквально на церемонии открытия академии поэт Александр Сумароков возвестил: «Первая должность упражняющихся в сих хитростях есть изображение истории своего отечества и великих в оном людей» . Этому наставлению академические воспитанники следовали десятки лет. В картинах, представляемых к выпускным экзаменам, античные или библейские сюжеты непременно чередовались с эпизодами из русской истории.

Чему и как учили

Именно исторический жанр считался здесь главным, вершинным в иерархии. Чтобы заслужить право на создание такого рода произведений, следовало пройти долгий путь. Уже в пять-шесть лет детей принимали в Воспитательное училище при академии, где им прививались навыки рисования орнаментов и копирования по образцам. Пройдя два низших разряда обучения, воспитанники становились студентами и начинали приобретать специализацию по классам. Все без исключения проходили через рисование гипсовых голов и фигур, постепенно приближаясь к изображению живых моделей с натуры. Кстати, преподавали здесь и общеобразовательные предметы, и языки. Максимальная продолжительность учебного курса составляла около пятнадцати лет. Выпускники обязаны были доказать свою профессиональную состоятельность выполнением «программы» - собственного опуса на заданную тему.

Копирование в залах Музея Императорской Академии художеств. 1900е. Фотография: museum.ru

Натурный класс в Академии художеств, мастерская профессора Владимира Маковского. 1913 год. Фотография: art-spb.info

Императорская Академия Художеств, батальный класс профессора Николая Самокиша. 1915 год. Фотография: maslovka.org

Однако и после этого их связь с альма-матер не обрывалась. Академия бралась обеспечивать своим питомцам карьерное продвижение и нередко снабжала их государственными заказами. А лучшие из лучших - обладатели золотой медали первого или второго достоинства - направлялись в так называемые пенсионерские поездки за границу. Как правило, в Италию или Францию. Академия оплачивала пребывание медалистов в Европе на протяжении внушительного срока: в XVIII веке речь шла о трех годах стажировки, а позднее - уже о шести. Традиция эта не обходилась, конечно, без эксцессов. Порой художники-пенсионеры «забывали» возвращаться на родину в срок. Вспомнить хотя бы Карла Брюллова , который провел в Италии двенадцать лет и прибыл обратно в Петербург лишь после личного повеления государя Николая Павловича . Зато прибыл не с пустыми руками. Пенсионерская практика весьма способствовала творческому росту художников и укрепляла славу русского искусства за рубежом.

Кризис, ликвидация, возрождение

Разумеется, даже золотой век Императорской Академии художеств не был совсем уж идиллическим, но долгое время царившие там методы и порядки никем не ставились под сомнение. Гром грянул 9 ноября 1863 года, когда группа живописцев-дипломников отказалась писать свои выпускные картины на заданную тему из скандинавской мифологии. Этот «бунт 14-ти» против догм академизма ярко обозначил кризис художественного образования, который, к слову, назрел не только в России. Демарш будущих передвижников не привел, конечно, к моментальным реформам, но все же медленные тектонические сдвиги начали происходить. Гениальный преподаватель Павел Чистяков аккуратно, но твердо перестроил обучение рисунку и живописи, в результате чего из стен академии вышли столь разные, но чрезвычайно значимые фигуры -

6 (17) ноября 1757 г. в Петербурге, указом Сената была основана Академия художеств - высшее учреждение в области пластических искусств.

НЕ ТОКМО ПОЛЬЗОЙ, НО И СЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА

Представление в Сенат И.И. Шувалова Об учреждении Академии художеств от 6 ноября 1757 года

«Науки и художества, без сомнения, почитаются не токмо пользой, но и славой государства. Е. и. в. государь Петр Великий между важнейшими своими предприятиями два дела почитать изволил, чему свидетельствует его собственное к ученым и художникам снисхождение, выписанные великими иждивениями славные сего века люди и многие дорогие инструменты, установление Академии наук и художеств, посланные в чужие ученые места люди. Итак, видно, что сей государь великое желание и старание прилагал к распространению в России наук и художеств, но как предел, предписанный человеческой жизни, не допустил видеть зрелые плоды, им насажденные, то сколь обязаны все споспешествованию исполнению дел великого государя и отца истинного отечества...

Но как науки не могут быть без художества, будучи столь между собой связаны, столь и польза и слава от их быть может. Мы здесь художеств почти не имеем, ибо нет почти ни одного национального искусного художника. Причина та, что молодые обучающиеся люди приступают к сему учению, не имев никакого начала как в иностранных языках, так и в основании некоторых наук, необходимых к художествам, и так, теряя одно время, только одной практикой делают то, что выучат, не могут ничего приобрести сами или совершенным сделать, не имея ничего того, чтобы могло способствовать к их врожденному дарованию.

Многие, на большом иждивении содержащиеся здесь искусные художники, не токмо кого выучили, но ни порядочного начала не дали, извиняясь сами на неспособность учащихся.

Теперь в Московском университете находясь, много молодых людей, иных склонности более к художествам нежели к наукам, может некоторая часть уволена быть для сего учения, уча притом языки и другие нужные к тому знания. Если Правительствующий сенат сие представление заблагорассудит пожаловать на то в год 6 тысяч рублей, то можно здесь, в Петербурге, Академию художеств завести, которая, можно себя льстить, успехи окажет и будет тем ответствовать Правительствующего сената попечению и благоволению».

ЗДАНИЕ АКАДЕМИИ

Екатерина II, придав Академии статус Императорской, посчитала, что учреждению необходимо одно большое новое здание взамен трех старых, не приспособленных для учебных целей. Еще в 1758 году из Парижа архитектором Блонделем был прислан соответствующий проект, но он не учитывал местных условий и был отвергнут.

Проект собственного здания Академии художеств в 1763 году составил профессор архитектуры петербургской Академии Ж.Б. Валлет-Деламот. В начале следующего года Екатериной II проект был утвержден, после чего появилось распоряжение о выделении на строительство 160 000 рублей в течение четырех лет. Говорят, что одно из условий проекта установила сама Екатерина II. Она приказала построить здание так, чтобы внутри был круглый двор «для того, чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились».

18 марта была учреждена «Экспедиция строения академического здания». Ее возглавил директор Академии архитектор А.Ф. Кокоринов. Президент Академии И.И. Бецкой приказал: «для вящего порядку и успеху господам надворному советнику и архитектору Кокоринову и господину профессору и архитектору Деламоту всякую неделю собиратца в экспедицию, ежели когда зачем чаще не можно, то в неделю неотменно по дважды, причем быть господину секунд майору Салтыкову и обще о всем касающемся до произведения сего строения разсуждать и по тому в действие производить; когда же либо в чем несогласны будут, в таком случае требовать резолюцей от меня». Следующим летом несколько сот рабочих принялись закладывать фундамент нового здания.

Торжественная церемония закладки состоялась 7 июля 1765 года в годовщину вступления на престол Екатерины II, о чем напоминает дата на полу вестибюля: «MDCCLXIV». Торжество подробно описал Я. Штелин. Перед фасадом реконструируемых зданий была выстроена лестница, по которой посетители поднимались на великолепно украшенный балкон. Через него можно было пройти в аванзал, а затем в открытую галерею по обеим сторонам здания. Под галереей в нишах располагались аллегорические статуи и вазы с барельефами. Площадь перед Академией вымостили досками, на берегу Невы устроили новую пристань с тремя причалами и лестницей. Эту площадь закрывал от многолюдной толпы забор, убранный зелеными ветками. У проходов дежурил караул.

В первую очередь состоялось освящение церкви при участии императрицы. Она прибыла на праздник около 11 часов на шлюпке, была встречена президентом И.И. Бецким и всеми директорами и членами Академии. Екатерина II положила в основание академического храма закладной порфировый камень. В угловые квадратные камни были вложены серебряные и золотые монеты. После церемонии закладки императрица присутствовала в главном зале при зачитывании Устава Академии и в час пополудни водой отправилась ко Двору. «Но для того чтобы и каждый мог принять участие в этом академическом празднике, Академия в вышеописанном уборе под надзором дежурного директора и члена Академии была полностью открыта целых 8 дней. Наплыв знатных, средних и простых людей, желающих осмотреть Академию, был постоянно столь большим, что ежедневно с утра до наступления ночи комнаты и залы кишели множеством людей».

Сначала приступили к возведению северного корпуса. В 1764-1770 годах были построены корпуса со стороны сада, 3-й и 4-й линий, круглый и дворовый корпус. Последний из них, окружающий круглый двор диаметром 55 метров, назван «циркуль». В феврале 1771 года академический Совет приостановил строительство из-за недостаточного финансирования. В следующем году скончался А.Ф. Кокоринов, которого обвинили в растрате выделенных на строительство средств. До отъезда во Францию в 1775 году работами руководил Валлен-Деламот, которого затем сменил профессор архитектурного класса Ю.М. Фельтен. Строительство здания Академии художеств было окончено в основном к 1784 году, отделку завершили к 1788 году. Кроме Фельтена в работах принимали участие Е.Т. Соколов, Дж. Квадри, Дж. Лукини, Б. Руска, Л. Руска. В оформлении интерьеров участвовали А.А. Михайлов, В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, И.П. Мартос, А.И. Иванов, К.А. Тон. Здание Академии художеств является одним из первых петербургских зданий спроектированных по принципам классицизма.

ТЕНЬ АРХИТЕКТОРА

Один из главных архитекторов Академии художеств, А.Ф. Кокоринов стал первым директором Академии. Как явствует из исторических документов, Кокоринов мирно скончался от болезни. Однако в 18 и 19 веках была популярна легенда о том, что талантливый архитектор, измученный и затравленный, повесился на чердаке Академии. Как утверждают сотрудники Академии, и сегодня тень архитектора можно встретить бродящим по сумрачным чердакам и лестничным переходам здания.


Прошло всего два года после открытия Московского университета, когда в конце 1757 года был издан указ Сената об учреждении Академии живописи, скульптуры и архитектуры. В ней учились – а некоторые потом и преподавали – выдающиеся мастера: В. Баженов, А. Захаров, И. Старов, Ф. Шубин, И. Мартос, М. Козловский, .

За свой долгий путь Российская академия пережила подлинный расцвет и сложное время нескольких реорганизаций. Но она всегда стремилась сохранить свой высокий статус.

По первоначальному замыслу Академия художеств должна была открыться в Москве. Ее созданию способствовали передовые деятели России, выдвигая многочисленные проекты ещё с петровских времен. Немало усилий приложил великий русский учёный М.В.Ломоносов, явившийся подлинным инициатором организации академии. Поскольку подходящего здания в Петербурге не было, первые учащиеся были направлены в Москву, в недавно образованный университет. Однако принятые на службу профессора-иностранцы не пожелали жить вдали от столицы, и вскоре специальное здание для академии стали строить в Петербурге по проекту А.Кокорина и Ж.Валлен Деламота. Строилось оно долго. Основная часть его завершена в 1764 - 1771 годах, а отделка интерьеров заканчивалась уже в первой трети XIX века.

Сначала занятия проходили в доме первого президента Академии художеств Ивана Ивановича Шувалова. О самом раннем периоде её существования сохранились отрывочные сведения. Многие документы погибли, когда академический архив эвакуировали во время войны с Наполеоном в 1812 году. Со смертью архивариуса, досконально знавшего факты, их так и не удалось восстановить, что отмечал в 1829 году президент А.Оленин.

Среди смет на постройку здания академии сохранились интересные наставления строителям конца XVIII века, как должны выглядеть будущие классные комнаты, спальни учащихся и преподавателей. Все следовало строго подчинить особенностям петербургского климата, назначению помещений. Именно этим и определялось их декоративное убранство. Комнаты для занятий предполагалось лишь сделать «приятнее», чем спальни.

До утверждения штата и устава Академии в 1764 году она вошла в историю под названием шуваловской. Возраст учеников колебался от 15 до 27 лет. Преимущественно это были выходцы из Московского университета, стремившихся заниматься искусством, которых направили в Петербург в 1758 году. Поскольку все они получили уже какие-то основы знаний, академия стремилась главное внимание уделять обучению в живописном, скульптурном, архитектурном и гравировальном классах.

Педагогов наряду со специально выписанными художниками из-за границы приглашали сначала из Академии наук, существовавшей с 1724 года. Там также шло обучение различному мастерству – гравировальному, камнерезному, токарному, переплетному. На первых порах своих преподавателей не хватало, и лишь в начале XIX века. русские педагоги почти полностью вытеснили иностранцев.

В числе первых в Россию в феврале 1758 года прибыл француз Н.Жилле, который вместе с Дювелли вел натурный класс, а также скульптурный, в том числе «орнаментной скульптуры». За 20 лет он воспитал блестящую плеяду русских скульпторов: Ф.Шубина, Ф.Гордеева, И.Мартоса, Ф.Щедрина. В 1759 году наряду с ежегодно сменявшимися иностранцами в академии появились в качестве наставников А.Лосенко, К.Головачевский и И.Саблуков – живописцы, прошедшие основательную школу в мастерской И.Аргунова. Вскоре преподавателем был зачислен известный портретист Ф.Рокотов. Во главе архитектурного класса с октября 1758 года стал А.Кокоринов, а через год в академии преподавал уже и профессор архитектуры Валлен Деламот.

В торжественной обстановке в 1764 году были одобрены регламент и устав Академии художеств. Круг специальностей, предусмотренных штатом, свидетельствовал о широте поставленных задач, о стремлении готовить профессионально разносторонних мастеров.

Нововведением стало создание при Академии художеств в 1764 году Воспитательного училища, в которое принимались дети пяти-шести лет, чаще всего придворных служителей – истопников, дворников, певчих и солдат. Изредка попадали сюда и крепостные художники и их дети. В то время профессия живописца считалась недостойной для выходцев из дворян. В Воспитательном училище подростки полностью изолировались от общества, им запрещалось общаться с посторонними, даже с учениками смежных специальностей. Царский двор хотел создать особое сословие, призванное обслуживать его нужды. Дети с малолетства приучались к упорному труду. Они вставали в пять часов утра, и занимались до часу дня специальными предметами. Затем после небольших перерывов на обед и отдых снова начиналась учеба в различных классах, специальных и общеобразовательных. Ученики получали казенное платье – «по сюртуку на год» - и полностью состояли на «казенном коште», то есть на содержании академии. Стремясь готовить широко образованных художников, академия с первых лет существования обучала не только общеобразовательным дисциплинам, различным художествам, но и смежным с их будущей профессией областям – музыке, танцам, пению, театральному искусству.

«Установлением о мастерствах», принятом весной 1764 года, было узаконено обучение и декоративным искусствам – резьбе по дереву и камню, чеканке и литью, мастерству золотых и серебряных дел, работе с эмалями (финифти), миниатюрному письму, мозаике и медальерному делу. Первоначально к изучению прикладных ремесел назначались плохо успевающие ученики на кратковременный срок, в который они по-прежнему могли посещать основные классы живописи, скульптуры и архитектуры. Впоследствии классы «мастерства и ремесел» были узаконены, и они сравнялись в правах с основными «художествами». Академия в XVIII веке стала не только крупнейшим центром подготовки живописцев, скульпторов, архитекторов, граверов, но и художников декоративного профиля. Для их обучения приглашались мастера-иностранцы, а позднее их русские воспитанники, прошедшие академическую школу.

Академический курс обучения был рассчитан на 15 лет. Первые три года занятия шли в Воспитательном училище. Следующие шесть лет ученики разных специальностей занимались по общей для всех программе – так называемый «2-й и «3-й возрасты». Лишь на старших «возрастах», то есть с 15 до 21 года, они получали специализацию. Система обучения в Академии художеств XVIII – первой половине XIX века была прогрессивной для своего времени.

Петербу́ргская акаде́мия худо́жеств - российское высшее учебное художественное учреждение, основана в Петербурге в 1757 году, с 1764 года официально называлась Императорской академией художеств. Идея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана Петром I Великим в конце 1690-х годов. «Академия трех знатнейших художеств», закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в Петербурге в 1757 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны , по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова . Именно Шувалов стал первым директором академии, пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников, а в 1758 году подарил академии свою художественную коллекцию, которая положила начало библиотеке и музею. Учебные классы открылись в 1758 году, первый выпуск состоялся в 1762 году. В 1764 году Екатериной II Великой был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской академии художеств. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. Академия получила самоуправление - ее возглавлял Совет профессоров и президент.

В том же 1767 году году по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова началось строительство каменного здания академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788. В 1764 при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему - «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.
В 1802 при президенте А. С. Строганове устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.
В 1840 было закрыто Воспитательное училище и оставлены лишь учебные классы. С 1843 президентами назначались только лица императорской фамилии. В 1847 при академии было учреждено Мозаичное заведение в составе художественного и технического отделений. По уставу 1859 академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца. Во время подъема демократического художественного движения из академии ушли 13 ее выпускников во главе с И. Н. Крамским , которые создали самостоятельное объединение «Артель художников ».
Благодаря деятельности крупных педагогов, в том числе выдающегося преподавателя П. П. Чистякова , академия и во 2-й пол. 19 в. сохраняла свое значение главной в России школы художественного образования. В 1893 был утвержден новый устав, который вернул академии самоуправление. Учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры (ВХУ), при котором были открыты мастерские во главе с выдающимися художниками И. Е. Репиным , В. Е. Маковским , И. И. Шишкиным , А. И. Куинджи . ИАХ было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений. Музей академии, основанный графом И. И. Шуваловым в 1758, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились все поколения студентов. На основе этой коллекции в 1895 был основан Русский музей императора Александра III .
В 1918 академия была закрыта, часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж . Вместо ВХУ после ряда преобразований в 1932 был создан Институт живописи, скульптуры и архитектуры. В 1933-1947 в бывших зданиях ИАХ располагалась Всероссийская академия художеств, преобразованная затем в Академию художеств СССР. В этих заданиях располагается музей, архив, библиотека Петербургской академии художеств. Среди выпускников Императорской академии художеств: А. П. Лосенко , Ф. И. Шубин , В. И. Баженов , Ф. С. Рокотов , И. Е. Старов , А. А. Иванов ,